Анализ мер государственной поддержки в сфере инновационной деятельности в регионах- членах АИРР
О.В. КОЗЛОВСКАЯ, доктор экономических наук, председатель Законодательной думы Томской области, профессор кафедры менеджмента Томского политехнического университета. E-mail: [email protected] E.H. АКЕРМАН, доктор экономических наук, начальник контрольно-аналитического отдела аппарата Законодательной думы Томской области, доцент кафедры государственного управления Томского государственного университета и кафедры менеджмента Томского политехнического университета. E-mail: [email protected]
Представлены результаты анализа правового обеспечения мер государственной поддержки в сфере инновационной деятельности в регионах- членах АИРР. Проведена группировка (описаны модели) инновационного развития и приоритетов региональной инновационной политики. Отмечена необходимость развития новых форм инновационного межрегионального взаимодействия и совершенствования регионального законодательства. Ключевые слова: инновационная деятельность, государственная поддержка, региональные модели инновационного развития
В статье представлены результаты сравнительного анализа существующих практик государственной поддержки субъектов инновационной деятельности в регионах - членах Ассоциации инновационных регионов России (АИРР)1, играющих ведущую роль в инновационном развитии страны. Так, за 2009-2011 гг. доля инновационных товаров, работ и услуг в структуре ВРП в среднем по регионам АИРР превышала более чем вдвое этот показатель по России и по итогам 2011 г. составила 9,27% (против 4,7% по России)2.
Исследование показало, что эти практики разнообразны и охватывают весь комплекс правовых, экономических и организационных условий. Вместе с тем наблюдаемые различия в инновационном развитии регионов, разные
1 В АИРР, созданную в 2010г., входят 12 субъектов Федерации: республики Башкортостан, Татарстан и Мордовия, Красноярский и Пермский края, Иркутская, Калужская, Липецкая, Новосибирская, Самарская, Томская и Ульяновская области.
2 Данные федеральной статистики. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/ business/nauka/innov8.xls
3 ЭКО №11, 2013
ЭКО. - 2013. - №11
КОЗЛОВСКАЯ О.В., АКЕРМАН Е.Н.
подходы к формированию системы господдержки актуализируют необходимость обобщения существующих региональных практик и распространения лучших из них для совершенствования государственной инновационной политики.
Информационно-аналитическая база
В качестве источников данных использовались:
- статистическая информация об инновационной деятельности в Российской Федерации за 2009-2012 гг. (данные Федеральной службы государственной статистики) по формам: № 4-инновация «Сведения об инновационной деятельности организации» (годовая); № 2-МП-инновация «Сведения о технологических инновациях малого предприятия» (1 раз в два года за нечетные годы); № 1-технология «Сведения о создании и использовании передовых производственных технологий» (годовая);
- данные Федеральной службы по интеллектуальной собственности («Роспатент») о подаче патентных заявок и выдаче охранных документов на изобретения, полезные модели и промышленные образцы в РФ за 2009-2012 гг.;
- информация, полученная в ходе консультаций3 с уполномоченными органами исполнительной власти о механизмах и мерах государственной поддержки инновационной деятельности в регионах АИРР;
- система нормативно-правовых актов, регламентирующих оказание государственной поддержки субъектам инновационной деятельности (справочная правовая система «Кон-сультантПлюс»).
Анализ динамики инновационного развития
В соответствии с Указом президента от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике», доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВВП к 2018 г. в России относительно уровня 2011 г. должна увеличиться в 1,3 раза4.
Среди регионов АИРР по данному показателю лидируют Самарская область (22,3%), Республика Мордовия (17,1%),
3 Табличные материалы, представленные в заключениях по анализу нормативно-правовой базы конкретного региона, согласованы с уполномоченным органом соответствующего региона.
4 Методика расчета показателей долей продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВВП и в ВРП субъекта РФ определена приказом Росстата от 21.02.2013г. №71, однако эти показатели официально не опубликованы, поэтому в статье использовался показатель «доля инновационных товаров, работ, услуг в ВРП, %».
Республика Татарстан (15,4%), Ульяновская (13,23%) и Липецкая области (12,98%) (рис. 1). Для данной группы регионов характерен высокоразвитый промышленный комплекс, что обусловливает дополнительное преимущество, связанное с относительно более низкими издержками на трансфер технологий из научно-образовательного комплекса в промышленность и на рынки сбыта.
