ступающих на первый курс высших учебных заведений, степени их интеграции в академическую среду. Существенный вклад в постановку и изучение проблемы отсева вносят работы учёных из НИУ «Высшая школа экономики» [3-5]. Они констатируют, что эмпирических исследований, ставящих целью определение масштабов отсева студентов, описание его механизмов и выявление причин, крайне мало. В статье И.А. Груздева, Е.В. Горбунова, И.Д. Фрумина предложена концепция отчисления обучающихся, в которой «отсев рассматривается как принудительный по отношению к студентам процесс, субъектом которого является университет и, в частности преподаватели» [3]. Исчерпывающих и надёжных данных о масштабах отчисления студентов из российских вузов нет, сообщаются оценочные данные о 21% отчисленных от совокупной численности обучающихся в вузах [6]. При этом в исследованиях сотрудников НИУ ВШЭ вопросы отчисления студентов рассмотрены в основном для гуманитарных направлений подготовки. Построение единой концепции отсева студентов требует изучения причин студенческого отсева и по техническим направлениям подготовки.
Существенное различие между гуманитарным и техническим направлениями подготовки заключается в том, что современные технические университеты существуют в условиях спада интереса к естественнонаучному образованию и выбору инженерно-технических специальностей среди молодых людей, оканчивающих средние учебные заведения. Вследствие этого они работают в условиях практически бесконкурсного набора абитуриентов, их слабой мотивации к обучению, что в итоге приводит к росту отчисления студентов первых-вторых курсов. Эта причина лежит на поверхности, о ней говорят на различных уровнях системы образования [7]. Подчёркивается, что мотивация является основным средством, которое позволяет повысить уровень заинтересованности
студента к обучению, его образовательный потенциал. Роль преподавателей вузов как акторов отсева в досрочном выбытии студентов рассмотрена в статье, авторы которой видят причину пассивного положения последних в деградации миссии университета, целей его деятельности [4].
Понятно, что при отсутствии реального отчисления студентов условный перевод их на следующий курс приводит к снижению качества образования. Так, одним из факторов, способствующих такому результату, эксперты называют «подушевое» бюджетное финансирование образовательной деятельности вузов, которое не позволяет отсеивать отстающих студентов [8]. Нормативно-подушевые квоты финансирования образовательной деятельности вуза предлагается заменить на объём ежегодного финансирования вузов, устанавливаемый заблаговременно на каждый год образовательной деятельности. При отсеве, не превышающем указанную квоту, считают авторы, объём финансирования вуза должен оставаться неизменным [8]. На сегодняшний день существует допустимый уровень отчисления не выше 10%, который не влечёт уменьшения бюджетного финансирования через год.
В настоящей статье авторы предприняли попытку изучения масштаба и причин отсева студентов на первых-вторых курсах инженерного вуза на примере Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ).
Практика отчисления студентов в МАДИ
Московский автомобильно-дорожный институт был создан в ходе масштабной реформы образования, проведённой в СССР в период индустриализации 1930-х гг. По всей стране создавались высокоспециализированные вузы для массового выпуска соответствующих специалистов. Только автомобильно-дорожных институтов в 1930-1931 гг. было открыто шесть: в Ленин-
граде, Москве, Харькове, Омске, Саратове, Ростове, а в 1944 г. - ещё в трёх городах: Воронеже, Новосибирске и Киеве [9]. Становление новых институтов происходило в условиях нехватки профессорско-преподавательского состава, когда заведующие кафедрами занимали свои должности одновременно в нескольких вузах, слабой материально-технической базы, а также массовых репрессий. О масштабах отчислений из МАДИ по двум существовавшим тогда специальностям - дорожной и автомеханической - можно судить по данным, приведённым на диаграмме (Рис. 2). В 1935 г. на первый курс в МАДИ поступили всего 200 человек, а отчислено в том же году со всех курсов 55 человек. На основании архивных данных, хранящихся в вузе, составлена диаграмма, на которой показан приём на первый курс и отчисление по всем курсам за учебный год с 1931 по 2017 гг. для указанных двух факультетов. В количество отчисленных были включены студенты, которые выбывали из МАДИ из-за академической неуспеваемости, перевода в другое учебное заведение, по состоянию здоровья. Рекордно низкий уровень отчислений (около 11% от поступивших на первый курс) пришёлся на 1980 г., когда в Москве проводились летние Олимпийские игры, и учебные планы многих московских вузов претерпели изменения из-за того, что освобождались студенческие общежития для размещения в них приезжающих гостей и болельщиков. Фактически летняя сессия была перенесена, и отчисления студентов в тот год были также отодвинуты по времени.
Как видно из рисунка 2, наиболее резко процент отчисленных из МАДИ по всем курсам по отношению к поступившим на первый курс возрос с конца 1990-х гг. В 2000 г. отчисления со всех курсов по отношению к поступившим на первый курс составили почти 60%, в 2013 г. - 32% и остаются на уровне 30% до настоящего времени. Как уже отмечалось, Федеральный закон защищает права обучающихся - разрешает ликвидировать
образовавшуюся академическую задолженность в течение года, но, как правило, это влечёт за собой появление новых задолженностей, которые с каждым семестром только накапливаются.
Отраслевой подход, то есть создание инженерного института под конкретную задачу с подготовкой специалистов узкого профиля, был господствующим в СССР на протяжении нескольких десятилетий. Можно констатировать, что и спустя двадцать лет, в течение которых происходило реформирование образования в современной России, большинство вузов остаются частью той системы, в рамках которой они были созданы [10]. Качественные изменения в содержании и методах обучения, связанные с развитием рыночной экономики, происходят крайне медленно. Мы все видим внешние трансформации, связанные с выборностью руководителей, коммерческой деятельностью образовательных организаций и прочими нововведениями. Однако они не затрагивают методики обучения, не внедряются распространённые в зарубежных вузах такие практики, как проектная работа в небольших группах во время обучения, презентации студентами проведённой работы, а выбор курсов и дисциплин самим студентом и таким образом формирование собственной образовательной траектории всё ещё имеют эпизодический характер. Не нашли широкого распространения среди обучающихся по техническим направлениям подготовки такие виды учебной работы, как портфолио студента [11].
Сегодня МАДИ является техническим университетом, в котором вместе с традиционно существовавшими направлениями подготовки в области дорожно-строительного комплекса: «Эксплуатация транспор-тно-технологических машин и комплексов» и «Строительство» - ведётся подготовка по ряду новых специальностей: «Таможенное дело», «Управление персоналом», «Информационные системы и технологии»,
Рис. 2. Количество поступивших на первый курс (ДСФ и АТФ) и отчисленных со всех курсов на этих факультетах за учебный год
Рис. 3. Общая численность обучающихся в МАДИ по годам
«Информатика и вычислительная техника». Общее количество обучающихся в МАДИ по годам в период с 1935 по 2018 гг. представлено на рисунке 3. Выйдя на новый уровень развития, университет работает в условиях уменьшающейся численности обучающихся, которая происходит в основном по причине отсева.
Наиболее распространённой причиной отсева является отчисление за академическую неуспеваемость. Наиболее «проблемной» дисциплиной на первом-втором курсах, по мнению многих студентов, является «Физика». Как учебная дисциплина она вызывает значительные трудности у обучаю-
щихся, но нужна для поступления на все инженерные специальности. Средний балл ЕГЭ по физике, по данным Федерального института педагогических измерений (ФИПИ), в 2018 г. составил 53,22, что сопоставимо с показателем прошлого года, а численность сдававших этот экзамен в 2018 г. составила 23% от общего числа выпускников, что немного ниже показателей прошлого года. Для ЕГЭ по физике значимым является диапазон от 61 до 100 тестовых баллов, который демонстрирует готовность выпускников к успешному освоению программ высшего образования. Доля таких выпускников в РФ в 2018 г. составила 24,22%.
Рис. 4. Средний балл ЕГЭ по годам поступления в МАДИ для АТФ и ДСФ,
в том числе по физике
Рис. 5. Количество студентов МАДИ, сдавших экзамен по дисциплине «Физика» в сессию (лето, зима) для факультетов АТФ и ДСФ
В исследованиях подтверждается гипотеза о том, что баллы ЕГЭ отражают не случайные результаты, а общий уровень подготовки выпускников [12], причём средний балл успеваемости студентов и суммарный балл ЕГЭ коррелируют на протяжении всех лет обучения в вузе, а не только у первокурсников. Средний балл ЕГЭ при поступлении в МАДИ, в том числе ЕГЭ по физике, в период с 2012 по 2018 гг. представлен по годам на рисунке 4. Можно считать, что средний балл для поступления остаётся на одном уровне по выделенным нами направлениям подготовки. Для сравнения здесь приведены значения среднего балла по одной из дисциплин, необходимых для поступления, - физике. Средний балл по физике составил 54 как среднеарифметиче-
ское баллов ЕГЭ по этой дисциплине для поступивших на бюджетную и коммерческую формы. Сравнение результатов «входного» тестирования по физике, баллов ЕГЭ по физике и теста на «остаточные знания» после изучения этой дисциплины в МАДИ показало, что средние баллы на разных этапах контроля действительно связаны между собой [13].
Согласно учебным планам для направлений подготовки «Строительство уникальных зданий и сооружений» и «Наземные транс-портно-технологические средства» дисциплина «Физика» изучается во втором и третьем семестрах обучения, соответственно, первый раз студенты сдают экзамен в весеннюю сессию на первом курсе, а затем в зимнюю сессию на втором курсе. Количество
аудиторных часов и зачётных единиц в учебных планах выделенных нами направлений подготовки по данной дисциплине примерно одинаково. На рисунке 5 представлена диаграмма, отражающая процент студентов, сдавших эту дисциплину в экзаменационную сессию, для двух факультетов - АТФ и ДСФ. Как показывают результаты сессий в течение трёх лет, от 60 до 70% студентов сдают её вовремя. Соответственно, от 30 до 40% сдают «физику» после сессии или попадают в категорию студентов, имеющих задолженность. О том, что результат несдачи первой сессии у 30% студентов является типичным, говорят результаты других исследований [14].
Педагогическое сообщество предлагает различные варианты решения проблемы низкой успеваемости студентов младших курсов в техническом университете. Среди них - введение пропедевтических курсов по физике и математике во второй половине дня, которые бы не входили в расписание. Обязательным такой курс не является, но помогает студентам, имеющим слабую школьную подготовку. Другим решением является изменение методики преподавания курса физики, когда на первое место выдвигаются профессионально-ориентированные задания, формируются компетенции решения задач-проблем, выполняются профессионально-ориентированные проекты, т.е. решаются задачи с применением физических знаний. Требуются новые подходы к конструированию учебного курса физики, который остаётся фундаментом для специальных технических дисциплин. При сохранении фундаментальности преподавание дисциплины «Физика» не должно опираться только на логико-дедуктивный метод, а шире использовать индуктивный метод, который пробуждает воображение и делает доступным качественное понимание многих физических явлений [15]. Среди инновационных методов обучения можно выделить метод конструктивизма в образовательном процессе; оценки его внедрения в техническом университете приведены в [16].
Студенческая аудитория о путях решения проблемы неуспеваемости
Среди студентов первого курса (год поступления - 2018) двух факультетов - автомобильного транспорта (АТФ) и дорожно-строительного (ДСФ), сдавших свою первую экзаменационную сессию, было проведено анонимное анкетирование, в котором содержались вопросы, представленные в таблице 1.
Как видно из ответов студентов, подавляющее большинство выбрали МАДИ для получения высшего образования осознанно. После первого семестра обучения около половины опрошенных признают, что испытывают трудности в обучении. Причиной сложностей наибольшее число опрошенных называют слабую школьную подготовку, затем по значимости следует неумение учиться самостоятельно, а также недоступность изучаемого материала.
