Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ИСТОРИЧЕСКИХ ПРЕДПОСЫЛОК РАЗВИТИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ'

АНАЛИЗ ИСТОРИЧЕСКИХ ПРЕДПОСЫЛОК РАЗВИТИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Техника и технологии»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
железные дороги / пути сообщения / железнодорожное строительство / railways / communication routes / railway construction

Аннотация научной статьи по технике и технологии, автор научной работы — Сушинская Ирина Михайловна, Щербинина Юлия Витальевна, Казакова Елена Викторовна

Этапы развития железнодорожного строительства в Российской империи интересны, поучительны и научны. Ведь железнодорожное строительство – это главное направление промышленного переворота в транспортной отрасли, весомый ускоритель экономического развития и модернизации общества. В статье освещены вопросы строительства железных дорог дореволюционной России, приведена хронология событий, названы основоположники создания и развития железнодорожной сети России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF HISTORICAL PREREQUISITES FOR RAILWAY CONSTRUCTION DEVELOPMENT IN PRE-REVOLUTIONARY RUSSIA

The stages of development of railway construction in the Russian Empire are interesting, instructive and scientific. After all, railway construction is the main direction of the industrial revolution in the transport industry, a significant accelerator of economic development and modernization of society. The article highlights the issues of railway construction in pre-revolutionary Russia, provides a chronology of events, and names the founders of the creation and development of the Russian railway network.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ИСТОРИЧЕСКИХ ПРЕДПОСЫЛОК РАЗВИТИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ»

УДК 625.1

Сушинская И.М., Щербинина Ю В., Казакова Е.В.

АНАЛИЗ ИСТОРИЧЕСКИХ ПРЕДПОСЫЛОК РАЗВИТИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ

Sushinskaya I.M., Shcherbinina I.V., Kazakova E.V.

ANALYSIS OF HISTORICAL PREREQUISITES FOR RAILWAY CONSTRUCTION DEVELOPMENT IN PRE-REVOLUTIONARY RUSSIA

Введение

Начало строительства железных дорог в России связано с первой половиной XIX века. В 1830-х годах возникло осознание необходимости создания железнодорожной сети для улучшения транспортных связей и развития экономики страны.

Во второй половине XVIII века в России действительно начался процесс формирования капиталистического уклада и активного развития промышленности, особенно в горнометаллургическом секторе. Урал стал ключевым регионом, где

сосредоточилось производство чугуна и железа, что способствовало экспортному потенциалу страны.

Однако, как отмечено в научном труде Блиоха П.С. «Влияние железных дорог на экономическое состояние России» [1] развитие металлургии сдерживалось недостаточно

эффективной транспортной

инфраструктурой. Речные и гужевые пути не могли удовлетворить потребности растущей экономики, что подчеркивало необходимость в более современных и эффективных

транспортных системах.

Создание в 1800 г. первой центральной организации по

строительству и эксплуатации путей

сообщения стало важным шагом на пути к модернизации транспортной инфраструктуры. Объединение

Департамента водных коммуникаций и Комиссии о дорогах в государстве под руководством Н.П. Румянцева открыло новые горизонты для развития путевой сети. Его усилия по привлечению иностранных специалистов и

организации учебного процесса для подготовки инженеров сыграли ключевую роль в формировании профессионального сообщества,

способного решать сложные задачи, связанные со строительством и эксплуатацией новых транспортных линий [2].

Понимание Александра I необходимости в разветвленных системах сухопутных и водных путей сообщения подчеркивало важность данной инициативы для будущего страны [3].

Создание Института корпуса путей сообщения в 1809 г. под руководством Августина Бетанкура стало знаковым событием [4]. Этот институт стал основой для подготовки

квалифицированных кадров,

необходимых для развития

транспортной инфраструктуры России, в частности для строительства,

содержания и эксплуатации новых железнодорожных линий.

Анализ последних исследований и публикаций

Вопросы железнодорожного

строительства активно обсуждаются с момента создания первой железной дороги в России и по сей день, что является неоспоримым фактом.

Перед началом строительства Петербург-Московской железной дороги был издан трехчастный «Курс строительного искусства», авторы которого - М. Волков, М. Липин и Н. Ястржемский. Эта книга стала основополагающим трудом для строителей дороги.

