УДК 339.9.01 ББК 65.5 Д-33
Денисов Георгий Александрович, аспирант Майкопского государственного технологического университета, т.: (88772)521828.
АНАЛИЗ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА ВЫДЕЛЕНИЯ ЭКОНОМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КЛАСТЕРОВ
(рецензирована)
В статье проводится анализ международного опыта выделения экономико-технологических кластеров с точки зрения инструментария управления социально-экономических систем.
Ключевые слова: экономико-технологические кластеры, стратегия, анализ.
Denisov George Alexandrovich, postgraduate in Maikop State Technological University, tel.: (88772) 521828.
ANALYSIS OF INTERNATIONAL EXPERIENCE FOR ALLOCATION OF ECONOMIC AND
TECHNOLOGICAL CLUSTERS
The article analyzes the international experience of highlighting the economic and technological clusters in terms of a management tool of socio-economic systems.
Keywords: economic-technological clusters, strategy, analysis.
В последнее десятилетие в политике экономического развития зарубежных стран возрос интерес к концепции кластеров и кластерному подходу. Кластерная политика широко распространена как в виде четко определенной политики, так и в виде других политических инициатив, таких как региональные стратегии или мероприятия по поддержке локальной системы производства.
Указанный подход предполагает организацию кластеров, сформированных на территориях из предприятий, выполняющих разные функции, но объединенных одним технологическим процессом, результатом которого является конечный продукт, созданный усилиями всех участников процесса от науки и подготовки кадров до технологов, упаковщиков, транспортников и дилерской сети.
С кластеризацией многие эксперты и исследователи связывают становление конкурентных национальных экономик, отдельных секторов и отраслей. Кроме этого кластер становится средством для преодоления инертности, негибкости в деятельности национальных компаний, стимулирует возникновение новых производителей, появляющихся из отраслей поставщиков.
Следует отметить, что Европа уже в 1968 г. создала в рамках ЕС Генеральный директорат по региональной политике. В 1975 г. был создан Европейский фонд регионального развития, в 1988 г. Европарламентом была принята Хартия регионализма, начал функционировать Совет региональных и местных сообществ. В этот же период в США начинаются разработки федеральных программ по кооперации снабженческих фирм, маркетинга и коммерции, труда и образования.
Первоначально унифицированный подход к межфирменному сотрудничеству был разработан в Дании в 1989-1990 гг. На подготовку проекта в течение трех лет было выделено 25 млн. долл., с тем, чтобы определить перспективные сетевые структуры в стране. Были подготовлены специалисты, содействующие выполнению программы по созданию желаемых сетевых структур. Согласно программе выдавались гранты на реализацию фаз: концептуализация программы, планирование развития, осуществление инициатив кооперации.
На первых этапах были исследованы промышленные комплексы по схеме "спрос-предложение" в региональном разрезе по четырем отраслям: сельское хозяйство, текстильное производство, изготовление офисного оборудования, средств защиты окружающей среды. Затем были проанализированы механизмы передачи знаний и технологий в трех секторах: электромедицинская аппаратура, мебель, фармацевтика.
В 1992 г. в кластерах участвовало 40% всех фирм страны, которые обеспечивали 60% экспорта. В 1997 г. в годовом отчете было отмечено, что в исследованиях принимали участие 513 аналитиков из фирм, организаций, институтов, министерств, которые были объединены в 35 рабочих групп, специализировавшихся в конкретных секторах, они выдали 1522 предложения, из которых 66 уже были реализованы. Предприятия отражали широкий спектр проблем - от изменений в законодательстве,
структурах административного управления до изменений бюджетных ассигнований министерств. Проведенная за ряд лет работа вывела Данию в мировые лидеры по кластеризации экономики, где сегодня функционируют 29 ведущих кластеров.
Для расширения практики кластеризации, т.е. создания региональных социально-производственных комплексов, важен тот факт, что они представляют собой реальное воплощение объективной тенденции интеграции, а не продукт надуманного эксперимента.
Как правило, чтобы понять сильные и слабые стороны региона на первоначальном этапе, необходимо провести анализ по четырем направлениям: выяснить количество работников и учреждений, участвующих в данном секторе предполагаемого кластера; выявить удельный вес локальных секторов в кластере и их удельный вес в регионе, стране; определить соотношение затрат и доходов по всей цепочке технологического процесса, от поставки сырья и материалов до реализации продукции; определить темпы роста кластера.
Практика знает примеры такого анализа в регионах. Показателен, например, опыт штата Аризона, где при участии центра М. Портера разработали программу стратегического партнерства для экономического развития. В результате были выделены модели 9 кластеров и создана региональная структура, включающая группы консультантов по направлениям и работе группы по созданию 6 фондов поддержки. Задача заключалась в разработке карты размещения и распределения мощностей, перспектив их развития и методов достижения результатов. Многообразие и индивидуальность кластеров затрудняют их типизацию. Известны различные определения этой новой формы взаимоотношений между различными участниками бизнес-сообщества и властями.
