2005
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Менеджмент, Экономика, Финансы
№88(6)
УДК 656.7:658
АНАЛИЗ КОНЪЮНКТУРООБРАЗУЮЩИХ ФАКТОРОВ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИХ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЧАРТЕРНОЙ ПЕРЕВОЗКИ
В.А. МЕЛАНИН, В.С. ПАНИНА
Статья представлена доктором экономических наук, доцентом Костроминой Е.В.
В статье рассмотрена и проанализирована степень влияния различных конъюнктурообразующих факторов на количество чартерных перевозок. Предложены рекомендации авиакомпаниям в вопросе осуществления чартерных перевозок, связанным с учетом проанализированных факторов.
Конъюнктура рынка авиатранспортных услуг формируется под влиянием множества факторов, то есть тех причин, которые определяют условия возникновения и развития рыночного процесса. Конъюнктурообразующие факторы являются движущей силой развития конъюнктуры, они определяют положение дел на рынке в каждый момент времени.
С позиции макроэкономического представления о рынке авиатранспортных услуг как нерасчлененной части системы высокого уровня, множество факторов, формирующих его конъюнктуру, с учетом различных аспектов можно представить в виде следующих групп:
• государственно-политические;
• экономические;
• технические;
• демографические;
• социально-психологические;
• естественно-географические;
• прочие.
Рассмотрим влияние некоторых факторов на количество чартерных перевозок:
• престиж национальной гражданской авиации на международной арене
Данный фактор не имеет непосредственного влияния на количество чартерных рейсов, поскольку престиж гражданской авиации формируется в целом по стране, и рейсы, которые могут влиять на ее престиж (престижные рейсы), выполняются очень редко и могут быть необязательно чартерными.
• необходимость обеспечивать государственные интересы, в том числе обороноспособность страны
Данный фактор наиболее тесно связан в целом с гражданской авиацией нашей страны. Авиация является стратегическим резервом страны, а состояние авиационного парка показывает готовность страны к участию в мероприятиях различного рода по обеспечению обороноспособности.
• уровень стабильности политической обстановки в отдельных странах и регионах
Нет необходимости говорить, что стабильность политической обстановки напрямую влияет на выполнение чартерного рейса. Если в каком-либо регионе или стране наблюдаются политические катаклизмы, то у перевозчика, выполняющего чартерный рейс, могут возникнуть определенные проблемы, особенно если рейс туристический. Во-первых, может осложниться процедура получения разрешений на пролет границ данного государства, а во-вторых, перевозчик может вообще лишиться загрузки рейса, поскольку мнительные пассажиры могут отказаться лететь над или через данную страну.
• характер взаимоотношений государств, осуществляющих международные перевозки, а также стран, через территории которых производятся полеты
Поскольку международные перевозки в большинстве своем носят чартерный характер, то данный фактор напрямую влияет на выполнение чартерных полетов. В том случае, если между странами, участвующими в выполнении перевозки такого рода, не достигнуты взаимные соглашения и не налажены межгосударственные отношения, выполнение чартерных перевозок будет сильно затруднено.
• национальная политика государств в области развития внешнеэкономических связей (внешняя торговля, международный туризм, культурный, спортивный и научный обмен)
Данный фактор имеет непосредственное отношение к чартерным перевозкам. Любое государство имеет свои направления в области развития внешнеэкономических связей. В тех государствах, где интенсивно развивают туризм, внешнюю торговлю и другие формы взаимодействия с другими государствами, чартерные перевозки пользуются достаточно устойчивым спросом, поскольку напрямую участвуют в товарообмене и перевозке туристов из государства в государство.
• государственно-монополистическое и договорно-правовое регулирование
авиаперевозок
Данный фактор неразрывно связан с самим обеспечением как любого рейса вообще, так, в частности, и чартерного.
• уровень экономического развития стран и регионов
Уровень экономического развития стран и регионов неразрывно связан с доходностью и платежеспособностью населения в этих странах и регионах. А доходность и платежеспособность, в свою очередь, напрямую воздействует на потребности населения и на его способность оплачивать свои желания, например, такие как путешествия по другим странам и поездки, имеющие деловой характер, с целью налаживания партнерских отношений с компаниями других государств. Все это не может не оказывать влияние на чартерные перевозки между государствами.
