References
1. Pervye shagi reformy Turkmenskogo obrazovaniia [The first steps of the reform of Turkmen Education] // Mezhdunarodnyi zhurnal «Turkmenistan». 2007., № 9—10 (30—31).
2. Gorak S. Reformy obrazovaniia v Turkmenistane: blagie namereniia, slaboe so-derzhanie? [Education reforms in Turkmenistan: good intentions, poor content?] URL: http://www.fergananews.com/articles/7907 (data obrashcheniia: 25.03.2014).
3. Elektronnaia gazeta «Turkmenistan: zolotoi vek» [Electronic newspaper "Turkmenistan: the golden age"]. URL: http://www.turkmenistan.gov.tm/?id=5941 (Accessed on 01.04.2014).
4. Korradini M, Dergunova I. Turkmenistan. Obzor professional'nogo obrazovaniia i obucheniia i rynka truda [Turkmenistan. Review of vocational education and training and the labor market]. Evropeiskii fond obrazovaniia /EFO/ Mai 2012 g.
5. Radio Ozodi [Radio Ozodi]. URL: http://rus.ozodi.org/content/article/24922321.html (Accessed on
25.01.2014).
6. Ofitsial'nyi sait Ministerstva Inostrannykh Del Turkmenistana [The official website of the Ministry of Foreign Affairs of Turkmenistan]. URL: http://mfa.gov.tm/ru/turkmenistan-ru/genral (Accessed on 25.01.2014).
7. Ammaniiazova L. Chelovecheskii kapital v Turkmenistane: sostoianie i prognozy [Human capital in Turkmenistan: conditions and forecasts]. Sovmestnyi proekt fonda «Nasledie Evrazii», Departamenta informatsii i pechati MID Rossii i Tret'ego Departamenta stran SNG MID Rossii [The joint project of "Eurasia Heritage", the Press and Information Department of the Ministry of Foreign Affairs of Russia and the Third Department of the CIS countries of the Russian Foreign Ministry]. http://www.fundeh.org/files/projects/elements/80/amanniyazova. pdf (Accessed on 27.01.2014).
8. Korradini M, Dergunova I. Turkmenistan — obzor sistemy professional'no-go obrazovaniia i obucheniia i ryeka truda [Turkmenistan — a review of the system of vocational education and training and labor market], EFO, mai 2012 g. http://www.etf.europa.eu/webatt.nsf/0/FD47BD45ED215CF3C1257A720056B93B/$file/ Turkmenistan%20VET%20&%20labour%20market_RU.pdf (Accessed on 27.01.2014).
УДК 37 DOI: 10.12737/6480
АНАЛИЗ МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА В НОРВЕГИИ
Сахарчук Елена Сергеевна, кандидат педагогических наук,
декан факультета туризма и гостеприимства, e.sakharchuk2013@yandex.ru,
ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,
Москва, Российская Федерация
Настоящая статья представляет собой очередную публикацию результатов исследования зарубежных моделей подготовки кадров для сферы туризма. Все публикации цикла основаны на едином концептуальном представлении профессионального образования в сфере туризма как деятельностной системы, обладающей целеполаганием и инвариантными и вариативными структурными элементами, надсистемными ограничителями, ресурсами и т. п. Сравнительный анализ зарубежных моделей подготовки кадров для туризма позволяет выявлять основные сущностные характеристики структуры и содержания моделей, влияющие на эффективность систем образования, под которой понимается максимальное достижение целей образовательной деятельности для ее субъектов. В целях анализа модели подготовки кадров для сферы туризма Норвегии были применены авторские методики анализа структуры и содержания профессионального образования в сфере туризма, разработанные в целях исследования количественных и качественных параметров образования, в качестве источников информации автором используются как вторичные (аналитические отчеты, статистические данные), так и первичные (результаты опросов и интервью представителей образования, обучающихся; непосредственно педагогическая документация) источники. К результатам исследования норвежской модели подготовки кадров для туризма следует отнести: исследования рамочных условий становления и развития системы подготовки кадров для туризма Норвегии; исследование занятости в сфере туризма Норвегии, имеющей выраженную специ-
93
ЗАРУБЕЖНЫЕ МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...
