Анализ конкурентной среды на рынке банковских услуг Кировской области Катаева Н.Н.
Катаева Наталья Николаевна / Kataeva Natalia Nicolaevna - кандидат экономических наук, доцент, кафедра маркетинга и стратегического планирования, экономический факультет, ФГБОУВПО Вятская государственная сельскохозяйственная академия, г. Киров
Аннотация: актуальность выбранной темы обусловлена существенными изменениями на финансовом рынке России, что, несомненно, оказывает непосредственное влияние на рынок банковских услуг. Abstract: the relevance of the theme due to significant changes in the financial market of Russia, which certainly has a direct impact on the banking services market.
Ключевые слова: банковские услуги, активы банка, конкурентная карта рынка. Keywords: banking services, the Bank's assets, competitive card market.
Оценка среды рынка банковских услуг включает в себя несколько последовательных, взаимосвязанных этапов:
1. Определяются продуктовые и географические границы рынка.
2. Определение субъектов рынка и их рыночных долей.
3. Диагностика конкурентной среды рынка.
Первый этап включает в себя определение границ регионального рынка банковских услуг, которые определяются на основе исследования спроса и предложения их у потребителей.
Второй этап заключается в определении субъектов рынка банковских услуг и их доли на рассматриваемом рынке. С этой целью был сформирован список предприятий банковского сектора, осуществляющих свою деятельность на территории Кировской области. По данным Центрального Банка Российской Федерации на территории Кировской области представлено 20 кредитных учреждений. При этом всего 3 учреждения, головная организация которых находится в данном регионе. К региональным коммерческим банкам относятся: ОАО КБ «Хлынов», АКБ «Вятка-банк» ОАО, ЗАО «Первый Дортрансбанк». Мониторинг открытых источников и статистической информации позволил определить долю рынка каждого предприятия банковского сектора.
Доли рынка определены, используя два показателя, наиболее четко характеризующие рынок банковских услуг, такие как выручка от оказания банковских услуг и активы банков.
Доминирующее положение на рынке банковских услуг Кировской области как по выручке, так и по активам стабильно занимает ОАО «Сбербанк России». Среди 20 банков также выделяются еще три лидера, имеющие примерно равные доли по выручке, такие как ОАО КБ «Хлынов», АКБ «Вятка - банк» ОАО и ОАО «Промсвязьбанк». Остальные банки занимают незначительную рыночную долю. Наименьшее значение выручки на рынке банковских услуг Кировской области имеют такие банки как ОАО АБ «Пушкино» и АКБ «МОСОБЛБАНК» ОАО.
Лидеры рынка банковских услуг Кировской области по активам: ОАО КБ «Хлынов», АКБ «Вятка - банк» ОАО и ОАО «Россельхозбанк». Остальные банки на кировском рынке занимают незначительную рыночную долю. Наименьшее значение активов на рынке банковских услуг Кировской области имеют такие банки как КБ «Евротраст» ЗАО и АКБ «МОСОБЛБАНК» ОАО.
Третий этап заключается в диагностике конкурентной среды банковского рынка Кировской области. Методологической основой анализа конкурентной ситуации и построения конкурентной карты рынка банковских услуг является определение рыночной доли по выручке и активам банка, а также темпов прироста [1].
Построение конкурентных карт осуществляют в виде матрицы, в которой по строкам откладываются темпы роста рыночной доли, а по столбцам размещаются банки в зависимости от занимаемой ими рыночной доли.
