Национальный психологический журнал №1(13)/2014, 47-54 УДК: 159.923 159.947.5 Оригинальная статья
National Psychological Journal #1(13)/2014, 47-54 doi: 10.11621/npj.2014.0105 Original Article
Анализ мотивации с позиций теории деятельности
В.А. Иванников МГУ имени М.В. Ломоносова. Москва, Россия
Поступила: 31 августа 2014 / Принята к публикации: 12 сентября 2014
Analysis of motivation from the viewpoint of the activity theory
Vyacheslav A. Ivannikov Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia
Received: 31 August, 2014 / Accepted for publication: September 12, 2014
"О предлагаемой работе мотивация понимается как особая активность живых существ по психическому обеспеченью порождения субъектом деятельности В (как решение задачи на порождение деятельности). В процессе мотивации, который запускается актуализированной потребностью или требованиями общества к человеку, субъект принимает необходимость поведения, выбирает к исполнению одну из необходимых деятельностей, выбирает объект поведения, отвечающий в данной ситуации предмету потребности, находит способ поведения и создает надпороговое побуждение к деятельности. Эта активность может осуществляться непроизвольно или произвольно, со многими операциями или свернуто до автоматизма (мотивационная привычка - навык). Решение задачи на мотивацию обеспечивается либо за счет решения найденного в эволюции вида (врожденный способ), либо за счет решения найденного в онтогенезе (мотивационный навык), либо ищется «здесь-и-сейчас».
У человека процесс мотивации представляет собой высшую психическую функцию, системно построенную и осознанно и произвольно осуществляемую. Системность строения мотивации означает совместную работу всех психических процессов (эмоционально-волевых и познавательных), обеспечивающую построение побуждения к действиям через внешние и внутренние операции. При построении побуждения к действию субъект деятельности учитывает наличие объектов или предметных желаний, имеющих для него смысл предмета потребности, их степень привлекательности в данной конкретной ситуации, знания предметных условий своего поля действия и прогноз их изменений, наличие средств (орудий) действий, свои умения, свое эмоционально-функциональное состояние и другие факторы. Мотив понимается как конкретный объект или желание, имеющее для субъекта смысл предмета потребности в данной конкретной ситуации деятельности. Предмет потребности есть общий термин для всего того, что может удовлетворить потребность. Ключевые слова: поведенческая задача, потребность, мотивация, мотив, побуждение.
тг n this paper, the motivation Is deemed as a particular activity of living beings to provide mental support of Individuals for generating activity (as the solution of I generating activity problem). In the process of motivation, triggered by actualized needs or requirements of the society, the person accepts the need of conduct, chooses one of the offered activities to fulfill, selects the object of his/her behaviour, which is correspondent with the subject of need in a particular situation, finds a way of conduct to create the supraliminal motivation to work. This activity can be carried out randomly or involuntarily, with multiple operations or being reduced to automaticity (motivational habit being a skill).
Solution of the motivation problem is provided by either solution found in the evolution of species (congenital method) or by solutions found in ontogeny (motivational skills), or is being looked for "here-and-now".
In humans, the process of motivation is correspondent with the higher mental functions, the former being constructed as a system and implemented deliberately and voluntarily. The motivation system denotes collaboration of all mental processes (emotional-volitional, and cognitive), which provides motivation to action by means of internal and external operations.
When referring motivation to action, the subject of the activity shall take into account the objects or subjects of desire that are meaningful for him/her in terms of needs, their degree of attractiveness in this particular situation, knowing the subject terms of his/her field of action, anticipating changes, having tools at disposal for further action, skills, their emotional and functional condition, and other factors. Motive is understood as a particular object or a desirewhich is meaningful for a subject in terms of necessity in this particular situation. The subject of need is the general term for anything that can meet the need. Keywords: behavioural problem, need, motivation, motive, motivation
1 г 1 Г онятия «мотив» и «мотивация» очень широко используются ■А .Ав психологии, но их содержание остается весьма неопределенным. Эти понятия, введенные в психологию для объяснения причин поведения и механизма запуска (начала) деятельности, стали широко использоваться только в двадцатом столетии. До этого поведение объяснялось наличием у человека свободной воли, а у животных - инстинктов и рефлексов.
Понятие инстинкта, введенное в античной философии как теоретический конструкт, соответствовало понятию «потребность» в современной психологии. Оно имело положительное значение для развития теории поведения живых существ, передвигающихся в пространстве, в отличие от неживых тел, не за счет внешних сил, а за счет собственной энергии и активности, побуждаемой собственными внутренними причинами. Понятие рефлекса, наоборот, вводило внешнюю причину поведения живых существ, приравнивая их к сложно устроенным живым машинам, подчиняющимся законам механики, оно открывало большие возможности для реализации принципа детерминизма.
