ЯЗЫК СМИ
АНАЛИЗ МЕТАФОРИЧЕСКОГО ДИСКУРСА ВЛАСТИ И ОППОЗИЦИИ В КАМПАНИИ ПО ВЫБОРАМ ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ 2008 г. В СМИ
Ю. В. Сурменева
Статья содержит анализ медиаоценок метафорического дискурса власти в условиях предвыборной кампании президента РФ 2008 года. Внутренняя политическая составляющая показана на примере статей из газет «Коммерсантъ», «Независимая газета», «Завтра».
Ключевые слова: метафора, метафорический дискурс, метафорическая модель, медиадискурс.
На сегодняшний день некоторые исследователи отмечают, что человек не только говорит метафорами, но и наделён метафорическим мышлением. Пред-ставители когнитивной лингвистики считают, что метафорическое мышление не менее значимо, чем логическое. С помощью метафор человек познаёт мир, систематизирует информацию. Метафора рассматривается как видение одного объекта через другой, в этом смысле она является одним из способов реп-резентации знания в языковой форме [1. С. 12]. Таким образом, метафора понимается не только как средство выразительности, как поэтический троп, а рассматривается как ментальная операция, как способ познания действительности^. С. 23]. Особый интерес представляет медиадискурс в период кампании по выборам Президента РФ в 2008 году, так как в условиях общей предопределённости итогов голосования СМИ необходимо было использовать специфические приёмы, техники информирования, направленные на выражение собственного отношения к предвыборной ситуации. Цель статьи заключается в выявлении информационных стратегий, реализуемых в дискурсє российских печатных СМИ в период президентской предвыборной кампании 2008 г. [5. С. 34].
По мнению Х. Ортеги-и-Гассета: «Метафора служит не только наиме-нованию, но и мышлению. Метафора необходима нам самим, чтобы объект стал доступен нашей мысли». На самом деле, близкие нам объекты «открывают мысли доступ к далёким и ускользающим для нас понятиям»[1. С. 74]. Изначально метафора создаётся силой воображения, основой которого является способность человека видеть и устанавливать подобия.
Аппаратные игроки в предвкушении передела
Николай Токарев: это рука, у того у кого надо, рука. Чем ближе смена власти в Кремле, тем большую актуальность приобретает вопрос о возможных перестановках в руководстве крупнейших госкомпаний. [8].
В процессе освещения предвыборной кампании СМИ конструируют раз-личные дискурсивные версии социальной реальности. В результате многократного повторения интерпретаций происходит создание устойчивых образов и стереотипов, которые могут содержать как позитивный, так и негативный оценочный компонент [3. С. 149]. Для российской печатной прессы в целом характерно неравномерное освещение событий избирательной кампании. Доминирующие позиции Д. А. Медведева в информационном пространстве детерминированы применением стратегии перманентного присутствия кандидата и информационного приёма «искусственный спутник».
В 2008 г. все упоминания кандидата Д. А. Медведева были так или иначе связаны с упоминаниями В.В. Путина. Эти две фигуры как близнецы-братья фигурировали вместе в каждом третьем информационном сообщении в официальных каналах.
Наиболее релевантными в ситуации выборов являются такие качества кандидатов, как профессионализм и честность, а также поддержка большинством избирателей. Создание имиджа кандидата в президенты, построенного на доминировании положительных проявлений обозначенных качеств, а также тиражирование данного образа в СМИ способно повысить вероятность победы на выборах данного кандидата[1. С. 53]. Средне - и малочастотные типы оценок (телеологические, утилитарные, эстетические) привносят своеобразие в метафорические оценочные портреты кандидатов в президенты, но не способны существенно влиять на их успешность на выборах. Следующие качества кандидатов в прези-
денты являются значимыми для избирателей в ситуации принятия электорального решения: в российском предвыборном дискурсе (в порядке убывания) - честность и порядочность, поддержка большинством населения страны, соответствие нормам, интеллектуальное развитие, высокий политический статус, профессионализм, внешняя привлекательность, способность принести пользу стране, удачливость [3. С. 151]. Среднечастотные метафорические оценки интеллекта, политического статуса и профессионализма кандидатов в российском предвыборном дискурсе свидетельствуют о недоверии и опасении избирателей. В российских предвыборных дискурсах отмечается большое количество метафорически выраженных оценочных словоупотреблений, что свидетельствует об использовании метафоры не только в качестве универсального способа осмысления сферы политики, но и как средства выражения оценочных смыслов. Имплицитная метафорическая оценка реже подвергается сомнению и легче усваивается адресатом, что увеличивает агитационную успешность текста. В российском дискурсе кампании по выборам президента представлены такими метафорическими моделями, как ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА - ЭТО КОРОНАЦИЯ, ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА - ЭТО МИР СКАЗКИ, а также нехарактерная для российского дискурса модель ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА - ЭТО ПОДБОР МЕНЕДЖЕРА. Данные высказывания в инвентаре актуализированных метафорических моделей отражают историческое и культурное своеобразие российского народа.
