Научная статья на тему 'Анализ «Клинических задач-клонов» для изучения педиатрии: сущность, дидактические функции'

Анализ «Клинических задач-клонов» для изучения педиатрии: сущность, дидактические функции Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
71
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дидактический подход / клиническая «задача-клон» / педиатрия / теоретический базис / алгоритм / студент-медик / didactic approach / clinical “clone tasks” / pediatrics / theoretical basis / algorithm / medical student

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Пахольчук О. П.

Решение практических задач – одна из составляющих процесса формирования клинического мышления. Целью работы стало обозначить сущность понятия, дидактические функции и определить приемы составления задач-клонов для изучения педиатрии. Методы исследования: анализ литературы, накопленного опыта. Результаты. Под задачами-клонами предлагается понимать задачи, идентичные по сложности, способу решения и теоретическому базису, равноценные по трудности. Анализ позволил выделить основные подходы к составлению «задач-клонов» для изучения педиатрии. Предполагается интеграция форм обучения и контроля, необходимость индивидуализации. Выводы. Основное предназначение «задач-клонов» — организация контроля знаний, как внешнего, так и самоконтроля. Кроме того, решение данных задач способствует формированию алгоритмов действий, позволит закрепить знания и умения студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF "CLINICAL CLONE TASKS" IN TEACHING PEDIATRICS: ESSESNCE AND DIDACTIC FUNCTIONS

Solving practical tasks is one of the components contributing to the development of clinical thinking. The aim of the work was to identify the essence of the concept, didactic function and to determine methods of drawing up clone tasks in pediatrics to train medical students. The methods included analysis of the literature and experience gained. Results. Clone tasks were suggested to be defined as problems identical in their complexity, the method of solution and the theoretical basis, as well as equal in difficulty. The analysis allowed us to identify the main approaches in drawing up pediatric "clone tasks". Their wide implementation in class activity requires the integration of learning and control and student-centred approach as well. Conclusions. The main purpose of "clone task" consists in providing the control of knowledge, both external and self-control. Moreover, the solution of these problems contributes to the development of action algorithms, allows consolidating the students’ knowledge and skills.

Текст научной работы на тему «Анализ «Клинических задач-клонов» для изучения педиатрии: сущность, дидактические функции»

УДК: 378.147.016-053.2]:37.026 Пахольчук О.П.

АНАЛИЗ «КЛИНИЧЕСКИХ ЗАДАЧ-КЛОНОВ» ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ПЕДИАТРИИ: СУЩНОСТЬ, ДИДАКТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ

Запорожский государственный медицинский уыверситет

Решение практических задач - одна из составляющих процесса формирования клинического мышления. Целью работы стало обозначить сущность понятия, дидактические функции и определить приемы составления задач-клонов для изучения педиатрии. Методы исследования: анализ литературы, накопленного опыта. Результаты. Под задачами-клонами предлагается понимать задачи, идентичные по сложности, способу решения и теоретическому базису, равноценные по трудности. Анализ позволил выделить основные подходы к составлению «задач-клонов» для изучения педиатрии. Предполагается интеграция форм обучения и контроля, необходимость индивидуализации. Выводы. Основное предназначение «задач-клонов» — организация контроля знаний, как внешнего, так и самоконтроля. Кроме того, решение данных задач способствует формированию алгоритмов действий, позволит закрепить знания и умения студента.

Ключевые слова: дидактический подход, клиническая «задача-клон», педиатрия, теоретический базис, алгоритм, студент-медик.

ния клинических задач-клонов для изучения педиатрии студентами медиками. А также найти их соответствующее отражение в организации и методологических принципах проведения клинических практических занятий.

Методы исследования

Включали теоретический анализ методической и медицинской литературы, накопленного

Практическое занятие с разбором случаев детских болезней является основной формой обучения студентов-медиков и управления их познавательной деятельностью. Самостоятельная работа студента, в том числе и во время практического занятия, - важная часть кредит-но-модульной системы [2,6,7]. Правильно организованное занятие не только создает условия для самостоятельной работы, но и главное -обеспечивает систематизированный унифицированный контроль приобретенных знаний [6,7]. Клинические задачи традиционно использовались и используются в практике обучения формирования умений и прочных навыков у студентов-медиков. Каждый студент-индивидуальность и, в зависимости от интеллектуальных способностей и обучаемости, следует дифференцированно подходить к заданиям, чтобы не превратить самостоятельную работу, процесс усвоения материала в заучивание решений [5].

Помимо указанных минусов клинические задачи для самостоятельного решения имеют несомненный плюс - формирование алгоритма действий для применения на практике, умения выделить главное и прогнозировать результаты своих действий. Решения задач невозможно без базиса знаний поэтому нельзя их рассматривать как основной метод обучения, а лишь как дополнительный вид учебной деятельности, направленный на усвоение материала.