В двадцатом веке было выявлено, что инстинкт активизирует поведение только при наличии предмета потребности,
а рефлекс срабатывает только при готовности живого существа к такому поведению. Это означает, что поведение живых существ побуждается не внешней средой, хотя оно и невозможно и без учета внешних условий поведенческого пространства. Причина поведения, как необходимость его для субъекта (поведенческая задача), сама по себе не должна и не может прямо вызывать (побуждать) необходимую деятельность, поскольку поведение отвеча-
ет (соотносится) не только с причиной поведения в виде направленности деятельности на конечный результат, но и с предметными условиями поведенческого пространства, влияющими на выбор деятельности (при наличии двух и более поведенческих задач), выбор объекта, имеющего смысл предмета потребности, выбор способа деятельности и др. Поэтому субъект не может иметь какого-то постоянного образования, действующего как побудитель поведения - побуждение к началу деятельности должно каждый раз строиться заново с учетом предметных условий конкретной ситуации. Такое положение позволяет предполагать наличие особого психического процесса, обслуживающего порождение деятельности, ко-
торый можно обозначить как процесс мотивации (производное от понятия «мотив»).
Введение понятия «мотив» в психологию обещало решить проблему побуждения и содержания деятельности (включая направленность). Но, с самого начала понятие мотива было неопределенным по своему содержанию: мотив понимался и как побудитель поведения (от латинского - толкать, двигать), и как то, ради чего поведение осуществлялось (причина поведения). Двойственность содержания этого понятия сохранилась до наших дней, создавая трудности в анализе порождения деятельности. Она же демонстрирует несовместимость способности к побуждению поведения и способности быть тем, ради чего осуществляется поведение (что является причиной поведения и определяет его направленность) в одном образовании - мотиве.
Если мотив понимать как побудитель, то в этом случае мотивы должны создаваться каждый раз заново при необходимости поведения и не могут храниться, а потому и составлять мотива-ционную сферу человека с иерархией мотивов. То есть, мы должны отказаться от понятия мотивационной сферы. Если же мотив понимать как то, ради чего совершается деятельность (ее причина), тогда мотив не может непосредственно побуждать активность живого существа. Потому что он, во-первых, сам по себе изначально не обладает побудительностью (побудительностью обладает только актуализированная потребность), а, во-вторых, субъект не может начать деятельность без необходимых внешних условий (вспомним исследования инстинктов и рефлексов, в которых было установлено, что поведение начинается только при одновременном наличии внутренней причины и соответствующих внешних условиях). Из этого следует, что любые попытки ввести понятие побудителя поведения как постоянного образования (под любым названием) окажутся неэффективными.
Вопрос о мотивации как об особом психическом процессе можно обсуждать только в рамках проблемы порождения деятельности и заданных обществом субъекту активности действий, поскольку мотивация является психическим обеспечением порождения деятельности субъектом. Необходимость такого подхода объясняется тем, что деятельность живого существа явля-
Вячеслав Андреевич Иванников -
член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова. Автор 13 книг и 35 статей по проблемам общей психологии и психологии личности E-mail: [email protected]
Побуждение к началу деятельности должно каждый раз строиться заново с учетом предметных условий конкретной ситуации. Такое положение позволяет предполагать наличие особого психического процесса, обслуживающего порождение деятельности, который можно обозначить как процесс мотивации (производное от понятия «мотив»)
Вопрос о мотивации как об особом психическом процессе можно обсуждать только в рамках проблемы порождения деятельности и заданных обществом субъекту активности действий, поскольку мотивация является психическим обеспечением порождения деятельности субъектом
ется определяющей по отношению ко всем другим видам психической активности. Это означает, что идея И.М. Сеченова (Сеченов, 1953) о психическом как особом звене поведения, разделяемая и развитая С.Л. Рубинштейном (Рубинштейн, 1973) и А.Н. Леонтьевым (Леонтьев, 2004), является обоснованной и психические процессы надо рассматривать как субъективные составляющие деятельности. К субъективным составляющим деятельности относятся все психические процессы, обеспечивающие субъекта побуждением к активности, ориентирами для деятельности, навыками исполнения операций, регуляцией активности и контролем за результатами.
Мотивацию при таком подходе можно рассматривать как особую психическую активность (работу) субъекта, как высшую психическую функцию по Выготскому (Выготский, 1983) Она обеспечивает:
а) репрезентацию субъекту актуализированных потребностей;
б) признание им необходимости поведения, то есть его решения принять поведенческую задачу к реализации;
в) выбор одной из задач к исполнению, если актуализировалось более одной;
г) выбор предмета потребности и деятельности в конкретной ситуации;
д) выбор способа деятельности и составление плана его реализации;
е) построение (создание) побуждения к началу деятельности и решение субъекта - начать деятельность. Такое понимание мотивации означает, что понятие мотива как побудителя не вписывается в концепцию теории деятельности, поэтому надо принимать положение А.Н. Леонтьева о мотиве как предмете потребности (Леонтьев, 1971, 2004). Предмет потребности - есть обобщенное обозначение всего того, что может удовлетворять потребность. В качестве предмета потребности могут выступать конкретные объекты (например, пищевые - мясо, рыба, молоко и пр.) или конкретные предметные желания (например, стать летчиком, написать книгу и т.д.). Эти объекты и желания, получившие в данных конкретных условиях смысл предмета потребности, временно становятся мотивом деятельности, приобретая через его смысл для субъекта побудительность от актуализи-
рованной потребности (В.А. Иванников, 2010, 2013).