• валовой национальный продукт, темпы его прироста
Чем выше будет валовой национальный продукт, тем выше будет средний уровень дохода на душу населения, а, следовательно, и чартерных перевозок в стране будет выполняться больше, поскольку 80% рейсов выполняется для удовлетворения спроса обыкновенных граждан, потребности которых растут с увеличением их личного дохода.
• состояние общехозяйственной конъюнктуры
Состояние конъюнктуры рынков страны может отражаться на количестве чартерных рейсов в стране, поскольку авиация является самым быстрым и безопасным средством транспорта и при развитии общехозяйственной конъюнктуры увеличивается общее количество транспортных перевозок, в том числе и авиационных.
• структурные сдвиги в экономике
Если структурные сдвиги в экономике имеют положительный характер, то их влияние на количество чартерных перевозок будет также положительным, т.е. будет наблюдаться увеличение перевозок. Кроме того, положительные сдвиги в экономике ведут к обновлению парка воздушных судов, что в свою очередь положительным образом сказывается на увеличении перевозок, в общем, и чартерных, в особенности.
• объемы внешней торговли, ее динамика
Увеличение внешней торговли повлечет за собой увеличение международных авиаперевозок. Поскольку более 70% международных перевозок являются чартерными, то количество выполняемых чартерных рейсов также возрастет.
• состояние рынков продукции других видов транспорта
Состояние других видов транспорта оказывает прямое воздействие на авиационные перевозки. В том случае, если состояние других видов транспорта будет неудовлетворительным, спрос на авиаперевозки резко возрастет. Если же другие виды транспорта будут хорошо развиты, надежны и безопасны, то они могут составить серьезную конкуренцию воздушному транспорту. Что же касается непосредственного влияния данного фактора именно на чартерные перевозки, то связь здесь достаточно слаба.
• энергетические проблемы, цена авиационного топлива
От цены авиатоплива может зависеть количество чартерных рейсов, как и всех авиационных рейсов в целом, в случае резких изменений цены, но напрямую цена авиатоплива не влияет на количество чартерных рейсов.
• состояние валютного рынка
Поскольку в настоящее время мировые цены на производство авиатранспортной продукции исчисляются в валюте, а именно в евро или американских долларах, то стабильность и устойчивость валютного рынка неразрывно влияет на выполнение любых рейсов, в том числе и чартерных.
• состояние платежного и торгового баланса
В том случае, если на рынке авиаперевозок спрос превышает предложение, то соответственно увеличивается и количество чартерных рейсов и наоборот, поскольку чартерная перевозка - это такой же товар, как и множество других, который может покупаться или продаваться и имеет свою определенную специфику.
• темпы инфляции и роста цен в странах, участвующих в авиаперевозках
Высокие темпы инфляции в стране, откуда вывозятся пассажиры, сказываются
отрицательно на количестве перевозок, в общем, и чартерных в частности, а высокие темпы инфляции в стране завоза пассажиров, особенно если это курортная зона, сказываются положительно, поскольку страна получает дополнительный приток капитала.
• темпы роста производительности труда
Увеличение производительности труда влечет за собой увеличение выпуска различных товаров, что в свою очередь, как уже отмечалось выше, влечет за собой увеличение транспортных перевозок, а, следовательно, и увеличение чартерных рейсов, но это лишь косвенное влияние.
• финансовое положение авиатранспортных компаний-перевозчиков, уровень их эксплуатационных расходов и доходов
Финансовое состояние перевозчика оказывает непосредственное влияние на состояние авиационного парка, удовлетворительное состояние которого приводит к увеличению спроса на авиаперевозки, в том числе к увеличению чартерных полетов. При состоянии авиационного парка в настоящее время уровень эксплуатационных расходов очень высокий, а, следовательно, финансов на модернизацию и улучшение состояния парка у большинства перевозчиков нет, что отрицательно влияет на количестве чартерных перевозок, выполняемых этими
авиакомпаниями.
• динамику инвестиционной деятельности в отрасли, масштабы и интенсивность обновления основного капитала
Развитие инвестиционной деятельности в отрасли влияет на работу перевозчика, то есть выполнение авиаперевозок, в том числе чартерных, положительно. Инвестиции в отрасли приводят и к обновлению авиационного парка, что, как отмечалось выше, приводит к увеличению чартерных полетов.
• характер конкурентной борьбы на рынке
Любая конкуренция ведет к развитию рынка. Увеличение конкурентов на рынке авиаперевозок говорит о развитии экономики в целом, а как было отмечено выше, развитие экономики приводит к развитию авиатранспортных перевозок, в том числе к увеличению чартерных перевозок.
