Сведения об авторе:
Москвин Георгий Владимирович,
кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры истории русской литературы, филологический факультет,
Московский государственный университет
им. М.В. Ломоносова,
г. Москва, Российская Федерация,
Kmail: [email protected]
Information about the author:
Moskvin Georgy Vladimirovich Candidate of Sciences (Philology), Academic Title of Associate Professor,
Associate Professor ,
Department of History of Russian Literature Moscow State University,
Moscow, Russia.
E-mail: [email protected]
УДК 378
ББК 74.48(2Р54-6я)
Г.М. Парникова
анализ методической действительности, сложившейся в системе высшего образования в республике саха (якутия)
В статье дан детальный анализ системы высшего образования в Республике Саха (Якутия). Представлены трудности и особенности студентов из числа коренных жителей региона, оказывающих влияние на процесс усвоения учебного материала на иностранном языке и взаимодействие с участниками учебно-воспитательного процесса в неязыковом вузе. Обоснована необходимость учета региональной обстановки в методике преподавания иностранного языка в высшей школе.
Ключевые слова: региональная система высшего образования, неязыковой вуз, иностранный язык, студенты из числа коренных жителей Якутии.
G.M. Parnikova
THE ANALYSIS OF THE METHODICAL REALITY in higher education system of the REPUBLIC
OF SAKHA (YAKUTIA)
A detailed analysis of higher education system in the Republic of Sakha (Yakutia) is given. Difficulties and features of students from native peoples of the region are presented which have impact on process of assimilation of a training material in a foreign language and interaction with participants of teaching and educational process in not-linguistic institution. Necessity of regional situation consideration for technique of foreign language training at higher educational establishment has been proved.
Key words: regional system of higher education, non-linguistic higher educational institute, foreign language, students from native peoples of Yakutia.
Цель нашего исследования - разработать и апробировать концепцию формирования учебной самостоятельности студентов неязыкового вуза средствами иностранного языка. Опытноэкспериментальная работа осуществля-
ется в Северо-Восточном федеральном университете (г. Якутск). В процессе изучения обозначенной проблемы были выявлены трудности, возникающие у коренных жителей Якутии при изучении иностранного языка: ведущий язык
Анализ методической действительности, сложившейся в системе высшего образования в Республике саха (Якутия)
со
со
Г.М. Парникова
00
коммуникации, отличный от русского; сложный адаптационный период к новым условиям; коммуникативно-речевая пассивность; инертность психической деятельности; низкая потребность в проявлении личной индивидуальности; недостаточный уровень владения иностранным языком на довузовском уровне.
К особенностям студентов-северян, оказывающим влияние на процесс усвоения учебного материала на иностранном языке и взаимодействие с участниками учебно-воспитательного процесса в неязыковом вузе, относятся:
• психолого-физиологические: склонность оперировать образами и группировать их в схемы; пониженная психическая активность; низкий уровень личной инициативы; инертность; интровертность; склонность к депрессии; непринятие вмешательства во внутренние переживания извне;
• социально-педагогические: рост внутренней миграции; стремление к этнической самоидентификации; трудности в социальной адаптации; нерешительность в незнакомой обстановке; культивирование положительного отношения к труду; настойчивость в преодолении трудностей; практическая направленность учебной деятельности; предпочтение групповой формы организации учебного процесса;
• лингводидактические. межэтническая толерантность; множественность языковой идентичности; превалирование якутского языка в сфере семейно-бытового общения; языковой барьер в адаптационный период; обособленная среда коммуникации.
Результаты исследования готовности студентов-северян к формированию учебной самостоятельности потребовали изучения состояния региональной вузовской системы. Система высшего образования Республики Саха (Якутия) представлена следующими государственными вузами, участвующими в мониторинге Министерства образования и науки РФ: Северо-Восточный федеральный университет, Якутская государственная сельскохозяйственная академия, Арктический государственный институт искусств
и культуры; Высшая школа музыки Республики Саха (Якутия), Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта. Кроме указанных вузов на территории республики функционируют филиалы ведущих вузов страны. Подавляющее количество высших учебных заведений территориально расположено в столице региона - г. Якутске.
