Современные технологии - транспорту
37
Современные технологии - транспорту
УДК 656.225
Г. Н. Алиев
АНАЛИЗ КОММЕРЧЕСКИХ БРАКОВ И НАРУШЕНИЙ ПРИ ПЕРЕВОЗКАХ ГРУЗОВ В КРУПНОТОННАЖНЫХ КОНТЕЙНЕРАХ НА СЕТИ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Рассмотрены основные виды коммерческих браков и нарушений, возникающих в результате несоблюдения установленной технологии погрузки, размещения и крепления грузов в крупнотоннажных контейнерах. Дана классификация основных коммерческих браков, вскрыты причины их возникновения. Сделаны выводы о состоянии перевозок, определены основные направления и пути повышения их качества и сохранности.
крупнотоннажный контейнер, сохранность и безопасность перевозки, коммерческий брак, нарушение.
Введение
Обеспечение сохранности и безопасности перевозки грузов в крупнотоннажных контейнерах особенно актуально сегодня, поскольку всё больше грузов уходит на экспорт именно в контейнерах. Доставка груженых контейнеров в порт для погрузки на морской транспорт осуществляется в основном железнодорожным транспортом. Контейнеры могут следовать в маршрутных поездах или повагонными отправками, напрямую от производителей экспортной продукции, с терминально-логистических комплексов и т. п., где производится их загрузка.
Именно такие способы доставки вызывают наибольшее опасение с точки зрения выполнения требований Технических условий по размещению и креплению грузов в вагонах и контейнерах (далее - ТУ), так как наибольшее количество таких отправок грузится на местах необщего пользования, где порой нет возможности осуществить должный контроль со стороны работников железной дороги за выполнением ТУ. Грузоотправителем предоставляется эскиз на погрузку и крепление при отправке, а неправильное крепление груза или отсутствие такового приводят к повреждению груза, контейнера, а нередко и к нарушению безопасности движения поездов.
ISSN 1815-588 Х. Известия ПГУПС
2010/4
38
Современные технологии - транспорту
Анализ грузов, перевозимых в контейнерах, показал, что основными являются мешковые навалом или сформированные в транспортные пакеты, биг-бэги с опасными и неопасными сыпучими грузами, бумага в рулонах, фанера в пачках, пиломатериалы в пакетах, бочки с различными опасными и неопасными жидкостями. Анализ состояния и конструктивных особенностей контейнеров и подвижного состава для их перевозки выявил возможность осуществления безусловной безопасности и сохранности перевозки, так как техническое состояние крупнотоннажных контейнеров и железнодорожных платформ для перевозки крупнотоннажных контейнеров находится на довольно высоком уровне.
Обзор способов размещения и крепления грузов в контейнерах (глава 12 ТУ) показал отсутствие проработки «новых» видов грузов, ориентированных на экспорт. В настоящее время появляется всё больше новых видов крепления (синтетическая и стальная лента, лист безопасности, стяжные ремни, воздушные пакеты и т. п.) и способов перевозки грузов, которые применяются на зарубежных железных дорогах, в морских и автомобильных перевозках, но не используются на железных дорогах РФ по разным причинам (недостаток опыта, дороговизна крепления, отсутствие нормативных документов и т. д.). Поэтому возникают вопросы о возможности и целесообразности начала их применения.
Опыт зарубежных железных дорог поможет решить эти вопросы, поднять качество и сохранность перевозок грузов на железных дорог РФ на новый уровень, а также исключить коммерческие браки и нарушения. Остаётся решить экономическую, нормативную, организационную и технологическую составляющие поставленных задач.
1 Существующее положение перевозок грузов в контейнерах
Для того чтобы обеспечить повышение качества предоставляемых железнодорожным транспортом услуг, необходимо с высокой степенью надежности обеспечить сохранность и качество перевозки грузов в контейнерах за счёт правильного размещения и крепления грузов как при движении поезда, так и при значительных динамических нагрузках во время соударений при маневровой работе.
