УДК 332.14:330.322(470.12) АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В МУНИЦИПАЛИТЕТЕ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ВОЛОГДЫ)
Маковеев В.Н.
В статье рассматриваются проблемы активизации инвестиционной деятельности на уровне муниципального образования. Проведен анализ инвестиционных процессов протекающих на территории города Вологды.
Цель: проанализировать инвестиционные процессы на территории города Вологды.
Метод или методология проведения работы: работа проведена на базе муниципальных, региональных нормативно-правовых актов, статистических данных по г. Вологде и некоторым другим городам РФ, исследований в области инвестиционной деятельности. Для подготовки статьи применены табличные, графические формы представления информации, количественные (статистические, экономико-математические) и качественные методы анализа.
Результаты: проведен анализ инвестиционных процессов на территории города Вологды
Область применения результатов: результаты работы могут быть использованы местными органами власти при формировании инвестиционной политики муниципального образования.
Ключевые слова: инвестиции, инвестиционные процессы, привлечение инвестиций, анализ инвестиционных процессов.
ANALYSIS OF INVESTMENT PROCESSES IN THE MUNICIPALITY (BY THE EXAMPLE OF THE CITY OF VOLOGDA)
Makoveev V.N.
The article considers the problem of investment activity development at the level of the municipality. An analysis of investment processes of in the city of Vologda was carried out.
Purpose: To analyze the investment processes in the city of Vologda.
Methodology: the work was done on the basis of municipal and regional laws the city of Vologda and some other cities of Russia statistical information, research on investment activities. For the article’s preparation tabular and graphical data representation was used, as well as qualitative methods of analysis.
Results: an analysis of investment processes in the city of Vologda was carried
out.
Practical implications: The results can be also used by local authorities daring formation of investment policies of the municipality.
Keywords: investment, investment processes, mobilization of investment, analysis of investment processes.
Устойчивое развитие российской экономики, в том числе на муниципальном уровне, невозможно без активизации инвестиционных процессов и роста эффективности инвестиций в реальный сектор экономики. В свою очередь, организация инвестиционной деятельности на территории муниципального образования является одной из функций местных органов власти по управлению ресурсами города, заключающаяся в их эффективном использовании и повышении уровня и качества жизни населения.
Формируя механизм управления инвестиционным процессом на уровне муниципального образования необходимо разработать такие методы воздействия на инвестиционную деятельность, которые позволяли бы согласовать инте-
ресы всех хозяйствующих субъектов, итогом чего должно стать повышение ее результативности.
С целью проведения эффективной инвестиционной политики органам местного самоуправления необходимо объективно оценивать социальноэкономическую ситуацию на своей территории, учитывать наличные ресурсы и в итоге принимать обоснованные управленческие решения по стимулированию инвестиционной деятельности [1].
Одной из основных задач в этом ключе является поддержание благоприятного инвестиционного климата на территории муниципалитета.
Инвестиционный климат определяется взаимодействием двух его составных частей — инвестиционной привлекательности муниципального образования и инвестиционной активности в нем. Сопоставление фактической инвестиционной активности в муниципальном образовании с его инвестиционной привлекательностью может показать степень реализации этой привлекательности, то есть реального использования хозяйствующими субъектами и органами местного самоуправления инвестиционного потенциала соответствующего муниципального образования.
В большинстве случаев, исходя из перспективной инвестиционной привлекательности территории, можно определить и ее инвестиционную активность. Однако иногда возникают ситуации, когда инвестиционная привлекательность территории сопровождается незначительной инвестиционной активностью [2], что свидетельствует о низкой эффективности инвестиционной политики органов местного самоуправления.
Оценкой инвестиционной привлекательности муниципального образования является анализ состояния, динамики и тенденций изменения ее внутренних компонентов - инвестиционного потенциала и инвестиционного риска (в позитивной интерпретации - уровень муниципальной инвестиционной безопасности).
Инвестиционный потенциал муниципального образования формируется из следующих частных потенциалов:
1. Природно-ресурсный потенциал - это совокупность природных ресурсов, которые при данном уровне развития технологий и социально-экономических отношений могут быть использованы в процессе общественного производства в настоящее время и в перспективе.
2. Демографический потенциал важен для определения потенциальных возможностей муниципального образования в использовании человеческих ресурсов. Демографический потенциал предопределяет (в случае экономического роста) возможности динамичного развития потребительского рынка, сферы услуг, рынка жилья и т. п.
3. Трудовой потенциал отражает уровень развития местного рынка руда, представляет собой накопленную способность трудовых ресурсов квалифицированно обеспечивать инвестиционный процесс, воспроизводство капитала с минимальными затратами материальных и финансовых ресурсов в оптимальные сроки их окупаемости.
4. Экономический потенциал характеризует совокупный результат хозяйственной деятельности предпринимательских структур и населения муниципального образования. Базисным условием воспроизводства социальнотерриториальной общности является устойчивое развитие хозяйственного комплекса города. В качестве характеристики потенциальных объектов капиталовложения для инвестора важна структура хозяйства муниципального образования. Состояние экономического потенциала и динамика показателей экономического развития объективно покажут слабые и сильные стороны инвестиционного климата муниципального образования в сравнении с другими территориями.
5. Инфраструктурный потенциал отражает уровень развития в муниципальном образовании производственной, транспортной, инженерной, социальной инфраструктур.