Термин «клон» имеет семантическое значение - точная копия, допуская лишь «незначительные синтаксические отличия». В условиях активного усиления внимания к тестовой форме проверки знаний, что продиктовано введением системы модульного контроля, увеличением использования тестов в процессе обучения, и в связи с введением экзаменов «Крок», возникла необходимость разработки большого количества однотипных задач, которые можно называть «клонами» [1,3,4,5].

Цель работы

Обозначить сущность понятия, дидактические функции и определить приемы составле-

опыта.

Результаты

Умение применить теорию на практике на конкретном больном, интерпретировать данные - это конечная цель любого занятия. Устные ответы имеют преимущество, но иногда студентам требуется дать время подумать, в этом отношении удобны задачи. Один из способов избежать списывания - использование строго индивидуальных заданий. Воплотить это невозможно без использования «задач-клонов». Именно поэтому следует правильно подходить к составлению таких заданий. Так, чтобы они были одинаковы по сложности, но различны по условию. По сути, клоны - это подобные задачи-аналоги. Называя задачи «клонами», обычно подразумева-ют«похожесть условий», их однотипность [1,5].

Объективная характеристика задач - это ее сложность, которая связана с числом умственных операций, которые необходимо совершить для её решения. При клонировании изменения сложности задачи происходить не должно. Трудность задачи - субъективная характеристика, зависящая от ее сложности, обобщенности характера ее формулировки. Уровень трудности задачи для решающего зависит как от степени новизны задачной ситуации, так и от его интеллектуальных способностей, уровня подготовленности (имеющихся знаний, сформированно-сти умений применять частные и общие приемы и методы решения задач).

В структуре задачи принято выделять следующие компоненты: А - начальная часть (условие задачи); В - конечная часть (требование), R - способ преобразования условия задачи для

Актуальш проблеми сучасноТ медицини

нахождения искомого, С - базис решения (теоретическое обоснование решения) [1,5]. В задачах-клонах должны оставаться неизменными конечная часть, способ преобразования условия задачи для нахождения искомого, базис решения (теоретическое обоснование решения). Незначительные изменения наблюдаются в условии задачи. Основными приемами получения клинических задач-клонов являются: варьирование паспортных данных, данных анамнеза, смена методов обследования в сюжете задачи. При использовании этих приемов для составления задач-клонов необходимо учитывать содержательные особенности учебного материала. Варьирование не должно приводить к серьезному техническому усложнению (упрощению) задачи, к частному случаю, к изменению теоретической основы решения [5].

Также одной из особенностей составления задач - «клонов» должен стать выбор типа методического подхода преподавания педиатрии. Студенты 4го курса не могут решить задачи, построенные по «госпитальному типу» (от сложного к простому, нетипичные случаи) [3,4,6,7]. Например: «Ребенок К. 7 лет поступил с жалобами на пятнистую сыпь на теле, лихорадку до 39оС, недомогание. Из анамнеза известно, что симптомы появились после детского праздника, на котором ребенок контактировал с большим количеством детей, ел шоколадный торт. В общем анализе крови - абсолютный нейтрофилез, сдвиг лейкоцитарной формулы влево, сОэ повышено. Поставьте предварительный диагноз, составьте план обследования, окажите неотложную помощь». Данная короткая задача требует комплексного подхода, дифференциальной диагностики, знания различных нозологий по смежным дисциплинам и будет практически не-решаемой для студента 4 го курса. В то время, как студенты 6го курса трудностей в решении задач, построенных по «факультетскому типу» (от общих положений к частным выводам, типичные нозологии) испытывать не будут. Поскольку госпитальный принцип преподавания требует способности анализировать [3,4,7]. Пример задачи-клона, составленной по «факультетскому типу»: «Ребенок К. 7 лет поступил с жалобами на зудящую, пятнистую сыпь на теле, лихорадку до 39оС, недомогание. Из анамнеза известно, что симптомы появились после детского праздника, на котором ребенок контактировал с ребенком больным ОРВИ, ел шоколадный торт, в общем анализе крови - абсолютный лимфоцитоз, сдвиг лейкоцитарной формулы влево, СОЭ не повышено. Поставьте предварительный диагноз, составьте план обследования, окажите неотложную помощь». В данном примере представлена типичная нозология, симптомы узнаваемы, и если сравнить ее с предыдущей задачей, то мы увидим, что изменен теоретический базис решения, что делает задачи-клоны несравнимыми по сложности.

