DOI: 10.12731/wsd-2016-3-3 УДК 614.2:617-087
анализ качества медицинской помощи в стационарах ошской области кыргызской республики
Мурзалиев М.Т., Исмаилов А.А., Жолдошев С.Т.
В статье изложены данные социологического опроса о качестве медицинской помощи в территориальных больницах Ноокатского и Ка-расуйского районов, Ошской межобластной объединенной клинической больницы. Отмечены дефекты, основные причины нарушений качества медицинской помощи. Рассчитан интегральный коэффициент качества медицинской помощи для каждого из отделений стационаров с учетом четырех показателей: коэффициента качества, коэффициента медицинской результативности, коэффициента социальной удовлетворенности, экспертной оценки дефектов медицинской помощи. Проанализирована технология оказания медицинской помощи в отделениях стационаров терапевтического и хирургического профилей.
Ключевые слова: качество медицинской помощи; удовлетворенность; дефекты оказания; стационарная помощь.
analysis of quality of medical care in hospitals of the osh region of the kyrgyz republic
Murzaliyev M.T., Ismailov A.A., Joldoshev S.T.
This article contains a data of sociological questioning of the quality of medical treatment of patients in hospitals of Nookat and Karasuu territorial districts, Osh oblast hospital. Also the main causes, defects of the quality of medical treatment is highlighted. The integral coefficient of the quality of medical treatment is evaluated for every division of hospital including four
coefficients: quality, medical results, social satisfaction and expert evaluation of medical treatments. The technology of medical help in therapy and surgery profile is analyzed.
Keywords: quality of medical treatment; satisfaction; defects of the quality; hospital service.
Введение
За последние годы учеными были разработаны и внедрены в практическое здравоохранение самые разнообразные по подходам методические материалы, посвященные оценке качества оказания медицинской помощи. Оплата медицинских услуг производится не за достижение медицинского результата в форме вновь созданного здоровья, а за их количество в соответствии с нормативной технологией [1, c. 48; 2, с. 11; 4, с. 16; 6, с. 23; 9, с. 4; 15, с. 34].
Проблемы развития инновационно-ресурсного обеспечения организаций здравоохранения требуют методологических и организационно-управленческих технологий. В полной мере это касается и стандартов оснащения организаций здравоохранения адекватным медицинским оборудованием [11, с. 18; 12, с. 76; 13, с. 3; 14, с. 4; 16, с. 6; 17, с. 4; 18, с. 72].
На современном этапе развития системы здравоохранения необходим ее пересмотр с новой логической платформы для достижения требуемого качества медицинской деятельности.
Резкое сокращение бюджетного финансирования отрасли, особенно сильно проявившееся с начала 90-х годов прошлого века, и упадок сельского хозяйства крайне негативно сказались на состоянии сельского здравоохранения, поскольку его обеспечение во многом зависело от поддержки со стороны сельскохозяйственных предприятий. Наиболее важным вопросом остается укомплектованность сельских учреждений здравоохранения специалистами. В связи с этим нагрузка на медицинских работников на селе значительно выше, чем в городе.
В Кыргызстане в структуре населения страны 61,4% составляют сельские жители. Перед системой здравоохранения страны со всей остротой
встали проблемы именно сельского здравоохранения, трудности переходного периода обнажили все острые углы сельских регионов: сложная демографическая ситуация, хроническое недофинансирование здравоохранения, удаленность от крупных городов и, как следствие, недоступность в получении специализированной медицинской помощи (она сосредоточена, в основном, в столице), рост цен на медицинские услуги в сочетании с социально-экономическими условиями (безработица, низкая заработная плата) - все это значительно ухудшило показатели здоровья сельского населения [3, с. 47; 5, с. 9; 8, с. 63; 10, с. 465; 19, с. 21; 20, с. 132; 21, с. 67; 22, с. 235; 23, с. 502].
Улучшение качества оказываемой медицинской помощи является одной из главных стратегических задач системы предоставления медицинских услуг.
Цель исследования
Изучить состояния качества медицинской помощи в стационарных условиях жителям села Кыргызской Республики.
Материал и методы исследования
Материалом исследования явилось данные историй болезни больных, получивших стационарное лечение в территориальных больницах Ноокат-ского и Карасуйского районов Ошской области, областной объединенной клинической больницы (ООКБ), результаты социологического опроса пациентов и медицинских работников, официальные данные учетно-отчет-ной документации. В работе использованы общепринятые методы исследования: статистический, социологический, экспертной оценки.
Результаты исследований и их обсуждение
На сегодняшний день сохраняется неравномерность финансирования регионов, что связано с различным налоговым потенциалом регионов, ограниченным республиканским бюджетом и невозможностью перераспределения местных бюджетов между регионами [7, с. 121].
Формально, гарантированный доступ к медицинским услугам обеспечивается Программой государственных гарантий, поэтапно введенной в стране с 2001 года
К сожалению, продолжающееся недофинансирование сектора здравоохранения, высокий уровень сооплаты, а также имеющие место неформальные платежи ограничивают доступ людей к медицинским услугам.