На границе конца XIX - начала XX веков ученые начали исследования, посвященные определению нагрузки, передаваемой от подвижного состава на путь. В этот период были разработаны первые математические модели взаимодействия между вагоном и рельсом, включая модель рельса как балки на упругом основании и модель рельса как балки на нескольких упругих опорах [5]. Параллельно с математическими моделями появились первые диагностические приборы для железнодорожного пути, и проведены знаковые экспериментальные

исследования.

В своей работе «О железных дорогах» П.П. Мельников предложил рассматривать рельс как балку, поддерживаемую двумя жесткими опорами и нагруженную вертикальной силой (1835 г.) [6].

В Институте инженеров путей сообщения Ф.И. Энрольд вывел формулу для расчета рельса на прочность при его изгибе, которая впоследствии

использовалась на практике в проектировании как в России, так и в Америке (1847 г.) [7].

Ученый Э. Винклер представил модель балки на сплошном упругом основании (1867 г.) [8].

Немецкий ученый Циммерман усложнил схему, предложенную П.П. Мельниковым, рассматривая рельс как неразрезную балку на четырех упругих опорах (1888 г.) [9].

Практически в те же вышеперечисленные периоды времени в экспериментальных работах

А.Л. Васютынского было введено понятие коэффициента постели шпалы. Он исследовал различия в упругих деформациях элементов верхнего строения пути, установил временные отставания деформаций от действующих сил и собрал данные об упругих характеристиках и деформациях пути [10].

Воспользовавшись результатами опытов по измерению упругих деформаций, проведенных в 1890-1898 годах И.Р. Стецевичем и А.Л. Васютынским, С.П. Тимошенко предложил рассматривать

железнодорожный путь как балку на сплошном упругом основании. Он также предложил формулы для расчета сил взаимодействия колес и рельса и количественно оценил их влияние на колебания пути.

Академик Н.П. Петров, внесший значительный вклад в теорию взаимодействия пути и подвижного состава, рассматривал рельс как бесконечно длинную балку, лежащую на множестве точечных упругих опор или на сплошном упругом основании. В расчетах использовалась гипотеза о совпадении кривой прогибов рельса под статической нагрузкой с аналогичной кривой под действием динамической нагрузки. Н.П. Петров заложил основы применения теории вероятностей для

наблюдений за напряжениями и деформациями в железнодорожном пути [11].

Все библиографические ссылки данной статьи отражают ценный вклад авторов в освещение вопросов формирования железнодорожной сети Российской империи, ставшей основой для современной сети железных дорог Российской Федерации.

Цель работы

Изучить и проанализировать причины, способствовавшие началу железнодорожного строительства в дореволюционной России. Привести хронологию строительства ключевых объектов. Рассмотреть имена инженеров и ученых, создавших первые математические модели взаимодействия подвижного состава и пути, а также государственных деятелей, которые внесли значительный вклад в развитие железнодорожного строительства в Российской империи.

Основная часть

В первой половине XIX века в царской России сторонники

строительства железных дорог уступали противникам. Основным аргументом противников были неблагоприятные климатические условия, такие как суровые зимние морозы и метели.

Тем не менее, сторонники железнодорожного строительства были уверены в его необходимости для страны. Профессор Н.С. Волков активно выступал с обоснованными докладами в поддержку этого начинания, осознавая его потенциал для государства.

Судьбоносная встреча

Ф.А. Герстнера с царем Николаем I в

начале 1835 г. стала предпосылкой для возможности строительства первой российской железной дороги. Подготовленная Герстнером

пояснительная записка была передана главному руководителю путей сообщений. Вскоре была создана специальная комиссия, которая единогласно признала проект строительства железной дороги в России обоснованным и технически

осуществимым.

Герстнер получил разрешение на строительство Царскосельской железной дороги, и 15 апреля 1836 г. был опубликован указ царя Николая I о её сооружении.

Первой железной дорогой в России стала Царскосельская железная дорога, строительство которой началось в 1836 г. Она соединяла Санкт-Петербург и Царское Село. Этот проект стал важным шагом в развитии железнодорожного транспорта в стране.

