МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ, СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ
MATHEMATICAL MODELING, SYSTEMS ANALYSIS
УДК 517.977 С. С. ОВАНЕСЯН
йО! 10.17150/1993-3541.2015.25(5).888-896 Иркутский государственный аграрный университет
им. А. А. Ежевского, пос. Молодежный, Российская Федерация Н. И. ЧЕРХАРОВА Байкальский государственный университет экономики и права,
г. Чита, Российская Федерация
АНАЛИЗ МОТИВАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ К ВЕДЕНИЮ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНСТРУМЕНТАМИ ТЕОРИИ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. В статье для анализа мотивации производителей к ведению хозяйственной деятельности впервые применена теория чувствительности, разработанная изначально для технических систем. Выведены формулы для расчета коэффициентов чувствительности и частных эластичностей показателя мотивации по внешним и внутренним переменным, которые характеризуют условия функционирования хозяйствующих субъектов, формируемых налоговой политикой государства и технико-экономическими параметрами предприятий. Полученные математические модели были применены для системного анализа мотивации по всем видам (отраслям) экономической деятельности в Забайкальском крае с использованием данных краевого статуправления. Результаты анализа позволяют ранжировать и количественно оценивать степень влияния внешних и внутренних переменных на величину коэффициента мотивации. Формируемая при этом информация будет весьма полезной как для самих хозяйствующих субъектов, так и органов государственного управления. На основе этих данных могут быть выработаны научно обоснованные решения по стимулированию и развитию деловой активности на любом уровне от муниципального образования до страны в целом.
Ключевые слова. Мотивация производителей; коэффициент чувствительности; коэффициент эластичности.
Информация о статье. Дата поступления 11 марта 2015 г.; дата принятия к печати 6 июля 2015 г.; дата онлайн-размещения 30 октября 2015 г.
S. S. OVANESYAN
Irkutsk State Agrarian University n.a. A.A. Ezhevskii, Molodezhny settlement, Russian Federation N. I. CHERHAROVA Baikal State University of Economics and Law, Chita, Russian Federation
ANALYZING COMPANIES MOTIVATION TO WHICH HAVE BUSINESS BY THE SENSITIVITY THEORY TOOLS
Abstract. The article is intended to analyze companies motivation to do business by means of the theory of sensitivity devised primarily for technical systems. The formulas for calculating sensitivity coefficients and special elasticities of motivation indicator's internal and external variables, which characterize the operating conditions of economic entities formed by the tax policy of the state and the technical and economic parameters of enterprises, are devised. The received mathematical models are used for motivation system analysis covering all types (branches) of economic activity in the Trans-Baikal region using regional statistics data. The results of the analysis enable to rank and quantify the degree of the influence of external and internal variables on the coefficient of motivation. The obtained information could be useful both for business entities and governmental bodies. It is concluded that scientifically substantiated decisions on economic activities encouragement and development at any level of public administration, from municipal to governmental, could be reached on the basis of the conducted research results. Keywords. Producers motivation; sensitivity coefficient; coefficient of elasticity. Article info. Received March 11, 2015; accepted July 6, 2015; available online October 30, 2015.
© С. С. Ованесян, Н. И. Черхарова, 2015
S. S. OVANESYAN, N. I. CHERHAROVA
Изучение различных экономических вопросов, таких как определение эффективности тех или иных затрат, прогнозирование изменения прибыли предприятия под воздействием различных факторов и решение многих других проблем, приводит к необходимости выяснения величины изменения результативного экономического показателя при изменении факторного на определенную величину.
На протяжении многих лет авторы занимаются проблемой оценки мотивации производителей к ведению хозяйственной деятельности. В качестве результативного показателя предлагается рассматривать коэффициент мотивации, суть которого будет пояснена. Неоднократно мы пытались решить проблему оценки влияния на данный показатель различных факторов, от которых он зависит, прибегая к аналитическим методам [7] и даже оптимизационным [5; 6]. Однако ранее мы решали задачу определенного типа: на какую величину необходимо изменить тот или иной показатель, чтобы результативный показатель достиг определенного значения. Однако, как известно, анализом влияния вариации параметров на свойства систем занимается теория чувствительности, разработанная изначально для технических систем [1; 8], но впоследствии оказавшаяся пригодной и для систем других типов. Поэтому инструменты, позволяющие выявить и исследовать реальные механизмы влияния различных факторов на показатели конкретного предприятия, синтезируются в данной статье на основе теории чувствительности и математической модели оценки мотивации налогоплательщиков, представленной в работах [4; 7].
