Научная статья на тему 'АНАЛИЗ НАРУШЕНИЙ ПРАВИЛ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН'

АНАЛИЗ НАРУШЕНИЙ ПРАВИЛ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
163
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЖАРНЫЙ НАДЗОР / FIRE CONTROL / ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / FIRE SAFETY REQUIREMENTS / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY / КОДЕКС РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ / RF CODE OF ADMINISTRATIVE OFFENCES / ПОЖАРЫ / FIRES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алдеров И. С.

Целью статьи является выявление наиболее часто совершаемых нарушений правил пожарной безопасности и на основе их анализа подготовка предложений по совершенствованию действующего законодательства, устанавливающего административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности. Научная новизна статьи заключается в том, что в ней предлагаются конкретные меры, направленные на совершенствование Кодекса РФ об административных правонарушениях. При написании статьи использовались различные методы исследования, в частности: диалектический, логический, формально-юридический, анализа и синтеза. В заключение автор делает вывод о необходимости внесения изменений и дополнений в КоАП РФ с целью совершенствования порядка привлечения к административной ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Алдеров И. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF VIOLATIONS OF THE RULES OF FIRE SAFETY ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN

The purpose of article is identification of the most often made abuses of regulations of fire safety and on the basis of their analysis preparation of suggestions for improvement of the current legislation establishing the administrative responsibility for violation of requirements of fire safety. Scientific novelty of article is that in it the specific measures directed to enhancement of the Code of the Russian Federation about administrative offenses are proposed. In writing the article used a variety of research methods, including: dialectical, logical, formal and legal, analysis and synthesis. In conclusion, the author concludes that the need for changes and amendments to the Administrative Code of the Russian Federation with a view to improving the procedure of bringing to administrative responsibility.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ НАРУШЕНИЙ ПРАВИЛ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН»

ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО И ФИНАНСОВОГО ПРАВА

УДК 614.849

АНАЛИЗ НАРУШЕНИЙ ПРАВИЛ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ПРИМЕРЕ

РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Алдеров И.С., Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Российская Федерация,

dager05.ru87@mail. гы

Целью статьи является выявление наиболее часто совершаемых нарушений правил пожарной безопасности и на основе их анализа подготовка предложений по совершенствованию действующего законодательства, устанавливающего административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности. Научная новизна статьи заключается в том, что в ней предлагаются конкретные меры, направленные на совершенствование Кодекса РФ об административных правонарушениях. При написании статьи использовались различные методы исследования, в частности: диалектический, логический, формально-юридический, анализа и синтеза. В заключение автор делает вывод о необходимости внесения изменений и дополнений в КоАП РФ с целью совершенствования порядка привлечения к административной ответственности.

Ключевые слова: пожарный надзор, требования пожарной безопасности, административная ответственность, Кодекс РФ об административных правонарушениях, пожары.

Б01: 10.21779/2224-0241-2016-20-4-92-94

UDC 614.849

THE ANALYSIS OF VIOLATIONS OF THE RULES OF FIRE SAFETY ON THE EXAMPLE OF THE

REPUBLIC OF DAGESTAN

Alderov I.S., Dagestan State University, Makhachkala, Russian Federation, [email protected]

The purpose of article is identification of the most often made abuses of regulations of fire safety and on the basis of their analysis preparation of suggestions for improvement of the current legislation establishing the administrative responsibility for violation of requirements of fire safety. Scientific novelty of article is that in it the specific measures directed to enhancement of the Code of the Russian Federation about administrative offenses are proposed. In writing the article used a variety of research methods, including: dialectical, logical, formal and legal, analysis and synthesis. In conclusion, the author concludes that the need for changes and amendments to the Administrative Code of the Russian Federation with a view to improving the procedure of bringing to administrative responsibility.

Key words: fire control, fire safety requirements, administrative responsibility, RF Code of Administrative Offences, fires.

DOI: 10.21779/2224-0241-2016-20-4-92-94

В настоящее время в России пожары являются одними из серьезных проблем в сфере обеспечения общественной безопасности. Наиболее часто пожары случаются в жилых помещениях, в объектах производственного и социально-культурного назначения. Ежегодно в результате пожаров погибают, травмируются и остаются без собственности тысячи граждан, причиняется материальный ущерб предприятиям и организациям различных форм собственности. В большинстве случаев пожары случаются в результате нарушения простейших правил пожарной безопасности [1].

Другой причиной пожаров является недостаточное финансирование противопожарных мероприятий по защите производственных и социально-культурных объектов. Следует отметить, что в настоящее время в сфере обеспечения общественной без-

опасности существует высокий риск возникновения пожаров.

Наиболее часто встречающимися правонарушениями в сфере пожарной безопасности, выявляемыми органами госпожарнадзора, являются:

- несоответствие требованиям противопожарных норм путей эвакуации людей,

- отсутствие автоматической пожарной сигнализации или других систем оповещения людей,

- нарушения правил эксплуатации электрических сетей и оборудования.

