28 (163) - 2010
ПОИСК. ПРОБЛЕМЫ. РЕШЕНИЯ
АНАЛИЗ ЛОКАЛИЗАЦИИ И ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
В. В. СМИРНОВ,
кандидат экономических наук, доцент кафедры отраслевой экономики
E-mail: walera712006@mail. ru Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова
Раскрыты особенности локализации региона и определен его потенциал, показана элементная база структуры валового регионального продукта, проведен анализ инвестиционной привлекательности и отражена ее динамика, рассмотрены составляющие инвестиционного потенциала и риска, выявлены сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы.
Ключевые слова: анализ, динамика, инфраструктура, локализация, привлекательность, рейтинг, риск, эффективность.
Чувашская Республика (ЧР) занимает особое место в экономике Российской Федерации (РФ) [9, с. 34—37]. ЧР является одним из самых малых по площади территориальных образований РФ. Меньшую площадь имеют лишь следующие Республики: Адыгея, Северная Осетия, Ингушетия и Чеченская, а также два города федерального значения — Москва и Санкт-Петербург. Площадь — 18,3тыс. км2 [9, с. 24], — 0,11 % от РФ [9, с. 32] и 74-е место в 2009г. [9,с. 36].
В структуре Приволжского федерального округа (ПФО) ЧР также является самой малой по площади территорией с высокой плотностью населения, и третьей после республик Марий Эл и Мордовии по добыче полезных ископаемых, что объясняется ограниченностью ресурсно-сырьевого потенциала [9, с. 25].
Рассмотрим особенности локализации административно-территориального образования ЧР.
Сразу отметим, что исторические аспекты специфики формирования и развития административно-территориального образования «Чувашия» достаточно подробно изложены в научной литературе [2, 3,4,5,7],в которой были обоснованы следующие положения.
В ХУ—ХПвв. до н. э. на территории, где ныне находится ЧР, установились климатические и природные условия, схожие с современными. Это позволило племенам заниматься охотой, рыболовством и сбором съедобных растений. Позднее, в 111—1 вв. до н. э., общины освоили подсечно-огневое земледелие и животноводство. Тюркоязычные предки чувашей — болгары и сувары — появились в Среднем Поволжье в УИ—УШвв., их прародиной была Центральная Азия. На новом месте болгарские и су-варские племена поселились среди финно-угорских племен и заняли здесь главенствующее положение.
В Среднем Поволжье вХв. образовалось феодальное государство Волжская Булгария, куда вошла и территория современной Чувашии. Кроме булгар в этом государстве проживали и другие племена (древние мадьяры, буртасы, древние мари и др.), происходило их смешение, создавались новые этносы. В 1236—1238гг. государство было разгромлено монголо-татарами и вошло в состав Золотой Орды, позднее — Казанского ханства. Начавшееся с XIII в. смешение булгар и финно-угров с кыпчаками-татарами привело к формированию новых народностей, в том числе и группы низовых
чувашей (анатри). Основная масса чувашей обитала в северной половине современной ЧР. Юго-восточная часть территории Чувашии в конце XIV — начале ХУв. превратилась в «дикое поле».
Во второй половине XVI в. Чувашия вошла в состав Русского государства. Постепенно на территории Чувашии возникают административные и военно-опорные пункты: в 1589г. — Цивильск и в 1590 г. — Ядрин. Благодаря организации сторожевой службы и строительству укрепленной линии Тетюши-Алатырь-Темников чувашские крестьяне в ХУ1—ХУПвв. начали возвращаться в «дикое поле» и основывать селения. Они занимались земледелием: выращивали рожь, овес и коноплю. В лесах заготавливали орехи, хмель, ягоды. Располагаясь в бассейне Волги на великом водном пути и имея значительные товарные ресурсы, Чувашия активно втягивалась в систему всероссийского рынка.
В XVIII в. вывоз товаров из Чувашии в ценовом выражении в 9—10 раз превышал ввоз.
В XIXв. население Чувашии широко вовлекалось в лесозаготовку и деревообработку. Этому способствовало и развитие железной дороги. С завершением в 1990-хгг. строительства линии Московско-Казанской железной дороги Алатырь — Казань связь Чувашии с другими районами страны улучшилась.
В то же время ЧР как политико-административная единица в составе России до 1920 г. не существовала.
В монографии «Политическая география: проблемы и методы» В. А. Колосов отмечал: «...АТД (административно-территориальное деление) царской России, установленное Екатериной II в «Учреждении о губерниях» (1775 г.), предусматривало губернии, вытянутые вдоль крупных рек, и уезды вдоль основных дорог в целях более быстрой и удобной переброски войск на усмирение крестьянских волнений». Политико-административные границы пересекали этнические. Например, «ареал расселения татар был поделен между пятью губерниями, в каждой из которых в отдельности преобладало русское население» [6]. Также был поделен между губерниями и ареал расселения чувашей.
Создание национально-территориальных государственных образований было одной из важнейших составных частей национальной политики при разработке нового государственного устройства России после Октябрьской революции 1917 г.
Декретом ВЦИК и СНК от 24.06.1920 вначале была образована Чувашская автономная область, в состав которой вошли 3 полных уезда Казанской
губернии (Цивильский, Чебоксарский, Ядрин-ский), 5 волостей Буинского уезда и 3 волости Курмышскогоуезда(рис. 1).
В 1925 г. территория Чувашской автономной области была расширена за счет присоединения 3 волостей Алатырского уезда Симбирской губернии.
Постановлением ВЦИК от 21.04.1925 Чувашская автономная область была преобразована в Чувашскую автономную советскую социалистическую республику в составе РСФСР.
В 1927 г. уезды и волости были упразднены и образованы районы. Впоследствии количество районов несколько раз менялось (некоторые районы объединялись, а некоторые — разъединялись).
В данном контексте следует отметить, что в СССР административно-территориальное деление проводилось с учетом экономических, исторических, национальных, природных и других факторов и представляло собой внутренне согласованные части территории, в соответствии с которыми строилась система местных органов власти, государственных органов и общественных организаций на местах в целях обеспечения комплексного экономического и социального развития территорий и эффективной деятельности государственного аппарата [6, с. 81].
Рис. 1. Схема национально-территориальных государственных образований Поволжья
Чувашия расположена в северо-восточной части Приволжской возвышенности, называемой Чувашским плато, которое имеет общий уклон к северу, где обрывается крупным нагорным берегом Волги, высота которого местами достигает 110—120 м над уровнем моря и 60—70 м над уровнем реки в межень.
На западе и юго-западе плато переходит в Сур-ский прогиб с абсолютной высотой ниже 100—150 м. Наибольшей высоты плато достигает на юге, в районе водораздела Суры и Свияги, где преобладают отметки 200—220 м. Максимальная высота достигает 240—245 м. Самая северная часть территории находится на левом берегу Волги, в Марийской низине. Здесь высота местности не превышает 50—70 м над уровнем моря. Это — лесное Заволжье, занимающее 3 % площади республики, а большая часть ее территории расположена на правом берегу реки Волги, в междуречье Суры и Свияги.
Расстояние от крайней северной точки (географические координаты 56 градусов 24 минуты с. ш.) до крайней южной точки (54 градуса 38 минут с. ш.) составляет примерно 190 км, а от крайней восточной точки (46 градусов 27 минут в. д.) до крайней западной точки (46 градусов 00 минут в. д.) — около 160 км.
Территория ЧР характеризуется несложным геологическим строением. В связи с тем, что левобережная и правобережная части формировались в разных геологических условиях, рельеф левобережной части низменный, а правобережной — возвышенный, холмистый, осложненный оврагами, балками и небольшими реками. Климат — умеренно-континентальный, с резко выраженными чертами времен года. Из-за вытянутости с севера на юг наблюдаются температурные различия до 2—3°С между крайними точками ЧР. С севера на юг меняются и природные комплексы — от тайги до лесостепей и степей.
На рис. 2 схематично отображена административно-территориальная локализация ЧР в структуре ПФО.
Чувашия — президентская республика в составе РФ. Президент ЧР — высшее должностное лицо и глава исполнительной власти республики, гарант эффективного функционирования всей системы государственности. Президент координирует взаимодействие всех ветвей власти. Высший орган исполнительной власти — Кабинет министров во главе с председателем, который избирается на Верховном совете.
Экономика ЧР обладает значительным потенциалом и устойчивой структурой общественных отношений, определяющих меру социально-экономического роста. В последние годы в развитии экономики преобладали позитивные тенденции. Вместе с тем влияние мирового финансового кризиса отражается на замедлении темпов роста основныхмакроэкономичес-ких показателей, реализации намеченныхпланов [11].