Экономические системы, осуществляющие деятельность в условиях нестабильной окружающей среды, находятся под постоянным воздействием внутренних и внешних факторов.
При формальном представлении мотивации производителей-налогоплательщиков в качестве внутренних факторов рассматриваются выпуск продукции, материальные затраты, затраты на оплату труда, амортизация основных средств, прочие расходы; в качестве внешних — величины налоговых ставок. Теория чувствительности позволяет исследовать влияние параметров на систему так, что ее методы могут оказаться весьма эффективными для анализа влияния внешних и внутренних факторов на мотивированность предприятий с различными видами экономической деятельности. Основными элементами теории чувствительности являются движения,
функции и коэффициенты чувствительности, которые позволяют оценить влияние изменения отдельных параметров на критерий оптимальности и состояния системы.
Формальное описание мотивации производителей. В качестве объективного показателя мотивации предлагается использовать отношение чистой прибыли к той части вновь созданной стоимости, которая делится между предприятием и государством:
Р
-> К, (1)
N + Р ( )
где Р — чистая прибыль (убыток) предприятия; N — сумма всевозможных налогов, начислений, отчислений и прочих платежей, обязательных по налоговому законодательству; К — коэффициент мотивации.
Предполагается, что существует нижний порог соотношения (1), за пределами которого данный вид деятельности становится нецелесообразным. Входящие в основное концептуальное соотношение (1) величины определяются по формулам:
N = + Nпp + Л; Р = (1 -аПр) D;
D = С-М-(1+ Р) I-О-Е;
Nд.с. =а д.с.(С - R);
1^пр = aпpD;
Ч=Р1; Л —
где — налог на добавленную стоимость; Nпp — налог на прибыль; N — страховые отчисления в социальные фонды; Л — прочие налоги; апр — ставка налога на прибыль; О — налогооблагаемая прибыль; С — выпуск продукции; М — материальные затраты, включенные в себестоимость; Р — ставка страховых отчислений в социальные фонды; I — фонд заработной платы; О — амортизация основных средств; Е — прочие затраты; ад.с. — ставка налога на добавленную стоимость; R — расходы на материалы; ад — ставка прочих налоговых платежей.
После подстановки всех составляющих в соотношение (1) неравенство примет следующий вид:
K <
(1 -алр)[ С-M-(1+ Р) Z-Q -E]
C-M-Z + адс (C-R) + a0C-Q-E
(2)
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2015, vol. 25, no. 5, pp. 888-896. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 5. С. 888-896. ISSN 1993-3541
MATHEMATICAL MODELING, SYSTEMS ANALYSIS
Если коэффициент мотивации положителен, то это означает, что налогоплательщик уплатил все положенные по налоговому законодательству платежи, и у него осталась чистая прибыль. Если отрицателен, то налогоплательщик уплатил все положенные платежи, и в остатке у него образовался убыток. Причем величина убытка по модулю меньше суммы уплаченных налогов. Если же у предприятия образуется убыток, и его величина по модулю превышает сумму уплаченных налогов, то величина коэффициента мотивации не может быть посчитана, так как в данном случае и числитель, и знаменатель основного концептуального соотношения (1) отрицательны, а сам коэффициент положителен, что противоречит истинному положению дел.
В каждый момент времени элемент сложной экономической системы (в нашем случае это отдельное предприятие или отрасль) находится в одном из возможных состояний. Переход из одного состояния в другое происходит под воздействием внешних и внутренних факторов.
На состояния элементов экономической системы влияют следующие переменные:
- внутренние: С — объем выпуска продукции; М — материальные затраты; 2 — заработная плата; О — амортизация основных средств; Е — прочие затраты;
- внешние: ад.с. — ставка налога на добавленную стоимость; апр — ставка налога на прибыль; в — ставка страховых отчислений в социальные фонды; а0 — ставка прочих налоговых платежей.
Используя неравенство (2), модель мотивации можно привести к виду, в котором параметры имеют традиционное для моделей динамических систем содержание. По полученной таким образом модели могут быть определены стандартным образом функции чувствительности — мощный инструмент анализа влияния различных факторов на мотивацию производителей.
Функции и коэффициенты чувствительности. Обычно функциями чувствительности называют частные производные состояний объекта по параметрам, вычисленные при определенных значениях начальных условий и входов. При формальном описании финансово-хозяйственной деятельности предприятий состояниями являются суммы средств на счетах, которые зависят от различных параметров (цен, ставок налогов и пр.). В рассматриваемом аспекте поэтому функции чувствительности будут характеризовать зависимость от внешних и внутренних факторов самых различных, в том числе и промежуточных, статей расходования средств на
разных этапах деятельности предприятия, которые могут быть скрыты в конечных показателях экономической эффективности предприятия [2].
