Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.today 2018, №3, Том 10 / 2018, No 3, Vol 10 https://esj.today/issue-3-2018.html URL статьи: https://esj.today/PDF/31ECVN318.pdf Статья поступила в редакцию 14.05.2018; опубликована 04.07.2018 Ссылка для цитирования этой статьи:
Новикова О. А., Полева Н.А. Анализ инновационной активности как инструмент формирования стратегии предприятия // Вестник Евразийской науки, 2018 №3, https://esj.today/PDF/31ECVN318.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Novikova O.A., Poleva N.A. (2018). Analysis of innovation activity as a tool for the formation of enterprise strategy. The Eurasian Scientific Journal, [online] 3(10). Available at: https://esj.today/PDF/31ECVN318.pdf (in Russian)
УДК 338.3 ГРНТИ 06.81.25
Новикова Ольга Александровна
ФГОУ ВО «Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» Старооскольский технологический институт им. А.А. Угарова (филиал), Россия
Кандидат экономических наук, доцент E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=850236
Полева Наталия Анатольевна
ФГОУ ВО «Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» Старооскольский технологический институт им. А.А. Угарова (филиал), Россия
Кандидат экономических наук, доцент E-mail: [email protected]
Анализ инновационной активности как инструмент формирования стратегии предприятия
Аннотация. В статье раскрыто понятие инновационной деятельности и инновационного развития предприятия и инновационной активности в условиях формирования стратегии развития предприятия. Процесс создания инновации и превращение её в новый продукт связывает потребителя, производителя и разработчика инновации. Также рассмотрены основные направления и аспекты инновационного развития предприятия и выделены условия, обеспечивающие его при управлении процессом разработки нового продукта. При реализации этих аспектов предприятие сталкивается с рядом проблем: необходимо наладить связь между подразделениями предприятия, привлеченных к работе; длительность самого процесса создания нового продукта; постоянный контроль проекта. В статье дано представление об инновационном процессе и этапы его формирования. Как один из основных этапов более детально описан анализ инновационной активности предприятия. С этой целью, представлены основные показатели мониторинга инновационной активности предприятия, которые представляют собой относительные показатели. Следующим этапом анализа является обработка данных с помощью статистических показателей и расчет темпов изменения показателей. На основе анализа значения коэффициента Спирмена определяется тенденция инновационной активности предприятия. Применение мониторинга на практике позволяет установить взаимосвязи между процессом реализации общей стратегии предприятия и стратегией инновационного развития Управление инновационной активности рассмотрено в форме системы и детально рассмотрены подсистемы: управляющая и управляемая, а также сформированы основные принципы управления. Предложенная система позволяет принять
решения при формировании стратегии развития предприятия, связанной с разработкой и внедрением нового продукта на предприятии.
Ключевые слова: инновации; новый продукт; стратегия развития; направления и условия инновационного развития; система управления инновационной активностью предприятия; показатели мониторинга инновационной активности
В современных условиях развития рыночных отношений все большая роль отводится инновациям, так как для эффективного существования любого предприятия необходимы новые продукты и услуги. Постоянное изменение ассортимента ведущих компаний любой отрасли, занимающихся инновационной деятельностью, приводит к тщательному подходу к процессу разработки новой продукции.
Процесс создания инновации и превращение её в новый продукт связывает потребителя, производителя и разработчика инновации. Развитие инновационной деятельности заставляет потребителей значительно быстрее принимать новые продукты и также отказываться от них. Это ведет к исчезновению с рынка различных категорий товаров и услуг.
В процессе превращения инновации в новый продукт, представленный потребителям, участвуют три основных аспекта деятельности: маркетинг, разработка продукта, производство. При реализации этих аспектов предприятие сталкивается с рядом проблем: необходимо наладить связь между подразделениями предприятия, привлеченных к работе; длительность самого процесса создания нового продукта; постоянный контроль проекта. [3]
В рамках предприятия можно выделить четыре основных направления инновационного развития:
• обеспечение научных исследований и разработок;
• формирование конкурентных преимуществ, связанных с созданием нового продукта или услуг;
• разработка стратегии инновационного развития;
• создание новых технологий.
Основные этапы инновационного процесса можно сформулировать следующим образом: генерация идеи нововведения, выбор идеи нового продукта, сформировать идеи нового продукта, экономический анализ, создание нового продукта, тестирование и запуск в производство.
Наиболее важным при разработке нового продукта является процесс создания инноваций, который напрямую зависит от уровня инновационного развития предприятия.
