АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ*
УДК 330.341.1
Наталья Витальевна Днепровская
К.э.н., доцент, Институт Компьютерных Технологий
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)
Эл. почта: [email protected]
Инесса Витальевна Шевцова
К.э.н., преподаватель Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)
Эл. почта: [email protected]
Статья посвящена рассмотрению информационных факторов, влияющих на инновационное развитие экономики. Раскрыто значение информационной инфраструктуры, рынок информации, поддержки государства для формирования информационного общества, как основы создания и распространения инноваций.
Ключевые слова: информационные ресурсы, информационное общество, инновационное развитие, информационное обеспечение экономики.
Natalia V. Dneprovskaya
Doctorate in Economics, Associate Professor, the Department of Computer Technology Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics {MESI} E-mail: n dn eprovs kaya@m esi. ru
Inessa V. Shevstova
Doctorate in Economics, lecturer Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI) E-mail: [email protected]
THE ANALYSES OF INFORMATION STRUCTURE AND INNOVATION-DRIVEN ECONOMY
The article is devoted to overview of information factors influenced on innovation development of the economy. The value of information infrastructure, information market is released. The value of support for state in the formalization of information-oriented society as a basis of creation and diffusion of innovations is considered.
Keywords: information resources, information-oriented society, innovation development, information-driven economy.
1. Введение
Двадцать первый век называют веком глобального информационного общества. В этом отражается огромное значение информации, которое придается ей в развитии экономики и общества. Внедрение современных шмпьютерных и теле-коммуникационных технологий практически во все сферы деятельности привело к формированию единого информационного пространства. Ускорение темпов создания и распространения информации с одной стороны позволяет реализовы-вать интеллектуальный потенциал в виде инноваций, с другой стороны повышает требования к состоянию информационной инфраструктуры, включающей компьютеры, линии связи и информационные ресурсы.
В вопросах инновационного развития экономики необходимо рассматривать аспект, связанный с формированием и развитием информационной инфраструктуры, так как от ее состояния зависит возможность реализации результатов научных исследований в инновации. Традиционно интеллектуальный потенциал России оценивается высоко за счет развитой системы высшего образования, сети научно-исследовательских организаций. Однако современное состояние информационной инфраструктуры служит скорее сдерживающим фактором инновационного развития.
2. Информационная индустрия
За последние годы в современной экономике, пронизанной информационными и телекоммуникационными технологиями, появились новые виды экономической деятельности и экономических отношений, что послужило поводом говорить о становлении экономики нового типа. Ведутся споры относительно сформировавшейся формы новой экономической среды, а также по вопросу, насколько «новая» экономика отличается от «старой» экономики. Исследованием этих вопросов занимаются различные области науки, были созданы комитеты и рабочие группы на правительственном и межправительственном уровнях; группа по информационной экономике ОЭСР, Комитет по информационному обществу ЕС.
Информационная индустрия за свою, пока еще короткую, историю развития испытывала как периоды роста, так и спада. Бурный рост информационной индустрии и интернет-компаний в конце 1990-х гг. сменился резким спадом и обвалом биржевых котировок 1Т-компаний в марте 2001 г. Многие интернет-компании обанкротились, а производители информационных технологий вынуждены были пойти на сокращение штата сотрудников и свертывание производственных планов. Данный кризис отразился и на мировой экономике в целом. В качестве причин возникшего кризиса называют как переоценку информационных, компьютерных и телекоммуникационных технологий в целом, так и то, что информационная индустрия в своем развитии опередила потребность общества и экономики. Экономика оказалась не готова принять весь объем технологий и техники, которые были произведены. Создатели ИКТ упустили из вид}' то, что развитие ИКТ не является самоцелью, а должно быть связано с реализацией потребности в их продуктах, а именно информационных ресурсах и услугах [5].
Специалисты еще не пришли к едином)' мнению по многим ключевым вопросам, однако все они отводят главную роль информации в современной экономике [6]. Бесспорным является факт стремительного развития информационной индустрии в целом и мирового рынка информации в частности в последние годы. Никогда прежде информационные и телекоммуникационные технологии не развивались настолько быстро.
Об усиливающемся значении информации в экономике говорят более высокие темпы роста информационной индустрии, в сравнении с другими видами экономической деятельности, что в свою очередь обусловливает рост доли информационной индустрии в экономике в целом. Среднегодовые темпы роста объема продаж в 1990-х гг. на мировом информационном рынке значительно превышали темпы роста экономики в целом и составили 16-25% [8].
