DOI: 10.24412/2949-0871-2025-1-43-46 n л
СКУРИХИН ВлаоиславАлексеевич,
студент,Москоеский государственный юридическийуниеерситет имени О.Е. Кутафина (МГЮА),
кафедра конституционного и муниципального права, e-mail: [email protected] Научныйруководителъ: КОМАРОВА Валентина Викторовна, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры конституционного и муниципального
права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА),
e-mail: [email protected]
АНАЛИЗ КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ МОДЕЛИ ДОВЕРИЯ В КОНСТИТУЦИЯХ СТРАН СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
Аннотация. Настоящая статья изучает вопрос развития модели доверия в конституционном праве стран Содружества независимых государств, включая Россию, Беларусь, Казахстан и Армению. Автор исследует закрепление доверия в аспектах взаимодействия общества и государства, органов государственной власти между собой и государства к обществу. Особое внимание уделено российской конституционной реформе 2020года, где впервые закреплено взаимное доверие какцель взаимодействия. Рассматриваются примеры из Конституций Беларуси, Казахстана и Армении, включая презумпцию невиновности, запрет смертной казни и механизмы парламентского контроля. Выделены сходства и различия в подходах стран Содружества Независимых государств к формированию модели доверия, подчёркивается её значимость для развития общества и укрепления государственной легитимности.
Ключевые слова: доверие, конституция, взаимное доверие, общество, государство, СНГ, конституционнаяреформа, презумпция невиновности.
SKURIKHIN Vladislav Alekseevich,
Student KutafinMoscow State Law University (MSAL) Department of constitutional and municipal law
Academic supervisor: KOMAROVA Valentina Viktorovna, Professor, Dr. Sci (Law)
ANALYSIS OF CONSTITUTIONAL CONSOLIDATION OF THE MODEL OF TRUST IN THE CONSTITUITIONS OF THE COUNTRIES OF THE COMMONWEALTH OF INDEPENDENT
STATES
Annotation. This article examines the issue of the development of the trust model in the constitutional law of the countries of the Commonwealth of Independent States, including Russia, Belarus, Kazakhstan and Armenia. The author examines the consolidation of trust in the aspects of interaction between society and the state, public authorities among themselves and the state towards society. Special attention is paid to the Russian constitutional reform of 2020, which for the first time established mutual trust as a goal of interaction. Examplesfrom the Constitutions of Belarus, Kazakhstan, and Armenia are considered, including the presumption of innocence, the prohibition of the death penalty, and parliamentary oversight mechanisms. The similarities and differences in the approaches of the countries of the Commonwealth of Independent States to the formation of a model of trust are highlighted, its importance for the development of society and the strengthening ofstate legitimacy is emphasized.
Key words: trust, constitution, mutual trust, society, state, CIS, constitutional reform,presumption of innocence.
В 2020 году о доверии стало возможным смена парадигмы использования термина говорить как о полноценной категории. Комарова «доверие», что явилось своего рода ответом на В.В. считает, что в процессе конституционной вызовы, стоящие перед государством и обществом реформы 2020 года произошла существенная [1,с.31].
!111!11!111!111111!111!11!111!111111!111!111111!111!11!111!Ш
Доверие - комплексное понятие и является важным аспектом, как в контексте взаимодействия общества и государства, так и в контексте взаимодействия органов государственной власти друг с другом. Зорькин В.Д. отмечал, что в отношениях между властью и обществом идёт речь не о доверии общества государству или государства обществу, а именно о взаимном доверии. Именно на доверии основана легитимность власти [2, с. 15]. Имеется смысл полагать, что необходимо закрепление именно модели взаимного доверия ввиду того, что она способствует более эффективному устойчивому развитию общества и правосознания. В случае же отсутствия взаимного доверия, развитие возможно, однако его эффективность может быть поставлена под вопрос.
До конституционной реформы 2020 года, модель доверия в Конституции Российской Федерации не рассматривалась как модель взаимного доверия. По состоянию на начало 2025 года, модель взаимного доверия государства и общества не закреплена в конституциях стран Содружества независимых государств. По этой причине, для рассмотрения вопроса развития данной модели в положениях Конституции Российской Федерации, а также для рассмотрения вопроса доверия в конституциях иных стран Содружества Независимых государств, имеется смысл прибегнуть к рассмотрению данной модели с разных точек зрения, а именно: с точки зрения доверия государственных органов другим государственным органам, с точки зрения доверия общества государству и с точки зрения доверия государства обществу.