Официальное открытие дороги состоялось 30 октября (11 ноября по новому стилю) 1837 г. Первый поезд состоял из паровоза и восьми вагонов, на открытие были приглашены император и другие почетные гости [12].

С 15 мая 1838 г. был введен первый график движения с пятью парами поездов в день.

С 1841 г. на Царскосельской железной дороге проводились испытания подвижного состава и научные исследования и эксперименты, направленные на улучшение сцепления колес паровоза с рельсами. Испытывались подвижные экипажи различных зарубежных компаний для выбора моделей для отечественного производства.

Царскосельская железная дорога оставалась единственной рельсовой

дорогой в России на протяжении 15 лет, в то время как основными средствами передвижения оставались гужевой и водный транспорт. Отсутствие железных дорог сдерживало развитие

производительных сил страны, в то время как внутренняя и внешняя торговля продолжали расти. Вопрос о строительстве железных дорог становился все более актуальным.

Сторонники технического

прогресса упорно боролись за развитие рельсовых путей. Корпус инженеров путей сообщения укреплялся, среди них были такие талантливые ученые и строители-путейцы, как П. Мельников, Н. Крафт, С. Кербедз, Н. Волков, М. Липин и др.

В конце января 1842 г. П. Мельников, Н. Крафт и другие инженеры-железнодорожники были приглашены в Зимний дворец для обсуждения с царем проекта строительства железной дороги между двумя столицами. И, уже 1 февраля император подписал указ о сооружении железной дороги между Петербургом и Москвой [13].

Для проведения изысканий было создано семь исследовательских групп, состоящих из выпускников и студентов Института Корпуса инженеров путей сообщения. Эти группы возглавили известные инженеры-строители, такие как Н. Липин, П. Зуев и В. Кирхнер. Проектируемая линия была разделена на две части: Северная дистанция (Санкт-Петербург - Бологое) под руководством П. Мельникова и Южная дистанция (Бологое - Москва) под руководством Н. Крафта. Работы по строительству железной дороги начались 1 августа 1842 г. и уже к лету 1843 г. активно продолжались во всех направлениях. Каждая дирекция делилась на участки,

которые затем делились на дистанции, возглавляемые инженерами путей сообщения, ранее работавшими в исследовательских группах. Летом на работу принимались студенты института, а мосты строились под руководством инженеров Д. Журавского и В. Граве.

Книга П.П. Мельникова «О железной дороге» стала основным учебным пособием для подготовки специалистов в области

железнодорожного транспорта,

охватывая вопросы строительства и эксплуатации железных дорог. Важную роль в этом процессе сыграли научные и инженерные работы таких профессоров, как М. Волков, М. Липин, Н. Крафт, С. Кербедз и Д. Журавский, которые не только преподавали

специализированные курсы, но и разрабатывали новые идеи и технологии в сфере железнодорожного

строительства.

Главной особенностью

отечественной строительной школы было то, что профессора могли реализовывать свои идеи и открытия в практических проектах: прокладывать лучшие дороги в Европе, возводить мосты, строить порты, а также создавать каналы, шлюзы и другие инженерные сооружения.

На магистрали Петербург - Москва было возведено 278 искусственных сооружений, включая 8 крупных мостов, 182 средних и малых моста, 69 труб и 19 путепроводов. Общая длина дороги составила 650 км, при этом трасса проходила через сложные

географические условия, включая более 200 км болотистых участков. Также на дороге были построены 34 станции и 2 крупных вокзала.

Движение по новой дороге было

открыто 1 ноября 1851 г. Первый поезд отправился из Петербурга в 11:15 и прибыл в Москву в 21:45.

Строительство этой первой двухпутной магистрали в России заняло восемь с половиной лет, и в первые годы на проекте трудились от 50 до 60 тысяч человек. Этот проект стал настоящим достижением отечественных инженеров, ученых и архитекторов, а также результатом упорного труда рабочих и крестьян из разных регионов страны. Их усилия служат вдохновляющим примером для нынешних и будущих поколений железнодорожников.

После важного события в истории России начался бурный этап строительства железных дорог. В 1862 г. завершился проект, который стартовал в 1851 г., - железная дорога между Петербургом и Варшавой.

