УДК 338.24.01
АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
© 2016
Курилова Анастасия Александровна, доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры «Финансы и кредит» Тольяттинский государственный университет (445667, Россия, Тольятти, ул. Белорусская, 14, e-mail: [email protected])
Аннотация. Цель: проведение анализа инвестиционного климата Самарской области. Методы: диалектический подход к познанию социальных явлений, позволяющий проанализировать динамику изменения инвестиционного климата региона в его историческом развитии и функционировании. Также в работе применялись общенаучные методы исследования (диалектика, анализ, синтез, системность, комплексность), так и другие специальные приемы и процедуры. Результаты: По результатам проведенного анализа было выявлено, что Самарская область является один из наиболее индустриально развитых регионов России с обширной экономикой со значительной долей обрабатывающей промышленности, серьезным научным и инновационным потенциалом. Область занимает четвертое место по объемам общего производства инновационной продукции в РФ. Тем не менее, Самарская область на текущий момент отстает по объему и по темпам роста данных инвестиций. Самарская область стала уступать другим регионам, активизировавшимся в конкуренции за инвесторов. За счет «всплесков» в 2008 и 2012 году, Самарская область сохранила хорошие позиции по накопленным прямым иностранным инвестициям на душу населения. Их объем за период с 2005 по 2012 года на душу населения в Самарской области составил 379,1 долл. США на человека. Доля Самарской области в общем объеме привлеченных в Россию прямых иностранных инвестиций выросла до 0,41%. Однако, что поток прямых иностранных инвестиций в Самарскую область довольно нестабилен, объем инвестиций сильно варьируется год от года, основные «всплески» приходятся на периоды сделок по продаже крупных промышленных активов и периоды модернизации крупнейших производств. Научная новизна: в статье были использованы общенаучные методы исследования, такие как диалектика, анализ, синтез, системность, комплексность для проведения анализа инвестиционного климата Самарской области. Практическая значимость: основные положения и выводы статьи работы могут быть использованы для анализа инвестиционного климата других субъектов федерации РФ.
Ключевые слова: инвестиции, прямые инвестиции, косвенные инвестиции, иностранные инвестиции, кластер, инновации, инновационный потенциал, инвестиции в инновации, Самарская область, технопарки.
ANALYSIS OF INVESTMENT CLIMATE IN SAMARA REGION
© 2016
Kurilova Anastasia Alexandrovna, Ph.D., professor of «Finance and Credit» Togliatti State University (445667, Russia, Togliatti, Belorusskaya street, 14, e-mail: [email protected])
Abstract. Objective: To analyze the investment climate of the Samara region. Methods: dialectical approach to the knowledge of social phenomena, which allows to analyze the dynamics of change in the region's investment climate and its historical development and function. It is also used in the general scientific research methods (dialectics, analysis, synthesis, system, complexity), and other special techniques and procedures. Results: According to the results of the analysis revealed that the Samara region is one of the most industrially developed regions of Russia with an extensive economy with a large share of the manufacturing sector, a major research and innovation potential. The region ranks fourth in terms of total production of innovative products in the Russian Federation. Nevertheless, Samara region currently lags behind in terms of volume and in terms of growth of these investments. Samara region began to give way to other regions, to intensify in the competition for investors. Due to the "Surge" in 2008 and 2012, the Samara region has maintained a good position in accumulated foreign direct investment per capita. Their volume for the period from 2005 to 2012 per capita in the Samara region amounted to US $ 379.1. Per person. The share of Samara Region in the total volume of direct foreign investments attracted in Russia increased to 0.41%. However, the flow of foreign direct investments in the Samara region is quite unstable, investment varies greatly from year to year, the main "spikes" occur in periods of transactions for the sale of large industrial assets and periods of modernization major industries. Scientific novelty: in the article were used scientific methods of research, such as dialectics, analysis, synthesis, system, complexity of the analysis of the investment climate of the Samara region. Practical value: the main provisions and conclusions of this paper work can be used to analyze the investment climate in the Russian Federation of other subjects.
Keywords: investment, direct investment, indirect investment, foreign investment, cluster, innovation, innovative capacity, investment in innovation, Samara region, parks.
Самарская область, несмотря на значительный рост объема прямых иностранных инвестиций, происходивший в начале 2000-х годов, на текущий момент отстает по объему и по темпам роста данных инвестиций. Самарская область стала уступать другим регионам, активизировавшимся в конкуренции за инвесторов.
За счет «всплесков» в 2008 и 2012 году, Самарская область сохранила хорошие позиции по накопленным прямым иностранным инвестициям на душу населения. Их объем за период с 2005 по 2012 года на душу населения в Самарской области составил 379,1 долл. США на человека. При этом, доля Самарской области в общем объеме привлеченных в Россию прямых иностранных инвестиций в 2012 году выросла до 0,41%.
Однако, что поток прямых иностранных инвестиций в Самарскую область довольно нестабилен, объем инвестиций сильно варьируется год от года, основные «всплески» приходятся на периоды сделок по продаже крупных промышленных активов и периоды модерни-
зации крупнейших производств. В отличие от прямых иностранных инвестиций, суммарный объем инвестиций в основной капитал восстановился после кризиса и составил 204,2 млрд рублей. Здесь также крупнейшими инвесторами являются Роснефть и АвтоВАЗ, доли которых в общей структуре 10,8% и 6,9% соответственно.
В отличие от «внутренних» инвестиций, прямые иностранные инвестиции более подвержены конъюнктурным колебаниям и медленнее восстанавливаются [1-6].
Для формирования успешной политики в области привлечения прямых иностранных инвестиций необходимо понимать, на какие факторы, прежде всего ориентируются инвесторы при принятии своих решений.
Для успешного развития Самарской области разработана стратегия по привлечению инвестиций в регион. В инвестиционной стратегии рассмотрены ключевые инвестиционные приоритеты Самарской области, меры по формированию благоприятного инвестиционного климата, а также предложен план мероприятий (дорож-
Сильные стороны Слабые стороны
наличие развитых отраслевых кластеров отсутствие единой скоординированной системы по привлечению и работе с инвесторами
возможность транспортировки грузов всеми видами транспорта недостаточное понимание ключевых целевых групп инвесторов и отсутствие адекватной системы стимулов для них
наличие крупного рынка сбыта нечеткое позиционирование Самарской области для инвесторов, низкая интенсивность продвижения Самарской области
привлекательный рынок труда недостаток качественной промышленной инфраструктуры, проблемы при подключении энергетической инфраструктуры
наличие особых экономических зон высокие административные барьеры и отсутствие системы «одного окна»
возможность транспортировки грузов всеми видами
Привлекательность кластера потенциальная производительность труда
текущий объем и потенциал роста корневых сегментов кластера в ближайшие 3-5 лет на российском и мировом рынке
Текущий уровень развитости кластера относительный размер
уровень специализации
достигнутый уровень производительности
Доступность ключевых факторов для развития кластера природные условия
инфраструктура
кадры
поставщики и партнеры
доступ к рынку
Слабые стороны
отсутствие единой скоординированной системы по привлечению и работе с инвесторами
недостаточное понимание ключевых целевых групп инвесторов и отсутствие адекватной системы стимулов для них
нечеткое позиционирование Самарской области для инвесторов, низкая интенсивность продвижения Самарской области_
недостаток качественной промышленной инфраструктуры, проблемы при подключении энергетической инфраструктуры
высокие административные барьеры и отсутствие системы «одного окна»
При формировании инвестиционной политики региона были определены ключевые приоритеты, которые определяют направления развития региона [7, с.170].
Таблица 2 - Ключевые приоритеты определяющие развитие региона
Привлекательность кластера
Текущий уровень развитости кластера
Доступность ключевых факторов для развития кластера
потенциальная производительность труда
текущий объем и потенциал роста корневых сегментов кластера в ближайшие 3-5 лет на российском и мировом рынке_
относительный размер
уровень специализации
достигнутый уровень производительности
природные условия
инфраструктура
кадры
поставщики и партнеры
доступ к рынку
В результате приоритизации кластеров Самарской области удалось выявить следующие группы кластеров [8, с.18].
Таблица 3 - Результаты приоритизации кластеров Самарской области
Для улучшения инвестиционной привлекательности региона разработано «уникальное предложение» для инвесторов, которое будет выделять область на фоне других регионов, тем самым привлекая инвесторов в Самарскую область [9, с.107].
Для этого к текущим факторам ценности Самарской области для инвесторов были добавлены вновь создаваемые факторы ценности для формирования «уникального предложения» региону. Этими новыми факторами станут низкие административные барьеры, адекватная транспортно-логистическая структура и современные промышленные площадки [10, с.193].