фику (сезонность, альтернативные виды туризма); исследование особенностей структуры образования и преемственности образовательных ступеней. Особый интерес представляют результаты исследования факторов, влияющих на параметры потребительской подсистемы, в частности, направленности образования на студента; валидности образовательных ступеней и модулей, направленности образования на развитие человеческих ресурсов. По результатам проведенных исследований делаются выводы о высоких показателях, характеризующих потребительскую подсистему системы профессионального образования в сфере туризма. Представляется также возможной формулировка предположения о корреляционной зависимости показателей конкурентоспособности туристского сектора (в части показателей, характеризующих человеческие ресурсы) и показателей, характеризующих потребительскую подсистемы системы подготовки кадров для сферы туризма.
Ключевые слова: модель подготовки кадров для сферы туризма, сравнительный педагогический анализ, структура образования в сфере туризма, содержание образования в сфере туризма
Введение
Охарактеризуем рамочные условия системы подготовки кадров для туризма в Норвегии. Норвегия — небольшая страна, насчитывающая около 5,1 млн жителей. Туристская сфера не является основной по получению доходов в норвежскую экономику, однако туризм в Норвегии хорошо известен во всем мире. Основные виды туристского предложения связаны с природными ресурсами: главными сезонами прибытия туристов являются: летний сезон (май — сентябрь) и зимний сезон (ноябрь — март); межсезонные периоды характеризуются существенным снижением потока.
Выраженная сезонность в туризме обуславливает характер занятости в сфере: в межсезонные периоды предприятия индустрии туризма не нуждаются в большом количестве сотрудников, таким образом, на разных квалификационных уровнях, в основном, на невысоких, в рабочих профессиях, занятость в существенной степени носит временный характер. На периоды высоких сезонов практикуется дополнительный набор работников, в том числе из-за рубежа. Предприятия туризма, ориентированные на летний сезон, расположены на западном и южном побережьях Норвегии.
Компании, ориентированные на летний и зимний сезоны, расположены в горных регионах страны. Наибольшая востребованность в кадрах ощущается в Норвегии в летний и зимний сезоны в крупных городах — «воротах прибытия» туристов: Осло, Бергене, Ставангере, Трондхайме.
Норвегия, не обладающая ресурсами «классических» туристских стран: теплым
морем и объектами культурно-познавательного туризма, активно развивает альтернативные предложения для туристов: приключенческий туризм, сафари, проживание в ледяных отелях, скай-дайвинг, охота, рыбалка, рафтинг, катание на собаках, фермерский туризм; активно продвигаются туристские де-стинации, получившие название «арктика и экзотика». Очевидно, что при столь разнообразном предложении эксклюзивных (не массовых) видов туризма, работникам туристской сферы нужно обладать набором особых компетенций как узкопрофессионального, так и универсального и методического характера. В связи с вышеобозначен-ной аргументацией образование в сфере туризма Норвегии представляет бесспорный интерес в контексте сравнительных исследований эффективных моделей образования в сфере туризма.
Научный инструментарий
В целях анализа модели подготовки кадров для сферы туризма Норвегии были применены авторские методики анализа структуры и содержания профессионального образования в сфере туризма. Методики, как и результаты анализа моделей туристского образования ряда стран, представлены для ознакомления академической общественности в изданиях на русском и иностранных языках в 2011—2014 гг. Методики анализа структуры и содержания профильного образования в сфере туризма исследуют количественные и качественные параметры образования, в качестве источников информации используются как вторичные (аналитические отчеты, стати-
94 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 8. 2014 / №4
Анализ модели подготовки кадров для сферы туризма в Норвегии
Таблица 1
Отдельные позиции Норвегии в рейтинге конкурентоспособности туризма1
Показатель Норвегия (место в рейтинге) Австрия (место в рейтинге) РФ (место в рейтинге)
1. Место в рейтинге конкурентоспособности стран в сфере туризма 22 3 63
2. Уровень развития туристской инфраструктуры 10 1 40
3. Уровень образования и тренингов 11 9 71
4. Доступность тренингов и исследований по туризму 14 3 79
5. Уровень гостеприимного отношения местного населения к туристам 59 5 138
6. Уровень клиентоориентированности персонала 31 3 130
стические данные), так и первичные (результаты опросов и интервью представителей образования, обучающихся; непосредственно педагогическая документация) источники.