Далее были построены железные дороги, соединяющие Москву с Воронежем и Нижним Новгородом. В 1878 г. была завершена Уральская железная дорога, которая связала порты на Каме с металлургическими заводами Урала, включая Пермь, Чусовую, Кушву, Нижний Тагил и Екатеринбург.

В 1880 г. в Средней Азии началось строительство дороги от Красноводска до Самарканда, завершение которого планировалось на 1888 г. Также прокладывались маршруты от Самары до Уфы и от Уфы до Златоуста и Челябинска. В последующие годы железные дороги были построены в Донбассе, Сибири, на Урале и Кавказе.

Великий Сибирский путь протяженностью 9,288 тыс. км начал строиться в 1891 г. одновременно с двух концов - от Владивостока до Хабаровска и от Челябинска до Новосибирска. Эта дорога стала второй по длине в мире и на ней были возведены уникальные мосты через реки Обь, Иртыш, Амур и

другие. Строительство завершилось в 1915 г. , что ознаменовало окончание эпохи железнодорожного строительства в царской России. Общая протяженность железных дорог Российской империи до 1917 г. составила около 75 тыс. км.

Таким образом, данные

мероприятия стали основой для дальнейшего развития

железнодорожного транспорта в России, что в конечном итоге способствовало экономическому росту и интеграции различных регионов страны.

Выводы

Анализ этапов развития железных дорог дореволюционной России указал на прямую связь с укреплением и обретением значимого статуса Российского государства. Исторические факты не только интересны и увлекательны, но и представляют весомую научную ценность. Начало строительства железных дорог и связанные с этим событием имена ученых, инженеров, государственных деятелей, внесших великий и неоценимый вклад сделали основной масштабный задел для укладки, эксплуатации и модернизации сети железных дорог современной России.

Материал статьи применим в учебном процессе учреждений среднего и высшего профессионального образования для преподавания дисциплин «История транспорта», «Общий курс железных дорог», а также как историческая справка для будущих инженеров путей сообщения

железнодорожных специальностей.

Без знания истории выбранной профессии невозможно в ней полноценно реализоваться, достичь желаемых результатов и высот и стать

полезным и достойным гражданином для Список литературы

1. Блиох, П.С. Влияние железных дорог на экономическое состояние России / П.С. Блиох. - Санкт-Петербург, 1878. - Т. 1-5. - URL http://cc. sibimol.bnrm. md/opac/bibliographi c_view/205198.

2. Виргинский, В.С. Возникновение железных дорог в России до начала 40-х годов XIX века /

B.С. Виргинский. - Москва: Трансжелдориздат, 1949. - Вып. 1. - 272 с. - URL https://famhist.ru/famhist00034ae8.htm# 00008b50.htm.

3. Житков, С.М. Институт инженеров путей сообщения императора Александра I: Исторический очерк /

C.М. Житков. - Санкт-Петербург, 1899. -500 с. - URL http://elib.bsut.by:8080/xmlui/handle/12345 6789/7833.

4. Павлов, В.Е. А. Бетанкур: Очерк жизни и деятельности / В.Е. Павлов. - Санкт-Петербург: ПГУПС, 1993. - 19 с. - URL http://library.pgups.ru/jirbis2/images/ministr y_mps.pdf.

5. Привалов, С.В. Влияние жесткости подрельсового основания на взаимодействие экипажа и пути: дис. ... кандидата технических наук: 05.22.06 Привалов Сергей Владимирович. -Москва, 2004. - 118 с. - URL https://www.dissercat.com/content/vliyanie-zhestkosti-podrelsovogo-osnovaniya-na-vzaimodeistvie-ekipazha-i-puti.

6. Мельников, П.П. О железных дорогах / П.П. Мельников / [Соч.] Корпуса инж. пут. сообщ. майора Мельникова. - Санкт-Петербург: тип. Гл. упр. пут. сообщ. и публ. зданий, 1835. -110 с. - URL

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

своего отечества.

References

1. Bliokh, P.S. The influence of railways on the economic state of Russia / P.S. Bliokh. - St. Petersburg, 1878. - Vol. 1-5. - URL http://cc.sibimol.bnrm.md/opac/bibliograp hic_view/205198.

