АНАЛИЗ МЕТОДОВ И СРЕДСТВ ТЕХНИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ Бабак А.В. Email: [email protected]
Бабак Алексей Владимирович - аспирант, кафедра авиационной техники, факультет лётной эксплуатации и управления воздушного движения, Ульяновский институт гражданской авиации им. Главного маршала авиации Б.П. Бугаева,
г. Ульяновск
Аннотация: в статье анализируются методы технической диагностики авиационной техники, применяемые при техническом обслуживание и ремонте воздушных судов гражданской авиации. Также в данной статье проводится анализ классификации средств контроля, применяемых инженерно-техническим персоналом авиационно-технической базы, для определения технического состояния, в котором система летательного аппарата или её часть находится в определённый момент времени при техническом обслуживании и ремонте воздушного судна гражданской авиации. Ключевые слова: методы, средства, техническая диагностика, контроль, авиационная техника.
ANALYSIS OF METHODS AND MEANS OF TECHNICAL DIAGNOSTICS OF AVIATION EQUIPMENT Babak A.V.
Babak Aleksey Vladimirovich - PhD Student, DEPARTMENT OF AVIATION TECHNOLOGY, FACULTY OF FLIGHT OPERATION AND AIR
TRAFFIC MANAGEMENT, ULYANOVSK CIVIL AVIATION INSTITUTE THE NAME CHIEF MARSHAL OF AVIATION B.P. BUGAYEV, ULYANOVSK
Abstract: the article analyzes the methods of technical diagnostics of aircraft used in the maintenance and repair of civil aircraft. Also in this article the analysis of classification of means of control applied, engineering personnel of aviation and technical base, for determination of technical condition in which the system of the aircraft or its part, is at a certain time three maintenance and repair of the aircraft of civil aviation. Keywords: methods, means, technical diagnostics, control, aviation equipment.
УДК 629.7.08
В настоящее время для объективного определения технического состояния авиационной техники используется огромное множество различных приборов, которые могут с определённой достаточной точностью измерять сигналы соответствующие диагностическим параметрам объекта контроля.
Для разработки методов и средств технической диагностики какой-либо техники, прежде всего, следует выявить, какие параметры характеризуют работу проверяемой техники и определяют ее надежность. Затем надо установить диагностические критерии количественной величины параметров и для их определения разработать соответствующие методы и средства.
В зависимости от природы контролируемых параметров объектов контроля различают параметрические и физические методы диагностирования. Параметрические методы базируются на контроле основных выходных и входных параметров, а также внутренних параметров, характеризующих правильное или неправильное функционирование объекта.
Физические методы основаны на контроле характеристик тех явлений в объекте, которые являются следствием его правильного или неправильного функционирования (нагрев, магнитные, электрические поля, шумы, световые излучения и т. д.) [1].
В зависимости от условий и времени проведения диагностирования применяются следующие методы технической диагностики:
Техническая диагностика, проводимая в динамике объекта: по параметрам рабочих процессов (мощность, расход топлива, производительность, давление и др.); по диагностическим параметрам, косвенно характеризующим техническое состояние (температура, шум, вибрации и т.д.).
Техническая диагностика, выполняемая в статике объекта: по структурным параметрам (износ деталей, зазор в сопряжениях и т.п.).
По объему, методам и глубине операций она может быть комплексной (называемой также общей) и поэлементной.
Комплексная диагностика выявляет нормальное функционирование, эффективность, работоспособность оборудования (агрегата) в целом. Цель ее -определить соответствие нормам выходных эксплуатационных показателей проверяемого оборудования по его основным функциям. Примером такой диагностики может быть определение мощности и топливной экономичности двигателя, производительности и долговечности насоса и т.д.
Поэлементная диагностика определяет причину нарушения работы агрегатов (механизмов) обычно по сопутствующим косвенным признакам. Однако в этом случае конкретизация причин неисправностей доводится лишь до такого уровня, при котором выявляется потребность снятия или разборки проверяемого оборудования.
Вообще диагностику, как правило, проводят на нескольких уровнях:
1) на уровне машины в целом;
2) на уровне ее агрегатов;
3) на уровне систем, блоков и элементов, механизмов и деталей и др.
При этом на каждом из перечисленных уровней определяют техническое состояние, главным образом, двухмерно. Это означает, что диагностика должна дать однозначный ответ: нуждается или не нуждается в настоящее время проверяемое оборудование в ремонте или техническом обслуживании с учетом обеспечения безотказной работы до очередного планового технического воздействия. Если техническое состояние проверяемого оборудования не соответствует нормам, и он состоит из нескольких самостоятельных элементов, то необходима поэлементная диагностика каждого из этих элементов и т. д.
Методы и средства диагностики отдельных агрегатов, систем и механизмов определяются их конструкцией и выполняемыми функциями.
Диагностику оборудования необходимо начинать с получения сведений о наработке оборудования и ремонтах, которым оно подвергалось.
Эти сведения позволяют более целеустремленно проводить дальнейшую диагностику уже с применением технических средств, при помощи которых проверяют показатели эффективности и работоспособности оборудования в целом, его агрегатов, механизмов, элементов.