Обеспечение научных исследований и разработок как первое направление инновационного развития - это, прежде всего, создание и реализация проектов и осуществление мероприятий по проведению прикладных научных исследований; анализ информационных и статистических источников; контроль проведения исследований; документационное оформление разработок. [2]
К основным направлениям инновационного развития относятся:
1. логическая и документально подтверждаемая аргументация полезности для потребителей (государства и предприятий) инновационной деятельности, требующей адекватного вознаграждения (финансирования);
2. обоснование и выбор наиболее рациональных инновационных решений при составлении планов научными и венчурными организациями и формировании государственных научно-технических программ;
3. обоснование выгодности инвестиций в конкретные инновационные проекты;
4. оплата и стимулирование инновационной деятельности;
5. защита интеллектуальной собственности;
6. обоснование цен на рынке научно-технической продукции;
7. выявление и анализ тенденций развития науки и техники.
Инновационное развитие отражает обобщенное теоретическое представление о направлении стратегического развития предприятий, потенциальной возможности роста эффективности производства и повышении долгосрочной конкурентоспособности за счет освоения новых научно-технических достижений. [5]
Основное назначение инновационного развития состоит в том, чтобы теоретически обозначить и показать пути практического преодоления главных проблем инновационной пассивности предприятий, а также способствовать созданию нового. [8]
В целом все стратегии инновационного развития можно разделить на две основные группы:
1. связанные с укреплением позиций существующей продукции на данном рынке;
2. связанные с расширением фирмы, созданием нового продукта и выхода с ним на новый рынок.
При рассмотрении инновационной деятельности предприятия наиболее важным является формирование условий развития, способствующих увеличению инновационной активности, которые представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Условия, обеспечивающие инновационное развитие предприятия (разработано автором)
Организационная культура - совокупность ценностей установок, норм и правил, способствующих саморазвитию. Она создает внутренний потенциал и способствует созданию мощного инновационного потенциала.
Формирование мотивационной среды - совокупность мероприятий по вовлечению персонала в процесс саморазвития; формирование устойчивой мотивации для профессионального роста сотрудников. [4]
Принцип партисиптивности - стимулирование персонала к участию в принятии управленческих задач (проблем), т. е. вовлечение работников в управление.
Инновационный потенциал определяется инновационными возможностями, реализация которых позволяет обеспечивать саморазвитие предприятия путем осуществления инновационной деятельности.
Совершенствование технологической структуры, ориентировано на современные научные разработки.
Самофинансирование НИОКР - финансирование затрат на НИОКР за счет собственных средств.
Основой для анализа уровня инновационного развития и научно-технического прогноза для выявления приоритетных направлений развития производства служит прогноз экономического положения предприятия. Классически такой прогноз разрабатывается по направлениям: продукция, технология, функции. По результатам исследований проводится оценка более частных аспектов инновационного развития и перспективных характеристик:
• рыночного потенциала предприятия - производителя продукции, оценка конкурентных позиций;
• финансового положения и возможности укрепить производственную базу;
• финансовых возможностей на основе сопоставления фактического размера прибыли от реализации производимой продукции, для достижения которого и необходимо освоение новых продуктов;
• роста финансовых результатов при реализации новой продукции.
Ожидаемый технологический разрыв рассчитывается на основе данных о тенденциях развития отрасли и жизненного цикла инноваций, при этом учитываются факторы, влияющие на способность к технологическому развитию, а также формы передачи и распространения технологий, наиболее приемлемые для конкретного производителя.
Анализ технического разрыва, позволяет анализировать уровень угрозы функционального замещения разрабатываемого продукта. [1]
Основным этапом при формировании инновационной стратегии развития предприятия является разработка анализ инновационной активности предприятия. Таким образом, инновационная активность предприятия, характеризуемая использованием инновационного потенциала и рядом других характеристик, определяет направления инновационного процесса, который, в свою очередь, должен быть управляемым.
Представим управление инновационной активностью предприятия в виде схемы (рис. 2).
Хозяйствующий субъект
Инвестиционный потенциал
интеллектуальный потенциал
организационно-управленческий потенциал
Инновационная инфраструктура
Инновационная активность предприятия
Инновационный продукт
Т
технико-технологический потенциал
Рисунок 2. Система управления инновационной активностью предприятия (разработано автором)
В системе управления инновационной активностью можно выделить следующие подсистемы: управляющую и управляемую. На рисунке 3 представлена система управления инновационной активностью предприятия.
Рисунок 3. Система управления инновационной активностью предприятия (разработано автором)
31ECVN318
Вестник Евразийской науки 2018, №3, Том 10 ISSN 2588-0101
The Eurasian Scientific Journal 2018, No 3, Vol 10 https://esj.today
Выделим принципы системы управления инновационной активностью предприятия:
непрерывного развития, который заключается в учете и анализе всех изменений; эффективности;
комплексности, учитывающий единство всех аспектов управления;
динамичность, которая заключается в изменении элементов системы;
целенаправленность, при которой осуществляется то воздействие, которое направлено на достижение результата.
