Научная статья на тему 'Анализ использования современных информационных и коммуникационных технологий в процессе обучения будущих художников традиционного прикладного искусства'

Анализ использования современных информационных и коммуникационных технологий в процессе обучения будущих художников традиционного прикладного искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
372
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGY / ПРОЕКТ / PROJECT / ИЗДЕЛИЕ / PRODUCT / КОМПЬЮТЕР / COMPUTER / ТРАДИЦИОННОЕ ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / TRADITIONAL APPLIED ART

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Серов П. Е.

В статье рассматриваются вопросы применения информационных технологий в процессе обучения будущих художников традиционного прикладного искусства. На примере конкретных заданий в различных видах традиционного искусства описан метод использования компьютера в проектной и художественно-творческой деятельности студентов. Компьютерные технологии, позиционирующиеся как необходимый инструмент повышения эффективности и качества обучения, позволяют будущим художникам традиционного прикладного искусства находить оптимальные пути реализации своих проектов. Автором также представлен обзор современных электронных устройств для рисования; раскрыты преимущества их использования в сравнении с традиционными техниками рисования, продемонстрированы возможности для подготовки дидактических материалов, организации и проведения учебных занятий. Особое внимание уделено перспективам развития дополненной реальности как одного из механизмов современной подготовки художника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE USE OF MODERN INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE LEARNING PROCESS OF FUTURE ARTISTS OF TRADITIONAL APPLIED ART

The article deals with the application of information technologies in the training of future artists of traditional applied art. Using the example of specific tasks in various types of traditional art, the method of using a computer in the design and artistic and creative activity of students is described. Computer’s technologies are positioned as a necessary tool to improve the efficiency and quality of learning, enable future artists of traditional applied art to find optimal ways of implementing their projects. The author also presents an overview of modern electronic devices for drawing; shows advantages of their use compared with traditional techniques of drawing, and demonstrates the potential for the preparation of didactic materials, organization and conduction of lessons. Special attention is paid to the prospects of augmented reality as one of the mechanisms of modern training of the artist.

Текст научной работы на тему «Анализ использования современных информационных и коммуникационных технологий в процессе обучения будущих художников традиционного прикладного искусства»

держания дисциплины с несколькими профессиональными компетенциями, среди которых способность синтезировать набор возможных решений задачи или подходов к выполнению проекта, научно обосновать свои предложения и составить подробную спецификацию требований к проекту, готовностью к созданию проекта художественных произведений, предметов декоративно-прикладного искусства и изделий народных промыслов, разработке промышленного образца или производственной серии. При этом общедидактический принцип имеет уточняющую методическую формулировку - принцип связи обучения дисциплине «Проектирование художественной вышивки» с проектной экспериментальной, инновационной деятельностью и готовностью ее выполнять [6].

Общенаучный принцип «интеграция исследовательских и образовательных процессов» рассматривается как соединение исследовательской деятельности студентов с освоением этой деятельности в рамках разработки художественно-графического проекта вышивки выпускной квалификационной работы, сочетая изученные традиционные и современные методы художественного проектирования с практическими умениями технологического выполнения проекта в материале. При этом создаются эстетически совершенные и высококачественные уникальные изделия в области декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

Например, при разработке художественно-графического проекта изделия художественной вышивки в соответствии с темой выпускной квалификационной работы Желудевой А. «Преемственность как ведущее условие в развитии традиционного искусства художественной вышивки» были разработаны два изделия в технике «Русская гладь». Композиция

Библиографический список

первого изделия (воротника) построена на основе традиционных растительных орнаментальных форм Мстерской вышивки с сохранением технологии выполнения русской глади, одной из главных задач проектной работы являлось восстановление механизма воспроизведения и передачи культурного, исторического опыта.

При разработке второго изделия перед магистранткой был поставлен весьма сложный комплекс задач, в рамках которого был проведен анализ тенденций высокой моды и используемых в ней современных материалов, прорабатывалась технологическая зашивка элемента орнамента вышивки с применением различных современных материалов, поскольку в настоящее время можно увидеть ткани различных фактур и переплетений, которые не всегда соответствуют технологическим возможностям вышивки, вводились в традиционные швы новые разделки, отрабатывались свои технические приёмы. Следует подчеркнуть, что использование современных материалов, составление сложного орнаментального и колористического решения в изделии, позволило расширить художественные возможности данной технике вышивки, которая традиционно выполняется на льне нитями мулине в тон ткани, с крупными растительными формами орнамента.