Изменение экономического положения ЧР на макроуровне характеризуется динамикой и структурой валового регионального продукта (ВРП), пропорции которого отражают сдвиги в сферах производства, распределения и использования создаваемых в экономике товаров и услуг. Рассматривая структуру ВРП ЧР 2007 г. в формате общероссийского классификатора видов
Республика Мордовия
Рис. 2. Схема административно-территориального размещения ЧР в структуре ПФО
экономической деятельности (ОКВЭД), можно выделить разделы: А — 9,4%, В — 0%, С — 0,1 %, Б - 25,2%, Е - 5,7%, Б - 11,1%, О - 16,7%, Н — 0,7%, I — 8,6%, I — 0,3 %, К — 6,7%, Ь — 5,5 %, М — 3,9%,М — 4,7%, 0—1,4 [12].
Ведущее место в экономике ЧР занимает промышленный комплекс, который включает три вида экономической деятельности: добычу полезных ископаемых (раздел С), обрабатывающие производства (раздел Б) и производство и распределение электроэнергии, газа и воды (раздел Е).
Организации промышленного комплекса республики обеспечивают более 30 % ВРП, около 45 % налоговых поступлений в бюджетную систему РФ и свыше 65 % сальдированного финансового результата. Каждый четвертый работающий в республике трудится в промышленном комплексе.
В структуре обрабатывающих производств, доля которых в объеме отгруженной продукции промышленного комплекса составляет 87,2%, доминирующее положение занимают организации машиностроительного комплекса — 53,0%. Производства пищевых продуктов — 20,5 %, химического производства — 8,5%, производства прочих неметаллических минеральных продуктов — 6,9 % и текстильного и швейного производства — 3,7 %.
Наиболее крупные организации машиностроительного комплекса республики — акционерные общества «Промтрактор», «Чебоксарский агрегатный завод», «Научно-производственный комплекс «ЭЛАРА имени ГА. Ильенко», «Чебоксарский электроаппаратный завод», «Шумерлинский завод специализированных автомобилей», «Комбинат автомобильных фургонов», ФГУП «Чебоксарское производственное объединение им. В. И. Чапаева», ЗАО «Промтрактор-Вагон».
Особое место в экономике ЧР занимает агропромышленный комплекс. Сегодня в сельском хозяйстве ЧР создается около 10 % ВРП.
Сложившаяся специализация сельского хозяйства на производстве овощей, картофеля, молока, мяса, зерна, технических культур, хмеля и кормов для животноводства соответствует природно-экономическим условиям республики. Основные отрасли животноводства — мясомолочное скотоводство, свиноводство, птицеводство и пчеловодство. В ЧР занимаются разведением крупного рогатого скота молочного направления, свиней, овец, птицы (кур, гусей, уток). Имеются специализированные предприятия, занимающиеся прудовым рыбоводством. Основными производителями сельскохозяйственной продукции являются
сельскохозяйственные предприятия и хозяйства населения.
Ведущими организациями отрасли являются ОАО «АККонд», филиал «Молочный комбинат «Чебоксарский» ОАО Компания «ЮНИМИЛК», филиал ФГУП «Росспиртпром» — «Ликероводоч-ный завод «Чебоксарский», ОАО «Чебоксарская пивоваренная фирма «Букет Чувашии», ООО «Вурнарский мясокомбинат», ОАО «Чувашский бройлер» и др.
На основе изложенного можно сделать вывод: ЧР обладает определенным потенциалом для рационального и оптимального социально-экономического развития, обусловленным благоприятным административно-территориальным размещением, статусом и особой структурой экономики.
С целью определения возможностей для эффективности использования потенциала ЧР следует провести исследование ее инвестиционной привлекательности.
Следует отметить, что диагностика инвестиционного климата в регионе — это актуальная задача для региональных властей. Адекватная картина его состояния является отправной точкой для разработки региональных программ инвестиционного развития. Мониторинг инвестиционного климата в регионе способствует повышению эффективности регулирующих воздействий региональных администраций, касающихся инвестиционной сферы региона [8, с. 100].
В современной научно-практической литературе используются следующие рейтинги и комплексные оценки, ранжирующие территории по различнымкритериям (табл. 1) [1, с. 100].