Для эффективного управления инновационной деятельностью предприятия необходимо более детально рассмотреть инновационную активность. В рамках мониторинга из анализа целесообразно исключать абсолютные показатели, приведенные в стоимостном выражении для выравнивания условий. Для этого необходимо проанализировать следующие показатели:
• удельный вес затрат на НИОКР в общем объеме затрат предприятия, %;
• удельный вес внедренных мероприятий к количеству незаконченных НИОКР, %;
• удельный вес используемых в проведении НИОКР имущества, к общему значению основных фондов, %;
• удельный вес работников, прошедших повышение квалификации в течение анализированного периода, %;
• удельный вес результатов исследований и разработок в общей сумме внеоборотных активов, %.
Значения для расчета показателей отражены в бухгалтерской и статистической отчетности предприятия. [3]
Следующим этапом анализа является обработка данных с помощью статистических показателей и расчет темпов изменения показателей. На основе анализа значения коэффициента Спирмена определяется тенденция инновационной активности предприятия.
Применение мониторинга на практике позволяет установить взаимосвязи между процессом реализации общей стратегии предприятия и стратегией инновационного развития, способствующие разработке нового продукта. Проведенное исследование по оценке инновационного развития предприятия позволяет выделить важное направление развития предприятия, связанное с инновационной деятельностью. Предложенная система показателей позволяет выявить уровень инновационной деятельности связи с изменениями в окружающей среде и сделать выводы о возможности принятия решений в области разработки нового продукта в рамках формирования стратегии развития предприятия.
ЛИТЕРАТУРА
1 Балдин К.В., Передеряев И.И., Голов Р.С. Инвестиции в инновации: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2008. - 238 с.
2 Новикова О.А. К вопросу о выборе приоритетных направлений совершенствования системы управления инновационной активностью промышленного предприятия // Науковедение. - 2017. - №6 - Том 9.
3 Новикова, О.А. Оценка эффективности управления инновационным контуром саморазвития промышленного предприятия / О.А. Новикова, Н.И. Ляхова, Е.П. Ченцова // Креативная экономика. - 2013. - № 9. - С. 60-64.
4 Самарина В.П. Влияние факторов внешней среды на результативность инновационной деятельности российских предприятий // Инновационные подходы к решению социально-экономических, правовых и педагогических проблем в условиях развития современного общества: материалы I международной научно-практической конференции. 2015. С. 82-86.
5 Самарина В.П. Рискни с идеей! Особенности развития венчурного предпринимательства в России // Российское предпринимательство. 2008. № 1. С. 9-13.
6 Самарина В.П. Современные проблемы развития и кризиса в социально-экономических системах // Регион: системы, экономика, управление. 2015. № 1 (28). С. 38-41.
7 Скуфьина Т.П. Размышление о проблемах социального развития, инновациях и преподавании экономических дисциплин // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2011. № 6 (18). С. 140-148.
8 Трифилова А.А. Управление инновационным развитием. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 176 с.: ил.
9 Ченцова Е.П., Новикова О.А., Ляхова Н.И. Управление инновационной активностью хозяйствующих субъектов в условиях саморазвития / монография. -ТНТ. - 2016. - 164 с.
10 Ченцова Е.П., Новикова О.А., Теоретические и практические аспекты управления инновационным контуром саморазвития предприятия // Казанская наука. - №12. - 2012. - С. 127-131.
Novikova Olga Alexandrovna
National university of science and technology «MISiS» Stary Oskol technological institute n.a. A.A. Ugarov (branch), Russia
E-mail: [email protected]
Poleva Nataliya Anatol'evna
National university of science and technology «MISiS» Stary Oskol technological institute n.a. A.A. Ugarov (branch), Russia
E-mail: [email protected]
Analysis of innovation activity as a tool for the formation of enterprise strategy
Abstract. The article describes the concept of innovation and innovative development of the enterprise and innovation activity in the formation of the strategy of enterprise development. The process of creating an innovation and turning it into a new product connects the consumer, the producer and the developer of the innovation. Also the main directions and aspects of innovative development of the enterprise are considered and the conditions providing it at management of process of development of a new product are allocated. In the implementation of these aspects, the company faces a number of problems: it is necessary to establish communication between the units of the enterprise involved in the work; the duration of the process of creating a new product; constant monitoring of the project. The article gives an idea of the innovation process and the stages of its formation. As one of the main stages the analysis of innovative activity of the enterprise is described in more detail. For this purpose, the main indicators of monitoring of innovative activity of the enterprise, which are relative indicators, are presented. The next step in the analysis is to process the data using statistical indicators and to calculate the rate of change of the indicators. Based on the analysis of the values of the coefficient coefficient is determined by the trend of innovative activity of the enterprise. Application of monitoring in practice allows to establish interrelations between process of implementation of the General strategy of the enterprise and strategy of innovative development management of innovative activity is considered in the form of system and subsystems are in detail considered: managing and operated, and also the basic principles of management are formed. The proposed system allows you to make decisions in the formation of the development strategy of the enterprise associated with the development and implementation of a new product in the enterprise.
Keywords: innovation; new product; development strategy; directions and conditions of innovative development; management system of innovative activity of the enterprise; indicators of monitoring of innovative activity