Как показывает анализ языкового материала наиболее активны субстан-тивные метафоры-слова: краски, пируэт, оскомина.. .Они функционируют наряду с глаголами, прилагательными, наречиями. Из метафор-словосочетаний наиболее активны глагольные: удерживать власть, обрубать связи. [2. С. 139]. Они функционируют наряду с именными. Среди метафор-предложений обнаруживаются не только, сложные синтаксические конструкции, но доминируют простые распространённые предложения: Сванидзе начал разворачиваться к КПРФ своей левой, наименее неприятной стороной. [7] Те, кто услужливо подставляют плечо, могут при случае подставить и ножку. [8]. Детали регистрации Дмитрия Медведева кандидатом в президенты РФ заставляют предположить, что «преемник» лично не будет участвовать в предвыборных дебатах, про-
должая опыт парламентской кампании «Единой России», которая на 100% использовала административный ресурс и средства «информационной войны» (уже сегодня ангажированные социологические службы «рисуют» Медведеву рейтинг электоральной поддержки в 79%), что выглядит не столько отражением его реальной популярности среди населения, сколько подготовкой к запланированному результату голосования 2 марта). Единственной новеллой президентского цикла в сравнении с парламентским является обещание главы ЦИК Чурова обеспечить всем кандидатам «равные условия» на телевидении. [6].
Итак, манипулирование сознанием при помощи метафоры происходит в момент активации фрактальных точек на фрактальных координатах ментального лексикона памяти в соответствии с заданными установками предвыборной кампании - ввести новые знания о кандидате и модифицировать уже имеющиеся.
Список литературы
1. Барышников, П. Н. Миф и метафора: опыт межпарадиг-мального анализа: дис. ... канд. филос. наук. М., 2008. 196 с.
2. Михалёва, О. Л. Политический дискурс: специфика
манипулятивного воздействия. М. : ЛИБРОКОМ, 2009. - 256с.
3. Лукьянова, Г. В. Дискурсивная практика СМИ // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2010. Сер. 6. Вып. 4. С. 147-154.
4. Хахалова, С. А. Метафора в аспектах языка, мышления и культуры. Иркутск: ИГЛУ. 1998. 249с.
5. Цуциева, М. Г. Стратегии перевода метафор в политическом дискурсе// Журнал научных публикаций аспирантов и
References
1. Baryshnikov, P. N. Mif
i metafora: opyt mezhpara-
digmal'nogo analiza: dis. ... kand. filos. nauk. M., 2008. 196 s.
2. Mihaljova, O. L. Politi-
cheskij diskurs: specifika
manipuljativnogo vozdejstvija. M. : LIBROKOM, 2009. - 256s.
3. Luk'janova, G. V. Diskur-sivnaja praktika SMI // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. 2010. Ser. 6. Vyp. 4. S.147-154.
4. Hahalova, S. A. Metafora v aspektah jazyka, myshlenija i kul'tury. Irkutsk: IGLU. 1998. 249s.
5. Cucieva, M. G. Strategii perevoda metafor v politicheskom diskurse// Zhurnal nauchnyh publikacij aspirantov i
докторантов. 2013. № 10 (88).
С.198-200.
6. «Завтра» [Электронный ресурс]. URL: http://zavtra.ru/
7. «Коммерсантъ» [Электронный ресурс]. URL: http://www. kommersant.ru/doc/853212
8. «Независимая газе-
та» [Электронный ресурс]. URL: http://www.ng.ru/econo
mics/2008-02-18/1_players. html, http://www.ng.ru/philan thropy/2008-02-01/1_filantropia. html
doktorantov. 2013. № 10 (88). S. 198-200.
6. «Zavtra» [Jelektronnyj
resurs]. URL: http://zavtra.ru/
7. «Kommersant#» [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www. kommersant.ru/doc/853212
8. «Nezavisimaja gazeta»
[Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.ng.ru/econo mics/2008-02-18/1_players. html, http://www.ng.ru/philan thropy/2008-02-01/1_filantropia. html