Изучением региональных особенностей развития системы ВО в Республике Саха занимаются А.И. Голиков [2], С.В. Панина [3], С.М. Петрова [4], И.И. Портнягин [5], А.Н. Яковлева [6] и др. Анализ работы вузов республики свидетельствует, что в указанном регионе создана и эффективно функционирует национальная система высшего образования, характеризующаяся разнообразием направлений подготовки специалистов. В настоящее время происходят процессы по обновлению содержания высшего образования. Структура учебных планов бакалвариата и магистратуры вузов региона отличается наличием национально-регионального компонента в содержании ООП и их вариативностью в зависимости от местных условий. Учебно-воспитательный процесс в вузах региона включает активное приобщение студентов к культуре, обычаям, духовным и нравственно-эстетическим ценностям народов, населяющих республику. Однако в логике нашего анализа представляется необходимым обратить внимание на следующие явления, имеющие место в региональной системе высшего профессионального образования, вызванные рядом объективных и субъективных причин.
Во-первых, в советский период развития страны северные регионы не имели развитой системы высшего профессионального образования и получали специалистов благодаря процессу миграции. Так, в Якутии до 90-х годов XX века высшее образование было представлено только одним вузом, а именно Якутским государственным университетом (ЯГУ). Социолог У.С. Борисова пишет, что в 1992 году количество поступивших в ЯГУ из числа выпускников средних школ составило 145 человек в расчете на одну тысячу абитуриентов [1, с. 48]. По мнению ис-
следователя, ввиду большого конкурса в единственный вуз региона и, вследствие этого, недоступности высшего образования в самой республике, выпускники ее школ массово обучались за пределами Якутии. В переходный период развития нашей страны последствия миграционных процессов имели обратный эффект. С одной стороны, именно в это время с территории Якутии выехали наиболее квалифицированные приезжие специалисты, а с другой стороны, сократились возможности для обучения в российских вузах у местного населения. Сегодня сложилась ситуация, когда студенты из числа коренных жителей Якутии выбирают вузы, расположенные в своем регионе.
Во-вторых, тенденция к повышению своего образовательного уровня среди коренных жителей региона отчетливо проявилась в 70-е годы прошлого столетия. Сегодня национальный состав студентов вузов республики можно охарактеризовать как разнородный, но с явным преобладанием студентов из числа коренных жителей республики. Обучение в указанном университете осуществляется на русском языке, однако изучение якутского языка входит в осенний семестр первого блока программ бакалавриата, т.е. он обязателен для изучения: Б1.В.ДВ.2.1. Якутский язык - продвинутый уровень для тех, кто владеет им свободно; Б1.В.ДВ.2.2. Якутский язык как иностранный - начальный уровень для лиц, не изучавших его в школе, или у кого он не является родным языком.
В-третьих, для республики характерно наличие большого количества детей в семье северян. В отличие от других российских субъектов, регион не отличался значительным снижением рождаемости в период «демографической ямы». Повышение рождаемости в условиях поддержки со стороны государства и правительства республики обусловило проблему увеличения количества детей в средних образовательных учреждениях, впоследствии - студенческого контингента в региональных вузах и, как следствие, молодых специалистов на местном рынке труда.
В-четвертых, наблюдается тенденция к увеличению городского и уменьшению
сельского населения в республике. Последствия этого процесса приводят к росту числа малокомплектных школ в районах республики, прямой зависимости заработной платы улусного педагога от количества учеников в классе и, вследствие этого, оттоку наиболее квалифицированных учителей-предметников в городские школы, общей перегрузке общеобразовательных учреждений в городской местности. Данные проблемы обусловили дефицит средних школ городов с родным (якутским, например) языком обучения. Это, в свою очередь, напрямую связано с качеством выпускников школ, поскольку их последующая социализация в региональных вузах в значительной степени зависит от результатов ЕГЭ.