0,0 5,0 10,0 15,0 20,0 25,0
Самарская область Республика Мордовия Республика Татарстан Ульяновская область Липецкая область Пермский край Калужская область Р еспу бл ика Башкорто стан Томская область Новосибирская область Красноярский край Иркутская область В среднем по АИРР В среднем по РФ
Рис. 1. Доля инновационных товаров, работ, услуг в ВРП регионов АИРР, 2011 г., %
По показателю «доля персонала, занятого научными исследованиями и разработками в экономически активном населении (ЭАН) региона» (рис. 2) регионы - члены АИРР также существенно превышают средний уровень по России (0,82% против 0,01%). Лидеры - Калужская (1,87%), Томская (1,72%) и Новосибирская (1,49%) области, где инновационное развитие основано преимущественно на потенциале научно-образовательного комплекса. При этом показатели выпуска инновационных товаров, продукции, работ и услуг здесь относительно ниже, чем в регионах с более развитым промышленным комплексом, что объясняется относительно высокими издержками на содержание институтов трансфера технологий, без которых невозможно доведение идеи до рынка.
Отметим, что значение данного показателя и в АИРР, и по России в целом с течением времени не изменилось, положительная динамика наблюдается только в Томской и Иркутской областях.
Рис. 2. Доля персонала, занятого научными исследованиями
и разработками в ЭАН по регионам АИРР, 2011г., %
Стимулирование деятельности инновационно активных организаций
В среднем по регионам АИРР показатель «инновационной активности организаций» (рис. 3) выше, чем по России: в 2009 г.- на 2,4 п.п, в 2010 г.- на 1,9 п.п, в 2011г.- на 0,8 п.п. При этом отмечается сокращение темпов роста с 11,7% в 2009 г. до 11,2% в 2011 г., в то время как средняя активность по России возросла за это время с 9,3% до 10,4%.
Республика Татарстан Томская область Пермский край Республика Башкортостан Республ ика Мо рдо вия Красноярский край Липецкая область Самарская область Новосибирская область Ульяновская область Калужская область Иркутская область В среднем по АИРР В среднем по РФ
□ 18,1
15,7
□ 13,6
□ 13,5
□ 12,4
10,2 10,0 9,8
□ 8,2
8,0 7,9
6,5
10,4
11,2
0 5 10 15
Рис. 3. Инновационная активность организаций в регионах АИРР, 2011г., %
В пяти из 12 регионов АИРР (республики Татарстан, Башкортостан и Мордовия, Томская область и Пермский край) данный показатель превысил средний как по России, так и по регионам АИРР. При этом в Пермском крае и Самарской области наблюдается отрицательная динамика показателя, а положительная - только в Республике Татарстан и Ульяновской области.
Значение показателя «объем внутренних затрат (выполненных собственными силами организаций) на научные исследования и разработки» имеет устойчивую динамику роста как в среднем по АИРР, так и в целом по России (рис. 4). В общих затратах на исследования и разработки в России доля регионов АИРР возросла с 13,6% в 2009 г. до 14,6% в 2012 г. Лидеры в 2011 г. - Новосибирская (14 581,5 млн руб.) и Самарская (14 406,9 млн руб.) области, Красноярский край (9380,7 млн руб.).
0 2000 4000 6000 8000 10000 12000 14000 16000
Новосибирская область Самарская область Красноярский край Калужская область Республика Татарстан Пермский край Ульяновская область Томская область Республика Башкортостан Иркутская область Республика Мордовия Липецкая область В среднем по АИРР В среднем по РФ
=15 , 3785,8
413,7
□ 601 3 111,5
=|9
876 862 8245 7830,2 7319,5
380,7
6,1
422,1
2 145 1440
81,5
6,9
Рис. 4. Внутренние затраты на научные исследования
и разработки в регионах АИРР, 2011 г., млн руб.
Использование показателя «объем инновационных товаров, продукции, работ, услуг на одну инновационно активную организацию» позволяет сравнить деятельность инновационно активных организаций на основе относительно сопоставимых данных, поскольку регионы различаются по масштабам экономик (табл. 1).
Устойчивое лидирующее положение по значению данного показателя занимают Самарская (18,566 млн руб.) и Липецкая (17,607 млн руб.) области, высокое значение демонстрируют
4
7354,5
Таблица 1. Объем инновационных товаров, работ, услуг на одну инновационно активную организацию в 2009-2011 гг., млн руб.
Регион 2009 2010 2011
Самарская область 6,568 7,744 18,566
Липецкая область 14,849 16,165 17,607
Ульяновская область 3,697 9,877 12,953
Республика Мордовия 8,237 13,707 10,957
Республика Татарстан 10,168 10,357 10,456
Пермский край 1,295 4,050 7,357
^лужская область 2,100 3,192 7,410
Республика Башкортостан 2,395 4,948 5,328
Томская область 0,943 0,874 2,087
^асноярский край 0,433 0,668 1,604
Новосибирская область 1,070 1,673 1,232
Иркутская область 0,241 0,398 1,220
В среднем по АИРР 4,333 6,138 8,065
Источник: рассчитано по данным Федеральной службы государственной статистики.
