Социально-экономические проблемы
123
УДК 338.47:656
М. А. Лякина, Е. М. Волкова
Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I
И. Л.Сакович
Октябрьская железная дорога - филиал ОАО «РЖД
АНАЛИЗ МАКРОСРЕДЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРИГОРОДНОЙ ПАССАЖИРСКОЙ КОМПАНИИ
Обоснована необходимость и описана методика проведения PEST-анализа внешней среды пригородной пассажирской компании. Идентифицированы и описаны факторы каждой группы, их возможное влияние на результаты деятельности пригородной компании. Выполнены количественная оценка значимости и волатильности каждого фактора, а также сводная оценка. Обобщены результаты PEST-анализа в сводной таблице. Разработаны рекомендации менеджменту по предотвращению негативных последствий или усилению положительного влияния каждого фактора на деятельность пригородной компании.
Пригородные пассажирские перевозки, PEST-анализ, стратегия развития, макроэкономический фактор.
Условия функционирования пригородных пассажирских компаний (ППК) после организационного выделения их в отдельный вид бизнеса в 2006-2011 гг. значительно изменились. Трансформируются структуры региональных рынков пригородных перевозок, усиливается межвидовая конкуренция, обостряются проблемы взаимодействия ППК с регуляторами рынка - органами исполнительной власти субъектов РФ. В 2014 г. определены основные стратегические направления развития железнодорожного пригородного сообщения на федеральном уровне, с учетом которых каждый регион самостоятельно вырабатывает политику по отношению к рынку пригородных перевозок. В этих условиях пригородная компания должна выстроить гибкую стратегию функционирования и развития, учитывающую не только ее внутреннее состояние, но и возможные изменения внешней среды. На первом этапе формирования стратегии развития любой компании необходим предварительный анализ и прогноз изменения факторов ее внешней среды.
Методика
PEST-анализа
Для анализа внешней среды компании целесообразно использовать такой инструмент, как PEST-анализ, включающий идентификацию и оценку основных групп факторов: политико-правовых (political), экономических (economical), социально-культурных (sociocultural) и технологических (technological). [1, 2, 5].
При оценке факторов в PEST-анализе не только учитывается их фактическое состояние, но и прогнозируются возможные изменения каждого фактора на несколько лет вперед. Горизонт прогнозирования может быть различным, но обязательно должен соответствовать периоду разработки стратегии компании.
PEST-анализ выполняется в пять этапов:
1) идентификация и описание внешних факторов, которые могут повлиять на продажи и прибыль компании;
2) анализ динамики каждого фактора и характера его возможного влияния (положитель-
ISSN 1815-588Х. Известия ПГУПС
2015/2
124
Социально-экономические проблемы
ного, отрицательного) на результаты деятельности пригородной компании;
3) оценка значимости и степени влияния каждого фактора на компанию;
4) составление сводной таблицы PEST-анализа, содержащей ранжирование факторов по весу;
5) выработка рекомендаций менеджменту по предотвращению негативных последствий и/или усилению положительного влияния каждого фактора.
Приведем результаты PEST-анализа среды функционирования Северо-Западной (СЗ) ППК, которая имеет обширный полигон обслуживания, включающий регионы с различным уровнем экономического развития, демографического состояния, плотности населения и интенсивности пассажиропотоков в пригородном сообщении. PEST-анализ проводили эксперты отрасли, имеющие непосредственное отношение к рынку железнодорожных пригородных перевозок: руководство ОАО «СЗ ППК» и Октябрьской железной дороги, экономисты ППК, исследователи в области экономики транспорта.
Степень влияния каждого фактора на продажи и прибыль пригородной компании оценивалась по 3-балльной шкале, где:
1 балл - влияние фактора мало, любое изменение фактора практически не влияет на деятельность компании;
2 балла - только значимое изменение фактора влияет на продажи и прибыль компании;
3 балла - влияние фактора высоко, любые колебания вызывают значимые изменения в продажах и прибыли компании.