Для объективной оценки инвестиционной привлекательности рассмотрим ЧР и регионы ПФО, используя данные национального рейтингового агентства «Эксперт РА».
В 2009 г. «Эксперт РА» подготовило четырнадцатый рейтинг инвестиционной привлекательности регионов [13].
Рейтинг инвестиционной привлекательности — это взаимосвязанная оценка двух основных составляющих инвестиционной привлекательности: риска и потенциала.
Величина инвестиционного риска показывает вероятность потери инвестиций и дохода от них. Интегральный риск складывается из семи (восьми) видов риска. Ранг региона по каждому виду риска определялся по значению индекса инвестиционного риска — относительному отклонению от среднероссийского уровня, принимаемому за единицу.
Таблица 1
Рейтинги и комплексные оценки регионов
Рейтинг Организация, осуществляющая рейтинг
Рейтинг деловой конкурентоспособности стран и ряда регионов Международный институт развития менеджмента, г. Лозанна
Кредитные рейтинги стран и регионов Международные рейтинговые агентства Standard & Poor's, Moody's Investors Service и Fitch
Рейтинг экономического развития регионов РФ Госкомстат, Совет по организации производительных сил при Минэкономразвития России
Комплексная оценка социально-экономического развития регионов Минэкономразвития и Минфин России
Рейтинги инвестиционной привлекательности регионов РФ Рейтинговое агентство журнала «Эксперт»
Рейтинги финансовой устойчивости и кредитоспособности регионов РФ Центр экономического анализа рейтингового агентства «Интерфакс»
Рейтинг дотационных регионов Минрегионразвития России
Рейтинги по производству различных видов продукции в регионах Отраслевые структуры, исследовательские агентства
Рейтинг благоприятности предпринимательского климата ВЦИОМ
Рейтинги популярности руководителей регионов, электоральные рейтинги Политологические и социологические центры, Рейтинговое агентство журнала «Эксперт»
Рейтинги региональных Интернет-порталов В России — «Рамблер», SpyLOG
Рейтинги городов мира по числу проживающих в них миллиардеров Журнал «Форбс»
Спортивные рейтинги регионов
Рейтинги криминализации регионов
Рейтинги коррумпированности властей
Инвестиционный потенциал учитывает основные макроэкономические характеристики: насыщенность территории факторами производства, потребительский спрос населения и другие параметры. Совокупный инвестиционный потенциал региона складывается из девяти (восьми) частных потенциалов, каждый из которых в свою очередь характеризуется целой группой показателей. Ранг отдельного региона по каждому виду потенциала зависит от количественной оценки величины его потенциала как доли (в процентах) в суммарном потенциале всех российских регионов.
Общий показатель потенциала или риска рассчитывается как взвешенная сумма частных видов потенциала или риска. Показатели суммируются, каждый со своим весовым коэффициентом. Итоговый ранг региона рассчитывается по величине взвешенной суммы частных показателей. В результате, каждый регион помимо его ранга характеризуется количественной оценкой: насколько велик его потенциал как объекта инвестиций и до какой степени велик риск инвестирования в данный регион по сравнению со среднероссийским.
Рейтинг социально-экономического развития субъектов Федерации по существу является комплексной оценкой текущего состояния регионов с точки зрения их экономического и социального развития, т. е. рейтинговая оценка такого рода от-
ражает общую эффективность использования территориальных ресурсов, в том числе особенности и уровень эффективности управления региональной экономикой [10, с. 45—46].
Инвестиционный потенциал и риск регионов ПФО отображен в табл. 2—3, а составляющие рейтинга инвестиционного потенциала и риска ЧР сведены в табл. 4—5 [13].
Динамика инвестиционной привлекательности ЧР отражает ее стабилизацию в сравнении с регионами ПФО. Базисом стабилизации инвестиционной привлекательности является осуществляемая руководством республики целенаправленная инвестиционная политика. Процесс поддержки инвестиционных программ, включающих приоритетные инновационные проекты, поддерживаемые Кабинетом министров ЧР, осуществляется путем предоставления государственных гарантий, бюд-жетныхкредитов, налоговыхльгот.
В то же время по сравнению со среднероссийским уровнем инвестиций в основной капитал в ЧР наблюдается неустойчивая динамика роста [9, с. 928-931].