Сохранная и своевременная доставка грузов получателям требует четкой работы всех звеньев железнодорожного транспорта. Одной из основных причин, приводящих к сбоям в процессе перевозки грузов, являются коммерческие браки. Особенно неблагоприятно сказываются на перевозочном процессе нарушения креплений и сдвиги грузов, приводящие к повреждениям грузов, контейнеров, перерывам в движении, увеличению сроков доставки, ухудшению технологических параметров работы железнодорожных станций, трудностям в процессе расформирования и формирования составов, а также к необходимости дополнительной маневровой
2010/4
Proceedings of Petersburg Transport University
Современные технологии - транспорту
39
работы. Такие коммерческие браки следует ранжировать по факторам возникновения. К ним относят: нормативные, технологические, эксплуатационные, организационные и человеческий фактор.
В настоящее время расчет крепления грузов в контейнерах при их перевозке по железным дорогам осуществляется на основе методики, изложенной в главе 1 ТУ. Однако в ней имеются неточности, так как не учитывается тот факт, что груз находится и закреплён в контейнере, а не непосредственно на подвижном составе. Передача инерционных сил от подвижного состава осуществляется посредством фитинговых упоров, которые в свою очередь относят их на нижние фитинги контейнера и только потом - через элементы контейнера - на груз. Также остаётся неучтенным вопрос различия конструкций крупнотоннажных контейнеров и возникающими в связи с этим различиями в креплении грузов.
Эскиз, разрабатываемый грузоотправителем, в большинстве случаев вообще не предполагает расчета крепления, а основывается только на требованиях главы 12 ТУ. Поэтому особенно важно, чтобы у грузоотправителя была возможность правильного выбора параметров крепления при разработке эскиза. Существенное влияние оказывает также недостаточное знание многими грузоотправителями технологии погрузки грузов, ее нарушения, стремление сократить время погрузки, затраты крепежных материалов и трудоёмкость монтажа крепления, что приводит к расстройствам крепления и повреждениям контейнера даже при незначительных расстояниях перевозки.
У ОАО РЖД отсутствует инструмент, позволяющий оценить качество размещения и крепления грузов, а следовательно, контролировать безопасность перевозки и сохранность грузов. Наличие в парке контейнеров и подвижного состава для их перевозки различной конструкции делает эту задачу ещё сложнее. Отсутствуют разработки научно обоснованных схем размещения и крепления грузов в контейнерах, обеспечивающих безопасность движения, сохранность груза и контейнеров. Не учтены реальные эксплуатационные условия, когда силовые воздействия на груз возрастают на сортировочных горках и при маневровых передвижениях.
Количество контейнеров с нарушениями требований ТУ ежегодно увеличивается. Наблюдается рост случаев расстройства крепления груза в контейнерах в пути следования (выгнутые стенки и т. п.) при отсутствии нарушений правил погрузки из-за нарушения правил производства маневровой работы. Такие случаи наиболее вероятны при повагонных отправках из-за большего количества маневровой работы с такими вагонами в отличие от маршрутных отправок.
К числу грузов, создающих серьёзную угрозу безопасности перевозок в контейнерах в случае нарушения ТУ, относятся грузы, требующие разработки не предусмотренных ТУ схем (далее - НТУ), например сталь в рулонах массой брутто более 5 тонн. Часто такой экспортный груз, не подпа-
ISSN 1815-588 Х. Известия ПГУПС
2010/4
40
Современные технологии - транспорту
дающий под ТУ, требуется погрузить в контейнер, но рекомендаций для таких случаев в ТУ нет.
2 Виды коммерческих браков и нарушений при перевозках грузов в крупнотоннажных контейнерах
Анализ, выполненный по результатам расследования многочисленных нарушений при погрузке и креплении грузов в крупнотоннажных контейнерах, которые привели к коммерческим бракам, позволил классифицировать эти нарушения по видам и результатам (табл. 1).
