ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
УДК 656.025.222
К. А. ЛУКОНЬКИНА, В. В. ЕПИФАНОВ
АНАЛИЗ КАЧЕСТВА ПАССАЖИРСКИХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК ПО ПОКАЗАТЕЛЮ БЕЗОПАСНОСТИ
Качество пассажирских автомобильных перевозок рассмотрено с точки зрения безопасности перевозок. Обоснованы показатели качества пассажирских автомобильных перевозок на основе нормативно-технической документации и экспертных оценок. Дана количественная оценка показателя качества (безопасности перевозок через ранжированные ответы пассажиров в процентах на вопросы анкеты) и определено численное значение комплексного показателя качества пассажирских автомобильных перевозок на примере г. Ульяновска. Приведены мероприятия программы по повышению безопасности перевозок в системе городского пассажирского автомобильного транспорта г. Ульяновска, включая мероприятии по совершенствованию организации и безопасности дорожного движения общественного транспорта.
Ключевые слова: качество перевозок, пассажирские перевозки, стандарты, безопасность перевозок, анкета, комплексный показатель, мероприятия.
Первостепенное значение перевозок пассажиров автомобильным транспортом определяется тем, что им выполняется до 60% транспортной работы. Вместе с тем в сфере пассажирского автомобильного транспорта имеется много серьёзных проблем. Значительная часть парка автобусов физически и морально изношена, пропускная способность маршрутной улично-дорожной сети в городах оказалась исчерпанной, ухудшились условия формирования транспортных потоков, увеличилось время поездок, безопасность перевозок пассажиров отстаёт от мирового уровня, остаётся высоким вклад автомобильного транспорта в загрязнение окружающей среды. Указанные проблемы значительно ухудшили качество перевозок в системе городского пассажирского автомобильного транспорта (ГПАТ).
Такое положение требует разработки современных методов повышения эффективности транспортной деятельности с учётом системного подхода. Первоочередной задачей является развитие методических положений к организации транспортного процесса, особенно касающихся повышения его качества и безопасности.
К показателям, с помощью которых можно оценить качество перевозок, можно отнести время передвижения, комфортабельность поездки и ожидания, безопасность поездки и др. [1, 2].
© Луконькина К. А., Епифанов В. В., 2016
Ряд авторов отождествляет качество пассажирских перевозок с их безопасностью [3, 4]. Показатель уровня безопасности перевозок пассажиров рассматривается учёными с позиции различных подходов. Весомость этого показателя у всех авторов различна, но присутствие такого показателя у всех является обязательным. Также у каждого автора свой взгляд на понятие «безопасности перевозок». Относя его в состав услуги перевозки, авторы исходят из таких понятий, как: показатель уровня аварийности; надёжность транспортных единиц; надёжность водителей; обеспечение безопасности условий перевозок.
Действительно, во всех стандартах, связанных с пассажирскими транспортными услугами, отражены требования безопасности перевозок (табл. 1).
Экспертная оценка наиболее значимых показателей качества пассажирских перевозок и анализ требований потребителей показали следующее распределение:
1) Безопасность поездки Р1 - 23,3%;
2) Комфортность поездки Р2 - 23,0%;
3) Доступность поездки Р3 - 22%;
4) Стоимостный показатель Р4 - 18,2%;
5) Информационный показатель (уровень информационного сервиса) Р4 - 13,5%. Определить численное значение каждого показателя качества перевозок, входящего в комплексный показатель, нами предложено через ранжированные ответы пассажиров в процентах на вопросы анкеты. Нами разработана анкета для
опроса пассажиров, содержащая 40 вопросов. Были опрошены 2280 человек разного социального статуса, возраста, активно пользующиеся услугами пассажирского автотранспорта г. Ульяновска [5]. При этом численное значение каждого показателя качества определяется как среднее значение численных значений ответов в процентах по нескольким вопросам анкеты.
Выделим вопросы анкеты, касающиеся показателя безопасности перевозок (табл. 2).
Исходя из того, что в идеале показатель равен Р1 = 1, то можно сделать вывод, что уровень качества перевозок пассажиров в г. Ульяновске по показателю безопасности достаточно низкий, и необходима разработка комплекса мероприятий для его повышения.