Ульяновская область, республики Татарстан и Мордовия. В этих регионах показатель выше среднего по АИРР. Следует отметить устойчивую динамику роста во всех регионах, за исключением Новосибирской, Томской областей и Республики Мордовия. По данному показателю наблюдается существенная (в 15,2 раза) дифференциация среди членов АИРР.
Анализ технологической обеспеченности
Среднее значение коэффициента изобретательской активности, рассчитываемого как количество поданных заявок на выдачу патентов на изобретение или полезную модель на 10 000 чел. населения, по регионам АИРР ниже, чем в среднем по России (рис. 5). Лидеры ассоциации - Томская (5,71) и Ульяновская области (4,29), Республика Татарстан (4,23) и Самарская область (3,44). Новосибирская область находится на среднероссийском уровне, что выше среднего по АИРР. Значения показателя, более чем вдвое ниже среднего по России, отмечаются в Иркутской области (1,5), Республике Мордовии (1,03) и Липецкой области (0,98).
5,71
4,29 4,23
— — — 3,44 2,94 70 2,94
- — 2,38 2,16 2,02 1 74 , -
- г 1,5 1,03 0,98 ■
П 1
II II II 1
¿А» -х«5
Рис. 5. Коэффициент изобретательской активности в регионах АИРР, 2012 г.
Зато за 2010-2012 гг. отмечается устойчивая динамика темпов роста созданных передовых производственных технологий как в целом по России (153,2%), так и по регионам АИРР (207%) (рис. 6). Создание (разработка) технологии включает подготовку и утверждение проектно-сметной документации, оформление эскизной, технической и рабочей документации, изготовление необходимого оборудования, подготовку и проведение испытаний, выпуск опытного образца (партии) и их приемку в установленном порядке.
Иркутская область Республика Татарстан Калужская область Красноярский край Новосибирская область Ульяновская область Самарская область Пермский край Р еспу бл ика Башкорто стан Республика Мордовия Томская область Липецкая область В среднем по АИРР В среднем по РФ
Рис. 6. Число созданных передовых производственных технологий в регионах АИРР, 2012 г., ед.
Доля созданных регионами АИРР технологий в общероссийском показателе возросла с 16,1% в 2010 г. до 21,8% в 2012 г. Лидеры - Иркутская область, Республика Татарстан, Калужская область, Красноярский край, Новосибирская
о
область. В четырех регионах АИРР отмечается «застойная» или отрицательная динамика (республики Башкортостан и Мордовия, Томская и Липецкая области).
Показатель «использование передовых технологий» в регионах АИРР и в целом по России за рассматриваемый период не имеет устойчивой тенденции (рис. 7). При этом доля регионов АИРР в РФ по этому показателю растет, составив в 2012 г. 20,5%. По числу используемых передовых технологий в 2012 г. лидируют Самарская область, республики Башкортостан, Татарстан и Пермский край. Вклад именно этих регионов обусловил высокий средний уровень по АИРР, существенно превышающий российские показатели.
Самарская область Республика Башкортостан Республика Татарстан Пермский край Республика Мордовия Новосибирская область Липецкая область Красноярский край Калужская область Томская область Ульяновская область Иркутская область В среднем по АИРР В среднем по РФ
3 6372
2638
977
—I 2538 —I 2511 □ 2261 ] 2094 1878
Рис. 7. Число используемых передовых производственных технологий в регионах АИРР, 2012 г., ед.
Показатель «соотношение созданных передовых производственных технологий к используемым передовым технологиям» в среднем по регионам АИРР за 2010-2012 гг. имеет устойчивую тенденцию к росту и опережает данный показатель по РФ в 2012 г. на 0,46 п.п. (табл. 2).
Лидерами по данному показателю в 2012 г. были Иркутская и Калужская области, Красноярский край и Ульяновская область. В целом по РФ, в том числе по АИРР, значение данного показателя остается на низком уровне, что свидетельствует о зависимости от импорта технологий и услуг технического характера.
