0 1 Д.В. Еныгин
1 го 1 1
4 X го О ^ т
^ ^ о
Ш го т
5 л го ^ О
х и О. Ф
ш о н- о.
Анализ исследований сущности понятия профессиональной подготовки учителей иностранных языков
В статье проведен анализ исследований сущности профессиональной подготовки педагогов в современных диссертационных исследованиях и трудах ученых конца XIX в., рассмотрены подходы к определению данного понятия, определены компетенции, которыми должен владеть будущий учитель иностранного языка.
Ключевые слова: профессиональная подготовка учителей иностранных языков, профессиональная компетентность учителя иностранных языков.
В современном мире актуальными становятся вопросы подготовки специалиста новой формации, профессионально гибкого, мобильного, способного адаптироваться к быстро изменяющимся условиям труда и организации учебно-воспитательного процесса. Особую важность приобретает проблема подготовки будущего учителя иностранного языка, принимая во внимание его важность для развития современного общества и интеграции отечественной системы образования в мировой образовательный процесс. Своевременность данного исследования подтверждается и особой ролью, которую выполняет иностранный язык как предмет. Все это и актуализирует проблему изучения современного состояния профессиональной подготовки будущих учителей иностранных языков с целью выявления противоречий в ее структуре и содержании и разработки новых технологий, способствующих повышению ее результативности и эффективности.
Проблемой профессиональной подготовки будущих учителей занимались многие ученые, которые предложили такие требования к профессиональной подготовке будущих учителей, как: гуманизация, личностная направленность, педагогическое мастерство. В своих работах эти ученые постоянно делают акцент на том, что современное состояние профессиональной подготовки педагогов не соответствует темпам развития общества и его потребностям сегодня. Решение этого противоречия и является базовой задачей профессиональной подготовки будущих учителей, современные требования к которой требуют изменения самого формата обучения.
Проблемы профессиональной подготовки будущих учителей ино- |
странных языков нашли отражение в трудах многих ученых (И. Бака- о ®
ленко, А. Береснева, Н. Гез, В. Денисенко, Д. Еныгина, И. Зимней, 5 °
А. Зимовец, А. Зуброва, Л. Калининой, С. Николаевой, Е. Пасова, ^ |
го ^
М. Пентилюк, И. Соколовой, О. Семеног, Л. Тишаковой, И. Тяллевой, 1 т
' ' ' ' ' ¡^ о
Н. Фоминых, Т. Шаввы и др.). Проведя анализ исследований данных 2 й ученых, можно сделать вывод о том, что они рассматривают современ- ш 'о ного учителя иностранных языков как педагога, получившего существенную профессиональную (культурологическую, психолого-педагогическую, методическую) подготовку, а также руководствующегося принципами гуманизма в своей работе, умеющего мобильно реагировать на изменения в системе образования в целом и в методиках обучения иностранным языкам в частности.
По мнению И. Соколовой [5], профессиональная подготовка будущего учителя иностранных языков - это процесс усвоения опыта педагогической деятельности, что позволяет системно воспринимать действительность и действовать на основе гуманистических ценностных ориентаций. Проанализировав работы ученой, следует отметить, что профессиональная подготовка будущих учителей иностранных языков должна быть направлена на формирование гуманистического педагогического мышления, увеличение количества гуманитарных дисциплин, углубление интеграции их содержания для получения системного знания.
Формирование необходимых компетенций специалиста в современной педагогике считается главной образовательной целью профессиональной подготовки будущего учителя. Такими компетенциями, по мнению большинства ученых, являются: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникационные, социально-трудовые и компетенции личностного самосовершенствования [3-7].
Следует отметить, что многие современные ученые в основе профессиональной подготовки видят формирование ряда компетенций. Ключевым понятием подготовки является понятие профессиональной компетенции, которую определяют как совокупность теоретических знаний (педагогика, психология, методика преподавания иностранных языков, прикладная лингвистика) и умений их практического использования в педагогической деятельности. Понятие «знание» как компонент профессиональной компетенции будущего учителя иностранных языков можно рассматривать с точки зрения его содержания и средств
J
го о ^
^ о I его передачи. Содержанием профессиональных знаний является поняВ | о тийно-фактическая составляющая учебного материала, которая вклю-^ о S. чает взаимосвязанные факты, закономерности, теории, обобщения [3].
I VO
i у ° В современных условиях открытого доступа к почти любой инфор-о -е- мации профессионализм знаний учителя уже выделяется не только к с= содержанием этих знаний, но и способностью передавать их таким путем, который способствует взаимодействию, общению, диалогу, аргументации. Из этого следует, что наряду со знаниями научных фактов у учителя должны присутствовать умения интерактивных технологий их обработки.
Ряд зарубежных ученых (М. Шратц, Дж. Банкс и др.) предлагают такие профессиональные компетенции европейского учителя, как развитие познавательных качеств учащихся и их ответственности за результаты своей работы и учебы; направление учеников на достижение учебных успехов; готовность к работе в команде, к использованию новых технологий в профессиональной деятельности; организация собственного профессионального развития.
Наиболее важными компетенциями учителя иностранных языков многие считают: коммуникативную, языковую, методическую, информационную, социокультурную [2; 3; 7].
