Научная статья на тему 'Анализ мер государственного стимулирования деловой активности предпринимательского сектора: кадровый аспект'

Анализ мер государственного стимулирования деловой активности предпринимательского сектора: кадровый аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛОВОЙ КЛИМАТ / КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА / ФАКТОРЫ ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ / ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / НАУКИ И БИЗНЕСА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / BUSINESS CLIMATE / PERSONNEL POLICY / BUSINESS FACTORS / EDUCATIONAL INTEGRATION / STATE SUPPORT SYSTEM FOR ENTREPRENEURSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шушунова Т. Н., Николаева Н. Ю., Верещагин К. В.

Реформирование российской экономики предполагает создание благоприятного делового климата, соответствующего и способствующего формированию оптимальной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, адекватной условиям рыночной экономики. Переход экономики России на инновационный путь развития предполагает эффективное взаимодействие бизнеса образования и науки. Государство должно создать эффективную модель высшего образования, отвечающей запросам предпринимательского сектора и базирующейся на масштабном диалоге с ним.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF MEASURES GOVERNMENT INCENTIVES BUSINESS ENTERPRISE SECTOR. ASPECT OF PERSONNEL

The reform of the Russian economy suggests the creation of a favorable business environment, adequate and conducive to the formation of an optimal system of training, retraining and advanced training of personnel, adequate market economy. Transition of the Russian economy on an innovative path of development requires effective interaction between business education and research. The state should create an effective model of higher education that meets the needs of the business sector, and based on a large-scale dialogue with him.

Текст научной работы на тему «Анализ мер государственного стимулирования деловой активности предпринимательского сектора: кадровый аспект»

УДК 332.02

АНАЛИЗ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО СЕКТОРА: КАДРОВЫЙ АСПЕКТ

Шушунова Т.Н., к.т.н., доцент кафедры «Экономическая теория», ФГБОУВПО «Российский химико-технологический

университет им. Д.И. Менделеева» Николаева Н.Ю., к.х.н., доцент кафедры «Экономическая теория», ФГБОУ ВПО «Российский химико-технологический

университет им. Д.И. Менделеева» Верещагин К.В., аспирант кафедры «Экономическая теория», ФГБОУ ВПО «Российский химико-технологический университет

им. Д.И. Менделеева»

Реформирование российской экономики предполагает создание благоприятного делового климата, соответствующего и способствующего формированию оптимальной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, адекватной условиям рыночной экономики. Переход экономики России на инновационный путь развития предполагает эффективное взаимодействие бизнеса образования и науки. Государство должно создать эффективную модель высшего образования, отвечающей запросам предпринимательского сектора и базирующейся на масштабном диалоге с ним.

Ключевые слова: деловой климат, кадровая политика, факторы деловой активности, интеграция образования, науки и бизнеса, государственная система поддержки предпринимательства.

ANALYSIS OF MEASURES GOVERNMENT INCENTIVES BUSINESS ENTERPRISE

SECTOR. ASPECT OF PERSONNEL

Shushnova T., Ph.D., assistant professor, Economics theory chair, FSEIHPE «D. Mendeleyev University of Chemical Technology of

Russia»

Nikolaeva N., Ph.D., assistant professor, Economics theory chair, FSEI HPE «D. Mendeleyev University of Chemical Technology of

Russia»

Vereschagin K., the post-graduate student, Economics theory chair, FSEI HPE «D. Mendeleyev University of Chemical Technology of

Russia»

The reform of the Russian economy suggests the creation of a favorable business environment, adequate and conducive to the formation of an optimal system of training, retraining and advanced training ofpersonnel, adequate market economy. Transition of the Russian economy on an innovative path of development requires effective interaction between business education and research. The state should create an effective model of higher education that meets the needs of the business sector, and based on a large-scale dialogue with him.

Keywords: business climate, personnel policy, business factors, educational integration, state support system for entrepreneurship.

Формирование эффективного управления в предпринимательском секторе в России напрямую связано с необходимостью скорейшего решения комплексных проблем институционального характера. Прежде всего, это вопросы развития государственной системы поддержки предпринимательства, которые являются в настоящее время стратегическими направлениями политики социально-экономического развития страны, способствующими сокращению институциональных диспропорций и развитию эффективных рыночных институтов.