В-пятых, при реализации экономического потенциала республики остро встает вопрос трудовых ресурсов. В 2015 году Рособрнадзор лишил аккредитации экономический и юридический факультеты Якутской государственной сельскохозяйственной академии, филиал Байкальского государственного университета экономики и права. Большая часть студентов была переведена в головной вуз республики, однако преподавательский состав указанных вузов попал под сокращение. В целом по региону за последние два года оптимизация расходов в образовании повлекла за собой заметное сокращение численности профессорскопреподавательского состава вузов в республике.
В-шестых, содержание иноязычного обучения в неязыковых вузах региона в недостаточной степени соответствует практическим потребностям региона. Так, на территории республики эффективно функционируют и развиваются совместные предприятия в области добычи драгоценных и полудрагоценных металлов, разработки нефтегазовых месторождений, строительства промышленных и жилых объектов. Активно развивается экологический туризм. Охота и рыбалка на Севере также являются крайне привлекательными для иностранцев. Таким образом, наиболее востребованными являются выпускники неязыковых специальностей в сфере геологоразвед-
Анализ методической действительности, сложившейся в системе высшего образования в Республике саха (Якутия)
Ю
СО
Г.М. Парникова
(О
00
ки, строительства и промышленности со знанием английского и китайских языков.
Однако самостоятельное учебное подразделение, способное качественно подготовить студентов неязыкового профиля к практическому применению иностранного языка, представлено только в головном вузе Якутии. В Институте зарубежной филологии и регионоведения Северо-Восточного федерального университета действуют две кафедры неязыкового профиля: кафедры иностранных языков по естественно-техническим и гуманитарным специальностям соответственно. Численный состав обеих кафедр составляет порядка 80 человек, а студенческий контингент бакалавров и магистрантов, изучающих иностранный язык в указанном вузе, - примерно 10 000 человек на 17 факультетах и институтах университета, что свидетельствует о значительной учебной нагрузке преподавателей неязыковых кафедр. Во всех остальных высших учебных заведениях республики преподаватели иностранного языка относятся к кафедрам гуманитарного профиля и не имеют достаточной самостоятельности и значимости. В республике отсутствует развитая вузовская методическая школа в области преподавания иностранных языков, которая бы учитывала этнические особенности контингента обучающихся и региона в целом. Однако на школьном уровне данная система эффективно функционирует.
В результате перечисленные факторы оказывают свое влияние на ситуацию с востребованностью молодых специалистов в регионе. Рост безработицы среди молодежи, сокращение рабочих мест и высокая конкуренция со стороны, как местных, так приезжих квалифицированных специалистов, низкая заработная плата для выпускников вузов, не имеющих опыта практической работы по специальности, отток трудоспособного молодого населения из республики, возросшие требования местных работодателей к соискателям - это неблагоприятные условия, в которых должна осуществляться трудовая деятельность вчерашних выпускников вузов.
Изучение региональной системы высших учебных заведений показало, что она представлена различными направлениями специальностей. Большинство выпускников средних общеобразовательных школ стремятся получить высшее образование и преимущественно на территории своего региона. Национальный состав студенчества головного вуза региона представлен, в основном, коренными жителями Якутии. Остро стоит вопрос с кадрами вузов. Неязыковые кафедры в качестве отдельных, самостоятельных единиц представлены только в одном вузе республики. К факторам оказывающим влияние на ситуацию с востребованностью молодых специалистов в регионе, отнесем отток сельского населения из мест своего постоянного проживания в городские поселения, высокие демографические показатели среди коренных народов Севера, отток молодых специалистов из региона из-за невозможности трудоустройства в республике на хорошо оплачиваемую работу по специальности, конкуренцию со стороны приезжих специалистов при параллельных масштабных планах по экономическому развитию региона.