Основные результаты исследований
В рейтинге конкурентоспособности стран в сфере туризма Норвегия по итогам 2013 г. заняла 22-е место (сравним этот показатель с показателем РФ в рейтинге: Россия занимает 63-е место, всего стран, представленных в рейтинге — 140). По позициям: уровень туристской инфраструктуры, уровень образования и тренингов, доступность тренингов и исследований по туризму, уровень гостеприимного отношения местного населения к туристам и уровню клиентоориентированности персонала Норвегия (как это видно из таблицы 1) существенно
опережает Россию, однако отстает от Австрии, результаты анализа системы образования в сфере туризма которой мы рассмотрели в предыдущих публикациях.
Остановимся более подробно на актуальной ситуации занятости в сфере туризма Норвегии. По данным информационного ресурса экономических данных Knoema2, на предприятиях туризма Норвегии в 2014 г. заняты 107,0 тыс. человек, что составляет 3% занятого населения. Уровень занятости в туризме Норвегии сохраняется на протяжении ряда лет и претерпевал серьезные колебания в периоды мировых кризисов, данные по годам мы представили на диаграмме (рис. 1).
1 http://www.weforum.org/issues/travel-and-tourism-competitiveness
2 http://www.knoema.com/atlas
Рис. 1. Динамика занятости в сфере туризма Норвегии (в тысячах человек)
95
ЗАРУБЕЖНЫЕ МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...
Система образования в сфере туризма имеет, как и большинство европейских стран, многоступенчатую преемственную структуру (рис. 2).
Тип школ
5-летнее обучение на третичном уровне (3 года бакалавриат + 2 года магистратура)
3-х летнее обучение на третичном уровне
Профессиональное обучение продвинутой вторичной ступени
Профессиональное образование вторичной ступени
Рис. 2. Система образования в сфере туризма Норвегии
Как показало изучение статистических отчетов по наборам на различные направления подготовки, «Туризм» не относится к числу активно востребованных абитуриентами сфер обучения. Наиболее востребованными направлениями подготовки студентов в 2013 г. стали:
— медицина;
— индустрия здоровья;
— спорт.
Статистика показывает, что в Норвегии профессиональное образование женщины желают получить в большей степени, чем мужчины: 59% всех студентов являются женщинами; в некоторых направлениях подготовки, таких, например, как медицина, количество студентов-женщин достигает 77%.
Характеризуя систему образования Норвегии, следует выделить следующие ее сущностные черты (таблица 2).
Перейдем к результатам проведенного анализа в рамках основных факторов, влияющих на параметры потребительской подсистемы3 системы образования в сфере туризма Норвегии (таблица 3).
3 Под системой образования в сфере туризма в настоящем исследовании понимается устойчивая совокупность взаимодействующих элементов институциональной среды, интегрированных или интернирующихся с целью достижения лучших результатов образовательной деятельности в профильной сфере. Структура институциональной среды системы образования в сфере туризма представляется в виде взаимозависимой связи четырех компонент:
— содержательной;
— функциональной;
— отраслевого регулирования;
— потребительской [1].
Таблица 2
Характеристика обучения на разных ступенях образования в Норвегии
Ступень образования/ образовательные учреждения Характеристика содержания обучения
Образование на вторичной ступени
1. Общеобразовательные школы, 11-й класс Базовые курсы, профориентационные курсы
2. Общеобразовательные школы, 12-й и 13-й классы Специализированные программы: - по подготовке к поступлению на третичную ступень; - профессиональной подготовки с соответствующей аттестацией; - частичной профессиональной подготовки, которая может быть заменена ученичеством на предприятии (как правило, ученичество длится 2 г.). В случае если мест на предприятиях оказывается меньше, чем имеется желающих обучаться, для обучающихся организуют «квази» производственные условия в образовательных учреждениях (лаборатории, цеха и т. п.)