Рисунок 1- Принципы построения региональной инновационной политики в Самарской области
Самарская область должна преодолеть отставание от регионов - конкурентов по уровню административных барьеров и качеству государственных услуг, поскольку в настоящее время оно оказывает наиболее негативное влияние на привлечение инвесторов. Снижение административных барьеров будет происходить за счет уменьшения числа и продолжительности административных процедур, повышения эффективности работы госорганов и противодействии коррупции.
Для повышения инвестиционной привлекательности региона необходимо решение проблемы с недостатком промышленной инфраструктуры для расширения или создания новых производств [11-18]. Решение этой проблемы - создание системы промышленных парков.
Промышленные парки будут создаваться при участии Правительства Самарской области, с привлечением частных инвесторов. Основная роль государства будет заключаться в административной поддержке строительства, обеспечения подключения парков коммунальной инфраструктуры и развитии транспортной инфраструктуры. Управление промышленными парками будет осуществляться управляющими компаниями, которые будут обеспечивать функционирование парка, привлекать инвесторов и оказывать услуги резидентам парков (администрирование, логистика, подбор персонала, ремонт оборудования, очистка стоков и т.п.).
Компании-резиденты промышленных парков будут использовать общую инженерную инфраструктуру - электро-, газо- и теплоснабжение, водопровод, канализацию и очистные сооружения и т.д. Наличие общей инфраструктуры наряду с возможностями получения дополнительных льгот позволит легче привлекать резидентов, за счет обеспечения более низких производственных издержек [18, с.8].
Промышленные парки будут создаваться в ключевых отраслях промышленности. Основным условием для выбора расположения парков является доступ к рынку труда и удобный доступ к транспортной инфраструктуре.
В Самарской области предлагается создать систему промышленных парков, направленную на повышение конкурентоспособности ключевых кластеров.
Рисунок 2- Кластерная направленность промышленных парков
В ходе анализа были определены зоны приоритетного расположения промышленных парков:
- парк поставщиков автокомпонентов целесообразно расположить в непосредственной близости от АвтоВАЗа, а также рядом с заводом Bosh;
- химический парк - разместить в районе Новокуйбышевска, где сконцентрирована основная масса предприятий нефтехимии, а также вблизи г. Тольятти;
- парк «Оборудование и техника» целесообразно разместить в Самаре в черте города на базе существующих площадей аэрокосмического кластера;
- парк для малого и среднего предпринимательства целесообразно разместить в черте г.о. Самара на свободных площадях.
Рисунок 3 - Слагаемые конкурентоспособности промышленных парков
Следующим шагом по улучшению инвестиционной привлекательности региона является формирование пакета стимулов для инвесторов, учитывающий специфику отдельных отраслей и целевых инвесторов.
Пакет стимулов является весьма сильным инструментом по привлечению инвесторов, который может выделить регион среди других регионов Российской Федерации.
При этом при разработке пакета стимулов будет учитываться его бюджетная эффективность. В целом можно разделить стимулы на налоговые, финансовые, земельные и инфраструктурные.
Рисунок 4 - Пакет возможных стимулов для инвесторов
При разработке пакета стимулов необходим анализ систем регионов-конкурентов, а именно: определение основных регионов-конкурентов в каждой из отрасли и сравнение с конкурентами по каждой отрасли.
Затем следует определить оптимальную систему стимулов, для этого необходимо определить значимость различных стимулов для инвесторов, определить бюджетную эффективность разных наборов стимулов и в итоге определить оптимальные стимулы для каждой отрасли.
После определения системы стимулов следует ее
внедрение, для этого необходимо скорректировать законодательную базу под новые стимулы, а затем использовать разработанную систему стимулов при маркетинге региона для инвесторов.
Актуальной задачей для Самарской области является продвижение бренда региона, как места для инвестиций, который будет иметь большое значение в привлечении инвесторов.
При этом необходимо уделять внимание не только информированию потенциальных инвесторов, но также следить за их отзывами, которые будут иметь значения в долгосрочной перспективе.
Для Самарской области целесообразно выделить 2 института развития: Агентство по привлечению инвестиций и Корпорацию развития Самарской области. При совершенствовании системы по привлечению инвестиций надо учитывать, что функции институтов с разными бизнес-моделями обычно разделяются в разные организации.