Состав так понимаемых мотивов постоянно расширяется при жизни человека, создавая его иерархически построенную мотивационную сферу с ведущими и подчиненными мотивами и стоящими за ними потребностями и личностными ценностями. Из них в процессе мотивации, который включен в состав общей задачи порождения деятельности как ее
звено, и выбирается отвечающей данной ситуации объект (желание), становящийся временным мотивом для субъекта.
Само поведение (деятельность) появляется в эволюции как новый способ адаптации живого существа к таким условиям среды, которые делают морфологический и физиологический способы его адаптации неэффективными (Северцов, 1994; Гальперин, 1976; Иванников, 2010). Потребности как жизненные задачи могут удовлетворяться следующими способами:
а) морфологическим через устройство тела организма (например, толстый подкожный слой жира теплокровных водных животных, густой мех теплокровных, живущих в условиях низких температур среды обитания, шипы для защиты от врагов и пр.);
б) физиологическим (например, расширение кровеносных сосудов при повышении температуры тела или их сужение при охлаждении организма);
в) поведенческим через внешнюю двигательную (моторную) активность, то есть через деятельность субъекта. Поведенческий способ удовлетворение потребностей возникает не потому, что у субъекта деятельности имеются потребности (жизненные задачи), а потому, что они не могут быть удовлетворены без поведения.
То есть, жизненные задачи могут решаться и без поведения, но когда мор-
фологический и физиологический способы не могут обеспечить успех, то переход к поведению становится единственно возможным способом удовлетворения потребностей. Значит, наличие актуализированной потребности не всегда требует поведения, но за поведением всегда стоит жизненная задача субъекта.
Деятельность не начинается без наличия у субъекта поведенческой задачи. Поведенческая задача появляется у человека в следующих случаях:
а) при актуализации какой-либо потребности;
б) по требованию общества (государства), принимаемого субъектом к исполнению;
в) по решению самого человека, ориентирующегося на будущее (учитывающего предстоящую актуализацию потребностей и необходимость избегания отрицательных событий в будущем).
Требования общества и собственные решения человека предполагают переход к произвольному поведению и произвольной мотивации по типу высшей психической функции (Выготский, 1983).
Порождение деятельности требует наличия двух условий.
Первое и главное условие - это наличие у субъекта жизненной задачи, предполагающей поведение, то есть такой задачи, которая не может быть решена без поведения. Вторым условием является наличие у субъекта возможности осуществлять деятельность. Но наличие этих условий не может автоматически запускать поведение, для его начала необходимо создание (построение) субъ-
Понятие мотива как побудителя не вписывается в концепцию теории деятельности, поэтому надо принимать положение А.Н. Леонтьева о мотиве как предмете потребности. Предмет потребности - есть обобщенное обозначение всего того, что может удовлетворять потребность
Жизненные задачи могут решаться и без поведения, но когда морфологический и физиологический способы не могут обеспечить успех, то переход к поведению становится единственно возможным способом удовлетворения потребностей. Значит, наличие актуализированной потребности не всегда требует поведения, но за поведением всегда стоит жизненная задача субъекта
ектом побуждения надпороговой величины, позволяющего ему реализовывать деятельность.
Порождение деятельности проходит ряд этапов, предусматривающих решение промежуточных подзадач.
Первая подзадача - это принятие субъектом необходимости конкретного поведения в сложившихся условиях.
Вторая подзадача - выбор поведенческой задачи, если их у субъекта две и более. При актуализации двух и более потребностей субъекту необходимо делать выбор очередности их удовлетворения или оценивать возможность их согласования, когда решение одной поведенческой задачи обеспечивает частичное или полное удовлетворение
другой потребности или создает для этого условия. В случае неотложности удовлетворения актуализированной потребности (неотложные поведенческие задачи - оборона или исследование неожиданных изменений ситуации) автоматически создается надпороговое по-
буждение к нужному поведению. Все другие виды деятельности предполагают включение процесса мотивации с ориентировкой субъекта в своих потребностях и мотивах и анализом наличия в своем поведенческом пространстве предмета актуализированной потребности, точнее того, что имеет смысл предмета потребности (например, объект питания) и что в этих условиях является реальным мотивом, ради
которого порождается и осуществляется деятельность.
При поведенческом способе решения жизненных задач потребности должны быть субъективно представлены (репрезентированы) субъекту дея-
тельности, создавая для него задачу на поведение. Но сама по себе репрезентированная субъекту необходимость поведения не может инициировать (включить, породить) деятельность, потому что поведение должно быть направлено на объект, удовлетворяющий актуализированную потребность. В терминологии А.Н. Леонтьева - это предмет потребности (Леонтьев, 1971, 1981), который всегда дается в конкретных условиях поведенческого пространст-
ва. Поэтому третья подзадача при порождении деятельности - это выбор конкретного объекта (например, мясо, хлеб, рыба) или предметного желания (например, стать художником), отвечающего предмету потребности, и, по мысли А.Н. Леонтьева, становяще-
гося мотивом деятельности в данных конкретных условиях поведения. Предмету потребности может соответствовать одновременно несколько объектов или предметных желаний (например, предмету пищевой потребности могут соответствовать мясо, рыба. овощи, хлеб и пр.).