Образование на третичной ступени
3. Профессиональные высшие образовательные учреждения Практикоориентированная подготовка, нацеленная на выпуск специалистов четвертой-пятой квалификационной категории (в соответствии с Европейской рамкой квалификаций)
4. Высшие образовательные школы искусств Подготовка специалистов в области творческих профессий
5. Научные высшие образовательные учреждения Подготовка специалистов с профилизацией в исследовательских практиках (пятый-шестой квалификационные уровни)
6. Университеты Подготовка специалистов для разных сфер деятельности преимущественно шестой квалификационной категории, в том числе специалистов прикладных наук
96
научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 8. 2014 / №4
Анализ модели подготовки кадров для сферы туризма в Норвегии
Факторы, влияющие на развитие потребительской подсистемы
Таблица 3
Параметры оценки Назначение исследования
Ориентированность образования (на преподавателя/на студента)
Уровень индивидуализации образования В результате анализа педагогической документации и проведения экспертных интервью выявлен характер ориентированности образования на студента. Выраженность качественной характеристики «Потребительская подсистема» по данному параметру по 10-ти балльной шкале составляет — 9 баллов”.
Уровень участия обучаемых в процессе формирования содержания образования в сфере туризма Результаты проведения экспертных интервью показали, что: - обучаемые свободно выбирают элективные курсы; - обучаемые каждый семестр участвуют в опросах по результатам освоения дисциплин, в которых имеют возможность выразить свое отношение к следующим параметрам: практикоориентированность материала преподаваемый дисциплины; актуальность и научная новизна; качество использованных педагогических технологий. По результатам обобщения мнений студентов, проведения коллективных обсуждений педагогическими коллективами принимается решение о целесообразности дальнейшего ведения курса по обсуждаемой дисциплине. Выводы: Обучаемые имеют возможность влиять на содержание образования. Выраженность качественной характеристики «Потребительская подсистема» по данному параметру по 10-балльной шкале составляет 9 баллов.
Валидность образовательных ступеней/модулей/курсов
Преемственность образовательных ступеней (основания) Исследование педагогической документации позволило резюмировать факт обеспечения преемственности образовательных ступеней в профильном сфере туризма образовании Норвегии. Выраженность качественной характеристики «Потребительская подсистема» по данному параметру по 10-балльной шкале составляет 9 баллов.
Обеспечение возможностей для осуществления академической мобильности (внутренней, внешней) Выявление объемов академической мобильности факторов, влияющих на мобильность. Выраженность качественной характеристики «Потребительская подсистема» по данному параметру по 10-балльной шкале составляет 9 баллов.
Направленность образования на развитие человеческих ресурсов
Направленность содержания образования на развитие ключевых универсальных компетенций Изучение компетентностных моделей выпускников Выраженность качественной характеристики «Потребительская подсистема» по данному параметру по 10-балльной шкале составляет 8 баллов.
6. Стили и характер администрирования в образовательных учреждениях Выраженность качественной характеристики «Потребительская подсистема» по данному параметру по 10-балльной шкале составляет 9 баллов.
** Балльная шкала оценки описана в публикациях по методикам анализа структуры и содержания образования в сфере туризма [1].
Рис. 3. Результаты оценки функциональных подсистем системы образования в сфере туризма Норвегии
97
ЗАРУБЕЖНЫЕ МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...
Выводы
Итог обобщения результатов исследования системы подготовки кадров для туризма в Норвегии по нескольким параметрам4 приводится на рис. 3.
Как видно на рис. 3, в Норвегии на высоком уровне представлена потребительская система профессионального образования в сфере туризма. Следует также отметить высокие показатели по параметру «Взаимодействие подсистем», а также высокий уровень кнкурентоспособности туристского сектора, что,в свою очередь, позволяет делать
4 Параметры «Институализация» и «Взаимодействие
подсистем» охарактеризованы в «Методике анализа зарубежных моделей подготовки кадров для туризма» [1].
