Научная статья на тему 'Анализ метафорического дискурса власти и оппозиции в кампании по выборам президента России 2008 г. В СМИ'

Анализ метафорического дискурса власти и оппозиции в кампании по выборам президента России 2008 г. В СМИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
204
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Lingua mobilis
Ключевые слова
МЕТАФОРА / МЕТАФОРИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / МЕТАФОРИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / МЕДИАДИСКУРС / METAPHORICAL DISCOURSE / METAPHORICAL MODEL / MEDIA DISCOURSE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сурменева Юлия Васильевна

Статья содержит анализ медиаоценок метафорического дискурса власти в условиях предвыборной кампании президента РФ 2008 года. Внутренняя политическая составляющая показана на примере статей из газет «Коммерсантъ», «Независимая газета», «Завтра».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The metaphorical discourse analysis of the authority and the opposition in the presidential pre-election campaign of 2008 in Russia in the media

The article contains the analysis of metaphorical discourse of the authority in mass media in conditions of the presidential pre-election campaign in the Russian Federation in 2008. The internal political component is shown in the examples of newspaper articles from «Kommersant», «Nezavisimaya gazeta», «Zavtra».

Текст научной работы на тему «Анализ метафорического дискурса власти и оппозиции в кампании по выборам президента России 2008 г. В СМИ»

ЯЗЫК СМИ

АНАЛИЗ МЕТАФОРИЧЕСКОГО ДИСКУРСА ВЛАСТИ И ОППОЗИЦИИ В КАМПАНИИ ПО ВЫБОРАМ ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ 2008 г. В СМИ

Ю. В. Сурменева

Статья содержит анализ медиаоценок метафорического дискурса власти в условиях предвыборной кампании президента РФ 2008 года. Внутренняя политическая составляющая показана на примере статей из газет «Коммерсантъ», «Независимая газета», «Завтра».

Ключевые слова: метафора, метафорический дискурс, метафорическая модель, медиадискурс.

На сегодняшний день некоторые исследователи отмечают, что человек не только говорит метафорами, но и наделён метафорическим мышлением. Пред-ставители когнитивной лингвистики считают, что метафорическое мышление не менее значимо, чем логическое. С помощью метафор человек познаёт мир, систематизирует информацию. Метафора рассматривается как видение одного объекта через другой, в этом смысле она является одним из способов реп-резентации знания в языковой форме [1. С. 12]. Таким образом, метафора понимается не только как средство выразительности, как поэтический троп, а рассматривается как ментальная операция, как способ познания действительности^. С. 23]. Особый интерес представляет медиадискурс в период кампании по выборам Президента РФ в 2008 году, так как в условиях общей предопределённости итогов голосования СМИ необходимо было использовать специфические приёмы, техники информирования, направленные на выражение собственного отношения к предвыборной ситуации. Цель статьи заключается в выявлении информационных стратегий, реализуемых в дискурсє российских печатных СМИ в период президентской предвыборной кампании 2008 г. [5. С. 34].

По мнению Х. Ортеги-и-Гассета: «Метафора служит не только наиме-нованию, но и мышлению. Метафора необходима нам самим, чтобы объект стал доступен нашей мысли». На самом деле, близкие нам объекты «открывают мысли доступ к далёким и ускользающим для нас понятиям»[1. С. 74]. Изначально метафора создаётся силой воображения, основой которого является способность человека видеть и устанавливать подобия.

Аппаратные игроки в предвкушении передела

Николай Токарев: это рука, у того у кого надо, рука. Чем ближе смена власти в Кремле, тем большую актуальность приобретает вопрос о возможных перестановках в руководстве крупнейших госкомпаний. [8].

В процессе освещения предвыборной кампании СМИ конструируют раз-личные дискурсивные версии социальной реальности. В результате многократного повторения интерпретаций происходит создание устойчивых образов и стереотипов, которые могут содержать как позитивный, так и негативный оценочный компонент [3. С. 149]. Для российской печатной прессы в целом характерно неравномерное освещение событий избирательной кампании. Доминирующие позиции Д. А. Медведева в информационном пространстве детерминированы применением стратегии перманентного присутствия кандидата и информационного приёма «искусственный спутник».

В 2008 г. все упоминания кандидата Д. А. Медведева были так или иначе связаны с упоминаниями В.В. Путина. Эти две фигуры как близнецы-братья фигурировали вместе в каждом третьем информационном сообщении в официальных каналах.