Из ответов студентов прослеживается тренд: студент сам выбрал вуз, но столкнулся с проблемой - ему сложно учиться. Сложность - в слабой школьной подготовке и неумении самостоятельно учиться. Тем не менее уходить из вуза студент не намерен. Как он представляет себе решение проблем с обучением? Предлагались следующие варианты ответа: «академический отпуск», «переход в другой вуз», «отчисление по собственному желанию», «служба в вооружённых силах» и даже «женитьба». Между тем большинство (более 60%) опрошенных не считают их предпочтительными для себя. Наибольший процент опрошенных студентов хотели бы решить свои проблемы с обучением благодаря помощи со стороны преподавателей, далее следует вариант помощи со стороны сокурсников. Большинство школьников в условиях подготовки к сдаче ЕГЭ привыкли заниматься с репетитором, у них сформирована потребность в поддержке, которую они не получают в стенах университета.
Результатом реформирования образования стало выделение в учебных планах часов на самостоятельную работу студента (СРС), ко-
Таблица 1
Анкета для студентов первого курса МАДИ
' ______ Ответы студентов Вопросы анкеты ----- АТФ (в %) ДСФ (в %)
1. Мотив и причина Вашего поступления в МАДИ
а - осознанный выбор (я так сам решил) 81 79
б - так хотят родители 3 4
в - случайно (за компанию, по совету друзей, расположение к дому) 5 7
г - наличие военной кафедры 9 5
д - другой вариант 3 5
2. Испытываете ли Вы сложности при обучении в МАДИ
а - нет 26 3 оо
б - да 51 44
в - затрудняюсь ответить 23 16
3. В чём Вам видятся причины сложностей (если ответ на вопрос 2 утвердительный)
а - слабая школьная подготовка 31 36
б - не умею самостоятельно учиться 19 16
в - нет взаимопонимания с преподавателями 18 12
г - недоступность излагаемого материала 16 22
д - недостаточное использование электронных средств обучения 13 6
е - неготовность к обучению с применением электронных средств (доска, электронный учебник, компьютерная презентация) 3 8
4. Какие пути решения Ваших проблем с обучением представляются приемлемыми
а - перейти в другой вуз 9 10
б - оформить академический отпуск 13 14
в - отчислиться по собственному желанию 3 9
г - уйти в армию 7 2
д - выйти замуж/жениться 0 3
е - другой вариант 68 62
5. Хотели бы вы перейти из МАДИ в другой вуз
а - нет 86 88
б - да 14 12
6. Хотели бы Вы помощи при решении проблем с обучением
а - нет 24 4
б - да, со стороны сокурсников 16 20
в - да, со стороны родителей 5 3
г - да, со стороны преподавателей 41 57
д - да, со стороны репетиторов 10 7
е - да, с помощью денег 4 9
торая составляет около 50% времени, отводимого на изучение дисциплины. На наш взгляд, при анализе причин студенческого отсева следует обращать особое внимание на реальное положение СРС в вузе, потому что подавляющее большинство первокурсников видят решение своих проблем с обучением именно в участии и помощи со стороны преподавателей.
Заключение
Оказавшись в условиях конкуренции, технические университеты ведут борьбу за своих
абитуриентов, в том числе и с недостаточно высокими баллами ЕГЭ, а, значит, не мотивированными на обучение по техническим направлениям. Получая «подушевое» бюджетное финансирование, вузы не заинтересованы в отчислении таких обучающихся. Сами обучающиеся, не справившиеся с освоением образовательных программ, пребывают в режиме «условной задолженности» и надеются на помощь со стороны преподавателей.
Решение проблем, связанных с явлением студенческого отсева, видится в изменении
целеполагания в деятельности университета, методик и практик обучения благодаря внедрению лучших образцов, имеющих практическую эффективность, в повышении заинтересованности студентов в формировании индивидуальной образовательной траектории. Технические университеты в условиях подушевого бюджетного финансирования должны разрабатывать собственную стратегию работы с неуспевающими студентами, вводить нормативные документы, регламентирующие сдачу задолженностей в более короткие сроки, чем календарный год. А пока что «всеобщее» техническое образование ведёт к массовому выпуску весьма посредственных специалистов, у которых в качестве оценок промежуточной аттестации стоят оценки «удовлетворительно», полученные в ходе второй или третьей переаттестации.
