References
1. Vasil'kovskaya M.I. Pedagogika volonterstva v podgotovke bakalavrov social'no-kul'turnoj deyatel'nosti. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. Kazan': KazGIK, 2018 № 2: 115 - 117.
2. Vasil'kovskaya M.I., Ponomarev V.D. Pedagogika volonterstva v molodezhnoj srede. Vestnik MGUKI. Moskva: MGIK, 2018, № 4 (84): 142 - 152.
3. Kodzhaspirova G.M., Kodzhaspirov A.Yu. Pedagogicheskij slovar': Dlya stud. vyssh. i sred. ped. ucheb. zavedenij. Moskva: Izdatel'skijcentr «Akademiya», 2000.
4. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 51.03.03 Social'no-kul'turnaya deyatel'nost'. Portal Federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov vysshego obrazovaniya Available at: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91M
5. Ponomarev V.D., Shunkov A.V. Social'no-kul'turnaya deyatel'nost': gosudarstvennaya kul'turnaya politika i kachestvo professional'nogo obrazovaniya Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. Kemerovo: KemGIK, 2016; 37-2: 175 - 184.
Статья поступила в редакцию 01.04.19
УДК 371
Gasanova A.M., postgraduate, Department of Arts and Crafts and Teaching Methods, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia),
E-mail: [email protected]
THE ANALYSIS OF HISTORICAL AND PEDAGOGICAL RESEARCH ON THE PROBLEMS OF VISUAL LEARNING. The article deals with the analysis of historical and pedagogical research at various stages of its development. The role and importance of visual means of education, as well as the method of its competent use, which is a strong condition for the effectiveness of the educational process, are emphasized in detail. The author concludes that a new perspective of understanding the principle of visualization is associated with the use of computer technologies that can simulate various visual abstractions. With the help of computer technology are created and used virtual visual materials, so you can select virtual or computer visibility. Visual AIDS are specially created constructs that facilitate the assimilation of educational material by students. The main provisions on which the development of visual AIDS is based are the structure of the pedagogical process.
Key words: visibility of training, historical and pedagogical researches, stages of development, school, pupils of schools.
А.М. Гасанова, аспирант каф. декоративно-прикладного искусства и методики преподавания, Дагестанский государственный педагогический
университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
АНАЛИЗ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРОБЛЕМАМ НАГЛЯДНОСТИ ОБУЧЕНИЯ
В статье рассматривается анализ историко-педагогических исследований на различных этапах её развития. Подробно подчеркивается роль и значение наглядных средств обучения, а также методика грамотного её использования, которая является достаточно веским условием эффективности протекания учебного процесса. Автор делает вывод о том, что новый ракурс понимания принципа наглядности связан с использованием компьютерных технологий, которые могут моделировать различные наглядные абстракции. С помощью компьютерных технологий создаются и применяются виртуальные наглядные материалы, поэтому можно выделить виртуальную или компьютерную наглядность. Наглядные пособия являются специально созданными конструктами, облегчающими усвоение учащимися учебного материала. Основными положениями, на которых основывается разработка наглядных пособий, является структура педагогического процесса.
Ключевые слова: наглядность обучения, историко-педагогических исследований, этапы развития, школа, учащихся школ.
За последние годы вновь становится актуальной проблема наглядности при обучении. Это объясняется многими причинами. Существенно расширилась область наглядности и усложнился её инвентарь. Когда-то наглядность в обучении носила исключительно предметный характер, например, вводя новое слово, показывали обозначаемый им предмет или его изображения. Условия применения наглядности в обучении на различных этапах истории развития достаточно противоречивы. Основная задача наглядности- базировать развитие мышления учащихся на чувственно-наглядных впечатлениях, связать школу с жизнью. И в то же время обучение происходит не в реальной жизни, а в школе.
На протяжении веков школа накопила достаточно большой опыт средствами наглядного обучения детей, учащихся. Исторически сложились различные точки зрения на понятие эффективность, применения различных методов и принципов обучения наглядными средствами в историко-педагогических исследования ученных и педагогов.