2. Virginsky, V.S. The emergence of railways in Russia before the early 40s of the XIX century / V.S. Virginsky. -Moscow: Transzheldorizdat, 1949. - Issue 1. - 272 p. - URL https://famhist.ru/famhist00034ae8.htm# 00008b50.htm.

3. Zhitkov, S.M. Institute of Railway Engineers of Emperor Alexander I: A historical essay / S.M. Zhitkov. - St. Petersburg, 1899. - 500 p. - URL http://elib.bsut.by:8080/xmlui/handle/1234 56789/7833.

4. Pavlov, V.E. A. Betancourt: An essay on life and work / V.E. Pavlov. - St. Petersburg: PGUPS, 1993. - 19 p. - URL http://library.pgups.ru/jirbis2/images/minis try_mps.pdf.

5. Privalov, S.V. The influence of the rigidity of the sub-rail base on the interaction of the crew and the track: dis. ... candidate of technical sciences: 05.22.06 Privalov Sergey Vladimirovich. -Mosow, 2004. - 118 p. - URL https://www.dissercat.com/content/vliyani e-zhestkosti-podrelsovogo-osnovaniya-na-vzaimodeistvie-ekipazha-i-puti.

6. Melnikov, P.P. About railways / P.P. Melnikov / [Essay] Corps of engineering communications of Major Melnikov. - St. Petersburg: Printing House of the Main Directorate of Railways and Public Buildings, 1835. - 110 p. - URL

https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_0 03542123/.

7. Горбунов, М.А. Оценка напряженного состояния в окрестности трещин при эксплуатации рельсов: дис. ... кандидата технических наук: 05.22.06 / Горбунов Максим Александрович. -Москва, 2011. - 182 с. - URL https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_0 04859450/.

8. Winkler, E. Die Lehre von der Elastizität und Festigkeit / E. Winkler. -Prague, 1867. - URL https://www.scirp.org/reference/referencesp apers?referenceid=2521358.

9. Zimmerman, H. Die Berechnung des Eisenbahnoberbauee / H. Zimmerman. -Berlin, 1888. - URL https://libris.kb.se/bib/20158111.

10. Васютынский, А. Наблюдения над упругими деформациями железнодорожного пути: диссертация на степень адьюнкта ин-та / А. Васютынский. - Санкт-Петерург: Тип. Ю.Н. Эрлих, 1899. - IV, 130 с.: ил. В надзаг.: Ин-т инженеров путей сообщения Императора Александра I. -URL https://rusneb.ru/catalog/000219_0000 П_Ш_ГПНТБ_России_ЮК_000064266 7/.

11. Петров, Н.П. Напряжение в рельсах от изгибов в вертикальной плоскости и вероятность определения этих напряжений опытами / Н.П. Петров. - Санкт-Петербург, 1906. - 107 с. - URL https://www.dissercat.com/content/vliyanie-zhe stko sti-podrel sovogo-o snovaniya-na-vzaimodeistvie-ekipazha-i-puti.

12. Дрбал, А. Франтишек Антонин Герстнер - профессор практической геометрии и строитель первых железных дорог в Чехии, Австрии и России (чешский период его жизни и деятельности) / А. Дрбал // Современные проблемы инженерной геодезии. Труды Международной научно-практической

https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_ 003542123/.

7. Gorbunov, M.A. Assessment of the stress state in the vicinity of cracks during rail operation: dissertation of the candidate of technical sciences: 05.22.06 / Gorbunov Maxim Alexandrovich. -Moscow, 2011. - 182 p. - URL https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_ 004859450/.

8. Winkler, E. Die Lehre von der Elastizität und Festigkeit / E. Winkler. -Prague, 1867. - URL https://www.scirp.org/reference/references papers?referenceid=2521358.

9. Zimmerman, H. Die Berechnung des Eisenbahnoberbauee / H. Zimmerman. - Berlin, 1888. - URL https://libris.kb.se/bib/20158111.

10. Vasyutynsky, A. Observations on elastic deformations of a railway track: dissertation for the degree of associate professor / A. Vasyutynsky. - St. Petersburg: Type. Yu. N. Ehrlich, 1899. -IV, 130 p.: ill. In the supervision of: Institute of Railway Engineers of Emperor Alexander I. - URL https://rusneb.ru/catalog/000219_000011_ RU_rnHTE_Russia_IVIS_0000642667/.