0
2000
6000
515
74.8
2305.7
Таблица 2. Отношение созданных передовых производственных технологий к используемым, в 2009-2012гг., %
Регион 2009 2010 2011 2012
Иркутская область 0,87 0,97 0,71 5,42
Мужская область 0,53 0,54 1,47 2,01
Kрасноярский край 1,19 0,31 1,67 1,68
Ульяновская область 0,26 0,34 0,95 1,39
Новосибирская область 1,16 0,93 2,16 1,22
Республика Татарстан 0,35 0,42 0,33 0,89
Пермский край 0,30 0,29 0,55 0,41
Самарская область 0,39 0,31 0,38 0,28
Республика Мордовия 0,11 0,30 0,27 0,23
Томская область 0,22 0,33 0,32 0,16
Республика Башкортостан 0,07 0,07 0,13 0,09
Липецкая область 0 0 0,09 0,04
Всего по АИРР 0,45 0,40 0,75 1,15
Всего по РФ 0,39 0,42 0,59 0,69
По данным об экспорте и импорте технологий и услуг технического характера можно судить о конкурентоспособности создаваемых в регионах технологий, их востребованности на внешнем рынке, а также об уровне технологической зависимости региона (рис. 8). В регионах АИРР чистый экспорт отрицателен (импорт преобладает над экспортом), а, значит, эти регионы в той или иной мере зависят от иностранных
Иркутс кая обл асть Кал уже кая область Красноярский край Липецкая область Новосибирская область Пермский край Республика Башкортостан Республика Мордовия Республика Татарстан Самарская область Томская область Ул ьяно вс кая обл асть В среднем по АИРР В среднем по РФ
127953 □ 13953 -1 162
7
8,7 623,6
4,6
щ Экспорт □ Импорт
1
536,5 8631,7
56738,55422
,311965
0
100000 200000 300000 400000 500000
Рис. 8. Экспорт и импорт технологий и услуг технического характера в регионах АИРР по стоимости предмета соглашения, 2011 г., тыс. долл.
16652,7
технологий и услуг технического характера. Только в Новосибирской области экспорт превышает импорт.
Чистый экспорт технологий по АИРР равен -1207205,1 тыс. долл. (по стоимости предмета соглашения). В 2011 г. доля регионов АИРР в экспорте всех технологий и услуг технического характера в России составила 5,6%, в импорте - 30%.
Наиболее активный экспорт технологий по итогам 2011 г. отмечен в Самарской области (79794,9 тыс. долл.). Значительные объемы экспорта демонстрируют Новосибирская область (36237,7 тыс. долл.) и Республика Татарстан (33 516,6 тыс. долл.), относительно низкие - Башкортостан (334,3 тыс. долл.) и Томская область (303,8 тыс. долл.).
Лидерами по импорту технологий среди регионов АИРР являются Республика Татарстан (416 570,1 тыс. долл.) и Самарская область (311 965 тыс. долл.). Активные импортеры -Липецкая и Калужская области, Пермский и Красноярский края, Республика Башкортостан. Слабо включены в международный технологический обмен Томская, Ульяновская и Иркутская области.
Особенности инновационного развития
Результаты анализа свидетельствуют о том, что регионы характеризуются различными исходными условиями для инновационного развития. В зависимости от источника генерации инноваций (развитая промышленность либо научно-образовательный комплекс) все регионы АИРР условно можно разбить на две группы, реализующие свои модели инновационного развития.
Первая модель характеризуется прежде всего высоким потенциалом промышленного комплекса, который генерирует основную часть инноваций. К данной модели можно отнести Татарстан, Мордовию, Пермский край, Липецкую, Самарскую и Ульяновскую области. Эти регионы демонстрируют относительно высокие результаты инновационной деятельности в виде выпуска инновационных товаров, продукции, работ, услуг, как по их доле в объеме ВРП, так и в расчете на одну инновационно активную организацию. Кроме того, они лидируют по эффективности затрат на НИОКР, количеству используемых передовых технологий, экспорту и импорту технологий и услуг технического характера.
Развитый промышленный потенциал обеспечивает регионам с первой моделью инновационного развития ряд конкурентных преимуществ:
- наличие развитой производственной базы;
- большую долю прикладных разработок, отвечающих запросам рынка, что заметно повышает вероятность появления успешного массового инновационного производства, реализации и потребления на рынке;
- более короткий инновационный процесс, минимизацию временного лага от идеи до внедрения;
- существенная часть объектов интеллектуальной собственности принадлежит предприятиям, что способствует более эффективному их использованию.
Однако развитие данной модели сопровождается определенными рисками, связанными, во-первых, с ориентацией преимущественно на догоняющий инновационный путь развития (заимствование технологий); во-вторых, с более низкой мобильностью крупных промышленных предприятий; в-третьих, с высокими инвестиционными рисками инновационной деятельности частных компаний.
Хотя для поддержки инновационной деятельности во всех регионах первой группы используются стандартные инструменты, проводимые меры различаются адресатами получения поддержки, направлениями финансирования (кредитование, обновление оборудования, патентование и т.д.), институтами инфраструктуры инновационной деятельности5.
Особенность Республики Татарстан - широкое распространение организационно-информационных мер, обеспечивающих эффективное взаимодействие субъектов инновационной деятельности. Например, следует особо отметить реализацию программы «Развитие рынка интеллектуальной собственности в Республике Татарстан на 2013-2020 годы»; единый республиканский реестр результатов интеллектуальной деятельности; единую систему государственного учёта НИОКР и хранения результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения;
5 Анализ показал, что в большинстве регионов многие меры господдержки носят декларативный характер; в статье рассматривались только те из них, которые реально востребованы хозяйствующими субъектами.
конкурс «Лучшие изобретения года, 50 лучших инновационных идей для Республики Татарстан».
Не менее значима развитость сети институтов инновационной инфраструктуры, через которые реализуется существенная часть мер поддержки.
Из экономических видов господдержки наиболее важной и уникальной (в рамках АИРР) является госзаказ на инновационную продукцию (установлена квота не менее 10% от общего объема госзакупок). Эта мера обеспечивает спрос на инновационную продукцию и дает определенные гарантии инновационному производству.
Налоговая поддержка в регионе используется меньше в сравнении с другими членами АИРР. Льготы представлены только двумя видами: по налогу на прибыль организаций установлена минимально возможная ставка (13,5%), критерий -доля дохода от НИОКР (не менее 70% в общем объеме дохода); налог на имущество с коэффициентом 0,1% установлен для технопарков и инновационно-технологических центров, 1,1% - организаций НИОКР. Субсидии предоставляются отдельно начинающим и действующим инновационным компаниям, первым поддержка оказывается на организацию инновационной деятельности (более широкий спектр мер поддержки), вторым - на развитие инновационной деятельности.
Эффективное стимулирование внедрения и использования инноваций, трансфера технологий обеспечивает республике лидерство в АИРР по инновационной активности организаций (1-е место в 2011г.) и эффективности затрат на научные исследования и разработки (3-е место).
Меры государственной поддержки в Республике Мордовия отличаются активным использованием налоговых льгот. Так, по трем видам налогов установлены минимально возможные ставки: 13,5% - по налогу на прибыль (критерий - отраслевая принадлежность: для предприятий электротехнической и светотехнической промышленности, технопарка в сфере высоких технологий); 0% по налогу на имущество - для организаций, выполняющих разработку и реализацию инновационных проектов и финансируемых из республиканского и местных бюджетов; хозяйственных обществ, производящих научно-техническую продукцию, внедряющих результаты интеллектуальной деятельности, и резидентов технопарка; 5% по
упрощенной системе налогообложения (УСН) - для производителей научно-технической продукции (для технопарка) и при внедрении результатов интеллектуальной деятельности.
Субсидии предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства на поддержку инновационной деятельности.
Направленность господдержки на высокотехнологичные производственные предприятия позволяет республике демонстрировать высокие показатели по доле инновационных товаров, работ, услуг в ВРП (2-е место в АИРР), эффективности затрат на НИОКР (2-е место).
Особенностью господдержки Пермского края является применение налоговых льгот преимущественно для стимулирования образования и НИОКР. Ставка по налогу на имущество установлена в размере 0% в отношении имущества, используемого для НИР и НИОКР. Ставка по УСН составляет 5% для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в сфере образования. Активно используются субсидирование - предоставление грантов, премий в области науки, стипендий, а также подготовка специалистов в сфере технологического предпринимательства (в соответствии с ведомственной целевой программой «Развитие технологического предпринимательства в Пермском крае на 2012-2014 годы»).
Субсидии предоставляются на возмещение части затрат на НИОКР, а также для реализации научных проектов международными исследовательскими группами ученых на базе государственных вузов и научных организаций Пермского края.
Благодаря развитому промышленному комплексу край демонстрирует относительно высокие показатели выпуска инновационных товаров, работ, услуг (6-е место в АИРР), инновационной активности (3-е место). Однако по данным показателям в 2009-2011 гг. наблюдалась устойчивая отрицательная тенденция. Очевидно, акцент господдержки на сфере образования и науки служит целям балансировки инновационной политики.
Самарскую область отличает широкое распространение налоговой поддержки на НИОКР в области естественных и технических наук и на высокотехнологичную промышленность (традиционно конкурентоспособные отрасли - космическое,
авиационное, автомобильное машиностроение). Льготы по налогу на прибыль (13,5%) и имущество (0%) предоставляются организациям, осуществляющим научные исследования и разработки в области естественных и технических наук и производящим летательные аппараты, включая космические; пониженная ставка УСН (10%) действует для предприятий, осуществляющих научные исследования и разработки.
Субсидии предоставляются некоммерческим организациям - на поддержку разработки и реализации инновационных проектов, на софинансирование инновационных проектов в рамках реализации совместных программ с федеральными институтами развития, на поддержку комплексных проектов трансфера технологий; кроме того, субсидируются инновационные и научно-технические проекты, содействующие реализации программы развития НИУ «Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королёва». Также на субсидии могут рассчитывать субъекты малого и среднего предпринимательства, производящие инновационные товары, работы, услуги - в целях возмещения их затрат; резиденты технопарка, инвестирующие в инновации.
Самарская область - бесспорный лидер среди регионов АИРР по доле инновационных товаров, работ, услуг в ВРП, объему инновационных товаров, работ, услуг на одну инновационно активную организацию, количеству используемых передовых производственных технологий; занимает 2-е место по объемам импорта и экспорта технологий и услуг технологического характера.
Систему господдержки Липецкой области отличает максимальное среди регионов АИРР использование налоговых льгот (в рамках полномочий субъектов РФ). Помимо стимулирования инновационной активности, льготы направлены на развитие ОЭЗ регионального уровня. Так, минимальная ставка (13,5%) по налогу на прибыль установлена для участников ОЭЗ, организаций, инвестирующих в объекты инфраструктуры ОЭЗ, организаций, реализующих инновационные проекты; освобождены от налога на имущество участники ОЭЗ, организации, осуществляющие функции управляющих компаний ОЭЗ, а также участвующие в строительстве объектов инфраструктуры ОЭЗ, организации, реализующие инновационные проекты; транспортный налог в 0% установлен для
резидентов и участников ОЭЗ; УСН в размере 5% - для всех субъектов экономической деятельности.
Субсидии на компенсацию части затрат предоставляются отдельно по проектам, включенным и не включенным в реестр Липецкой области. Первым оказывается комплексная поддержка: субсидирование процентов по банковским кредитам, полученным на внедрение инновационных технологий, на повышение энергоэффективности и ресурсо-энергосбере-жение, создание безотходных, экологически чистых производств; выполнение работ, оказание услуг по НИОКР; обучение специалистов по программам инновационного развития. Вторым субсидируются затраты на регистрацию патентов, лицензий, торговых марок и иной интеллектуальной собственности, а также участие в выставках, конкурсах по инновационной деятельности, изобретательству и рационализаторству, проводимых в регионах РФ и за рубежом.
Среди организационно-информационных мер особо отметим региональный инновационно-технический фонд «Мекка-но-Липецк», который сотрудничает с российскими предприятиями в сферах внедрения передовых технологий, сертификации продукции по международным стандартам, выхода на внешние рынки, подготовки к работе в условиях вступления России в ВТО.
Липецкая область входит в число лидеров АИРР по объему инновационных товаров, работ, услуг на одну инновационно активную организацию (2-е место в 2011 г., причем показатель имеет устойчивую динамику роста), а также по эффективности затрат на НИОКР (2-е место). Последний фактор обусловлен, с одной стороны, низкими затратами на исследования, с другой - довольно значительным объемом инновационных товаров. По объему импорта технологий регион находится на 2-м месте в АИРР после Республики Татарстан.
Система мер государственной поддержки в Ульяновской области характеризуется минимальным использованием налоговых льгот. Льгота установлена только по упрощенной системе налогообложения (5%) - для организаций, осуществляющих научные исследования и разработки.
Субсидии предоставляются организациям областной инновационной инфраструктуры, а также субъектам малого и среднего предпринимательства на компенсацию части
затрат, связанных с осуществлением НИОКР, сертификацией и патентованием.
Регион входит в тройку лидеров АИРР по объемам инновационных товаров, работ, услуг на одну инновационно активную организацию, при этом отмечается устойчивая тенденция роста данного показателя (в 3,5 раза за 2009-2011гг.). Также положительная динамика в регионе (наряду с Татарстаном) отмечается и по показателю инновационной активности организаций.
Вторая модель инновационного развития реализуется в регионах, обладающих высокоразвитым научно-образовательным комплексом, который генерирует большую часть результатов интеллектуальной деятельности. К данной модели можно отнести Томскую и Новосибирскую области. В структуре инновационно активных организаций в обозначенных регионах большую долю занимают малые инновационные предприятия (МИП) при вузах и НИИ.
Эти регионы отличаются более прогрессивной структурой занятости с точки зрения перехода на инновационный путь развития, относительно высокими показателями изобретательской активности; однако показатели инновационного выпуска, выработки инновационных товаров, работ, услуг на одну инновационно активную организацию, эффективности затрат на НИОКР, использования передовых производственных технологий и международного технологического обмена относительно низкие.