Анализ итогов констатирующего анкетирования, изучение педагогической и методической действительности, сложившихся в неязыковых вузах республики, исследование конъюнктуры местного рынка труда, стратегических планов республиканского правительства по дальнейшему развитию Якутии свидетельствует о наличии следующих противоречий:
• между стремлением северян к получению высшего образования, желанием обучаться в высших учебных заведениях своего региона и высокой конкуренцией среди молодых специалистов на местном рынке труда;
• между потребностью региона в национальных квалифицированных кадрах со знанием иностранного языка и унифицированной системой иноязычного образования в неязыковом вузе, не учитывающей специфику отдельного региона;
• между имеющимся опытом в региональных вузах по воспитанию молодого поколения и отсутствием концепции
формирования учебной самостоятельности студентов неязыкового вуза средствами иностранного языка, учитывающей данный опыт.
Выявленные противоречия требуют пересмотра методологических подходов
к воспитанию самостоятельности средствами иностранного языка, изменения содержания иноязычного образования и методики преподавания иностранного языка в неязыковом вузе с учетом реальной региональной обстановки.
Библиографический список
1. Борисова, У.С. Полиэтнические и социокультурные особенности образования в Республике Саха (Якутия): исторический и современный анализ [Текст] / У.С. Борисова. - СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 2005. - 340 с.
2. Голиков, А.И. Формирование педагогических умений учителя, влияющих на развитие субъектов образовательного процесса [Текст] / А.И. Голиков // Педагогическое образование и наука. -2012. - № 8. - С. 104-106.
3. Панина, С.В. Формирование этнокультурного самоопределения личности в региональной образовательной среде [Текст] / С.В. Панина // Инновационные технологии в науке и образовании. -2015. - № 1(1). - С. 144-145.
4. Петрова, С.М. Кафедра РКИ и международная деятельность федерального университета [Текст] / С.М. Петрова // Высшее образование в России. - 2014. - № 5. - С. 122-129.
5. Портнягин, И.И. Интеллектуальная составляющая воспитания в традициях народа [Текст] / И.И. Портнягин // Педагогическое образование и наука. - 2012. - № 2. - С. 72-75.
6. Яковлева, А.Н. Обучение немецкому языку студентов-билингвов [Текст] / А.Н. Яковлева // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. - 2015. - № 1(17). - С. 140-143.
References
1. Borisova U.S. Polyethnical and sociocultural features of education in the Republic of Sakha (Yakutia): historical and modern analysis. Saint-Petersburg. 2005. P. 340. [in Russian].
2. Golikov A.I. Forming of the teacher pedagogical abilities influencing on development of subjects of educational process. Pedagogicheskoie obrazovanie i nauka, 2012. № 8. P. 104-106. [in Russian].
3. Panina S.V. Forming of ethnocultural self-determination of the personality in the regional educational environment. Innovative technologies in science and education, 2015. № 1 (1). P. 144-145. [in Russian].
4. Petrova S.M. RKI department and the international activities of federal university. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2014. № 5. P. 122-129. [in Russian].
5. Portnyagin I.I. An intellectual component of education in the national traditions. Pedagogicheskoie obrazovanie i nauka, 2012. № 2. P. 72-75. [in Russian].
6. Yakovleva A.N. Training in German of students-bilinguals. Aktualnuie problemy filologii i pedagogiskoi linguistiki, 2015. № 1 (17). P. 140-143. [in Russian].
Сведения об авторе:
Парникова Галина Михайловна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков по техническим и естественным специальностям,
Северо-Восточный Федеральный университет, г. Якутск, Российская Федерация.
E-mail: [email protected]
Information about the author: Parnikova Galina Mikhailovna,
Candidate of Sciences (Education), Associate Professor,
Department of FL in Engineering and Natural Sciences, North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia.
E-mail: [email protected]
Анализ методической действительности, сложившейся в системе высшего образования в Республике саха (Якутия)
00