Основным звеном, влияющим на объемы медицинской помощи, являются не структуры первичной медико-санитарной помощи, а медицинские организации, в состав которых входят как центры семейной медицины, так и стационары. Семейные врачи, не обладая реальными функциями фондодержания, по-прежнему недостаточно заинтересованы в снижении нерациональных затрат на специализированные виды медицинской помощи. Однако, в медицинских учреждениях начата работа по учету стоимости и объемов медицинских услуг по структурам первичной медицинской помощи - важнейшая предпосылка для объективной оценки эффективности работы первичного звена и возможностей оптимизации затрат.
Фнианснровахсие здравоохранения из местного бюджета на 1 жителя % отклонения от среднего значения го республике
Рис. 1. Неравномерность финансирования по регионам (в %)
На основании анализа результатов экспертизы историй болезни и данных социологического опроса был рассчитан интегральный коэффици-
ент качества медицинской помощи для каждого из отделений стационаров Ноокатского и Кара-суйского районов Ошской области, который рассчитывается путем перемножения четырех показателей - коэффициента качества, коэффициента медицинской результативности, коэффициента социальной удовлетворенности, экспертной оценки дефектов медицинской помощи.
Для анализа показателей отделения стационаров сгруппированы по своему профилю в 2 группы - отделения терапевтического и хирургического профиля. Самое низкое значение интегрального коэффициента качества определяется в отделениях терапевтического профиля. Среднее его значение по отделениям терапевтического профиля—0,45. Несколько выше уровень качества в отделениях хирургического профиля - средний коэффициент 0,58. Низкие показатели определяются в отделениях, принадлежащих к разным медицинским учреждениям, что свидетельствует о нарушении качества медицинской помощи во всех медицинских учреждениях.
Коэффициент качества, а значит, степень соответствия лечения принятым стандартам и правильность выбора технологии меньше среднего значения в отделениях терапевтического профиля соматических лечебных учреждений для взрослой категории населения (неврологическом и терапевтическом отделениях Карасуйской территориальной больницы), а также в отделении патологии беременности Ошской объединенной межобластной клинической больницы. В этих же отделениях ниже коэффициент медицинской результативности.
Среднее значение коэффициента экспертной оценки дефектов медицинской помощи (К-0,65) одинаковое как по отделениям терапевтического, так и хирургического профиля, однако, худшие показатели коэффициента выявлены в отделениях терапевтического профиля - патологии беременности и неврологического отделения Ноокатской территориальной больницы.
Коэффициенты экспертной оценки дефектов медицинской помощи, медицинской результативности и качества медицинской помощи в отде-
лениях хирургического профиля, находясь на высоком уровне, колеблются в незначительных пределах от среднего значения. Это свидетельствует о примерно одинаковом уровне качества медицинской помощи в отделениях хирургического профиля.
Коэффициент социальной удовлетворенности колеблется в небольшом промежутке - от 0,78 до 0,95, что свидетельствует о примерно одинаковой степени удовлетворенности пациентов от проводимого лечения и отношения медицинского персонала. Самые низкие показатели социальной удовлетворенности были получены в терапевтических отделениях территориальных больниц обоих районов. Среднеарифметическая величина коэффициента качества - 0,75. Поэтому можно сделать вывод, что в целом 25% всех пациентов получают медицинскую помощь ненадлежащего качества. Средняя величина коэффициента медицинской результативности - 0,83, то есть 17% пациентов выписываются без достижения цели госпитализации. Средняя величина интегрального коэффициента качества - 0,5.
В отделения терапевтического профиля пациенты поступают в основном в плановом порядке - 65%, по направлению врачей Центра семейной медицины - 75,4%, с ранее установленным диагнозом - в 53% случаев. Почти 60% всех пациентов госпитализируются с целью уточнения диагноза, достижения ремиссии или по социальным показаниям, в эндокринологическом отделении - до 90%.
Данные экспертизы качества медицинской помощи в отделениях терапевтического профиля стационаров (в % от общего количества проанализированных историй болезни) показывают, что значительное количество пациентов недополучают медицинскую помощь: 28,6% всех пациентов - врачебную диагностическую помощь, 17,1% - лабораторную диагностическую помощь, 21,1% - инструментальную диагностическую помощь; 17,3% пациентов получают недостаточное медикаментозное лечение. При недостаточном медикаментозном лечении экспертами отмечаются случаи полипрагмазии, назначения медикаментов по принципу «что-нибудь, да поможет» - 9,1%.
В отделениях недостаточное внимание уделяется консультациям врачей специалистов других ЛПУ, проведению дополнительных методов диагностики в областных лечебных учреждениях: от 12,8% до 18,1% всех пациентов терапевтических отделений, 37,7% эндокринологических, 21,8% кардиологических, 49,1 % неврологических пациентов Ноокатской ТБ, 17,3% гастроэнтерологических больных требовали такого обследования.