Таблица 1. Матрица конкурентной карты рынка по выручке
Рыночная доля
Темп прироста лидеры рынка банки с сильной конкурентной позицией банки со слабой конкурентной позицией аутсайдеры рынка
12,42...55,28 5,00.12,42 1,43.5,00 0,0004.1,43
банки с быстро растущей конкурентной позицией 74,5.. .393,5 ОАО «Сбербанк России» ОАО «Россельхозбанк» АКБ «МОСОБЛБАНК»; ОАО «ТрансКредитБанк»
ОАО АКБ
«Хлынов»; ОАО
банки с улучшающейся АБ «Пушкино»;
конкурентной позицией «л АКБ «Вятка-Банк» ОАО ООО «Русфинансбанк»
ЗАО
банки с ухудшающейся «Райффайзенбанк»;
«п КБ «Евротраст» ЗАО;
конкурентной позицией 30,9. ОАО «Росгосстрахбанк»
ЗАО «Первый
Дортрансбанк»;
ОАО «АК БАРС»
БАНК;
банки с быстро КБ «Ренессанс ОАО
ОАО капитал» ООО; «РОСЕВРОБАНК»;
ухудшающейся конкурентной позицией -23,12. «Промсвязьбанк» ЗАО «Банк Русский Стандарт» ОАО АКБ «РОСБАНК»; ОАО «Уральский банк реконструкции и развития»; ООО «ХКБ БАНК»
На Кировском рынке банковских услуг явно выражен один лидер - ОАО «Сбербанк России». Банки с сильной и улучшающейся конкурентной позицией - ОАО КБ «Хлынов», АКБ «Вятка-банк», что объясняется лучшим знанием ситуации на местном рынке банковских услуг, а также знание специфики предпочтений местного населения [2].
Таблица 2. Матрица конкурентной карты рынка по активам
Рыночная доля
Темп прироста лидеры рынка банки с сильной конкурентной позицией банки со слабой конкурентной позицией аутсайдеры рынка
13,35... 55,28 5,00.13,35 1,43.5,00 0,0004.1,43
Банки с быстро растущей конкурентной позицией 5,54.35,81 ОАО КБ «Хлынов»; АКБ «Вятка-банк» ОАО АКБ «МОСОБЛБАНК» ОАО; ОАО АБ «Пушкино»; ООО «ХКБ БАНК»
Банки с улучшающейся конкурентной позицией 1,68.5,15 ОАО «Сбербанк России» ОАО «Россельхозбанк» КБ «Евротраст» ЗАО
ЗАО
Банки с ухудшающейся конкурентной позицией -2,21.1,67 «Райффайзенбанк»; ОАО «АК БАРС» БАНК; ОАО «Уральский банк ЗАО «Первый Дортрансбанк»
реконструкции и развития»
КБ «Ренессанс
капитал» ООО;
ОАО
«РОСЕВРОБАНК»;
ОАО АКБ
Банки с быстро «РОСБАНК»;
ухудшающейся конкурентной о ,6 ОАО «Промсвязьбанк» ЗАО «Банк Русский Стандарт»;
позицией ,5 ООО «Русфинансбанк»; ОАО «Росгосстрахбанк»; ОАО «ТрансКредит Банк»
Матрица конкурентной среды по активам существенно не отличается от матрицы конкурентной среды по выручке. С позиции оценки размера рыночной доли изменений не произошло. Изменились позиции банков в зависимости от темпов прироста. Так, ОАО «Сбербанк России» находится в группе предприятий с улучшающейся конкурентной позицией, если проводить анализ по активам банка. А региональные банки относятся по этому же критерию к предприятиям с сильной и быстрорастущей конкурентной позицией.
В целом, ситуация на региональном рынке банковских услуг такова: один крупный лидер - ОАО «Сбербанк России», далее для местного населения наиболее предпочтительны местные банки - ОАО КБ «Хлынов», АКБ «Вятка-банк», что отражается на их конкурентной позиции. Филиальные и малоизвестные в конкретном регионе банки популярностью не пользуются, соответственно, их конкурентные позиции крайне низкие.
Литература
1. Санович МА. Анализ конкурентоспособности предприятий на рынке банковских услуг. Научно-методический
электронный журнал «Концепт». 2014. № 6. С. 46-50. Режим доступа: http://e-koncept.ru/2014/14146.htm (дата обращения 20.12.2014).
2. Санович МА. Факторный анализ потребительских предпочтений банковских услуг. В сборнике: Россия и Европа: связь культуры и экономики Материалы IX международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Уварина Н.В. 2014. С. 499-502.