Вероятность изменения каждого фактора оценивалась по 5-балльной шкале, где 1 балл - низкая вероятность, 5 баллов - высокая. Горизонт прогнозирования для всех групп факторов, влияющих на СЗ ППК, составляет 5 лет, поскольку в условиях неопределенности и высокой волатильности многих факторов внешней среды компания разрабатывает долгосрочную стратегию развития именно на такой период времени.
Результаты анализа могут применяться для других ППК в части политико-правовых, макроэкономических, технологических факторов, а также дополняться и конкретизироваться для определенного сегмента рынка или субъекта РФ.
Оценка факторов макросреды Северо-Западной ППК
В соответствии с описанной методикой PEST-анализа эксперты определили факторы макросреды, воздействующие на ППК и представляющие возможности или угрозы для ее функционирования. Эти факторы схематично представлены в таблице.
Политико-правовые факторы связаны с изменением подходов к регулированию рынка пригородных перевозок на федеральном уровне и с принятием Концепции развития пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом. Данная концепция определяет механизм государственного заказа как основную форму взаимодействия ППК и субъектов РФ [4]. Наиболее вероятна реализация таких факторов, как закрепление условий предоставления «инфраструктурной субсидии», гарантирующее ППК полное возмещение выпадающих доходов, выделение нерегулируемого сегмента в пригородных перевозках (прежде всего, в крупных агломерациях - в Москве и Санкт-Петербурге), изменение режима налогообложения для ППК.
Экономические факторы связаны с динамикой макроэкономических показателей: ВВП, доходов населения. Прогноз изменения этих показателей с учетом введенных против нашей страны санкций пессимистичен. В соответствии с прогнозами экономических ведомств (Минэкономразвития, Банка России) и независимых аналитических центров предстоящий период (до 2017 г.) будет характеризоваться снижением реальных доходов населения [3]. Валютный курс характеризуется крайне высокой неопределенностью, резкая девальвация рубля, прошедшая осенью - зи-
2015/2
Proceedings of Petersburg Transport University
Социально-экономические проблемы
125
Оценка значимости и степени влияния факторов внешней среды на СЗ ППК
Факторы Влияние фактора, баллы Вес фактора Средняя оценка (вероятность изменения) Оценка с поправкой на вес
Политико-правовые
Возможности
Принятие ФЗ «Об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения в Российской Федерации» 3 0,048 1,7 0,082
Упрощение процедуры взимания штрафа с безбилетных пассажиров 2 0,032 2,7 0,087
Закрепление условий предоставления «инфраструктурной субсидии» 3 0,048 4,7 0,227
Изменение структуры пригородного тарифа 2 0,032 1,3 0,042
Выделение нерегулируемого сегмента в пригородных перевозках 1 0,016 2,3 0,037
Изменение режима налогообложения, введение нулевой ставки НДС по пригородным перевозкам 3 0,048 4,3 0,208
Угрозы
Закрепление конкурсной процедуры выбора обслуживающих ППК 2 0,032 1,7 0,055
Экономические
Возможности
Замедление темпов автомобилизации населения 3 0,048 3,0 0,145
Расширение территориальных границ рынка труда 1 0,016 2,3 0,037
Угрозы
Замедление темпов роста ВВП 3 0,048 3,7 0,179
Замедление темпов роста доходов населения и их растущая дифференциация 3 0,048 4,3 0,208
Рост стоимости услуг, предоставляемых ОАО «РЖД» 3 0,048 3,7 0,179
Ухудшение инвестиционного климата в отрасли 2 0,032 3,7 0,119
Монополия ОАО «РЖД» в сфере оказания сопутствующих идополнительных услуг пассажирам пригородной компании 3 0,048 1,7 0,082
Социально-культурные
Возможности
Развитие маятниковой миграции и новых форм расселения 2 0,032 3,7 0,119
Возможности развития санаторных, курортных зон и дачных поселков в регионах 2 0,032 2,7 0,087
Возможности развития туризма. 2 0,032 3,0 0,097
Формирование доступной среды на транспорте 1 0,016 2,3 0,037
ISSN 1815-588Х. Известия ПГУПС
2015/2
126
Социально-экономические проблемы
Окончание табл.
