Научная статья на тему 'АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ПО ВЫПУСКУ ПРОДУКЦИИ ГРАЖДАНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ'

АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ПО ВЫПУСКУ ПРОДУКЦИИ ГРАЖДАНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мир инноваций
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПРОДУКЦИЯ ГРАЖДАНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ / МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ТРАМВАЙНЫЕ ВАГОНЫ / КОНЦЕССИОННОЕ СОГЛАШЕНИЕ / COMPETITIVENESS / CIVILIAN PRODUCTS / MACHINE-BUILDING ENTERPRISE / TRAM CARS / CONCESSION AGREEMENT

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Курдюмов А. В., Сарычева В. И.

В статье рассмотрены направления развития машиностроительного предприятия по производству трамвайной техники. Авторами проведен анализ конкурентоспособности машиностроительного предприятия с учетом финансовых результатов деятельности и выявлены основные факторы, повлекшие ухудшение финансово-экономического состояния предприятия: значительное увеличение стоимости обслуживания ранее полученных кредитов из-за роста процентных ставок, увеличения кредитного портфеля; снижение объемов реализации по специальной и гражданской продукции; реализация убыточного контракта на поставку для нужд г. Москвы трамвайных вагонов 71-414 производства АО «Рельсовые транспортные средства «Песа». На формирование отрицательного финансового результата существенное влияние оказал недостаточный уровень цен на государственный оборонный заказ и гражданскую продукцию. Авторы разработали предложения по осуществлению дополнительных мероприятий, направленных на развитие собственной материальной базы, а также определены перспективные направления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальным наукам , автор научной работы — Курдюмов А. В., Сарычева В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE COMPETITIVENESS OF THE ENTERPRISE FOR THE PRODUCTION OF CIVILIAN PRODUCTS

The article considers the directions of development of a machine-building enterprise for the production of tram equipment. The authors analyzed the competitiveness of a machinebuilding enterprise taking into account the financial results of its activities and identified the main factors that led to a deterioration in the financial and economic condition of the enterprise: a significant increase in the cost of servicing previously received loans due to an increase in interest rates and an increase in the loan portfolio; reduction of sales volumes for special and civilian products; implementation of an unprofitable contract for the supply of tram cars 71-414 manufactured by Pesa Rail Vehicles JSC for the needs of the city of Moscow; the formation of a negative financial result was significantly influenced by the insufficient level of prices for the state defense order and civilian products. The authors developed proposals for the implementation of additional measures aimed at developing their own material base, and also identified promising areas.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ПО ВЫПУСКУ ПРОДУКЦИИ ГРАЖДАНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ»

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

УДК 338.1 статья поступила 23.10.2024

А.В. Курдюмов, кандидат экономических наук, заведующий кафедрой

конкурентного права и антимонопольного регулирования, ФГБОУ ВО Уральский государственный экономический университет;

В.И. Сарычева, студент, ФГБОУ ВО Уральский государственный экономический университет

АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ПО ВЫПУСКУ ПРОДУКЦИИ ГРАЖДАНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ

В статье рассмотрены направления развития машиностроительного предприятия по производству трамвайной техники. Авторами проведен анализ конкурентоспособности машиностроительного предприятия с учетом финансовых результатов деятельности и выявлены основные факторы, повлекшие ухудшение финансово-экономического состояния предприятия: значительное увеличение стоимости обслуживания ранее полученных кредитов из-за роста процентных ставок, увеличения кредитного портфеля; снижение объемов реализации по специальной и гражданской продукции; реализация убыточного контракта на поставку для нужд г. Москвы трамвайных вагонов 71-414 производства АО «Рельсовые транспортные средства «Песа». На формирование отрицательного финансового результата существенное влияние оказал недостаточный уровень цен на государственный оборонный заказ и гражданскую продукцию. Авторы разработали предложения по осуществлению дополнительных мероприятий, направленных на развитие собственной материальной базы, а также определены перспективные направления.

Ключевые слова: конкурентоспособность, продукция гражданского назначения, машиностроительное предприятие, трамвайные вагоны, концессионное соглашение.