Проблема значимости применения наглядности познавательную и художественную деятельность учащихся, а также методика грамотного её использования является достаточно веским условием эффективности протекания процесса [1].
Одним из важнейших положений дидактики является использование наглядных средств обучения для формирования у школьников образных представлений, формирования понятий отвлеченных связей и зависимостей между ними. Поэтому, так важно использование наглядных (демонстрационных) пособий и технических (мультимедийных) средств обучения на уроках в школе.
История использования принципа наглядности в обучении имеет длительный путь. Еще за несколько веков до нашей эры к нему обращались в школах Китая, Древнего Египта, Греции, Рима и других странах. Идея наглядности как принципа обучения, прежде всего, связана с именем Аристотеля.
Проблема наглядности в обучении активно развивается в трудах выдающихся мыслителей и педагогов, как И.Г. Песталоцци, Т. Кампанелла, Дж. Локк, Р Оуэн, Ж.-Ж. Руссо, И. Гербарт, А. Дистервег и других, которые уточнили его сущность, выделили два уровня восприятии (внешнее и внутреннее). Обосновали психологические особенности использования наглядности при обучении детей разных возрастов [2].
Большой вклад в развитие исследуемой проблемы внесли российские последователи Я.А. Коменского, Ф.И. Янкович, М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков,
В.Ф. Одоевский, В.Г Белинский и другие. Они считали, что в воспитании и обучении детей необходимо опираться на факты и наблюдения, постепенно переходить от конкретного к общему.
Теоретическое обоснование принципа наглядности обучения первым в педагогической практике дал Я.А. Коменский. Он обосновал принцип наглядности как «фундамент усвоения обучения». Он считал наглядность золотым правилом обучения. Для обоснования наглядности он много раз приводил знаменитую эмпирическую фразу: «Ничего не может быть в сознании, что заранее не было дано в ощущении» [3].
Рисунок и картина - вот те средства, с помощью которых ученик может свободно представить изучаемые по книгам предметы, события и явления. Коменский был первым, кто возвел наглядность до уровня основного вопроса дидактики и разработал определенную теорию наглядности. На самых ранних стадиях развития человеческого общества, когда обучение было напрямую связано с трудовой деятельностью взрослых, дети не испытывали особых затруднений, чтобы понять и представить, то, чему их учили.
В понимании Я.А. Коменского, именно наглядность становится важным и решающим фактором усвоения учебного материала, так как она означает чувственное познание, являющееся источником знаний. Отсюда он делает вывод: чем больше наглядности, тем больше опоры на чувственное знание, а, следовательно, лучше развивается разум [3].
Профессор В.Ф. Зуев высказал мысль о немеханическом запоминании материала, а о сознательном его усвоении. Для этого он рекомендовал вести обучение на основе предметности и наглядности, а таблицы, картины и другие средства использовать в тех случаях, когда невозможно предоставить натуральные предметы природы [2].
Основатель научной педагогики в России К.Д. Ушинский развил учение о наглядности в обучении. Он полагал, что наглядное обучение строится не на отвлечённых представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребёнком; выступает мощным средством формирования мыслительной деятельности на основе чувственного образа, служит основой природы сообразного обучения. Эти идеи становятся определяющими в развитии отечественной педагогической мысли (Н.И. Пирогов, А.Н. Герд, Н.Ф. Бунаков, В.И. Водовозов, М.А. Корф, В.Я. Стоюнин и др.) [4].
Выдающийся педагог и методист в области начального обучения К.Д. Ушин-ский дал глубокое психолого-педагогическое обоснование наглядности обучения.
По его мнению, наглядные пособия являются одними из средств для активизации мыслительной деятельности и формирования чувственного образа ребёнка. Таким образом, не само наглядное пособие, а чувственный образ, который сформирован на основе наглядного пособия и является главным в обучении. К.Д. Ушинский разработал ряд способов и приемов работы с наглядными пособиями и существенно обогатил методику наглядного обучения [5].