Факторы Влияние фактора, баллы Вес фактора Средняя оценка (вероятность изменения) Оценка с поправкой на вес
Угрозы
Снижение доли городского населения, падение численности населения 2 0,032 2,0 0,065
Ухудшение отношения потребителя к компании, качеству услуг, имиджу используемой технологии 3 0,048 1,7 0,082
Изменение возрастного и социального состава населения, рост безработицы 3 0,048 1,3 0,063
Технологические
Возможности
Развитие информационных и коммуникационных технологий 2 0,032 4,3 0,139
Сокращение времени поездки 3 0,048 2,3 0,111
Повышение уровня технологического развития 2 0,032 1,7 0,055
Снижение уровня негативного воздействия на окружающую среду 1 0,016 1,3 0,021
Снижение уровня энергоемкости 2 0,032 1,0 0,032
Угрозы
Высокий уровень развития альтернативных видов транспорта 2 0,032 3,0 0,097
ИТОГ 62 1,000 73,1 2,721
мой 2014 г., обусловлена комплексом причин, прежде всего, неблагоприятной динамикой цен на углеводороды и санкциями к российской банковской системе. Эти изменения, с одной стороны, вызовут рост расходов компании, но с другой - будут способствовать замедлению темпов роста автомобилизации населения вследствие удорожания частных автомобилей, а значит, дадут компании возможность укрепить свои конкурентные позиции. Прогнозируемое снижение темпов экономического роста приведет к росту напряженности на рынке труда, к изменению территориальных границ рынка, привлечению более дешевой рабочей силы из пригородных районов, росту маятниковой миграции.
В настоящее время ОАО «РЖД» является монополистом в сфере предоставления производственных услуг ППК (аренда, обслуживание и ремонт подвижного состава) и оказания сопутствующих услуг пассажирам. Этот факт значительно воздействует на величину расходов ППК и их динамику, на возможность оптимизации затрат и на получение дополнительных доходов.
К социально-культурным факторам отнесены изменение численности, плотности, возрастного и социального состава населения, доли городского населения в общей численности, возможность развития маятниковой миграции и новых форм расселения, туризма, санаторно-курортных зон, дачных поселков,
2015/2
Proceedings of Petersburg Transport University
Социально-экономические проблемы
127
а также имидж компании в глазах потребителей и возможности формирования доступной среды на транспорте.
Полигон обслуживания СЗ ППК включает в себя регионы, существенно различающиеся по численности и плотности населения. Все эти факторы определяют интенсивность формирования рынков пригородных перевозок, их структуру, величину спроса на пригородные перевозки. В условиях рецессии значительных изменений динамики и уровня перечисленных факторов не предполагается.
Следует отметить, что на всем полигоне работы компании, за исключением Санкт-Петербурга и Ленинградской области, в период с 2009 по 2014 г. наблюдалось сокращение численности населения как за счет отрицательного значения естественного прироста населения, так и в результате миграции. Проблемные регионы, обслуживаемые компанией (в первую очередь, Псковская и Новгородская области), отличаются высокой долей нетрудоспособного населения, в том числе растущей долей лиц пенсионного возраста. Здесь (а также в Мурманской области и в Республике Карелия) происходит абсолютное сокращение численности экономически активного населения [6].
Позитивная тенденция последних лет связана с развитием туризма и рекреационных услуг в регионе, с ростом популярности отдыха в пригородной зоне. При этом железнодорожный транспорт проигрывает в конкуренции частному автотранспорту высокодоходных сегментов населения. В то же время железнодорожное пригородное сообщение остается основным средством транспорта для жителей дачных поселков, в большинстве своем пользующихся различными формами льготных тарифов.
Технологические факторы связаны с внедрением технологии электронной реализации проездных документов, с уровнем развития автодорог и с возможностями формирования мультимодальных пригородных маршрутов.
В настоящее время в рыночном сегменте пригородных пассажирских перевозок активно развиваются автобусный и таксомоторный
виды транспорта. Для них характерны высокие темпы роста и широкое использование новых технологий. Активно идет строительство высокоскоростных автомагистралей, транспортные средства оснащаются современными телекоммуникационными устройствами. Следует отметить отставание железнодорожного транспорта от автомобильного по уровню технико-технологического развития, обусловленное высоким уровнем износа подвижного состава и недостатком инвестиций в инфраструктуру.
