анализ
мирового рынка E-LEARNiNG и обоснование актуальности внедрения
инновационных форм обучения в систему высшего образования РОССИИ
ANALYSIS OF THE E-LEARNING GLOBAL MARKET AND JUSTIFICATION OF THE RELEVANCE OF THE EDUCATIONAL INNOVATIVE FORMS INTRODUCTION IN THE HIGHER EDUCATION SYSTEM OF RUSSIA
УДК 378.1
КУБРАКОВА Александра Александровна
аспирантка Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, kubikspb@ mail.ru
KUBRAKOVA, Alexandra Alexandrovna
Post-graduate student of the Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, [email protected]
Аннотация.
В данной статье автором проводится анализ мирового и отечественного рынков электронного обучения и определяются особенности их развития. Актуальность изучаемой темы обусловлена мировым распространением электронного обучения как в корпоративном, так и в государственном секторе. Большинство прогрессивных университетов по всему миру используют дистанционные технологии для распространения знаний, получая при этом экономическую эффективность от реализации курсов и программ.
Ключевые слова: мировой рынок e-learning, электронное обучение, дистанционное обучение.
Abstract.
In this article, the author analyses the global and national market of the e-learning and defines the features of their development. The topic is relevant due to the global spread of the e-learning in both corporate and public sector. Most progressive universities around the world use remote technology to disseminate knowledge, while receiving the economic efficiency from the implementation of courses and programs.
Key words: global market for e-learning, e-learning.
Рынок электронного обучения, как и любой другой рынок, подчиняется классическим законам экономики и предназначен для установления непосредственных связей между покупателями и продавцами образовательных услуг и материалов.
Предпосылкой развития электронного обучения (ЭО, е-1еагш^) является формирование рынка бизнес-образования. Учреждения, оказывающие услуги в области бизнес-обучения, оценив эффективность нового способа, стали постепенно переходить на электронный вариант.
Основными участниками рынка ЭО являются поставщики продуктов (рисунок 1) и пользователи (рисунок 2).
Постшяцики услуг е-к'кгпнщ
Компании-разработчики программного обеспечения
Компании-
разработчики
ЭЛеКГрОНнОД курсов
и учебного контента
Рисунок 1
Поставщики услуг электронного обучения
Компании-разработчики ПО - это организации, создающие программные платформы для реализации различных видов дистанционного обучения (ДО), разрабатывающие системы управления обучением, системы управления учебным контентом, системы разработки курсов, инструменты для организации и проведения виртуальных занятий. Сюда же относятся компании, занимающиеся консультированием и внедрением системы дистанционного обучения (СДО) в корпоративном, «университетском» и государственном секторах.
Компании-разработчики контента - это организации, занимающиеся наполнением СДО базой знаний для обучающихся в виде готовых библиотек или разработанных под заказ курсов. Основными электронными учебными материалами являются: видеолекции, электронные учебники, слайды, учебные ви-
деофильмы, мультимедийные интерактивные курсы, обучающие СБ, симуляция (виртуальная среда, имитирующая реальные условия деятельности), лекция (вебинар) и другие [1].
В России наиболее развитым сегментом среди пользователей ЭО является корпоративный сегмент. Развитию государственного сектора препятствуют ряд проблем, связанных с консервативностью представителей вузов, отсутствием четко прописанного законодательства в этой области, и финансовые затруднения.
На данный момент в области государственного образования обучение с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ) возможно для любой специальности с ограничениями доли электронных и очных форм.
По мнению экспертов в этой области, в ближайшие время тенденция сосредоточения интересов инвесторов в корпоративном секторе уступит главенствующее место сегменту государственного сектора. Наиболее перспективными вложениями станут инвестиции в разработку технологий е-1еагш^ в образовании от дошкольного до высшего уровня [1].
Для того чтобы сегодня быть конкурентоспособным на рынке и востребованным среди абитуриентов, вузам необходимо использовать возможности е-1еагш^ по полной программе: открывать полноценные подразделения дистанционного обучения и выдавать выпускникам конкурентоспособные дипломы [2]. В настоящее время многие учебные заведения стоят перед выбором сокращения невостребованных специальностей или внедрения электронного обучения. Таким образом, Россия постепенно вступает на путь модернизации высшего образования и догоняет мировые рынки, на которых электронное обучение получило практически повсеместное распространение. Таким образом, в среднесрочной перспективе следует ожидать постепенное снижение объемов очного обучения как в корпоративном секторе, так и государственном.
На сегодняшний день лидером в области ЭО являются США, где более 90% вузов и школ, а также коммерческие организации используют эту инновационную форму обучения. По сравнению с мировым рынком, российский рынок ЭО отстает на 5-7 лет [1].
