Бочаров М.И.1, Симонова И.В.2
1 ГБОУ ВПО МГПУ г. Москва, к.п.н., доцент, mi [email protected] 2 РГПУ им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург, д.п.н., профессор, ^ [email protected]
Анализ методического обеспечения информационной безопасности развивающейся личности в условиях глобальной массовой коммуникации современного
общества
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Информационная безопасность личности, содержание школьного образования, методика преподавания информатики, информатизация образования, непрерывное образование.
АННОТАЦИЯ
В статье представлен анализ соответствия содержания имеющегося учебно-методического обеспечения школьников основной и старшей школы по вопросам информационной безопасности требованиям государственных стандартов обучения, примерной основной образовательной программе образовательного учреждения и примерной программе по предмету «Информатика».
Современное состояние научных исследований в области обеспечения информационной безопасности личности характеризуется широким спектром исследований, охватывающим различные области научного познания: технические науки (безопасность использования информационных и коммуникационных технологий и аппаратно-программных систем, физические основ обеспечения), гуманитарные науки (средства массовой информации), военное дело (информационные войны), духовная сфера (вовлечение в религиозные сектантские организации посредствам сети Интернет), психология (информационно-психологическая безопасность личности), медицина (игровая и интернет-зависимость), финансово-хозяйственная деятельность (безопасность электронных расчетно-кассовых операций), право (аспекты обеспечения информационной безопасности) [1].
Выполним анализ соответствия содержания имеющегося учебного обеспечения школьников основной и старшей школы по вопросам информационной безопасности требованиям государственных стандартов обучения, примерной основной образовательной программе образовательного учреждения, примерной программе по предмету «Информатика» для соответствующих возрастных уровней.
Выделим требования стандартов для основной по вопросам обучения в области информационной безопасности. Предметные результаты изучения предметной области «Математика и информатика» должны отражать: формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права. Программа развития универсальных учебных действий (программа формирования общеучебных умений и навыков) на ступени основного общего образования (далее - Программа) должна быть направлена на формирование и развитие компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая владение основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) и сети Интернет.
Выделим требования стандартов для старшей школы по вопросам обучения в области информационной безопасности. Базовый уровень подразумевает, что метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать: умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований правовых и этических норм, норм информационной безопасности. Изучение предметной области «Математика и информатика» должно обеспечить: принятие этических аспектов информационных технологий; осознание ответственности людей, вовлечённых в создание и использование информационных систем, распространение информации. «Информатика» (базовый уровень) -требования к предметным результатам освоения базового курса информатики должны отражать: сформированность понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете. Профильный уровень подразумевает, что метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать: умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований правовых и этических норм, норм информационной безопасности. Изучение предметной области «Математика и информатика» должно обеспечить: принятие этических аспектов информационных технологий; осознание ответственности людей, вовлечённых в создание и использование информационных систем, распространение информации. «Информатика» (углубленный уровень) - требования к предметным результатам освоения углубленного курса информатики должны включать требования к результатам освоения базового курса и дополнительно отражать сформированность знаний базовых принципов норм информационной этики
и права, принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения надёжного функционирования средств ИКТ.
В междисциплинарной учебной программе «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся» в разделе «Коммуникация и социальное взаимодействие» указано, что выпускник научится: «соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей» [23, с. 39].
В планируемых результатах освоения учебных и междисциплинарных программ по предмету «Информатика» указано, что в разделе «Информация и способы её представления» выпускник научится: использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование»; кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице. В разделе «Работа в информационном пространстве» ввыпускник научится: организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных, интернет-сервисов и т. п.; основам соблюдения норм информационной этики и права. Выпускник получит возможность: познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна полученная информация, подкреплена ли она доказательствами; познакомиться с возможными подходами к оценке достоверности информации (оценка надёжности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.); узнать о том, что в сфере информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) существуют международные и национальные стандарты.
В «содержательном разделе» в параграфе «Основное содержание учебных предметов на ступени основного общего образования» по предмету «информатика» в разделе «Информация и способы её представления» указаны темы: Кодирование текстов. Кодовая таблица. Представление текстов в компьютерах. Все данные в компьютере — тексты в двоичном алфавите. В разделе «Использование программных систем и сервисов указаны темы: Компьютерные вирусы. Антивирусная профилактика.