6. Финансовый потенциал — совокупность финансовых ресурсов населения, местного бюджета, предприятий и организаций, расположенных на территории муниципального образования, которые могут быть вовлечены в инвестиционный процесс.
Оценка инвестиционного риска вложений в экономику конкретного муниципального образования осуществляется на основе учета следующих видов рисков.
1. Экономический риск учитывает негативные тенденции в экономическом развитии муниципального образования.
2. Социальный риск учитывает уровень социальной напряженности в муниципальном образовании.
3. Финансовый риск отражает степень сбалансированности местного бюджета и финансов предприятий.
4. Законодательный риск учитывает юридические условия инвестирования в те или иные сферы или отрасли, а также порядок использования отдельных факторов производства.
5. Экологический риск определяет степень напряженности экологической ситуации в муниципальном образовании.
6. Криминальный риск отражает уровень преступности и размеры теневой экономики в территориально-хозяйственной системе.
В современных условиях в системе направлений инвестиционной политики приоритетное место отводится созданию благоприятного инвестиционного климата, выступающего в качестве базовой предпосылки активизации инвестиционной деятельности на территории муниципального образования.
В рамках данной статьи, ниже проведен анализ инвестиционных процессов протекающих в городе Вологде.
Главной особенностью муниципального образования, определяющей как его привлекательность для инвесторов, так и многие черты развития, является его экономико-географическое положение.
Г ород Вологда расположен на берегу реки с одноименным названием и не обладает какими-либо запасами высокоэффективных природных ресурсов, однако занимает выгодное экономико-географическое положение, поскольку на его территории пересекаются важнейшие железнодорожные пути (от Москвы на Архангельск, Воркуту и от Вологды до Санкт-Петербурга). Через Вологду также проходит федеральная трасса М-8 Москва - Архангельск [6].
Расположение г. Вологды в европейской части России и близость к крупным городам и столице РФ является положительным фактором для привлечения инвестиций.
Вологда на своей территории не имеет крупных водных артерий и, следовательно, развитого водного транспорта (однако, существует возможность выхода к водным транспортным путям через г. Череповец).
Отрицательным моментом является не развитость Вологодского аэропорта, т. к. он производит только внутриобластные рейсы и рейсы в Москву находится в удалении от города, а также не может принимать большинство видов самолетов.
Рассматривая демографический потенциал можно заключить, что численность населения в г. Вологде за период 2007-2010 г. увеличилась на 5,5%, и составила 309,9 тыс. чел., тогда как в Череповце за тот же период данный показатель увеличился на 1,6%, а по Вологодской области в целом - снизился на 2%, табл. 1).
Таблица 1
Численность населения в крупных городах Вологодской области за
2007-2010 г., тыс. чел.
Территория 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2010 г. к 2007 г. %
г. Вологда 293,7 293,6 293,3 309,9 105,5
г. Череповец 308 309 310,2 312,9 101,6
Область 1222,9 1218,2 1206,3 1201 98,2
Источник: Районы и города Вологодской области стат. сборник. - Вологда, 2011.- 189 с.
Рост численности населения в г. Вологде, является следствием миграционных процессов (табл. 2), т. к. наблюдается превышение рождаемости смертностью.
Таблица 2
Демографическая ситуация в 2007-2010 гг. в г. Вологде______
Показатели 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2010 г. к 2007 г. %
Коэффициент рождаемости (число родившихся на 1000 человек населения) 10,9 11,9 13,0 12,2 111,9
Коэффициент смертности (число умерших на 1000 человек населения) 13,3 13,7 13,5 13,4 100,8
Коэффициент естественного прироста (убыли) населения (на 1000 человек населения) -2,4 -1,8 -0,5 -1,2 50,0
Источник: Районы и города Вологодской области стат. сборник. - Вологда, 2011.- 189 с.
Одним из важнейших факторов, определяющих инвестиционную привлекательность муниципального образования для инвестора, является наличие высококвалифицированной и относительно дешевой рабочей силы.
Под совместным воздействием демографических и социальноэкономических процессов происходят изменения в численности и составе трудовых ресурсов. Во всех этих изменениях сочетаются как фундаментальные тенденции развития, так и конъюнктурные колебания, вызванные условиями данного времени и особенностями развития муниципального образования. Экономический спад в период 2007-2010 г. в г. Вологде стимулировал снижение спроса на рабочую силу в 2009 г., что вызвало уменьшение численности занятого населения, однако в 2010 г. данный показатель превысил докризисный уровень на 2,2% (табл. 3). Снижение численности работников предприятий наблюдается в г. Череповце и в целом по Вологодской области.
Таблица 3
Среднесписочная численность работников на предприятиях (полный ___________________ круг), тыс. чел.________________________________
Территория 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2010 г. к 2007 г. %
г. Вологда 130,2 133,7 131,7 133,1 102,2
г. Череповец 141,6 137,5 125,1 130,1 91,9
Область 469,2 468,2 424,4 420,9 89,7
Источник: Районы и города Вологодской области стат. сборник. - Вологда, 2011.- 189 с.
Численность экономически активного населения в 2010 г. уменьшилась на 3,5% по сравнению с 2009 г. и составила 163,9 тыс. чел. Численность безработных граждан в 2009 г. составила 4972 чел., увеличившись по сравнению с 2008 г. в 3,5 раза (табл. 4). Наибольшая доля граждан, состоящих на учете в центре занятости, ранее работали в строительстве, в сфере торговли и общественного питания, в машиностроении, на транспорте, в образовании, в ЖКХ.
Таблица 4
Уровень безработицы (к экономически активному населению), %
Территория 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2010 г. к 2007 г. %
г. Вологда 0,7 0,9 3,1 2,0 в 2,7 раза
г. Череповец 0,7 1,5 4,1 2 в 2,9 раза
Область 1,6 1,9 3,7 2,4 в 1,5 раза
Источник: Районы и города Вологодской области стат. сборник. - Вологда, 2011.- 189 с.
С начала 2010 года в г. Вологде создано 3713 новых рабочих мест. Общее количество хозяйствующих субъектов за 2010 г. увеличилось на 1401 единицу и на начало 2011 года составило 27432 единицы. В результате этого и благодаря реализации программы занятости фактическая численность безработных в городе с начала года сократилась в 1,5 раза и составила на 1 января 2011 года 3278 человек, или 2%, при количестве существующих вакансий - 2696 единиц.
В городе существует проблема общего превышения предложения рабочей силы над спросом (при дефиците квалифицированной рабочей силы в нескольких профессионально-отраслевых сегментах локальных рынков труда), профессиональный уровень значительной части работающих не соответствует требованиям современных международных стандартов.
Базовым фактором в формировании хорошей демографической ситуации, а также индикатором качества жизни населения являются показатели жилищного строительства.
В г. Вологде за период 2007-2009 гг. наблюдалось увеличение показателя ввода жилых домов на душу населения, однако в 2010 г. данный показатель снизился практически до уровня 2007 г. и составил 0,45 кв. м. на чел. Отметим, что уровень данного показателя выше, чем в среднем по области и в г. Череповце (табл. 5).
Таблица 5
2
Ввод в действие жилых домов на душу населения, м /чел._____________
Территория 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2010 г. к 2007 г. %
г. Вологда 0,42 0,58 0,60 0,45 107,1
г. Череповец 0,66 0,64 0,45 0,32 48,1
Область 0,40 0,45 0,40 0,34 85,0
Источник: Районы и города Вологодской области стат. сборник. - Вологда, 2011.- 189 с.
Темпы и объемы жилищного строительства все еще неадекватны интересам модернизации городской среды, недостаточны для качественного изменения уровня жизни населения. Общая площадь ветхих и аварийных жилых помещений, в г. Вологде на конец 2010 г. составила 255,5 тыс. кв. м. или 4,2% от общего жилищного фонда.
По состоянию на конец 2010 г. 7113 семей, состояли на учете на получение жилья (на конец 2009 г. - 7651 семья).
Наращивание жилищного строительства, и в целом территориальное развитие города, существенно лимитированы состоянием инженерной инфраструктуры. В целях решения данного вопроса необходимо привлекать инвестиции на проектирование и строительство инженерных сетей, что позволит сделать их более привлекательными для инвесторов и застройщиков.
Базисным условием воспроизводства социально-территориальной общности является устойчивое развитие хозяйственного комплекса города. В качестве характеристики потенциальных объектов капиталовложения для инвестора важна структура хозяйства муниципального образования.
Вологда обладает достаточно высоким экономическим потенциалом. Основу ее экономики составляет промышленный комплекс. На территории города располагается свыше 15 тыс. предприятий различных форм собственности.
За период 2007-2010 г. наблюдается положительная динамика количества хозяйствующих субъектов, что свидетельствует о развитии экономической базы города (табл. 6). Отметим, что рост данного показателя наблюдается и в г. Череповце и в целом по области.
Таблица 6
Число предприятий и организаций в крупнейших городах Вологодской области в 2007-2010 г._______
Территория 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2010 г. к 2007 г. %
г. Вологда 13753 12957 14260 15681 114,0
г. Череповец 9589 10014 10918 11547 120,4
Область 34712 33861 36373 38561 111,1
Источник: Районы и города Вологодской области стат. сборник. - Вологда, 2011.- 189 с.
Приоритетными отраслями промышленности в г. Володе являются: машиностроение, пищевая промышленность, деревообработка, легкая промышленность.
В период с 2007 по 2008 гг. наблюдался рост объема промышленного производства в г. Вологде, однако в 2009 г. произошло снижение темпов роста промышленности. Это связано, прежде всего, с замедлением развития региональной экономики на фоне финансово-экономического кризиса. Объем отгруженной продукции в г. Вологде в 2010 г. сократился до уровня 2008 г. и составил 74,4 тыс. руб. на одного жителя города (табл. 7).
Таблица 7
Показатели развития промышленности за период 2007-2010 г.
Показатель 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2010 к 2007 г., в %
г. Вологда
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по обрабатывающим производствам на душу населения, тыс. руб./чел. 66 75,9 68,1 74,4 112,8
Доля убыточных предприятий, % 24,1 30,1 36,1 31,6 131,1
г. Череповец
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по обрабатывающим производствам на душу населения, тыс. руб./чел. 796,4 1044 610 827,8 103,9
Доля убыточных предприятий, % 19,8 27,3 27,2 18,9 95,5
Вологодская область
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по обрабатывающим производствам на душу населения, тыс. руб./чел. 222,9 289,9 179,1 241,8 108,5
Доля убыточных предприятий, % 24,8 30,7 36,7 28,0 112,9
Источник: Районы и города Вологодской области стат. сборник. - Вологда, 2011.- 189 с.
Доля убыточных предприятий в городе за период 2007-2010 г. увеличилась на 31%, тогда как по Вологодской области данный показатель увеличился на 13%, а в г. Череповце снизился на 4,5%.