В отделениях получают лечение пациенты, которые, исходя из диагноза заболевания и тяжести течения процесса, должны были получать лечение в стационарах областного уровня - 8,2% всех пациентов (до 33,3% пациентов отделения патологии беременности).
Полученное лечение не соответствовало принятым стандартам в среднем в 27,7% всех случаев - от 20% в неврологическом отделении Ноокат-ской территориальной больницы до 66% госпитализаций в неврологическое отделение областной больницы, 50,6% госпитализаций в эндокринологическое отделение.
Технология оказания медицинской помощи была выбрана неправильно в 34,4% случаев, в том числе от 33,3% в терапевтическом отделении Карасуйской территориальной больницы до 67,9% госпитализаций в неврологическое отделение Ноокатской территориальной больницы. Ниже приводятся результаты экспертной оценки качества медицинской помощи в стационарах республики (табл. 1).
Экспертная оценка дефектов медицинской помощи показала, что максимальное их количество в одной истории болезни обнаружено в стационаре противотуберкулезного диспансера - 11,5, в неврологическом отделении областной больницы - 11,4, в эндокринологическом отделении -6,0, в терапевтических отделениях - 6,4 и 5,4, в гастроэнтерологическом отделении - 5,7 дефектов.
Вследствие выявленных дефектов госпитализация в отделения терапевтического профиля не достигла целей в 22,2% всех случаев.
Основными причинами нарушения качества медицинской помощи являются: недостаточная квалификация медицинских кадров в 11,3% слу-
чаев; недостаточная активность и добросовестность медицинских работников в 11,2% случаев; слабая преемственность между амбулаторным и стационарным этапами медицинской помощи и недостаточный контроль качества медицинской помощи - 2,6%.
Таблица 1.
Результаты экспертной оценки качества медицинских услуг в стационарах республики (в %)
Наименование областей Характер дефектов
Дефектные случаи Несоответствие клиническому протоколу ( за 2013 год)
2013 2014 в обследовании в лечении
г. Бишкек 25,3 22,5 5,7 9,8
Чуйская область 29,2 30,9 6,6 7,0
Иссык-Кульская 28,7 24,3 3,5 7,2
Жалалабатская 36,4 49,3 13,4 16,2
Таласская 19,1 14,6 2,1 5,8
Ошская 50,7 45,4 5,5 11,9
Нарынская 19,9 14,2 2,6 4,3
Баткенская 41,7 40,8 6,4 12,7
По республике 27,8 29,2 5,7 9,1
Социологический опрос показал, что от 50% до 86% пациентов в указанных отделениях терапевтического профиля удовлетворены оказанием медицинской помощи, 10-14% пациентов не удовлетворены отношением лечащего врача, 16-24% - отношением медицинской сестры, 28-49% пациентов терапевтических отделений голосуют за повышение культуры обслуживания, абсолютное большинство пациентов ждут улучшения санитарно-бытовых условий, питания и медикаментозного обеспечения. Результаты социологического опроса дали лучшие результаты в отделении, где нами было выявлено больше дефектов и недостатков, где хуже показатели качества, больше процент необоснованных госпитализаций. Поэтому при анализе качества медицинской помощи нельзя делать выводы только на основе социологических опросов.
Анализ качества медицинской помощи в отделениях хирургического профиля - офтальмологическом, лор, урологическом, гинекологическом, травматологическом и хирургических отделениях дал следующие результаты.
В отделения хирургического профиля пациенты поступают в основном в экстренном порядке - 62,4%, в ЛОР и офтальмологическое отделения - в плановом порядке. Основное направившее учреждение - центры семейной медицины - 56,8% пациентов, в травматологическое отделение - скорая помощь - 29,5% и травматологический пункт - 61,9% пациентов. Впервые диагноз устанавливается в стационарных отделениях 71,4% пациентам, в травматологическом и хирургических отделениях - выше 90%.
В отличие от терапевтических отделений, в отделения хирургического профиля пациенты поступают в основном с целью оказания неотложной помощи - 60,5% пациентов, для лечения до состояния выздоровления - 30%.
Также как и в отделениях терапевтического профиля, значительное количество пациентов недополучили медицинскую помощь: 26,2% недополучили врачебную диагностическую помощь, 18,4% пациентов - лабораторную диагностическую помощь (в травматологическом отделении -38,8%), 30,1% пациентов недополучили инструментальную диагностическую помощь; 19,8% получили недостаточное медикаментозное лечение, а в травматологическом отделении - 51,1% пациентов. Одновременно медикаментозное лечение избыточно в 10,5% случаев в гинекологическом отделении. В 19,6% всех случаев не применялись необходимые «другие» методы лечения (физиотерапия, массаж, ЛФК и др.).
Нами выявлено, что 7,1% (по некоторым отделениям - 15,2% и 21,8%) пациентов хирургических отделений должны были быть переведены в другие лечебные учреждения, прежде всего областного уровня.