Некоторые ученые отмечают, что основными факторами, негативно влияющими на переход к инновационному развитию в России, являются: отсутствие или недостаточность современных механизмов институциональных преобразований в экономике и политике, наличие процессов, бюрократизации в органах государственной власти, коррупции, невосприимчивости ко всему новому на всех уровнях руководства и управления.1

Вместе с тем, инновационные преобразования структуры производства и капитала, существенное реформирование системы общественных отношений и моделей поведения экономических агентов во многом определяют полноту социально-экономического и институционального прогресса общества, качество жизни, отношение к природной среде. Причем, глобальные вызовы современности, включая природные и техногенные катастрофы, череду экономических кризисов, а также необходимость следования международным обязательствам, предполагают выход промышленных компаний на новый уровень развития, конкурентоспособности, необходимость разработки рациональных экономических и технологических решений.2

Кроме того, модернизация общества, внедрение инновационных процессов не могут рассматриваться в отрыве от подготовки специалистов инженерной направленности. Нет другого выхода кроме как возведение инженерной профессии в разряд самых престижных и высокооплачиваемых. Инженерное образование является основой проведения любых экономических реформ, так как образование связано с уровнем экономического развития, процветания граждан, повышения обороноспособности и безопасности страны.3

Вместе с тем, дальнейшее реформирование российской экономики предполагает формирование благоприятного делового климата, соответствующего и способствующего формированию адекватных условиям рыночной экономики мотиваций поведения. Деловой климат представляет собой комплекс основополагающих внешних условий, включающих политические, социальные и институциональные условия, регулирующие деятельность субъектов экономических отношений в процессе производства, обмена и распределения.

В современных экономических условиях деловая активность играют важную роль в обеспечении эффективности и прибыльности деятельности предприятия, содействуя повышению его конкурентоспособности, достижению лидерства среди конкурентов, стимулируя развитие производства и рост объемов продаж, способствуя устойчивости экономического потенциала предприятия. Развитие конкурентных отношений, внедрение новых механизмов и инструментов государственного регулирования в рыночной экономике позволят оптимизировать территориальное размещение объектов промышленного произ-

1 Андросова А.Д., Шушунова Т.Н. Влияние финансово-экономического кризиса на рынок труда и социально-трудовые отношения // Успехи в химии и химической технологии: сборник научных трудов / Международный конгресс молодых ученых по химии и химической технологии — М.: РХТУ им. Д.И. Менделеева. - Т. XXVI, № 9(138), 2012. — С 30-32.

2 Корсун А.В., Кукушкин И.Г., Вдовенко З.В. Социальная ответственность как основополагающий фактор устойчивого развития промышленного предприятия в рыночных условиях // Менеджмент в России и за рубежом. 2013. № 2. с. 54-61.

3 Вдовенко З.В., Клепиков Д.Н., Кукушкин И.Г. Проблемы подготовки инженерных кадров для лакокрасочной промышленности: Российские реалии // Лакокрасочные материалы и их применение. 2014. № 8. С. 36-39.

водства, стимулировать разработку и внедрение эффективных схем энергоснабжения потребителей энергетических и газовых услуг, а также позволят бизнесу уменьшить затраты на единицу производимой продукции; формировать эффективную ценовую политику, что в результате изменит эффективность всей системы промышленного производства и потребления выпускаемой продукции и предоставляемых услуг.4

Органы государственной власти и органы местного самоуправления оказывают поддержку субъектам предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. Основными направлениями кадровой политики в этой области являются:5

1) разработка примерных образовательных программ, направленных на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для субъектов предпринимательства на основе государственных образовательных стандартов;

2) создание условий для повышения профессиональных знаний специалистов, относящихся к социально незащищенным группам населения, совершенствования их деловых качеств, подготовки их к выполнению новых трудовых функций в области малого предпринимательства;

3) учебно-методологическая, научно-методическая помощь предпринимателям и компаниям.

Исследования качества делового климата, проводимые РСПП с 2011 г. по настоящее время, позволяют оценить факторы деловой активности компаний, включая кадровую составляющую, практически во всех секторах экономики, так как 58 % респондентов относится к крупному бизнесу, 21 % - среднему и 21 % - малому. Анализ результатов исследований выявил дефицит профессиональных кадров для 50% опрошенных компаний. В среднесрочной перспективе уже 69% участников опроса прогнозируют риски нехватки кадров. Результаты оценки потребностей предпринимателей в различных категориях сотрудников показана на рис. 1.

