Научная статья на тему 'Анализ климатических условий и их влияние на экологоэкономический ущерб при эксплуатации автотранспорта'

Анализ климатических условий и их влияние на экологоэкономический ущерб при эксплуатации автотранспорта Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
2656
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ / ВРЕДНЫЕ ВЕЩЕСТВА / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ТОКСИЧНОСТЬ / ЗАГРЯЗНЕНИЕ / ДВИГАТЕЛЬ / АВТОМОБИЛЬ / ТЕХНИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОПАСНОСТЬ / AUTOMOBILE TRANSPORT / HARMFUL SUBSTANCES / ENVIRONMENT / TOXICITY / POLLUTION / ENGINE / VEHICLE / TECHNICAL CONDITION OF THE ENVIRONMENTAL DANGER

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Цыплакова Елена Германовна

В статье представлена картина загрязнения Санкт-Петербурга токсичными выбросами автотранспорта зимой. Предложены пути повышения безопасности двигателей автомобилей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Цыплакова Елена Германовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The climatic conditions analysis and their influence on the ecological and economic damage caused by motor transport operation

The article presents a picture of pollution in St. Petersburg with toxic emissions of motor transport in the winter. The ways of improving the safety of car engines are suggested.

Текст научной работы на тему «Анализ климатических условий и их влияние на экологоэкономический ущерб при эксплуатации автотранспорта»

ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ: ТРАНСПОРТ

УДК 338.14:504.5:621.43.064

Е. Г. Цыплакова

Анализ климатических условий и их влияние на экологоэкономический ущерб при эксплуатации автотранспорта

В статье представлена картина загрязнения Санкт-Петербурга токсичными выбросами автотранспорта зимой. Предложены пути повышения безопасности двигателей автомобилей.

The article presents a picture of pollution in St. Petersburg with toxic emissions of motor transport in the winter. The ways of improving the safety of car engines are suggested.

Ключевые слова: автомобильный транспорт, вредные вещества, окружающая среда, токсичность, загрязнение, двигатель, автомобиль, техническое состояние, экологическая опасность.

Key words: automobile transport, harmful substances, environment, toxicity, pollution, engine, vehicle, technical condition of the environmental danger.

Для обоснования задач исследований и соответствующих им практических рекомендаций по оздоровлению воздушной среды Санкт-Петербурга необходимо прежде всего проанализировать общие природные особенности региона в целом, а затем рассмотреть особенности влияния отдельных климатических факторов на величину эколого-экономического ущерба.

Климатические условия существенно влияют на организацию эксплуатации, хранения автомобилей и на их техникоэкономические и экологические показатели. Поэтому, рассматривая вопросы величины эколого-экономического ущерба от автомобилей, следует учитывать климатические условия конкретного района с целью увеличения надежности автомобилей при их эксплуатации и уменьшения вредного воздействия на окружающую среду.

Как показал анализ литературных источников, на состояние и состав городской воздушной среды влияют климатические и метеорологические особенности региона, которые определяются совокупностью природных факторов. Основными природными факторами, влияющими на климатические и метеорологические особенности региона и отдельных его районов, являются:

- атмосферная крупномасштабная циркуляция, деятельность циклонов, антициклонов и воздушных масс различного происхождения;

- ветровой режим по скорости и направлению;

- приток солнечного тепла;

- физико-географические особенности региона и его районов (рельеф местности, растительность, длительность снежного покрова и т. п.).

На формирование климата большое влияние оказывает атмосферная циркуляция. Наиболее существенные изменения погоды происходят в связи с перемещением и эволюцией воздушных масс, атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов.

Климату Санкт-Петербурга свойствен умеренный и влажный характер. Он относится к переходному типу от морского к континентальному с умеренно холодной зимой и нежарким летом. Это связано с географическим приморским положением города на северо-западе и циркуляцией воздушных масс.

Другим фактором климатообразования в Петербурге является сухой и холодный арктический воздух, проникающий с севера и северо-востока из полярной области высокого давления. Воздействует также континентальный воздух, приходящий с востока и юго-востока из Центральной Азии. Однако наибольшее климатообразующее значение имеют массы воздуха, поступающие из Атлантики.

Частые циклоны обусловливают многолетнюю изменчивость погоды и ее неустойчивость в течение года.