Проведение комплексного анализа финансового потенциала позволяет получить необходимую информацию органам муниципальной власти для принятия решений при формировании и осуществлении финансовой и инвестиционной политики, выявлении резервов в мобилизации средств в бюджет, повышении эффективности их использования, усилении контроля за их освоением.
Динамика поступлений доходов в бюджет г. Вологды и расходования средств в 2007-2010 г. демонстрирует тенденции повышения объемов доходов и расходов местного бюджета (табл. 8).
Таблица 8
Бюджет крупных городов Вологодской области, млн. руб._____________
Показатель 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2010 г./2007 г., в %
г. Вологда
Доходы местного бюджета, всего 4900,8 5435,8 4410,8 5138,4 104,8
Расходы местного бюджета, всего 4767,7 5329,8 4385,7 5069,3 106,3
Профицит (дефицит) бюджета 133,1 106,0 25,1 69,1 51,9
г. Череповец
Доходы местного бюджета, всего 6710,9 6502,8 5456,9 6683,6 99,6
Расходы местного бюджета, всего 6326,2 6784,2 5280,2 6863,0 108,5
Профицит (дефицит) бюджета 384,8 -281,4 176,7 -179,4 -46,6
Вологодская область
Доходы местного бюджета, всего 42574,5 50823,5 40127,3 46174,5 108,5
Расходы местного бюджета, всего 42609,0 50562,5 46583,9 53031,9 124,5
Профицит (дефицит) бюджета -34,5 261,0 -6456,6 -6857,4 в 200 раз
Источник: Районы и города Вологодской области стат. сборник. - Вологда, 2011.- 189 с.
Доходы бюджета города Вологды за 2010 г. составили 5138,4 млн. руб., или 101,4% от утвержденных бюджетом показателей, расходы - 5069,3 млн. руб., или 95,5% от утвержденных бюджетом показателей. Профицит составил 69,1 млн. руб. при запланированном дефиците в размере 237,8 млн. рублей.
Устойчивая тенденция к сохранению профицита (2008 г. - 2,0%, 2009 г. -
0,6%, 2010 г. - 1,3%) свидетельствует об успешном проведении экономической политики города в течение последних лет.
Индикатором конкурентоспособности профильных для города отраслей и производств является их финансово-экономическое положение, заметно улучшившееся за последние годы, однако уровень финансовых ресурсов остается недостаточным для реализации планов социально-экономического развития города.
За 2010 г. предприятия получили прибыль на сумму 4,2 млрд. руб. За рассматриваемый период она сократилась на 65%. Доходы убыточных предприятий за рассматриваемый период снизились в 3,7 раза. Таким образом, в 2010 г. сальдированный финансовый результат по крупным и средним предприятиям сложился на уровне 1,7 млрд. руб. прибыли (табл. 9).
Таблица 9
Результаты финансовой деятельности крупных и средних организаций ________в крупных городах Вологодской области за 2007-2010 гг.____________
Показатели 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2010 г./2007 г., в %
г. Вологда
Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) деятельности организаций, млрд. руб. 4,8 4,2 2,1 1,7 35,4
Организации, получившие прибыль
От общего числа организаций, % 77,2 77,2 71,8 73,6 95,3
Сумма прибыли, млрд. руб. 5,5 5,8 4,4 4,2 76,4
Убыточные организации
От общего числа организаций, % 22,8 22,8 28,2 26,4 115,8
Сумма убытка, млрд. руб. 0,7 1,6 2,3 2,6 в 3,7 раза
г. Череповец
Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) деятельности организаций, млрд. руб. 173,9 -71,4 16,6 -14,6 -8,4
Организации, получившие прибыль
От общего числа организаций, % 77,8 75,1 74,4 77,7 99,9
Сумма прибыли, млрд. руб. 17,5 91,2 20,0 21,1 120,6
Убыточные организации
От общего числа организаций, % 22,2 24,9 25,6 22,3 100,5
Сумма убытка, млрд. руб. 0,5 162,6 3,4 35,7 в 71 раз
Вологодская область
Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) деятельности организаций, млрд. руб. 181,6 -66,2 17,7 -12,4 -6,8
Организации, получившие прибыль
От общего числа организаций, % 76,4 74,9 70,5 74,2 97,1
Сумма прибыли, млрд. руб. 18,4 100,5 26,4 28,7 156,0
Убыточные организации
От общего числа организаций, % 23,6 25,1 29,5 25,8 109,3
Сумма убытка, млрд. руб. 2,8 166,7 8,8 41,1 в 14 раз
Источник: Районы и города Вологодской области стат. сборник. - Вологда, 2011.- 189 с.
Объемы накопленных взаимных неплатежей сохраняются на довольно высоком уровне. Наблюдается снижение кредиторской и дебиторской задолженности (табл. 10).
Таблица 10
Дебиторская и кредиторская задолженность крупных и средних __________предприятий и организаций, млн. руб.____________________
Показатель 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2010 г./2007 г., в %
г. Вологда
Дебиторская задолженность 11,7 15,2 17,9 15,9 135,9
Кредиторская задолженность 13,5 17,6 18,8 16,4 121,5
г. Череповец
Дебиторская задолженность 37,5 48,9 40,0 59,8 159,5
Кредиторская задолженность 33,4 40,4 39,2 61,9 185,3
Вологодская область
Дебиторская задолженность 58,7 75,3 69,1 87,1 148,4
Кредиторская задолженность 57,8 68,9 66,6 90,2 156,1
Источник: Источник: Города и районы Вологодской области в цифрах. сборник. - Вологда, 2011.- 196 с.