ТАБЛИЦА 1. Классификация коммерческих нарушений
Вид коммерческого нарушения Фотография Причина нарушения
1 2 3
Излом элементов щита, установленного в дверном проёме. Повреждение груза и дверей контейнера 1 - /и Применены элементы щита сечением менее нормы (50^150 мм) [1]
Излом элементов конструкции крепления второго яруса. Развал второго яруса груза. Повреждение груза и стенок контейнера ; ^ У * Ш Превышена допустимая длина упорных и распорных элементов конструкции крепления (более 1700 мм) [1]
Поврежден пол контейнера из-за нарушений правил монтажа крепления. Угроза безопасности движения поездов к iiiBar Нарушен запрет крепления гвоздями к полу контейнера. Величина зазоров в щите более 50 % размера перевозимого груза [1]
2010/4
Proceedings of Petersburg Transport University
Современные технологии - транспорту
41
Продолжение табл. 1
1 2 3
Повреждение груза. Потеря товарного вида продукции Не выполнены требования установка сепарационных материалов (фанеры, оргалита и т. п.) для защиты груза от воздействия элементов крепления [1]
Высокая вероятность повреждения груза во время перевозки VI Крепление груза во втором ярусе только данной конструкцией недостаточно, отсутствуют наклонные упоры [1]
Излом элементов щита, установленного в дверном проёме. Высокая вероятность повреждение груза и дверей контейнера Применение пиломатериалов хвойных пород ниже третьего сорта в соответствии с ГОСТ 8486 [1]
Высокая вероятность навала груза на двери контейнера после перевозки Величина зазоров в щите более 50 % размера перевозимого груза [1]
Высокая вероятность повреждения груза в первом ярусе от воздействия груза второго яруса. Развал и нарушение целостности транспортных пакетов 1 -1 \ ■ t ■ _ Не выполнено требование по установке сепарацион-ных материалов (фанеры, оргалита и т. п.) для защиты груза от воздействия элементов крепления или грузов второго яруса. Нарушено требование о необходимости крепления груза при величине зазоров по ширине контейнера более 200 мм [1]
ISSN 1815-588 Х. Известия ПГУПС
2010/4
42
Современные технологии - транспорту
Продолжение табл. 1
1
Высокая вероятность повреждения груза и стенок контейнера
2
3
Нарушено требование о необходимости крепления груза при величине зазоров по ширине контейнера более 200 мм [1]
Высокая вероятность повреждения контейнера. Угроза безопасности движения поездов
Крепления груза от продольного смещения недостаточно. Необходимо дополнительное крепление с применением наклонных упоров или с передачей усилий на угловые стойки дверного проёма [1]
Высокая вероятность повреждения стенок контейнера и транспортных пакетов груза. Угроза безопасности движения поездов
Крепления груза от поперечного смещения недостаточно. Необходимо дополнительное крепление или перегрузка груза с целью его более рационального размещения
Повреждения грузов при перевозках в контейнерах представлены в табл. 2.
ТАБЛИЦА 2. Классификация повреждений грузов и причин их возникновения
Вид
повреждения
1
Фотография
2
Возможная причина возникновения
3
Нарушение целостности транспортных пакетов. Повреждение груза, потеря потребительских свойств
Недостаточное по прочности крепление груза или его отсутствие
2010/4
Proceedings of Petersburg Transport University
Современные технологии - транспорту
43
Продолжение табл. 2
1 2 3
Нарушение герметичности бочек. Пролив груза Отсутствие крепления. Нарушения требований при размещении груза в контейнере. Отсутствие защиты груза от воздействия элементов крепления
Нарушение товарного вида упаковки груза Ш*й Отсутствие защиты груза от воздействия элементов крепления
Нарушение товарного вида упаковки груза. Повреждение груза i g щ Отсутствие крепления. Нарушения требований при размещении груза в контейнере. Отсутствие защиты груза от воздействия элементов крепления
Нарушение целостности мешков. Просыпь груза Отсутствие защиты груза от воздействия элементов крепления
Нарушение целостности мешков в транспортном пакете. Просыпь груза Отсутствие защиты груза от воздействия элементов крепления
ISSN 1815-588 Х. Известия ПГУПС
2010/4
44
Современные технологии - транспорту
Продолжение табл. 2
1
2
3
Нарушение целостности биг-бэгов. Просыпь груза
Отсутствие защиты груза от воздействия элементов крепления
Повреждения контейнеров из-за несоблюдения нормативных документов и требований приведены в табл. 3.