Техногенные факторы (пыль, дым и пр.) создают особый микроклимат в городе. Поэтому летом в центре города днем температура бывает на 2-3 градуса выше, чем в районах, прилегающих к центру, и даже в призаливной части. Зимой же эта разница может достигать 10-12 градусов по сравнению с пригородами.

Средняя годовая температура воздуха - плюс 4,3 градуса. Самый холодный месяц - февраль: средняя суточная температура в этом месяце -7,9 градуса, а в январе -7,7 градуса. Самый жаркий месяц-июль (+17,8 градуса). Средняя продолжительность всего периода с положительной средней суточной температурой - 222 дня, с температурой выше 5 градусов - 165 дней, с отрицательной температурой - 143 дня.

Осадков в среднем в год выпадает около 673 мм, но испарение влаги примерно на одну треть меньше этого количества, что и обусловливает повышенное увлажнение.

Влажность воздуха в Петербурге в среднем в год - около 75 %, летом - 60-70 %, а зимой — 83-88 %. Бывают дни, когда этот показатель достигает 95 % и даже больше.

Для города характерна сезонная и помесячная неравно мерность выпадения осадков. Их максимум приходится на август, а минимум - на март. В течение года среднее количество дней с осадками - около 200 мм, причем большая часть атмосферных

осадков выпадает с апреля по октябрь. В холодный период количество дней с осадками (снег, град, иней) - 61 мм.

В среднем в год в Петербурге бывает лишь 30 безоблачных, солнечных дней. Наибольшая облачность - зимой (свыше 80 % дней), а наименьшая - летом (около 50 % дней). Количество дней с туманами в среднем в год - около 32.

Сформировавшаяся в Петербурге многолетняя роза ветров характеризуется преобладанием ветров западного направления. Ветры, наиболее сильные осенью и зимой, достигают в это время года скорости более 10 м\с. Средняя же годовая скорость ветра около 3 м\с.

Зима в Петербурге обычно наступает в самом начале декабря, хотя бывает, что снег выпадает в первых числах ноября или января. Для городской зимы характерны оттепели, особенно в первую половину этого времени года. Второй же половине присуща более холодная погода. Весна наступает в конце марта, когда начинает таять снег. Средняя суточная температура выше нуля наступает, как правило, в начале апреля. Однако еще в мае бывают заморозки, чаще всего в ночное время. С прекращением заморозков связывается наступление лета, хотя даже в начале июня отмечалось выпадение снега. С возобновлением заморозков (со второй половины сентября) наступает осень. В конце ноября средняя суточная температура падает ниже нуля, осень заканчивается.

Как показывает анализ литературных данных, степень атмосферных загрязнений зависит от следующих природных факторов: направления и скорости ветра, температуры и влажности воздуха, рельефа местности и характера растительности. Такие природные факторы, как отрицательная температура, ветер, давление, влажность, снег и т. д., существенно влияют на организацию эксплуатации, хранение автомобилей, их технико-экономические и экологические показатели и, соответственно, на величину экологоэкономического ущерба.

В связи с этим в рамках данной работы представилось целесообразным рассчитать эколого-экономический ущерб от автотранспортных средств с целью получить оценку в денежной форме возможных отрицательных последствий воздействия автотранспортного комплекса при эксплуатации в различные периоды времени года.

Эколого-экономический ущерб был рассчитан с помощью методики экономической оценки предотвращенного экологического ущерба. Методика предназначена для получения укрупненной эко-лого-экономической оценки ущерба, предотвращенного в результате осуществления экологического контроля, реализации экологических программ и природоохранных мероприятий и т. д.

Предотвращенный экологический ущерб от выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижным транспортом рассчитывается по формуле:

N

Упрг = Кэ *Уудг * I АМ/ктр X Кэ/

/=1

где Упрг - предотвращенный экологический ущерб от загрязнения атмос ферного воздуха выбросами от передвижных источников в г-м регионе в течение отчётного периода времени в результате осуществления п-го направления природоохранной деятельности, тыс. руб.;

УУДг - показатель удельного ущерба атмосферному воздуху, наносимого выбросом единицы приведенной массы загрязняющих веществ на конец отчётного периода времени для г-го экономического района РФ, руб./усл. т;

Кэ - коэффициент экологической ситуации и экологической значимости состояния атмосферного воздуха территорий в составе экономических районов России;

Кэ/ - коэффициент относительной эколого-экономической опасности /-го загрязняющего вещества или группы веществ;

/ - индекс загрязняющего вещества или группы загрязняющих веществ;

N - количество учитываемых групп загрязняющих веществ;

АМ/ктр - фактическое снижение выброса /-го загрязняющего вещества от к-й единицы передвижного транспорта в течение отчётного периода времени, т.