В 2001г. темп роста инвестиций в основной капитал в ЧР составил 117,3 % (по России —110%), в 2002г. - 117,8 % (по России - 102,8 %), в 2003 г. -117,9% (по РФ - 112,5%), в 2004г. - 119,7% (по России — 111,7%).
В 2005 г. наметилось замедление темпов роста объемов инвестиций в основной капитал 105,7% (по РФ — 110,9%).
В 2006 г. достигнуты высокие темпы инвестиционной активности — объем инвестиций в основной капитал составил 117,5 % (по РФ — 116,7 %).
В 2007 г. в основной капитал республики за счет всех источников финансирования вложено 37 209,4 млн руб. инвестиций, или 122,2% к уровню 2006 г., по сравнению с 2000 г. увеличился более чем в 3 раза в сопоставимых ценах (по РФ — в 2,2 раза).
В 2008 г. в основной капитал республики за счет всех источников финансирования вложено 49 608,7
Инвестиционный I
млн руб. инвестиций, или 103,7 % к уровню 2007 г. (по РФ — 109,8 %).
В январе — сентябре 2009 г. в основной капитал ЧР за счет всех источников финансирования вложено 20 791,5 млн руб. инвестиций, или 73,3% от уровня января — сентября 2008 г. На строительство, расширение, реконструкцию и техперевооружение жилищ было направлено 7 115,3 млн руб. (34,2% от общего объема инвестиций), зданий и сооружений — 8 677,5 млн руб. (41,7%), на приобретение машин, оборудования, транспортных средств, инструмента — 4 662,8 млн руб. (22,4%) и на возмещение прочихзатрат— 335,8 млнруб. (1,6%).
Таблица 2
енциал регионов ПФО
Регион Год
1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Республика Башкортостан 22 20 12 13 11 12 15 15 15 14 15 15 15 14
Республика Марий Эл 71 72 69 70 71 69 71 71 71 70 71 72 72 73
Республика Мордовия 55 60 60 60 66 63 60 61 62 62 65 65 65 64
Республика Татарстан 14 15 9 14 8 7 9 10 9 8 10 10 8 7
Удмуртская Республика 32 41 37 36 39 37 38 39 41 42 46 46 42 40
Чувашская Республика 47 48 48 48 56 53 47 50 52 49 54 58 57 52
Коми-Пермяцкий АО* 87 87 84 86 86 86 86 88 87 87 7 8 13 8
Пермская область* 21 11 8 8 9 11 12 11 11 13
Кировская область 70 63 56 53 54 56 59 58 55 55 55 53 55 54
Нижегородская область 19 13 10 9 14 9 8 7 6 6 11 11 9 9
Оренбургская область 35 30 25 29 24 24 29 30 30 29 31 28 29 28
Пензенская область 48 54 49 50 51 49 48 47 49 51 52 52 48 47
Самарская область 6 8 7 5 7 8 6 6 8 7 9 9 10 12
Саратовская область 10 18 21 21 21 20 21 20 20 23 24 26 24 23
Ульяновская область 39 46 42 38 40 44 46 48 46 48 50 51 49 49
*В 2006 г. Коми-Пермяцкий АО и Пермская обл. преобразованы в Пермский край.
Таблица 3
Инвестиционный риск регионов ПФО**
Регион Год
1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Республика Башкортостан 19 8 38 24 8 21 17 11 10 13 3 13 15 9
Республика Марий Эл 18 22 37 44 47 57 60 60 69 65 68 58 59 63
Республика Мордовия 66 55 22 14 19 37 27 45 11 11 7 21 30 22
Республика Татарстан 1 4 4 3 5 9 9 5 6 5 9 7 4 12
Удмуртская Республика 33 66 77 36 24 44 41 25 44 49 51 71 58 34
Чувашская Республика 36 48 33 16 18 23 16 21 20 17 18 12 10 18
Коми-Пермяцкий АО* 77 67 59 46 67 72 72 77 72 75 19 22 49 55
Пермская область* 30 39 31 11 34 42 38 32 14 22
Кировская область 26 36 61 41 39 28 26 24 33 44 52 49 71 53
Нижегородская область 2 5 13 8 13 18 15 7 9 8 15 8 9 24
Оренбургская область 68 33 28 38 75 49 47 51 38 29 27 20 13 28
Пензенская область 42 30 58 43 41 48 42 41 28 26 30 45 38 5
Самарская область 23 29 10 15 23 38 28 16 21 20 22 29 41 32
Саратовская область 51 15 6 13 7 12 23 28 23 27 20 26 34 15
Ульяновская область 35 44 20 25 20 31 40 49 56 60 60 67 39 11
*В 2006 г. Коми-Пермяцкий АО и Пермская обл. преобразованы в Пермский край.