Правительство Самарской области
Агентство по привлечению инвестиций
Маркетинг региона
Взаимодействие с
инвесторами
Проведение
переговоров
Адаптация пакета
стимулов
Устранение
административных
барьеров
Мониторинг
реализации проектов
Координация проектов
ГЧП
Минэкономразвития
Формирование инвест политики
Корпорация развития
Подготовка площадок для строительства инвестиционных объектов
Расширение портфеля проектов(строительство пром. инфраструктуры и проч.).
Рисунок 5 - Структура органов, ответственных за привлечение инвестиций
Для эффективной работы выявлены пять ключевых факторов успеха Агентства по инвестициям.
Рисунок 6 - Ключевые факторы успеха и рекомендации по привлечению инвестиций
В соответствии с выявленными проблемами на этапе диагностики, а также анализа международного и российского опыта, даны взаимоувязанные рекомендации по улучшению инвестиционного климата.
Стратегию по привлечению инвестиций в Самарскую область можно представить как:
Рисунок 7 — Ключевые элементы стратегии привлечения инвестиций
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Курилов К.Ю., Курилова А.А. Концепция возникновения экономических циклов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2013. № 1 (12). С. 81-85.
2. Паук М.И. Эффективность влияния иностранных инвестиций на социально-экономическое развитие региона // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 3. С. 72-76.
3. Волков И.В. Некоторые подходы в управлении инвестициями в АПК // Вестник НГИЭИ. 2014. № 5 (36). С. 9-14.
4. Царук В.Ю. Мировые тенденции реализации экономического роста с помощью инвестиций // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 192-195.
5. Пономарева И.В. К вопросу о механизме привлечения инвестиций во внешнеторговые операции // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 3. С. 80-83.
6. Шнайдер В.В., Атаулов Р.Р. Влияние инвестиций на экономическое развитие хозяйствующего субъекта // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2013. № 4. С. 41-44.
7. Ajupov A.A., Kurilova A.A., Kurilov K.Y., Bogatirev V.D. Prospects of Russian automobile industry development // Asian Social Science. 2015. Т. 11. № 11. С. 168-175.
8. Ajupov A.A., Kurilova A.A., Kurilov K.Y., Bogatirev V.D. Cyclicity of development of the global automobile industry // Asian Social Science. 2015. Т. 11. № 11. С. 1622.
9. Курилова А.А., Курилов К.Ю. Основные факторы, влияющие на падение продаж на российском автомобильном рынке // Актуальные проблемы экономики и права. 2016. Т. 10. № 2 (38). С. 102-112.
10. Курилов К.Ю. Анализ деятельности предприятия с учетом влияния цикличности // Инновационное развитие экономики. 2013. № 6 (17). С. 191-195.
11. Шнайдер В.В. Инвестиционная привлекательность как определенная совокупность факторов и характеристик // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 3 (12). С. 90-94.
12. Шнайдер В.В., Атаулов Р.Р. К актуальным вопросам инвестиционной привлекательности коммерческой организации в современных условиях ведения бизнеса // Вестник НГИЭИ. 2015. № 1 (44). С. 79-83.
13. Ajupov A.A., Artamonov A.B., Kurilov K.U., Kurilova A.A. Reconomic bases of formation and development of financial engineering in financial innovation // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2014. Т. 5. № 24. С. 148-153.
14. Шнайдер В.В. Особенности механизма формирования инвестиционной привлекательности хозяйствующего субъекта // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2013. № 4. С. 38-40.
15. Крамин Т.В., Леонов В.А. Определение приоритетов управления инвестиционной привлекательностью
региона и их учет в рамках реализации крупных спортивных мероприятий // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. № 1. С. 39-45.
16. Чарушина Е.И. Оценка привлекательности территории // Вестник НГИЭИ. 2014. № 3 (34). С. 99-109.
17. Осколков И.М. Возможные направления совершенствования бюджетирования инвестиционной деятельности // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 2. С. 53-56.
18. Курилов К.Ю. Прогнозы развития мировой автопромышленности // Международный научный журнал. 2011. № 5. С. 5-10.
Авторы благодарны Российскому гуманитарному научному фонду за частичную финансовую поддержку данной работы (Региональный конкурс «Волжские земли в истории и культуре России», грант № 16-1263003).