Примеры расчетов приведены на рис. 1-5.

□ СО

□ СН ^Ох

Рис. 1. Величина годового предотвращенного ущерба, тыс. руб.:

1 - холодный период, 400 автомоб.; 2 - теплый период, 400 автомоб. 3 - холодный период, 300 автомоб.; 4 - теплый период, 300 автомоб. 5 - холодный период, 200 автомоб.; 6 - теплый период, 200 автомоб. 7 - холодный период, 100 автомоб.; 8 - теплый период, 100 автомоб. 9 - холодный период, 90 автомоб.; 10 - теплый период, 90 автомоб.; 11- холодный период, 70 автомоб.; 12- теплый период, 70 автомоб.

8000 -7000 -6000 -5000 -

4000 -

а СО

Рис. 2. Величина предотвращенного ущерба, тыс. руб., от выбросов СО, г\мин, от автомобиля при выезде с территории стоянки и возврате при разных температурах окружающей среды: 1 - (+20 0С); 2 - (+10 0С); 3 - (+5 0С);

4 - (-5°...-10о); 5 - (-10°...-15о); 6 - (-15°...-20о); 7- (-20°...-25о); 8 - (ниже -25о); 9 - предпусковой разогрев двигателя при отрицательных температурах;

10 - подогрев двигателя при межсменной стоянке

1600 1400 1200 1000 -800 600 400 200 0

Рис. 3. Величина предотвращенного ущерба, тыс. руб., от выбросов СН, г\мин, от автомобиля при выезде с территории стоянки и возврате при разных температурах окружающей среды: 1 - (+20 0С); 2 - (+10 0С); 3 - (+5 0С);

4 - (-5о...-10о); 5 - (-10о.-15о); 6 - (-15о.-20о); 7- (-20о.-25о); 8 - (ниже -25о); 9 - предпусковой разогрев двигателя при отрицательных температурах,

10 - подогрев двигателя при межсменной стоянке

3500

3000

2500

2000

1500

1000

500

0

Рис. 4. Величина предотвращенного ущерба, тыс. руб., от выбросов ЫОх, г\мин, от автомобиля при выезде с территории стоянки и возврате при разных температурах окружающей среды: 1 - (+20 0С); 2 - (+10 0С); 3 - (+5 0С);

4 - (-5о...-10о); 5 - (-10о.-15о); 6 - (-15о.-20о); 7- (-20о.-25о); 8 - (ниже -25о); 9 - предпусковой разогрев двигателя при отрицательных температурах;

10 - подогрев двигателя при межсменной стоянке

700

600

500

400

300

200

100

0

□ БО

Рис. 5. Величина предотвращенного ущерба, тыс. руб., от выбросов SО2, г\мин, от автомобиля при выезде с территории стоянки и возврате при разных температурах окружающей среды: 1 - (+20 0С); 2 - (+10 0С); 3 - (+5 0С);

4 - (-5°...-10о); 5 - (-10°...-15о); 6 - (-15°...-20о); 7- (-20°...-25о); 8 - (ниже -25о);

9 - предпусковой разогрев двигателя при отрицательных температурах;

10 - подогрев двигателя при межсменной стоянке

Из приведенных рисунков видно, что максимальный ущерб приходится на холодный период времени года. С понижением температуры воздуха величина ущерба увеличивается. Как видно из рисунков, снизить величину ущерба можно за счет применения теп-лоэлектронагревателей для облегчения пуска двигателя автомобиля. Особенно эффективен разогрев двигателя в период межсменной стоянки автомобиля. Другим способом снижения ущерба является поддержание автомобиля в технически исправном состоянии.

Техническое состояние транспортных средств оказывает заметное влияние на выброс вредных веществ. Отказы по основным агрегатам, влияющие на выбросы автомобиля, распределены следующим образом: система питания - 38 %, двигатель - 26 %, система зажигания - 21 % и трансмиссии - 15 %. Только из-за отсутствия необходимой регулировки карбюратора бензинового двигателя внутреннего сгорания выброс оксида углерода может возрасти в 4-5 раз. В зимний период времени эти показатели увеличиваются. Из этого следует, что для снижения экологоэкономического ущерба автотранспорт должен находиться в технически исправном состоянии вне зависимости от климатических условий региона, а для этого проанализируем, как воздействуют факторы среды на системы и агрегаты автомобиля.