За период 2007-2010 г. дебиторская задолженность крупных и средних предприятий г. Вологды увеличилась на 36% и составила 15,9 млрд. руб. Данный показатель существенно ниже, чем в г. Череповце и в целом по области.
В структуре дебиторской задолженности 63,7% занимает задолженность покупателей за товары, работы услуги. На фоне внешних факторов (высокая конкуренция, нестабильность рынка, инфляция) дебиторская задолженность создает дефицит денежных средств и ведет к снижению платежеспособности.
Качество и уровень жизни населения напрямую зависит от уровня оплаты труда, среднего размера пенсии и величины прожиточного минимума.
Денежные доходы на душу населения г. Вологды в 2010 г. выросли на 7,5% по сравнению с прошлым годом - в среднем за месяц 11757,6 руб. (в 2009 г. - 10937,9 руб.). За 2010 г. среднемесячная заработная плата работников крупных и средних предприятий города, в том числе некоммерческих организаций со средней численностью сотрудников до 15 человек, составила 19170 руб. и увеличилась за период 2007-2010 г. практически на 39% (табл. 11).
Таблица 11
Сравнение среднемесячных доходов населения и средней величины прожиточного минимума на душу населения в г. Вологде______________
Показатели 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2010 г. к 2007 г. в %
г. Вологда
Среднемесячная заработная плата работающих (по крупным и средним предприятиям и организациям), руб. 13821 17273 17580 19170 138,7
Средний размер пенсии, руб. 3874 4795 6505 8049 в 2,8 раза
Прожиточный минимум, руб. 4188,2 5080,3 5671,0 6183,9 147,7
Соотношение среднемесячной заработной платы работников организаций и величины прожиточного минимума трудоспособного населения, % в 3,3 раза в 3,4 раза в 3,1 раза в 3,1 раза 93,9
Соотношение среднего размера пенсии и прожиточного минимума, % 92,5 94,4 114,7 130,2 140,7
г. Череповец
Среднемесячная заработная плата работающих (по крупным и средним предприятиям и организациям), руб. 17320 21063 21349 24102 139,2
Средний размер пенсии, руб. 3924 4880 6597 8178 в 2,1 раза
Прожиточный минимум, руб. 4224,4 5137,3 5770,0 6342,6 150,1
Соотношение среднемесячной заработной платы работников организаций и величины прожиточного минимума трудоспособного населения, % в 4,1 раза в 4,1 раза в 3,7 раза в 3,8 раза 92,7
Соотношение среднего размера пенсии и прожиточного минимума, % 92,9 95,0 114,3 128,9 138,8
Вологодская область
Среднемесячная заработная плата работающих (по крупным и средним предприятиям и организациям), руб. 12914 16115 16566 18536 143,5
Средний размер пенсии, руб. 3764 4649 6298 7811 в 2,1 раза
Прожиточный минимум, руб. 4165,8 5198,4 5712,4 6178,7 148,3
Соотношение среднемесячной заработной платы работников организаций и величины прожиточного минимума трудоспособного населения, % в 3,1 раза в 3,1 раза в 2,9 раза в 3,0 раза 96,8
Соотношение среднего размера пенсии и прожиточного минимума, % 90,4 89,4 110,3 126,4 139,9
Источник: Источник: Города и районы Вологодской области в цифрах. сборник. - Вологда, 2011.- 196 с.
В отчетном периоде по-прежнему сохраняется разрыв в размерах заработной платы в различных сферах экономики. Так, самой высокооплачиваемой сферой является финансовая деятельность - 36132 руб. (рост на 9,6%); самой низкооплачиваемой - текстильное и швейное производство, где средняя заработная плата составила 9187 руб. и, в сравнении с 2009 годом, увеличилась всего на 4,5%.
Среднемесячная заработная плата в 2010 г. превышает средний размер прожиточного минимума на душу населения (6183,9 руб.) в 3,1 раза. Этому во многом способствовали устойчивое развитие экономики города, постоянное наращивание предприятиями объемов выпуска конкурентоспособной продукции, повышение оплаты труда в бюджетной сфере и реализация национальных проектов «Здоровье» и «Образование». Также, за период 2007-2010 г. наблюдается существенный рост (на 40%) отношения среднего размера пенсии к прожиточному минимуму.
Анализ компонентов инвестиционного потенциала г. Вологды показал снижение темпов социально-экономического развития. Последствия мирового финансово-экономического кризиса способствовали снижению инвестиционного потенциала. За период 2007 - 2010 г. увеличилось число убыточных предприятий, а также понесенные ими убытки, следствием этого явилось сокращение налоговых поступлений в бюджет. Нехватка собственных финансовых средств обуславливает необходимость привлечения дополнительных внешних инвестиций на территорию г. Вологды.
Немаловажную роль в принятии решения инвестором о своем участии в инвестиционном процессе, протекающим на какой-либо территории играет уровень инвестиционных рисков.
Динамика экономических процессов свидетельствует о постепенном повышении величины экономического риска.
Помимо снижения объемов производства, складывается ситуация, когда негативная динамика роста объемов производства закономерно сопровождается
ухудшением финансовых показателей. Если доля убыточных предприятий в общем числе предприятий в 2007 г. составила 16,6%, в 2008 г. - 17,5%, то в 2010 г. она повысилась до 32,3%.