Во всех отделениях имеются случаи оказания медицинской помощи, не соответствующей принятым стандартам. Однако, таких случаев в отделениях хирургического профиля меньше, чем в терапевтических -15,9% (21,6% в травматологическом, 21,8% в гинекологическом и 22,4% в хирургическом отделении Карасуйской территориальной больницы).
Технология оказания медицинской помощи была выбрана неправильно в 18,8% всех случаев (30,6% в ЛОР-отделении).
При проведении экспертной оценки дефектов медицинской помощи в отделениях хирургического профиля выявлено гораздо меньше дефектов на 1 историю болезни, чем в отделениях терапевтического профиля - от 1,02 в урологическом до 3,56 в травматологическом отделении. Вследствие выявленных дефектов госпитализация в перечисленные отделения хирургического профиля не достигла целей в 9,0 % случаев (16,9% в гинекологическом отделении).
В ряде отделений не были отмечены основные причины, которые могли привести к выявленным нарушениям. Очевидно, эти причины не были связаны с работой медицинских работников или лечебных учреждений. Так, например, недостаток медикаментозного (51,1%) и других методов (68,3%) лечения в травматологическом отделении объяснялся как сложившаяся практика лечения пациентов данного профиля.
Однако, среди причин нарушения качества медицинской помощи в отделениях хирургического профиля были выделены следующие: недостаточная квалификация медицинских кадров - 2,6% (7% в офтальмологическом отделении); недостаточная активность и добросовестность медицинских работников в 2,5% случаев (7,5% госпитализаций в урологическом отделении, в 7,3% в гинекологическом отделении).
В отделениях хирургического профиля уровень социальной удовлетворенности пациентов такой же, как в отделениях терапевтического профиля - 0,87. Однако, в гинекологическом отделении только 65%, а в травматологическом и хирургическом отделении Ноокатской территориальной больницы по 78% пациентов удовлетворены результатами оказания медицинской помощи, 12% пациентов урологического отделения не довольны отношением медицинских сестер. 11-12% пациентов урологического и хирургического отделения не удовлетворены отношением лечащего врача. 35% пациентов гинекологического, 24% пациентов офтальмологического отделений предлагают повысить культуру обслуживания. Абсолютное большинство пациентов ждут улучшения санитарно-быто-вых условий, питания и медикаментозного обеспечения.
В лор-отделении технология медицинской помощи выбрана неправильно в 30,6% случаев, однако соответствует стандартам в 96,0% случаев госпитализации, что в основном связано с лечением амбулаторных пациентов на койках отделения, поэтому велика доля пациентов, которые могли бы лечиться в амбулаторных условиях (29,8%). Одновременно 23% пациентов не удовлетворены результатом лечения, 30% не удовлетворены отношением лечащего врача. На примере данного отделения можно сделать вывод о том, что избыток коечного фонда и недоработка амбулаторного звена медицинской помощи приводит к использованию более дорогого вида - стационарной медицинской помощи.
При анализе качества медицинской помощи в хирургических отделениях обоих стационаров, а также в травматологическом отделении выявлено, что основные дефекты связаны с оказанием медицинской помощи пациентам, которые должны лечиться в специализированных отделениях областного центра, в преобладании консервативного лечения некоторой категории пациентов.
Применение корреляционного метода в анализе результатов экспертизы качества в стационарных отделениях медицинских учреждений позволило выявить ряд закономерностей, характеризующих некоторые причины дефектов медицинской помощи.
В тех отделениях, где выше доля пациентов, госпитализированных с ранее установленным диагнозом, ниже качество медицинской помощи (за исключением детской объединенной больницы) (коэффициент корреляции (р) = (- 0,54), средняя ошибка (т) = 0,17).
При рассмотрении зависимости качества медицинской помощи (коэффициента качества) от направившего учреждения - поликлиники или скорой медицинской помощи какой-либо определенной зависимости не выявляется. Однако, при значительной доле госпитализированных по направлению центров семейной медицины - более 80% в неврологическом отделении областной больницы, в отделении патологии беременности, гастроэнтерологическом, качество медицинской помощи в этих отделениях значительно ниже, чем в других отделениях, где выше доля госпитализированных по направлению скорой помощи. Определяется
обратная средней тесноты связь качества медицинской помощи и количества пациентов, госпитализированных с целью уточнения диагноза (р -0,49, т - 0,17 ), а также количества пациентов, госпитализированных с целью достижении ремиссии (р = 0,62, т = 0,14 ).
Данные факты свидетельствуют о том, что нарушение качества медицинской помощи происходит чаще в отделениях, где больше хронических больных с ранее установленным диагнозом заболеваний, госпитализированных с целью достижения ремиссии. Выявленная зависимость подтверждает тот факт, что врачи поликлиники, направляя в стационар хронического больного, не контролируют эффективность и качество стационарной медицинской помощи. Отсутствует преемственность в лечении пациентов между амбулаторным и стационарным этапами.