A.V. Kurdyumov, V.I. Sarycheva,

Ural State Economic University

ANALYSIS OF THE COMPETITIVENESS OF THE ENTERPRISE FOR THE PRODUCTION OF CIVILIAN PRODUCTS

The article considers the directions of development of a machine-building enterprise for the production of tram equipment. The authors analyzed the competitiveness of a machinebuilding enterprise taking into account the financial results of its activities and identified the main factors that led to a deterioration in the financial and economic condition of the enterprise: a significant increase in the cost of servicing previously received loans due to an increase in interest rates and an increase in the loan portfolio; reduction of sales volumes for special and civilian products; implementation of an unprofitable contract for the supply of tram cars 71-414 manufactured by Pesa Rail Vehicles JSC for the needs of the city of Moscow; the formation of a negative financial result was significantly influenced by the insufficient level of prices for the state defense order and civilian products. The authors developed proposals for the implementation of additional measures aimed at developing their own material base, and also identified promising areas.

Key words: competitiveness, civilian products, machine-building enterprise, tram cars, concession agreement.

Актуальность поставленной проблемы в настоящем исследовании заключается в том, что рынок трамваев в Российской Федерации обладает большим потенциалом, который используется не в полном объеме. Этот вид городского транспорта является наиболее эффективным с точки зрения достижения важных национальных целей РФ, таких как повышение безопасности транспорта и снижение количества дорожно-транспортных происшествий, уровня загрязнения воздуха.

В настоящее время все мировые транспортные тенденции направлены на развитие современной системы рельсового транспорта. Среди этих систем легкорельсовый транспорт, включая классический и скоростной трамвай [2-4]. Привлекательное качество данного вида транспорта - экологическая чистота и энергетическая экономичность.

Целью настоящего исследования является изучение и поиск направлений развития машиностроительного предприятия по производству трамвайной техники.

Объектом исследования выступает машиностроительное предприятие АО «Урал-трансмаш». Предмет - уровень конкурентоспособности предприятия.

Материалы и методы исследования. В целях реализации поставленных задач исследования были использованы как общетеоретические (дедукции и индукции, анализа и синтеза), так и универсальные методы (классификации и интерпретации).

Результаты исследования. Российский инвентарный трамвайный парк насчитывает 7251 единицу вагонов, из них в регулярной эксплуатации - 5913 единиц. Большая часть вагонов находится в критическом состоянии и характеризуется значительной степенью износа, превышающей 80%. Существует достаточно высокая потребность в замене устаревшего трамвайного парка.

Однако основные проблемы городского электрического транспорта в России во многих городах - это устаревшая инфраструктура, не обновлённый подвижной состав и не модернизированное электрооборудование. В результате инфраструктура городского электротранспорта начинает все больше выходить из строя.

В настоящее время на российском рынке присутствуют отечественные производители, серийно выпускающие трамвайную продукцию:

- АО «Уралтрансмаш»;

- ООО «ПК «Транспортные системы»;

- АО «УКВЗ»;

- АО «Синара - Транспортные Машины» (производитель потенциальный);

- а также иностранный производитель (член ЕАЭС) - ОАО «Управляющая компания холдинга «Белкоммунмаш» (Республика Беларусь).

АО «Уралтрансмаш» - одно из крупнейших машиностроительных предприятий Свердловской области и Уральского региона. Предприятие осуществляет свою деятельность в сегментах оборонно-промышленного комплекса, производства городского электрического транспорта, нефтедобывающего оборудования. В 1997 г. на заводе создан первый опытный образец пассажирского трамвайного вагона модели 71-401 «Спектр», который после государственных испытаний был запущен в серийное производство1.

В 2015 г. на «Уралтрансмаш» произошло резкое ухудшение финансового состояния предприятия, о чем свидетельствуют данные таблицы 1.

1 Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит. - URL: https://www.audit-it.ru/buh_otchet/6671151753_ooo-uraltransmash (дата обращения: 15.08.2024). - Текст : электронный.