справедливое предположение о возможной корреляционной зависимости параметров системы туризма и системы образования в туризме в части развития человеческих ресурсов.
В соответствии с результатами анализа данных по пяти параметрам оценки функционирования норвежской модели образования очевидно, что наиболее сильной стороной системы профильного образования является ее студентоцентрированный характер, из чего можно сделать вывод о необходимости более углубленного ознакомления с норвежским опытом именно в этом направлении с целью возможной его адаптации в системе профильного российского образования.
Литература
1. Сахарчук Е.С. Методика анализа зарубежных моделей подготовки кадров для сферы туризма // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2014. № 3. С. 78—86.
2. Sakharchuk E.S. Analysis of Practice Centered Aspects of Educational Programs in the Sphere of Tourism and Hospitality // World Applied Sciences Journal 27 (Education, Law, Economics, Language and Communication): 305-308, 2013.
3. knoema.m/WTTC2013/world-travel-and-tourism-council-data-2013 (дата обращения: 10.10.2014).
4. http://www.ssb.no/en/innrapportering (дата обращения: 10.10.2014).
5. http://www.hit.no (дата обращения: 10.10.2014).
ANALYSIS OF THE MODEL OF TRAINING FOR THE TOURISM INDUSTRY IN NORWAY
Sakharchuk Elena Sergeevna, PhD (Candidate of Sciences) in Pedagogics, Associate Professor, Dean of Faculty of Tourism and Hospitality, e.sakharchuk2013@yandex.ru Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation
This article is another publication of the research results of foreign models of training for the tourism sector. All the author’s publications are based on a single cycle of a conceptual representation of professional education in the field of tourism as an activity-system which has its own goal-setting and invariant and variable structural elements, super-system limiters, resources, and so on. Comparative analysis of foreign models of training for tourism allows identifying the essential characteristics of the basic structure and content of models, which affect the efficiency of education systems, which in turn means the maximum achievement of the purposes of educational activities for their participants.
In order to analyze the model of training for the tourism industry in Norway were used the author’s own methods of analyzing the structure and content of vocational education in the field of tourism developed in order to study quantitative and qualitative parameters of education. As sources of information the author uses both secondary (research reports, statistics) and primary (results of surveys and interviews with representatives of education, students; pedagogical documentation) sources.
98 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 8. 2014 / №4
Анализ модели подготовки кадров для сферы туризма в Норвегии
The study of the Norwegian model of training for tourism includes: a research framework of conditions for the establishment and development of a training system for tourism in Norway; a study of tourism employment in Norway, which has a pronounced specificity (seasonality, alternative forms of tourism); a study of the structural features of the formation and continuity of educational levels. Of particular interest are the results of a study of factors affecting the consumer subsystem parameters, in particular, focus on student training; validity of educational levels and modules which direct education at the development of human resources.
The results of the study lead to the conclusion about high levels which characterize the consumer subsystem of the system of professional education in the field of tourism. It is also possible to formulate an assumption about a correlation between the indicators of competitiveness of the tourism sector (in terms of the parameters describing human resources) and the indicators characterizing the consumer subsystem of the training system for the tourism sector.
Keywords: models of training for tourism, comparative pedagogical analysis, structure of education in tourism, content of education in tourism
References
1. Sakharchuk E.S. Metodika analiza zarubezhnykh modelei podgotovki kadrov dlia sfeiy turizma [Methods of analysis of foreign models of training for tourism] // Vfestnik Assotsatsii vuzov turizma i servisa [Bulletin of the Association of Universities for Tourism and Service]. 2014. № 3. PP. 78—86.
2. Sakharchuk E.S. Analysis of Practice Centered Aspects of Educational Programs in the Sphere of Tourism and Hospitality // World Applied Sciences Journal 27 (Education, Law, Economics, Language and Communication): pp. 305-308, 2013.
3. knoema.m/WTTC2013/world-travel-and-tourism-council-data-2013 (Accessed on 10.10.2014).
4. http://www.ssb.no/en/innrapportering (Accessed on 10.10.2014).
5. http://www.hit.no (Accessed on 10.10.2014).
99