Один и тот же объект может удовлетворять одновременно сразу несколько потребностей (например, покупка че-
ловеком костюма отвечает и потребности в терморегуляции, и эстетической потребности, и потребности в социальном статусе, и др.). У некоторых видов живых существ пищевая потребность может иметь только один генетически закрепленный объект как предмет потребности - бабочка-капустница, тутовый шелкопряд, бамбуковый медведь и др. Однако для большинства видов животных и человека закрепление объекта в качестве предмета потребности достигается в процессе опредмечивания потребностей, то есть прижизненного запечатления объекта или предметного желания, приобретающего для субъекта смысл предмета потребности. В конкретной ситуации порождения деятельности субъект должен выбрать для достижения один из этих объектов, имеющих для него смысл предмета актуализированной потребности, который и будет реальным мотивом поведения в данной ситуации.
Четвертая подзадача при порождении деятельности - это создание образа предметных условий новой ситуации, в которой субъекту предстоит действовать, и анализ этой ситуации с позиций предстоящей деятельности. Потому, что успешность деятельности зависит от адекватного учета предметных условий, в которых поведение осуществляется, и необходимое знание о которых обеспечивается не мотивационной, а познавательной (когнитивной) сферой.
Пятая подзадача - это выбор, на основе образа ситуации, способа достижения предмета потребности с учетом предметных условий ситуации. Избранный человеком способ деятельности требует составления плана действий с выделением промежуточных результатов (осознаваемых промежуточных целей) и соответствующих способов действий (операций) и отвечающих им средств (орудий).
Последняя подзадача определяется невозможностью мотива непосредственно инициировать (побуждать) избранные субъектом действия. Эти действия отвечают не только мотиву, но и намеченным целям и операциям, а через них - знаемым субъектом условиям, в которых действие осуществляется. Однако знание, как писал Аристотель, само по себе не побуждает. Поэтому нужен особый процесс построения побужде-
При актуализации двух и более потребностей субъекту необходимо делать выбор очередности их удовлетворения или оценивать возможность их согласования, когда решение одной поведенческой задачи обеспечивает частичное или полное удовлетворение другой потребности или создает для этого условия
При поведенческом способе решения жизненных задач потребности должны быть субъективно представлены (репрезентированы) субъекту деятельности, создавая для него задачу на поведение. Но сама по себе репрезентированная субъекту необходимость поведения не может инициировать (включить, породить) деятельность, потому что поведение должно быть направлено на объект, удовлетворяющий актуализированную потребность
Знание, как писал Аристотель, само по себе не побуждает Поэтому нужен особый процесс построения побуждения к действию, учитывающий не только мотивы деятельности, но цели и условия поведенческого пространства (поля действия)
ния к действию, учитывающий не только мотивы деятельности, но цели и условия поведенческого пространства (поля действия).
Решение перечисленных выше подзадач порождения деятельности и есть то, что можно обозначить как процесс мотивации деятельности, в котором необходимо выделять:
1. причину поведения (деятельности), создающую необходимость и готовность к поведению;
2. объект, как мотив, ради которого осуществляется поведение и на который оно направлено;
3. способы достижения мотива с выделением промежуточных целей, на основе знания среды и прогноза ее изменений;
4. побуждение к активности (деятельности и действию) и решение субъекта о начале поведения.
Процесс мотивации обычно начинается с актуализации какой-то потребности и презентации ее субъекту. Это ставит перед ним задачу на поведение, создавая готовность к поведению, и запускает процесс мотивации.
Актуализированная потребность не только создает готовность к поведению, но, в случаях опасности или неожиданных изменений среды, инициирует готовые способы ответа на них. В других ситуациях потребность не может запустить предметно направленную деятельность, если предмет потребности отсутствует, на что указывал еще И.М. Сеченов. Выбор человеком объекта или предметного желания из ряда потенциальных мотивов может сопровождаться большими затруднениями, связанными с ценой выбора данного мотива, вероятностью успеха при достижении его, последствиями выбора для себя и других людей и пр. Далеко не всегда простым оказывается и выбор способа достижения желаемого результата.
Деятельность человека реализуется посредством системы действий. Порождение действий - это центральная задача при осуществлении деятельности. Действие начинается с выбора его цели, то есть с процесса целеобразова-ния. Но принятая человеком цель предстоящего действия, как порождение, в основном, познавательных процессов, не побудительна (Леонтьев, 1971), поэтому она не может побудить (ини-
циировать) действие к ее началу. Чтобы субъект мог начать осуществлять дейст-
вие, цель должна приобрести производную побудительность. Это может произойти только тогда, когда цель временно приобретет смысл мотива, а действие -смысл деятельности. Смысл - есть механизм (средство) переноса побудительности от мотива на цель на период осуществления действия.
Приобретение целью производной побудительности не означает, что действие начнется - это лишь создает возможность его начала. Чтобы действие началось и продолжалось до достижения цели, требуется создание необходимой силы (надпороговой величины) побуждения (интенции) к действию и поддержания его до достижения намеченного промежуточного результата (цели).
Избранный способ действия (операция) должен быть обеспечен необходимым средством (орудием) исполнения, это - важная задачей в порождении действия. Если орудия нет в наличии и нет знания, как его получить в этой конкретной ситуации, то надо поменять либо способ действия, либо само действие (и цель). Однако наличие средства (орудия) тоже не решает задачу инициации действия - человек может не иметь навыка его использования. И тогда опять надо менять либо орудие, либо способ действия. Степень владения орудием (средством) влияет на величину создава-
емого побуждения к действию: мастерство увеличивает побуждение, а плохое владение орудием - снижает.
Даже когда имеется в наличии средство (орудие) действия и человек им
владеет, действие может не начаться из-за низкой оценки вероятности успеха. Она может иметь место с момента выбора цели и способа, а может появиться в процессе действия, вследствие различных причин (неблагоприятный прогноз ситуации, неожиданные трудности исполнения, в том числе, уста-
лость, травмы субъекта, появление опасности и пр.).
Еще одним фактором, способным повлиять на величину создаваемого побуждения, может стать ситуация взаимоотношения людей при совместной деятельности (кто приемлем как партнер, а кто нет). Ожидаемые последствия действия тоже могут стать фактором, влияющим на величину побуждения. Сказывается на этом процессе и цена действия (материальная, по затратам сил и времени и пр.) (Асеев, 1993, Хек-хаузен, 1986).
Решающую роль в построении побуждения может сыграть функциональное состояние организма (усталость, болезнь) и эмоциональное состояние человека. Оценка своих возможностей (адекватная или неадекватная), уровень притязаний, желание избежать неудачи или получить высший результат также могут в значительной мере повлиять на общий уровень создаваемого побуждения.
Выбор очередности удовлетворения потребностей, выбор объекта из имеющих смысл предмета потребно-
Выбор человеком объекта или предметного желания из ряда потенциальных мотивов может сопровождаться большими затруднениями, связанными с ценой выбора данного мотива, вероятностью успеха при достижении его, последствиями выбора для себя и других людей
Приобретение целью производной побудительности не означает, что действие начнется - это лишь создает возможность его начала. Чтобы действие началось и продолжалось до достижения цели, требуется создание необходимой силы (надпороговой величины) побуждения (интенции) к действию и поддержания его до достижения намеченного промежуточного результата (цели)
Неадекватный образ может создать неопределенность в планировании и неуверенность в успехе при осуществлении действия или, наоборот, создать необоснованную уверенность в адекватности действий и успехе деятельности, что в итоге приведет к неудаче
сти (мотива для данной ситуации), выбор способа деятельности и составление плана действий основаны на содержании образа ситуации, в которой разворачивается деятельность субъекта. Неадекватный образ может создать неопределенность в планировании и неуверенность в успехе при осуществлении действия или, наоборот, создать необоснованную уверенность в адекватности действий и успехе деятельности, что в итоге приведет к неудаче. Поэтому адекватность знания ситуации тоже влияет на величину создаваемого побуждения к действию.
ловека. Напомним, что по А.Н. Леонтьеву, деятельностью является только такая активность человека, в которой предмет активности (на что деятельность направлена) и предмет потребности (мотив) совпадают между собой, то есть являются одним и тем же объектом или предметным желанием (Леонтьев, 1981, 2004). Их несовпадение означает, что наблюдаемая активность (поведение) не является деятельностью, а есть - действие в какой-то другой деятельности.
Человек иногда вынужден принимать требования других людей или общества и осуществлять поведение как дей-
По внешней активности человека нельзя понять, чем для него является его активность - деятельностью или действием в какой-то деятельности. Эту ситуацию можно описывать в понятиях внешней и внутренней мотивации, но более важным здесь является несовпадение мотивационного содержания различных активностей субъекта: деятельности и действия
Во время планирования и осуществления деятельности могут актуализироваться другие потребности, иногда конкурирующие друг с другом, и человек должен это учитывать в своей текущей деятельности. Одно и то же поведение может реализовывать одновременно две разные деятельности, дополняющие друг друга. Так, чтение научных книг студентом должно осуществлять учебную деятельность, но одновременно оно может отвечать и познавательной деятельности или (и) потребности быть первым среди других студентов. В этом случае поведение становится полимотивированным и деятельность, и каждое действие начинают отвечать двум или трем разным мотивам. При этом на первом месте стоит основной мотив от основной деятельности (А.Н. Леонтьев называет его смыслообразующим мотивом ), а другие мотивы действуют как мотивы-стимулы, создающие дополнительное побуждение к действию. Смыслообра-зующие мотивы и мотивы-стимулы могут меняться местами, причем неоднократно, в зависимости от обстоятельств. Например, в вышеописанной ситуации ведущей деятельностью может стать не обязательно официально необходимая учебная деятельность.