Как показал проведенный анализ, основным показателем, характеризующим климатические условия, является температура наружного воздуха, оказывающая непосредственное влияние на физико-химические свойства эксплуатационных материалов, а следовательно, на пусковые качества и работу двигателей и других агрегатов автомобилей, и их воздействие на экологию окружающей среды.

Наименьшее количество оксида углерода, углеводородов и окислов азота выбрасывается автомобилями при температуре окружающей среды 20 °С. С увеличением температуры усиливаются процессы испарения топлива, что приводит к увеличению концентрации вредных веществ в ОГ автомобиля (рис. 6). Действие вредных веществ усиливается летом в условиях высоких температур повышенной солнечной радиации. Низкие температуры отрицательно влияют на состояние агрегатов и эксплуатационных материалов, усложняют обслуживание автомобиля, уменьшают его надежность, увеличивают интенсивность изнашивания автомобилей, их агрегатов и механизмов, затрудняют пуск двигателей, увеличивают время прогрева двигателя, ухудшают экономичность (увеличивают расход топлива), что приводит к увеличению концентраций вредных веществ в ОГ автомобиля. На основании обобщения данных, полученных при испытаниях в различных лабораториях Западной Европы на двигателях, было установлено, во сколько раз в среднем эмиссия вредных веществ при холодном пуске двигателя при различных температурах воздуха превышает эмиссию этих же веществ при работе прогретого двигателя. Сводные результаты в виде отношения ехол \егор - эмиссия при работе холодного и прогретого двигателя показаны на рис. 7.

45.00

40.00

35.00

30.00 3 25.00 ^ 20.00

15.00

10.00

5.00

0.00

за 31 25 20 и 8

Т. гр*Д.С

Рис. 6. Зависимость пробеговых выбросов углерода, углеводородов и диоксида азота от температуры окружающей среды.

Скорость движения автомобиля 32 км/ч

Как видно из рис. 7, при температуре окружающей среды минус 10о эмиссия СО при пуске холодного двигателя в пять раз больше, чем при пуске прогретого, СН - в три раза больше, NОx - 1,4 раза больше.

Температура наружного воздуха, “С

Рис. 7. Эмиссия токсичных веществ при холодном и горячем пуске двигателя: 1 - СО; 2 - СН; 3 - NOx

Фракционный состав и упругость паров выпускаемых автомобильных бензинов может обеспечить достаточную испаряемость их только при положительных температурах. Начиная с 0 оС и ниже испарение происходит настолько неполно и медленно, что большая часть засасываемого топлива скапливается во впускном трубопроводе в виде жидкой пленки. При отрицательных температурах в сочетании с сильными ветрами вследствие охлаждения двигателя процесс распыливания и испарения топлива ухудшается еще больше, что способствует увеличению выброса продуктов неполного сгорания топлива.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Скорость ветра и влажность наружного воздуха оказывают влияние на интенсивность отвода тепла от агрегатов автомобиля, приводя к снижению их температурного режима во время движения и межсменной стоянки.

Ветер в значительной степени ускоряет остывание нагретых деталей и механизмов автомобиля, усложняет его техническое обслуживание, так как увеличение скорости ветра на 1 м/с равнозначно по интенсивности охлаждения снижению температуры воздуха на 10 %. Необходимо учитывать также, что снег, измельченный под воздействием низкой температуры и сильного ветра, легко проникает через щели и отверстия в кабину, кузов, недостаточно защищенные механизмы, подкапотное пространство и т. д. Попадая, например, в подкапотное пространство, снег проникает в приборы электрооборудования, прерыватель-распределитель, нарушая их работу, замыкает контакты, затрудняет пуск двигателя и т. д. Затруднения при пуске двигателя, повышенный износ деталей, агрегатов и механизмов, перерасход топлива увеличивают вредное воздействие автомобиля на окружающую среду.