Согласно Постановлению Съезда народных депутатов Российской Федерации от 29.03.1993 № 4684-1 «О всероссийском референдуме 25 апреля 1993 года, порядке подведения его итогов и механизме реализации результатов референдума», 25 апреля 1993 года прошёл Всероссийский референдум, на который было вынесено 4 вопроса, первый из которых гласил: "Доверяете ли Вы президенту Российской Федерации Б.Н. Ельцину?". Имеется смысл предположить, что данный вопрос находился первым в списке не случайно, именно он был важнейшим, в зависимости от ответа, на который, можно было предположить, какой ответ даст гражданин на остальные вопросы. В истории современной России это явилось первым случаем
непосредственного волеизъявления народа по вопросу доверия общества государству в лице президента. Так, данный референдум является объектом множества споров, но так или иначе, его проведение было важно для дальнейшего развития вопроса проведения конституционной реформы, и для принятия Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, в частности. По мнению Румянцева О.Г., Президент РФ получил вотум доверия, однако иного законного органа для принятия Конституции, кроме как Съезда народных депутатов РФ, не было. И формально, конституционную реформу предстояло довести до конца Съезду [3, с. 215-216]. Более того, в Указе Президента Российской Федерации от 12 мая 1993 года N 660 «О мерах по завершению подготовки новой Конституции Российской Федерации», было указано «основываясь на итогах всероссийского референдума 25 апреля 1993 года, подтвердивших легитимность действующего Президента Российской Федерации и доверие социально-экономической политике, осуществляемой Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации постановляю...». Это свидетельствует о том, что результаты референдума, которые подтвердили доверие Президенту, были даже использованы в качестве основания для издания указа.
Если рассматривать положения Конституции Российской Федерации, то можно проследить, что в ней имеет место быть модель доверия органам государственной власти иными органами государственной власти. Например, в статье 103 Конституции Российской Федерации предусматривалось отнесение к ведению Государственной Думы решения вопроса о доверии Правительству. В части 4 статьи 117 была предусмотрена возможность Председателя Правительства поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации.
С точки зрения доверия государства обществу, имеется статья, которая подразумевает доверие по своей сути, однако прямого упоминания о нём не содержит. Это статья 49 Конституции Российской Федерации, которая устанавливает презумпцию невиновности, подразумевающая невиновность подозреваемого до того момента, пока его виновность не будет
!111!11!111!111111!111!11!111!111111!111!111111!111!11!111!Ш
44 ВОПРОСЫ ПРАВА №1 (ЯНВАРЬ - МАРТ) 2025 г
доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Таким образом, часть 1 статьи 49 подразумевает, что в отношениях с членом общества, государство доверяет ему, что последний, не является виновным пока это не будет доказано в соответствующем порядке. Более того, часть 3 данной статьи устанавливает, что неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого, подразумевая, что в случае, если человек не признает совершение им какого-либо деяния, а государство этого доказать не может, то подразумевается, что государство доверяет человеку в том аспекте, что он говорит правду, и деяние действительно им не совершалось.
Наконец, в 2020 году, идея, подразумевающая, что должно присутствовать взаимное доверие общества и государства, была официально закреплена в Конституции, отныне доверие закреплено, как цель, а не основа для досрочного прекращения полномочий органов государственной власти [4, с. 32]. Появилась статья 75.1, которая стала "шагом вперёд" для российского общества и декларировала то, что в Российской Федерации создаются условия для взаимного доверия государства и общества. Также стоит заметить, что изменения коснулись и 117 статью, которая значительно расширила представление о модели доверия между органами государственной власти.
Продолжая изучение вопроса доверия, следует рассмотреть положения касательно данной модели, содержащиеся в Конституции Республики Беларусь.
В ней содержатся нормы касательно взаимного доверия между органами государственной власти, например, статья 94, часть 6 статьи 97, статья 106, которые устанавливают механизмы, которые могут быть использованы в случае утраты доверия каким-либо государственным органом по отношению к другому государственному органу.
Далее стоит рассмотреть положения, которые декларируют наличие модели доверия общества государству. Так, в Конституции Республики Беларусь имеется статья 59, которая устанавливает, что государственные органы и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своих компетенций принимать меры необходимые
для защиты прав исвобод личности.Неупоминается, кто конкретно доверяет государственным органам и иным лицам осуществление государственных функций, однако беря во внимание статью 3 Конституции Республики Беларусь, декларирующую, что единственным носителем суверенитета и источником власти является народ, который в свою очередь, осуществляет власть непосредственно, через представительные и иные органы, можно сделать вывод, что в статье 59 речь идёт о том, что именно народ доверяет исполнение государственных функций государственным органам, должностным и иным лицам.
Иллюстрацией доверия государства обществу, может послужить статья 26, которая, устанавливает презумпцию невиновности: государство доверяет лицу, что оно невиновно до того момента, пока в установленном законом порядке не будет доказано и установлено законным решением суда, обратное.
Далее следует изучить то, как вопрос доверия закреплен в Конституции Республики Казахстан. В статье 61 освещается модель доверия с точки зрения взаимодействия органов государственной власти друг с другом: статья устанавливает полномочие Премьер-Министра поставить перед Парламентом вопрос о доверии Правительству в случае непринятия внесенного Правительством проекта закона, что свидетельствует о наличии модели доверия с точки зрения органов государственной власти иным органам государственной власти.