В разделе «Работа в информационном пространстве» указаны темы «Роль информации и ИКТ в жизни человека и общества. Постановка вопроса о достоверности полученной информации, о её подкреплённости доказательствами. Знакомство с возможными подходами к оценке достоверности информации (оценка надёжности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.). Личная информация. Основные средства защиты личной информации, предусмотренные компьютерными технологиями. Организация личного информационного пространства. Стандарты в сфере информатики и ИКТ. Право в информационной сфере. Базовые представления о правовых аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет».
В разделе «Использование программных систем и интернет-сервисов» примерной программа по предмету «Информатика» [24] указаны темы: Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы; Защита от
вирусов и других вредоносных программ.
В разделе «Работа в информационном пространстве» указаны темы:
Приемы, повышающие безопасность работы в Интернете. Проблема подлинности полученной информации. Электронная подпись, сертифицированные сайты и документы. Методы индивидуального и коллективного размещения новой информации в Интернете.
Гигиенические, эргономические и технические условия эксплуатации средств ИКТ. Экономические, правовые и этические аспекты их использования. Личная информация, средства ее защиты. Организация личного информационного пространства.
В разделе «Планируемые результаты» примерной программы по предмету информатика указано, что в результате освоения курса информатики в основной школе учащиеся получат представление: о существовании вредоносного программного обеспечения и средствах защиты от него, о необходимости стандартизации в сфере информационно-коммуникационных технологий; о мировых сетях распространения и обмена информацией, о юридических и этических аспектах работы в этих сетях (интеллектуальная собственность, авторское право, защита персональных данных, спам и др.). У выпускников будут сформированы: представления о необходимости учёта юридических аспектов использования ИКТ, о нормах информационной этики.
В разделе «Работа в информационном пространстве» выпускник научится (как результат работы в данном курсе и во всем образовательном процессе): основам соблюдения норм информационной этики и права. Выпускник получит возможность: познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна полученная информация, подкреплена ли она доказательствами подлинности (пример: наличие электронной подписи); познакомиться с возможными подходами к оценке достоверности информации (пример: сравнение данных из разных источников); узнать о том, что в сфере информатики и информационно-компьютерных технологий (ИКТ) существуют международные и национальные стандарты.
Анализ содержания учебников на предмет отражения в них требований стандартов и примерных программ в области обучения вопросам информационной безопасности учащихся основной и старшей школы показал, что авторы включают практически все понятия стандарта в содержание учебников. Однако многими авторами понятие «информационная безопасность» явно не вводится, несмотря на то, что оно указано как в требованиях стандартов и основной, и старшей школы.
Анализ показал, что авторы учебников по информатике предпочитают использовать концентрический принцип в преподавании разделов, относящихся к данной проблематике, часто повторяя содержание по данному разделу в неизменном виде как в основной школе, так и в старшей. Приведем примеры, подтверждающие использования такого
подхода в школьных учебниках по информатике. Содержание параграфа 35 «Этика интернета. Безопасность в Интернете» учебника Гейн А. Г. Информатика и информационные технологии. 9 класс [2, стр. 175-178] практически полностью повторяется в параграфе 44 с таким же названием «Этика интернета. Безопасность в Интернете» в учебнике Гейн А. Г. Информатика и ИКТ. 11 класс [3, стр. 185-188]. Содержание параграфа 36 «Защита информации» учебника за 9 класс [2, стр. 179-188] с незначительными изменениями и сокращениями (исключено описание шифрования и дешифрования) повторяется в параграфе 46 с таким же названием «Защита информации» в учебнике за 11 класс [3, стр. 190-196].
Содержание Раздела «Защита информации» учебника Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса [4] повторяется с незначительными изменениями в разделе «Защита от несанкционированного доступа к информации» в учебнике Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса (5). Раздел «Защита информации от вредоносных программ» учебника Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 10 класса (6) во многом повторяется в разделе «Защита от вредоносных программ» учебника Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса (7).