Литература
1. Tinto V. Dropout from Higher Education: A Theoretical Synthesis of Recent Research // Review of Educational Research. 1975. Vol. 45. No. 1. P. 89-125.
2. Бурдье П., Пассрон Ж.-К. Воспроизводство: элементы теории системы образования. М.: Просвещение, 2007. 267 с.
3. Груздев И.А, Го>рбуно>ва E.B., Фрумин И.Д. Студенческий отсев в российских вузах: к постановке проблемы // Вопросы образования. 2013. № 2. С. 67-81.
4. Терентьев E.A., Груздев И.А, Горбунова E.B. Суд идёт: дискурс преподавателей об отсеве студентов // Вопросы образования. 2015. № 2. С. 129-151. DOI: 10.17323/1814-95452015-2-129-151
5. Bаяеева Д.Р, Докука С.B, Юдкевич М.М. Разрыв дружеских связей при академическом неуспехе: социальные сети и пересдачи у студентов // Вопросы образования. 2017. № 1. С. 8-24. DOI: 10.17323/1814-9545-20171-8-24
6. Кояотова E. Изучение отчислений студентов в бакалавриате / специалитете НИУ ВШЭ // Мониторинг университета. 2011. № 6. С. 2233. URL: https://cim.hse.ru/data/2011/05/27/1 212557263/22_2011_6.pdf
7. Мельников B.E. Мотивация к обучению студентов в вузе как психолого-педагогическая
проблема // Вестник Новгородского государственного университета. 2016. № 5(96). С. 61-64.
8. Акатьев В.А, Волкова Л.В. Инженерное образование в постиндустриальной России // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=14671
9. Смык А.Ф. Опыт отраслевого управления вузами // История науки и техники. 2014. № 9. С. 7-16.
10. Кузьминов Я.И, Семенов Д.С, Фрумин И.Д. Структура вузовской сети: от советского к российскому «мастер-плану» // Вопросы образования. 2013. № 4. С. 8-63. URL: https:// vo.hse.ru/data/2014/08/04/1314336015/2013-4_Kuzminov.pdf
11. Кудряшов Б.А, Прусова В.И, Безнов-ская В.В. Портфолио студента - инновационный оценочный инструмент // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). 2015. Вып. 2 (41). С. 10-14.
12. Чернышова H.A. Связь результатов ЕГЭ и академических успехов студентов в сельскохозяйственном вузе // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2017. № 1 (45). С. 171-177.
13. Гусева Е.А, Смык А.Ф. Компьютерное тестирование для анализа качества обучения по физике // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. 2017. № 4 (14).
14. Григорьев А.Н, Демидова Е.Д. Первый семестр - важнейший этап адаптации студента // Естественнонаучное образование: взаимодействие средней и высшей школы. М.: Изд-во МГУ, 2012. С. 220-227.
15. Смык А.Ф. Историко-индуктивный и логико-дедуктивный методы в курсе физики // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. 2017. № 4 (14).
16. Безновская В.В, Прусова В.И. Выбор образовательных технологий: традиционная модель или инновационный подход? // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МаДи). 2014. Вып. 4(39). С. 3-7.
Статья поступила в редакцию 18.04.19 Принята к публикации 11.05.19
Study of the Scale and the Reasons of Student Dropout from Technical University
Alexandra F. Smyk - Dr. Sci. (Phys.-Math.), Head of the Physics Department, e-mail: [email protected]
Vera I. Prusova - Cand. Sci. (Economics), Head ofthe Archive, e-mail:[email protected] LevL. Zimanov - Cand. Sci. (Engineering), Vice-rector, e-mail: [email protected] Alexey A. Solntsev - Dr. Sci. (Engineering), Dean of the Faculty, e-mail: [email protected] Moscow Automobile and Road Constructing State Technical University (MADI), Moscow, Russia Address: 64, Leningradsky prosp., Moscow, 125319, Russian Federation
Abstract. The article addresses the problem of student dropout from technical university due to their academic failure. The modern technical universities face a decline in youth's interest to technical and natural sciences and engineering specialties. In enrolling new students on these specialties the universities have to set lower standards and requirements for the admission. So, the students are less motivated, and the number of expelled students increases.
The article presents the results of data analysis for the two leading areas of training at Moscow Automobile and Road State Technical University (MADI) - "Construction of unique buildings and structures" and "Land transport and technological means" carried out respectively at the Road-Building faculty (DSF) and the faculty of Automobile transport (ATF). The article adduces the total number of students in MADI, as well as the number of the enrolled students on the specified training directions, and the number of expelled students of all courses for the period from 1935 to 2018. The results in physics exams showed by undergraduate students were compared with the Unified State Exam scores in physics. There is a clear parallel between the Unified State Exam scores, an entrance testing and "residual knowledge" tests.
The authors have also analyzed the results of an anonymous questioning among the same groups of students, which make it possible to understand their point of view on the problems of learning difficulties. The main reasons for student attrition are both the low scores of the applicants' results of the Unified State Exam, and insufficient actions and ineffective strategies undertaken by the university to involve undergraduate students in its educational environment.
Keywords: technical university, student dropout, academic deficiency, deferred academic deficiency, academic failure, Unified State Exam scores
Cite as: Smyk, A.F., Prusova, V.I., Zimanov, L.L., Solntsev, A.A. (2019). Study ofthe Scale and the Reasons of Student Dropout from Technical University. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 6, pp. 52-62. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-6-52-62
References
1. Tinto, V. (1975). Dropout from Higher Education: A Theoretical Synthesis of Recent Research. Review of Educational Research. Vol. 45. No. 1, pp. 89-125.
2. Bourdieu, P., Passeron, J.-C.(1971). La reproduction. Elements pour une theorie du systeme d'enseignement [Reproduction: Elements of the Theory of the Education System]. (Russian translation: Moscow: Prosveshchenie Publ., 2007, 267 p.)
3. Gruzdev, I.A., Gorbunova, E.V., Frumin, I.D. (2013). Academic Dismissal in Russian Higher Education Institutions: Defining the Problem. Voprosy obrazovaniya = Educational Studies. Moscow. No. 2, pp. 67-81. (In Russ., abstract in Eng.)
4. Terent'ev, E.A., Gruzdev, I.A., Gorbunova, E.V. (2015). The Court is Now in Session: Professor Discourse on Student Attrition. Voprosy obrazovaniya = Educational Studies. Moscow. No. 2, pp. 129-151. DOI: 10.17323/1814-9545-2015-2-129-151 (In Russ., abstract in Eng.)
5. Valeeva, D.R., Dokuka, S.V., Yudkevich, M.M. (2017). How Academic Failures Break up Friendship Ties: Social Networks and Retake. Voprosy obrazovaniya = Educational Studies. Moscow. No. 1, pp. 8-24. DOI: 10.17323/1814-9545-2017-1-8-24 (In Russ., abstract in Eng.)
6. Kolotova, E. (2011). [The Study of Student Attrition from Undergraduate/Specialty Programs at HSE]. Monitoring universiteta [University Monitoring]. No. 6, pp. 22-33. Available at: https:// cim.hse.ru/data/2011/05/27/1212557263/22_2011_6.pdf (In Russ.)
7. Mel'nikov, V.E. (2016). Motivation to Training of University Students as Psychological and Pedagogical Problem. Vestnik Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik NovSU. Issue: Pedagogical Sciences. No. 5 (96), pp. 61-64. (In Russ., abstract in Eng.)
8. Akat'ev, V.A., Volkova, L.V. (2014). [Engineering Education in the Post-Industrial Russia]. Sovre-mennye problemy nauki i obrazovaniya = Modern Problems of Science and Education. No. 5. Available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=14671 (In Russ., abstract in Eng.)
9. Smyk, A.F. (2014). [Experience of University Branch Management]. Istoriya nauki i tekhniki [History of Science and Technology]. No. 9, pp. 7-16. (In Russ., abstract in Eng.)
10. Kuz'minov, Ya.I., Semenov, D.S., Frumin, I.D. (2013). University Network Structure: From the Soviet to the Russian "Master Plan". Voprosy obrazovaniya = Questions of Education. No. 4, pp. 8-63. Available at: https://vo.hse.ru/data/2014/08/04/1314336015/2013-4_Kuzminov.pdf (In Russ., abstract in Eng.)
11. Kudryashov, B.A., Prusova, V.I., Beznovskaya, V.V. (2015). Students' Portfolio of Innovative Assessment Instrument. Vestnik Moskovskogo avtomobil'no-dorozhnogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta (MADI) = Vestnik MADI. No. 2 (41), pp. 10-14. (In Russ., abstract in Eng.)
12. Chernyshova, N.A. (2017). Correlation Between the Results of the Unified State Examination and Achievement of Students in an Agricultural University. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. Seriya: Social'nye nauki = Vestnik of Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod. Series: Social Sciences]. No. 1 (45), pp. 171-177. (In Russ., abstract in Eng.)
13. Guseva, E.A., Smyk, A.F. (2017). [Computer Testing for the Analysis of Quality of Training in Physics]. Avtomobil'. Doroga. Infrastruktura [Car. Road. Infrastructure]. No. 4 (14). (In Russ., abstract in Eng.)
14. Grigor'ev, A.N., Demidova, E.D. (2012). [The First Semester - the Most Important Stage of Adaptation of a Student]. In: Estestvennonauchnoe obrazovanie: vzaimodeistvie srednei i vysshej shkoly [Natural Science Education: Interaction of Secondary and Higher Education]. Moscow: Moscow State Univ. Publ., pp. 220-227. (In Russ.)
15. Smyk, A.F. (2017). [Historical-Inductive and Logical-Deductive Methods in the Course of Physics]. Avtomobil'. Doroga. Infrastruktura [Car. Road. Infrastructure]. No. 4 (14). (In Russ., abstract in Eng.)
16. Beznovskaya, V.V., Prusova, V.I. (2014). [Choice of Educational Technologies: Traditional Model or Innovative Approach?]. Vestnik Moskovskogo avtomobil'no-dorozhnogo gosudarstven-nogo tekhnicheskogo universiteta (MADI) = Vestnik MADI. No. 4 (39), pp. 3-7. (In Russ., abstract in Eng.)
The paper was submitted 18.04.19 Accepted for publication 11.05.19
Svetlana S. Donetskaya - Dr. Sci. (Economics), Prof., e-mail: [email protected]
Novosibirsk State University, Novosibirsk, Russia
Address: 1, Pirogova str., Novosibirsk, 630090, Russian Federation
Yan Zhan - student, e-mail: [email protected]
Heilongjiang University, Harbin, China
Address: 74, Xuefu Road, Nangang District, 150080, Harbin, Heilongjiang Province, China
Abstract. The article analyzes the processes of internationalization of higher education in China at the beginning of the 21st century. Based on data from the Ministry of Education of China, legislation and publications that are publicly available on the Chinese Internet, it is shown how the number of students visiting China, their preferences in choosing universities and educational programs changed from 2000 to 2016. Information on government activities to support international students is provided.
The internationalization of higher education plays an important role in the foreign-policy activities of modern China. Foreign students teaching and expanding of Chinese language teaching in foreign countries can be considered as the "soft power" of influence of Chinese national culture. Such actions from the point of view of the Chinese government should contribute to the formation of an attractive image of China, reduce the level of external threats, increase stability and economic prosperity of the country. Therefore, the government aims to attract as many foreign students as possible, especially from neighboring countries, and spends a lot of money on these purposes. The policy of internationalization of education has achieved significant results over the past 15 years. Today, students from all over the world obtain higher education in China. The number of foreign students increased in 2016 compared to 2000 by 8.4 times, reaching almost 450 thousand people. The possibilities for foreign students to choose profession and university have expanded. Now they come to China not only to learn Chinese, but also to obtain qualifications in engineering, economics, management and Western medicine.