Известный педагог конца XIX - XX века П.Ф. Каптерев раскрыл истоки наглядного обучения, показал его роль в начальном воспитании и образовании детей, обосновал теорию наглядного обучения. Он выделил виды наглядности: «полная наглядность, половинная и наглядность умственная или по памяти» и дал им характеристику П.Ф. Катеров предлагал использовать наглядность на всех этапах педагогического процесса.
Автор «Методики естествознания в начальной школе» М.Н. Скаткин утверждал, что наглядное пособие помогает образовать отчетливость представлений в сознании детей о предметах, явлениях природы. Он считал, что наглядные пособия особенно необходимы при изучении предметных явлений, которые недоступны для непосредственного восприятия их органами чувств.
Проблемой наглядности в обучении занимаются в настоящее время такие специалисты, как И.П. Конобеевский, Н.М. Шахмаев, Г.Ф. Суворова, Л.П. Пресс-ман и многие другие.
Н.М. Шахмаев видел основное значение наглядности в том, что она помогает вырабатывать соответствующие понятия. Поэтому значение принципа наглядности при обучении в младших классах огромно [6].
И.М. Сеченов считал, что прочные знания надолго сохраняются в памяти и могут воспроизводиться в любое время. Учитель в состоянии приостановить процесс забывания, продумано используя различные методы, приемы и средства обучения на уроках.
Одним из путей достижения прочности знаний в педагогической практике является широкое применение различных видов наглядности в обучении. Стремясь обогатить умственный опыт школьников, учитель применяет на уроке различные натуральные предметы и их изображения: макеты, муляжи, картинки и т. д. В качестве наглядных материалов используются различные схемы, чертежи, карты и пр.
Все наглядные пособия дают детям более конкретное представление о вещах, предметах, явлениях, о которых учитель рассказывает на уроках. Материал оказывается наиболее понятным, доходчивым, а значит, и запоминается более прочно, чем только словесный рассказ учителя.
От средств обучения зависит в значительной степени выбор методов преподавания. Но следует помнить, что построение уроков зависит не от учебных пособий, а от того, какие пути формирования понятий намечены учителем при подготовке к занятию. Методически верное использование наглядности, лабораторного оборудования развивает любознательность. Материальная база обучения дает возможность широко применять исследовательские приемы в процессе овладения знаниями.
Подбор учебных пособий, необходимых для преподавания, является очень существенной частью формирования пропедевтических знаний. Учитель должен научиться планировать комплекс используемых средств наглядности с целью повышения качества естественнонаучных знаний учащихся.
Сегодня значимость наглядного обучения общепризнана [7]. Вопрос заключается в том, как принцип наглядности реализуется на практике. И хотя важная роль в формировании природоведческих знаний отводится непосредственно наблюдениям учащихся в природе, в определенных ситуациях необходимо компенсировать невозможность таких наблюдений разнообразными наглядными средствами обучения.
В современной дидактике к различным видам восприятия относится понятие наглядность. Абсолютными преимуществами перед другим не обладает ни один из видов наглядных пособий. При изучении предмета «Изобразительное искусство» имеют натуральные объекты и изображения или близкие к натуре.
Библиографический список
Важным является использование наглядных средств целенаправленно, так, чтобы не загромоздить урок большим количеством наглядных пособий. В педагогической практике применение наглядных средств обучения сочетается со словом педагога.
Знание учителем начальных классов форм сочетания слова и средств наглядности, их вариантов, сравнительной эффективности дает возможность творчески применять наглядные средства обучения сообразно поставленной дидактической задаче, особенностям учебного материала и другим конкретным условиям.
Итак, из всего сказанного выше следует вывод, что значение использования наглядных средств обучения на уроках позволяет:
1) повышать эффективность уроков;
2) сделать процесс обучения более интересным и наглядным;
3) развивать познавательную способность учащихся;
4) организовать самостоятельную работу обучающихся.
Наглядность есть такой целенаправленный и специально организованный
показ учебного материала, который подсказывает учащимся законы изучаемого явления, в данном случае позволяет творчески открыть эти законы или убедиться в их достоверности.