Для успешного формирования готовности магистра к профессиональной деятельности в области художественной вышивки необходимо функционирование всех рассмотренных принципов как целостной системы. Эти принципы выступают как некий алгоритм к педагогическому воздействию и находятся в постоянном взаимодействии, в результате которого формируются личностные качества будущего магистра декоративно-прикладного искусство и народных промыслов.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.04.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (уровень магистратуры). Приказ Министерства образования и науки РФ. Утвержден от 21 марта 2016 г. № 252. Москва, 2016.

2. Профессиональная педагогика. Под редакцией С.Я. Батышева, А.М. Новикова. Москва: Ассоциация «Профессиональное образование», 2010.

3. Беляева А.П. Дидактические принципы профессиональной подготовки. Москва: Высшая школа, 1991.

4. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань, 2000.

5. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. Самара: Федоров, 2009.

6. Александрова Н.М. Методология и теория производственного обучения в структуре профессионального образования. Санкт-Петербург: Учреждение РАО «Институт педагогического образования», 2008.

References

1. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 54.04.02 Dekorativno-prikladnoe iskusstvo i narodnye promysly (uroven' magistratury). Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF. Utverzhden ot 21 marta 2016 g. № 252. Moskva, 2016.

2. Professional'naya pedagogika. Pod redakciej S.Ya. Batysheva, A.M. Novikova. Moskva: Associaciya «Professional'noe obrazovanie», 2010.

3. Belyaeva A.P. Didakticheskie principy professional'nojpodgotovki. Moskva: Vysshaya shkola, 1991.

4. Andreev V.I. Pedagogika tvorcheskogo samorazvitiya. Kazan', 2000.

5. Bogoyavlenskaya D.B. Psihologiya tvorcheskih sposobnostej. Samara: Fedorov, 2009.

6. Aleksandrova N.M. Metodologiya i teoriya proizvodstvennogo obucheniya v strukture professional'nogo obrazovaniya. Sankt-Peterburg: Uchrezhdenie RAO «Institut pedagogicheskogo obrazovaniya», 2008.

Статья поступила в редакцию 10.10.17

УДК 378

Serov P.E., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Drawing and Painting Department, Higher School of Folk Arts

(Institute), (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]

ANALYSIS OF THE USE OF MODERN INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE LEARNING PROCESS OF FUTURE ARTISTS OF TRADITIONAL APPLIED ART. The article deals with the application of information technologies in the training of future artists of traditional applied art. Using the example of specific tasks in various types of traditional art, the method of using a computer in the design and artistic and creative activity of students is described. Computer's technologies are positioned as a necessary tool to improve the efficiency and quality of learning, enable future artists of traditional applied art to find optimal ways of implementing their projects. The author also presents an overview of modern electronic devices for drawing; shows advantages of their use compared with traditional techniques of drawing, and demonstrates the potential for the preparation of didactic materials, organization and conduction of lessons. Special attention is paid to the prospects of augmented reality as one of the mechanisms of modern training of the artist.

Key words: information technology, project, product, computer, traditional applied art.

П.Е. Серов, канд. пед. наук, доц. каф. рисунка и живописи, Высшая школа народных искусств (институт),

г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]

АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ ХУДОЖНИКОВ ТРАДИЦИОННОГО ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

В статье рассматриваются вопросы применения информационных технологий в процессе обучения будущих художников традиционного прикладного искусства. На примере конкретных заданий в различных видах традиционного искусства описан метод использования компьютера в проектной и художественно-творческой деятельности студентов. Компьютерные технологии, позиционирующиеся как необходимый инструмент повышения эффективности и качества обучения, позволяют будущим художникам традиционного прикладного искусства находить оптимальные пути реализации своих проектов. Автором также представлен обзор современных электронных устройств для рисования; раскрыты преимущества их использования в сравнении с традиционными техниками рисования, продемонстрированы возможности для подготовки дидактических материалов, организации и проведения учебных занятий. Особое внимание уделено перспективам развития дополненной реальности как одного из механизмов современной подготовки художника.

Ключевые слова: информационные технологии, проект, изделие, компьютер, традиционное прикладное искусство.