Деятельность на протяжении 1991-1999 гг. показала способность кластеров к выживанию и совершенствованию. Они функционировали как сетевые структуры с определенными требованиями к членству в них и намерениями, которые должны соответствовать целям структур: совместно обучать, проводить маркетинг, закупать, производить и создавать экономические структуры и фонды.
В 1995 г. на Национальной конференции по кластерам в Аризоне была предложена формула определения доминирующих кластеров, где концентрация производства должна достигать 40%, рост -10, связи по кооперации - 10% среди предприятий-участников кластера. Это позволило выявить 380 крупнейших кластеров США в сферах высоких технологий, производства потребительских товаров, индустрии сервиса, добычи природных ресурсов. В этих кластерах работало 57% всего трудового потенциала страны и производился 61% ВВП. Исследования классификации и характерных признаков кластеров показывают их различие в разных странах, но в общих чертах их можно свести к 12 показателям по ресурсам и ожидаемым результатам. Семь показателей можно считать внешнеэкономическими для местных компаний: возможности по исследованию и развитию, мастерство рабочей силы; развитие трудового потенциала; близость поставщиков; наличие капитала; доступ к специализированным услугам; отношения с поставщиками оборудования. Восьмой показатель -ассоциирующиеся структуры - представляет инструмент для совместных действий. Остальные четыре характеризуют интенсивность формирования сетей, предпринимательскую энергию, инновации и обучение, коллективное видение и руководство.
Среди этих показателей критически важный для всех фирм - специализированная рабочая сила. В исследованиях и в практике подчеркивается, что важен факт обеспеченности не средней, а специализированной рабочей силы, поэтому специализированное обучение рабочей силы является одним из ведущих преимуществ региональных программ развития производственных сетей.
Структуры, формирующие кластерную политику, стремятся комбинировать действующие системы с новыми стратегиями, но наиболее общие подходы проявляются в проведении маркетинга региона, привлечении различных видов бизнеса, высокообразованных специалистов и профессиональных рабочих. Возможность проводимой работы подчеркивалась участием в ней руководителей регионов и создания условий по привлечению инвестиций. Для формирования кластера требуется одобрение его создания, а его члены должны продемонстрировать понимание целей своего присоединения. Первоначальная инициатива исходит от ключевых участников на основе создания совета кластера, который выполняет функции инструктора. Задачей совета является укрепление социального капитала региона и развитие партнерских норм поведения, а также увеличение членов кластера на основе условий членских взносов.
Как показывает практика, те кластеры, где крупные компании в силу своих возможностей стараются доминировать, навязывая свои подходы, оказываются в проигрышном положении по сравнению с молодыми, сбалансированными кластерами. Кластерная организация позволяет обеспечить участников централизованной сферой услуг, как правило разбросанной по
многочисленным службам: маркетинга, финансовых услуг, техпомощи, деловым советам и т. д. В кластере это можно интегрировать в сервисный кластер или создать кластерный центр, или сеть специализированных посредников по территориям, объединенных едиными связями.
Современные мотивы в создании кластерных объединений сводятся к следующему: желанию повысить уровень городских экономик; развитию отраслей высоких технологий (технополисов); повышению экономической активности депрессивных регионов; поддержанию экспорта; подготовке специалистов высокой квалификации.
Обобщая опыт, полученный за последние десять лет развития кластерных систем, можно сказать, что они дали значительный импульс развития регионам тех стран, которые применили их принципы.
Исследование зарубежного опыта кластеризации показывает достаточную распространенность этого метода практически во всех развитых странах. Причем политика формирования кластеров в рамках повышения конкурентоспособности осуществляется не один десяток лет и охватывает в основном высокотехнологичные отрасли, отрасли машиностроения, судостроения и другие. Но в Российской Федерации, и особенно в Южном Федеральном округе, кластерный метод при разработке стратегии устойчивого социально-экономического развития регионального комплекса, безусловно, является актуальным.
Литература:
1.Боброва В.В. Формирование продовольственного кластера в Оренбургской области. // Вестник ОГУ. 2002. №4.
2. Хасаев Г.Р., Михеев Ю.В. Кластеры - современные инструменты повышения конкурентоспособности региона (через Партнерство к будущему) [Электронный ресурс] // Компас промышленной реструктуризации. Ц^: http://www/compass-r/ru.
3. Анализ зарубежного опыта повышения отраслевой, региональной и национальной конкурентоспособности на основе развития кластеров [Электронный ресурс]. / Колошин А. [и др.]. Ц^: http://www.politanaliz.ru/articles_695.html.