Анализ диаграммы, представленный на рис. 1 показал, что среди различных категорий работников в компаниях наблюдается большой дефицит квалифицированных рабочих: 69% респондентов ответили, что в их компаниях недостаток данных кадров, при этом 19% отметили резко негативный вариант «квалифицированных рабочих крайне не хватает». Причем по данным статистики наиболее остро потребность в данной категории работников имеет обрабатывающий сектор экономики

(табл.1), а наиболее благополучно ситуация складывается для предприятий по добыче полезных ископаемых.6

Ситуация с кадрами из групп «специалисты высшего уровня квалификации» и «операторы, аппаратчики, машинисты установок и машин» такая, что около половины всех оценок находятся в негативной зоне со смещением к средним значениям («скорее не хватает»). Потребность в специалистах высшего уровня квалификации в течение последних трех лет изменилась. В 2013 году о дефиците таких кадров заявляло 60% участников опроса, в 2014 - 64%, а в 2015 году их доля упала до 54%. Специалистов среднего уровня квалификации не хватает в 43% компаниях, примерно то же число респондентов отметили вариант «таких специалистов компании хватает», а избыток наблюдается у 16% организаций. Почти половина всех компаний (48% респондентов) указали, что штат укомплектован руководителями организаций и их структурных подразделений. 35% ответов распределено по шкале значений от «руководителей крайне не хватает» до «скорее не хватает». Всего 16% участников опроса ответили, что в их компаниях руководителей достаточно.

Оценка ситуации с кадрами следующих групп: «работники, занятые подготовкой информации, оформлением документации, учетом и обслуживанием» и «неквалифицированные работники» скорее позитивная. 51% и 48% компаний соответственно указали, что таких специалистов достаточно.

Компаний, которые испытывают необходимость привлекать иностранные кадры, стало больше, чем в 2013 году, - 24% против 18,7% (в 2013 году их было 20,9% от всех респондентов). По сравнению с 2013 годом структура найма изменилась: если раньше в первую очередь привлекались зарубежные специалисты высшего уровня профессиональной квалификации, квалифицированные рабочие и специалисты среднего уровня квалификации, то в 2014 году на первый план вышел наём неквалифицированных рабочих - с долей 37% (в 2013 году - 12,5%). В остальных категориях работников компании заинтересованы примерно одинаково (рис.2).

При приеме сотрудников на работу, фирма оценивает необходимые в них инвестиции, а также определяет, какую прибыль будет получать компания в результате работы каждого из них. Вместе с тем, она также определяет затраты, которые необходимо вложить в их обучение, чтобы новый персонал приносил максимальную пользу организации. Стоимость любого специалиста на рынке труда состоит из таких компонентов, как заработная

о lo го зо ¿o so 60 so

■ С пеци ал истов н е хватает ■ Штат укомпле кгова н Г Специали сто а хватает, избыток слециали стов Рис.1. Потребность компаний в различных категориях работников, (%)

4 Вдовенко З.В., Ефимова Н.С. Безопасность в условиях глобальных изменений в обществе // Транспортное дело России. 2014. № 4. С. 162-165.

5 Копылова А.Д., Шушунова Т.Н. Процесс обострения конкуренции за трудовые ресурсы и его последствия для региональных рынков труда // Успехи в химии и химической технологии: сборник научных трудов / Международный конгресс молодых ученых по химии и химической технологии — М.: РХТУ им. Д.И. Менделеева. - Т. XXVI, № 8(137), 2012. — С 77-80.

6 Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. http://www.gks.ru/.

Таблица 1. Недостаток квалифицированных рабочих, как фактор, ограничивающий деловую активность организаций, в процентах от числа обследованных организаций

2013, кварталы 2014, кварталы 2015, кварталы

1 П Ш IV I 11 Ш IV I И Ш

Добыча полезных 20 20 17 18 17 13 11 15 11 10 11

ископаемых

Обрабатывающие 24 24 26 26 26 25 25 23 22 22 22

производства

Производство и 15 15 15 17 15 13 13 14 14 12 12

распределение

электроэнергии,

газа и воды

Строительные 22 21 20 21 21 21 22 20 19 1К 15

организации

Организации - - - - 20 20 21 21 18 19 19

различных видов

деятельности,

оказывающих

услуги

плата, временной ресурс для адаптации, мотивационный пакет, обучение. Обычно наем неквалифицированных рабочих не требует вложений в процесс найма, однако фирма сама оплачивает необходимое дополнительное обучение работника.