Развитый научно-образовательный комплекс обусловливает наличие ряда конкурентных преимуществ:
- фундаментализм исследований в научно-образовательном комплексе обеспечивает возможность создания прорывных инноваций и, следовательно, опережающего инновационного развития;
- более высокий уровень развития человеческого капитала;
- возможность достижения технологической независимости региона.
Однако данная модель сопровождается рядом существенных ограничивающих факторов и рисков. Во-первых, необходимым ее условием является наличие сети развитых институтов трансфера технологий, содержание и функционирование которых требует больших затрат. Во-вторых, модель
характеризуется существенным временным лагом от генерации идеи до её реализации на рынке. В-третьих, риски связаны с невозможностью заранее оценить, насколько результат интеллектуальной деятельности в научно-образовательном комплексе будет востребован на рынке. Кроме того, регионы, не имеющие достаточной промышленной базы для практической реализации идеи, зависят от отечественных и зарубежных покупателей технологий, и, следовательно, внутренней и внешней рыночной конъюнктуры.
В Томской области экономические формы господдержки в виде налоговых льгот предназначены в первую очередь для резидентов ОЭЗ ТВТ: налог на прибыль - 13,5%; налог на имущество и транспортный налог - 0%. Льготная ставка УСН (7,5%) предоставляется организациям, деятельность которых связана с использованием вычислительной техники и информационных технологий, научными исследованиями и разработками.
Субсидии предоставляются отдельно начинающим (на организацию) и действующим инновационным компаниям (на развитие инновационной деятельности); на возмещение части затрат по реализации комплексных (инновационных) проектов по созданию высокотехнологичных производств; на поддержку инновационной инфраструктуры (офисы коммерциализации разработок, инновационные бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий, технологическая платформа «Медицина будущего»). Помимо этого активно используется субсидирование в виде предоставления грантов, премий, стипендий. Широко используются конкурсы («Лучшая инновационная организация»; «Томские инновационные бренды» -в отношении пяти инновационных продуктов ведется работа с привлечением экспертов в сфере маркетинга, брендирова-ния и продвижения).
Развитый научно-образовательный комплекс и значительная доля малых инновационных предприятий при вузах и НИИ обеспечили региону вхождение в тройку лидеров среди членов АИРР по доле персонала, занятого научными исследованиями и разработками, показателю инновационной активности организаций, коэффициенту изобретательской активности.
Особенностью мер государственной поддержки в Новосибирской области являются ограниченность предоставления
налоговых льгот и их направленность на поддержку образовательных учреждений. Льготный налог на прибыль (16,5%) установлен для товаропроизводителей, осуществляющих деятельность в сфере производства электро-, электронного и оптического оборудования и участвующих в развитии учебно-материальной базы образовательных учреждений; 13,5% - образовательным учреждениям.
Субсидии предоставляются субъектам инновационной деятельности на подготовку, трансфер и коммерциализацию технологий, включая выпуск опытной партии продукции, ее сертификацию, модернизацию производства, на возмещение затрат, связанных с предоставлением услуг бизнес-инкубаторами; образовательным учреждениям - по подготовке специалистов в сфере инновационной деятельности.
По итогам 2011 г. регион входит в тройку лидеров АИРР по доле персонала, занятого научными исследованиями и разработками, в экономически активном населении.
Смешанная модель инновационного развития (модель 3-го типа), когда в генерации инноваций одинаково задействованы и научно-образовательный комплекс, и бизнес, характерна для Республики Башкортостан, Красноярского края, Калужской и Иркутской областей.
В смешанной модели проявляются как конкурентные преимущества, так и риски, характерные для 1-й и 2-й моделей инновационного развития. Это дает дополнительную возможность нивелировать риски и усилить преимущества и актуализирует необходимость разработки соответствующей региональной инновационной политики.
В частности, гибкая инновационная политика нужна Иркутской области, которая, занимая 1-е место в АИРР по количеству созданных в 2011 г. передовых технологий и 2-е -по экспорту технологий, по использованию передовых технологий и инновационной активности организаций, находится на последней строчке рейтинга. Напротив, Башкирия, где создается наименьшее в АИРР количество инновационных технологий, занимает 4-е место по инновационной активности предприятий и 2-е - по количеству используемых инноваций.
Особенностью мер государственной поддержки в Республике Башкортостан является использование налоговых льгот
для малых предприятий, осуществляющих инновационную деятельность. Так, налог на имущество составляет 0% для субъектов малого предпринимательства, работающих в производственно-технологических центрах, НИИ, предприятий Академии наук РБ, а также научно-исследовательских, конструкторских организаций, опытных и опытно-экспериментальных предприятий, организаций, имеющих статус резидентов индустриальных парков, технопарков; УСН 5% - для субъектов деятельности, связанной с образованием, а также с использованием вычислительной техники и информационных технологий, на научные исследования и разработки.