Выполнение графических работ играет огромную роль в процессе обучения студентов, изучающих традиционное прикладное искусство [1]. Все творческие и технологические цепочки от проектирования до изготовления изделия базируются на графическом представлении информации.

Понятие компьютерной графики предполагает использование компьютерных (информационных) технологий для создания графических двумерных изображений, в том числе с использованием трёхмерного моделирования [2].

Рассмотрим возможность применения компьютерной графики на примере выполнения проекта декоративной росписи подноса (специализации «Декоративная роспись»). После выполнения предварительных фор-эскизов по заданной теме (сек-

Photoshop. В данной программе студент имеет возможность разместить на разных слоях изображения нескольких вариантов натюрморта, фона и обрамляющего их орнамента. В данной программе есть возможность любой трансформации и цветовой коррекции изображения на каждом слое. В программе Photoshop существует возможность выделить отдельные элементы изображения и поместить их на отдельные слои [3]. Затем студент получает возможность изменять масштаб каждого элемента проекта подноса, изменять цветовую гамму, добавлять или удалять отдельные элементы композиции. В результате за ограниченное время можно получить большое количество вариантов композиционного и колористического решения данного учебного задания, и представить все эскизы преподавателю (рис. 1). Преподаватель, выбрав наиболее удачный эскиз, утверждает данное решение, и студент выполняет окончательный эскиз подноса в традиционной технике.

Используя навыки применения мультимедиа в учебном процессе, студент под руководством преподавателя эффективно использует время, отведенное на задание, и направляет проект по пути успешного завершения. Компьютерные технологии способствуют повышению эффективности и качества. Использование компьютерных технологий позволит будущим художникам традиционного прикладного искусства находить оптимальные пути реализации своих проектов как с помощью компьютера, так и без него.

торный поднос «Натюрморт») и утверждения основного эскиза студент приступает к детальной проработке всех элементов композиции. Выполнив в цвете этюд основного эскиза, более подробно прорабатываются все основные элементы: натюрморт в центре, орнаментальный декор секторов подноса, фон. После обсуждения с преподавателем эскизного материала возникает необходимость дальнейшего поиска вариантов решения натюрморта в центре композиции. Студентом выполняются эскизные поиски центральной части подноса. Данные эскизы сканируются, затем работа с полученными файлами продолжается в программе Adobe

Рис. 1. Окно программы графического редактора

Современные художники, работающие в области дизайна и прикладного искусства, все чаще выполняют проекты изделий при помощи современных графических планшетов, интерактивных дисплеев, используя специальное устройство - стилус, который полностью заменяет привычные инструменты (кисть, карандаш, аэрограф) [4]. При трудоустройстве современный работодатель учитывает, что владение данными технологиями является важной компетенцией. Графические планшеты позволяют рисовать более выразительные штрихи, они чувствительны к нажиму на стилус и наклону пера во время рисования. Наиболее известны устройства фирмы Wacom. Фирма Apple представила устройство iPad Pro, ориентированное на выполнение графических работ при помощи оригинального разработанного стилуса Apple Pencil, который полностью воспроизводит возможности традиционных графических техник.

Использование электронных устройств для рисования имеет ряд преимуществ перед традиционными техниками, например, возможность работать над проектом очень большого формата, оперативно вносить необходимые изменения, представлять несколько вариантов проекта и т. д.

Выполняя проект на компьютере, студент получает определенные преимущества, перед работой на бумаге. Если преподаватель сделает замечание, значит, придется заново переделывать эскиз или весь проект, что потребует большого времени. Этого можно избежать, создавая изображение на компьютере, где существует возможность оперативно внести любые изменения. При этом первоначальный вариант проекта не подвергается изменениям и всегда есть возможность к нему вернуться или сравнить с новым вариантом.

Основой для демонстрации учебных материалов может стать гигантский сенсорный ЖК-экран. В настоящее время в сети Интернет в свободном доступе находится большое количество репродукций картин в высоком разрешении, позволяющих изучать творческий метод художников, их технические приемы. Показ на большом ЖК-экране крупных фрагментов натюрмортов, приемов изображения различных цветов, предметов быта,

Библиографический список

драпировок будет полезен на занятиях по живописи и мастерству.