Немаловажным является включение в состав задач информации о новых методах диагности-

ки, лечения, новых представлений о патогенезе. Это позволит на безусловном уровне закрепить знания студента, подготовить его к реалиям самостоятельной работы. Максимальная приближенность ситуационных задач к практической медицине - залог успешной работы. Задачи-клоны в этом плане представляют широту возможностей. Задачи с похожими условиями могут отличаться конечной частью, а в базисе решения могут быть представлены результаты разных методов обследования.

Рассмотрим простой пример: «Ребенок М. 3 года поступил с лихорадкой до 39оС, изменениями в анализе мочи: лейкоциты на все поле зрения. Данные микционной цистографии: обнаружено ретроградное поступление контраста в правый мочеточник. Поставьте окончательный диагноз» и ее задача-клон «Ребенок М. 3 года поступил с лихорадкой до 39оС, изменениями в анализе мочи: лейкоциты на все поле зрения. Данные ультразвуковой диагностики почек: эхо-признаки расширения чашечно-лоханочной системы и верхней трети мочеточника справа. Поставьте окончательный диагноз».

Выводы

Цель использования задач-клонов проста -дать каждому студенту самостоятельную работу одинаковую по сложности, но, в то же время, индивидуализировать контроль и оценивание знаний. С другой стороны, такие задания выполняют также обучающую, в какой-то мере, тренировочную функцию. Преподавание педиатрии обязательно должно учитывать все возможные элементы самостоятельной работы студента-медика, что будет способствовать формированию логического, ассоциативного и клинического мышления.

Литература

1. Аванесов В. Содержание теста и тестовых заданий / В. Ава-несов // Педагогические измерения. - 2007. - № 3. - С. 3-36.

2. Волосянко А.Б. Аналiз ефективност впровадження кредитно-модульноТ системи у викладанш предмету "Педiатрiя" [Текст] / А.Б. Волосянко [и др.] // Галицький лкар. вюн : Науково-практичний часопис. - 2010. - Т. 17, N 1.

3. Вороненко Ю.В. Дидактичш технологи викладання питань репродуктивного здоров'я [Текст] : навч.-метод. поЫб. для ви-кпадачiв ухвалено до видання наук.-метод. Комгаею з медицини МОН УкраТни. Протокол № 1 вщ 17.03.2011 / [Ю.В. Вороненко, А.1. Бойко, Н.Г. Гойда та ш.]. - К. : Книга-плюс, 2011. - 191 с.

4. Бурлака Б.С. Застосування комушкацшно-когштивного пщхо-ду у викладанш предмета "Промислова технолопя парфуме-рно-косметичних засобiв" у студенев провiзорiв-косметологiв [Текст] / Б.С. Бурлака // Мед. освта. - 2014. - N 1. - С. 13-14

5. Менькова С.В. Математические «задачи-клоны»: сущность, дидактические функции, приемы составления / С.В. Менькова // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 4; URL: www.science-education.ru/118-13861

6. Дука К.Д. Перший досвщ i проблеми викладання пропедевтики педiатрiТ в умовах кредитно-модульноТ системи [Текст] / К.Д. Дука, Н.В. Мишина // Педiатрiя, акушерство та пнеколопя : наук.-практ. журн. - 2009. - Т. 71, N 4. - С. 62-63.

7. Майданник В.Г. Проблеми викладання кшшчних дисциплш в умовах цикловоТ кредитно-модульноТ системи [Текст] / В.Г. Майданник, М.В. Хайтович, 6.1. Рубцова // Педiатрiя, акушерство та пнеколопя : наук.-практ. журн. - 2009. - Т. 71, N 4. -С. 53-54.

8. Роль наочност у процес викладання професшно орieнтова-них дисциплш [Текст] / Т. Захарченко // Вища школа : наук.-практ. вид. - 2013. - N 12. - С. 30-38 .

Том 14, Випуск 3(47) 281

Реферат

АНАЛ1З «КЛ1Н1ЧНИХ ЗАДАЧ-КЛОН1В» ДЛЯ ВИВЧЕННЯ ПЕД1АТРИ: СУТН1СТЬ, ДИДАКТИЧН1 ФУНКЦ11 Пахольчук О.П.

Ключовi слова: дидактичний глдхщ, «клiнiчна задача-клон», педiатрiя, теоретичний базис, алгоритм, студент-медик.