Изучение взаимосвязи качества медицинской помощи и количества необоснованных госпитализаций дало следующие результаты. Значительная доля необоснованно госпитализированных пациентов (свыше 17% всех госпитализаций) имеется в отделениях, где ниже коэффициент качества (р - 0,79, т - 0,09), больше случаев госпитализации, не достигших цели (р - 0,57, т - 0,14).
Исключение составляют отделения, в которых при низком коэффициенте качества отсутствуют необоснованно госпитализированные пациенты - отделение патологии беременности, или их число незначительно -стационар противотуберкулезного диспансера, а также ЛОР отделение. Нарушение медицинской технологии происходит чаще в отделениях, где высока доля койко-дней «амбулаторных» пациентов (р - 0,62, т - 0,14).
Увеличение доли необоснованных госпитализаций не связано с работой скорой помощи (р - 0,01, т - 0,22).
В отделениях, где значительна доля пациентов, госпитализированных с целью достижения ремиссии, отмечается значительное количество необоснованно госпитализированных пациентов (р - 0,78, т - 0,1). Отмечается прямая средней тесноты связь количества необоснованных госпитализаций с количеством случаев лечения с недостаточным объемом консультаций (р - 0,46, т - 0.1 7) и недостаточным объемом диагностических обследований (р - 0,55, т - 0,15) специалистами других медицинских учреждений.
Выявлено, что в некоторые отделения госпитализируются непрофильные больные или пациенты, которые по степени тяжести своего заболевания, наличия сопутствующих заболеваний, должны были получать лечение в специализированных лечебных учреждениях, т.е. отделениях следующего этапа медицинской помощи. Такие пациенты часто не получают необходимых консультаций и обследований, поэтому в этих же отделениях ниже качество медицинской помощи (р - 0,79, т - 0,09 и р -0,73, т - 0,1 соответственно) и ниже степень достижения цели госпитализации (р - 0,68, т - 0,12 и р - 0,80, t - 0,08 соответственно).
Таким образом, необоснованных госпитализаций достоверно больше в отделениях, где высока доля госпитализаций хронических больных с целью достижения ремиссий, в отделениях, где недостаточно используются «внешние» консультации и обследования, это приводит к снижению качества и результативности медицинской помощи.
Причины необоснованной госпитализации не связаны с работой скорой помощи. Выявленные факты объясняются отсутствием преемственности между этапами медицинской помощи, отсутствием заинтересованности в стационарозамещающих технологиях, госпитализацией с нарушением уровня специализации стационара, недостаточным внутренним контролем обоснованности госпитализации и качества медицинской помощи.
При анализе объема медицинской помощи, оказанной госпитализированным пациентам, можно сделать вывод о том, что значительно чаще пациенты недополучали необходимую помощь, чем получали ее в избытке.
С увеличением недоработки врачебного персонала отмечается более высокий процент госпитализаций с недостаточным объемом лабораторной и инструментальной диагностики (р - 0,57, т - 0,15 и р - 0,62, т -0,13 соответственно).
Важно отметить, что необоснованная задержка пребывания в отделении мало зависит от недостаточности врачебного обследования (р -0,15), не зависит от недостатка лабораторного обследования (р - 0,27), не зависит от качества медицинской помощи (р - 0,31). Это значит, что в отделениях стационаров сроки пребывания пациентов на койке регламентируются средними нормативами, что характерно для административно-
го стиля управления лечебно-диагностическим процессом. Так, эксперт по травматологии отмечает необоснованное затягивание оперативных вмешательств при безуспешности консервативного лечения переломов трубчатых костей, одновременно резкое и необоснованное сокращение пребывания в отделении пациентов с переломами костей таза - 2-2,5 недели вместо положенных 1,5-2 месяцев.
На основании методики оценки качества медицинской помощи, принятой в области, нами обнаружены дефекты медицинской помощи в ведении пациентов в каждом из отделений стационаров. Наиболее распространенными среди всех госпитальных отделений дефектами являются следующие: дефекты диагностического этапа: не детализирован анамнез болезни - в 13,0% всех историй болезни; не детализированы данные осмотра - 13,9%; не детализированы физикальные данные - 13,1%; консультации необходимых врачей специалистов отсутствуют - 10,8%; необходимые лабораторные исследования проведены не в полном объеме - 18,8%; необходимые инструментальные исследования не проведены - 11,8%; необходимые инструментальные исследования проведены не в полном объеме -14,8%; дефекты диагноза: диагноз не обоснован данными осмотра в 7,8% случаев; инструментальными исследованиями - в 11,9% случаев. дефекты лечения: лекарственное лечение проводилось не всеми необходимыми препаратами в 13,7% случаев; не проводилось необходимое лечение с использованием других методов лечения (ЛФК, массаж, мануальная терапия, иглорефлексотерапия и др.) в 11,1% случаев госпитализаций.
Основными причинами возникновения вышеперечисленных дефектов можно считать следующие: недостаточная добросовестность и/или активность медицинского работника, что подтверждается, в том числе, пренебрежительным отношением к ведению медицинской документации; отсутствие постоянного контроля качества медицинской помощи со стороны администрации учреждения (внутренний контроль) и сторонних организаций (внешний контроль).
В результате экспертизы выявлено, что практически во всех отделениях стационаров имеются случаи нарушения медицинской технологии
оказания помощи. Характерна тесная взаимосвязь частоты нарушения выполнения профессиональных стандартов оказания медицинской помощи и медицинской технологии (р - 0,75, т - 0,1).
Таблица 2.
Показатели деятельности стационаров в разрезе Ноокатского и Карасуйского
районов и Ошской области Кыргызской Республики за 2013-2014 годы
Регион « о г Развернуто коек Выписано больных Койко-дней всего Среднее пребывание Работа койки % выпол. плана Оборот койки К-дней на 1000
Ноокатский район 2013 601 15782 179110 11,4 309,3 91,0 27,2 846,0
2014 576 15890 168672 10,6 294,9 86,7 27,9 784,0
Карасуйский район 2013 337 9250 95436 10,2 283,2 83,3 27,8 761,0
2014 337 8549 85400 9,8 253,4 74,5 25,8 669,0
Ошская область 2013 4178 101369 1188831 11,7 289,1 85,0 24,8 1301,0
2014 4047 95119 1085656 11,3 272,2 80,1 24,1 1171,0
Результативность госпитализации определяется качеством медицинской помощи (р - 0,87, т - 0,05). Нарушения технологии оказания медицинской помощи приводят к снижению результативности госпитализации (р - 0,74, т - 0,1).
Недостаточная активность и добросовестность медицинских работников, недостаточная их квалификация - основные причины нарушения медицинской технологии и соответственно нарушения качества оказания медицинской помощи. Эти причины были отмечены в 6,3% и 6,4% всех госпитализаций.
В отделениях, где выявлено значительное количество необоснованных госпитализаций, технология медицинской помощи чаще нарушается по причине недостаточной активности и добросовестности персонала (р - 0,7, t - 0,12).
Выводы
1. Во всех стационарных отделениях медицинских учреждений районов и Ошской областной клинической больницы выявлены недостатки ка-
чества медицинской помощи, что подтверждает их системный характер. В результате экспертизы качества стационарной медицинской помощи были выявлены следующие дефекты: ненадлежащее качество медицинской помощи в связи с нарушением технологии оказания медицинской помощи и стандартов качества, в том числе из-за неадекватного (недостаточного) назначения диагностических исследований, лечебных процедур, консультаций; госпитализации с нарушением уровня специализации стационара.
2. При анализе качества медицинской помощи госпитализированным пациентам на амбулаторном этапе выявлен недостаток объема врачебной медицинской помощи и лечебных методик, а также диагностических исследований для пациентов терапевтического профиля. Более, чем в 60% всех случаев амбулаторного лечения выявлено нарушение медицинской технологии, поэтому цель этапа не была достигнута более, чем в 50% всех случаев лечения, а это значит, что многие госпитализации были необходимы в связи с нарушением качества на амбулаторном этапе.
Список литературы
1. Каратаев М.М., Кадыркулова Г.Д., Токтоматов Н.Т. Роль экономических механизмов в оптимизации медицинской помощи // Центрально-Азиатский научно-практический журнал по общественному здравоохранению. Алматы. 2003. № 2. С. 47-53.
2. Каратаев М.М., Токтоматов Н.Т. Пути оптимизации стационарной службы в Кыргызской Республике // Экономика здравоохранения. М., 2004. № 1. С. 11-16.
3. Касиев Н.Н., Мейманалиев Т.С. Здравоохранение Кыргызстана. Бишкек: АО «Акыл», 1998. 176 с.
4. Некоторые подходы к оценке качества лечебно-диагностического процесса / Кучеренко В.З., Яковлев Е.П., Кудрявцев Ю.Н., Трофимов А.С. //Проблемы управления здравоохранением. М., 2003. №1. С. 13-17.
5. Мамытов М.М., Каратаев М.М. Современное состояние и основные направления развития системы здравоохранения Кыргызстана //Экономика здравоохранения. М., 2004. № 2. С. 5-15.
6. Разработка системы мониторинга, оценки и анализа результатов реформирования стационарной помощи /Мамытов М.М., Яковлев Е.П., Ток-томатов Н.Т., Каратаев М.М. (под ред. Кучеренко В.З.) / Методические рекомендации. Бишкек. 2004. 31 с.
7. Национальная программа реформы здравоохранения Кыргызской Республики «МАНАС ТААЛИМИ» на 2006-2010 годы. Бишкек, 2006. 133 с.
8. Методологические основы и механизмы обеспечения качества медицинской помощи / Щепин О. П., Стародубов В.И., Линденбратен А.Л., Галанова Г.И. М.: Медицина, 2002. С. 61-68.