Средства диагностики авиационной техники служат для фиксирования и измерения величины диагностических признаков (параметров). Для этого применяют приборы, приспособления и стенды сообразно характеру диагностических признаков и методам диагностики.
Процессы диагностирования и прогнозирования состояния сложных технических объектов, обеспечиваются ручными, автоматизированными и автоматическими средствами контроля.
Ручные средства контроля, применяемые в настоящее время при обслуживании АТ, обладают низкой достоверностью контроля, большими временными затратами при проведении обслуживания и требуют высококвалифицированного персонала.
Вследствие этого они утрачивают свое значение в процессе обслуживания и заменяются на автоматизированные.
Автоматизированные средства контроля (АСК) последовательно решают задачи сбора, передачи, обработки и анализа информации об объекте контроля с целью определения его технического состояния. При этом большинство операций осуществляется без участия операторов. Современные автоматизированные средства контроля обладают высокой достоверностью контроля, простотой обслуживания и резко сокращают временные затраты при диагностировании и прогнозировании состояния АТ.
Автоматические средства контроля пока редко применяются при эксплуатации АТ, так как полная автоматизация контроля требует больших затрат, сложна в реализации и не имеет достаточной надежности.
Существующие в настоящее время АСК АТ отличаются значительным многообразием, характеризуемым как областью их применения, так и технической реализацией. Чтобы иметь четкое представление о месте АСК в процессе технической эксплуатации АТ и об их свойствах, необходима классификация АСК. Основными признаками, по которым целесообразно классифицировать АСК АТ, — место расположения или установки, назначение в системе технической эксплуатации, характер решаемых задач, режим определения технического состояния АТ, способ сбора и обработки информации, способ представления информации о состоянии АТ.
По месту расположения АСК АТ подразделяются на бортовые, наземно-бортовые и наземные. Бортовые АСК (БАСК) в зависимости от конструктивной реализации, в свою очередь, делятся на встроенные и внешние. Встроенные средства контроля (ВСК) выполняются в общей конструкции с объектом контроля. Внешние БАСК конструктивно выделены в отдельные устройства. Основные задачи БАСК — осуществление оперативного контроля АТ в полете, локализация и ликвидация отказа, выдача информации о состоянии АТ экипажу или устройству долговременной памяти, которыми снабжают внешние БАСК.
Наземно-бортовые АСК (НБАСК) состоят из двух конструктивных частей. Одна из них, включающая бортовое устройство регистрации, устанавливается на летательный аппарат (ЛА). Другая часть, состоящая из аппаратуры обработки, отображения и документирования регистрируемой в полете информации, входит в состав средств наземного технического обслуживания ЛА.
Наземные АСК (НАСК), предназначенные для обслуживания АТ на земле, представляют собой сложные комплексы, способные решать все задачи контроля, диагностирования, прогнозирования и воспроизведения технического состояния АТ. Построение НАСК в основном базируется на применении цифровых вычислительных машин (ЦВМ) различных классов. Поэтому они обладают универсальностью, высокой достоверностью и большим быстродействием при решении различных задач контроля.
Параметры статических и динамических характеристик объектов можно получить по реакциям на вводимые стимулирующие сигналы (тестовый контроль) или в режиме нормального функционирования (функциональный контроль).
Отечественная и международная практика работ многих авиакомпаний свидетельствует о том, что идёт интенсивная борьба за снижение расходов на ТОиР для повышения эффективности эксплуатации ЛА.
Эта проблема может быть решена путем специальных исследований, разработки и внедрения в эксплуатацию прогрессивных методов и средств контроля технического состояния изделий авиационного оборудования, а также методов поиска мест отказов в них.
Список литературы /References
1. Диагностирование и прогнозирование технического состояния авиационного оборудования: учеб. пособие для вузов гражд. авиации / под ред. И.М. Синдеев. М.: Транспорт, 1984. 191 с.
2. Волкова В.Н. Теория систем / В.Н. Волкова, А.А. Денисов. М.: Высшая школа,
2006. - 511 с.
3. Воробьёв В.Г. Надёжность и техническая диагностика авиационного оборудования: учебник / В.Г. Воробьёв, В.Д. Константинов. М.: МГТУ ГА, 2010. 448 с.
4. Ицкович А.А. Надежность летательных аппаратов и двигателей / А.А. Ицкович. М.: МГТУ ГА, 1990. 104 с.
5. Прилепский В.А. Контроль состояния и диагностирование неисправностей авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов. Учеб. пособие / В.А. Прилепский, А.Н. Коптев. Минобрнауки России. Самар. гос. аэрокосм. ун-т им. С.П. Королева (нац. исслед. ун-т). Самара, 2011. 102. с
6. Машошин О.Ф. Диагностика авиационной техники: учеб. пособие. М.: МГТУ ГА,
2007. 141 с.
7. Биргер И.А. Техническая диагностика. М.: Машиностроение, 1978. 240 с.
8. Сапожников В.В., Сапожников Вл.В. Основы технической диагностики: Учебное пособие для студентов вузов ж-д. транспорта. М.: Маршрут, 2004. 318 с.