Популярное в последние десятилетия выделение внутренней и внешней мотивации (Нюттен, 2004, Хекхаузен, 1986) анализируется в теории деятельности через структуру деятельности че-
ствие, личной потребности в котором у него нет. В этом случае предметное содержание поведения будет таким же, как и в деятельности другого человека, для которого его поведение будет полноценной деятельностью. Это означает, что по внешней активности человека нельзя понять, чем для него является его активность - деятельностью или действием в какой-то деятельности. Эту ситуацию можно описывать в понятиях внешней и внутренней мотивации, но более важным здесь является несовпадение мотивационного содержания различных активностей субъекта: деятельности и действия. Например, для одного ученика учеба в школе - есть учебная деятельность с учебным мотивом, а для другого ученика учеба в том же классе - это учебное действие, но из другой внеучеб-ной деятельности (например, избежать наказания за пропуски занятий). Отсюда разное отношение этих учеников к своей учебной активности. Когда у второго ученика появляется возможность без наказания пропускать школьные уроки, он перестает их посещать. Но если внешний контроль за поведением этого ученика сохраняется, то ему необходимо включать намеренную произвольную и волевую регуляцию своего поведения.
Процесс построения побуждения к действию может быть непроизвольным или произвольным и осознанным и включать в себя много звеньев (учет разных факторов, влияющих на величи-
ну создаваемого побуждения). По аналогии с представлениями о других психических функциях (восприятие, память, мышление) мотивацию деятельности человека можно понимать как высшую психическую функцию или особое мо-тивационное действие по созданию побуждения к намеченному поведенческому действию, проходящее в своем становлении ряд закономерных этапов, где важную роль играет ориентировочная деятельность по отношению к структуре мотивов и смыслов деятельности (Запорожец, 1986).
Как натуральная функция мотивация развивается в филогенетическом плане, и на уровне человека процесс построения побуждения постепенно начинает опосредоваться не только природными способами мотивации, но и социальным содержанием, и культурными средствами, приобретая все особенности высшей психической функции: системной, произвольной, целенаправленной и опосредованной (Божович, 1978). Становление этого специфического действия в онтогенетическом плане представляется в виде перехода внешней, развернутой формы ориентировки к внутренней, полностью или частично свернутой на фоне усложнения смысловой сферы личности.
Мотивация, как специфическая активность человека в плане сознания, в развернутом виде является особым намеренным действием человека с внешними и внутренними операциями, включенным в процесс порождения деятельности. Как всякое действие оно может автоматизироваться в привычных условиях и сокращаться по числу звеньев, превращаясь в мотивационную привычку (мотивационный навык или мотивационная установка). Мотиваци-онная привычка и создает иллюзию, что мотив может прямо непосредственно побуждать поведение.
Наряду с решением задачи на мотивацию здесь-и-теперь, построением мотивации с использованием решений из прошлого опыта (мотивационная привычка) природой предусмотрен еще один вариант решения задачи на мотивацию - применение решения, найденного в эволюции и генетически закрепленного в работе нейронных механизмов.
В жизни человека как социального индивида и личности появляется еще
Национальный психологический журнал National psychological journal 52 ISSN 2079-6617 © Lomonosov Moscow State University, 2014 № 1 [13] 2014
http://www.psy.msu.ru/science/npj/
один механизм порождения деятельности - это переход к произвольной и волевой саморегуляции мотивации (Иван-ников, 2014).
Анализ исследований мотивации в рамках теории деятельности показал, что мотивацию нельзя понять как «включение» деятельности мотивом или актуализированной потребностью (как побуждающими стимулами). Это особый процесс построения побуждений к действиям, которыми реализуется деятельность. В этом процессе участвуют:
1. потребности и их предметы (мотивы), эмоциональные переживания, презентирующие потребности и оценивающие необходимость деятельности, смысловые образования, переносящие побудительность от потребностей на мотивы и цели;
2. средства деятельности (природные и намеренно созданные субъектом деятельности);
3. умения (навыки) субъекта деятельности пользоваться вспомогательными средствами (орудиями) при осуществлении поведения;
4. знания субъекта о поле поведения и мире и способность прогнозировать ход событий;
5. функциональное и эмоциональное состояние субъекта деятельности и его индивидуальные особенности (Вилюнас, 1990; Нюттен, 2004; Хекхау-зен, 1986; Иванников, 2006; Современная психология ... , 2002). Понимание мотивации в теории деятельности позволяет подойти к количественной оценке мотивации через вычисление величины побуждения к действиям.
В качестве примера рассмотрим следующий вариант. Побуждение к действию (Поб) = (П1 х М1 х Ц1хСр х Н х ВУ х СС х Пр х ЦД) + ПД + ЗС + Про + (П2 х М2 х Ц1) - (П3 х М3 х Ц1) + ВР, где: П - потребность с величиной от 0 до 3 единиц (0 - потребность не актуализирована; 1 - слабо актуализированная; 2 - средний уровень актуализации; 3 -высокий уровень актуализации); П1 - потребность основной деятельности;
П2 - потребность деятельности совместимой сП1;
П3 - потребность конкурирующая с П1; М - мотив с величиной от 0 до 3 единиц (аналогично величине потребностей);
Ц - цель действия с величиной от 0 до 1+н, где н = 0,1; 0,2; 0,3. (0 - цель не привлекательна, 1 - цель привлекательна, н - степень привлекательности: слабая, средняя, высокая);
Ср - средство (орудие) действия с величиной 0 или 1+н (аналогично величине цели);
Н - навык (умение) владения вспомогательным средством с величиной от 0 до 1+н (аналогично величине цели); ВУ - ожидаемая вероятность успеха с величиной от 0 до 1; СС - состояние субъекта с величиной от 0 до 1 (0 - плохое нерабочее состояние, 1 - рабочее состояние);
Пр - проблемы в осуществлении действия (препятствия и прочее) с величиной 1/п, где п= от 1 до бесконечности. ЦД - цена действия с величиной 1/п, где п= от 1 до бесконечности; ПД - последствия действия с величиной от -3 до 0 (-3 - плохие, тяжкие последствия, -2 - средней тяжести, -1 - слабой тяжести, 0 - приемлемые последствия); ЗС - знание ситуации с величиной от -3 до 0 (-3 - отсутствие знаний ситуации действия, -2 - плохое недостаточное знание, -1 - знание с небольшими ошибками, 0 - знание, достаточное для действия);
Про - прогноз изменения ситуации с величиной от -1 до +1 (-1 - прогноз неблагоприятный для успеха действия или последствий, 0 - приемлемый прогноз, 1 - прогноз, сулящий успех); Поведение человека как социального существа и личности определяется не только потребностями организма, природного и социального индивида, но и требованиями общества (социальной среды) и решениями человека как личности, поэтому в предлагаемую формулу надо ввести фактор волевой регуляции, влияющий на величину побуждения:
ВР - волевая регуляция побуждения к действию с величиной от -9 до +9. Из приведенной формулы видно, что если потребность, мотив или цель равны нулю, то действие не может на-
чаться. Не может оно начаться и при нулевых значениях средства действия и навыка владения им, вероятности успеха и состояния субъекта деятельности, проблем действия и его цены. Величина потребности, мотива и цели могут в итоге не обеспечить надпо-роговую величину побуждения или побуждение будет уменьшено другими факторами (вероятность успеха, цена действия, состояние субъекта, последствия действий и пр.). Созданное перед действием надпороговое побуждение может снизится в процессе осуществления действия от влияния указанных факторов.
Произведение величин потребности и мотива могут принимать значения: 0; 1; 2; 3; 4; 6; 9. Если оцениваемая вероятность успеха равна 0,5, то величина побуждения к действию снизится наполовину и будет равна: 0; 0,5; 1; 1,5; 2; 3; 4,5. Если величина последствий будет равна -3, то с ее учетом величина побуждения к действию составит: -3; -2; 0; 1; 3; 6. Если учитывать действие двух этих факторов одновременно (вероятность успеха и величину последствий), то величина побуждения к действию будет равна: -3; -2,5; -2; -1; 0; 1,5, то есть действие может начаться только тогда, когда потребность и мотив будут иметь величину 3 (произведение их будет равно 9).
Если действие имеет высокую величину побуждения, но человек как личность против его осуществления, то волевое торможение может остановить действие. Если действие не имеет стоящего за ним значимого мотива, а личность принимает решение осуществить действие, то включается процесс волевого побуждения действия.
Предлагаемые здесь величины вклада разных факторов в итоговую величину побуждения, конечно, условны, и опираются только на здравый смысл. Исследования реального поведения должны установить эмпирическую величину порога побуждения к действию и величины влияния указанных факторов на побуждение.
Если действие имеет высокую величину побуждения, но человек как личность против его осуществления, то волевое торможение может остановить действие. Если действие не имеет стоящего за ним значимого мотива, а личность принимает решение осуществить действие, то включается процесс волевого побуждения действия
Литература:
Асеев В.Г. Личность и значимость побуждений / В.Г. Асеев. - Москва : Институт Психологии РАН, 1993. - 224 с.
Божович Л.И. К развитию аффективно-потребностной сферы человека // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. -Москва : Педагогика, 1978. - С. 168-179.
Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека / В.К. Вилюнас. - Москва : МГУ 1990. - 283 с. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 3. - Москва : Педагогика, 1983. - С. 5-328. Гальперин П.Я. Введение в психологию / П.Я. Гальперин. - Москва : МГУ, 1976. - 150 с. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2 т. Т. 1. - Москва : Педагогика, 1986. - 318 с.
Иванников В.А. Алексей Николаевич Леонтьев - педагог, ученый, руководитель // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2013. - № 2. - С. 4-11.
Иванников В.А. Волевая саморегуляция процесса мотивации / В.А. Иванников, А.В. Монроз // Психологические исследования. - 2014. - т. 7. -№ 35. - Электронный ресурс. - Режим доступа : URL.http://psystady.ru
Иванников В.А. Идеи А.Н. Леонтьева и их значение для современной психологии / В.А. Иванников // Культурно-историческая психология. -2013. - № 4. - С. 29-35.
Иванников В.А. Основы психологии / В.А. Иванников. - Москва : Питер, 2010. - 327 с.
Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. - 3-е изд. / В.А. Иванников. - Москва : Питер, 2006. - 203 с.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - Москва : Смысл, Академия, 2004. - 346 с.
Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции / А.Н. Леонтьев. - Москва : МГУ, 1971. - 39 с.
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. - Москва : МГУ, 1981. - 584 с.
Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Ж. Нюттен. - Москва : Смысл, 2004. - 607с.
Рубинштейн С.Л. Пути и достижения советской психологии. (О сознании и деятельности человека) // Проблемы общей психологии. - Москва : Педагогика, 1973. - С. 136-158.
Северцов А.Н. Эволюция и психика / А.Н. Северцов // Психологический журнал. - 1982. - Т. 3. - № 4. - С. 149-159.
Сеченов И.М. Избранные произведения. - Москва : Учпедгиз,1953.
Современная психология мотивации / под ред. Д.А. Леонтьева. - Москва : Смысл, 2002.
Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. В 2 т. / Х. Хекхаузен. - Москва : Педагогика, 1986.
References:
Aseyev, V.G. (1993) Lichnost' i znachimost' pobuzhdeniy [Personality and significance of motives]. Moscow, Institut Psikhologii RAN, 224.
Bozhovich, L.I. (1978) K razvitiyu affektivno-potrebnostnoy sfery cheloveka [On the development of affective-need sphere of human] Problemy obshhey, vozrastnoy i pedagogicheskoy psikhologii [Problems of general, developmental and educational psychology]. Moscow, Pedagogika, 168-179.
Galperin, P.Y. (1976) Vvedenie v psikhologiyu [Introduction to Psychology]. Moscow, MGU, 150.
Heckhausen, H. (1986) Motivatsiya i deyatel'nost' [Motivation and action]. Moscow, Pedagogika, in 2 Vol.
Ivannikov, V.A. (2013) Aleksey Nikolaevich Leont'ev - pedagog, uchenyy, rukovoditel' [Alexey Nikolayevich Leontiev — Teacher, scholar,leader]. Vestnik Moskovskogo universiteta [Bulletin of Moscow University]. Series 14. Psychology. 2, 4-11.
Ivannikov, V.A. (2014) Volevaya samoregulyatsiya processa motivatsii [Volitional self-regulation process of motivation]. Ivannikov, V.A., & Monros, A.V. Psikhologicheskie issledovaniya [Psychological studies]. Vol. 7, 35. - Electronic resource. - Mode of access: http://psystady.ru
Ivannikov, V.A. (2013) Idei A.N. Leont'eva i ikh znachenie dlya sovremennoy psikhologii [Ideas of A.N. Leontiev and their relevance to contemporary psychology] Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya [Cultural-historical psychology]. 4, 29-35. Ivannikov, V.A. (2010) Osnovy psikhologii [Fundamentals of psychology]. Moscow, Piter, 327.
Ivannikov, V.A. (2006) Psikhologicheskie mehanizmy volevoy regulyatsii [Psychological mechanisms of volitional regulation]. Moscow, Piter, 3rd ed., 203. Leontiev, A.N. (2004) Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost' [Activity. Consciousness. Personality]. Moscow, Smysl, Akademiya, 346.
Leontiev, A.N. (1971) Potrebnosti, motivy i emotsii [Needs, motivations and emotions]. Moscow, MGU, 39. Leontiev, A.N. (1981) Problemy razvitiya psikhiki [Problems of mind development]. Moscow, MGU, 584.
Nyutten, J. (2004) Motivatsiya, deystvie i perspektiva budushhego [Motivation, action, and the prospect of future]. Moscow, Smysl, 607. Rubinstein, S.L. (1973) Puti i dostizheniya sovetskoy psikhologii. (O soznanii i deyatel'nosti cheloveka) [Ways and achievements of Soviet psychology. (On the consciousness and human activities)] Problemy obschey psikhologii [Issues of general psychology]. Moscow, Pedagogika, 136-158. Sechenov, I.M. (1953) Izbrannye proizvedeniya [Selected Works]. Moscow, Uchpedgiz.
Severtsov, A.N. (1982) Evolyutsiya i psikhika [Evolution and psyche] Psikhologicheskiy zhurnal [Psychological Journal]. Vol. 3, 4, 149-159. (2002) Sovremennaya psikhologiya motivatsii [Modern psychology of motivation] ed. Leontiev, D.A. Moscow, Smysl.
Vilyunas, V.K. (1990) Psikhologicheskie mehanizmy motivatsii cheloveka [Psychological mechanisms of human motivation]. Moscow, MGU, 283. Vygotsky, L.S. (1983) Sobranie sochineniy [Collected Works]. Moscow, Pedagogika, Vol. 3, 5-328.
Zaporozhets, A.V. (1986) Izbrannye psikhologicheskie trudy. [Selected psychological works]. Moscow: Pedagogika, Vol.1, 318.
Национальный психологический журнал National psychological journal 54 ISSN 2079-6617 © Lomonosov Moscow State University, 2014 № 1 [13] 2014
http://www.psy.msu.ru/science/npj/