ки чини ни. использующие ЭО для обучения своих сотрудников или имеющие широкую сеть филинов
Рисунок 2
Пользователи электронного обучения
I 52%
Рисунок 3
Рейтинг стран по темпу роста рынка электронного обучения
Объем мирового рынка е-1еагш^ в 2010 году составил 52,6 млрд долл., увеличившись по сравнению с 2007 годом на 32% (40 млрд долл.). На сегодняшний день оборот рынка индустрии е-1еагш^ составляет свыше 90 млрд долл. и прогнозируется, что к 2017 году он достигнет 110 млрд долл., таким образом, средний годовой темп роста составляет 7,6% [3].
Темп роста рынка е-1еагш^ - важный экономический показатель, который демонстрирует, насколько интенсивно развивается рынок в конкретной стране (рисунок 3). На основе темпа роста инвесторы рассчитывают примерную прибыль, определяют эффективность вложения денег в заграничные проекты по электронному обучению [4].
Наибольший рост показывают страны Азии: Китай - 52%, Малайзия - 41%. Также крупнейшими пользователями электронного обучения являются страны Европы и Латинской Америки (где в настоящее время стремятся экспортировать технологии за пределы региона). В десятку лидеров попала также Украина с темпом роста в 20%. Рынок Ближнего Востока и Африки специалисты считают перспективным с точки зрения вложения в него средств.
Самая большая доля рынка е-1еагш^ в мировом секторе принадлежит США. Однако вследствие того, что данная отрасль в США является уже достаточно развитой и действует по большому счету на коммерческой основе, то процент роста рынка в этом регионе небольшой (примерно 7%), в то время как на развивающихся рынках в Европе отрасль ЭО формируется в основном за счет государственных дотаций, и ежегодный темп роста значительно выше - от 20%.
Прогрессивные государства, осознавая важность и необратимость компьютеризации образования, оказывают значительное влияние на учебные заведения с целью внедрения в них электронных форм обучения. В таких странах как Бразилия, Индонезия, Китай, Эфиопия, наоборот, внедрение е-1еагш^ встречает сопротивление со стороны властей, прежде всего, в сфере распространения компаний-поставщиков.
С точки зрения интересов государства, электронное образование - это способ устра-
нения образовательного неравенства, т. е. возможность получения одинакового уровня образования людям, проживающим в разных точках страны. И для его централизованного развития прежде всего необходимы инвестиции [1].
По данным информационно-торговой системы ¡РОЬоагё, за 2014 год в России большая часть венчурных сделок пришлась на рынок компьютерных технологий, оборудования и мобильных приложений, что говорит о развитии сектора информационно-телекоммуникационных технологий как о приоритетном направлении [3].
В России рынок ЭО начал развиваться с начала 2000-х годов и до сих не выделен в самостоятельную отрасль. Статистические данные по нему отсутствуют, и информация об объемах рынка носит оценочный характер.
По итогам 2014 года объем отечественного рынка е-1еагш^ оценен в 9,3 млрд долл. (среднегодовой темп роста на 2014 год составил 16,9%.).
Эксперты прогнозируют, что в ближайшей перспективе в связи с реализацией государственных образовательных программ и растущим спросом среднегодовой темп роста достигнет 20-25% (рисунок 4) [3].
2018 г.
2013 г.
Рисунок 4
Объем рынка e-learning в России
Потенциальный объем рынка в России оценивается очень высоко. Согласно данным «The Economist Intelligence Unit», граждане России тратят около 10 млрд долл. в год на получение дистанционного образования в иностранных университетах. На сегодняшний день потенциальный спрос и реальное предложение
российского рынка e-learning отличаются друг от друга в десятки раз. Рынок будет расти и развиваться как за счет новых потребителей, так и за счет поиска опытными потребителями улучшений существующих систем [1].
С каждым годом онлайн-образование набирает популярность, все больше людей и компаний пользуются электронным обучением и безоговорочно признают его эффективность и удобства. Среди преимуществ e-learning студенты выделяют: сокращение времени на поездки, временную и территориальную гибкость, экономию средств, возможность привлечения экспертов к проведению обучения, большую последовательность в обучении [3].
Зарубежный опыт говорит о том, что при наличии качественного учебного контента и грамотно построенного учебного курса эффективность электронной формы обучения не уступает эффективности традиционной формы обучения. На сегодняшний день это официально признано на уровне ООН и ЮНЕСКО [1].
При этом аналитики компании SRI International, проводившие исследование в течение 12 лет, выявили, что студенты, получившие образование с помощью интернет-технологий, сдали тесты на 9% лучше студентов, получивших образование традиционным очным способом. Данный вывод объясняет, почему электронное обучение стало востребовано во многих сферах жизни человека [3].