• уровень реальных доходов населения, его платежеспособность
Увеличение доходов населения и его платежеспособности ведет к увеличению потребностей населения, а, следовательно, приводит к увеличению авиационных перевозок, поскольку авиаперевозка в настоящее время доступна далеко не всем гражданам, а только малой части, а перевозка самолетом считается наиболее безопасной, быстрой и комфортабельной, которой при возможности хотело бы пользоваться большинство людей.
• развитие туризма
Развитие туризма как никакой другой фактор очень существенно влияет на количество чартерных перевозок, поскольку туристические рейсы в курортные страны носят в большинстве своем чартерный характер, а, следовательно, развитие туризма приведет к значительному увеличению чартерных перевозок.
• особенность тарифной политики, размер скидок и льгот
В условиях существующего рынка авиаперевозок тарифная политика авиакомпании, а также размер скидок и льгот, в значительной степени влияет на количество чартерных рейсов. Это связано с тем, что система тарифов, принятая компанией, должна позволять продать как можно большее количество перевозок (билетов), а скидки и льготы должны привлечь как можно большее количество пассажиров, тем самым увеличивая количество авиаперевозок, в том числе чартерных.
• уровень научно-технического прогресса в области гражданской авиации
Внедрение научно-технических достижений в гражданской авиации - одна из важнейших
задач сегодняшнего дня, решение которой должно обеспечить поднятие престижа и уровня ГА РФ до уровня ведущей авиационной державы в мире, которой была Россия в 60-е годы.
В связи с неудовлетворительным уровнем авиатранспортного производства в настоящее время, повышения спроса на чартерные перевозки в результате повышения качества авиатехники, наблюдаться не будет.
• численность и качественный состав парка воздушных судов
Состояние парка воздушных судов напрямую влияет на количество чартерных перевозок. Состояние парка должно обеспечить безопасность полетов, комфорт пассажиров и точность в расписании, что в свою очередь непосредственно отражается на количестве рейсов авиакомпании.
• технический уровень летательных аппаратов, средств наземного комплекса обслуживания и управления воздушным движением
Техническое состояние воздушного судна оказывает непосредственное влияние на привлекательность авиакомпании для пассажиров, на имидж авиакомпании. Чтобы обеспечить сервис, ряд перевозчиков переоборудовали салоны своих воздушных судов как за рубежом, так и в РФ, тем самым увеличив количество выполняемых перевозок.
Качество наземного обслуживания самолетов в РФ пока находится не на должном уровне, поскольку Россия только переходит на международную систему работы в аэропортах. Из-за отсутствия конкуренции в аэропортах, исключая Москву, СПБ и др. крупные города, авиаперевозчики вынуждены пользоваться теми услугами, которые им предлагают, не имея выбора. Поэтому качество наземного обслуживания не влияет на количество чартерных перевозок.
• технологический уровень авиатранспортного производства
Развитие авиатранспортного производства позволит повысить качество и количество выполняемых авиаперевозок.
• численность народонаселения планеты, отдельных стран и регионов, темпы их прироста
Численность народонаселения влияет на интенсивность его передвижения как внутри страны, так и за рубежом, а, следовательно, в зависимости от количества людей существует
определенная потребность в транспорте. Зависимость количества чартерных перевозок определенно существует, но не выражена явно.
• половозрастная структура населения
Данный фактор не оказывает никакого влияния на количество чартерных перевозок в стране, поскольку его динамика в среднем за последние годы одинакова.
• демографические тенденции в развитых и развивающихся странах
Демографические тенденции, как уже отмечалось выше, оказывают влияние на количество
чартерных перевозок в том случае, если увеличивается потребность в перевозках из-за увеличения числа народонаселения.
• занятость населения
Данный фактор оказывает непосредственное влияние на количество авиаперевозок, в том числе чартерных, поскольку показатель занятости населения влияет как на уровень дохода населения, так и на потребность в перевозках в связи с необходимостью командировок.
• социально-психологические факторы
Социально-психологические факторы, безусловно, имеют воздействие на количество чартерных перевозок, когда это касается безопасности, регулярности полетов, а также удобства расписания, поскольку данные показатели имеют весомое значение для пассажиров, которые в свою очередь формируют спрос на авиаперевозки.