Наиболее релевантными в ситуации выборов являются такие качества кандидатов, как профессионализм и честность, а также поддержка большинством избирателей. Создание имиджа кандидата в президенты, построенного на доминировании положительных проявлений обозначенных качеств, а также тиражирование данного образа в СМИ способно повысить вероятность победы на выборах данного кандидата[1. С. 53]. Средне - и малочастотные типы оценок (телеологические, утилитарные, эстетические) привносят своеобразие в метафорические оценочные портреты кандидатов в президенты, но не способны существенно влиять на их успешность на выборах. Следующие качества кандидатов в прези-

денты являются значимыми для избирателей в ситуации принятия электорального решения: в российском предвыборном дискурсе (в порядке убывания) - честность и порядочность, поддержка большинством населения страны, соответствие нормам, интеллектуальное развитие, высокий политический статус, профессионализм, внешняя привлекательность, способность принести пользу стране, удачливость [3. С. 151]. Среднечастотные метафорические оценки интеллекта, политического статуса и профессионализма кандидатов в российском предвыборном дискурсе свидетельствуют о недоверии и опасении избирателей. В российских предвыборных дискурсах отмечается большое количество метафорически выраженных оценочных словоупотреблений, что свидетельствует об использовании метафоры не только в качестве универсального способа осмысления сферы политики, но и как средства выражения оценочных смыслов. Имплицитная метафорическая оценка реже подвергается сомнению и легче усваивается адресатом, что увеличивает агитационную успешность текста. В российском дискурсе кампании по выборам президента представлены такими метафорическими моделями, как ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА - ЭТО КОРОНАЦИЯ, ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА - ЭТО МИР СКАЗКИ, а также нехарактерная для российского дискурса модель ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА - ЭТО ПОДБОР МЕНЕДЖЕРА. Данные высказывания в инвентаре актуализированных метафорических моделей отражают историческое и культурное своеобразие российского народа.

Как показывает анализ языкового материала наиболее активны субстан-тивные метафоры-слова: краски, пируэт, оскомина.. .Они функционируют наряду с глаголами, прилагательными, наречиями. Из метафор-словосочетаний наиболее активны глагольные: удерживать власть, обрубать связи. [2. С. 139]. Они функционируют наряду с именными. Среди метафор-предложений обнаруживаются не только, сложные синтаксические конструкции, но доминируют простые распространённые предложения: Сванидзе начал разворачиваться к КПРФ своей левой, наименее неприятной стороной. [7] Те, кто услужливо подставляют плечо, могут при случае подставить и ножку. [8]. Детали регистрации Дмитрия Медведева кандидатом в президенты РФ заставляют предположить, что «преемник» лично не будет участвовать в предвыборных дебатах, про-

должая опыт парламентской кампании «Единой России», которая на 100% использовала административный ресурс и средства «информационной войны» (уже сегодня ангажированные социологические службы «рисуют» Медведеву рейтинг электоральной поддержки в 79%), что выглядит не столько отражением его реальной популярности среди населения, сколько подготовкой к запланированному результату голосования 2 марта). Единственной новеллой президентского цикла в сравнении с парламентским является обещание главы ЦИК Чурова обеспечить всем кандидатам «равные условия» на телевидении. [6].

Итак, манипулирование сознанием при помощи метафоры происходит в момент активации фрактальных точек на фрактальных координатах ментального лексикона памяти в соответствии с заданными установками предвыборной кампании - ввести новые знания о кандидате и модифицировать уже имеющиеся.

Список литературы

1. Барышников, П. Н. Миф и метафора: опыт межпарадиг-мального анализа: дис. ... канд. филос. наук. М., 2008. 196 с.

2. Михалёва, О. Л. Политический дискурс: специфика

манипулятивного воздействия. М. : ЛИБРОКОМ, 2009. - 256с.

3. Лукьянова, Г. В. Дискурсивная практика СМИ // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2010. Сер. 6. Вып. 4. С. 147-154.

4. Хахалова, С. А. Метафора в аспектах языка, мышления и культуры. Иркутск: ИГЛУ. 1998. 249с.

5. Цуциева, М. Г. Стратегии перевода метафор в политическом дискурсе// Журнал научных публикаций аспирантов и

References

1. Baryshnikov, P. N. Mif

i metafora: opyt mezhpara-

digmal'nogo analiza: dis. ... kand. filos. nauk. M., 2008. 196 s.

2. Mihaljova, O. L. Politi-

cheskij diskurs: specifika

manipuljativnogo vozdejstvija. M. : LIBROKOM, 2009. - 256s.

3. Luk'janova, G. V. Diskur-sivnaja praktika SMI // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. 2010. Ser. 6. Vyp. 4. S.147-154.

4. Hahalova, S. A. Metafora v aspektah jazyka, myshlenija i kul'tury. Irkutsk: IGLU. 1998. 249s.

5. Cucieva, M. G. Strategii perevoda metafor v politicheskom diskurse// Zhurnal nauchnyh publikacij aspirantov i

докторантов. 2013. № 10 (88).

С.198-200.

6. «Завтра» [Электронный ресурс]. URL: http://zavtra.ru/

7. «Коммерсантъ» [Электронный ресурс]. URL: http://www. kommersant.ru/doc/853212

8. «Независимая газе-

та» [Электронный ресурс]. URL: http://www.ng.ru/econo

mics/2008-02-18/1_players. html, http://www.ng.ru/philan thropy/2008-02-01/1_filantropia. html

doktorantov. 2013. № 10 (88). S. 198-200.

6. «Zavtra» [Jelektronnyj

resurs]. URL: http://zavtra.ru/

7. «Kommersant#» [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www. kommersant.ru/doc/853212

8. «Nezavisimaja gazeta»

[Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.ng.ru/econo mics/2008-02-18/1_players. html, http://www.ng.ru/philan thropy/2008-02-01/1_filantropia. html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.