Чаще всего заведения не отвечают простейшим правилам безопасности в случае пожара. Например, в целях пожарной безопасности категорически нельзя применять некоторые отделочные материалы на путях эвакуации, в частности, дерево. Нельзя также использовать материалы, не подтвержденные сертифи-

И.С. АЛДЕРОВ

катом пожарной безопасности, т.к. встречаются материалы, по внешнему виду которых нельзя определить, являются ли они горючими и выделяют ли токсичные вещества, например, пластиковые панели.

Довольно распространенное нарушение - это зауженные дверные проемы в местах большого скопления людей, например, вместо предусмотренных правилами 1,20 м их делают 90 см. Или проход в заведение осуществляется по суженной винтовой лестнице. В случае возникновения пожара, когда толпа направится к выходу, может возникнуть давка и т.д.

Еще одно частое нарушение - наличие решеток на окнах, недостаточное количество эвакуационных выходов, которые должны находиться в разных сторонах здания с целью избежания столпотворения в одном месте. К примеру, в банкетных залах, рассчитанных на 500 человек, имеется всего два выхода, тогда как по расчетам их должно быть три. Расстояние между эвакуационными путями также не соблюдается: по установленным нормам оно не должно превышать 25 м.

Основными нарушениями, обнаруженным при проверках, являются: загромождение проходов (дверей, люков, переходов в смежные секции, выходов на лестницы, лестничные площадки, в коридоры, лифтовые холлы) мебелью, оборудованием и другими предметами; установление на окнах глухих решеток, остек-ленение балконов, лоджий и галерей, ведущих к лестничным площадкам, образование на лестничных клетках кладовых помещений, а также хранение на лестничных площадках и под лестничными маршами вещей, мебели и других горючих материалов.

Пути эвакуации и выходы должны соответствовать требованиям пожарной безопасности по освещенности, размерам, количеству. Двери на путях эвакуации должны быть установлены по направлению выхода из здания и открываться свободно. Следует отметить, что не во многих клубах г. Махачкалы пути эвакуации оборудованы аварийным освещением и указателями аварийного выхода. Следует иметь в виду, что при пожаре основное электроснабжение довольно часто выключается, в такой ситуации должно загораться аварийное освещение и освещаться эвакуационный выход, чтобы люди могли сориентироваться в темноте, в незнакомом месте.

При проведении проверок обнаруживается неисправное состояние автоматической пожарной сигнализации или отсутствие системы оповещения людей о пожаре, плана эвакуации. К примеру, во многих ночных клубах г. Махачкалы автоматическая пожарная сигнализация не исправна, отсутствует система оповещения людей о пожаре, двери на путях эвакуации открываются не по направлению к выходу из помещения, стены помещения входа отделаны легковоспламеняю-щими материалами, расстояние от прожекторов и светильников на сцене до отделки стен менее 0,5 метра и

др.

В заведениях, в которых пребывает большое количество людей, должны быть установлены автоматические системы оповещения о пожаре. В настоящее время их очень много - от самых простых в виде громкоговорителя до систем, работающих в автоматическом режиме. Особенно это касается организаций, в которых содержаться дети, - это частные школы, детские сады и др.

Не менее серьезное нарушение, встречающееся во многих помещениях, субъектов малого предпринимательства, - это отсутствие систем дымо-удаления. В замкнутом помещении, в котором нет возможности удалить дым, увеличивается концентрация отравляющих веществ. В таких условиях человек теряет ориентацию и может задохнуться от продуктов горения.

На многих производственных объектах не установлены системы автоматической пожарной защиты или они не соответствуют установленным нормам. По статистике, самыми распространенными причинами пожаров являются: курение в неустановленных местах, т.е. в рабочих кабинетах, и нарушение требований к эксплуатации электрической проводки. Последнее нарушение является причиной 30% возгораний. Как правило, электрические сети не выдерживают нагрузку из-за использования электронагревательных приборов, плохой изоляции проводки и др.

Анализ чрезвычайных событий, связанных с пожарами, показывает необходимость совершенствования организационно-правовой системы обеспечения безопасности людей при возникновении пожаров.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" [2] под пожарной безопасностью следует понимать состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, т.е., пожарная безопасность является частью системы общественной безопасности. Среди мер обеспечения пожарной безопасности особое место занимает институт административной ответственности [3, 4, 5, 6].

Административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности применяется органами госпожарнадзора, которые входят в структуру МЧС РФ [7, 8, 9]. На практике существуют проблемы, связанные с реализацией этими органами административной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности [10]. В частности, нормы, устанавливающие ответственность за нарушение правил пожарной безопасности (ст. 8.32, 11.16, 20.4 КоАП РФ), являются бланкетными, т.е. сначала необходимо установить нарушения требований специальных нормативных документов, устанавливающих правила устройства и использования электрооборудования, содержания эвакуационных выходов из зданий, сетей противопожарного водоснабжения, систем экстренного оповещения людей, изоляции очагов возгорания и др. После чего следует переходить к вопросам привлечения к административной ответственности.