40

Таблица 1

Отчет о финансовых результатах АО «Уралтрансмаш» за период 2015-2022 гг., ___млн руб.1_____

Наименование показателя 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022

выручка от реализации 4 789 6 230 7 345 11 879 5 106 10 967 8 398 10 239

себестоимость реализованной продукции 4 050 5 561 7 065 10 657 4 703 9 512 6 999 8 634

валовая прибыль 739 669 280 1 222 403 1 455 1 399 1 605

прибыль от продаж -674 -825 -845 -39 -854 92 -4 -50

рентабельность продаж -15% -13% -12% -0,3% -17% 1% -0,05% -0,5%

чистая прибыль -2 189 -1 040 -2 298 -816 -1 243 -1 478 -478 54

Предприятие в период с 2015 по 2023 гг. несло убытки от осуществления своей деятельности. Основные факторы, повлекшие ухудшение финансово-экономического состояния предприятия:

- значительное увеличение стоимости обслуживания ранее полученных кредитов из-за роста процентных ставок, увеличения кредитного портфеля (в том числе по валютным кредитам за счет резкого роста курса валют);

- снижение объемов реализации по специальной и гражданской продукции;

- реализация убыточного контракта на поставку для нужд г. Москвы трамвайных вагонов 71-414 производства АО «Рельсовые транспортные средства «Песа»;

- на формирование отрицательного финансового результата существенное влияние оказал недостаточный уровень цен на государственный оборонный заказ и гражданскую продукцию.

Снижение объёмов выручки за счет ценового фактора по трамвайным вагонам связано с рыночным ценообразованием на продукцию гражданского назначения, цена устанавливается по результатам участия в торгах и аукционах. Установленная среднерыночная цена не покрывает в полном объеме накладные расходы предприятия. С целью стимулирования спроса на трамвайные вагоны предприятием осуществлялась реализация трамваев с учетом скидки (в размере 8 млн руб. с НДС), возмещаемой государством посредством субсидирования в размере предоставленной скидки в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 817 от 19.08.2016 г. Кроме того, по данному постановлению существовало ограничение по увеличению цены изделия относительно предыдущего года в размере индекса дефлятора.

Только в 2022 г. предприятию удалось выйти на положительную прибыль. Главным образом за счет реализации федерального проекта «Развитие общественного транспорта» национального проекта «Безопасные качественные дороги» происходило активное обновление общественного транспорта в российских регионах. Оператором программы поставок новых автобусов, троллейбусов и трамваев выступила АО «Государственная транспортная лизинговая компания», техника приобреталась с существенной скидкой с применением механизма льготного лизинга. Ожидается, что федеральный проект позволит обновить до 30% парка городского общественного транспорта к 2030 г. По подсчетам ВЭБ.РФ, чтобы довести этот уровень до 75% за тот же период понадобилось бы вложить в проект свыше 5,2 трлн руб.

Несмотря на все преимущества эксплуатации трамваев в российских городах, одним из главных факторов, влияющих на скорость развития, по-прежнему остается финансовый.

1 Союз машиностроителей России. - URL: https://soyuzmash.ru/news/companies-news/tramvaynomu-proizvodstvu-uraltransmasha-20-let/ (дата обращения: 21.08.2024). - Текст : электронный.

Финансирование трамвайных проектов в России обычно осуществляется за счет бюджетных средств. Местные и федеральные власти выделяют деньги на строительство трамвайных линий и закупку нового оборудования. Однако, в условиях ограниченных финансовых ресурсов не всегда удается обеспечить достаточное финансирование для развития трамвайной инфраструктуры.

Самым оптимальным и зрелым механизмом по реализации трамвайных проектов может стать концессионное соглашение.

Для привлечения инвестиций от частных компаний и предпринимателей государство может использовать концессионное соглашение или партнерские программы. В рамках этих соглашений частные компании могут получить право на эксплуатацию трамвайной инфраструктуры и возможность получения доходов от проекта. Такие модели финансирования способствуют развитию трамвайной сети в маленьких городах, где государственные средства ограничены.

Концессионные соглашения уже применяются для сохранения и развития городского электротранспорта России [1]. В апреле 2022 г. комиссией при Правительстве РФ по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов принято решение о модернизации электротранспорта в 10 городах1.

В шорт-лист проекта вошли: Краснодар, Красноярск, Курск, Липецк, Нижний Новгород, Пермь, Ростов-на-Дону, Саратов, Южно-Сахалинск и Ярославль.

Выводы. Для возможности реализации трамвайных вагонов машиностроительному предприятию необходимо осуществить дополнительные мероприятия:

- развитие собственной материальной базы либо участие (финансовые вложения) в организациях-производителях, комплектующих в целях осуществления своевременных поставок, снижения стоимости комплектующих (управления затратами), возможности поставки без авансирования;

- инвестиционные вложения в целях создания конкурентных образцов мирового уровня (НИОКР);

- инвестиционные вложения в целях развития и расширения производственной базы.

К перспективным направлениям развития АО «Уралтрансмаш» по производству трамвайной техники можно выделить следующие:

- проектирование современных модульных конструкций одностороннего и двухстороннего движения многосекционных трамвайных вагонов-поездов;

- изготовление алюминиевого кузова трамвайного вагона;

- увеличение автономного хода;

- повышение энергоэффективности.

Возможные направления сбыта:

1) по запросам администраций городов направлять коммерческие предложения;

2) в настоящее время эксплуатируются трамвайные вагоны производства АО «Уралтрансмаш» в следующих городах России (можно рассматривать как перспективные направления для реализации трамвайных вагонов): гг. Нижний Тагил, Екатеринбург, Казань, Нижний Новгород, Коломна, Евпатория, Новочеркасск, Орел, Тула, Таганрог, Краснодар, Самара, Омск, Владикавказ, Санкт-Петербург.

Рекомендации. Многие регионы начали проводить закупки трамвайной техники не в режиме «поставка в течение одного-двух месяцев», а с отсрочкой в несколько месяцев, порой около года, с момента заключения контракта до начала поставки первой партии. Для трамвайной отрасли распланировать производственную программу на несколько

1 Особенности концессионных проектов в сфере городского наземного электрического транспорта. Росинфа. - URL: https://rosinfra.ru/news/osobennosti-koncessionnyh-proektov-v-sfere-gorodskogo-nazemnogo-elektriceskogo-transporta (дата обращения: 21.08.2024). - Текст : электронный.

ближайших лет «якорными» заказами помогут концессионные проекты, в этом году перешедшие из разряда единичных случаев к массовому явлению.

Библиографический список

1. Лакин, И. К. Городской рельсовый транспорт : история и современность / И. К. Лакин, М. В. Николашин. - Текст : непосредственный // Локомотив. - 2022. - № 1 (781). - С. 40-43. - EDN JGONCB.

2. Рельсовый транспорт в Брюссельском регионе. - Текст : непосредственный // Железные дороги мира. - 2023. - № 2. - С. 44-48. - EDN NNPRAO.

3. Рельсовый транспорт Лос-Анджелеса готовится к летней Олимпиаде 2028. -Текст : непосредственный // Железные дороги мира. - 2022. - № 7. - С. 33-40. - EDN LZODNM.

4. Ульянов, А. М. Рельсовый транспорт как метод объединения агломерации в Санкт-Петербурге / А. М. Ульянов, В. И. Новикова, Н. Ю. Егорова. - Текст : непосредственный // Экономика. Управление. Финансы. - 2022. - № 4 (30). - С. 208-217. - EDN KVJPMF.

References

1. Lakin, I.K. Urban rail transport: history and modernity / I.K. Lakin, M.V. Nikolashin. -Text: direct // Lokomotiv. - 2022. - No. 1 (781). - P. 40-43. - EDN JGONCB.

2. Rail transport in the Brussels region. - Text: direct // Railways of the world. - 2023. -No. 2. - P. 44-48. - EDN NNPRAO.

3. Los Angeles rail transport is preparing for the 2028 Summer Olympics. - Text: direct // Railways of the world. - 2022. - No. 7. - P. 33-40. - EDN LZODNM.

4. Ulyanov, A. M. Rail transport as a method of combining the agglomeration in St. Petersburg / A. M. Ulyanov, V. I. Novikova, N. Yu. Egorova. - Text: direct // Economy. Management. Finance. - 2022. - No. 4 (30). - P. 208-217. - EDN KVJPMF.

Контактная информация:

Курдюмов Александр Васильевич. E-mail: [email protected]. Сарычева Варвара Ильинична. E-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.