Подготовка дидактических материалов с применением средств информационных технологий позволяет активно использовать объяснительно-иллюстративный метод. Применение планшетного компьютера iPad позволяет использовать на занятиях как фронтальный метод, так и индивидуальный. Компьютер iPad за счёт своей мобильности дает возможность предоставить дидактический иллюстративный материал обучаемому, не отвлекая от работы других студентов.

В настоящее время разработаны Google Glass, Oculus Rift и другие устройства, которые привнесут в нашу реальность дополнительную, виртуальную реальность. Дополненная реальность -среда с прямым или косвенным дополнением физического мира цифровыми данными в режиме реального времени при помощи компьютерных устройств: планшетов, смартфонов и инновационных гаджетов вроде Google Glass, а также программного обеспечения к ним [5]. Например, в художественном образовании данную технологию возможно использовать для демонстрации 3D проектов в конкретным помещении, для которого создаются изделия. Таким методом мы наглядно можем показать мебель, декоративные росписи, находящиеся в действительной среде еще до их создания.

В художественном кружевоплетении и художественной вышивке данную технологию целесообразно использовать для демонстрации проектов платьев, представленных в натуральную величину в виде объемных моделей, которые можно посмотреть со всех сторон и проверить правильность выбранного решения, что позволяет сформировать более корректные образы, наиболее соответствующие реальным объектам и процессам, с которыми человек имеет дело в жизни.

Возможно использование дополнительной реальности при создании обучающих видеоуроков. Студенты, выполняя учебную задачу, не просто будут слышать стандартные инструкции, преподаватель будет проходить с обучающимися весь процесс и визуально показывать, что и как делать.

1. Максимович В.Ф. Традиционное декоративно-прикладное искусство и образование: Исторический аспект, современное состояние и пути обновления. Москва: Флинта, 2000.

2. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. Москва: Издательский центр «Академия», 2003.

3. Башмаков А.И., Башмаков И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. Москва: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2003.

4. Миронов Д.Ф. Компьютерная графика в дизайне. Санкт-Петербург: «БХВ-Петербург», 2008.

5. Дополненная реальность. ARNext.ru: профессиональный информационный ресурс, посвященный технологиям дополненной реальности. Available at: http://arnext.ru/dopolnennaya-realnost

References

1. Maksimovich V.F. Tradicionnoe dekorativno-prikladnoe iskusstvo i obrazovanie: Istoricheskij aspekt, sovremennoe sostoyanie i puti obnovleniya. Moskva: Flinta, 2000.

2. Zaharova I.G. Informacionnye tehnologii v obrazovanii. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2003.

3. Bashmakov A.I., Bashmakov I.A. Razrabotka komp'yuternyh uchebnikov i obuchayuschih sistem. Moskva: Informacionno-izdatel'skij dom «Filin'», 2003.

4. Mironov D.F. Komp'yuternaya grafika v dizajne. Sankt-Peterburg: «BHV-Peterburg», 2008.

5. Dopolnennaya real'nost'. ARNext.ru: professional'nyj informacionnyj resurs, posvyaschennyj tehnologiyam dopolnennoj real'nosti. Available at: http://arnext.ru/dopolnennaya-realnost

Статья поступила в редакцию 10.10.17

УДК 378

Chizh R.N., Cand. of Sciences (Philology), Head of Language Training Department, Higher School of Folk Arts (Institute),

(St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]

WAYS OF IMPROVING OF THE QUALITY OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING IN HIGHER SCHOOL OF TRADITIONAL APPLIED ART. Learning a foreign language at non-linguistic universities, in most cases, is based on the use of traditional methods, consisting of reading and translation of professional texts in the formation of basic skills. The article discusses the main ways to improve the quality of foreign language teaching in Higher school of traditional applied art, based on the use of competence-based approach, the basics of which is to develop the ability of students to independent problem-solving in different types and spheres of activity using social experience and the experience of the learners. The author describes the technologies and methods used at foreign language lessons, the key competencies, formed with a foreign language, marks some useful auxiliary resources used in the teaching of future artists.

Key words: quality of education, higher school of traditional applied art, competence, general cultural competencies, professional competence, communicative method, project method, cooperative learning, internet, electronic dictionaries.

Р.Н. Чиж, канд. филол. наук, зав. каф. языковой подготовки, ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств

(институт)», г. Санкт-Петербург, Е-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.