** За 1996—1997 гг. рейтинг инвестиционного риска получен без учета законодательной составляющей.
Таблица 4
Составляющие рейтинга инвестиционного потенциала ЧР
Год рейтинга Ранг потенциала Доля в общероссийском потенциале, % Ранги составляющих инвестиционного потенциала
Потребительский Трудовой Производственный Инфраструктурный Финансовый Инновационный Институциональный Природно-ресурсный Туристический
2009 52 0,672 57 41 48 19 55 38 43 78 49
2008 57 0,569 57 37 48 45 54 32 44 79 48
2007 58 0,508 53 38 50 46 53 46 51 79 47
2006 54 0,561 56 40 51 16 56 31 50 82 54
2005 49 0,603 55 42 49 19 57 31 38 83 52
2004 52 0,615 53 39 47 19 53 36 49 83 —
2003 50 0,651 54 48 57 14 57 37 43 83 —
2002 47 0,654 56 33 48 15 57 31 39 83 —
2001 53 0,623 51 53 49 15 59 35 48 83 —
2000 56 0,589 60 51 49 15 59 38 45 82 —
1999 48 0,71 59 49 48 15 41 29 49 82 —
1998 48 0,694 53 53 51 12 46 33 46 81 —
1997 48 — 41 — 49 18 — 33 32 74 —
1996 47 — 49 — 48 19 — 12 45 74 —
Таблица 5
Составляющие рейтинга инвестиционного риска ЧР
Год рейтинга Ранг риска Ранг риска без учета законодательного риска Средневзвешенный индекс риска (Россия=1) Ранги составляющих инвестиционного риска
Законодательный Политический Экономический Финансовый Социальный Криминальный Экологический Управленческий
2009 18 — 0,918 58 — 44 21 49 6 6 14
2008 10 — 0,885 42 — 57 18 37 11 8 2
2007 12 — 0,877 25 — 30 54 22 14 7 10
2006 18 — 0,964 27 39 32 58 39 26 7 9
2005 17 — 0,942 16 26 61 38 23 19 8 —
2004 20 — 0,988 18 46 64 33 27 23 8 —
2003 21 — 0,919 40 45 53 47 48 6 5 —
2002 16 — 0,915 34 45 49 46 52 10 9 —
2001 23 — 0,958 30 32 56 45 64 18 9 —
2000 18 — 0,922 33 32 60 49 31 22 11 —
1999 16 — 0,841 36 59 40 17 33 15 7 —
1998 33 19 1,003 65 60 72 26 22 37 6 —
1997 — 48 — — 76 49 — 69 28 8 —
1996 — 36 — — 66 40 — 69 28 8 —
Из общего объема инвестиций 13 088,3 млн руб. (63,0%) приходилось на долю субъектов, не относящихся к малому предпринимательству.
В качестве факторов, сдерживающих инвестиционную активность предприятий, следует отметить недостаточное наличие собственных средств, высокие инвестиционные риски и, соответственно, цена заемного капитала, сложный механизм получения кредитов для реализации инвестиционных проектов и низкая прибыльность инвестиций в основной капитал.
Следует отметить, что эффективная система регионального управления становится решающим фактором для привлечения инвесторов в ЧР.
Например, ранг управленческого риска в 2007—2008гг. ЧР составлял «2», что позволило войти в десятку лучших регионов с наименьшими интегральными инвестиционными рисками. Причем для Чувашии — это первое «попадание» в «Топ-10». При этом в 2008 — 2009 гг. ранг управленческого риска ЧР составил «14» и как следствие регион отсутствуетв «Топ-10» [13].
На первый план инвестиционного процесса в ЧР выходит коррупционно-криминальная составляющая. Коммерческие структуры, образованные региональными чиновниками, менеджмент которых укомплектован преимущественно по родственному принципу, часто оказываются негибкими и нежизнеспособными при ухудшении внешних факторов. Вновь активизировался передел собственности, возобновились случаи «административного» рейдерства. Выросло и число правонарушений финансового характера.
Законодательный риск утратил приоритетность в глазах инвесторов вследствие ограничения федеральной властью возможностей введения новых законодательных норм. Вместе с тем региональные власти стали более тщательно подходить к стимулированию инвесторов, а именно, в ЧР были приняты нормативные акты, предписывающие обязательное проведение оценки эффективности инвестиционных проектов в качестве условия предоставления льгот инвесторам.
Значимость социального риска возросла в связи с продолжающимся сокращением рабочих мест,
снижением доходов населения, стабильно высоким уровнем бедности, неудовлетворительным функционированием жилищно-коммунального хозяйства (сохранилась высокая аварийность теплосетей).
При расчете экологического риска ЧР, учитывающего интенсивность воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду, на природно-климатические условия жизнедеятельности человека, выявлено явное его снижение [11].
Наблюдается качественное снижение криминального риска, что связано с усилением координационной деятельности федеральных и региональных служб обеспечения общественного правопорядка и ростом самосознательности граждан ЧР.
В целом анализ инвестиционной привлекательности дает основание согласиться с SWOT-анализом, приведенным в Законе ЧР «О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республикидо2020г.» (табл. 6—7) [11].
Таким образом, локализуясь в центре Поволжья, ЧР является небольшим по территории, но динамично развивающимся и обладающим определенной привлекательностью для инвесто-
Таблица 6
SWOT-анализ — сильные и слабые стороны
S (сильные стороны) W (слабые стороны)
Выгодное географическое положение на берегах великой р. Волги, в центре европейской части России, стратегическое пересечение важнейших железнодорожных, водных, воздушных и автомобильных магистралей, близость мегаполисов и регионов с высоким платежеспособным спросом населения Недостаточная бюджетная обеспеченность
Политическая стабильность, межэтническое и межконфессиональное согласие, инновационный характер социально-экономической политики и эффективность бюджетной системы Ограниченность минерально-сырьевых ресурсов республики, отсутствие стратегических видов полезных ископаемых
Полная согласованность действий с федеральным центром Отсутствие истории и традиций предпринимательства
Сформировавшийся имидж надежного и проверенного партнера. Сотрудничество с группой Всемирного банка, Всемирной организацией здравоохранения и другими международными организациями Неразвитость инфраструктуры инновационной деятельности, недостаточная связь науки и производства, недофинансирование прикладной науки
Положительная кредитная история, наличие ответственной долговой стратегии, прозрачная система общественных финансов, высокая диверсификация собственныхдоходов республиканского бюджета ЧР. Повышение рейтинга Международным рейтинговым агентством до Ва2 с прогнозом «стабильный», рейтинговым агентством Moody's Interfax — по российской национальной шкале с АаЗ. гадоАа2.га Неразвитость инвестопроводящих структур, недостаточная практика выхода организаций на фондовый рынок
Официально признанная современная система государственного управления, развитое и активно поддерживаемое государственной властью местное самоуправление, эффективная на фоне других регионов деятельность государственных гражданских служащих Чувашской Республики и муниципальных служащих Отсутствие современной логистической инфраструктуры
Наличие современной общественной инфраструктуры относительно других регионов Российской Федерации Значительный износ основных фондов в отдельных отраслях экономики и инженерной инфраструктуры
Окончание табл. 6
в (сильные стороны) W (слабые стороны)
Устойчивый экономический рост на протяжении последних лет Высокая степень дифференциации муниципальных образований Чувашской Республики по уровню социально-экономического развития
Достаточно высокий интеллектуальный, культурный и духовный потенциал, эффективное использование которого способно обеспечить дальнейшее социально-экономическое развитие республики
Достаточный ресурс рабочей силы
Проведение политики информационной открытости
Относительно благоприятная экологическая обстановка и благоустройство территорий
Таблица 7
SWOT-aнaлиз — возможности и угрозы
Возможности Угрозы
Превращение ЧР в республику—сад — крупный образовательный, культурный и исследовательский центр, утопающий в зелени, с красивой современной архитектурой и огромным числом достопримечательностей, великолепными парками и цветниками, что будет отличать Чувашию от других регионов России Старение населения республики, возрастание демографической нагрузки на трудоспособное население
