Региональное развитие • № 4(8) • 2015
http://regrazvitie.ru
«Региональное развитие: электронный научно-практический журнал» Е-ISSN 2410-1672 http://regrazvitie.ru Выпуск № 4(8), 2015 http://regrazvitie.ru/2015/06/
URL статьи: http://regrazvitie.ru/analiz-kompleksnoj-sistemy-otsenki-dolgosrochnyh-proektov-v-sovremennyh-usloviyah/
УДК 316.421
Анализ комплексной системы оценки долгосрочных проектов
в современных условиях
© 2015 Ширнина Елена Викторовна
кандидат социологических наук Самарский государственный экономический университет E-mail: [email protected]
© 2015 Манова Маргарита Викторовна
кандидат социологических наук Тольяттинский государственный университет E-mail: [email protected]
Ключевые слова: стратегическое управление, мониторинг, проекты основных направлений деятельности, государственные программы, программно-целевой подход, бюджетные расходы.
Аннотация: Рассмотрены проблемы стратегического управления, который представляет собой процесс реализации планов по достижению долгосрочных целей развития, учитывающих внутренние и внешние изменяемые факторы. Деятельность по стратегическому управлению направлена на достижение стратегических приоритетов, которые должны обеспечить длительную жизнеспособность государства в изменяющихся условиях.
Analysis of the integrated system for the evaluation of long-term projects
in modern conditions
© 2015 Shirnina Elena Viktorovna
candidate of sociological science Samara State University of Economics E-mail: [email protected]
© 2015 Manova Margarita Viktorovna
candidate of sociological sciences, associate professor Togliatti State University E-mail: [email protected]
48146С
Г осударственное и муниципальное управление
Keywords: strategic management, monitoring, projects the main activities of the state program, program-target approach, budget expenditure.
Abstract: The problems of strategic management, which is the process of implementing plans to achieve long-term development objectives, taking into account changing internal and external factors. Activities on strategic management aims to achieve the strategic priorities that should ensure the long-term viability of the state in a changing environment.
Выходные сведения статьи:
Ширнина Е.В. Манова М.В. Анализ комплексной системы оценки долгосрочных проектов в современных условиях // Региональное развитие: электронный научно-практический журнал. 2015. № 4(8).
URL: http://regrazvitie.ru/analiz-kompleksnoj-sistemy-otsenki-dolgosrochnyh-proektov-v-sovremennyh-usloviyah/ (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
В настоящее время система комплексной оценки в России находится на этапе формирования. Большинство документов, регламентирующие данный процесс, относятся к докризисному периоду. В 2005 г. были обозначены четыре приоритетных национальных проекта (в области образования, обеспечения населения жильем, здравоохранения и развития агропромышленного комплекса). Они являются наиболее масштабными и значимыми, и включают в себя ряд федеральных целевых программ [1].
Управление ими было поднято с ведомственного на национальный уровень и было более обоснованным с точки зрения постановки стратегических целей, определения путей их достижения. Но вопросы механизма комплексной оценки проработаны практически не были.
С введением в практику управления общенациональных долгосрочных проектов Правительством Российской Федерации была поставлена задача информационно-аналитического мониторинга хода их реализации. Эта задача была возложена на федеральное государственное учреждение Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации.
Наряду с системой наблюдения и оценки текущих мероприятий, функция мониторинга проектов - отслеживать и поддерживать раскрытие информации и учет оценок со стороны конечного выгодоприобретателя и социальных групп, испытывающих на себе влияние проекта, относительно результатов работы исполнителя. А это уже - элемент постановки задач для системы комплексного наблюдения и оценки.
С целью реализации этих задач модель мониторинга проектов должна включать в себя [3]:
- описания ключевых параметров целевых групп (получателей эффекта);
- системы показателей мониторинга целевых групп;
- поддержки обратной связи от клиента к исполнителю и функциональному заказчику;
- обеспечения идентификации, мониторинга и контроля конечного эффекта деятельности (прямого и косвенного влияния на состояние объекта управле-
48146С
Региональное развитие • № 4(8) • 2015
http://regrazvitie.ru
ния); мониторинга внешних условий (контекста), влияющих на потребности (клиента) и на оценку конечного результата, обеспечиваемого отдельным проектом и портфелем проектов;
- коммуникации (информационно-аналитического взаимодействия) между целевой группой, координатором/заказчиком (правительством) и ответственным исполнителем;
- независимой экспертной поддержки системы оперативного и стратегического контроля внутри системы исполнительных органов власти.
