АНАЛИЗ
МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЕГО АДАПТАЦИИ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ1 ANALYSIS
OF INTERNATIONAL EXPERIENCE IN THE DEVELOPMENT OF THE DIGITAL ECONOMY AND FORMATION OF PROPOSALS ON ITS ADAPTATION IN RUSSIA MANUFACTURING
1 Статья выполнена в рамках НИР ««Разработка модели конкурентоспособности социально-экономических систем в условиях цифровой экономики» по государственному заданию Фин-университета.
230
> \ х
С.А. ТОЛКАЧЕВ
Д.э.н., профессор, первый заместитель руководителя Департамента экономической теории, главный научный сотрудник Института промышленной политики и инновационного развития ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» [email protected]
S.A. TOLKACHEV
Doctor of Economics, Professor, first Deputy head of the Department of economic theory, Senior fellow Institute of Industrial Policy and Innovation Development Financial University under the Government of the Russian Federation;
Ю.А. РОМАНОВА
Д.э.н., профессор Департамента менеджмента ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»; главный научный сотрудник лаборатории «Стратегическое развитие АПК» ФГБУН «Институт проблем рынка РАН» [email protected]
Yu.A. ROMANOVA
Doctor of Economics, Professor of management Department, Financial University under the Government of the Russian Federation; Chief Researcher of the Institute for Market Problems of the Russian Academy of Sciences
Д.Е. МОРКОВКИН
К.э.н., доцент Департамента экономической теории
ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» [email protected]
D.E. MORKOVKIN
Ph.D. in Economics, Associate Professor of Department of Economic Theory, Financial University under the Government of the Russian Federation
АННОТАЦИЯ
В работе представлено исследование уровня цифровизации экономики ведущих стран мира и ключевых направлений цифровой модернизации российской промышленности. Оценен вклад цифровых технологий в ВВП России, сформулированы предложения по адаптации международного опыта развития цифровой экономики в России. Проведен анализ влияния цифрового бизнеса на формирование конкурентных преимуществ в социально-экономической системе в российской экономике. Обосновано положение о том, что существенно поддержать цифровизацию российской экономики и повысить конкурентоспособность ее социально-экономической системы могла бы разработка Правительством РФ долгосрочной стратегии модернизации промышленности страны на основе принципов «Индустрии 4.0». КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Цифровая экономика, социально-экономическая система, промышленность, конкурентоспособность, цифровой бизнес, Индустрия 4.0, цифровизация промышленности, инновации, цифровые технологии, промышленная политика. ABSTRACT
The paper presents a study of the Level of digitization of the economy of the Leading countries of the world and the key areas of digital modernization of the Russian industry. The contribution of digital technologies to Russia's GDP is assessed, and proposals for adapting international experience in the development of the digital economy in Russia are formulated. The analysis of the influence of digital business on the formation of competitive advantages in the socio-economic system in the Russian economy. The article substantiates the position
232
that the development of the Government of the Russian Federation Long-term strategy of modernization of the country's industry on the basis of the principles of "Industry 4.0" could significantly support the digitalization of the Russian economy and increase the competitiveness of its socio-economic system. KEYWORDS
Digital economy, socio-economic system, industry, competitiveness, digital business, industry 4.0, digitalization of industry, innovation, digital technology, industrial policy.
В современных условиях развития мирохозяйственных связей и нарастания глобальной конкуренции национальных социально-экономических систем существенный эффект от внедрения цифровых технологий на макроэкономическом уровне можно получить в обрабатывающей промышленности ввиду ее высокой трудоемкости и технологического лага России от передовых стран. Здесь серьезный прорыв в области прироста эффективности возможен на всех участках цепочки создания добавленной стоимости — от интенсификации разработки и вывода на рынок новых продуктов, синхронизации цепочки производства и поставок комплектующих до существенного повышения эффективности на каждом этапе воспроизводственного процесса от планирования, производства, контроля качества до уровня сервисного обслуживания конечной продукции. Благодаря модернизации российского машиностроения на основе принципов «Индустрии 4.0» можно существенно повысить в этой отрасли производительность труда, сократив отставание от наиболее промыш-ленно развитых стран.
По мнению ряда ученых, цифровая экономика — это система социально-экономических, культурных и организационно-технических отношений, которые основаны на использовании цифровых информационно-телекоммуникационных технологий [1]. Понятие цифровой экономики было нормативно закреплено в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, которая определила цифровую экономику как хозяйственную деятельность, важнейшим фактором в которой являются цифровые данные, обработка и использование больших объемов которых позволит существенно повысить эффективность различных видов производства, хранения, продажи и доставки товаров и услуг по сравнению с традиционными формами хозяйствования с целью повышения уровня социально-экономического развития государства [2].
Российская экономика в целом пока существенно отстает по уровню цифровизации от развитых стран мира. По оценкам консалтинговой компании McKinsey, доля цифровой экономики в России едва достигает 4%, в то время как в США — 11%, Китае — 10%, странах ЕС — 8%, Чехии, Бразилии — 6%, Индии — 5,5%2.
По уровню цифровизации сильнее всего от стран ЕС отстают важнейшие для России отрасли — добывающая, обрабатывающая промышленность и транспорт. Международный опыт показывает, что отстающим по уровню цифровизации отраслям сложно впоследствии преодолеть разрыв с ведущими отраслями. Это связано с тем, что компании с низкой цифровой культурой малопривлекательны для соответствующих специалистов. Кроме того, отстающие компании не обладают навы-
2 http://expert.ru/expert/2018/23/effekt-vendigo-ovladel-sberbankom/
234
ками и достаточными ресурсами для разработки, внедрения и масштабного развертывания новых цифровых инструментов, продуктов и услуг, что снижает уровень их конкурентоспособности [3].
Можно назвать и успешные примеры внедрения передовых технологий промышленного производства в российском машиностроении. В частности, в авиационной и атомной промышленности достаточно широко распространены системы компьютерного проектирования и управления жизненным циклом продукции.
дзла взп 9 2 5 11 7 2 А 2 12 3 5 5
Рис. 1. Дифференциация в уровне цифровизации между Россией и Европой
Источник: Директ ИНФО; Росстат; IHS; Еи KLEMS.
Россия все еще сильно отстает от европейских стран по уровню цифровизации базовых отраслей промышленности (рис. 1), что оказывает негативное влияние на производительность труда.
Анализ общего уровня цифровизации свидетельствует о том, что России удалось достичь определенных успехов
на пути развития цифровой экономики. В настоящее время страна входит в число лидеров группы «активных последователей» за счет инвестиций в расширение инфраструктуры ИКТ и внедрения цифровых технологий в государственных структурах, но значительно отстает от стран-лидеров, особенно по уровню цифровизации бизнеса.
ПроцентВВП «Л 1flD
экономики
л.в 3.7
Расходы 3_г 2.7 2,6
59
домах озяиств в цифровой сфере
за 3.6
Инвестиции 2.7
2.0 22
компании е цифроензацюо Государстве«**»» расходы на цифроеизадоо
1.3 0/1 1.0 0.6 0.В 0.5 0.5
5,8 S.9
iB г.в
Экспорт ИКТ 1.4 0.1 0.5
Импорт ИКТ
-1.0 -IB
-г.1 -2.7 -г.э -2.1
Щ ■ Ш -в.1 в
Рис. 2. Вклад цифровой экономики в ВВП России и его составляющие в сравнении с другими странами
Источник: Международная федерация робототехники; Росстат; 451 Research; EIU; Euromonitor International; Gartner; ITC Trade Map; MAGNA; Ovum; Phocuswright Inc.; Strategy Analytics; UN Comtrade.
23
Для цифровой экономики России характерно так называемое «цифровое неравенство» — диспропорции в развитии ИТ-технологий между регионами. По оценке CNews Analytics, на Москву приходится 40%, а на 10 из 85 регионов — 80% совокупных государственных расходов на информационные технологии (ИТ). По уровню цифровизации Москву и Санкт-Петербург будет уместно сопоставить с мировыми лидерами, в то время как регионы больше сравнимы с государствами категорий «Активные последователи» и «Отстающие последователи». Цифровое неравенство, порожденное существующим экономическим и социальным разрывом между столицей и регионами, содержит в себе и возможности по его преодолению благодаря быстрому и относительно недорогому масштабированию, присущему цифровым решениям и услугам.
Цифровую модернизацию российских предприятий необходимо проводить сразу на нескольких уровнях: в части промышленного оборудования, ИТ-систем и внутренних бизнес-процессов. Согласно отчету Центра стратегических разработок «Анализ важнейших структурных характеристик производственных мощностей обрабатывающей промышленности России», средний возраст мощностей в нефтепереработке составляет 19 лет, в металлургии — 17 лет, в химическом производстве — 14 лет.
Российские предприятия используют малое количество промышленных роботов для автоматизации производства: по статистике Международной федерации робототехники, в России на 10 тыс. рабочих приходится только 3 промышленных робота, тогда как в среднем по всему миру — 69, а в странах, лидирующих по уровню цифровизации, — более 100. Доля российского рынка промышленных роботов составляет всего 0,25% от обще-
мирового объема, а основными потребителями являются Китай (27%), Южная Корея (15%), Япония (14%) и Северная Америка (около 14%). Также отставание наблюдается по доле станков с числовым программным управлением (ЧПУ): в Японии к данному классу относятся более 90% станков, в Германии и США — более 70%, в Китае — около 30%, а в России в 2016 году доля станков с ЧПУ составляла лишь 10% с прогнозом роста до 33% к 2020 году.
Упоредрчмп по (гтагтаыи авмеюям идакга Уровень цифровизадии: н»э<™ высоким
Итоговый Строе_Гфеслсжздие
уровень Пзтрейута"*. Коиплшн Госудфет» CtietWiWiHam
цмфроше лшры США И^рзиъ ЗйГШЭ"Оа ЬврОПЭ
Акпщкые рож« лоследсватыти КИЕЭК Шктр, Браэипге] 1 1
ОплэйгцнЁ ЛягаЛяр* посямсватнш «^Р*™ кавзсстда t 1 f i
Г . |
лиге
Рис. 3. Сравнение индекса цифровизации России с мировыми экономиками
Источник: Всемирный банк; Всемирный экономический форум; Международный союз электросвязи; Digital in 2017 Global Overview by We Are Social and Hootsuite; EIU; Euromonitor International; MAGNA; McKinsey Global Institute; Networked Readiness Index 2016; Strategy Analytics; Thomson Reuters; UN E-Government Survey 2016
Доля России в общем объеме использования систем управления жизненным циклом продукта (PLM) примерно соответствует ее доле в мировом промышленном производстве и составляет приблизительно 2%. Этот показатель су-
238
щественно ниже, чем у ведущих промышленных стран, где доля использования PLM, как правило, превышает их долю в мировом промышленном производстве в 1,5-5 раз.
Для адаптации международного опыта развития цифровой экономики к социально-экономическим системам в России, по нашему мнению, необходимо:
• совершенствование нормативно-правовой базы;
• гармонизация развития цифровой экономики не только внутри отдельной страны, но и между членами интеграционных международных объединений (например, ЕАЭС);
• формирование логистической международной инфраструктуры;
• инвестирование в цифровую инфраструктуру;
• организация цифровых электронных зон для развития международного сотрудничества;
• формирование удобных сервисов для потребителей на цифровой платформе;
• развитие культуры предпринимательства в контексте цифровизации экономики;
• эффективное сотрудничество с цифровыми партнерами;
• осуществление эффективного трансграничного сотрудничества на основе ИТ-технологий между органами государственной власти и экономическими субъектами;
• формирование единого цифрового пространства для увеличения взаимного товарооборота с развитием электронной торговли;
• обеспечение технологической совместимости, инте-роперабельности и масштабируемости цифровых инфраструктур, платформ и решений, необходимых для
эффективной, инклюзивной и безопасной цифровой экономики;
• увеличение числа рабочих мест, занятых в цифровом бизнесе;
• подготовка кадров нового уровня, обладающих знаниями в области проблем цифровой безопасности, защиты от кибератак, борьбы с киберпреступностью;
• повышение общего доверия населения к цифровым экосистемам, лежащим в основе цифровой экономики, и др.
Анализ влияния цифрового бизнеса на формирование конкурентных преимуществ в СЭС в российской
ЭКОНОМИКЕ
Цифровизация открывает перед бизнесом интересные перспективы повышения эффективности в сфере управления складскими запасами и логистическими процессами предприятия. Внедрение автоматизированных систем управления цепочками поставок позволяет добиться значительной оптимизации запасов готовой продукции, сырья, запасных частей, хранящихся на складах предприятия. Цифровые инструменты также сокращают логистические издержки, помогают эффективнее планировать маршруты, контролировать загрузку транспорта, точнее расставляют приоритеты логистических операций в масштабах всего предприятия.
Технологии «Индустрии 4.0» вносят существенный вклад в повышение безопасности производства и совершенствование охраны труда на предприятиях. Прежде всего, это касается возможности размещения датчиков на технике и персонале для автоматизированного мониторинга их пе-
240
ремещений по производственной площадке, анализа потенциально опасных действий, предотвращения травматизма и несчастных случаев на производстве.
Рис. 4. Ежегодный эффект от внедрения элементов «Индустрии 4.0» Источник: Росстат; ЦБ РФ; IHS; IMF; The Internet of Things: Mapping the value beyond the hype, McKinsey Global Institute, июнь 2015 г.
Процесс разработки новых типов продукции также может быть улучшен с помощью инструментов «Индустрии 4.0». На основе анализа данных о фактическом использовании продукции клиентами может осуществляться разработка ее новых типов, а также повышение эффективности процесса предпродажной аналитики при выводе новых продуктов на рынок.
Внедрение отдельных элементов современных ИТ-систем также может позволить добиться улучшений в области производительности персонала. Современные системы с доступом к данным, поступающим с производственных линий,
позволяют сократить количество допускаемых сотрудниками ошибок за счет оптимальной подачи сырья, обеспечить более полную загрузку производственного оборудования и сократить количество отходов.
Первоочередной задачей цифрового бизнеса является определение перспективных областей применения технологий «Индустрии 4.0», а также разработка и реализация стратегии по их освоению. Для успешной реализации такой стратегии необходимо четко разъяснить преимущества применения цифровых технологий на всех уровнях управления, создать внутри компании цифровую культуру, поощряющую эксперименты и быстрое освоение новых технологий.
Наличие специалистов по цифровым технологиям в компании — важнейший фактор успеха цифровой стратегии, поэтому необходимо создание системы подбора и удержания таких кадров и обучения существующих и потенциальных сотрудников цифровым дисциплинам. Для этого необходимо совместно с технологическими компаниями, вузами и организациями профессионального образования разрабатывать образовательные программы, в том числе предусматривающие получение двойных специальностей и стажировку на предприятиях.
Развитие технологий «Индустрии 4.0» требует концентрации ресурсов, поэтому компаниям необходимо формировать отраслевые партнерства для совместного финансирования проектов, снижения рисков, взаимодействия с государственными органами, технологическими компаниями и исследовательскими центрами, в рамках которых создавать экспертно-консультационные центры, образцовые предприятия, разрабатывать отраслевые платформы, решения и стандарты.
242
Крупные компании могут наладить взаимодействие с технологическими предпринимателями и специалистами по цифровым технологиям путем формирования собственных венчурных фондов и бизнес-инкубаторов, специализирующихся на технологиях «Индустрии 4.0», а также в рамках технологических конкурсов, направленных на решение конкретных проблем и бизнес-задач.
Уже сейчас у России есть необходимый технологический задел для того, чтобы предложить отечественному рынку качественные решения в области технологий «Индустрии 4.0». На базе инновационного центра «Сколково» создан кластер информационных технологий, где сосредоточены компании, ведущие разработки и уже имеющие готовые продукты во всех сегментах «Индустрии 4.0»; сформированы два национальных консорциума интернета вещей — Российская ассоциация интернета вещей на базе «Сколково» и Национальный консорциум промышленного интернета, созданный «Ростелекомом». О стремлении работать на рынке промышленного интернета и создать собственную платформу также заявила компания Mail.ru. На предприятиях станкостроительной и аэрокосмической отраслей уже внедрена интегрированная платформа промышленного интернета вещей российского производства, относящаяся к технологиям «Индустрии 4.0». Более того, российское программное решение в области компьютерного проектирования используется компанией Airbus, а беспилотные системы для автопогрузчиков российской инновационной компании применяются на складах Volkswagen и Samsung.