Выход ЧР на внешние рынки с брендом «экологические чистые продукты из экологически чистого региона»
Наличие благоприятных условий для активного проведения преобразований в экономике и социальной сфере, развития бизнеса и привлечения стратегических партнеров для производства высокотехнологичных продуктов ведущих мировых брендов Незначительный удельный вес конкурентоспособных производственных мощностей
Наличие структурированных бизнес-групп, сформировавшегося слоя эффективных менеджеров и собственников; имеющийся производственный потенциал Жесткая конкуренция на мировых рынках технологий, обусловливающая трудности выхода с инновационной продукцией на мировой рынок
Максимально полное удовлетворение потребностей населения в экологически чистых продуктах питания Наличие неэффективных собственников
Наличие рынков услуг связи, соответствующих мировым стандартам и обеспечивающих широкий доступ населения к информационным ресурсам Усиление отставания в техническом развитии организаций ряда производств, снижение их эффективности
Значительный рост поставок товаров и услуг в регионы с высоким платежеспособным спросом населения Отставание в экономическом развитии и снижение финансово-экономической самостоятельности отдельных муниципальных образований, что приводит к неравномудоступу населения к основным социально-экономическим благам и услугам
Эффективное использование относительно низкого уровня доходов населения для стимулирования активной трудовой и предпринимательской деятельности Ухудшение качества окружающей среды из-за резко возросшей автомобилизации городов, интенсивного использования природныхресурсов, продолжающегося роста промышленного производства, увеличения и накопления отходов производства и потребления
ров регионом. При этом отличительной чертой ЧР является малая площадь территории (регион с высокой плотностью населения) и ограниченность ресурсно-сырьевого потенциала.
Серьезная трансформация политической и социально-экономической ситуации ЧР за последние девятнадцать лет привела к существенным изменениям в плане инвестиционной привлекательности. Динамика инвестиционной привлекательности ЧР за 1996—2009 гг. в целом имеет положительный тренд. На данный процесс не смогли оказать существенного влияния даже
такие факторы, как изменение межбюджетных отношений, рост коррупционно-криминальной составляющей инвестиционного процесса, усложнение внутриполитической ситуации и ограниченность природно-ресурсного потенциала. При этом в условиях кризиса возросла значимость инфраструктурного потенциала ЧР, существенно влияющая на издержки производства в российских условиях. При определении площадки для инвестиций бизнес уже в большей степени ориентируется на доступность имеющейся инфраструктуры региона.
Список литературы
1. Важенина И. С. Концептуальные основы формирования и совершенствования репутации региона // Региональная экономика: теория и практика, 2007. № 8 (47). 228 с.
2. Димитриев В. Д. Мирное присоединение Чувашии к Российскому государству. Чебоксары: НАНИ ЧР, 2001. 118 с.
3. Димитриев В. Д. Чебоксары. Очерки истории города конца ХШ—ХУП веков / отв. ред. В. А. Прохорова. Чебоксары: ЧГИГН, 2003. 178 с.
4. История Чувашии новейшего времени. Чебоксары: Изд-во ЧГИГН, 2001. Кн. 1: 1917-1945/ А. В. Изоркин, В. Н. Клементьев, Г. А. Александров. Предисл. И. И. Бойко. 2001. 261 с.
5. Каховский В. Д. Происхождение чувашского народа: 3-е изд., перераб. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во,2003. 463 с.
6. Колосов В. А. Политическая география: проблемы и методы / Отв. ред. С. Б. Лавров. — Л.: НаукаЛенингр. отд-ние, 1988. 190 с.
7. Миллер Г. Ф. Описание живущих в Казанской губернии языческих народов, яко то черемис, чуваш и вотяков. Издание Императорской академиинаук. 1791. 110 с.
8. Рахимов Т. Экспресс-методика оценки инвестиционного климата на региональном уровне // Проблемы теории и практики управления. 2007. № 4. 128 с.
9. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009: Стат. сб. / Росстат. М., 2009. 990 с.
10. Точеная Т.Л.Стратегический и конъюнктурный подходы к оценке инвестиционной деятельности в регионе // Региональная экономика: теория и практика, 2007. № 8 (47). 228 с.
И. Официальный портал органов власти Чувашской Республики: официальный сайт. URL: http://www. cap. ru.
12. Федеральная служба государственной статистики: официальный сайт: URL: http://www. gks. ru.
13. Эксперт PA. Рейтинговое агентство: официальный сайт. URL: http://www. raexpert. ru.