Следующим инструментом анализа результатов ведения хозяйственной деятельности предприятия являются коэффициенты чувствительности, которые определяются в виде частных производных критерия оптимальности или выходных показателей по параметрам. Выбор такого показателя неоднозначен. Выходными показателями эффективности хозяйствования предприятия являются рентабельность, прибыль, ликвидность и т. д. Коэффициенты чувствительности могут быть рассчитаны для всех этих показателей, что открывает широкие возможности для исследования их зависимости от различных внешних и внутренних факторов. Однако такие показатели, как чистая прибыль или рентабельность, не могут охарактеризовать мотивацию в полной мере, имея в виду справедливое участие государства в распределении зарабатываемых предприятиями средств. Если ориентироваться на чистую прибыль, то значительная часть в виде налога на добавленную стоимость и начислений на заработную плату остается неучтенной. Что касается показателя рентабельности, то он характеризует не мотивацию, а поведение или состояние производителя, причем не обязательно как результат реакции на действующие стимулы или антистимулы [3].
Итак, в нашем случае выходным показателем является коэффициент мотивации, который задается неравенством (2) при знаке равенства.
Коэффициенты чувствительности по внутренним переменным вычислим по формулам:
Р2 + (ад.с. +а0) Х
(1 -апр )
dK _
dC ~ (C-M-Z
х (M + (1 + ß)Z + Q + E) - ад.с R
а,
(C-R) + а0С-Q-E)2
dK _ dK dK _ dM ~ dQ ~ dE ~ (1 -апр )[ ßZ + ад,( C-R) + арС] (C-M-Z + а .(C-R) + а0C-Q-E)
2
(3)
dK
(1 -апо )
(1 + ß)(ад с.(C -R) + ао^-+ß(C - M-Q - E )
2
dZ (С-M-Z + адс.(С-R) + a0C-Q-E)
Коэффициенты чувствительности по внеш ним переменным определим по выражениям: dK ___С-M-(1 + в)Z-Q-E _
dan С-M-Z + а с.(С-R) + а0С-Q-E'
S. S. OVANESYAN, N. I. CHERHAROVA
dK =_ (1 -апр)[С-M-(1 + ß)Z-Q-E](С-R)
дaд.с. (С-M -Z + адс (С - R) + а0С - Q - E)2'
dK
(1 -апр) Z
dß С-M-Z + ад.с.(С -R) + а0С-Q-E
dK
дап
С (1 -апр )[С-M-(1 + ß) Z-Q-E]
(С-M-Z + ад.с.(С-R) + а0С-Q-E)
2 "
Наличие знака «-» перед дробью в приведенных формулах указывает на уменьшение значения функции K при росте варьирующего параметра, его отсутствие — на увеличение. На самом деле, увеличение выпуска продукции ведет к росту коэффициента мотивации, увеличение же любого другого параметра — к уменьшению мотивации производителя.
Коэффициенты эластичности. Основой чувствительности является процесс передачи изменений, возникших в связи с воздействием факторов внешней и внутренней среды. Исходя из понимания предприятия как событийной системы, можно перейти к определению чувствительности предприятия с точки зрения расчета коэффициентов эластичности [9]. Напомним, что эластичность функции показывает относительное изменение (выраженное в процентах) величины мотивации при увеличении (уменьшении) какого-либо фактора (внешней или внутренней переменной) на 1 % и характеризует реакцию производителей на изменение величины этого фактора.
Если рассматривать функцию одной независимой переменной y = f(x), то, как известно, эластичностью функции Ex(y) называется предел отношения относительного приращения функции y к относительному приращению переменной x при Ax ^ 0:
i= I \ I- (Ay Ax] x Ay x ,
Ex(y) = limI—: — I =-lim= ~у .
Ax ^ 0 V У x ) y Ax ^ 0 Ax y
Эластичность функции показывает приближенно, на сколько процентов поменяется функция y = f(x) при изменении независимой переменной x на 1 %. Это мера реагирования одной переменной величины на изменение другой.
Для анализа возьмем функцию девяти независимых переменных
K = K(C, M, Z, Q, E, аДс, апр, ß, a0), поэтому выведем формулы для вычисления частных эластичностей коэффициента мотивации по этим переменным.