Убытки убыточных предприятий в 2008 г. в целом увеличились в 2,5 раза и составили 670,9 млн. руб., а в 2010 г. повысились до 1333,9 млн. руб.
Вследствие роста числа убыточных предприятий, а также увеличения суммы убытков существенно снижается налоговый потенциал (в том числе и региона в целом, чьи субвенции для Вологды, следовательно, также будут сокращены) неблагоприятно сказывается на инвестиционной активности, а соответственно, может привести к дальнейшему недоиспользованию сконцентрированных на территории города факторов производства.
Для оценки финансового риска муниципального образования необходимо также рассмотреть степень сбалансированности местного бюджета.
В период 2007-2009 г. наблюдалось снижение доходов и расходов местного бюджета в следствии кризисных явлений в экономике, но в 2010 г. уровень поступлений в бюджет достиг практически докризисного 2008 г. и был исполнен с профицитом. Однако актуальными остаются проблемы обеспечения стабильного роста налоговых доходов и перспективного селективного сокращения расходов по наиболее затратным бюджетным статьям.
Законодательный риск является незначительным т. к. на территории города принят ряд законов и законодательных актов осуществляющих правовое регулирование инвестиционной деятельностью:
1. Закон Вологодской области «О государственном регулировании инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Вологодской области» от 12.11.1997 г. №211-ОЗ (с последующими изменениями) [7].
2. Закон области от 30 апреля 2002 года №781-ОЗ «О снижении ставки налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков»
3. Закон области от 21 ноября 2003 года №968-ОЗ «О налоге на имущество организаций» [7].
4. «О государственной областной инвестиционной программе» от 12.04.2010г. №386 (с последующими изменениями) [7].
5. Постановление Правительства Вологодской области от 13 декабря 2010 года №1463 «Об установлении порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Вологодской области, а также за использование земельных участков, находящихся в собственности Вологодской области, на 2011 год [7].
6. Постановление Администрации г. Вологды от 1 февраля 2010 г. № 11 «Об установлении тарифа МУП «ВОЛОГДАГОРТЕПЛОСЕТЬ» на подключение к системе теплоснабжения и тарифа на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости к системе теплоснабжения [7].
7. Постановление Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 29.12.2010 №487 «О тарифах на электрическую энергию» [7].
8. Порядок осуществления информационной поддержки деятельности по развитию инвестиционного потенциала Вологодской области и по привлечению отечественных и иностранных инвестиций в экономику области.
9. Положение о Департаменте стратегического планирования и инвестиционной политики Администрации города Вологды, к задачам которого относится формирование и реализация инвестиционной политики города Вологды.
10.Постановление Правительства Вологодской области, содержащее порядок финансирования мероприятий, способствующих как привлечению инвестиций, так и социально-экономическому развитию области.
11.Перечень мероприятий областного, межрегионального и международного значения на 2010 год, способствующих привлечению инвестиций и социально-экономическому развитию Вологодской области.
12.Порядок установления и отмены льгот по местным налогам, предусматривающий предоставление на определенных основаниях льгот для предприятий, инвестирующих средства в свое развитие.
Таким образом, в городе Вологде инвестиционное законодательство представлено нормативно-правовыми актами регионального уровня, не сформирована инвестиционная политика на муниципальном уровне. На наш взгляд, первоочередным шагом совершенствования инвестиционного законодательства города Вологды должно стать:
1. Формирование инвестиционной политики и стратегии муниципалитета.
2. Создание нормативно-правовых актов, законодательно закрепляющих поддержку инвестиционной деятельности на территории города (например закон «О стимулировании производства и реализации товаров на территории г. Вологды» и т. п.).
Для г. Вологды характерен умеренный социальный инвестиционный риск. Ситуация на рынке труда города характеризуется снижением безработицы (см. табл. 4).
Ситуация по выплате заработной платы на предприятиях города в течении 2010 г. складывалась неоднозначно, однако по состоянию на конец года остается задолженность перед 740 работниками организаций.
Для г. Вологды характерен умеренный уровень экологического риска, несмотря на существенные тенденции снижения выбросов вредных веществ в атмосферу (в 2010 г. - 65,6% по отношению к 2006 г., табл. 13). Показатель объема выбросов в атмосферу, приходящегося на одно предприятие, в г. Вологде не очень высокий и составляет 54,3 тонн в 2010 г. (для сравнения в г. Череповце -1075,2 тонн при наличии 31 предприятия, имеющих выбросы вредных веществ в 2010 г.)
Таблица 12
Данные о состоянии охраны окружающей среды в г. Вологде за 2007-2010 г.
Показатель 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2010 г. к 2007 г. в %
Число предприятий, имеющих выбросы вредных веществ в атмосферу, ед. 78 57 54 63 80,8
Выбросы вредных веществ в атмосферу от стационарных источников, тыс. тонн 5,0 3,8 3,1 3,4 68,0
Сброс сточных вод в водные объекты, млн. 3 м 48,5 51,6 49,2 54,4 112,2
Источник: Районы и города Вологодской области стат. сборник. - Вологда, 2011.- 189 с.
Криминальную обстановку в г. Вологде можно охарактеризовать как имеющую тенденции к снижению (табл. 14).
Таблица 13
Число зарегистрированных п] реступлений, ед.