Влажность воздуха влияет на обледенение таких деталей карбюратора, как дроссельная заслонка, диффузор, жиклеры. При вы-

сокой влажности воздуха (95...100 %) и температуре, близкой к нулю, возможно отложение льда на заслонке и других деталях карбюратора, которое будет препятствовать нормальному движению заслонки, и состав горючей смеси будет заметно отличаться от оптимального, в результате чего перерасход бензина может достигать 10 %, а содержание СО в отработавших газах повысится на 30.40 %. Образование льда в диффузоре вызывает значительное обогащение рабочей смеси и снижение экономичности двигателя. Обледенение жиклеров приводит к ухудшению поступления топлива в камеры сгорания двигателя. Все это приводит к повышению токсичности выхлопных газов. С понижением температуры наружного воздуха снижается и влажность, особенно при температуре минус 20 оС и ниже.

Особенно труден при зимней эксплуата ции машин пуск холодного двигателя. Каждый пуск и прогрев двигателя при температуре +5 оС дает такой же износ, как и при пробеге автомобиля с прогретым двигателем, равном 30-40 км. При пуске же холодного двигателя с вязким маслом на морозе износ может быть равноценным износу за пробег автомобиля 200-250 км. Многочисленными исследованиями и практикой установлено, что износы при пуске и прогреве плохо разогретого двигателя составляют большую часть (свыше 60 %) общих износов за все время эксплуатации автомобиля. Каждый пуск двигателя зимой без предварительного разогрева приводит к весьма интенсивному образованию износов основных деталей: цилиндров, поршневых колец, шеек коленчатого вала и др., что в свою очередь способствует увеличению выбросов вредных веществ в атмосферу.

В процессе эксплуатации текущие неисправности, износ деталей и нарушения регулировки приводят к ухудшению показателей токсичности и топливной экономичности, особенно при эксплуатации автомобиля в зимних условиях. Изменение интенсивности изнашивания, естественно, влияет на показатели надежности, экономичности и экологичности. Общая схема воздействия низких температур на показатели надежности машин показана на рис. 8. Снижение надежности машин при отрицательных температурах вызывается рядом причин. В первую очередь, эти причины приводят к увеличению частоты пусковых отказов, снижению долговечности элементов машин, ухудшению ремонтопригодности, что в свою очередь приводит к ухудшению показателей токсичности и топливной экономичности.

Г

Затруд-

нение

писка

двига-

телей

Ухудшение смазывающих свойств масел и смазок

I

Застывание рабочих жидкостей и дизельного топлива

Воздействие

Замер-

зание

охлаж-

дающих

жидко-

стей

Снижение

ударной.

вязкости

металлов

Отвердевание и повышение хрупкости полимерных материалов

Обледенение и попадание снега 8 механизмы и агрегаты

Структурные изменении и повреждения

Снижение

несущей

способности

элементов

Снижение качественных показателей материалов

Появление

дополни-

тельных

нагрузок

Замыкание 6 электрических цепях

Увеличение

частоты

пусковых

отказов

Увеличение параметра потока рабочих отказов'

Снижение долговечности элементов

Ухудшение ремонтопри -годности

Увеличение вредного воздействия на окружающую среду

Рис. 8. Общая схема воздействия отрицательных температур на показатели надежности автомобилей

В условиях отрицательных температур снижается мощность двигателя и увеличивается расход топлива, что объясняется переохлаждением и неприспособленностью некоторых двигателей для эксплуатации в условиях отрицательных температур (рис. 9).

20 16 12

Q,%

8 4

0

-25 -20 -15 -10 -5 0

Температура воздуха, С

Рис. 9. Зависимость расхода топлива от температуры окружающего воздуха: а - удельного для двигателей; 1 - карбюраторного; 2 - дизеля

Таким образом, преждевременный износ и недостаточный технический уровень автомобильной техники приводит к перерасходу до 12-15 % топлива, а следовательно, и увеличивает на 15-20 % объем вредных выбросов в атмосферу. Кроме того, преждевременный износ деталей и агрегатов из-за негерметичности приводит к непосредственному загрязнению окружающей среды канцерогенными продуктами сгорания.

Как показал анализ литературных данных, при эксплуатации автомобиля с отклонениями параметров технического состояния от нормативных расход топлива может возрасти на 40 %, а токсичность отработавших газов - в несколько раз.