Вир1шення практичних задач - одна ¡з складових процесу формування ключного мислення. Метою роботи було визначити сутнють поняття, дидактичн функцп та визначити пщходи до складння задач-клон1в для вивчення пед1атрп. Методи досл1дження: анал1з л1тератури, досв1ду. Результати. П1д задачами-клонами пропонуеться розум1ти завдання щентичж за складн1стю, способу вир1шення, р1вноцшш за важк1стю. Анал1з дозволив видтити основн1 п1дходи до складання задач-клон1в для вивчення пед1а-трп. Пропонуеться штеграц1я форм навчання та контролю, необхщнють 1ндив1дуал1зац||. Висновки. Ос-новне призначення «задач-кложв» - орган1зац1я контролю знань як зовжшнього, так i самоконтролю. Кр1м того, рiшення даних завдань сприяе формуванню алгоритмiв дш, дозволить закрiпити знання та вмшня студента.

Summary

ANALYSIS OF "CLINICAL CLONE TASKS" IN TEACHING PEDIATRICS: ESSESNCE AND DIDACTIC FUNCTIONS Pakholchuk O.P.

Key words: didactic approach, clinical "clone tasks", pediatrics, theoretical basis, algorithm, medical student.

Solving practical tasks is one of the components contributing to the development of clinical thinking. The aim of the work was to identify the essence of the concept, didactic function and to determine methods of drawing up clone tasks in pediatrics to train medical students. The methods included analysis of the literature and experience gained. Results. Clone tasks were suggested to be defined as problems identical in their complexity, the method of solution and the theoretical basis, as well as equal in difficulty. The analysis allowed us to identify the main approaches in drawing up pediatric "clone tasks". Their wide implementation in class activity requires the integration of learning and control and student-centred approach as well. Conclusions. The main purpose of "clone task" consists in providing the control of knowledge, both external and self-control. Moreover, the solution of these problems contributes to the development of action algorithms, allows consolidating the students' knowledge and skills.

УДК: 617:37.018.7:61:378 Попова О.М., Чайка В.О.

Л1ТНЯ Х1РУРГ1ЧНА ШКОЛА ЯК НОВА ДОПОМ1ЖНА МЕТОДИКА ПОГЛИБЛЕНОГО ВИВЧЕННЯ Х1РУРГП У ВИЩИХ МЕДИЧНИХ НАВЧАЛЬНИХ ЗАКЛАДАХ

ДЗ «Днтропетровська медична академiя МОЗ Украши»

Вступ. Однею з актуальних задач, яку ставлять перед собою медичн вузи в Укран при пiдготовцi висококвал'оф'окованих фахiвцiв, е проблема забезпечення повноцнноУ вищо) ос&ти. Мета досл'джен-ня. О^нити можливост/ ново)' методики навчання, фунтуючись на двор'чному досв'д проведення л'отньо)' хiрургiчно'í школи. Матерiали та методи. ЛХШ - це iнтенсифiкований навчальний цикл з х/'-рургп, що проводиться пд час лтых канкул для студентов, що бажають взяти в ньому участь та пройшли попередый конкурсний в'одб'ор. Робочий день у ЛХШ будувався за принципом трьохкомпо-нентного '¡нтегрованого заняття з додатковим блоком самостшно)' роботи. 1нтегроване заняття включало в себе наукову, теоретичну та практичну складов¡. Для оцнювання усп'шност'! студент'т ЛХШ використовувалась багатоступенева рейтингова система. Результати. О^м поточного контролю пд час роботи ЛХШ, тричi виконувався контроль знань за тестами Крок-2 з баз рiзних рок'т. Отриманi результати можна оцнювати як досить висок'!. Результати внутрiшньо)' оценки усп'шност'! студент'т ЛХШ можна оц^нити як задо&льш. Висновки. ЛХШ е но-вим, нестандартним пдходом до поглиблення теоретично)' та практично)' подготовки з хiрургi'í у обмежених груп студентов, що зацiкавленнi в подвищено якост'о сво)х знань та умнь. Ключов1 слова: л1тня х1рурпчна школа, трьохкомпонентне Ытегроване заняття, допом1жна методика.

дотриманж класичноТ педагопчноТ трiади «знання - умшня - навичка» [1, 3]. Також важливим i необхщним компонентом в пщвищенж якост навчання майбутжх медичних пра^вниш е вико-ристання сучасних шформацшних технологш i тренажерiв. Освоення останжх стае все бшьш важливою обставиною, i визначае потребу в досить швидкому зростанж рiвня техжчноТ грамот-ност студен^в-медиш [3, 5]. Перспективним

Вступ

Навчання студен^в-медиш у сучасних умо-вах включае в себе теоретичну i кшжчну подготовку. Оджею з актуальних задач, яку ставлять перед собою медичж вузи в УкраТж при ждгото-вц висококвалiфiкованих фахiвцiв, е проблема забезпечення повноцшноТ вищоТ осв^и. Реаль зацп поставлено!' мети можна досягти тшьки при

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.