Территория 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2010 г. к 2007 г. в %
г. Вологда 13288 10951 9606 7672 57,7
г. Череповец 8840 7798 7510 7162 81,0
Область 34299 29763 27557 24419 71,2
Источник: Районы и города Вологодской области стат. сборник. - Вологда, 2011.- 189 с.
За период 2007-2010 гг. наблюдается снижение общего числа зарегистрированных преступлений на 42,3%. На территории г. Вологды было зарегистрировано 7672 преступления в 2010 г., тогда как в г. Череповце - 7162 преступления.
Уровень преступности на 10 тыс. человек населения города в 2010 г. составил - 248 преступлений (в 2006 г. - 453), в среднем по Вологодской области
- 226.
Несмотря на тенденции снижения количества совершенных преступлений, в г. Вологде сохраняется повышенный уровень преступности по сравнению со средним показателем по области.
Таким образом, г. Вологда обладает умеренным риском, но опасность представляет финансовая составляющая.
Анализ инвестиционной активности в г. Вологде, показывает, что общий объем инвестиций в экономику города Вологды в 2010 г. составил 13,5 млрд.
рублей - 23% от общего объема инвестиций по Вологодской области (табл. 14). В сравнении с уровнем 2009 г. показатель увеличился в 2 раза.
Таблица 14
_________Инвестиции в основной капитал, в ценах 2010 г. млрд. руб._________
Территория 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2010 г. к 2007 г., в %
г. Вологда 8,6 10,2 6,9 13,5 157,0
г. Череповец 21,3 23,9 13,5 15,2 71,4
Область 90,9 78,1 55,5 57,1 62,8
Источник: Источник: Города и районы Вологодской области в цифрах. сборник. - Вологда, 2011.- 196 с.
По относительному показателю - величине инвестиций на одного жителя
- г. Вологда уступает г. Череповцу (на 12%) и области в целом (на 8%). Вместе с тем в г. Вологде за период 2007-2010 гг. данный показатель увеличился в 1,7 раза, тогда как в г. Череповце и области он снизился на 31% и 26%, соответственно (табл. 15).
Таблица 15
Инвестиции в основной капитал на одного жителя, тыс. руб.
Территория 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2010 г. к 2007 г., в %
г. Вологда 25,5 34,6 23,4 43,7 171,4
г. Череповец 72,7 79,7 45,5 49,8 68,4
Область 64,8 64,4 46,0 47,7 73,6
Источник: Районы и города Вологодской области стат. сборник. - Вологда, 2011.- 189 с.
Изменилась и структура инвестиции в основной капитал. Если в 2009 г. наибольший объем инвестиций был направлен в сектор производства электроэнергии, газа и воды, то в 2010 г. - в сектор строительства.
Основная масса инвестиционных проектов, реализуемых в 2010 г. на территории г. Вологды, осуществлялась за счет привлеченных средств. Их доля 66,6%, а собственных средств - 33,4%.
Анализ распределения инвестиций в основной капитал по направлениям в соответствии с классификацией основных фондов свидетельствует, что основная их часть направлена на приобретение машин и оборудования (48%), а также на воспроизводство зданий (кроме жилых) и сооружений (36%), (табл. 16).
Таблица 16
Структура инвестиций в основной капитал по видам основных средств (в % от общего объема инвестиций в основной капитал, _______________________за период 2007-2010 г.)______________________
Территория Жилища Здания (кроме жилых) и сооружения Машины, оборудование Прочие
2007 г.
г. Вологда 15,3 38,1 46,0 0,6
г. Череповец 10,7 36,3 52,9 0,1
Вологодская область 9,4 54,5 35,1 1,0
2010 г.
г. Вологда 8,0 36,0 54,9 1,1
г. Череповец 6,8 38,9 53,8 0,5
Вологодская область 8,4 43,8 46,1 1,7
Источник: Инвестиции в основной капитал по городам и районам Вологодской области: стат. сборник. - Вологда, 2011.- 92 с.
В 2010 г. инвестиции в жилища в целом снижались более высокими темпами относительно предыдущего года, что было обусловлено уменьшением валового располагаемого дохода и объемов кредитных ресурсов в секторе домашних хозяйств. Удельный вес инвестиций в жилища снизился до 8% (против 15% в 2007 г.) в общем объеме инвестиций.
За период с 2007 по 2010 г. по г. Вологде значительно вырос объем инвестиций на новое строительство и расширение объектов (в 2,3 раза), как и объем инвестиций на модернизацию и реконструкцию действующих объектов (табл. 17).
Таблица 17
_________Направления инвестиций в основной капитал, млрд. руб.______________
Территория 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2010 г. к 2007 г., %
Новое строительство и расширение объектов
г. Вологда 2,3 3,2 2,9 5,2 в 2,3 раза
г. Череповец 10,3 9,6 6,3 6,9 67,0
Область 45,2 37,8 26,5 28,2 62,4
Модернизация и реконструкция действующих объектов
г. Вологда 1,2 1,6 1,5 3,2 в 2,7
г. Череповец 8,4 10,4 5,9 5,7 67,9
Область 16,2 17,3 17,5 16,9 104,3
Источник: Инвестиции в основной капитал по городам и районам Вологодской области: стат. сборник. - Вологда, 2011.- 92 с.
Таким образом, за 2007 - 2010 гг. общий объем инвестиций в экономику г. Вологды увеличился на 57%. Однако объемы инвестиций недостаточны для реализации целей социально-экономического развития города, обеспечения стабильного роста качества жизни горожан.
Учитывая существенный инвестиционный потенциал и умеренный риск г. Вологды и статус административного центра, можно сделать вывод об относительном недоинвестировании исследуемой территориально-хозяйственной системы и, следовательно, необходимости привлечения инвестиций для нужд социально-экономического развития города.
Проведенный SWOT-анализ компонентов инвестиционного климата г. Вологды позволил выявить их сильные и слабые стороны, возможности и угрозы (табл. 18).
Таблица 18
SWOT-анализ инвестиционного климата г. Вологды
Показатель Компоненты Характеризующие их показатели
Сильные стороны Высокий уровень природно-ресурсного потенциала Выгодное экономико-географическое положение.
Высокий уровень инфраструктурного потенциала Развитая система транспортных коммуникаций.
Высокий уровень экономического потенциала Положительная динамика числа хозяйствующих субъектов. Тенденция роста индекса физического объема производства, выпуска товаров и услуг промышленными предприятиями. Опережающий рост сегмента услуг, развитие рынка потребительских товаров и услуг. Активное развитие жилищного строительства.
Низкий уровень экологического риска Низкий уровень загрязнения окружающей среды.
Снижение криминального риска Сокращение числа совершенных преступлений, снижение социальной напряженности за счет принимаемых мер по стабилизации оперативной обстановки в экономике города.
Слабые стороны Низкий уровень демографического потенциала Отрицательные тенденции демографических процессов - естественная убыль населения
Низкий уровень трудового потенциала Тенденция снижения численности занятого населения.
Фактор, сдерживающий уровень инфраструктурного потенциала Несоответствие улично-дорожной сети современным требованиям: плохое состояние дорог, нехватка мест для парковки и т.д.
Показатель Компоненты Характеризующие их показатели
Низкий уровень финансового потенциала Ограниченные ресурсы городского бюджета не позволяют в полной мере реализовать муниципальные инвестиционные проекты.
Высокий финансовый риск Рост числа убыточных предприятий.
Возможности Повышение демографического потенциала Положительная тенденция демографических процессов - рост рождаемости.
Показатель Компоненты Характеризующие их показатели
Уменьшение законодательного риска Формирование правовых форм и институциональных условий хозяйственной деятельности частных инвесторов, адекватных современным требованиям рынка. Подробная регламентация инвестирования в те или иные отрасли, порядок использования отдельных факторов производства.
Угрозы Увеличение социального риска Рост безработицы. Конкуренция за финансовые ресурсы со стороны других городов.
В условиях ограниченности собственных финансовых ресурсов, требующихся для реализации планов социально-экономического развития города Вологды, а также отдельных целевых программ, направленных на повышение качества жизни населения, наращивания темпов жилищного строительства, уменьшение количества безработных и снижение доли убыточных предприятий, необходима активизация инвестиционных процессов на территории города Вологды.
Список литературы
1. Саак А.Э., Пахомов Е.В., Тюшняков В.Н. Информационные технологии управления // Учебник для вузов. 2-е изд. СПб.: Питер, 2008. 318 с.
2. Рязанова Л. Инвестиционный климат в регионах России // Бюджет, 2005.
№4.
3. Районы и города Вологодской области: стат. сборник. Вологда, 2011. 189
с.
4. Города и районы Вологодской области в цифрах: стат. сборник. Вологда, 2011. 196 с.
5. Инвестиции в основной капитал по городам и районам Вологодской области: стат. сборник. Вологда, 2011. 92 с.
6. Официальный сайт Администрации города Вологды [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vologda-portal.ru
7. Официальный сайт Правительства Вологодской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vologda-oblast.ru
References
1. Saak A.E., Pakhomov E.V., Tyushnyakov V.N. Informatsionnye tekhnologii upravleniya [Information technology, energy management]. St. Peter, 2008. 318 p.
2. Ryazanova L. Investitsionnyy klimat v regionakh Rossii [The investment climate in Russia's regions]. Byudzhet, no. 4 (2005).
3. Rayony i goroda Vologodskoy oblasti [Districts and cities of Vologda region]. Vologda, 2011. 189 p.
4. Goroda i rayony Vologodskoy oblasti v tsifrakh [Towns and districts of the Vologda region in figures]. Vologda, 2011. 196 p.
5. Investitsii v osnovnoy kapital po gorodam i rayonam Vologodskoy oblasti [Fixed capital investments by cities and districts of the Vologda region, about]. Vologda, 2011. 92 p.
6. Ofitsial'nyy sayt Administratsii goroda Vologdy [Official site of the city of Vologda]. http://vologda-portal.ru
7. Ofitsial'nyy sayt Pravitel'stva Vologodskoy oblasti [The official website of the Government of the Vologda region]. http://vologda-oblast.ru
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Маковеев Виталий Николаевич, младший научный сотрудник отдела инновационной экономики, аспирант
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт социально-экономического развития территорий РАН
ул. Горького, д.56а, г. Вологда, Вологодская область, 160014, Россия e-mail: [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHOR
Makoveev Vitaliy Nikolaevich, junior researcher at the Innovation Economy Department, graduate student
Federal State Budget Institution of Science Institute of Socio-Economic Development of Territories of RAS
Gorkiy ST., 56a, Vologda, Vologda region, 160014, Russia e-mail: [email protected]
Рецензент:
Губанова Е.С., доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник ИСЭРТ РАН