9. Щепин О.П., Овчаров В.К. Опыт развития первичной медицинской помощи в РФ и за рубежом // Проблемы управления здравоохранением. 2007. №5(20). С. 3-5.
10. Оптимизация амбулаторно-поликлинической помощи больным хронической обструктивной болезнью легких / Будневский А.В., Трибунцева Л.В., Яковлев В.Н., Земсков А.М., Бисюк Ю.М. // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. 2012. Т. 11. №2. С. 464-468.
11. Борисов A.B., Налётова Д.М. Государственный контроль качества оказания лечебно-диагностической помощи // Материалы научно-практической конференции «Организационные основы кадровой политики в здравоохранении Российской Федерации». 2010. С. 18-20.
12. Воловец С.А. Экспертиза качества медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования // Качество мед. помощи. 2001. №3. С. 75-80.
13. Борисович Е.М. Организационно-правовые основы формирования системы контроля качества помощи в крупном многопрофильном стационаре / Дисс.... канд. мед. наук. Санкт-Петербург, 2010. 187 с.
14. Иваненко В.В. Мониторинг качества медицинской помощи в стационарах на региональном уровне / Дисс.. канд. мед. наук. Санкт-Петербург, 2011. 184 с.
15. Погосян С.Г., Орлов A.E, Тептин С.Е. Анализ мнения врачей об их профессиональной подготовленности // Проблемы соц. гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2014. №1. C. 33-35.
16. Верховодова О. В. Особенности систем управления качеством в Российской Федерации и возможные ограничения внедрения этих систем в сфе-
ре оказания медицинских услуг // Вопросы экспертизы и качества медицинской помощи. 2006. №12. С. 4-15.
17. Орлов А.Е. Научное обоснование системы обеспечения качества в условиях городской многопрофильной больницы /Автореф.... докт. мед. наук. Самара, 2016. 45 с.
18. Modem approcci alla gestione sanitaria di qualita /Balohina S.A., Orlov A.E., Pogosjan S.G., Sidorenkov D.A. // Italian Science Review. 2014. Vol. 4, рр. 73-76.
19. Bateman D.N., Souter J., Eccles M. Sating standards of prescribing performance in primary care: use of a consensus group of general practices in the north of England // Brit. J. gen. pract. 1996. Vol. 46/402, рр. 20-25.
20. Longo D. R., Alien J.D. The Quality of ambulatory based primary care a framework and recommendations. International journal for Quality in Health care. 1994.Vol. 6.2, June, рр. 133-146.
21. Maes M. I. The Belgian care system // The quality of Health service in a United Europe: Proceeding of tenth international conference on quality assurance in Health Care. Maasricht, 20 23 June. 1993, рр. 67-76.
22. Sodel D.S. Rethinking medicine: Improving health outcomes with cost effective psychosocial interventions // Psychosomatic Medicine.1995. Vol. 57, рр. 234-44.
23. Sidorenkov D.A. Orlov A.E. Approaches to estimates of quality of medical care // Science, Technology and Higher Education: materials of the IV international research and practice conference, Westwood, Canada. January 30, 2014, рр. 502-508.
References
1. Karataev M.M., Kadyrkulova G.D., Toktomatov N.T. Tsentral'no-Aziatskiy nauchno-prakticheskiy zhurnalpo obshchestvennomu zdravookhraneniyu. Almaty. 2003. № 2, pp. 47-53.
2. Karataev M.M., Toktomatov N.T. Ekonomika zdravookhraneniya. M., 2004. № 1, pp. 11-16.
3. Kasiev N.N., Meymanaliev T.S. Zdravookhranenie Kyrgyzstana [Kyrgyz Health]. Bishkek, 1998. 176 p.
4. Kucherenko V.Z., Yakovlev E.P., Kudryavtsev Yu.N., Trofimov A.S. Problemy upravleniyazdravookhraneniem. M., 2003. №1, pp. 13-17.
5. Mamytov M.M., Karataev M.M. Ekonomika zdravookhraneniya. M., 2004. № 2, pp. 5-15.
6. Mamytov M.M., Yakovlev E.P., Toktomatov N.T., Karataev M.M., Kuche-renko V.Z. (ed.) Razrabotka sistemy monitoringa, otsenki i analiza rezul'ta-tov reformirovaniya statsionarnoy pomoshchi [Development of monitoring, evaluation and analysis of the results of the reform of hospital care]. Bishkek. 2004. 31 p.
7. Natsional'nayaprogramma reformy zdravookhraneniyaKyrgyzskoy Respubli-ki «MANAS TAALIMI» na 2006-2010 gody [National health care reform program of the Kyrgyz Republic "Manas Taalimi" for 2006-2010]. Bishkek, 2006. 133 p.