Keywords: internationalization, higher education in China, foreign students, government support
Cite as: Donetskaya, S.S., Zhan, Yan. (2019). Internationalization of Higher Education in China: Modern Trends. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 28. No. 6, pp. 63-74.
DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-6-63-74
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИИ
Internationalization of Higher Education in China: Modern Trends
J
Introduction
It is believed that the internationalization of education in China started long time ago when the Sui dynasty first began to accept Japanese students who came to China to study the theory of Confucianism. However, China's widespread recognition of foreign students occurred during the Tang dynasty, when Japan as well as the
countries located on the territory of modern North and South Korea, Vietnam and a number of other Southeast Asian countries, massively began to send their students and monks to study abroad - to China. The scale of the internationalization ofthat time is shown by Japanese data, according to it each batch of Japanese students sent to study in China was numbered from 10
to 20 people. Historians suggest that China's higher education system was one of the best in the world at that time. Even then, in China there were educational institutions equivalent to modern Peking University and Tsinghua University, which have a high international reputation, comparable to the current reputation of leading universities such as Harvard and Cambridge, and maybe even higher. Therefore, a lot of foreigners were proud of the education they obtained in ancient China, especially during the Sui and Tang dynasties1.
A lot of water has flown under the bridges since then. Following the territorial changes, the state system of China was transformed, and its education system has undergone lots of reforms. For modern China, the most significant reforms of higher education were adopted at the end of the last century, when the country embarked on the creation of world-class universities, the universal improvement of the quality of education and the development of science. As a result, by 2016, higher education from elite became widespread [1]. Now, one in three young people aged 20-24 years is a university or a college student, while in 1995 the figure was only 2.7% (calculated according to [2; 3]). Over the past two decades, China has been actively introducing mass study of the English language and promoting its dominant role in international relations [4]. These initiatives have contributed to the rapid advancement of Chinese universities in the most influential international rankings: the Academic Ranking of World Universities (Shanghai Rating), QS World Universities Rankings and Times Higher Education World University Rankings. For example, in the strictest of them, the Shanghai ranking, which was created to assess the place of Chinese universities in the global scientific and educational community, in the year of its foundation (2003), two Chinese universities
Analysis of the historical origin and current situation of the internationalization of higher education in China. Available at: http://www.cnki.com. cn/Article/CJFDTOTAL-GDSH201402017.htm (In Chinese)
showed the best results: Tsinghua University and Peking University, which ranked places 201300. In 2018, these universities firmly established in the top 100, respectively, in 45th and 57th places. In total, 51 Chinese universities are positioned in the top 500 of the ARWU ranking, while in 2003 there were only 9 universities 2.
The end of the last century can be considered as the beginning of the modern history of the internationalization of higher education in China, when, in order to study foreign experience and copy successful educational practices, the Chinese government allowed its citizens to study abroad. And the flow of travelers began to grow rapidly on average by 17% per year reaching 544.5 thousand people in 2016 (or 2.1% of the total number of Chinese students) [2].
Today many modern forms of higher education internationalization are practiced in China [5]. This is primarily: sending Chinese students and teachers abroad, attracting foreign teachers and students to China, implementing joint educational programs and opening foreign language centers [6-8]. However, not all of them have been given enough attention in Russian-language or translated publications published in Russia. The processes of traveling abroad for Chinese students, the creation and implementation of joint Russian-Chinese programs, as well as the opening of Chinese language centers abroad [6; 9] are reflected best. And only fragmentary, without tracking the dynamics of the process, information about the teaching of foreign students in China is presented [6; 10; 11].
Therefore, the authors of the article considered it necessary, based on the analysis of the data of the Ministry of Education of China, legislation and publications that are publicly available, including on the Chinese Internet, to show how the number of students coming to China has changed their preferences in choosing universities and educational programs from 2000 to 2016, as well as provide information on govern-
2 Academic Ranking of World Universities. Available at: http://www.shanghairanking.com/