В карбюраторных двигателях автомобилей эти показатели снижаются: из-за отклонений в системе питания - на 30.40 %, в системе зажигания - на 25.30 %, в механической части двигателя - на 20.25 %, в трансмиссии и ходовой части - на 15 %. Наибольшее влияние на превышение выбросов СО оказывает нарушение регулировок в системе питания: нормы стандарта могут быть превышены на 70 % и более.

В дизельных двигателях практически любая неисправность топливоподающей системы влияет на дымность отработавших газов: это закоксовывание сопловых отверстий и деформация струй топлива, неравномерность цикловой подачи по цилиндрам, уменьшение давления впрыска. Увеличение цикловой подачи сверх номинальной на 25 % увеличивает дымность отработавших газов на 40 %. В результате естественного износа деталей топливной аппаратуры расход топлива к моменту исчерпания ресурса возрастает на 8.10 %, дымность - на 20.30 %. С понижением температуры окружающего воздуха показатели токсичности увеличиваются.

Ухудшение пусковых свойств топлива, вызванных отрицательными температурами, может является причиной отложений на впускных клапанах. Между отложениями на деталях и топливной аппаратуре и токсичностью отработавших газов наблюдается непосредственная связь. Например, выявлена прямая зависимость между отложениями на впускных клапанах двигателей с непосредственным впуском бензина и содержанием СО, NОx и углеводородов в отработавших газах. При эксплуатации двигателя с непосредственным впрыском бензина эти отложения достигают 2 мм толщины и, имея пористую структуру, адсорбируют легкие фракции топлива, не пропуская их в цилиндры. После очистки поверхностей клапанов токсичность отработавших газов снова снижается. Это наблюдается только при пуске холодного двигателя.

При разности температур наружного воздуха и топлива, находящегося в баке автомобиля, содержащаяся в воздухе влага осе дает в виде инея на свободных от топлива стенках бака, который, попадая в топливо, вызывает резкое увеличение содержания в нем воды. Капли воды, попадающие вместе с топливом в топливопрово-

ды, могут замерзнуть и закупорить каналы и приборы питания ледяными пробками.

В условиях зимней эксплуатации автомобилей ухудшаются условия работы механизмов и деталей трансмиссии и подвески. Техническое состояние трансмиссии оказывает значительное влияние на количество вредных выбросов и расход топлива автомобилями.

Разогрев масла в механизмах трансмиссии при эксплуатации автомобилей зимой зачастую производится за счет тепла, выделяющегося от трения при работе под нагрузкой. При этом масло разогревается очень медленно, и до нагрева до температуры 10.15 ° С шестерня и подшипники работают без достаточной смазки, что повышает интенсивность их износа. Установлено, что износ зубьев шестерен и подшипников главной передачи автомобилей, работающих продолжительное время на масле, имеющем температуру минус 5 °С и ниже, в 10.12 раз выше, чем износ этих деталей при работе их в масле, имеющем температуру +35 °С и выше.

Несвоевременная подача масла к местам трения ведет не только к увеличенным износам, но может привести к аварии двигателя (выплавление подшипников и задиры шеек коленчатого вала, поршней цилиндров и других деталей.

Автомобили, находясь на безгаражной стоянке, подвергаются воздействию отрицательных температур, ветра и атмосферных осадков, что вызывает разрушение окраски, коррозию деталей автомобилей.

Все вышесказанное показывает сложность и многообразие влияния факторов среды на эксплуатацию и экологичность автомобильного транспорта и, следовательно, на величину экологоэкономического ущерба. Поэтому к решению проблемы повышения эффективности работы автомобильного транспорта в зимний период года и снижения его вредного воздействия на окружающую среду следует подходить, учитывая влияние факторов всего комплекса.

В этих условиях необходим тщательный приборный контроль за техническим и экологическим состоянием автотранспорта, а также экологический контроль территорий, используемых для безгаражного хранения автотранспорта, особенно на импровизированных дворовых стоянках.

Поддержание двигателей и автомобилей в технически исправном состоянии - одно из основных, но далеко не единственное условие снижения эколого-экономического ущерба от автотранспорта, особенно при зимней эксплуатации. Выбросы вредных веществ и расход топлива в значительной степени зависят от соблюдения правил использования автомобилей, включающих в себя качество применяемых топлива и смазки, норм их расхода, рациональных методов и приемов вождения автомобиля, методы хранения подвижного состава и ряда других факторов, зависящих от водителей и обслуживающего персонала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.