Наглядности в обучении присущи следующие характеристики:
1) она служит исходным моментом, источником и основой приобретения знаний;
2) является средством обучения, обеспечивающим оптимальное усвоение учебного материала и его закрепление в памяти;
3) образует фундамент развития творческого воображения и мышления;
4) является критерием достоверности приобретаемых знаний;
5) оказывается приемом развития памяти путем её опоры на различные
органы ощущений и впечатлительность;
6) соответствует склонности учащихся мыслить формами, красками, звуками, ощущениями вообще;
7) обеспечивает обратную связь чувственно-наглядного впечатления, образа памяти и образа творческого воображения;
8) мышечно-двигательная наглядность осуществляется в виде двигательных формул, содержащих зрительные, двигательные и слуховые элементы.
При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:
1) применяемая наглядности должна соответствовать возрасту учащихся;
2) наглядность должна использоваться в меру и показывать её следует постепенно и только в соответствующий момент урока;
3) наблюдение должно быть организованно таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;
4) необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;
5) детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;
6) демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;
7) привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.
Новый ракурс понимания принципа наглядности связан с использованием компьютерных технологий, которые могут моделировать различные наглядные абстракции. С помощью компьютерных технологий создаются и применяются виртуальные наглядные материалы, поэтому можно выделить виртуальную или компьютерную наглядность.
Наглядные пособия являются специально созданными конструктами, облегчающими усвоение учащимися учебного материала. Основными положениями, на которых основывается разработка наглядных пособий, является структура педагогического процесса.
1. Герд А.Я. Избранные педагогические труды. Москва: АПН РСФСР 1953.
2. Казеичева И.Н. Особенности использования современных информационных технологий в работе учителя начальных классов. Начальная школа. 2011; 3: 31 - 34.
3. Ксензова Г.Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников: учебное пособие. Москва, 2005.
4. Плешаков А.А. Окружающий мир. Тесты. 1 класс. Москва: «Просвещение», 2015.
5. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: учебник для студентов. Москва: Владос, 2004.
6. Суворова Г.Ф. Особенности применения технических средств в учебно-воспитательном процессе начальной школы. Москва, Просвещение 1975.
7. Сорокопуд Ю.В. Педагогика высшей школы: учебное пособие для магистров, аспирантов и слушателей системы повышения квалификации и переподготовки, обучающихся по дополнительной программе для получения квалификации «Преподаватель высшей школы». Ростов-на-Дону, 2011. Сер. Серия «Высшее образование».
References
1. Gerd A.Ya. Izbrannye pedagogicheskie trudy. Moskva: APN RSFSR, 1953.
2. Kazeicheva I.N. Osobennosti ispol'zovaniya sovremennyh informacionnyh tehnologij v rabote uchitelya nachal'nyh klassov. Nachal'naya shkola. 2011; 3: 31 - 34.
3. Ksenzova G.Yu. Innovacionnye tehnologii obucheniya i vospitaniya shkol'nikov: uchebnoe posobie. Moskva, 2005.
4. Pleshakov A.A. Okruzhayuschij mir. Testy. 1 klass. Moskva: «Prosveschenie», 2015.
5. Podlasyj I.P. Pedagogika nachal'noj shkoly: uchebnik dlya studentov. Moskva: Vlados, 2004.
6. Suvorova G.F. Osobennosti primeneniya tehnicheskih sredstv v uchebno-vospitatel'nom processe nachal'noj shkoly. Moskva, Prosveschenie 1975.
7. Sorokopud Yu.V. Pedagogika vysshej shkoly: uchebnoe posobie dlya magistrov, aspirantov i slushatelej sistemy povysheniya kvalifikacii i perepodgotovki, obuchayuschihsya po dopolnitel'noj programme dlya polucheniya kvalifikacii "Prepodavatel' vysshej shkoly". Rostov-na-Donu, 2011. Ser. Seriya «Vysshee obrazovanie».
Статья поступила в редакцию 15.04.19