Коэффициенты эластичности показателя мотивации по внутренним переменным можно определить по следующим формулам:
Ес . C =
1< дC K
вI + (ад.с. +а0) Х
х( ^ + (1 + Р) I+ О + E)-ад.^
С
[С - M-Z + ад.с.(С -R) + а0С-Q-E] х х [С-M-(1 + ß)Z-Q-E]
EM . M _
K dM K M[ßZ + ад.с.(С-R) + а0С]
(4)
[(С-M-Z + ад.с.(С -R) + а0С-Q-E] х х [С-M-(1 + ß)Z-Q-E]
ez . Z_
K dZ' K
Z[(1 + ß)(ад.c.(С - R) + а0С) + ß(С - M -Q - E)] _ [С-M-Z + ад.с.(С-R) + а0С-Q-E] х ' х[С-M-(1 + ß) Z-Q-E]
eq . Q _
K dQ' K Q[ßZ + адс.(С -R) + а0С]
[С-M-Z + aflc.(C -R) + a0C-Q-E] x x [C-M-(1+ P)Z-Q-E]
ee = dK E = K dE K E[PZ + aA.c.(C -R) + aoC] [C-M-Z + a^c(C-R) + a0C-Q-E] x' x[ C-M-(1+ P) Z-Q-E]
Коэффициенты эластичности показателя мотивации по внешним переменным [10] находятся по следующим формулам:
dK = aПр ; da K 1-a ' (5)
ПрПр
E апр _
'-K
E <V.._ dK а д.с.
да K
д.с.
а д.с.(С - R)
С -M -Z + ад.с.(С -R) + а0С-Q -E
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2015, vol. 25, no. 5, pp. 888-896. ISSN 1993-3541
Известия Иркутской государственной экономической академии.
2015. Т. 25, № 5. С. 888-896. ISSN 1993-3541
MATHEMATICAL MODELING, SYSTEMS ANALYSIS
E V — _ _ * —
ßZ
dß K
Fao —
'-k
C - M - (1 + ß)Z - Q - E dK
an
da0 K a0C
С -М - Z + адс (С -R) + а0С -Q -Е
К примеру, коэффициент эластичности по величине выпуска продукции (4) показывает, на сколько процентов возрастет коэффициент мотивации при увеличении выпуска продукции на 1 %. Коэффициент эластичности по ставке налога на прибыль (5) показывает, на сколько процентов уменьшится коэффициент мотивации при увеличении ставки налога на прибыль на 1 %.
Для начала определим величину коэффициента мотивации для каждого вида экономической деятельности региона (табл. 1-4, стб. 2) и классифицируем их по мотивационному признаку. Согласно проведенному анализу к мотивированным отраслям в 2013 г. можно отнести лишь
отрасли «Производство прочих неметаллических минеральных продуктов» (К = 0,18), «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» (К = 0,15) и «Гостиницы и рестораны» (К = 0,29). К немотивированным видам деятельности отнесем все оставшиеся отрасли: коэффициент мотивации либо отрицателен, либо не может быть вычислен, соответственно, в стб. 2 стоит прочерк (см. табл. 1-4).
Рассмотрим коэффициенты чувствительности по внутренним переменным (табл. 1). Отметим, что согласно формуле (3), переменные М, О и Е оказывают одинаковое влияние на коэффициент мотивации. Это следует из аналитического задания коэффициента мотивации — переменные М, О и Е равноправны в формуле (2). Если обратиться к табл. 1, то можно определить в какой последовательности, в смысле увеличения силы влияния на значение коэффициента мотивации, располагаются различные переменные. Так, например, для сельхозпроизводителей наибольшее влияние оказывает величина выпуска продукции С, затем затраты на оплату труда Z и лишь в последнюю очередь
Коэффициенты мотивации и чувствительности по внутренним экономической деятельности Забайкальского
переменным основных края в 2013 г.
Таблица 1 видов
Вид деятельности K dK dK dK dK dK
dC dM dû dE dZ
1 2 3 4 5
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - 0,000 032 3 -0,000 024 4 -0,000 020 9
Добыча полезных ископаемых - 0,000 001 0 -0,000 000 7 -0,000 000 6
Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых - 0,000 005 7 -0,000 004 8 -0,000 005 2
Добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических - 0,000 000 1 0,000 000 0 0,000 000 1
Обрабатывающие производства -0,53 0,000 001 8 -0,000 001 7 -0,000 002 0
Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака -0,05 0,000 002 6 -0,000 002 6 -0,000 003 3
Обработка древесины и производство изделий из дерева - 0,000 032 4 -0,000 017 9 -0,000 005 2
Целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфи- - 0,036 124 8 -0,028 608 6 -0,028 327 5
ческая деятельность
Производство прочих неметаллических минеральных продуктов 0,18 0,000 003 5 -0,000 003 7 -0,000 005 2
Металлургическое производство и производство готовых - 0,000 000 2 0,000 000 2 0,000 000 7
металлических изделий
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 0,15 0,000 000 2 -0,000 000 2 -0,000 000 3
Строительство - 0,000 159 2 -0,000 132 6 -0,000 129 3
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий -0,05 0,000 001 2 -0,000 001 2 -0,000 001 5
Гостиницы и рестораны 0,29 0,000 005 4 -0,000 006 1 -0,000 009 0
Транспорт и связь - 0,000 000 4 -0,000 000 3 -0,000 000 2
Операции с недвижимым имуществом, аренда -0,05 0,000 001 7 -0,000 001 6 -0,000 002 1
Образование - 0,000 038 4 -0,000 027 6 -0,000 021 4
Здравоохранение и предоставление социальных услуг - 0,000 012 2 -0,000 008 5 -0,000 006 7
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональ- -0,33 0,000 012 7 -0,000 011 9 -0,000 014 6
ных услуг
S. S. OVANESYAN, N. I. CHERHAROVA
материальные затраты М, амортизация О и прочие затраты Е. Нужно сказать, что подобные заключения можно сделать для большинства немотивированных видов деятельности, а вот для отрасли «Гостиницы и рестораны» последовательность следующая: С, М, О, Е, Z. На основе полученных результатов лицо, принимающее решение, для стимулирования развития определенного вида деятельности может сделать следующие выводы. К примеру, для сельского хозяйства следует увеличить объем выпуска продукции. Затем повысить производительность труда, снизить амортизационные отчисления и прочие затраты производителя. Если же рассматривать отрасль «Гостиницы и рестораны», то повышение производительности труда окажется гораздо менее эффективным решением, чем сокращение материальных затрат, амортизации или прочих расходов.
Теперь обратимся к коэффициентам эластичности показателей мотивации производителей региона (см. табл. 2), которые вкупе с коэффициентами чувствительности помогут получить более полное представление о влиянии различных факторов на выходной показатель.
Если коэффициенты чувствительности характеризуют степень влияния на результативный показатель, то коэффициенты эластичности показывают, на сколько процентов изменится коэффициент мотивации при изменении определенного фактора на 1 %. К примеру, теперь становится ясно какой же все-таки из факторов М, О или Е оказывает наибольшее влияние на мотивацию производителя. Обратимся к тем же видам деятельности. Для сельхозпроизводителей при увеличении выпуска продукции на 1 % коэффициент мотивации вырастет на 11,29 %, при повышении на 1 % материальных затрат коэффициент мотивации уменьшится на 6,1 %, при увеличении фонда оплаты труда на 1 % коэффициент мотивации уменьшится на 1,72 %, при увеличении «прочих» затрат на 1 % коэффициент мотивации уменьшится на 0,81 %, и, наконец, при увеличении амортизационных отчислений на 1 % коэффициент мотивации уменьшится на 0,7 %. Для предприятий с видом деятельности «Гостиницы и рестораны» последовательность следующая (по степени уменьшения влияния): С — 9,08 %; М — 6,96 %; Z — 2,36 %; Е — 0,59 %; О — 0,03 %.
Таблица 2
Показатели эластичности мотивации по внутренним переменным основных видов экономической деятельности Забайкальского края в 2013 г.
Вид деятельности K EC eM EK EZ EQ EE
1 2 3 4 5 6 7
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - 11,29 -6,10 -1,72 -0,70 -0,81
Добыча полезных ископаемых - 11,28 -4,38 -1,77 -0,57 -1,34
Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых - 30,04 -15,01 -7,65 -1,41 -2,94
Добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических - 0,80 -0,12 -0,43 -0,02 -0,06
Обрабатывающие производства -0,53 24,48 -15,19 -5,59 -0,81 -1,86
Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака -0,05 112,90 -79,31 -23,35 -4,51 -5,04
Обработка древесины и производство изделий из дерева - 2,87 -0,82 -0,08 -0,16 -0,57
Целлюлозно-бумажное производство; издательская и полигра- - 106,20 -10,71 -52,19 -22,93 -6,35
фическая деятельность
Производство прочих неметаллических минеральных продуктов 0,18 23,80 -16,07 -5,15 -0,78 -2,80
Металлургическое производство и производство готовых - 0,24 -0,18 -0,16 -0,01 -0,02
металлических изделий
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 0,15 20,42 -13,84 -5,52 -0,69 -1,05
Строительство - 75,83 -53,47 -9,77 -1,48 -5,09
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий -0,05 76,64 -23,31 -34,92 -2,62 -15,40
Гостиницы и рестораны 0,29 9,08 -6,96 -2,36 0,03 -0,59
Транспорт и связь - 2,03 -0,43 -0,36 -0,18 -0,69
Операции с недвижимым имуществом, аренда -0,05 91,6 -77,15 -81,34 -8,44 -22,7
Образование - 2,74 -0,59 -1,16 -0,06 -0,43
Здравоохранение и предоставление социальных услуг - 2,30 -0,65 -1,13 -0,01 -0,18
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персо- -0,33 16,50 -3,54 -6,11 -2,85 -3,66
нальных услуг
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2015, vol. 25, no. 5, pp. 888-896. ISSN 1993-3541
MATHEMATICAL MODELING, SYSTEMS ANALYSIS
Таблица 3
Коэффициенты чувствительности по внешним переменным основных видов экономической деятельности Забайкальского края в 2013 г.
