Научная статья на тему 'Анализ международного опыта обеспечения экономической безопасности при проведении Олимпийских Игр'

Анализ международного опыта обеспечения экономической безопасности при проведении Олимпийских Игр Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
601
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ECONOMY / ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ / OLYMPIC GAMES / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ / INTERNATIONAL EXPERIENCE / БЮДЖЕТ / BUDGET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Байрамов Вадим Мурадович

Мировой опыт свидетельствует, что подготовка к Олимпийским играм и их проведение дают мощный толчок развитию экономики, всех инфраструктур и хозяйства олимпийских городов. Анализ международного опыта организации и правового обеспечения борьбы с экономическими правонарушениями может быть успешно использован при подготовке и проведении крупных международных спортивных мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF THE INTERNATIONAL EXPERIENCE OF THE ENSURE OF FIGHT AGAINST ECONOMIC OFFENSES BY THE HOLDING OLYMPIC GAMES

World experience testifies that carrying out and preparation for the Olympic Games gives a powerful spur to development of economy, all infrastructures and economy of the Olympic cities. The analysis of the international experience of the ensure of fight against economic offenses can be successfully used by preparation and holding large international sporting events.

Текст научной работы на тему «Анализ международного опыта обеспечения экономической безопасности при проведении Олимпийских Игр»

)УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кутвфина (МГЮА)

Байрамов В. М. ^^

Анализ международного опыта обеспечения И7

экономической безопасности при проведении Олимпийских игр

АНАЛИЗ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР

Мировой опыт свидетельствует, что подготовка к Олимпийским играм и их проведение дают мощный толчок развитию экономики, всех инфраструктур и хозяйства олимпийских городов. Анализ международного опыта организации и правового обеспечения борьбы с экономическими правонарушениями может быть успешно использован при подготовке и проведении крупных международных спортивных мероприятий.

Ключевые слова: экономика, Олимпийские игры, международный опыт, бюджет.

V. M. BAIRAMOV,

Director of the Legal Department of the Ministry of sport of the Russian Federation,

Doctor of Economics

THE ANALYSIS OF THE INTERNATIONAL EXPERIENCE OF THE ENSURE OF FIGHT AGAINST ECONOMIC OFFENSES

BY THE HOLDING OLYMPIC GAMES

World experience testifies that carrying out and preparation for the Olympic Games gives a powerful spur to development of economy, all infrastructures and economy of the Olympic cities. The analysis of the international experience of the ensure of fight against economic offenses can be successfully used by preparation and holding large international sporting events. Keywords: economy, Olympic Games, international experience, budget.

Вадим

Мурадович

БАЙРАМОВ,

доктор

экономических наук, директор Правового департамента Министерства спорта Российской Федерации

В современных условиях глобализации возникают новые вызовы и угрозы всем сферам жизнедеятельности людей, включая спорт, который в жизни стран, общества и личности является неотъемлемой частью: спорт зачастую называют социально-экономическим феноменом ХХ и начала XXI вв., одним из важнейших элементов созданной человечеством системы ценностей современной культуры. Без массового развития спорта в нашей стране невозможно формирование здорового образа жизни, решение демографических проблем, увеличение достижений и авторитета страны в большом спорте на международной спортивной арене.

Также необходимо учитывать, что развитие спорта в России является одним из важнейших направлений модернизации страны. В бюджетном послании Президента Российской Федерации 2010 года отмечено: «Важной инвестицией в будущее развитие считаю

ш

m

Л

4 □

"0

5 "0

£ m

I

П

1 К

науки^ m

К

© В. М. Байрамов, 2015

работу, направленную на формирование здорового образа жизни, развитие массовой физической культуры и спорта»1.

Мировой опыт свидетельствует о том, что подготовка к Олимпийским играм и их проведение дают мощный толчок развитию экономики, всех инфраструктур и хозяйства олимпийских городов. После того, как город Сочи получил олимпийский статус, интерес со стороны отечественных и зарубежных инвесторов серьезно усилился. Проведение Олимпийских зимних игр 2014 года в Сочи способствовало большому экономическому росту всего региона, превращению его в курорт мирового уровня. Таким образом, Сочи стал перспективным бизнес-проектом, с высокой степенью рентабельности и обширными перспективами развития.

Процесс подготовки к Зимним олимпийским играм 2014 года явился одним из важнейших элементов стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации2. В основу указанной стратегии заложен переход развития сферы физической культуры и спорта в Российской Федерации на инновационную модель развития. Кроме того, учтены вопросы, направленные на улучшение здоровья нации, повышение уровня и качества жизни россиян, улучшение подготовленности человеческого потенциала, повышение конкурентоспособности российского спорта и престижа России на международной арене, улучшение воспитания подрастающего поколения и единение российского общества. Расходы на развитие физической культуры и спорта впервые в бюджете вынесены в самостоятельный раздел.

Однако несмотря на значительные преимущества, которые можно получить от совместной инвестиционной деятельности государства и частного сектора, возникает ряд проблем, которые оказывают существенное негативное влияние на процесс обеспечения экономической безопасности процесса подготовки к проведению крупных международных спортивных мероприятий в Российской Федерации.

Одной из наиболее опасных угроз экономической безопасности указанного процесса является широкое распространение теневого сектора экономики, теневых процессов, а также коррупционная деятельность, которая в значительной мере снижает эффективность государственной деятельности и увеличивает себестоимость государственных проектов.

В целом можно заключить, что организация эффективного противодействия криминально-коррупционным проявлениям, нецелевому расходованию бюджетных средств и снижение негативного влияния теневого сектора экономики в данной сфере играют важную роль в системе обеспечения экономической безопасности подготовки к проведению крупных международных спортивных мероприятий.

Бюджет первых Олимпийских игр слагался из частных пожертвований (67 %), продажи почтовых марок (22 %), реализации памятных марок и монет (11 %). В Стокгольме, во время V Олимпиады (1912), была зафиксирована первая продажа эксклюзивных прав для компаний, выпускавших открытки с фотографиями соревнований и обеспечивавших спортивные мероприятия своим оборудованием. Спустя восемь лет, в Антверпене, спортивные буклеты и программы были наполнены рекламой компаний, а в Париже (1924) впервые реклама была официально разрешена непосредственно на спортивных аренах Игр. С 1928 г поддержку Международному олимпийскому комитету (МОК) оказывает компания Соса-Со1а. Американцы, начиная с Игр в Лос-Анджелесе 1932 г, размещают

1 Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011—2013 годах. 29 июня 2010 года // URL: http://www.kremlin.ru/news/8192.

2 Распоряжение Правительства РФ от 07.08.2009 № 1101-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» // СЗ РФ. 17.08.2009. № 33. Ст. 4110.

в

ЕСТНИК Авйрамоа В.М- б

шивсвтитст! Анализ международного опыта обеспечения

УПИВЕРиИТсТА — — ,—, **

имени о.Е.кугафина(мгюА) экономической безопасности при проведении Олимпийских игр

на аренах соревнований свои специальные рекламные плакаты. Первое право телетрансляции Игр было продано в 1948 г. английскому каналу BBC за 3 ООО долл. США.

Начиная с 60-х гг. ХХ в. началась острая борьба за право транслировать и быть спонсором главного спортивного события четырехлетия. Руководство МОК изначально пресекало попытки излишней коммерциализации Игр, но такая ситуация продолжалась до 80-х гг.

В 1980 г. с приходом Хосе Антонио Самаранча на пост президента МОК положение дел изменилось. Самаранч выступил с предложением к Оргкомитету Олимпиады-1984 в Лос-Анджелесе искать спонсоров для получения новых источников финансирования. Не самую последнюю роль здесь сыграл тот факт, что в 70-е гг прошлого века наступил кризис олимпийского движения. Имущество МОК по состоянию на 1972 г. оценивалось в 2 млн долл., включая 200 000 долл. резервного фонда. Для такой глобальной организации, как МОК, эта сумма, безусловно, была мизерной.

В 1983 г компания АВС купила права на трансляцию Олимпийских игр за огромную по тем временам сумму 225 млн долл. Через четыре года в Сеуле эта сумма составила 300 млн долл. плюс 555 млн долл. отчислений от спонсоров. С каждой последующей Олимпиадой прибыльность этого ведущего спортивного форума неуклонно возрастала. В 2000 г компания NBC установила рекорд, купив права на трансляцию всех Олимпиад по 2008 г. за 4 млрд долл.

В 1983 г. была создана специальная комиссия МОК по поиску новых источников финансирования, помощь которой оказывало швейцарское агентство International Sports and Leisure Marketing (ISL), которое впоследствии стало официальным агентством МОК. Начиная с 1985 г. МОК проводит международные спонсорские программы TOP (The Olympic Program), которые приносят олимпийскому движению существенные средства. Участниками этих программ являются компании — мировые лидеры в своих отраслях. ТОР-I (1985—1988) принесла 96 млн долл., ТОР-II (1989—1992) — 172 млн, ТОР-III (1993— 1996) — 376 млн, ТОР-IV (1997—2000) — 579 млн, ТОР-V (2001—2004) — 600 млн долл. ТОР-спонсоры получают эксклюзивные маркетинговые права в своих товарных категориях (прохладительные напитки, фототовары и фототехника, электронные платежные средства, компьютерная техника и т.д.), могут использовать эти права во всем мире, осуществлять маркетинговые программы совместно с МОК, поставлять свои товары и услуги для обеспечения Олимпийских игр.

Помимо всемирных спонсоров Олимпийских игр в маркетинговых программах МОК принимают участие спонсоры Международного олимпийского комитета, спонсоры национальных олимпийских комитетов, спонсоры Олимпийских игр и спонсоры олимпийских команд. Постоянными участниками ТОР-программ являются партнеры олимпийского движения со стажем: Eastman Kodak (партнер МОК с 1896 г.), Coca-Cola Company (с 1928 г.), Rank Xerox (с 1960 г.), IBM (с 1960 г.), Bausch & Lomb (торговая марка Ray Ban — с 1989 г.), Visa International (с 1988 г.), Matsushita (торговая марка Panasonic — с 1987 г.), Time Inc. / Sport Illustrated (с 1988 г).

m

Бюджет зимних Олимпиад н

"D

На Игры в Лейк-Плэсиде в 1980 г. из федеральных средств были выделены 179 млн S

долл. Итоговая стоимость Игр составила 363 млн долл. Хозяева Игр, размещавшие сво- ä

их гостей в камерах местной тюрьмы, еле-еле свели концы с концами и чуть не обанкро- è

тились. m

В дальнейшем расходы на организацию зимних Олимпийских игр постоянно уве- к

личивались. В Сараево на ЗОИ-1984 было выделено свыше 200 млн долл. В 1980 г. в §

Югославии появился «Общественный договор об обеспечении средств на проведение наук

и финансирование Олимпиады из личных доходов граждан». Социалистический союз трудового народа занялся организацией ежегодных всенародных компаний сбора добровольных пожертвований. Максимальный разовый взнос составлял 5 000 динаров — по курсу 1982 г это больше 100 долл. Компания добровольных пожертвований принесла 500 млн долл. Если верить официальным отчетам Оргкомитета, Сараевские Игры оказались прибыльными.

Госбюджет Игр в Калгари в 1988 г составил уже 525 млн долл., в Альбервилле в 1992 г — 450 млн долл., в Лиллехаммере в 1994 г — 500 млн, в Нагано в 1998 г — 2 млрд долл., однако японцы потратили более миллиарда на улучшение транспортной инфраструктуры. Бюджет Олимпиады-2002 в Солт-Лейк-Сити составлял 1,32 млрд долл.: 1,06 млрд наличными и 260 млн, полученных от спонсоров.

Бюджет зимней Олимпиады-2006 в Турине составил 2,7 млрд евро, причем 1,5 млрд евро из этой суммы выделено Правительством Италии на развитие инфраструктуры Олимпиады.

Бюджет летних Олимпиад

Олимпиада-1980 в Москве финансировалась на 100 % из государственного бюджета. Но ее бюджет был засекречен настолько, что и сейчас конкретные цифры назвать трудно. Известно, что расходы, связанные с непосредственной подготовкой к Олимпийским играм 1980 г, — строительство спортивных сооружений, прием участников, содержание аппарата Оргкомитета «Олимпиада-80» и другие — в два с лишним раза меньше, чем в Мюнхене, значительно меньше 0,1 % годового бюджета СССР и чуть больше 10 % годового бюджета Москвы. Сравнительно небольшие затраты объясняются главным образом тем, что строительство почти всех олимпийских объектов заранее было включено в 10-й пятилетний план развития народного хозяйства СССР Некоторая часть расходов по подготовке к Олимпиаде была компенсирована за счет экономической программы Оргкомитета «Олимпиада-80», предусматривавшей получение доходов от лотереи «Спринт», использования эмблемы и других символов Московской Олимпиады на товарной продукции отечественных предприятий и зарубежных фирм, от специальных выпусков марок, сувениров и продажи прав на показ соревнований по телевидению.

Олимпийские игры 1984 года в Лос-Анджелесе впервые в истории олимпиад полностью финансировались бизнесменами, поскольку мэрия отказалась брать на себя хотя бы часть расходов. При минимальных расходах (примерно 1,1 млрд долл.) Игры дали весьма внушительную прибыль — 335 млн долл. Продажа прав на прямые телетрансляции принесла МОК 287 млн долл.

Олимпиада-1988 в Сеуле финансировалась на 52 % из госбюджета. Прибыль от проведения Игр составила 280 млн. Продажа прав на прямые телетрансляции дала 403 млн долл.

Чтобы провести Игры-1992, Барселоне пришлось вложить 17,5 млрд долл. — второй результат в истории после Токио-1964. Прямые телетрансляции принесли 636 млн долл.

Бюджет Олимпиады-96 в Атланте составлял более 1,7 млрд долл., которые были предоставлены исключительно частными источниками. При этом основная доля олимпийского фонда — 34 % — получена за счет продажи телекомпаниям прав на трансляцию состязаний, 32 % выделено спонсорами и около 26 % пришлось на продажу билетов на соревнования. Американцы экономили на всем, чтобы свести расходы к минимуму: Олимпийская деревня не возводилась специально — спортсмены жили в студенческих общежитиях, многие спортсооружения были разборными и после Игр были демонтированы. Прибыль от проведения Игр составила 60 млн долл. Продажа прав на телетрансляции дала 898 млн долл.

в

ЕСТНИК В. М. б

шивсвтитст! Анализ международного опыта обеспечения I

УНИВЕРСИТЕТА — _ ,—,

имени о.Е.кугафина(мгюА) экономической безопасности при проведении Олимпийских игр

0лимпиада-2000 в Сиднее финансировалась на 37 % из государственного бюджета, 60 % бюджета обеспечил МОК. 1,32 млрд долл. — таков был бюджет оргкомитета, и это без учета затрат правительства Австралии на поддержание правопорядка во время Игр и дополнительные выплаты работникам, которые трудились во внеурочное время. Всего на проведение Олимпиады было потрачено около 7 млрд долл.

Бюджет оргкомитета «Афины-2004» официально составлял 1,8 млрд евро. По признанию министра финансов Греции Георгиоса Алогоскуфиса, общий запланированный бюджет Игр был превышен и составил 9 млрд евро (около 12 млрд долл.). Только на безопасность было потрачено более 1 млрд евро. Также в бюджет оргкомитета не вошли расходы на строительство олимпийских объектов и инфраструктуру, транспортную систему Игр. Олимпиада в Афинах поставила рекорд по стоимости телетрансляций — 1,488 млрд долл.

Финансирование Олимпиады-2002 (Солт-Лейк-Сити, США)

Руководство американского штата Юта отвергло обвинения в нецелевом использовании федеральных средств американских налогоплательщиков. По оценкам различных источников, эта цифра может составлять приблизительно 1,5 млрд долл. В ответ на эти обвинения президент организационного комитета Солт-Лейк-Сити Митт Ромни заявил, что федеральных денег на Игры ушло не более 350 млн долл., причем, по его словам, большая часть этой суммы ушла на повышение мер безопасности и строительство новых автостоянок.

Кроме того, различные издания опубликовали также цифры расходов, фигурирующих в смете Олимпиады, но направленных на проект улучшения дорог в штате Юта. В сообщении, которое опубликовал правительственный центр бухгалтерского учета, говорится, что федеральное финансирование на проект улучшения дорожной системы штата Юта и строительство 15 федеральных трасс и остальных дорог составили в общей сложности 1,1 млрд долл. Но представители оргкомитета Олимпиады подчеркивают, что к самой Олимпиаде эти средства отношения не имеют

Впрочем, журнал «Спортс иллюстрейтед» заметил, что на строительство новых автостоянок или финансирование допингового комитета, который обслуживает команду НБА «Юта-Джазз», федеральные деньги уж точно не выделялись. «Не понимаю, почему вокруг денег такой шум, — заметил сенатор штата Юта Боб Беннетт. — Ни один город в США не смог бы потянуть Олимпиаду самостоятельно, без правительственной поддержки. В Японии, например, правительство потратило федеральных денег на Олимпиаду в Нагано раз в 10 больше, чем выделено нам, и никто об этом даже и не вспомнил». Беннетт сказал также, что он согласен с предложением сенатора Маккейна о том, чтобы федеральный центр, и только он, контролировал все расходы на Олимпиаду, хотя в этом случае следующие Олимпийские игры для США обойдутся во много раз дороже. Остается добавить только, что журнал «Спортс иллюстрейтед» не забыл подсчитать, что на каждого американского атлета правительство потратило по 625 тыс. долл. Стоит просто к

сравнить с Атлантой, где на каждого спортсмена ушло всего по 57 тыс., как становится н

сразу понятно, что шумиха, развернутая вокруг финансирования Олимпиады, не высо- и

сана из пальца. 5

Финансирование Олимпиады-2004 (Афины, Греция) 5

т

На организацию Олимпиады в Афинах Греция потратила из своего бюджета око- к

ло 10 млрд евро — для страны, которая занимает по уровню жизни 15-е место среди §

«пожилых» членов ЕС, эта сумма является поистине гигантской. В лучшем случае, по наук1

прогнозам экспертов, затраты на Игры окупятся только к 2019 г Заместитель министра финансов Греции Петрос Дукас в интервью АР признал, что затраты на организацию Олимпиады могут почти вдвое превысить те, что предполагались изначально. По его словам, уже сейчас истрачено около 6 млрд евро, хотя планировалось потратить «всего лишь» 5,61 млрд евро, при этом эксперты утверждали, что расходы очень быстро могут вырасти до 10 млрд евро.

Какие же выводы можно сделать из этого? Современная Олимпиада стоит никак не меньше нескольких миллиардов, и чем дальше, тем дороже она будет. Позволить себе такие траты могут только очень состоятельные государства, и в этом смысле Греция — исключение (поэтому Игры так тяжело дались ей, даже при поддержке Брюсселя). Таким образом, круг потенциальных устроителей олимпиад все более сужается. Историк Зар-новски и некоторые другие эксперты даже предлагают ввести в олимпийскую практику новое правило: чтобы летние Игры проводились только в самых состоятельных городах, на основе ротации. Олимпийская общественность, разумеется, против, но рациональное зерно в этом предложении есть. Дорогие забавы — удел богатых. И что толку, если бедное государство ценой неимоверного напряжения своих ресурсов проведет у себя Олимпиаду и немного поднимет престиж одного своего города, пусть даже столицы? Вряд ли этот город сможет потом служить «поплавком» для всей страны, экономика которой окажется тем временем в еще худшем состоянии.

Финансирование Олимпиады-2008 (Пекин, Китай)

Всего при подготовке к Олимпиаде-2008 устроители осуществили 102 проекта в Пекине и других пяти олимпийских городах Поднебесной. Общая сумма затрат превысила 44 млрд долл. В развитие Пекина уже было вложено 280 млрд юаней (40,9 млрд долл.).

Собственно на олимпийские сооружения китайцы потратили не так уж много. Например, арена «Птичье гнездо» обошлась всего в 500 млн долл. Китайские чиновники с гордостью говорят, что это «последняя и самая лучшая из законченных олимпийских арен».

Львиная доля расходов идет на инфраструктуру.

Специально к Олимпийским играм был построен третий терминал Пекинского аэропорта — самый большой в мире на сегодня (стоимость — 3,5 млрд. долл.).

Дополнительный аэропорт (227 млн долл.) на всякий случай построили в городе Хух-Хото, который не принимал соревнования. Заодно этот город был соединен с Пекином скоростным шоссе.

К Пекинскому аэропорту теперь также ведет новое шоссе, вдоль которого стоят ровные ряды опрятных деревьев. Людей, которые жили на месте шоссе вдоль сельской дороги, переселили, причем многих — насильно, выплатив незначительные компенсации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10 млрд ушло на защиту окружающей среды, в том числе борьбу со смогом. Чтобы улучшить условия жизни в Пекине, правительство вынесло за его территорию все химические и металлургические предприятия и потратило значительные средства на благоустройство города. Экологические расходы заняли второе место после инфраструктурных.

Расходы оргкомитета Олимпиады-2008 на проведение игр составили 19,34 млрд юаней, доходы — 20,5 млрд. Прибыль Китая от проведения XXIX летних Олимпийских игр превысила миллиард юаней (146,4 млн долл.).

Паралимпиада-2008 не принесла организаторам прибыли, однако полностью самоокупилась.

Доходы организаторов Игр в основном обеспечивались за счет продаж прав на трансляцию состязаний. Китай практически отказался от одного из традиционных источников олимпийских доходов: цены на билеты намеренно были низкими, доступными для большинства.

в

ЕСТНИК В. М, б

шивсвтитст! Анализ международного опыта обеспечения УНИВЕРСИТЕТА — — ,—,

имени о.Е.кугафина(мгюА) экономической безопасности при проведении Олимпийских игр

Основные статьи расхода состояли в возведении временных спортивных площадок, закупке оборудования и обслуживании спортсменов.

Власти Китая отмечают, что затраченные деньги «нельзя считать стоимостью предстоящей Олимпиады». Пекин в любом случае пришлось бы модернизировать, даже если бы город не был удостоен чести провести Игры-2008. Бюджет Олимпиады включает стоимость операций, проведенных оргкомитетом, а также затраты на строительство и реконструкцию спортивных объектов.

Китайская Олимпиада — национальный проект. Развивающаяся грандиозными темпами страна вкладывает в подготовку и проведение Игр по максимуму.

Бюджет Игр в Пекине:

— обеспечение безопасности — 455 млн долл.;

— расходы во время Олимпиады — 1,7 млрд долл.;

— спортивные сооружения — 2,5 млрд долл.;

— улучшение экологии — 10,5 млрд долл.;

— строительство дорог, аэропортов и пр. — 26,5 млрд долл.

Большая часть расходов на проведение пекинской Олимпиады, естественно, легла на государственный бюджет Китая. Но растущая минимум на 10 % в год экономика страны может спокойно осилить бюджет в 42 млрд долл.

Пекинской Олимпиаде удалось привлечь в качестве спонсоров 12 рекламодателей с мировым именем и более 20 региональных компаний. «В Афинах и в Сиднее спонсорство составило лишь незначительную часть бюджета. А у Пекина есть все шансы стать самой пестрой в смысле рекламы Олимпиадой в истории», — считает Джером Фонтейн из британского маркетингового агентства Fournaise Marketing Group (FMG). Спонсоры вложили в пекинскую Олимпиаду рекордные 2 млрд долл.

Финансирование Олимпиады-2010 (Ванкувер, Канада)

Зимние Олимпийские игры в Ванкувере были «скромными» по сравнению с Олимпиадой в Китае.

Большая часть олимпийских объектов в Ванкувере к 2010 г. была уже готова: в 2001 г город принимал чемпионат мира по фигурному катанию и первенство мира по фристайлу на аренах высочайшего уровня.

Инфраструктура канадской столицы в период Игр-2010 требовала лишь незначительной доработки. Основной заботой организаторов было привлечение туристов, выгодная продажа билетов и обеспечение доходов от рекламы.

Церемонии открытия и закрытия ванкуверской Олимпиады проходили на стадионе «Би-си Плейс», построенном для выставки «Экспо-86».

Бюджет Олимпиады, указанный в канадской заявке, составлял 1,63 млрд долл. и тогда организаторы не видели причин выхода за его рамки.

Тем не менее финансовый кризис, который особенно сильно затронул строительную область, дал о себе знать в Ванкувере уже в начале 2010 г. В городе возникли проблемы к

с возведением Олимпийской деревни, когда застройщики просто не смогли выполнить н

условия договора в сложившихся обстоятельствах. Правительство Канады уже тогда вы- и

делило дополнительно 350 млн долл. на возведение Олимпийской деревни. 5

Мэр Ванкувера еще за год до начала Олимпиады разводил руками: уличная преступ- 5

ность, процветающая в последние месяцы, возможно, и исчезнет с приходом военных и 5

полиции. Но как бороться с автомобильными пробками и снежными буранами, которые т

случаются как раз в это время года? к

В целях снижения расходов на подготовку к Олимпиаде Правительство Британской §

Колумбии предложило 30 тысячам государственных служащих стать волонтерами на наук1

зимней Олимпиаде 2010 г В рамках указанного плана предполагалось, что правительственные служащие, чьи кандидатуры будут приняты Организационным комитетом Ванкуверской Олимпиады (VANOC), получат возможность подать заявку на рассмотрение их волонтерской работы как частично оплачиваемого отпуска.

Расходы на обеспечение безопасности зимней 0лимпиады-2010 в Канаде составили более 1 млрд долл. Об этом агентству «Канадиэн пресс» заявил помощник комиссара Королевской канадской конной полиции Бад Мерсер, хотя при подаче заявки на проведение Игр расходы на обеспечение безопасности были определены в 175 млн долл.

Еще до начала Олимпийских игр, согласно опубликованному финансовому отчету оргкомитета, операционные издержки превышали операционные доходы более чем на 48 млн долл.: добравшийся и до Олимпиады в Ванкувере кризис делал ее убыточной.

Финансирование Олимпиады-2012 (Лондон, Великобритания)

Лондону к Играм 2012 г предстояло построить как минимум три ключевых объекта: Олимпийскую деревню, центральный Олимпийский стадион и Центр Аквантикс.

Разросшийся вчетверо бюджет (18 млрд долл.) вызвал недовольство британцев, но остановиться на полпути Британский олимпийский комитет, естественно, не мог Пришлось искать способы сэкономить. Так, архитектору Центра Аквантикс пришлось изменить первоначальный проект и сделать площадь стеклянной крыши здания в несколько раз меньше.

Правительство Великобритании и новый мэр Лондона Борис Джонсон старались убедить британцев, что проведение Олимпиады будет выгодно рядовым гражданам. «75 пенсов из каждого фунта идут на создание олимпийского "наследия"», — утверждали организаторы Игр в Лондоне, имея в виду, что большая часть инвестиций направлена на развитие инфраструктуры города, которой будут пользоваться все его жители.

Олимпийский парк, где сосредоточено большинство олимпийских объектов, обещали превратить в самый большой городской парк, разбитый в Европе за 150 лет, а дома в Олимпийской деревне — передать учителям и медицинским работникам.

Но лондонцы не очень охотно верили обещаниям властей. Поразить мир новым европейским парком или огромным бассейном для британцев не велика радость. Главное для горожан — чтобы им не пришлось отдавать лишние деньги из собственного кармана в виде налога.

По словам министра спорта, культуры и СМИ Великобритании Тесса Джоуэлл, 3,1 млрд фунтов стерлингов пойдет на строительство Олимпийской деревни и спортивных сооружений, 1,7 млрд — на реконструкцию района проведения Игр и необходимую инфраструктуру. 840 млн фунтов стерлингов на уплату налогов поступит из государственной казны. 2,7 млрд фунтов стерлингов предусмотрены бюджетом на «непредвиденные расходы», 600 млн — на обеспечение безопасности вокруг района проведения Олимпиады.

Из доходов Национальной лотереи на Олимпиаду выделено 2,2 млрд фунтов стерлингов, тогда как большую часть расходов взяло на себя государство.

Новая смета расходов в четыре раза превысила общий запланированный бюджет, который в 2005 г оценивался в 2,4 млрд фунтов стерлингов. В ноябре 2006 г Джоуэлл, назначенная министром по делам Олимпиады, сообщила, что расходы на Олимпийские игры увеличатся всего на 900 млн фунтов стерлингов, то есть примерно на 40 % по отношению к первоначальным оценкам. Внушительное увеличение бюджета вызвало негодование со стороны ряда депутатов Палаты общин, обвинивших Джоуэлл в потере контроля над расходами.

Одним из спонсоров, которые предоставляли финансовые услуги, стал крупный британский банк Lloyds TSB.

в

ЕСТНИК Байрамов В. ЛЛ. ^

шивсвтитст! Анализ международного опыта обеспечения УПИВЕРиИТсТА — — ,—,

имени о.Е.кугафина(мгюА) экономической безопасности при проведении Опимпииских игр

Для противодействия «финансовой основе организованной преступности», другим правонарушениям и преступлениям экономической направленности в США, Великобритании, Германии, Италии, Франции, Швейцарии, Финляндии, России, странах СНГ и ряде других государств созданы специализированные налоговые и правоохранительные подразделения: налогового розыска и (или) криминальной (финансовой) полиции. Принимая во внимание сложность создания доказательственной базы и значительный причиняемый ущерб, в большинстве стран экономические преступления (в том числе налоговые) отнесены к разряду уголовно наказуемых. В этой связи органам, занимающимся расследованием правонарушений и преступлений экономической направленности, придается весомый статус. На протяжении последнего десятилетия они реорганизованы: в их структуре созданы оперативно-разыскные подразделения и следственные аппараты, наделенные правом проведения оперативно-разыскных мероприятий: по исследованию документов, наблюдению, снятию информации, применению различного рода специальных средств, использованию агентурного аппарата и т.д. Кадровый состав представлен высококвалифицированными сотрудниками, имеющими специальное экономическое и юридическое образование, работниками правоохранительных органов соответствующей специализации.

Рассмотрим вопросы организации противодействия правонарушениям и преступлениям в ведущих зарубежных странах.

В Соединенных Штатах Америки осуществлением налоговой политики, взиманием и контролем за уплатой налогов занимается Служба внутренних доходов (СВД; Internal Revenue Service -IRS), признанная в мире наиболее эффективной. СВД структурно входит в Министерство финансов Соединенных Штатов, однако ее деятельность относительно независима, т.к. подчиняется напрямую министру. В структуре СВД создана Служба криминальных расследований, которая состоит:

— из Главного управления фискальных расследований — ГУФР (далее по тексту — Управление, ГУФР; General Department of Fiscal Investigations, GDFI), возглавляемого Комиссаром по делам расследований;

— оперативно-технического подразделения FIST;

— аппарата секретных осведомителей.

ГУФР имеет Следственное управление — СУ (Department of Investigations, DI), состоящее, в свою очередь, из оперативных, информационно-аналитических подразделений и криминалистических лабораторий. ГУФР является уникальной структурой в системе правоприменительных органов США. Такие ведомства, как ФБР США (Федеральное бюро расследований), Управление по борьбе с наркотиками, подобной организацией не располагают. Многие крупные и нашумевшие дела, в том числе о шпионаже в пользу разведок иностранных государств, начинались именно ГУФР в результате выявления налоговых правонарушений и преступлений. Управление наделено правом проведения оперативно-разыскной деятельности по делам о сокрытии доходов, о незаполнении налоговых деклараций, а также связанным с «отмыванием» денег, где ГУФР является головным подразделением. Управление проводит расследования с целью поиска и конфискации незаконно приобретенного имущества; охраняет высокопоставленных лиц и свидетелей по уголов- к

ным делам; проводит операции по внедрению. Его специалисты привлекаются в качестве н

экспертов для раскрытия и расследования экономических правонарушений, преступлений и

и оперативных разработок. Сотрудники Управления наделены полицейскими полномочия- 5

ми, пользуются оружием, полицейским значком и т.д. В крупных городах, где уровень орга- g

низованной преступности близок к критическому, в составе его отделений имеется офицер s

связи для координации мероприятий, проводимых совместно с другими правоохранитель- m

ными ведомствами. к

В качестве основной базы данных используется программа компьютерного учета на- §

логоплательщиков, а также система автоматического отслеживания и обязательной от- hayki

ié » i LÊI/Êlf

четности об операциях на сумму свыше 10 тыс. долл. США. В том числе по отслеживанию дробных переводов, превышающих указанную сумму. Такая система используется для резидентов, имеющих банковские счета за рубежом.

Штатная численность подразделения составляет более 4 тыс. человек.

ГУФР имеет в своем распоряжении специальный фонд оплаты-премирования граждан, содействующих расследованию.

В целях совершенствования технического обеспечения, повышения профессионального мастерства Управление располагает полномочиями по отчислению на специальный федеральный счет определенного процента от суммы доначислений в государственный бюджет.

Сотрудники относятся к категории высокооплачиваемых, но без специальных льгот. Их уровень заработной платы составляет более 100 тыс. долл. в год.

Подразделение FIST занимается сбором и анализом данных с применением программного обеспечения о подозрительных операциях с наличностью.

В рамках жестко действующего законодательства СВД США сотрудничает с другими правоохранительными ведомствами страны: Федеральным бюро расследований, Таможенной службой, Службой информационно-аналитического обеспечения деятельности оперативных подразделений — ФинСЕН (FINSEN), Бюро расследований Федеральной резервной системы, Секретной службой США и т.д. через специально созданное в ее структуре Подразделение по анализу информации и координации взаимодействия.

Особенно актуальна деятельность Специального подразделения по сбору и анализу информации (сокращенно — ФинСЕН), относящейся к отмыванию наркодолларов и другим экономическим правонарушениям и преступлениям. Эта структура имеет автоматизированный банк данных Министерства финансов ( Treasury Enforcement Communications System — TECS). Здесь же посредством направления запросов и системы Интерпола используются возможности ФБР и полиции США.

По мнению многих зарубежных экспертов, именно продуманное и жесткое правовое обеспечение в значительной мере способствует высокоэффективной деятельности Службы внутренних доходов США. СВД США в законодательном порядке наделена правом использования осведомителей, негласных сотрудников при рассмотрении дел, связанных с бизнесменами, политиками, судьями и прокурорами. Законодательно установлена ее независимость от возможного давления со стороны политических и экономических кругов. В США утверждена Концепция усиления борьбы с должностными преступлениями, коррупцией и взяточничеством. Принят Закон о борьбе с отмыванием денег (Моnеy Laundering Соп^о! Act, далее по тексту — Закон), явившийся большим шагом вперед в противодействии легализации незаконных доходов. В Законе впервые определены уголовно наказуемые деяния, направленные на сокрытие источников происхождения и действительных размеров средств, подлежащих отмыванию. Кроме того, соответственно причиненному ущербу предусмотрено адекватное наказание: за умышленное сокрытие дохода — лишение свободы на срок до 5 лет, штрафные санкции в размере до 15 тыс. долл. США. Для юридического лица — до 500 тыс. долл., временный арест имущества, замораживание банковских счетов, конфискация по решению суда движимого и недвижимого имущества. Принят Закон о тайне банковских операций ^nk Sесгесу Ай, далее по тексту — Закон), где содержатся положения по безопасности кредитно-финансовых учреждений, об обязанности информировать СВД США по всем подозрительным операциям, вкладам, лицам и их действиям. В соответствии с Законом предусмотрена ответственность за неисполнение законодательства в зависимости от величины причиненного ущерба с максимальным сроком лишения свободы до 10 лет, штрафными санкциями в размере до 100 тыс. долл. США. При этом следователи имеют право налагать арест на активы юридических и физических лиц, если имеется подозрение на сокрытие доходов. Основными нормативными документами по проведению оперативно-

в

ЕСТНИК Аайрамов В. м.

шивсвтитст! Анализ международного опыта обеспечения Ж

УНИВЕРСИТЕТА — — ,—,

имени о.Е.кугафина(мгюА) экономической безопасности при проведении Олимпийских игр

разыскных мероприятий являются: инструкции министра юстиции США «Об использовании осведомителей и конфиденциальных источников», «О порядке проведения операций под прикрытием», где признаются законными и регламентируются оперативно-разыскная деятельность в отношении резидентов и нерезидентов, механизм использования осведомителей и их вознаграждение за оказанное содействие в раскрытии преступления. При этом предусматривается гонорар в размере до 10 % от суммы доначислений.

Деятельность СВД США высокоэффективна: на 1 затраченный доллар приходится 4 доллара дополнительных поступлений в бюджет По мнению западных специалистов, благодаря таким жестким мерам государственного регулирования Соединенным Штатам удалось избежать многих затяжных негативных процессов в экономике государства.

Кроме налоговых служб, практически во всех штатах созданы Службы Генеральных атторнеев. В зависимости от законодательства каждого штата, на Службу могут быть возложены следующие функции:

— сбор просроченных налогов (недоимок);

— возбуждение уголовных дел в связи с налоговыми деликтами;

— наложение административного взыскания;

— другие полномочия по правоприменению в связи с нарушениями налогового законодательства.

В странах Центральной Европы функции налогового розыска выполняет подразделение, как правило, входящее в структуру Министерства финансов, а также самостоятельное полицейское ведомство. Основная задача налогового розыска — противодействие налоговым правонарушениям, связанным с финансовым мошенничеством. Криминальная полиция занимается расследованием финансовых преступлений, связанных с деятельностью организованных преступных формирований.

Например, в Германии вопросами финансовых расследований занимаются: Министерство финансов Германии, министерства финансов земель и криминальная полиция. Правовую основу их деятельности составляют Налоговый и Уголовно-процессуальный кодексы. В Австрии налоговый розыск (ПАСТ) входит в структуру Министерства финансов и наделен специальными « полицейскими правами», в том числе правом свободного доступа в любые помещения, возможностью использования различных источников информации.

В связи с тем что Швейцария является общепризнанным и важнейшим мировым финансовым центром, представляется необходимым более подробно рассмотреть систему правоприменения этого государства, особенно в части соблюдения банковской тайны. В Швейцарии вопросами налогов занимается Федеральный департамент финансов, имеющий в своем составе Федеральную налоговую администрацию (ФНА). ФНА состоит из трех управлений: гербового, прямого федерального налога и налога с оборота. В стране общепринята практика самостоятельного выполнения налогоплательщиками своих обязанностей по уплате налогов, поэтому:

— сотрудники ФНА не наделены в законодательном порядке полномочиями применения методов ОРД при сборе информации и проведении проверок;

— банки не несут обязательств информировать налоговые власти об уклонении к

от уплаты налогов на состояние, доходы и капитал;

— законодательство о банковской тайне не может быть нарушено в случае за- и

держки уплаты косвенных налогов или налога на добавленную стоимость. 5

Исключение составляют случаи, квалифицируемые как финансовое мошенниче- 5

ство: использование поддельных документов («обман налоговых властей»), например 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

фальшивых фактур, балансов, поддельных счетов и т.д. В этом случае с точки зрения т

швейцарского законодательства имеет место уголовное преступление, на которое не к

распространяется законодательство о соблюдении банковской тайны, и банки обязаны §

предоставить всю информацию, необходимую для расследования. наук1

С 1977 г в Швейцарии функционирует Специальная служба налоговых расследований (ССНР), входящая в Главное управление прямого федерального налога. В соответствии со специальными статьями административного и уголовного права сотрудники ССНР наделены правами налогового розыска: проведения оперативно-разыскных мероприятий и следственных действий. Кроме того, предусмотрен широкий спектр наказаний: от штрафных санкций до различных сроков лишения свободы. Законодательной базой деятельности ССНР является Уголовный кодекс Швейцарии, ряд других законодательных актов.

В структуру Федерального министерства финансов Германии входят Управления таможни и налогового розыска. Их основными задачами являются анализ и обобщение практики борьбы с налоговыми преступлениями; планирование и координация деятельности; выработка методических рекомендаций; контроль за применением налогового законодательства, организация международного сотрудничества.

Противодействие налоговым правонарушениям, связанным с финансовыми расследованиями, в законодательном порядке возложено на налоговый розыск, входящий в структуру министерств финансов земель. Налоговый розыск — «Штойерфандунг», сокращенно «Штойфа» — специальная служба Министерства финансов, иногда называемая налоговой полицией или налоговой криминальной полицией. В ее составе имеются оперативно-разыскные и следственные подразделения по раскрытию и расследованию уклонения от уплаты налогов и сокрытию доходов в связи с выявлением, предупреждением и пресечением финансового мошенничества.

Законодательную базу деятельности «Штойфы» составляют Налоговый кодекс и другие правовые акты, где установлено, что при проведении расследований по делам, связанным с финансовыми нарушениями, сотрудники руководствуются Уголовно-процессуальным кодексом Германии. Им предоставлена возможность проведения обысков и досмотра, задержания подозреваемых, выемки и конфискации документов; право проведения специального расследования по факту нарушения финансового законодательства. Исключение составляют помещения специальных служб. Подразделение наделено функциями контроля кредитно-финансовых учреждений, получения и использования после подтверждения в качестве доказательственной базы секретных «сигнальных» сообщений о финансовых преступлениях. «Штойфа» вправе выплачивать гонорар сотрудничающим гражданам. Нормативным документом для проведения оперативно-разыскных мероприятий является Служебная инструкция генеральной прокуратуры, в которой «Штойфе» предоставляется право перлюстрации корреспонденции и прослушивания телефонных разговоров; использования специальных технических средств, аппарата осведомителей. Среди прочих мер воздействия наиболее эффективными немецкие специалисты считают следующие: выемку документов по юридическим и физическим лицам; проведение специальных расследований по делам, связанным с неотражением или умышленным искажением предоставляемой отчетности; профилактическую работу с юридическими лицами - консультантами по сокрытию доходов.

Германские банки обязаны предоставлять «Штойфе» информацию о переводах, превышающих сумму, эквивалентную 30 тыс. марок. В распоряжении «Штойфы» имеется автоматизированная информационная система с банком данных кредитно-финансовых и торгово-промышленных учреждений, материалами опросов и заявлениями осведомителей. Кроме того, «Штойфа» располагает правом использования документов полиции и прокуратуры, находящихся в ведении «Шуфы» — Агентства по общему гарантированию кредитов. Здесь поиск осуществляется с помощью разработанных методик по следующим критериям:

— частые перемещения финансов;

— использование различных кредитно-финансовых учреждений при осуществлении сделок;

в

ЕСТНИК БеЯршиов В. М- б

шивсвтитст! Анализ международного опыта обеспечения ^^^Н

УНИВЕРСИТЕТА — — ,—,

имени о.Е.кугафина(мгюА) экономической безопасности при проведении Олимпийских игр

— выявление несоответствий при сопоставлении налоговых деклараций с реальным образом жизни налогоплательщика;

— оформление недвижимости на родственников и подставных лиц;

— вложение значительных капиталов в предметы роскоши.

Так осуществляется накопление «сравнительных данных» по видам деятельности и

категории налогоплательщиков; полученные данные используются для сравнительного выявления потенциальных правонарушений.

Деятельность «Штойфы» высокоэффективна: ежегодные «земельные» доначисления в государственную казну превышают сумму, эквивалентную 1 млрд марок.

Масштабы и темпы развития экономической преступности потребовали объединения усилий контролирующих и правоохранительных ведомств всех государств в рамках противодействия налоговым правонарушениям и преступлениям. Так, в Страсбургской конвенции Совета Европы № 141 говорится, что государства-участники убеждены в необходимости проведения общей уголовной политики, направленной на защиту общества; считают, что борьба против опасных форм преступности требует использования эффективных и современных методов в международном масштабе. Для достижения этих целей необходима «хорошо функционирующая система международного сотрудничества». В то же время каждая сторона, объявившая о намерении присоединения к Конвенции, с учетом специфики своего законодательства обязана обеспечить на национальном уровне систему организационных и правовых мер, предусматривающих:

— правовую защиту;

— возможность выявлять и разыскивать имущество, подлежащее конфискации;

— квалификацию в качестве правонарушений деяний, связанных с легализацией.

Для реализации упомянутых положений в июле 1989 г. в Париже по решению Совещания на высшем уровне стран «Большой семерки» создана Специальная финансовая комиссия по проблемам отмывания денег — РАТ Р (далее по тексту — Комиссия), в которую входят 26 государств. Основными направлениями ее деятельности являются:

— разработка и совершенствование системы мер, направленных на борьбу с «отмыванием» денег;

— распространение рекомендаций и оказание технического содействия на международном уровне государствам в разработке и экспертизе национального законодательства с учетом рекомендаций Комиссии;

— проведение инспекций в государствах — членах Комиссии для оценки состояния вопроса.

К международным организациям в сфере борьбы с преступлениями экономической направленности в соответствии с многосторонними конвенциями относится также Интерпол, созданный для того, чтобы «способствовать широкому взаимному сотрудничеству всех органов уголовной полиции в пределах действующего национального законодательства и в духе Всеобщей декларации прав человека; создавать и развивать институты, которые могут содействовать успешному предупреждению и борьбе с уго- к

ловной преступностью». Первоочередной задачей этого ведомства является содей- н

ствие прямому сотрудничеству органов уголовной полиции, «непосредственным меж- и

государственным контактам полицейских органов с целью оказания взаимной помощи» 5

для предупреждения международной преступности, передачи правонарушителей в руки 5

правосудия, защиты людей и собственности. В этой связи в полицейских службах госу- 5

дарств — членов Интерпола создаются его национальные центральные бюро (далее т

по тексту — Бюро). К основным направлениям их деятельности относятся следующие: к

— ведение учетов; §

— аналитическая работа; наук1

— проведение международного розыска;

— взаимодействие с национальными правоохранительными структурами;

— взаимодействие на международном уровне с НЦБ других государств и Генеральным секретариатом Интерпола.

Для обеспечения взаимодействия полицейских структур стран-членов в Интерполе созданы технические службы, специальные системы коммуникаций, картотеки и архивы. Другими словами, в рамках раскрытия и расследования налоговых и связанных с ними правонарушений и преступлений экономической направленности Интерпол, не располагая правом самостоятельно выполнять оперативно-разыскные мероприятия и следственные действия, может быть востребован как международная полицейская информационная сеть, по каналам которой проходят соответствующие запросы и материалы об их исполнении за рубежом. «Сведения, получаемые по каналам НЦБ Интерпола, могут выполнять лишь роль ориентирующей информации».

После подписания Шенгенского соглашения в 1991 г. в рамках ЕС создан Евро-пол — Европейское центральное управление уголовной полиции. Его цель — противодействие всем формам организованной преступности в рамках ЕС. В соответствии с Соглашением о его создании следующие направления представляют собой сферу компетенции Европола:

— обмен информацией по вопросам борьбы с незаконным оборотом наркотиков;

— борьба с «отмыванием» денег преступными организациями, действующими в области наркобизнеса;

— противодействие преступлениям, затрагивающим интересы более чем одного государства и связанным с незаконной торговлей радиоактивными и ядерными материалами, людьми, хищением и контрабандой автомобилей, «отмыванием» денег в этой сфере (начиная с 1996 г.);

— борьба с «отмыванием» доходов, полученных в результате совершений любого правонарушения (после вступления в силу Конвенции по Европолу);

— содействие обмену информацией между государствами — членами ЕС; сбор, обработка и анализ, ее передача в соответствующие компетентные органы государств— членов ЕС; содействие расследованиям способом передачи такой информации.

На основе результатов анализа опыта международного сотрудничества можно сделать следующий вывод. С целью эффективной борьбы с правонарушениями и преступлениями экономической направленности при подготовке и проведении крупных международных спортивных мероприятий целесообразно осуществить организацию многостороннего международного сотрудничества в сфере унификации национальных законодательств; обмена информацией в части прогнозирования тенденций и регионального развития экономической преступности и ее форм, профессиональным опытом; выработки рекомендаций по противодействию (в том числе в ходе проведения совместных мероприятий) и организации превентивных мер. При этом следует учитывать, что право проведения мероприятий по раскрытию и расследованию правонарушений и преступлений, обмену оперативной информацией и участию в проведении следственных действий на территории иностранного государства в рамках предварительно достигнутой договоренности остается прерогативой двустороннего взаимодействия.

В связи с этим в целях повышения эффективности борьбы с экономической и налоговой преступностью в России представляется целесообразным разработать Комплексную программу аналитических исследований по наиболее важным проблемам экономической безопасности Российской Федерации при подготовке к крупным международным спортивным мероприятиям в сфере деятельности органов внутренних дел с последующим ее учетом в среднесрочной перспективе (3—5 лет) в перечне программ, финансируемых из федерального бюджета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.