УДК 621.878/.879
АНАЛИЗ КОНСТРУКЦИИ ЗЕМЛЕРОЙНО-ФРЕЗЕРНЫХ МАШИН
Хардиков Иван Павлович
Студент группы НС - 41 кафедры Подъемно-транспортные и дорожные машины Белгородский Государственный Технологический Университет им. В.Г. Шухова,
Россия, город Белгород Гончаров Владислав Борисович Студент группы НС - 41 кафедры Подъемно-транспортные и дорожные машины Белгородский Государственный Технологический Университет им. В.Г. Шухова,
Россия, город Белгород Харламов Евгений Владимирович канд. техн. наук, доцент кафедры Подъемно-транспортные и дорожные машины Белгородский Государственный Технологический Университет им. В.Г. Шухова,
Россия, город Белгород
Аннотация: Землеройно-фрезерные машины применяют для послойной разработки (фрезерования) мерзлых грунтов и твердых пород при выполнении планировочных работ, отрывке корыт под внутриквартальные дороги, трамвайные и подкрановые пути, а также разрушения асфальтобетонных покрытий с последующей экскавацией разрушенных материалов бульдозерным отвалом.
Ключевые слова: Землеройно-фрезерные машины, рабочий орган, фреза, производительность.
THE ANALYSIS OF CONSTRUCTION EARTHMOVING MILLING
MACHINERY
Ivan P. Khardikov
student NS - 41 ^air Hoist transport and road machines Belgorod State Technological University named after V.G. Shukhov Russia, the city of Belgorod Vladislav B. Goncharov student NS - 41 ^air Hoist transport and road machines Belgorod State Technological University named after V.G. Shukhov Russia, the city of Belgorod Evgeniy V. Kharlamov candidate of technical sciences, Associate Professor of the ^air Hoist transport and road
machines
Belgorod State Technological University named after V.G. Shukhov Russia, the city of Belgorod
Abstract: Earthmoving milling machinery is used for the development of stratified (milling) of frozen ground and hardwood when the of planning works, troughs passage under intradistrict roads, tram and runways, as well as the destruction of asphalt concrete pavement, followed by escavation of destroyed materials bulldozer blade.
Keywords: Earthmoving milling machinery, the working body, milling, performance.
Землеройно-фрезерные машины можно применять для выполнения сосредоточенных земляных работ в гидротехническом строительстве при разработке каналов, котлованов и резервов для отсыпки насыпей, на мелиоративных и ирригационных работах при сооружении каналов и водоемов и на открытых горных разработках при выполнении вскрышных работ [1, 2 , 3, 4]. Данные машины разрабатывают непереувлажненные грунты 1-1У категорий, не содержащие крупных каменистых включений.
Рабочим органом ЗФМ является фреза диаметром от 900 до 1020 мм, представляющая собой горизонтальный полый вал с приваренными перпендикулярно его оси кронштейнами, которые оснащены сменными режущими наконечниками (клыками) с износостойкой твердосплавной наплавкой [5, 6]. Кронштейны в количестве от 21 до 26 расположены на валу по одной или двум винтовым линиям, расходящимся от середины вала. Такая расстановка кронштейнов обеспечивает определенную последовательность работы каждого резца, минимальную энергоемкость процесса фрезерования, ровность планируемой поверхности, а также транспортирование части разрушенного грунта к краям обрабатываемой полосы [7, 8].
Машина послойного фрезерования (рис. 1) эффективно разрабатывает мерзлые грунты с температурой до -10 °С, прочностью по плотномеру ДорНИИ до 250 ударов с каменистыми включениями крупностью не более 50 мм.
Привод фрезы осуществляется от редуктора отбора мощности, через цепные передачи и бортовые редукторы. Привод обеспечивает одну или две скорости резания в диапазоне 0,7... 1,4 м/с и оборудуется предохранительной муфтой предельного момента.