ТАБЛИЦА 3. Повреждения контейнеров из-за несоблюдения нормативных документов и требований
Вид повреждения
Фотография
Причина повреждения
1
Пролом покрытия пола
2
3
Превышена допустимая нагрузка на пол от колёс погрузчика (более 2785 кгс) или груза (более 1 кгс на 1 кв. см) [1]
Повреждение покрытия пола
Применение гвоздевого крепления к полу контейнера
Повреждение передней торцевой стенки контейнера
Недостаточное по прочности крепление груза или его отсутствие
2010/4
Proceedings of Petersburg Transport University
Современные технологии - транспорту
45
Продолжение табл. 3
1
Повреждение стенки контейнера
2
3
боковой
Недостаточное по прочности крепление груза или его отсутствие
Повреждение дверей и штанг дверных запоров контейнера
Изгиб кулачков штанг дверных запоров
Применены элементы щита сечением менее 50*150 мм
[1]
Недостаточное по прочности крепление груза или его отсутствие
Повреждения, связанные с нарушениями правил маневровой работы, представлены в табл. 4.
ТАБЛИЦА 4. Повреждения, связанные с нарушениями правил маневровой работы
Вид повреждения Фотография Возможная причина
Повреждение (изгиб) дверей контейнера и штанг дверных запоров ш Нарушение допустимой скорости в 3-5 км/ч при производстве маневровой работы [2]
ISSN 1815-588 Х. Известия ПГУПС
2010/4
46
Современные технологии - транспорту
Продолжение табл. 4
1
2
3
Повреждение (изгиб) средней части передней торцевой стенки контейнера
Повреждение (изгиб) нижней части передней торцевой стенки контейнера
Повреждение (разрыв) нижней части передней торцевой стенки контейнера
Нарушение допустимой скорости в 3-5 км/ч при производстве маневровой работы [2]
Случаи перевозок грузов в контейнерах, не предусмотренные нормативными документами, представлены в табл. 5.
ТАБЛИЦА 5. Случаи перевозок грузов в контейнерах, не предусмотренные нормативными документами
Описание ситуации
Фотография
Возможное решение
Невозможность установки щитов в соответствии с п. 5 гл. 12 ТУ из-за конструктивных особенностей контейнера и параметров груза (пиломатериалы в пакетах)
Доставка автотранспортом
2010/4
Proceedings of Petersburg Transport University
Современные технологии - транспорту
47
Продолжение табл. 4
1 2 3
Невозможность размещения и крепления груза (сталь в рулонах) по гл. 12 ТУ из-за размерно-весовых параметров 'ШВЯ ' 1 .j ; тви-яж^ч jf? Т». л.: ~ -i.-11:" ".::гец?"£ II -J1 Щ Разработка НТУ
Невозможность размещения и крепления груза (колесная техника) по гл. 12 ТУ из-за размерно-весовых параметров Щ; Разработка НТУ
Сыпучий груз навалом - не подпадает под действие главы 12 ТУ Доставка автотранспортом
Заключение
Проведённый анализ коммерческих браков, вызвавших повреждение грузов и контейнеров, позволяет сделать вывод о необходимости усиления контроля со стороны причастных работников ОАО РЖД за размещением и креплением грузов в контейнерах. Требуется разработка научно обоснованных схем размещения и крепления грузов в контейнерах, обеспечивающих безопасность движения, сохранность грузов и контейнеров на новом уровне, с учётом реальных эксплуатационных условий, в том числе силовых воздействий на груз, возникающих на сортировочных горках и при маневровых передвижениях.
Библиографический список
1. Технические условия размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах. -М. : Юридическая фирма «Юртранс», 2003. - 544 с.
2. Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации. -М. : Техинформ, 2000. - 192 с.
Статья поступила в редакцию 15.09.2010;
представлена к публикации членом редколлегии Ю. И. Ефименко.
ISSN 1815-588 Х. Известия ПГУПС
2010/4