8. Shchepin O.P., Starodubov V.I., Lindenbraten A.L., Galanova G.I. Metodolog-icheskie osnovy i mekhanizmy obespecheniya kachestva meditsinskoy pomoshchi [Methodological bases and mechanisms to ensure quality of care]. M.: Meditsina, 2002, pp. 61-68.
9. Shchepin O.P., Ovcharov V.K. Problemy upravleniya zdravookhraneniem. 2007. №5(20), pp. 3-5.
10. Budnevskiy A.V., Tribuntseva L.V., Yakovlev V.N., Zemskov A.M., Bisyuk Yu.M. Sistemnyy analiz i upravlenie v biomeditsinskikh sistemakh. 2012. Vol.11. №2, pp. 464-468.
11. Borisov A.B., Naletova D. M. Materialy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Organizatsionnye osnovy kadrovoypolitiki v zdravookhranenii Rossiyskoy Fed-eratsii» [Proceedings of the scientific-practical conference 'Organizational bases of personnel policy in the Russian Federation health care']. 2010, pp. 18-20.
12. Volovets S.A. Kachestvo med. pomoshchi. 2001. №3, pp. 75-80.
13. Borisovich E.M. Organizatsionno-pravovye osnovy formirovaniya sistemy kontrolya kachestva pomoshchi v krupnom mnogoprofil'nom statsionare [Organizational and legal bases of the formation of the quality control system of assistance in a large multidisciplinary hospital]. St. Petersburg, 2010. 187 p.
14. Ivanenko V.V. Monitoring kachestva meditsinskoy pomoshchi v statsionarakh na regional'nom urovne [Monitoring the quality of care in hospitals at the regional level]. St. Petersburg, 2011. 184 p.
15. Pogosyan S.G., Orlov A.E, Teptin S.E. Problemy sots. gigieny, zdravo-okhraneniya i istorii meditsiny. 2014. №1, pp. 33-35.
16. Verkhovodova O.V. Voprosy ekspertizy i kachestva meditsinskoy pomoshchi. 2006. №12, pp. 4-15.
17. Orlov A.E. Nauchnoe obosnovanie sistemy obespecheniya kachestva v usloviyakh gorodskoy mnogoprofil'noy bol'nitsy [Scientific substantiation of a quality assurance system in the urban General Hospital]. Samara, 2016. 45 p.
18. Balohina S.A., Orlov A.E., Pogosjan S.G., Sidorenkov D.A. Italian Science Review. 2014. Vol. 4, рр. 73-76.
19. Bateman D.N., Souter J., Eccles M. Sating standards of prescribing performance in primary care: use of a consensus group of general practices in the north of England. Brit. J. gen. pract. 1996. Vol. 46/402, рр. 20-25.
20. Longo D.R., Alien J.D. The Quality of ambulatory based primary care a framework and recommendations. International journal for Quality in Health care. 1994. Vol. 6.2, June, рр. 133-146.
21. Maes M.I. The Belgian care system. The quality of Health service in a United Europe: Proceeding of tenth international conference on quality assurance in Health Care. Maasricht, 20 23 June. 1993, рр. 67-76.
22. Sodel D.S. Rethinking medicine: Improving health outcomes with cost effective psychosocial interventions. Psychosomatic Medicine. 1995 May-Jun; 57(3): 234-44.
23. Sidorenkov D.A. Orlov A.E. Approaches to estimates of quality of medical care. Science, Technology and Higher Education: materials of the IV international research and practice conference, Westwood, Canada. January 30, 2014, рр. 502-508.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ
Мурзалиев Мухаметсалык Тохранович, заведующий отделением урологии
Ошская межобластная объединенная клиническая больница ул. Верхна-Увамская, 10, г. Ош, 714000, Кыргызстан
Исмаилов Алимбек Адылбекович, заведующий кафедрой ортопедической и терапевтической стоматологии, кандидат медицинских наук
Ошский государственный университет ул. Ленина, 331, г. Ош, 714000, Кыргызстан
Жолдошев Сапар тезекбаевич, доцент кафедры эпидемиологии, микробиологии и инфекционных болезней, доктор медицинских наук
Ошский государственный университет ул. Ленина, 331, г. Ош, 714000, Кыргызстан [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHORS Murzaliyev Mukhametsalyk Tokhranovich, Head of the Department of Urology
Osh Interregional United Hospital
10, Verkhna-Uvamskaya St., Osh, Kara-Su, 714000, Kyrgyz Republic
Ismailov Alimbek Adylbekovich, Head of the Department of Orthopedic and Therapeutic Stomatology, Candidate of Medical Sciences
Osh State University
331, Lenin St., Osh, Kara-Su, 714000, Kyrgyz Republic
Joldoshev Saparbai Tezekbaevich, Associate Professor, Department of Epidemiology, Microbiology and Infectious Diseases, Doctor of Medical Sciences
Osh State University
331, Lenin St., Osh, Kara-Su, 714000, Kyrgyz Republic
SPIN-code: 1614-5165
ORCID: 0000-0003-3922-6659
Scopus Author: ID-843530