При таком подходе, оказывается неопределенным статус задач и мероприятий действующих программ, не включенных в проекты. Формат основного планового документа - карты проекта - определенный Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 г. №815 не позволяет охарактеризовать, на каком содержательном этапе жизненного цикла находится реализация проекта, отдельных его задач и мероприятий.
Заполнение карт проектов имеет ряд технических и методических недостатков, существенно затрудняющих реализацию процедур комплексного наблюдения [4].
Так, в большей части проектов отсутствует четкое описание проблемы, на решение которой в картах не отражена возможная деятельность заинтересованных участников, которые могли бы в силу своих интересов активно способствовать либо препятствовать исполнению данного проекта.
Это снижает как прогнозно-аналитическую роль комплексной оценки, так и его управленческий потенциал, оставляя на усмотрение исполнителей решение проблем взаимодействия с заинтересованными участниками.
Сложности возникают в ходе межведомственного взаимодействия. Это касается процедур согласования, рабочие группы проектов не выполняют возложенные на них функции оперативных межведомственных согласительных площадок, что приводит к существенному увеличению сроков утверждения карт проектов.
Цели и задачи проектов в слабой степени согласованы с формированием приоритетов регионального развития, установленных в соответствующих документах субъектов Российской Федерации. Данный недостаток можно отнести к этапу начального периода становления системы мониторинга, поскольку его устранение предполагает решение целого ряда вопросов правового, регламентного, методического и информационно-технического характера, что закономерно вытекает из разделения мандатов органов административной власти в федеративном государстве. Однако в последующем эта проблема должна найти свое решение в виде общего информационного пространства, поскольку с этим связана задача балансировки мандатов разных уровней государственного управления достижением стратегически важных целей развития страны.
В силу указанных причин система комплексной оценки проектов в настоящее время в большей степени реализует функции оперативного мониторинга, т.е. позволяет осуществлять мониторинг распределения бюджетных
48146С
Г осударственное и муниципальное управление
средств по комплексу целей, отмечать фактическое исполнение запланированных мероприятий.
Мировая практика свидетельствует, что включение экспертной оценки в процесс мониторинга государственных программ и проектов в значительной степени расширяет возможности информационной системы управления результатом. Так, в рамках оперативного мониторинга экспертное знание необходимо для выявления сбоев в реализации проектов, выяснения причин их возникновения, оценки влияния сбоев на проектные решения, внесение предложений по корректировкам проекта. Комплексное наблюдение, оценка и прогноз требует участия экспертов в оценке проблемной ситуации, возможности ее разрешения с помощью проектных решений, определение соответствия ожидаемых результатов проекта потребностям целевых социальных групп, значимости конечных эффектов, выявлении устойчивости ожидаемых результатов в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Сегодня можно констатировать, что система стратегического мониторинга и аудита реализации государственных программ и проектов в России пока еще не сформирована.
Литература:
1. Аакер Дэвид А. Стратегическое рыночное управление. 6-е международное издание / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2012.
2. Басовский Л. Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2014.
3. Бородушко И. В. Методология формирования системы контроллинга как инструмента государственного регулирования экономики. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2005.
4. Владимирова Л. П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012.
References:
1. Aaker, David A. Strategic market management. 6th international edition, Transl. angl. - SPb.: Peter, 2012.
2. Basovskiy L.E. Forecasting and planning in market conditions: Proc. allowance. - M.: INFRA-M, 2014.
3. Borodyshco I. V. Methodology of formation of the system of controlling as an instrument of state regulation of the economy. - SPb.: Publishing house of Economics, 2005.
4. Vladimirova L. P. Forecasting and planning in market conditions: Proc. allowance. 5-e Izd., revised and enlarged extra - M.: Publishing and trading Corporation "Dashkov and K°", 2012.
48146С