СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе".
2. Харитонова Г.Н. Совершенствование экологической экспертизы в ходе реформы государственного управления охраной окружающей среды // Север и рынок: формирование экономического порядка.-2011г.,-№27,-Т. 1,-С. 133-140.
3. Solodyankina S., Koeppel J. The environmental impact assessment process for oil and gas extraction projects in the Russian Federation: possibilities for improvement // Impact Assessment and Project Appraisal. -2009 r., № March, - p. 77 - 83. '
4. Интернет-источник: Законодательство и методические указания для экологической экспертизы в Арктике. http://arcticcentre.ulapland.fi/aria/legislation.asp.
5. Одабаи-Фард В.В., Петров И.В. Решение вопросов экологии в Германии при разработке месторождений нерудного сырья // Строительные материалы. - 2012. - №9. - С. 52-54.
6. Попов С. М., Болдырев А.А. Методические основы решения эколого-экономических задач на примере предприятий центра России // Горный журнал. - 2007г., - №6, - С. 29.
7. Калинин А.Р. Мотивационная составляющая экономической системы стимулирования использования природных ресурсов // Горный информационно-аналитический бюллетень. - 2006г., - №8, - С. 145-147.
УДК 574:003.1:622.012.2 © И.А. Стоянова, 2013
АНАЛИЗ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ВОССТАНОВЛЕНИЕ И СОХРАНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РАЙОНАХ ЛИКВИДАЦИИ УГОЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Представлен анализ мероприятий, направленных на восстановление и сохранение окружающей среды в районах ликвидации угольных предприятий. Обозначен перечень вопросов требующих решения на завершающем этапе реструктуризации.
Ключевые слова: угольное предприятие, ликвидация, сохранение и восстановление окружающей среды, мониторинг.
Во исполнение «Основных направлений реструктуризации угольной промышленности России», утвержденных Правительством Российской Федерации 14 июля 1995 год, в отрасли была развернута научная, проектная и практическая работа. Предстояло в короткие сроки провести комплекс технических мероприятий и решить ряд сложнейших горно-экологических задач связанных с ликвидацией последствий закрытия шахт и разрезов. В мировой практики не было, аналогов как по количеству закрываемых предприятий, так и по масштабам работ направленных на сохранение и восстановление окружающей среды на в горнопромышленных районах. Работы по ликвидации горных выработок проводились на 203 предприятиях (188 шахтах и 15 разрезах) и выполнялись по следующим основным направлениям:
• ликвидация горных выработок, демонтаж оборудования; снос зданий и сооружений;
• рекультивация нарушенных земель, ликвидация экологических и иных последствий от ранее выполненных горных работ;
• меры эколого-социальной значимости: снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности;
• мониторинг экологических последствий ликвидации угольных предприятий.
Планирование и практическая реализация работ по ликвидации шахт осуществлялись в соответствии с проектами, разработанными специализированными проектными институтами (организациями), имеющими государственные лицензии. При разработке проектов наиболее сложные вопросы возникают в связи с необходимостью обеспечения требований экологической безопасности в тех районах, где в непосредственной близости находятся функционирующие шахты и ликвидируемые объекты. По состоянию на 01.01.2011 г. профинансировано технических работ по ликвидации организаций угольной промышленности в размере 65-70 % от необходимых средств. С завершением технического этапа, выполненными оказались практически только работы по ликвидации горных выработок.
Необходимо обратить внимание на то, что в районах ликвидации угольных предприятий продолжаются подземные гидрогеологические процессы, последствия которых сложно прогнозировать. Учитывая, что в подобных условиях возможны события с различной степенью влияния на окружающую среду, необходимо проведение большого объема работ по обеспечению экологически безопасных условий жизнедеятельности населения в районе закрытых предприятий. В частности, ряд горных выработок ликвидируемых шахт, в которых в настоящее время размещены насосные установки для откачки воды и из которых ведется мониторинговый контроль за подъемом шахтных вод, будут погашены после того, как в этом не будет необходимости по условиям безопасности. Мониторинговый контроль и откачка в этом случае необходимы для предотвращения подтопления шахтерских городов и поселков. Основной объем таких работ предполагается выполнить в период до 2015 года.
Работы по сносу зданий и сооружений проводились на территории 210 ликвидируемых организаций. Общие затраты на эти работы за 1994-2010 гг. составили 1 519,3 млн. рублей.
По направлению «Рекультивация использованных земель, ликвидация экологических и иных последствий ведения горных работ» предусмотрено выполнение работ на 638 объектах. Фактически, к 01.01.2011г. профинансированы работы на 534 объектах, что составило 58,6% от необходимой суммы, то есть предстоит завершить работы на 104 объектах.
В настоящее время на горных отводах ликвидируемых шахт эксплуатируются 14 водоотливных комплексов с очистными сооружениями, которые предотвращают подтопление населенных пунктов шахтными водами. За период с 1994 по 2010 гг. по направлению «Эксплуатация природоохранных объектов, переданных в муниципальную собственность» перечислено 1 340,4 млн. рублей.
Продолжаются горения породных отвалов в связи с наличием в горной массе значительного количества угля и неправильной технологией ведения работ при их формировании. Остаются значительными риски подтопления территорий шахтерских городов и поселков изливами шахтных вод с опасностью для жизнедеятельности населения.
Надо признать, что до принятия ФЗ «Об охране окружающей среды» (от 10 января 2002 года № 7-ФЗ) в угольной отрасли реа-лизовывалась технологическая концепция, по которой разрабатываемые методы и средства ведения природоохранных работ должны были отличаться простотой решений. Такие решения обеспечивали ту меру эффективности, которая была возможна и целесообразна на предприятиях до массового закрытия угольных предприятий.
Также необходимо учитывать то, что Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» угледобывающие предприятия (шахты и разрезы) отнесены к опасными производственным объектам. Соответственно к ним по природоохранному законодательству предъявляются особые требования, связанные с прекращением деятельности особо опасных промышленных объектов.
Поэтому с учетом складывающейся экологической ситуаций в горнопромышленных районах, в рамках программы закрытия шахт и разрезов, потребовались новые технико-экологические разработки, решения и меры изначально не предусмотренные в процессе ликвидации. И уже в ходе работ подготовленные рабочие проекты пересматривались и корректировались в соответствии с требованиям указанного федерального закона.
В рамках программы реструктуризации угольной промышленности было предусмотрено тушение 45 горящих породных отвалов, расположенных в Ростовской и Кемеровской областях, Приморском крае. На конец 2010 года были погашены 36 породных отвалов. В процессе ликвидации угольных шахт были выявлены очаги самовозгорания на 24 породных отвалах, которые в период выполнения проектов ликвидации шахт не были горящими. Поэтому затраты на их тушение не были предусмотрены в проектах ликвидации. В региональном аспекте горящие породные отвалы имеются в Республике Коми (3 отвала), в Ростовской (15 отвалов) и Кемеровской (6 отвалов) областях.
Целью намеченных мероприятий на прогнозируемый период (до 2020 года) является ликвидация источников, опасных для жизнедеятельности населения в среде газовыделения отвалов в районах закрытия шахт. Объем финансирования, необходимый
для выполнения требуемого комплекса работ по тушению породных отвалов, оценивается в сумму 4,2 млрд руб.
До завершения реструктуризации угольной промышленности планируется осуществить проектирование и строительство 8 природоохранных объектов, из них в Ростовской области - 3, в Пермском крае (только очистные сооружения) - 5. Суммарные ежегодные затраты на эксплуатацию природоохранных объектов составляют от 393,4 млн руб. (2012 год) до 700 млн руб. в год (начиная с 2016 года). Общие затраты по этому направлению на период 2012-2020 гг. составят 5,33 млрд руб.
Целью намечаемых подпрограммой «Мониторинг окружающей среды» на 2012-2020 годы мероприятий является постоянное ведение работ по газодинамическому, геомеханическому, геодинамическому, гидрогеологическому (гидродинамическому и гидрохимическому) мониторингу, как основе по обеспечению охраны промышленных зданий и сооружений, жилого сектора, природных объектов. Затраты на ведение работ по мониторингу на период с 2012 по 2020 годы предусматриваются в размере около 3,4 млрд. рублей.
Оценивая текущее положение дел и возможные проблемные ситуации на завершающем этапе реструктуризации, необходимо:
• осуществлять горно-экологический мониторинг для постоянного контроля и своевременного выявления опасных ситуаций, представляющих прямую угрозу условиям жизни и деятельности населения в районах ликвидируемых угольных предприятий;
• продолжать техническое и финансовое обеспечение работ по очистке вод и эксплуатации передаваемого на баланс муниципальных администраций шахтерских городов и поселков природоохранного оборудования;
• предусмотреть средства на финансирование реконструкции изношенного оборудования и надежной технической оснащенности водоотливных комплексов для защиты населения от аварийных ситуаций, а также для предотвращения убытков от возможного затопления подземных выработок в силу перетоков шахтных вод из ликвидируемых в действующие шахты;
• полностью реализовать ранее не включенные в состав утвержденных проектов ликвидации мероприятия по переселению
граждан из ветхого жилого фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности;
• осуществить тушение всех горящих террикоников (отвалов) ликвидированных угольных предприятий;
• совершенствовать нормативно-методическую и законодательную базу для обеспечения выполнения намечаемых природоохранных мероприятий.
Выполнение природоохранных мер в ходе ликвидации угледобывающих организаций осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 20 июня 1996 года № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» из средств федерального бюджета при условии, если часть акций организации находилась или находится в федеральной собственности в период ликвидации.
В связи с банкротством закрываемых угледобывающих организаций прекращены действия имевшихся у них лицензий на пользование недрами. Вместе с тем статьей 26 Закона Российской Федерации «О недрах» от 21 февраля 1992 года № 2395 - 1 установлено, что по истечении срока действия лицензии или при досрочном прекращении пользования недрами предприятия по добыче полезных ископаемых подлежат ликвидации. До завершения процесса ликвидации или консервации пользователь недр несет ответственность, возложенную на него настоящим законом. Однако имеют место случаи, когда к такой ответственности пользователи недр не привлекаются.
В настоящее время имеются два действующих нормативных документа: Федеральный закон от 20 июня 1996 г. № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» и Закон Российской Федерации «О недрах» от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 - которые устанавливают требования по проведению работ по ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых.
Каждый из законов имеет свою специфику, однако их задача - обеспечить непротиворечивость, полноту правового регулирования. В этом состоит задача взаимодействия этих нормативных
документов в процессе правового регулирования в вопросах ликвидации шахт, однако нельзя не отметить возникшие сложности -коллизию законодательства. К новому недропользователю в соответствии с законом «О недрах» переходит лишь часть обязательств по ликвидации последствий вредного влияния от ведения горных работ по переоформленной лицензии от прежнего недропользователя, ликвидированного по банкротству, т. к. лицензия не содержит всего перечня работ, предусмотренных проектом ликвидации шахты. В результате имеющейся коллизии в законодательстве, прекращение работ Минэнерго России по реализации проектов ликвидации обанкротившихся шахт может привести к социально-экологическим неблагоприятным последствиям в регионах.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Стоянова И.А. Эколого-экономическое обоснование системы мер по сохранению и восстановлению окружающей среды в районах закрытия угольных шахт / Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. - М.: - 2012. - 299 с.
2. Федеральный закон «О недрах» от 21 февраля 1992 года № 2395.
3. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133.
4. Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ.
5. Федеральный закон «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» от 20 июня 1996 года № 81-ФЗ.
6. Экологический мониторинг при ликвидации шахт и разрезов. Под ред. А.П. Красавина, А.М. Навитнего, Ю.В. Каплунова. - Пермь, ОАО «МНИИЭКО ТЭК», 2010. - 315 с.
7. Яновский А.Б., Штейнцайг Р.М., Пальчевский Ю.П. Государственно-частное партнерство как механизм интенсификации развития отрасли // Уголь. - №9. - 2010. - С. 3-5.