Таблица 1
Множества требований стандартов по показателям качества
Стандарт Требования стандарта
ГОСТ Р 51006 - 96. 1 Безопасность услуг по перевозкам пассажиров
Услуги транспортные. 2 Надёжность транспортного обслуживания
Термины и определения. 3 Своевременность перевозки
4 Комфортность перевозки
ГОСТ Р 51004 - 96. 1 Требования безопасности
Услуги транспортные. 2 Экономические требования услуги
Пассажирские перевозки Но- 3 Требования информационного обслуживания
менклатура показателей каче- 4 Требования комфортности поездки
ства. 5 Требования скорости поездки
6 Требования своевременности
7 Требования сохранности багажа
8 Требования надёжности
9 Требования профессиональной пригодности исполнителей транс-
портных услуг
10 Требования готовности транспортного средства и экипажа к
выполнению перевозок
ГОСТ Р 51825-2001. 1 Безопасность
Услуги пассажирского 2 Своевременность и скорость
автомобильного транспорта. 3 Комфортность, этика и эстетика
4 Комплексность
5 Информативность и достоверность
6 Доступность
7 Сохранность багажа
Таблица 2
Численные значения параметра безопасности перевозок
Показатель Вопросы анкеты Процентное Коэффициент
качества отношение вариантов ответа (да / нет) показателя безопасности
Безопасность - Обеспечивается безопасность движения при 44/66 0,4
поездки Р1 перевозках? - Обеспечивается безопасность движения квали- 52/48 0,5
фикацией водителей? - Обеспечивается безопасность движения дорож- 64/46 0,6
ными условиями? - Обеспечивается безопасность движения состоя- 57/43 0,6
нием подвижного состава?
- Соблюдаются ли, на Ваш взгляд, правила до- 60/40 0,6
рожного движения? - Удовлетворяет Вас безопасность салона ПС? 54/46 0,5
Средний коэффициент по показателю Р1 0,5
Ранжирование требований пассажиров
Таблица 3
Требования Значимость требования
потребителей (пассажиров) в %
1. Повысить безопасность поездки 20
2. Повысить комфортность поездки 16
3. Повысить культуру обслуживания 15
4. Быстрее доехать до места назначения 12
5. Уменьшить интервал движения 9
6. Повысить социальную значимость перевозок 9
7. Улучшить перевозки в часы «пик» 7
8. Увеличить время работы подвижного состава в вечернее время 5,2
9. Улучшить техническое состояние подвижного состава 5
10. Повысить доступность информации о перевозках 1,8
Значимость показателя безопасности в целом подтверждается данными социологического обследования населения г. Ульяновска, которое проводилось одновременно с проведением обследования пассажиропотоков на городском общественном транспорте (табл. 3).
Анализ результатов анкетирования установил, что уровнем качества пассажирских автомобильных перевозок в г. Ульяновске удовлетворены 19%, частично удовлетворены - 28% и не удовлетворены - 53%.
У большинства пассажиров (66%) нет чувства безопасности в поездке. По мнению опрошенных, это связано в первую очередь с отрицательным состоянием дорожной сети (38%), многократными случаями нарушения правил дорожного движения, недостаточным опытом водителей (42%) и неудовлетворительным состоянием подвижного состава (20%).
Основным видом автомобильного общественного транспорта является маршрутное такси, на котором перемещаются 93% опрошенных пассажиров.
Около 60% пассажиров желают и в будущем пользоваться услугами маршрутного такси, 37% предпочли бы автобусы средней вместимости, и только 7% хотят добираться до необходимого места в автобусах большой и особо большой вместимости. Это можно объяснить тем, что в течение последних 20 лет пассажиры перемещаются в основном на маршрутных такси. В качестве преимущества маршрутных такси отмечается удобство перемещения от пункта отправления до пункта назначения (почти 70% опрошенных). С другой стороны, большое количество маршрутных такси создаёт серьезную нагрузку на транспортную систему города. Также маршрутные такси обеспечивают низкий уровень безопасности перевозок, о чём свидетельствует высокий показатель аварийности с их участием и многочисленные нарушения в процессе перевозок пассажиров, выявленные в результате
рейдов. Очевидно, что необходимо сбалансированное применение в городе подвижного состава разной вместимости, причём преимущество должно быть отдано автобусам средней и большой вместимости.
Безопасность салона подвижного состава (сиденья, температура, освещённость, шум) устраивает и частично устраивает только 47% опрошенных. Достаточно много претензий к водителям маршрутных такси из-за недопустимо низкого уровня культуры поведения многих водителей, об этом заявляют 70% респондентов.
Из всех опрошенных 54% не удовлетворены состоянием остановочного пункта, оснащённость которых существенно влияет на безопасность пассажиров..
Почти 100% отмечают отсутствие технических средств в автобусах для пассажиров с ограниченными возможностями.