С точки зрения доверия общества государству имеется косвенное упоминание, примером может послужить статья 3, которая упоминает тот факт, что народ делегирует осуществление своей власти государственным органам. Подразумевается, что народ доверяет государственным органам, раз делегирует свои полномочия, однако прямого упоминания доверия в этом ключе нет.
С точки зрения доверия государства обществу, в Конституции Республики Казахстан имеются лишь косвенные упоминания в нескольких статьях. Как и в Конституциях, рассмотренных в настоящей работе, в Конституции Республики Казахстан официально закрепляется презумпция невиновности, а именно статья 77. Но по сравнению с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики
!111!11!111!111111!111!11!111!111111!111!111111!111!11!111!Ш
Беларусь, рассмотренными в настоящей работе, Конституцию Республики Казахстан выделяет пункт 2 статьи 15. В 2022 году, в результате внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан, в соответствии с Законом Республики Казахстан от 8 июня 2022 года «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» он претерпел изменения: был установлен запрет на смертную казнь. Такого запрета не установлено ни в Конституции Российской Федерации, ни в Конституции Республики Беларусь. При рассмотрении модели с точки зрения доверия государства обществу, автор может предположить, что государство доверяет обществу до такой степени, что самостоятельно складывает с себя полномочие на применение исключительной меры наказания, показывая народу, что доверяет ему до такой степени, что, несмотря на отсутствие страха потенциального наказания в виде смертной казни, конкретными членами общества не будут совершаться деяния, за совершение которых смертная казнь была предусмотрена ранее.
Далее стоит перейти к рассмотрению положений Конституции Армения ввиду того, что в ней также присутствует положение о прямом запрете смертной казни, а именно в статье 24.
Весьма интересным также можно счесть механизм, устанавливаемый статьей 157
Конституции Республики Армения, которые устанавливают возможность Правительства поставить вопрос о доверии ему в связи с принятием представленного им проекта закона, и в случае выражения доверия, проект закона считается принятым. В случае выражения недоверия, Правительство, в соответствии со статьей 158, подает в отставку. Однако, в соответствии со статьей 146, Правительство является высшим органом исполнительной власти. Однако, положения, описанные выше, позволяют частично судить о нем как об органе, наделенном законодательными полномочиями.
Подводя итог, можно сказать, что модель доверия, с точки зрения доверия органов государственной власти иным органам государственной власти, с точки зрения доверия общества государству и с точки зрения доверия государства обществу, прямо или косвенно находит отражение во всех, рассмотренных в настоящей статье Конституциях в большей или меньшей степени. Однако прямое закрепление модели взаимного доверия государства и общества, которое является важнейшим элементом в модели доверия, имеется только в Конституции Российской Федерации. Именно взаимное доверие общества и государства является целью, закреплённой в Конституции, к которой должно стремиться общество и государство.
Список литературы:
[1] Комарова В. В. Конституционная реформа 2020 г. в России (некоторые аспекты) // Актуальные проблемыроссийского права. 2020. Т.15,№8 (117).
[2] Зорькин В. Д. Проблемы конституционно-правового развития России (к 20-летию Конституции Российской Федерации) //Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2014. №1.
[3] Румянцев О. Г. Конституция девяносто третьего: История явления (Документальная поэма в семи частях с прологом и эпилогом от Ответственного секретаря Конституционной комиссии 1990-1993 гг.). В2т.Т. 2.М.: ИнфотропикМедиа, 2024.
[4] Комарова В. В. Конституционно-правовая доктрина «Доверие» в научной школе российского конституционализма//Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. 2022.
Spisok literatury:
[1] Komarova V. V. Konstitutsionnaia reforma 2020 g. v Rossii (nekotorye aspekty) // Aktual'nye problemy rossiiskogoprava. 2020. T. 15,№8(117).
[2] Zor'kin V. D. Problemy konstitutsionno-pravovogo razvitiia Rossii (k 20-letiiu Konstitutsii Rossiiskoi Federatsii) // VestnikMoskovskogo universiteta. Seriia 11. Pravo. 2014. № 1.
[3] Rumiantsev O. G. Konstitutsiia devianosto tret'ego: Istoriia iavleniia (Dokumental'naia poema v semi chastiakh sprologom i epilogom ot Otvetstvennogo sekretaria Konstitutsionnoi komissii 1990-1993 gg.). V2 t. T.2.M.: InfotropikMedia, 2024.
[4] Komarova V. V. Konstitutsionno-pravovaia doktrina «Doverie» v nauchnoi shkole rossiiskogo konstitutsionalizma // Vestnik Universiteta imeni О. E. Kutafina. 2022.
IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIM
46 ВОПРОСЫ ПРАВА №1 (ЯНВАРЬ - МАРТ) 2025 г