Важными профессиональными качествами учителя иностранных языков, который работает в системе «субъект - субъект», можно считать его личностные качества, которые составляют эмоционально-волевую, нравственную и коммуникативную сферы личности и формируются на двух взаимосвязанных уровнях, раскрывая внешние и внутренние взаимосвязи и взаимозависимости. Происходит трансформация уже сформированных качеств из сферы личностной на сферу профессиональной деятельности; они «шлифуются», корректируются, проходя этапы «профессионализации» в процессе профессиональной подготовки [3; 4]. Результатом профессиональной подготовки будущих учителей иностранных языков является сформированность профессиональных личностных качеств, к которым отнесены: общепедагогические, которыми должны обладать педагоги, независимо от специальности; специальные, характеризующие учителей конкретных предметов, и полипрофессиональные. Одни и те же качества могут в зависимости от предмета, который преподает учитель, быть для него более или менее актуальными, переходить из разряда общепедагогической к специальным или входить в базовые качества. Особую группу составляют качества, необходимые именно учителю иностранных языков.
cc
Эффективность профессиональной подготовки учителей иностран- Е ных языков, уровень сформированности их профессиональных уме- о ний, способов деятельности, мотивов, потребностей и возможностей g ° зависит от научно обоснованного построения педагогического процес- 1 1 са в высшем учебном заведении. Этот процесс, по мнению некоторых | g ученых, основывается на функциональном подходе, в частности к пси- о §
« « -т» roii
холого-педагогической и методической подготовке педагога. В резуль- ч vg тате будущие учителя иностранных языков не получают необходимой с подготовки к организации системного педагогического процесса, а их только готовят к функциональной деятельности в качестве преподавателей [7].
Профессиональная подготовка современного специалиста должна отвечать на вопросы, которые касались бы формирования студента как активного, творческого участника организации и управления личной учебной и будущей профессиональной деятельностью. По мнению С. Архангельского, к ним можно отнести следующие: вопрос обучения студентов самостоятельному нахождению научной и прикладной информации; структурированию знаний на основе разнообразной информации в достаточно строгую и стройную научную систему; оперативному и творческому применению опыта для расширения приобретенных знаний и приобретения новых с целью решения многочисленных практических задач [1]. При обучении педагогов каждый преподаватель должен понимать, как и в решении каких задач устанавливать связь между изучаемым предметом с другими предметами и видами обучения; как наиболее рационально использовать знания по предметам в учебной и будущей творческой профессиональной деятельности; как совмещать учебную деятельность с научным поиском; как анализировать, наблюдать, обобщать факты и явления и прогнозировать появление новых направлений и тенденций. При этом преподаватель педагогического вуза должен оптимально комбинировать приобретение научных знаний с формированием соответствующего мировоззрения и развивать индивидуальную творческую одаренность студентов.
Таким образом, поняв существующие в теории и практике подходы к профессиональной подготовке будущих педагогов, выявив, описав и уточнив понятия комплекса профессиональных компетенций учителя иностранных языков, возможна разработка новых технологий или педагогических моделей формирования отдельно взятых умений.
гоок i^s
S О I
4 X ro
0 s oß
к ^ о
Ш го m
5 I го
^ о е.
^ S VO
К и О
1 и Q. Ш
ш о н- о.
Библиографический список
1. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе. М., 1990.
2. Еныгин Д.В. Понятийные аспекты подготовки учителей иностранных языков к созданию виртуального педагогического взаимодействия // Филология и культура. 2015. 1 (39). С. 317-320.
3. Калинина Л.В., Самойлюкевич И.В. Профессиональная подготовка будущего учителя иностранных языков в контексте европейский требований // Вестник Житомирского государственного университета. 2004. № 19. С. 129-133.
4. Пассов Е.И. Учитель иностранного язика. М., 1993.
5. Соколова И.В. Теоретические и методические основы профессиональной подготовки будущего учителя по двум специальностям на филологических факультетах высших учебных заведений: Дис. ... д-ра пед. наук. Киев, 2005.
6. Фоминых Н.Ю. Комплекс оптимальных педагогических условий иноязычной профессиональной подготовки будущих специалистов в области информатики и вычислительной техники // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. Т. 25. № 6 (203). С. 164-171.
7. Фоминых Н.Ю. Сущность иноязычной профессиональной подготовки будущих специалистов в области информатики и вычислительной техники как педагогического процесса. URL: http://cyberleninka.ru (дата обращения: 14.12.2017).
Еныгин Дмитрий Викторович - кандидат педагогических наук; доцент кафедры иностранных языков № 1, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова. E-mail: [email protected]
D.V. Enygin
Analysis of the essence of the concept of professional training of foreign languages teachers
The article analyzes the research of the essence of professional training in the current dissertational works and the works of scientists and educators, examines approaches to the definition of this concept, defines the competencies that a modern teacher should possess. Based on the definition of these categories, the analysis of modern studies of professional training of the future teacher of a foreign language and its constituent components-competences is carried out.
Key words: professional training, professional training of teachers of foreign languages, professional competence of the teacher of foreign languages.
Enygin Dmitrii V. - PhD in Pedagogy; Associate Professor of the Department of Foreign Languages № 1, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow