тормозных механизмов автомобилей оборудованных АБС: иными словами, зафиксированный в работе [1, с. 26] 2-образный характер изменения абсолютной величины суммарного линейного износа образцов является экспериментальным подтверждением усталостной природы трения и износа металлов при контактном взаимодействии пар трения, характерном для функционирования АБС.
По мнению авторов [1, с. 28] горизонтальные линии на графике свидетельствуют об образовании поверхностных микротрещин, которые в дальнейшем соединяются, образуя отслаивающийся лепесток материала (вертикальные линии). В результате отслаивающиеся лепестки материала скапливаются, уменьшая коэффициент сцепления пар трения.
Следовательно, изменение рабочего процесса затормаживания колес автомобиля при наличии в тормозном приводе АБС, функционирующий со сравнительно малой частотой изменения тормозного момента (до 10-11 Гц) обуславливает в отличие от традиционного способа торможения юзом принципиально новое явление изнашивания пар трения, что необходимо учесть при эксплуатации автотранспортного средства и назначении периодичности ТО тормозов.
Список используемой литературы: 1. Безъязычный, В.Ф. Экспериментальное изучение процессов разрушения поверхностных слоев металла при установившемся процессе фреттинг- изнашивания./ В.Ф.Безъязычный, Р.В. Любимов, М.В.Тимофеев -Межвузовский сборник научных трудов "Механика и физика фрикционного контакта", №7 - Тверь: Издательство Тверского государственного технического университета,2000. - 24-28 с.
© А. В. Маркин, А. А. Бойченко, 2015
УДК 373:51-7
Рыбкин Алексей Дмитриевич.
магистрант 1 курса направления подготовки «Педагогическое образование», магистерская программа «Управление образовательной организацией» филиал Кубанского государственного университета в
г .Славянске -на-Кубани, [email protected]
АНАЛИЗ КАЧЕСТВА ОПРОСНИКА ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ НА ЛИНЕЙНОЙ ШКАЛЕ
ВООБРАЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация
В данной статье, при помощи методики изучения личностных креативных способностей Е. Е. Туник, было проведено измерение воображения школьников, как составной части их креативности. Измерение проводилось в рамках теории измерения латентных переменных на основе модели Раша.
Ключевые слова креативность, воображение, латентные переменные, модель Раша.
Потребность общества в человеке, обладающем креативными способностями, приводит к поиску все новых и новых способов их развития. Но для того чтобы говорить о качественных и количественных изменениях в личностных способностях человека, их необходимо измерить. Данная процедура вызывает множество сложностей, так как креативность не существует сама по себе, а состоит из множества отдельных качеств и способностей человека. Одним из них является способность личности к воображению. Это обусловлено тем, что креативность не является деятельностью по шаблону, она требует нового взгляда на существующие вещи, переосмысления существующих знаний об обыденной реальности и поиска новых, нетривиальных решений возникающих проблем. Все это говорит о воображении как о неотъемлемой части личностных креативных способностей.
Данное исследование преследует цель анализа качества опросника как измерительного инструмента для оценки сформированности интегрального показателя «воображение» у школьников. Латентная переменная «воображение» задается при помощи набора индикаторов, приведенных в опроснике [1], то есть операционально. Измерение данного интегрального показателя на линейной шкале позволит сравнить учеников в зависимости от класса, пола и возраста.
Международный научный журнал «СИМВОЛ НАУКИ»_№4/2015_ISSN 2410-700X
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
- оценить совместимость набора индикаторов, из которых состоит опросник, для измерения конструкта «воображение»;
- определить дифференцирующую способность опросника;
- при необходимости откорректировать набор индикаторов.
Набор индикаторов для измерения воображения у школьников представлен в таблице 1.
Таблица 1
Операциональное определение латентной переменной «воображение»
№ п/п Индикаторы 3 2 0 1
1 Мне нравится думать о том, чего со мной никогда не случалось.
2 Обычно я не трачу время на мечты о том, что когда-нибудь стану известным артистом, музыкантом, поэтом.
3 Мне больше понравилось бы жить и работать на космической станции, чем здесь, на Земле.
4 Мне нравятся рассказы или телевизионные передачи о событиях, случившихся в прошлом.
5 Когда я вырасту, мне хотелось бы сделать или совершить что-то такое, что никому не удавалось до меня.
6 Когда я читаю или смотрю телевизор, я представляю себя кем-либо из героев.
7 Я люблю представлять себе, как жили люди 200 лет назад
8 Моим лучшим друзьям не нравятся глупые идеи.
9 Я люблю выдумывать что-то новое, даже если это невозможно применить на практике.
10 Мне нравится размышлять о чем-то интересном, о том, что еще никому не приходило в голову.
11 Когда я вижу картину, на которой изображен кто-либо незнакомый мне, мне интересно узнать, кто это.
В опросе приняли участие ученики трех пятых классов МБОУ СОШ N° 39 хутора Трудобеликовского, общим количеством 74 человека. От участников требовалось выбрать один из предложенных вариантов ответа на вопросы, приведенные в таблице 1, оценивая их в зависимости от степени своего согласия с предполагаемым положительным ответом на них: 3 -в основном верно; 2 - отчасти верно; 0 - нет; 1 - не могу определиться.
Существует множество методов оценивания интегральных показателей, таких как метод взвешивания, экспертные оценки, индексы. Но недостатки, присущие им (субъективность весов экспертов и нелинейность шкалы), делают их трудноприменимыми для статистических методов анализа, которые предполагают линейную шкалу измерения. В связи с этим, оценка уровня сформированности воображения осуществлялась в рамках теории измерения латентных переменных. Данная теория на русском языке наиболее полно освещается в [2].
При измерении латентных переменных, в первую очередь необходимо установить совместимость используемых индикаторов, т.е. оценить, в какой мере индикаторы определяют одну и ту же латентную переменную, в нашем случае «воображение». Проверка совместимости индикаторов осуществлялась на основе критерия Хи-квадрат. В данном случае значение критерия равно 44,014 при степени свободы 22.
В таблице 2 приведена статистическая характеристика набора индикаторов. Индикаторы в таблице упорядочены по убыванию их значений на шкале латентной переменной - от наибольшего значения (+0,870), к наименьшему (- 0,312).
Таблица 2
Статистическая характеристика индикаторов
Номер Значение Стандартная Значение Уровень
индикатора индикатора ошибка статистики Хи- значимости
(логит) (логит) квадрат статистики
Хи-квадрат
3 0,870 0,117 8,542 0,013
2 0,400 0,104 1,884 0,389
6 0,240 0,103 4,821 0,089
1 0,036 0,105 1,755 0,415
7 -0,157 0,106 3,609 0,164
11 -0,170 0,108 1,433 0,488
5 -0,175 0,109 5,700 0,057
4 -0,218 0,112 8,562 0,013
8 -0,231 0,112 0,343 0,842
10 -0,280 0,113 6,644 0,036
9 -0,312 0,114 0,715 0,699
Адекватность индикаторов модели измерения является одним из основных условий применения теории измерения латентных переменных. Выполнение данного условия проверялось на основе критерия Хи-квадрат. Данная процедура проводилась следующим образом. Все испытуемые на основе модели Раша, были разделены на группы с высоким, низким и средним уровнями. На следующем этапе, вычисляется среднее значение для каждой из групп и при помощи критерия Хи-квадрат проверяется соответствие этих точек теоретическим значениям, полученным на основе модели Раша.
Значение соответствия индикаторной переменной модели измерения равное 0,05, является критическим для уровня значимости статистики Хи-квадрат. Если статистика Хи-квадрат для данного индикатора меньше этого значения, то его рекомендуется исключить из набора.
Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод, что все индикаторы, за исключением индикатора № 3 и № 4 и №10, имеют значение статистики Хи-квадрат больше чем 0,05, но и оставшиеся переменные совместимы с остальными на уровне значимости 0,01. Поэтому можно сделать вывод, что все индикаторные переменные совместимы, и оценивают одну и ту же латентную переменную, поэтому их можно использовать в качестве измерительного инструмента.
Для наглядности проанализируем отличительные индикаторные переменные:
- индикатор, который лучше других дифференцирует учеников с низким уровнем сформированности конструкта «воображение»;
- индикатор, который лучше других дифференцирует учеников с высоким уровнем «воображения»;
- индикатор наиболее адекватный модели измерения;
- индикатор наименее адекватный модели измерения.
Характеристическая кривая индикатора, характеризующего наименьший уровень развития воображения, представлена на рисунке 1.
Номер: 9 Иедикагор: Инд 09 Оценка; -0,312 Хи ки 0,716 Р(Хи кь | 0,699 N=74
-Э.О -2.0 -1.0 О.О 1.0 2,о 3.0
Местоположение объе|ста Слогит)
Рисунок 1 - Характеристическая кривая для индикатора №9 «Я люблю выдумывать что-то новое, даже если это
невозможно применить на практике»
Приведенный выше график характеристической кривой, как и аналогичные графики, имеет следующую структуру.
На оси абсцисс отложены значения латентной переменной «воображение» (в логитах). На оси ординат отмечены ожидаемые значения индикатора. В данном случае значение индикатора варьируется от 0 до 3.
В верхней части рисунка содержится следующая информация:
- порядковый номер индикаторной переменной (Номер 9);
- название индикатора, в данном случае название индикатора выбрано по умолчанию (Индикатор: Инд.9);
- местоположение индикатора на шкале измеряемой латентной переменной (Оценка = - 0,312);
- значение статистики Хи-квадрат (Хи-кв. = 0,716)
- уровень значимости статистики Хи-квадрат Р (Хи-кв. = 0,619);
- объем выборки ^ = 74).
Этот индикатор лучше других дифференцирует учеников с низким уровнем интегрального показателя «воображение», о чем свидетельствуют значения индикаторной переменной.
Самый высокий уровень «воображения» характеризует индикатор № 3 «Мне больше понравилось бы жить и работать на космической станции, чем здесь, на Земле». Этот индикатор лучше других дифференцирует учеников с высоким уровнем развития «Воображение». Характеристическая кривая данного индикатора представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 - Характеристическая кривая индикатора № 3 «Мне больше понравилось бы жить и работать на
космической станции, чем здесь, на Земле» Наиболее адекватным модели измерения является индикатор №8 «Моим лучшим друзьям не нравятся глупые идеи». Анализируя рисунок 3, можно легко заметить, что экспериментальные точки практически совпадают с теоретической кривой, это подтверждает высокое значение уровня значимости статистики Хи-квадрат (0,842).
Рисунок 3 - Характеристическая кривая индикатора № 8 «Моим лучшим друзьям не нравятся глупые идеи». Индикатор № 4 «Если что-то не удается с первого раза, я буду работать до тех пор, пока не сделаю это» наименее адекватен модели измерения. Характеристическая кривая этого индикатора приведена на рисунке 4.
Рисунок 4 - Характеристическая кривая индикатора № 4 «Мне нравятся рассказы или телевизионные передачи
о событиях, случившихся в прошлом» Отчетливо видно, что экспериментальные точки не совпадают с теоретической кривой. Статистика Хи-квадрат (0,014) также говорит о низком уровне значимости данного индикатора, эти факты подтверждают вывод, что индикатор №4 адекватен модели на низком уровне значимости.
На рисунке 5 графически изображено распределение оценок конструкта «Воображение» студентов и индикаторов, характеризующих данный интегральный показатель.
В верхней половине рисунка изображена гистограмма с оценками конструкта, а в нижней половине -распределение оценок индикаторов на этой же шкале.
Рисунок 5 - Местоположение испытуемых и индикаторов на шкале «воображение»
Полученные в ходе измерения данные, позволяют сделать вывод, что:
- оценки конструкта «воображение» варьируются в диапазоне 2.25 логит (от - 0,5 логит, до +1,5 логит);
- диапазон варьирования индикаторов гораздо меньше диапазона варьирования оценок испытуемых -1,5 логит (от - 0,5 до 1 логит);
- индикаторы варьируются в узком диапазоне, поэтому необходимо найти способы расширить диапазон их варьирование. Но, несмотря на все это, методика позволяет эффективно дифференцировать учеников по уровню развития «воображения».
Факторы класс (фактор А), пол (фактор Б) обрабатывались методом дисперсионного анализа, так как они являются качественными. Полученные в ходе данной процедуры данные представлены в таблице 3.
Таблица 3
Дисперсионный анализ интегрального показателя «воображение» в зависимости от пола и класса испытуемых
Источник дисперсии Сумма квадратов Степени свободы Средний квадрат Fэксп Р
Фактор А 0,057 2 0,028 0,133 0,876
Фактор Б 2,008 1 2,008 9,421 0,003
Взаимодействие А*Б 0,648 2 0,324 1,521 0,226
Ошибка 14,495 68 0,213
Всего 17,260 73
Результаты дисперсионного анализа свидетельствуют о том, что из всех факторов статистически значимым является только фактор Б - пол. Рассмотрим более подробно полученные результаты. В таблице 4 представлены средние значения конструкта «воображение» в зависимости от класса, в котором обучаются испытуемые.
Таблица 4
Средние значения латентной переменной «воображение» в зависимости от класса
Класс Среднее (логит) Объем выборки Стандартная ошибка (логит) Нижний порог Верхний порог
5 «А» 0,175 26 0,095 -0,015 0,365
5 «Б» 0,146 24 0,096 -0,044 0,337
5 «В» 0,106 24 0,094 -0,082 0,294
Данные, представленные в таблице, позволяют судить о том, что классы несколько различаются по уровню сформированности латентной переменной «воображение»: 5 «А» класс - 0.175 логит, 5 «В» - 0.146 логит, 5 «В» - 0.106 логит. Но все же, данные различия несущественны, и не могут влиять на общую картину.
В таблице 5 представлены средние значения конструкта «воображение» в зависимости от пола испытуемых.
Таблица 5
Средние значения латентной переменной «воображение» в зависимости от пола испытуемых
Пол Среднее (логит) Объем выборки Стандартная ошибка (логит) Нижний порог Верхний порог
женский - 0,026 31 0,084 - 0,192 0,141
мужской 0,311 43 0,071 0,169 0,453
Данные, представленные в таблице, позволяют судить о том, что мальчики и девочки значительно различаются по уровню сформированности латентной переменной «воображение»: мальчики - 0.311 логит, девочки - (-0,026) логит.
Подводя итоги, можно сделать следующие выводы. В данной работе было проведено измерение уровня воображения школьников, как составной части их креативных способностей. Измерение осуществлялось в рамках теории латентных переменных. Латентная переменная «воображение» определялась операционально - через набор индикаторов. Методика изучения личностных креативных способностей Е. Е. Туник, подтвердила свою способность дифференцировать учеников по уровню развития воображения. Это подтверждается анализом полученных данных. Индикаторы варьируются в узком диапазоне, но все же, методика позволяет дифференцировать учеников по уровню развития воображения. В рамках данного исследования было установлено, что на уровень развития воображения воспитанников оказывает сильное влияние фактор «Пол».
Список использованной литературы:
1. Диагностика личностной креативности (Е. Е. Туник) / Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002. C.59-64.
2. Маслак А. А. Измерение латентных переменных в социально-экономических системах: теория и практика : Монография / А. А. Маслак ;Славянск-на-Кубани: Издательский центр СГПИ, 2007. - 424с.
3. Маслак А. А., Осипов С. А. Измерение латентных переменных // Свидетельство о государственной регистрации программ для ЭВМ № 2013618487. Дата государственной регистрации в Реестре программ для ЭВМ 10 сентября 2013 г.
4. Wright B. D., Masters G. N. Rating Scale Analysis. - Chicago: MESA PRESS, 1982. - 206 p.
© А. Д. Рыбкин, 2015
УДК 669
Хромова Елена Игоревна
ассистент Национального минерально-сырьевого университета «Горный»,
г. Санкт-Петербург, РФ, E-mail: [email protected] Ларионова Екатерина Владимировна канд. техн. наук, доцент Национального минерально-сырьевого университета «Горный»,
г. Санкт-Петербург, РФ, E-mail: [email protected]
ПОДГОТОВКА ИЗОБРАЖЕНИЯ ДЛЯ ВЫВОДА НА ЛАЗЕРНОМ КОМПЛЕКСЕ
Аннотация
Статья посвящена художественной обработке металла с помощью лазерных технологий - лазерной гравировке. Рассматриваются достоинства лазерной гравировки, специфические особенности вывода изображения на лазерно-гравировальном комплексе и алгоритм подготовки изображения для создания барельефов.
Ключевые слова
Дизайн. Лазерная гравировка. Лазерно-гравировальный комплекс. Барельеф. Маска изображения.
Многообразие дизайна - различные формы и технологии - дают возможность художнику реализовывать свои замыслы различными способами. На протяжении всей истории человечества развивается техника художественной обработки изделий, вместе с тем изменяется и роль, и задачи художника.
Художественная обработка металла является одним из видов декоративно-прикладного искусства, охватывающего ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту.
Гравировка - один из древнейших видов художественной обработки металла. Существует несколько методов нанесения гравировки на поверхность изделия: лазерная, механическая при помощи копировальных станков, механическая ручная.