Некоторые авторы учебников, приводя конкретные примеры, не дают определения основным понятиям по ИБ, ограничиваются приведением примеров и отсылают учащегося к интернет-источникам, часто не рассчитанным на детскую аудиторию. Например, в учебнике Соловьевой Л. Ф. Информатика и ИКТ. Учебник для 8 класса [8]. Приводятся следующие рекомендации по работе с основными понятиями в области ИБ: «Основные понятия и термины, используемые в сфере информационной безопасности при работе в Интернете, можно найти, например, в справочной системе обозревателя Internet Explorer». «В Интернете нет недостатка в сведениях, касающихся информационной безопасности при работе в сети. На сайте http ://www.securitylab .ru, например, можно найти подробный обзор существующих угроз и дополнительных средств обеспечения информационной безопасности». «Пользуясь справочной службой операционной системы Windows, можно найти необходимые для обеспечения информационной безопасности сведения». На наш взгляд, это не позволяет сформировать системные знания учащихся о данной предметной области. В учебнике Фиошина М. Е. Информатика и ИКТ. 10—11 кл. Профильный уровень. В 2 ч. Ч. 1: 10 кл. [9] дается ссылка на международный стандарт и только перечисляются важные понятия в области информационной безопасности. «В международном стандарте ISO/IEC 17799:2000 «Управление информационной безопасностью — Информационные технологии» рассматриваются актуальные вопросы обеспечения безопасности организаций и предприятий с точки зрения необходимости обеспечения информационной безопасности, основных
понятий и определений ИБ, политики ИБ компании, организации ИБ на предприятии и др.»
Примером систематизации понятий отдельных тем по ИБ может служить материал 12-го параграфа 2-й главы «Информационные процессы и системы» учебника Семакина И. Г. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов [10 стр. 60-66]. Авторами систематизированы основные понятия в области защиты цифровой информации и представлены в виде иерархической схемы под названием «Система основных понятий».
Понятие «фишинг» встречается только в учебнике Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 10 класса [6], а понятия «троллинг» и «кибербуллинг» в учебниках не приводятся. Мы считаем, что в содержание раздела информационной этики и в умения безопасно использовать средства информационнох и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) и особенно сети Интернет необходимо добавить такие важные понятия, как фишинг, троллинг и кибербуллинг.
В учебниках практически не раскрыты проблемы кибераддикции (зависимости от компьютерных игр) и зависимости от социальных сетей. Так, в учебнике Информатика и ИКТ. 11 класс. Базовый уровень / Под ред. проф. Н. В. Макаровой [11] приводится только положительная роль «электронных игрушек» в процессе формирования информационной культуры «Для активной и плодотворной жизни в информационном обществе необходимо начинать приобщаться к информационной культуре с детства, сначала с помощью электронных игрушек, а затем привлекая персональный компьютер и изучая современные информационные технологии». Аналогичная ситуация складывается с раскрытием возможного негативного воздействия электронных средств массовой информации на пользователя, например, в учебнике Соловьева Л. Ф. Информатика и ИКТ. Учебник для 8 класса [8] упоминается только об их положительной роли «Электронные средства массовой информации (СМИ) — удобное средство получения оперативной информации», «Электронная версия газеты позволяет не только прочитать свежий выпуск, написать и отправить в редакцию отзыв о прочитанном, но и получить доступ к архиву выпусков журнала или газеты». Об анализе надежности источников информации и достоверности возможных комментариев к публикуемым материалам, о возможном негативном воздействии рекламы практически ничего не сказано. Мы считаем, что в содержании школьных учебников информатики проблемам зависимости в информационном обществе и их профилактике необходимо уделять значительное внимание, приводить практические рекомендации по снижению зависимости от пагубного влияния электронных средств массовой информации и рекламы.
Анализ научно-педагогических исследований в области информационной безопасности показал, что основная часть современных разработок сосредоточена на защите детей от негативной информации,
распространяемой средствами массовой информации и посредством сети Интернет [12; 13; 14]. Проводятся исследования, развивающие у детей младшего возраста способность к анализу, критическому восприятию некоторых видов информации [15; 16]. Существуют и методики обучения школьников основам криптографии. Формируются указания для подростков по безопасной работе в сети Интернет [17; 18]. Разрабатываются рекомендации для родителей по обеспечению информационной безопасности школьника вне образовательного учреждения [19; 20; 21, 22]. В современных учебниках по информатике появляются разделы, связанные с обеспечением информационной безопасности. Авторы учебников, как правило, преподносят эту тему в той или иной узкой интерпретации, связанной либо со средствами антивирусной защиты, либо защиты информации программными программно-аппаратными средствами.