Субсидии на поддержку инновационной деятельности в Республике Башкортостан предоставляются на развитие инновационной инфраструктуры (Территориальный центр инноваций и Нанотехнологический центр РБ), обеспечение деятельности инфраструктуры поддержки субъектов инновационной деятельности (технопарк и центр трансфера технологий), на реализацию и поддержку кластерных инициатив.
Республика Башкортостан по итогам 2011г. входит в тройку лидеров среди регионов АИРР по показателю используемых передовых производственных технологий.
Особенностью мер государственной поддержки в Красноярском крае является ограниченность использования налоговых льгот: УСН 10% - для организаций, осуществляющих деятельность, связанную с использованием вычислительной техники и информационных технологий, научные исследования и разработки.
Субсидии на поддержку инновационной деятельности предоставляются малым инновационным компаниям на возмещение части затрат по реализации инновационных проектов, приобретению оборудования и специальной техники.
Красноярский край по итогам 2012 г. входит в тройку лидеров по соотношению созданных и используемых передовых производственных технологий и по внутренним затратам на научные исследования и разработки.
Систему господдержки инновационной деятельности в Калужской области отличает ограниченность предоставления налоговых льгот инновационным предприятиям: налог на имущество 0% - организациям, осуществляющим научные исследования и разработки (коды 73 ОКВЭД).
Субсидии предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим инновационную деятельность, в том числе в сфере нанотехнологий; организациям, образующим инфраструктуру инновационной деятельности (бизнес-инкубаторам, технопаркам, инновационно-технологическим, образовательным центрам, центрам коллективного пользования и прототипирования, коммерциализации разработок и другим); субъектам инновационной деятельности - в целях оплаты услуг по выполнению обязательных требований стандартов.
Калужская область занимает первое место в АИРР по доле персонала, занятого научными исследованиями и разработками, 3-е место - по количеству созданных передовых производственных технологий и является относительно активным импортером технологий и услуг технического характера (1-е место по итогам 2011 г.).
Особенностью мер государственной поддержки в Иркутской области является широкое распространение налоговой поддержки на НИОКР и развитие информационно-компьютерных технологий. Льготный налог на прибыль (от 13,5% до 16,5%, в зависимости от доли стоимости приобретённого/созданного объекта основных средств в общей стоимости основных средств) предоставляется организациям, ведущим научные исследования и разработки в области естественных и технических наук; налог на имущество 0% - организациям на разработку программного обеспечения и консультирование в этой области, обработку данных, на деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов, научные исследования и разработки в области естественных и технических наук; льготная ставка по УСН (7,5%) установлена на деятельность, связанную с использованием вычислительной техники и информационных технологий, научные исследования и разработки.
Субсидии на поддержку инновационной деятельности в Иркутской области предоставляются субъектам научной, научно-технической и инновационной деятельности на выполнение НИОКР; подготовку и переподготовку кадров; технологическое переоснащение и подготовку производства к выпуску новой или усовершенствованной продукции; организацию
и проведение конкурсов инновационных проектов, в сфере науки и техники.
Иркутская область по итогам 2011 г. является лидером среди регионов АИРР по количеству созданных передовых производственных технологий, занимает 2-е место по экспорту технологий.
***
В целом анализ показал, что существенная дифференциация показателей инновационного развития среди регионов АИРР свидетельствует не о различной эффективности мер региональной поддержки, а о разных исходных условиях инновационного развития и специфике инновационной среды регионов, которые лишь отчасти могут быть скорректированы мерами государственной поддержки.
Обращает на себя внимание невысокое значение соотношения созданных передовых производственных технологий к используемым (1,15% в среднем по регионам АИРР), что свидетельствует о сильной технологической зависимости от импорта, представляющей серьезную угрозу для устойчивого инновационного развития.
Наличие двух основных моделей инновационного развития в рамках АИРР создает возможности для решения данной проблемы путем организации взаимодействия участников Ассоциации на основе модели открытых инноваций. Выделенные преимущества первой и второй модели при таком интеграционном взаимодействии способны нивелировать риски развития двух моделей в рамках АИРР, за счет си-нергетического эффекта усилить позиции всех регионов-участников и сгладить их существенную дифференциацию в различных аспектах инновационного развития.
Для развития межрегионального взаимодействия в сфере инноваций необходимы единые подходы к формированию региональной нормативно-правовой базы, учитывающей как федеральное законодательство, так и особенности развития каждого региона, что актуализирует необходимость разработки методических рекомендаций, направленных на совершенствование регионального законодательства.