Описанные факторы при проведении PEST-анализа оценивали по вероятности изменения и уровню значимости для компании. Согласованность мнений экспертов оценивали с использованием коэффициента конкор-дации, значение которого составило 0,78, что говорит об удовлетворительной степени согласованности. Сводная оценка факторов представлена в таблице.
Выводы
По результатам PEST-анализа можно сделать следующие выводы. Итоговая оценка (2,721) указывает на среднюю степень готовности компании реагировать на текущие и прогнозируемые факторы макросреды.
Можно выделить факторы внешней среды, на которые компании следует обратить особое внимание:
• закрепление условий предоставления «инфраструктурной субсидии» (оценка с поправкой на вес - 0,227);
• замедление темпов роста доходов населения и их растущая дифференциация (0,208);
• изменение режима налогообложения, введение нулевой ставки НДС по пригородным перевозкам (0,208);
• рост стоимости услуг, предоставляемых ОАО «РЖД» (0,179).
Результаты PEST-анализа могут служить основой для более углубленного анализа возможностей и угроз ППК. Их следует учесть при разработке стратегии развития ОАО «СЗ
ISSN 1815-588Х. Известия ПГУПС
2015/2
128
Социально-экономические проблемы
ППК» и можно использовать в качестве базы для оценки факторов макросреды других пригородных пассажирских компаний.
Библиографический список
1. Арутюнова Д. В. Стратегический менеджмент / Д. В. Арутюнова. - Таганрог : ТТИ ЮФУ, 2010. - 122 с.
2. Дюков И. Стратегия развития бизнеса. Практический подход / И. Дюков. - СПб. : Питер, 2008. -236 с.
3. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на пери-
од до 2030 года (разработан Минэкономразвития РФ). - URL : http://base.garant.ru (дата обращения
15.01.2015) .
4. Распоряжение Правительства РФ от 19.05.2014 № 857-р «Об утверждении Концепции развития пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом». - URL : http://base.consultant.ru (дата обращения 10.01.2015).
5. Томпсон А. А. Стратегический менеджмент : концепции и ситуации для анализа / А. А. Томпсон, А. Дж. Стрикленд. - М. : Вильямс, 2006. - 928 с.
6. Федеральная служба государственной статистики. - URL : http://www.gks.ru (дата обращения
16.01.2015) .
УДК 339.138
Т. М. Шманёв, Е. К. Шмарина
Октябрьская региональная служба развития пассажирских сообщений и предоставления доступа к инфраструктуре ОАО «РЖД»
ФОРМИРОВАНИЕ ТАРИФОВ НА УСЛУГИ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ОАО «РЖД»
В СФЕРЕ ПРИГОРОДНЫХ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК
Рассмотрены общие принципы выделения составляющих в структуре доходов и расходов по перевозкам. Проанализирована инфраструктурная составляющая в структуре расходов, выявлена взаимосвязь между вагоно-километровой работой в пригородном сообщении и полученными ОАО «РЖД» доходами от оказания услуг инфраструктуры.
Тариф, инфраструктурная составляющая, вагоно-километр.
В условиях экономических преобразований и реформ в России и ориентации на ускоренное решение социально-экономических проблем, на повышение жизненного уровня населения, на удовлетворение его потребностей, в том числе в передвижении, эффективное развитие системы пассажирских сообщений приобретает особую актуальность.
Правильная тарификация работ и услуг железнодорожного транспорта - задача слож-
ная, поэтому заслуживает комплексного рассмотрения. Установление тарифов (цен) - одно из самых важных решений в любом бизнесе. Поведение цен на рынке представляет собой сложный процесс, и в зависимости от установленной цены компания может как получить большую прибыль, так и понести значительные потери. Важно отметить, что ценообразование не основано на данных какой-то одной науки, а опирается на знания и достижения
2015/2
Proceedings of Petersburg Transport University