Компании достаточно активно решают проблемы нехватки кадров не только через наем зарубежных специалистов, но и через осуществление поддержки учреждений профессионального образования. Согласно результатам опроса, проведенного в 2013 г., 42,1% компаний-респондентов оказывали поддержку развитию материально-технической базы учреждений профессионального образования, не являющихся структурными подразделениями компании, в частности осуществляли целевую покупку оборудования для учреждений профессионального обучения; передавали в пользу образовательных учреждений оборудование, находящего на балансе компании, осуществляли техническое оснащение лабораторий.

Результаты анализа выявили положительную тенденцию в развитии интеграционных связей образования, науки и бизнеса, налаживании взаимовыгодного диалога. Большая часть компаний, которые оказывали помощь образовательным учреждениям через развитие материально-технической базы, осуществляли ежегодные расходы на данный вид поддержки свыше 5 миллионов рублей: их доля составила 34,6 %. Причем две трети опрошенных компаний готовы увеличивать объём выделяемых средств на поддержку материально-технической базы учреждений профессионального образования при условии, что будет введена налоговая льгота по данной статье и эти расходы можно будет отнести на себестоимость.

Кроме того, компании оказывали помощь образовательным учреждениям не только через развитие материально-технической базы. Согласно результатам опроса наиболее часто компании

направляют средства на традиционную форму взаимодействия - организацию производственной практики для студентов профильных учреждений профессионального образования (61,7% респондентов). 34% компаний осуществляли оплату обучения лиц, которые могут не иметь закрепленных в договоре обязательств по последующей работе в компании и иных видов расходов на образовательные программы в компаниях.

Как выявили исследования, в настоящее время распространенной статьей расходов предприятий стали расходы, связанные с производством и (или) реализацией подготовки профессиональных стандартов: четверть всех респондентов направляли на это средства. Расходы на предоставление грантов преподавателям учреждений профессионального образования, оплаты их стажировок и повышения квалификации осуществляли за последний год только 16% компаний-участников опроса. Вместе с тем, сращивание науки и бизнеса, в частности, в результате предоставленной возможности создавать малые предприятия при вузах, позволило бы университетам получать дополнительные доходы, которые, в свою очередь, можно использовать для создания новой интеллектуальной собственности.

Таким образом, на сегодняшний момент в отечественной экономике уже появилась тенденция к налаживанию взаимодействия бизнеса и образования. Вместе с тем, государство должно и далее предпринимать попытки создания эффективной модели высшего образования, отвечающей запросам предпринимательского сектора и базирующейся на масштабном диалоге с ним.

Литература:

1. Андросова А.Д., Шушунова Т.Н. Влияние финансово-экономического кризиса на рынок труда и социально-трудовые отношения // Успехи в химии и химической технологии: сборник

0 10 20

I Доля компений, которые привлекают иностранных специалистов I Доля компаний, которым не хватает специалистов

Рис.2. Категории иностранных работников, занятых в предпринимательском секторе (%)

научных трудов / Международный конгресс молодых ученых по химии и химической технологии — М.: РХТУ им. Д.И. Менделеева. - Т. XXVI, № 9 (138), 2012. — С 30-32.

2. Вдовенко З.В., Клепиков Д.Н., Кукушкин И.Г Проблемы подготовки инженерных кадров для лакокрасочной промышленности: Российские реалии // Лакокрасочные материалы и их применение. 2014. № 8. С. 36-39.

3. Вдовенко З.В., Ефимова Н.С. Безопасность в условиях глобальных изменений в обществе // Транспортное дело России. 2014. № 4. С. 162-165.

4. Копылова А. Д., Шушунова Т.Н. Процесс обострения кон-

куренции за трудовые ресурсы и его последствия для региональных рынков труда // Успехи в химии и химической технологии: сборник научных трудов / Международный конгресс молодых ученых по химии и химической технологии — М.: РХТУ им. Д.И. Менделеева. - Т. XXVI, № 8 (137), 2012. — С 77-80.