Вид деятельности К дК дК дК дК
да Д.с. dß да0
1 2 3 4 5 6
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - -3,12 6,54 3,69 4,90
Добыча полезных ископаемых - -2,47 -13,67 4,67 1,53
Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых - -2,85 7,36 -6,57 6,25
Добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических - -0,95 -4,48 1,45 4,93
Обрабатывающие производства -0,53 -0,53 1,39 -2,02 5,18
Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака -0,05 -0,05 0,06 -1,07 0,32
Обработка древесины и производство изделий из дерева - -1,42 -2,65 1,18 9,49
Целлюлозно-бумажное производство; издательская и полигра- - -31,53 35,99 8,04 22,95
фическая деятельность
Производство прочих неметаллических минеральных продуктов 0,18 -0,23 -0,37 -0,89 -1,40
Металлургическое производство и производство готовых метал- - -0,89 -2,09 0,44 1,70
лических изделий
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 0,15 -0,19 -0,21 -0,77 -0,80
Строительство - -13,38 8,12 3,53 11,87
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий -0,05 -0,05 0,10 -1,75 0,26
Гостиницы и рестораны 0,29 -0,37 -0,39 -0,74 -1,73
Транспорт и связь - -1,87 1,96 1,49 6,66
Операции с недвижимым имуществом, аренда -0,05 0,05 -0,09 -4,01 0,64
Образование - -2,32 1,99 3,29 1,05
Здравоохранение и предоставление социальных услуг - -2,39 2,71 3,11 1,25
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персо- -0,33 -0,33 0,82 -1,55 1,60
нальных услуг
Таблица 4
Показатели эластичности мотивации по внешним переменным основных видов экономической деятельности Забайкальского края в 2013 г.
Вид деятельности К иК Eß E а0 иК
1 2 3 4 5 6
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - -0,25 -0,30 -0,28 -0,51
Добыча полезных ископаемых - -0,25 -0,80 -0,45 -0,85
Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых - -0,25 -0,37 -0,55 -1,13
Добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических - -0,25 -0,68 -0,37 -0,29
Обрабатывающие производства -0,53 -0,25 -0,38 -0,92 -0,36
Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака -0,05 -0,25 -0,19 -5,19 -0,40
Обработка древесины и производство изделий из дерева - -0,25 -0,27 -0,20 -0,33
Целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая - -0,25 -1,63 -0,52 -6,46
деятельность
Производство прочих неметаллических минеральных продуктов 0,18 -0,25 -0,36 -1,44 -0,08
Металлургическое производство и производство готовых металлических - -0,25 -0,34 -0,12 -0,15
изделий
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 0,15 -0,25 -0,25 -1,50 -0,27
Строительство - -0,25 -6,26 -0,24 -0,40
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий -0,05 -0,25 -0,28 -7,74 -0,15
Гостиницы и рестораны 0,29 -0,25 -0,24 -0,76 -0,12
Транспорт и связь - -0,25 -0,15 -0,19 -0,19
Операции с недвижимым имуществом, аренда -0,05 -0,25 -0,23 -18,03 -0,11
Образование - -0,25 -0,12 -0,34 -0,14
Здравоохранение и предоставление социальных услуг - -0,25 -0,16 -0,31 -0,20
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг -0,33 -0,25 -0,35 -1,12 -0,34
Известия Иркутской государственной экономической академии.