11. Petrov, N.P. Stress in rails from bends in the vertical plane and the probability of determining these stresses by experiments / N.P. Petrov. - St. Petersburg, 1906. - 107 p. - URL https://www.dissercat.com/content/vliyani e-zhestkosti-podrelsovogo-osnovaniya-na-vzaimodeistvie-ekipazha-i-puti.

12. Drbal, A. Frantisek Antonin Gerstner - Professor of practical geometry and builder of the first railways in the Czech Republic, Austria and Russia (the Czech period of his life and activity) / A. Drbal // Modern problems of engineering geodesy. Proceedings of the International Scientific and Practical

конференции 15-17 октября 2009 г. / Под ред. М.Я. Брыня. - Санкт-Петербург: Петербургский гос. ун-т путей сообщения, 2010. - С. 42-54. - ISBN 9785-7641-0249-8. - URL https ://search.rsl .ru/#colf=15.11.2024

13. Гольянов, А.Л. Акционерное общество «Царскосельская железная дорога» / А.Л. Гольянов, Г.П. Закревская. - (Из истории железных дорог) // Железнодорожный транспорт. - 2005. -№ 9. - С. 67-73. - URL https://zdt-magazine.ru/publik/hi story/

Аннотации:

Этапы развития железнодорожного строительства в Российской империи интересны, поучительны и научны. Ведь железнодорожное строительство - это главное направление промышленного переворота в транспортной отрасли, весомый ускоритель экономического развития и модернизации общества.

В статье освещены вопросы строительства железных дорог дореволюционной России, приведена хронология событий, названы основоположники создания и развития железнодорожной сети России.

Ключевые слова: железные дороги, пути сообщения, железнодорожное строительство.

Сведения об авторах

Сушинская Ирина Михайловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Донецкий институт железнодорожного транспорта» (ДОНИЖТ), кафедра «Социально-гуманитарные и экономические дисциплины», кандидат филологических наук, доцент, e-mail: [email protected]

Conference on October 15-17, 2009 / Edited by M.Ya. Bryn. - St. Petersburg: St. Petersburg State University of Railways, 2010. - pp. 42-54. - - ISBN 978-5-7641-0249-8. - URL

https ://search.rsl .ru/#colf=15.11.2024

13. Golyanov, A.L. Joint Stock Company «Tsarskoye Selo Railway» / A.L. Golyanov, G.P. Zakrevskaya. - (From the History of railways) // Railway Transport. - 2005. - № 9. - Pp. 67-73 -URL https://zdt-

magazine.ru/publik/history/

The stages of development of railway construction in the Russian Empire are interesting, instructive and scientific. After all, railway construction is the main direction of the industrial revolution in the transport industry, a significant accelerator of economic development and modernization of society.

The article highlights the issues of railway construction in pre-revolutionary Russia, provides a chronology of events, and names the founders of the creation and development of the Russian railway network.

Keywords: railways, communication routes, railway construction.

Information about the authors

Sushinskaya Irina Mikhailovna

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education Donetsk Institute of Railway Transport, Department of Social, Humanitarian and Economic Disciplines, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, e-mail: [email protected]

Щербинина Юлия Витальевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Донецкий институт железнодорожного транспорта» (ДОНИЖТ), кафедра «Строительство и эксплуатация пути и сооружений», старший преподаватель, e-mail: shedraya [email protected]

Shcherbinina Iuliia Vitalievna

Federal State-Funded Educational Institution of Higher Education "Donetsk Railway Transport Institute" (DRTI), Department 'Construction and Operation of Railways and Structures', Senior lecturer, e-mail: shedraya [email protected]

Казакова Елена Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Донецкий институт железнодорожного транспорта» (ДОНИЖТ), кафедра «Строительство и эксплуатация пути и сооружений», старший преподаватель, e-mail: velikodywnaya@mail. ru

Kazakova Elena Viktorovna

Federal State-Funded Educational Institution of Higher Education "Donetsk Railway Transport Institute" (DRTI), Department 'Construction and Operation of Railways and Structures', Senior Lecturer,

e-mail: velikodywnaya@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.