Нуждается в уточнении и ст. 20.4 КоАП РФ. Так, согласно ч. 2 этой статьи нарушение требований пожарной безопасности заключается только в действиях, тогда как противопожарные правила могут быть нарушены и в форме бездействия, например, неисполнение своих обязанностей должностными лицами, ответственными за обеспечение пожарной безопасности. Поэтому следует согласиться с С.А. Шатовым, который предлагает в части 2 ст. 20.4 КоАП РФ заменить слова "те же действия" более широкой категорией - "те же деяния" [11].

Думается, что в КоАП РФ следует закрепить ответственность за неисправное состояние пожарной сигнализации, а также за необеспечение беспрепятственного функционирования эвакуационных выходов из зданий с массовым пребыванием людей.

ЮРИДИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК ДГУ. Т. 20. 2016. № 4.

Думается, что предложенные дополнения и изменения в КоАП РФ, направленные на совершенствование порядка привлечения к административной

ответственности должны способствовать обеспечению эффективной пожарной безопасности.

Литература

1. Статистика пожаров в Российской Федерации за 2015 год. URL: http: //www.spektrprestig.ru (дата обращения: 20.10.2016).

2. О пожарной безопасности: федер. закон Рос. Федерации от 21 дек. 1994 г. № 69-ФЗ: с изм. и доп. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. № 35, ст. 3649.

3. Татарян В.Г. Административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности по новому КоАП Российской Федерации // Юрист. 2009. № 10.

4. Татарян В.Г., Татарян Е.Е. Законодательство об административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности: анализ изменений за последнее десятилетие // Сервис в России и за рубежом. 2015. Т. 9. № 1 (57). С. 42-56.

5. Фарафонова М.В. О понятии, содержании и классификации мер административного принуждения в области обеспечения пожарной безопасности //Административное право и процесс. 2016. №6. С. 82-84;

6. Фарафонова М.В. О понятии и признаках административной ответственности в области пожарной безопасности // Административное право и процесс. 2016. №4. С. 80-82.

7. Арсланбекова А.З., Алдеров И.С. Основные направления совершенствования деятельности Государственного пожарного надзора // Юридический вестник ДГУ. 2016. № 2.

8. Христинич И.В. Надзор за исполнением законов в сфере пожарной безопасности // Законность. 2011.

№ 2.

9. Унагаев Д. Л. Совершенствование информатизации в деятельности органов государственного пожарного надзора МЧС России по Республике Бурятия // Молодой ученый. 2014. № 18.

10. Шатов С.А. Совершенствование административно-юрисдикционной деятельности органов государственного пожарного надзора // Административное право и процесс. 2012. № 11.

11. Шатов С.А. К вопросу о совершенствовании норм об административной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности // Российская юстиция. 2011. № 4.

References

1. Statistika pozharov v Rossiiskoi Federatsii za 2015 god. URL: http: //www.spektrprestig.ru (data obrashcheni-ya: 20.10.2016).

2. O pozharnoi bezopasnosti: feder. zakon Ros. Federatsii ot 21 dek. 1994 g. № 69-FZ: s izm. i dop. // Sobr. za-konodatel'stva Ros. Federatsii. 1994. № 35, st. 3649.

3. Tataryan V.G. Administrativnaya otvetstvennost' za narushenie trebovanii pozharnoi bezopasnosti po novomu KoAP Rossiiskoi Federatsii // Yurist. 2009. № 10.

4. Tataryan V.G., Tataryan E.E. Zakonodatel'stvo ob administrativnoi otvetstvennosti za narushenie trebovanii pozharnoi bezopasnosti: analiz izmenenii za poslednee desyatiletie // Servis v Rossii i za rubezhom. 2015. T. 9. № 1 (57). S. 42-56.

5. Farafonova M.V. O ponyatii, soderzhanii i klassifikatsii mer administrativnogo prinuzhdeniya v oblasti obespecheniya pozharnoi bezopasnosti //Administrativnoe pravo i protsess. 2016. №6. S. 82-84;

6. Farafonova M.V. O ponyatii i priznakakh administrativnoi otvetstvennosti v oblasti pozharnoi bezopasnosti // Administrativnoe pravo i protsess. 2016. №4. S. 80-82.

7. Arslanbekova A.Z., Alderov I.S. Osnovnye napravleniya sovershenstvovaniya deyatel'nosti Gosudarstvennogo pozharnogo nadzora // Yuridicheskii vestnik DGU. 2016. № 2.

8. KhristinichI.V. Nadzor za ispolneniem zakonov v sfere pozharnoi bezopasnosti // Zakonnost'. 2011. № 2.

9. Unagaev D. L. Sovershenstvovanie informatizatsii v deyatel'nosti organov gosudarstvennogo pozharnogo nad-zora MChS Rossii po Respublike Buryatiya // Molodoi uchenyi. 2014. № 18.

10. Shatov S.A. Sovershenstvovanie administrativno-yurisdiktsionnoi deyatel'nosti organov gosudarstvennogo pozharnogo nadzora // Administrativnoe pravo i protsess. 2012. № 11.

11. Shatov S.A. K voprosu o sovershenstvovanii norm ob administrativnoi otvetstvennosti za narushenie pravil pozharnoi bezopasnosti // Rossiiskaya yustitsiya. 2011. № 4.

Поступила в редакцию 21 Октября 2015 г.

Received 21 October, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.