Литература
1. Бочаров М.И. Анализ современного состояния системы обучения информационной безопасности в непрерывном образовании // Национальная безопасность. 2012. № 1 (18). С. 120-132.
2. Гейн А. Г. Информатика и информационные технологии. 9 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / А. Г. Гейн, А. И. Сенокосов. — М.: Просвещение, 2010. — 336 с.
3. Гейн А. Г. Информатика и ИКТ. 11 класс : учеб. для общеобразо-ват. учреждений : базовый и профил. уровни / А. Г. Гейн, А. И. Сенокосов. — М. : Просвещение, 2012. — 336 с.
4. Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / Н. Д. Угринович. — 2-е изд., испр. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. — 178 с.
5. Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ Базовый уровень : учебник для 10 класса / Н. Д. Угринович. — 4-е изд. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. — 212 с.
6. Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ Профильный уровень: учебник для 10 класса / Н. Д. Угринович. — 3-е изд., испр. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. — 387 с.
7. Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса / Н. Д. Угринович. — 2-е изд., испр. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. — 187 с.
8. Соловьева Л. Ф. Информатика и ИКТ Учебник для 8 класса. — СПб.: БХВ-Петербург, 2011. 288 с.: ил. + 2DVD.
9. Фиошин, М. Е. Информатика и ИКТ 10—11 кл. Профильный уровень. В 2 ч. Ч. 1 : 10 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М. Е. Фиошин, А. А. Рессин, С. М. Юнусов. — 2-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2009. — 255 с.
10. Семакин И. Г. Информатика и ИКТ Базовый уровень: учебник для 10-11 классов / И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер. — 4-е изд., испр. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. — 246 с.
11. Информатика и ИКТ 11 класс. Базовый уровень / Под ред. проф. Н. В. Макаровой. — СПб.: Питер, 2009. — 224 с.
12. Бочаров М.И., Бочарова Т.И. Глобальное коммуникативное пространство: проблемы безопасности общения // Национальная безопасность. 2012. № 4 (21). С. 47-51.
13. Бочаров М.И., Бочарова Т.И. Аспекты непринужденной коммуникации в электронных средствах массовой информации / Информатизация образования - 2011: материалы Международной научно-практической конференции. - Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2011. - Т. 1.-493 с.
14. Бочарова Т.И., Бочаров М.И. Проблемы коммуникативной безопасности в социально-культурном пространстве массовой информации // Вестник ВГУ Серия: Филология. Журналистика. 2013. №1. С. 14-16.
15. Бочаров М.И., Симонова И.В. Преемственность содержания обучения информационной безопасности в новых федеральных государственных образовательных стандартах общего образования // Информатика и образование. 2011. № 6. С. 14-17.
16. Бочаров, М. И. Системное обновление предметного содержания на основе новых информационных технологий в непрерывном образовании в области информационной безопасности // 2010. № 2. С. 81-88.
17. Бочаров М.И. Интегративное обучение и предпрофильная подготовка учащихся средних классов в области информационной безопасности // Информатика и образование. 2010. № 9. С. 40-47.
18. Бочаров, М.И. Основы информационной безопасности в содержании учебных предметов на этапе основного общего образования // Информатизация образования и науки. 2010. № 4. С. 56-66.
19. Бочаров М.И. Адаптация широкого круга специалистов к педагогической практике в системе непрерывного образования // Профильная школа. 2010. № 1. С. 28-33.
20. Черных Л.А., Бочаров М.И. Ключевая роль системы повышения квалификации в непрерывном педагогическом образовании на примере обучения информационной безопасности // Образование и обществ. 2010. №1. С 31-35.
21. Бочаров М.И. Обучение будущих педагогов совместному с администрацией обеспечению комплексной информационной безопасности образовательного учреждения // Информатика и образование. 2010. № 2. С. 96-99.
22. Бочаров М.И., Козлов О.А., Симонова И.В. Принципы проектирования методической системы обучения студентов информационной безопасности // Информатика и образование. 2012. № 7. С. 78-82.
23. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 342 с.
24. Примерные программы по учебным предметам. Информатика. 7-9 классы. — М.: Просвещение, 2011. — 342 с. ISBN: 978-5-09-024985-0. http://standart.edu.ru/catalog.aspx? CatalogId=8421