2015. Т. 25, № 5. С. 888-896. ISSN 1993-3541
S. S. OVANESYAN, N. I. CHERHAROVA
Проанализируем коэффициенты чувствительности по внешним переменным (см. табл. 3). Возьмем те же виды деятельности. На сельхозпроизводителей величины налоговых ставок оказывают влияние в следующем порядке (по уменьшению силы влияния): налог на добавленную стоимость (НДС), прочие налоги, начисления на заработную плату, налог на прибыль. Для отрасли «Гостиницы и рестораны» последовательность такая: налог на прибыль, НДС, начисления на заработную плату, прочие налоги. Для стимулирования с целью развития определенного вида деятельности необходимо иметь эту информацию и принимать соответствующие решения. К примеру, для сельского хозяйства в первую очередь следует уменьшить или убрать НДС (для тех, кто их платит). Во вторую очередь (или первую для неплательщиков НДС) уменьшить или убрать прочие налоги (земельный, транспортный, налог на имущество и др.), затем отчисления с зарплаты и налог на прибыль. Если же взять вид экономической деятельности «Добыча полезных ископаемых», то уменьшение НДС окажется гораздо менее эффективным решением, чем сокращение прочих налогов.
Проанализируем коэффициенты эластичности показателей мотивации производителей региона (см. табл. 4). Однако прежде всего отметим, что согласно формуле (5) эластичность мотивации по ставке налога на прибыль зависит только от величины этой ставки, поэтому мы используем одно и то же число -0,25 (см. табл. 4, стб. 3), которое показывает, что при увеличении ставки налога на прибыль на 1 %, т. е. с 20 до 20,2 %, коэффициент мотивации у всех видов деятельности снизится на 0,25 %. При увеличении ставки НДС на 1 % коэффициент мотивации сельхозпроизводителей уменьшится на 0,3 %, при увеличении ставки отчислений с заработной платы на 1 % коэффициент мотивации уменьшится на 0,28 %, и при увеличении ставки «прочих» налогов на 1 % коэффициент мотивации уменьшится на 0,51 %. Аналогично можно оценить влияние величин налоговых ставок на коэффициент мотивации для любого предприятия или вида экономической деятельности.
Таким образом, использование формального описания мотивации производителей к ведению хозяйственной деятельности позволяет применить результаты теории чувствительности для исследования и дальнейшей оптимизации деятельности хозяйствующих субъектов.
Список использованной литературы
1. Глушков В. М. Энциклопедия кибернетики / В. М. Глушков, Н. М. Амосов, И. А. Артеменко. — Киев : Гл. ред. укр. сов. энциклопедии, 1974. — Т. 1. — 1232 с.
2. Кузнецов Л. А. Анализ эффективности деятельности предприятия инструментами теории чувствительности / Л. А. Кузнецов // Проблемы управления. — 2003. — № 3. — С. 39-48.
3. Ованесян С. С. Математическое моделирование в бухгалтерском учете, анализе и налогообложении / С. С. Ова-несян. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2001. — 120 с.
4. Ованесян С. С. Модели взаимосвязи налоговых ставок и характеристик мотивации налогоплательщиков / С. С. Ованесян // Вестник Иркутского института народного хозяйства. — 1992. — № 3. — С. 6-12.
5. Ованесян С. С. Оптимизационная модель мотивации налогоплательщиков с внешними переменными управления / С. С. Ованесян, Н. И. Черхарова // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). — 2013. — № 1. — URL : http://brj-bguep.ru/reader/article. aspx?id=18695.
6. Ованесян С. С. Оптимизационная модель мотивации налогоплательщиков с внутренними переменными управления / С. С. Ованесян, Н. И. Черхарова // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2013. — № 2 (88). — С. 111-117.
7. Ованесян С. С. Системный анализ мотивации предприятий-налогоплательщиков региона (на примере Забайкальского края) / С. С. Ованесян, Н. И. Черхарова // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). — 2011. — № 4. — URL : http://brj-bguep.ru/reader/ article.aspx?id=8213.
8. Розенвассер Е. Н. Вклад ленинградских ученых в развитие теории чувствительности систем управления / Е. Н. Ро-зенвассер, Р. М. Юсупов // Труды СПИИРАН. — 2013. — Вып. 25. — С. 13-41.
9. Скотаренко О. В. Экономическая система и ее чувствительность / О. В. Скотаренко // Вестник Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана. — 2008. — Т. 1, № 2. — С. 236-240.
10. Черхарова Н. И. Оценка эластичности показателей мотивации производителей по налоговым ставкам / Н. И. Черхарова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2014. — № 6 (65), ч. I. — С. 299-303.