Для повышения качества перевозок в системе ГПАТ г. Ульяновска по выявленным показателям качества разработан комплекс мероприятий по четырём основным направлениям: социальные, технические, организационные, экономические [6].
Разработана программа внедрения мероприятий по повышению качества перевозок в системе ГПАТ на 2015-2020 годы (в целом 32 мероприятия), которая позволит повысить качество пассажирских автоперевозок, в том числе безопасность перевозок (табл. 4).
Разработанная программа учитывает стратегию развития г. Ульяновска и принята к реализации Министерством промышленности и транспорта Правительства Ульяновской области.
К настоящему времени для повышения безопасности дорожного движения общественного транспорта реализованы следующие мероприятия:
- организован контроль в ПАТП за выполнением в полном объёме всех требований Положения об обеспечении безопасности дорожного движения при перевозках пассажиров;
Таблица 4
Мероприятия программы по повышению безопасности перевозок в системе ГПАТ
№ п/п Наименование мероприятия Сроки выполнения Исполнители
1 Создание системы обязательной подготовки и переподготовки водительских кадров 2016 г. ПАТП, учебно-курсовые комбинаты, ГИБДД
2 Организация контроля за выполнением в полном объёме всех требований Положения об обеспечении безопасности дорожного движения при перевозках пассажиров Постоянно ПАТП, ГИБДД, УГАН
3 Обеспечение комплекса мероприятий по выполнению приказа №2 Минтранса РФ 1997 г. в части прохождения водительским составом предрейсового и послерейсового медицинского освидетельствования Постоянно ПАТП, ГИБДД, УГАН
4 Завершение обустройства остановочных и конечных пунктов (площадки отстоя и разворота, заездные карманы) в соответствии с требованиями нормативных документов 2016 г. Администрации районов г. Ульяновска, ГИБДД, УГАН
5 Разработка экологического паспорта ПАТП, учитывающего специфику работы пассажирского автомобильного транспорта 2016 г. ПАТП, комитет по экологии
6 «Посильная для города» модернизация улично-дорожной сети 2015-2017 гг. Администрация г. Ульяновска, ГИБДД, УГАН
7 Приобретение нового подвижного состава муниципального и коммерческого пассажирского транспорта. Разработка нормативных документов по приобретению подвижного состава в лизинг 2016-2019 гг. Администрация г. Ульяновска, ПАТП
- организован контроль в ПАТП за прохождением водительским составом предрейсового и послерейсового медицинского освидетельствования;
- реализованы 15 мероприятий по модернизации улично-дорожной сети, включая реконструкцию подъездных путей к мостовым переходам через реку Волга, оборудование на автодорогах выделенных полос для общественного транспорта, расширение проезжей части городских дорог;
- организовано регулярное проведение ГИБДД и Управлением государственного автодорожного надзора (УГАН) маршруточных рейдов «Автобус» по проверке перевозочных документов и технического состояния транспортных средств.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гудков В. А., Миротин А. Б., Вельможин А. В., Ширяев С. А. Пассажирские автомобильные перевозки / под ред. В. А. Гудкова - М. : Горячая линия - Телеком, 2004. - 448 с.
2. Загорский И. О., Володькин П. П. Эффективность организации регулярных перевозок пассажирским автомобильным транспортом. -Хабаровск : Изд-во Тихоокеанского гос. ун-та, 2012. - 154 с.
3. Коноплянко В. И. Организация и безопасность дорожного движения. - М. : Транспорт, 2007. - 384 с.
4. Горев А. Э., Опещенко Е. М. Организация автомобильных перевозок и безопасность движения. - М. : Кнорус, 2006. - 256 с.
5. Тюрин А. С., Епифанов В. В. Оценка удовлетворённости пассажиров качеством перевозок в системе ГПАТ (на примере г. Ульяновска) // Грузовое и пассажирское автохозяйство. -2015. - №9. - С. 44-48.
6. Епифанов В. В., Исаевич И. И., Тюрин А. С. Разработка мероприятий по повышению качества перевозок на городском пассажирском автомобильном транспорте // Политранспортные системы. - Новосибирск : СГУПС, 2015. -С. 515-518.
Луконькина Кристина Александровна, аспирантка кафедры «Автомобили» ФГБОУ ВО Ульяновский государственный технический университет. Е-mail: [email protected], Епифанов Вячеслав Викторович, доктор технических наук, профессор кафедры «Автомобили» ФГБОУ ВО Ульяновский государственный технический университет, Е-mail:
[email protected], Е-mail: [email protected].
Поступила 01.07.2016 г.