5. Корсун А.В., Кукушкин И.Г., Вдовенко З.В. Социальная ответственность как основополагающий фактор устойчивого развития промышленного предприятия в рыночных условиях // Менеджмент в России и за рубежом. 2013. № 2. с. 54-61.

6. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. http://www.gks.ru/.

УДК 339.944

ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Сербская О.В., к.и.н., доцент кафедры «Управление проектами и программами», ФГБОУВПО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», e-mail: serbskaya@mail.ru

В статье рассмотрены подходы к созданию офиса управления проектами как составляющей корпоративной системы управления компанией, цели и задачи офиса управления проектами, возможности эффективного функционирования в мультипроектных компаниях. Особое внимание уделено рассмотрению последовательности развития проектных офисов в соответствии с моделью зрелости компании, показателям эффективности функционирования офисов управления проектами, преимуществам и проблемам внедрения офисов управления проектами в российских компаниях.

Ключевые слова: корпоративная система управления проектами, офис управления проектами, интеллектуальный потенциал, модель зрелости компании, показатели эффективности.

THE APPROACHES TO THE CREATION OF THE MANAGEMENT STRUCTURE OF

PROJECT-ORIENTED ORGANIZATIONS

Serbskaya O., Ph.D., associate professor of the Project and Programmes Management chair, FSEIHPE «Plekhanov Russian University of

Economics», e-mail:serbskaya@mail.ru

The article discusses approaches to creating a project management office as the company's corporate governance, objectives and project management office tasks, opportunities for effective functioning in the multiproject companies. Particular attention is paid to the sequence of project offices in accordance with the model of maturity of the company, performance efficiency of the project management office, advantages and problems of the implementation ofproject management offices in the Russian companies.

Keywords: corporate project management system, project management office, intellectual potential, maturity model company performance indicators.

В современных рыночных условиях все больше компаний переходят на проектные формы управления. Это обусловлено преимуществами проектного взаимодействия. среди которых: возможность решения задач в условиях ограниченности ресурсов, гибкое реагирование на изменения внешней среды, обеспечения требуемого качества выпускаемого продукта, повышение эффективности внедрения инноваций (в том числе информационных технологий), что в конечном итоге способствует повышению конкурентоспособности, прибыльности бизнеса, формированию потенциала предприятия .

Современное управление проектом — это особый вид управления, который может применяться к управлению любыми объектами, так как проектный подход к организации работ применяется практически во всех сферах жизни общества: в экономической, производственной, финансовой, социальной сфере .[8].

Основой проектного управления на предприятиях является организационно-методологическая структура, получившая название «комплексная система управления проектами» (КСУП), которая включает следующие аспекты управления; методологический аспект, организационный аспект, информационно-технологической аспект и административный аспект, основой которого является офис управления проектами.

Офис управления проектами (ОУП) — организационная структура, стандартизирующая процессы руководства проектами и способствующая обмену ресурсами, методологиями, инструментами и методами.[6]

При этом управление посредством офиса может быть прямым - направленным на реализацию конкретного проекта в конкретной системе ограничений, или косвенным - оказание консультационных

услуг, реализация обслуживающих функций и т.д.

На сегодняшний день обязательным условиям успешного функционирования офиса управления проектами является автоматизация управленческого процесса: наличие компьютерных сетей, баз данных, систем электронного документооборота.[2]

Основная задача создания проектного офиса - координация управления проектами в условиях ограниченности ресурсов для повышения эффективности деятельности, достижения оптимального результата.

Процесс управления в условиях функционирования офиса управления проектами как составляющей системы управления предприятия может быть представлен следующей схемой (рис 1).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По отношению к внешней среде можно выделить следующие функции офиса:

- информационное обеспечение;

- взаимодействие с заказчиком (в том числе для государственных предприятий с функциональным заказчиком);

- финансовое обеспечение (в том числе при необходимости изыскание возможностей дополнительных инвестиций);

- материально-техническое обеспечение;

- взаимоотношение с деловыми партнерами (в том числе с соисполнителями, внешними экспертами, государственными организациями);

- формирование портфеля антикризисных мер управления проектами;

-участие в разработке общей стратегии предприятия и стратегическом планировании.[7]

Во внутренней среде функционирование офиса позволяет более эффективно использовать технологический, организацион-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.