References
1. Glushkov V. M., Amosov N. M., Artemenko I. A. Entsiklopediya kibernetiki [Encyclopedia of Cybernetics]. Kiev: The main edition of the Ukrainian Soviet Encyclopedia, 1974. Vol. 1. 1232 p.
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2015, vol. 25, no. 5, pp. 888-896. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 5. С. 888-896. ISSN 1993-3541
MATHEMATICAL MODELING, SYSTEMS ANALYSIS
2. Kuznetsov L. A. Analysis of efficiency of the enterprise by tools of sensitivity theory. Problemy upravleniya = Management Problems, 2003, no. 3, pp. 39-48. (In Russian).
3. Ovanesyan S. S. Matematicheskoe modelirovanie v bukhgalterskom uchete, analize i nalogooblozhenii [Mathematical modeling in accounting, analysis and taxation]. Irkutsk State Economics Academy Publ., 2001. 120 p.
4. Ovanesyan S. S. Models of correlation between tax rates and characteristics of taxpayers' motivation. Vestnik Irkutskogo institute narodnogo khozyaystva = Bulletin of Irkutsk Institute of National Economy, 1992, no. 3, pp. 6-12. (In Russian).
5. Ovanesyan S. S., Cherkharova N. I. Optimization model of taxpayers' motivation with external variables of management. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii (Baykalskiy gosudarstvennyy universitet ekonomiki i prava) = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy (Baikal State University of Economics and Law), 2013, no. 1. Available at: http://brj-bguep.ru/reader/article.aspx?id=18695. (In Russian).
6. Ovanesyan S. S., Cherkharova N. I. Optimization model of taxpayers' motivation with internal management variables. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2013, no. 2 (88), pp. 111-117. (In Russian).
7. Ovanesyan S. S., Cherkharova N. I. Systems analysis of motivation of enterprises as taxpayers (by the example of Zabaikalye region). Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii (Baykalskiy gosudarstvennyy universitet ekonomiki i prava) = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy (Baikal State University of Economics and Law), 2011, no. 4. Available at: http://brj-bguep.ru/reader/article.aspx?id=8213. (In Russian).
8. Rozenvasser E. N., Yusupov R. M. Contribution of the Leningrad scientists to the theory of control systems sensitivity. Trudy SPIIRAN = SPIIRAS Proceedings, 2013, iss. 25, pp. 13-41. (In Russian).
9. Skotarenko O. V. Economic system and its sensitivity. Vestnik MGTU im. N.E. Baumana = Herald of the Bauman Moscow State Technical University, 2008, vol. 1, no. 2, pp. 236-240. (In Russian).
10. Cherkharova N. I. Estimation of the elasticity indicators of producers' motivation on tax rates. Aktual'nye problemy gu-manitarnykh i estestvennykh nauk = Actual problems in humanities and natural sciences, 2014, no. 6 (65), pr. I, pp. 299-303. (In Russian).
Информация об авторах Ованесян Сергей Суренович — доктор экономических наук, профессор, кафедра бухгалтерского учета и аудита, Иркутский государственный аграрный университет им. А. А. Ежевского, 664038, Иркутская область, Иркутский район, пос. Молодежный, e-mail: [email protected].
Черхарова Наталья Ивановна — кандидат технических наук, заведующий кафедрой математики, Читинский институт Байкальского государственного университета экономики и права, 672000, г. Чита, ул. Анохина, 56, e-mail: [email protected].
Библиографическое описание статьи Ованесян С. С. Анализ мотивации предприятий к ведению хозяйственной деятельности инструментами теории чувствительности / С. С. Ованесян, Н. И. Черха-рова // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2015. — Т. 25, № 5. — С. 888-896. — DOI : 10.17150/1993-3541.2015.25(5).888-896.
Authors
SergeiS. Ovanesyan — Doctor habil. (Economics), Professor, Department of Accounting and Audit, Irkutsk State Agrarian University n.a. A.A. Ezhevskii, 664038, Molode-zhny settlement, Irkutsk region, Irkutskaya Oblast, Russian Federation, e-mail: [email protected].
Natalia I. Cherharova — PhD in Technical Sciences, Chair, Department of Mathematics, Chita branch of Baikal State University of Economics and Law, 56 Anohina St., 672000, Chita, Russian Federation, e-mail: [email protected].
Reference to article Ovanesyan S. S., Cherharova N. I. Analyzing companies motivation to conduct a business by the sensitivity theory tools. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2015, vol. 25, no. 5, pp. 888-896. DOI: 10.17150/1993-3541.2015.25(5).888-896. (In Russian).