• природные и климатические особенности стран и регионов, между которыми или через которые осуществляются воздушные перевозки
Природно-климатические условия непосредственно в странах, куда осуществляются чартерные перевозки, влияют на количество чартерных рейсов в эту страну, поскольку, например, если страна представляет интерес для туристов, то и чартерных рейсов туда будет больше.
• сезонность авиаперевозок
Данный фактор оказывает огромнейшее влияние на количество чартерных перевозок, поскольку, как уже отмечалось выше, чартерные перевозки пользуются особенным спросом в весенне-летний период, а также в Новый год и на майские праздники, а в остальное время потребность в перевозках населения удовлетворяют в основном регулярные перевозчики.
• Экологическое воздействие воздушного транспорта на окружающую среду
Выброс отходов от использования авиационного топлива, а также воздействие
авиационных шумов имеют негативное воздействие на жизнедеятельность людей, в частности на их здоровье. Существует программа ИКАО по снижению шумов и вредных выбросов, и все авиакомпании подчиняются требованиям данной организации. Если существует спрос на чартерную перевозку, то авиакомпания старается привести свои воздушные суда в надлежащее состояние, поэтому данный фактор не оказывает практически никакого влияния на количество чартерных перевозок в стране.
• степень развитости других видов транспорта, зависящая от географических особенностей страны и размеров ее территории
В крупных странах размер территории влияет на количество чартерных рейсов, т.к. люди стараются сэкономить на транспортной перевозке и выбрать наиболее быстрый и комфортный вид перевозки, а в странах с достаточно небольшой территорией большим спросом пользуются автомобильный и железнодорожный транспорт.
• удаленностью аэропортов от центров населенных пунктов
На количество чартерных рейсов данный фактор не оказывает никакого воздействия, поскольку подавляющее большинство аэропортов находится за пределами городской зоны из-за негативного воздействия выбросов и шумов на физическое и психологическое состояние людей. Если существует спрос на авиаперевозки, в том числе чартерные, то удаленность аэропортов на этот спрос не влияет.
• «шоковые» ситуации
Полеты в страны с нестабильной ситуацией ограничиваются государством, поэтому при возникновении шоковых ситуаций количество чартерных перевозок, как и перевозок в общее, в такие страны резко сокращается.
• разовые события
Такие события как международные форумы, спортивные события, всемирные олимпиады привлекают большое количество людей в страны, где они проводятся, и другие виды транспорта не справляются с возникающим потоком, поэтому количество авиаперевозок, особенно чартерных перевозок, в такие периоды резко увеличивается.
Таким образом, авиакомпании, принимающей активное участие в выполнении чартерных перевозок на рынке авиаперевозок, необходимо уделить наибольшее внимание следующим конъюнктурообразующим факторам:
уровень стабильности политической обстановки в отдельных странах и регионах характер взаимоотношений государств, осуществляющих международные перевозки, а также стран, через территории которых производятся полеты
национальная политика государств в области развития внешнеэкономических связей (внешняя торговля, международный туризм, культурный, спортивный и научный обмен)
V уровень экономического развития стран и регионов
V состояние валютного рынка
V валовой национальный продукт, темпы его прироста
V состояние платежного и торгового баланса
V уровень реальных доходов населения, его платежеспособность
V развитие туризма
V сезонность авиаперевозок
V занятость населения
V «шоковые» ситуации
V разовые события
Изменение состояния данных факторов необходимо постоянно отслеживать и принимать верные управленческие решения в работе по выполнению и обеспечению чартерных авиаперевозок.
ЛИТЕРАТУРА
1. Меланин В.А. Организация конъюнктурных исследований на авиапредприятии.
Melanin V.A., Panina V.S.
In clause the degree of influence various factors of the market of airtransportations on quantity of charter transportations is considered and analysed. Recommendations are offered to airlines in a question of realization of the charter transportations, connected in view of the analysed factors.
Сведения об авторах
Меланин Владимир Александрович, 1965 г.р., окончил МИИГА (1992), кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов ГА, начальник Отдела качества подготовки специалистов МГТУ ГА, автор более 20 научных работ, область научных интересов -авиационное страхование, авиатранспортный риск-менеджмент, финансы и кредит.
Панина Валентина Сергеевна, окончила МГТУ ГА (2001), аспирантка МГТУ ГА, автор 2 научных работ, область научных интересов - коммерческая работа на воздушном транспорте.