В мире технологии e-learning в равной мере востребованы как в сегменте индивидуального образования, так и в сфере корпоративного обучения.
Например, в Германии работодатели ценят дистанционное обучение даже выше очного. И причиной этого является то, что качество этой формы обучения не уступает очным формам, что достигается хорошим информационным обеспечением и качеством экзаменов при отсутствии коррупции.
Развитие рынка электронного обучения в России отстает от мирового рынка, в том числе на уровне государственной поддержки и централизованной организации процесса развития отрасли. В то время, как рынок e-learning Европы и США можно назвать зрелым, в
России и странах СНГ только начинается его становление.
Следует отметить, что на сегодняшний день в России рынок электронного и дистанционного образования в отличие от европейского развивается бессистемно и без четко прописанного законодательного регулирования. Комиссией Европейского сообщества был определен проект развития электронного обучения прежде всего как базы завтрашнего образования. Разработанная стратегия подразумевает объединение всех участников рынка для оптимального взаимодействия с целью наиболее эффективного развития e-learning. Для этого поставлен ряд задач: обучение компьютерной грамотности всех учеников, заканчивающих школу, введение диплома о базисных навыках работы на компьютере, возможность переводить студентам дистанционного образования результаты своих зачетов в другие вузы, создание комитета, ответственного за дальнейшее развитие отрасли, и многое другое. В Европе более 77% университетов уже имеют необходимый технический функционал и соответствующий профессорско-преподавательский состав для ведения дистанционного обучения, а для 65% вузов развитие e-learning -важнейший приоритет настоящего времени. Подобный системный подход необходим и российскому законодательству в области инновационных форм обучения, чтобы обеспечить эффективное развитие отрасли в ближайшее время.
В настоящее время в России есть всего несколько вузов, которые могут вести электронное обучение от первой до последней дисциплины, направления или специальности. Лидерами отечественного рынка дистанционного обучения являются Томский государственный университет управления и радиоэлектроники, Тюменский государственный университет, Московский институт менеджмента, экономики и права, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, Российский новый университет, Институт магистерской подготовки МЭСИ, Moscow Business School и другие [1].
В апреле этого года Минобрнауки РФ объявило о создании национальной платформы
онлайн-образования, главным направлением которой будет являться перевод в систему открытого обучения базовых дисциплин, изучаемых с 1-го по 3-й курс бакалавриата. Она будет объединять всех участников проекта: восемь университетов, которые уже задействованы в создании обучающих курсов, университеты, которые будут использовать курсы и встраивать их в свои образовательные программы, а также студентов.
Исходя из этого, можно констатировать, что в нашей стране уже приняты меры по изменению отношения к дистанционному обучению, к пониманию того, что оно может быть эффективным и удобным. Следующий шаг - предоставить студентам возможность
выбора электронного обучения как альтернативы традиционному очному [5].
Таким образом, системное, целенаправленное формирование путей развития образования необходимо для престижа нашей страны и возможности экономить бюджетные средства в условиях экономической нестабильности, одновременно вовлекая большее количество людей в образовательный процесс. Создав электронное поле передачи качественного образовательного контента сначала в отдельных вузах страны, а затем и в общенациональном масштабе, мы сможем решить проблему экономической оптимизации высшего образования и обучения российских студентов вне зависимости от их места жительства и результатов ЕГЭ.
Список литературы
1. Обзор Мирового и российского рынка электронного обучения // Первый online-магазин «Все для дистанционного обучения, online-коммуникаций, автоматизации работы HR». URL: http://ra-kurs.spb.ru/2/0/3/1/?id=42 (дата обращения: 15.06.2015 г.).
2. Как у нас, и как у них: российский и западный рынки E-learning как не поддающиеся сравнению // Блог про eLearning и сферу онлайн обучения, аналитика, обзоры. URL: http://teachbase.ru/blog/elearning/ (дата обращения: 01.06.2015 г.).
3. Обзор рынка прямых и венчурных инвестиций. 2014 г. // IPOboard. http://ipoboard. ru/files/cms/200dff3c0e542cd52294f166a762cfe0 (дата обращения: 12.06.2015 г.).
4. 10 свежих фактов об eLearning, которые вы должны знать. URL: http://geektimes. ru/company/teachbase/blog/247454/ (дата обращения: 03.06.2015 г.).
5. Зачет за MOOC. Что известно о российской национальной платформе открытого образования // Edutainme. URL: http://www.edutainme.ru/post/russian-national-mooc/ (дата обращения: 15.06.2015 г.).
6. Кроливецкий Э. Н. Перспективное планирование экономических результатов и эффективности функционирования отраслевой составляющей сферы услуг // Петербургский экономический журнал. 2013. № 2. C. 46-50.
петербургским экономическим журнал • № 4
2015
80