Существенно поддержать цифровизацию российской экономики и повысить конкурентоспособность ее социально-экономической системы могли бы разработка Правительством
РФ долгосрочной стратегии модернизации промышленности страны на основе принципов «Индустрии 4.0» и использование финансовых и нефинансовых механизмов стимулирования спроса со стороны компаний на технологии такого рода. При этом важно мотивировать промышленный бизнес к привлечению именно российских поставщиков, инжиниринговых компаний и исследовательских центров для разработки и внедрения этих технологий. Благодаря такому подходу внутренний спрос станет локомотивом развития местных технологических компаний и платформ. В рамках реализации этой стратегии правительство могло бы разработать программы локализации передовых иностранных разработок [4], увеличить объемы государственного финансирования НИОКР в области цифровых промышленных технологий, субсидировать создание экспериментальных площадок для апробации российских технологий.
Важным элементом государственной политики будет являться подготовка кадров в области новых промышленных технологий, а также поддержка корпоративных и региональных программ переобучения и повышения квалификации, цифровой грамотности и освоения новых технологий персоналом российских промышленных предприятий.
Государственная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная Распоряжением Правительства от 28 июля 2017 г. № 1632-р, определяет цели и задачи в рамках 5 базовых направлений развития цифровой экономики в Российской Федерации на период до 2024 года.
К базовым направлениям относятся нормативное регулирование, кадры и образование, формирование исследовательских компетенций и технических заделов,
244
информационная инфраструктура и информационная безопасность [7].
На наш взгляд, вопросы модернизации промышленности в рамках данной Программы запланированы в недостаточном объеме и формате.
По направлению формирования экосистемы цифровой экономики, которое имеет ближайшее отношение к промышленности, намечено достижение к 2024 году следующих показателей: успешное функционирование не менее 10 компаний-лидеров (операторов экосистем), конкурентоспособных на глобальных рынках;
• успешное функционирование не менее 10 отраслевых (индустриальных) цифровых платформ для основных предметных областей экономики (в том числе для цифрового здравоохранения, цифрового образования и «умного города»);
• успешное функционирование не менее 500 малых и средних предприятий в сфере создания цифровых технологий и платформ и оказания цифровых услуг»3.
Таким образом, в Программе запланированы результаты по строительству компаний платформенного типа и компаний-операторов экосистем, но совершенно не поставлены задачи по модернизации отраслевых промышленных компаний.
Модель конкурентоспособности национальной экономики РФ на основе цифровых технологий не может не базироваться на показателях цифровизации промышленности, особенно сегодня, в период развертывания Четвертой промышленной революции.
3 Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», с. 16-17.
Библиографический список
1. Бабкин А.В. Формирование цифровой экономики в России: сущность, особенности, техническая нормализация, проблемы развития / А.В.Бабкин, Д.Д. Буркальцева, Д.Г. Костень, Ю.Н. Воробьев // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. - 2017. - Т.10. - № 3. - С. 9-25.
2. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы // Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base. garant.ru / 71670570 / (Дата обращения: 14.05.2018).
3. Повышение конкурентоспособности отечественной промышленности в условиях инновационного подъема. Коллективная монография / под ред. Ю.А. Романовой. — М.: Издательство «Научный консультант». — Финуниверситет, 2018. — 310 с.
4. Морковкин Д.Е. Стратегические факторы инновационного преобразования реального сектора экономики России в условиях импортозамещения // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Экономика и Право». 2015. № 9-10. C.19-23.
5. Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432/ (Дата обращения: 26.05.2018).
6. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» // Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р [Электронный ресурс]. — Режим доступа: goo.gl/ H2oKoR (Дата обращения: 16.05.2018).
7. Сорокин Д.Е., Толкачев С.А. Условия и факторы эффективной ре-индустриализации и промышленной политики России // Экономическое возрождение России. 2015. № 4. С. 78-99.