Рабочий орган навешивается на базовый трактор с помощью четырехзвенного шарнирного механизма, образованного общим корпусом редуктора отбора мощности и ходоуменьшителя, тягами цепных передач, нижней рамой и корпусами бортовых редукторов, жестко связанных между собой поперечной балкой. Перевод рабочего органа в транспортное и рабочее положения и удержание его на заданной глубине фрезерования осуществляются двумя гидроцилиндрами, работающими от гидросистемы базового трактора. Для уравновешивания массы навесного оборудования в передней части машины установлен противовес.
Рис. 1. Землеройно-фрезерная машина: 1 - отвал; 2 - противовес; 3 - трактор; 4 - ходоуменьшитель; 5 - редуктор отбора мощности; 6 - предохранительная муфта; 7 - цепная передача; 8 - бортовой редуктор; 9 - поперечная балка; 10 - привод фрезы; 11 - нижняя рама; 12 - два гидроцилиндра
Гидрооборудование предназначено для управления рабочим оборудованием (подъемом, опусканием, поворотом), а электрооборудование - для включения, остановки и реверсирования
всех механизмов, необходимой блокировки и защиты, а также для сигнализации и освещения фронта работ, места отвала грунта и рабочих мест на машине.
При работе машины фреза вращается одновременно с поступательным движением машины, срезая часть грунта и обрушивая перемычки между срезанными участками. Весь срезанный и обрушенный грунт в результате совместного действия фрезы и тягового усилия машины подается на приемный транспортер, расположенный вдоль машины с подъемом к ее задней части. С приемного транспортера грунт перегружается на выдающий транспортер, который может поворачиваться в горизонтальной плоскости и изменять угол наклона в вертикальной плоскости. Выдающий транспортер отсыпает грунт в отвал.
Современные ЗФМ за один проход обрабатывают полосу грунта шириной 2,6...3,4 м при глубине фрезерования до 0,25.0,35 м. После каждого прохода фрезой разрушенный грунт убирается бульдозерным отвалом.
Производительность ЗФМ при разработке мерзлого грунта составляет 140.400 м3/ч.
Основным недостатком землеройно-фрезерных машин является интенсивный абразивный износ режущих элементов.
Список литературы:
1. Прокопенко В.С., Шарапов Р.Р., Агарков А.М., Шарапов Р.Р. Оптимизация работы оборудования для получения тонкодисперсных порошков // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2015. №1. С. 80-83.
2. Агарков А.М. Совершенствование аспирационных систем // Теоретические и прикладные вопросы науки и образования: сб. научн. трудов Междунар. науч.-практ. конф., (Тамбов 31 янв. 2015 г.), Тамбов: Изд-во ООО «Консалтинговая компания Юком», 2015. Ч.5. С. 14-15.
3. Романович А.А., Харламов Е.В.. Строительные машины и механизмы: лабораторный практикум. Белгород: Изд-во БГТУ, 2008. 145 с.
4. Агарков А.М., Шарапов Р.Р., Бойчук И.П., Прокопенко В.С. Гидравлическое сопротивление концентратора // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2015. №6. С. 160-163.
5. Овсянников Ю.Г., Агарков А.М. Циклонные пылеуловители аспирационных систем // Инновационные материалы, технологии и оборудование для строительства современных транспортных сооружений: сб. докладов Междунар. наун.-практ. конф. - Белгород: Изд-во БГТУ, 2013. Т. II. С. 161-165.
6. Овсянников Ю.Г., Агарков А.М. Экспериментальные исследования аэродинамических характеристик системы аспирации с принудительной рециркуляцией // Инновационные материалы, технологии и оборудование для строительства современных транспортных сооружений: сб. докладов Междунар. наун.-практ. конф. - Белгород: Изд-во БГТУ, 2013. Т. II. С. 166-169.
7. Агарков А.М. Двумерные уравнения динамики потока воздуха в концентраторе // «Интерстроймех-2015» материалы международной научно-технической конференции. Казанский государственный архитектурно-строительный университет. г. Казань, 2015. С. 7-11.
8. Шарапов Р.Р., Мамедов А.А., Агарков А.М. Сравнительные характеристики проходимости на слабых грунтах гусеничных и шагающих кранов // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2015. №5. С. 198-200.