Рост доли информации (ее производства и использования) в экономике обус-
* Исследование выполнено при поддержке ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на2009-2013 годы»(государственныйконтракт№ 14.740.11.1401).
№6(2), 2011 40
лювлен получением большого Экономического э ффекта от -с применения в деятельности предприятии. Информация оказывает на экономику три сановных гюлюжительных э ффекта.
Во-первых, в последние годы развитие информационной индустрии привело к формированию новых видов зго -номической деятельности и новых рынков В первую очередь к ним можно отнести услуги по доступу к информационным ресурсам, услуга по поиску, оценке и обработке информации, продажу контента для мобильных телефонов, предоставлениеконтента в Интернете. Открытие новых рынков, обеспечение доступа большому количеству пользователей имеет тамс социальные эффекты как создание новых рабочих мсст[3].
Во-вторых, применение информационных ресурсов обеспечило рост эффективности практически во всех секторах Экономики. Доступ к деловой информации позволил снизить издержки на поиск и проверку сведений о партнерах, материалах, технологиях и т д. С другой стороны, доступ к научно -технической и специализированной информации позволил компаниям Знакомиться и применять в своей деятельности инновации в области технологий, менеджмента, маркетинга и т.д Таким
образом, информация споссбствует инновационному развитию компаний.
В -третьих, снижение стоит»!ости доступа к информационным услугам и продуктам. "Укушчеиие количества экономических агентов, вследствие более легкого доступа к информационным ресурсам. До эпохи массового распространения компьютеров и Интернета (как коммуникационной среды) доступ к информационным ресурсам был от-крыт только для крупных предприятий, из-за дороговизны информации, а также необходимости установки и обслу-живания терминалов доступа и линий связи. За последнее 10-15 .чет стоимость доступа к информационным ресурсам Значительно снизилась.
3. Роль ИКТ в инновационном развитии экономики
Помимо экономического эффекта информационная индустрия влияет на науку и образование. Доступ к информационным ресурсам создал новую исследовательскую среду, в которой специалисты, разделенные расстоянием, могут состоять в одной исследовательской группе для решения научной задачи и оперативно обмениваться результатами исследований. Информационные ресурсы также позволяют получать своевременно информацию о новых разработках и результатах исследо-
ваний. Таким образом, доступ к юнфор -мационным ресурсам позволяет установить ебмен научной информацией и повысить эффективность исследовательской деятельности.
Информационные ресурсы оказывают огромное влияние на образование. Сегодня университеты обеспечивают студентам доступ к мировым информационным ресурсам, что позволяет осуществлять отработку практических навыков и умений на реальной информации, используемой в реальном секторе экономики. Кроме того, растущая роль информации в Экономике предъявляет новые требования к образованию. Образование должно быть ориентировано на подготовку специалистов, которым предстоит работать в динамично иЗм -^ия ющейся среде.
На корпоративном уровне отличие информации, как фактора производства, от известных факторов капитал. Земля, труд состоит в том, что информация представляет собой источник инновационного развития. Доступ к информационным ресурсам является необходимым условием для развития компании, разработки новых видов продукций и новых процессов. Согласно опросу [9], проведенного Европейской Комиссией в2009г 24% европейских предприятий выпустили инноваци-
Рис. 1. Доля инновационных товаров и услуг в производстве европейских коми аний по видам деятельности
за предыдущий год|9]
Экономика, Статистика и Информатика 41 №6(2), 2011
онные продукты, при этом около половины компаний связали результат создания инновационного продукта с использованием информационных технологий (См. Рис 1.). Этот инновационный ресурс в виде информационных технологий стал доступен не только крупным предприятиям и исследовательским организациям, но и компаниям среднего и малого бизнеса.
На первый взгляд, информация обладает особыми свойствами, которые способны сделать ее неиссякаемым общедоступным ресурсом экономического развития, независимым от местонахождения в отличие от материальных ресурсов. К этим свойствам относятся низкие затраты на копирование и передачу информации. Однако применение информации требует определенных условий, в перву ю очередь специальной инфраструктуры, что накладывает ряд ограничений на доступ к информации.
Стремительное развитие информационных, компьютерных и коммуникационных технологий часто называют информационно-коммуникацион-ной (ИКТ) революцией. Предпосылками ИКТ революции, произошедшей в середине 1990-х гг., являются формирование глобальной сети Интернет, создание доступных и мощных персональных компьютеров Появление индивидуальных средств информационной работы, таких как персональные компьютеры, подключенные к Интернету, привели к следующим изменениям:
• внедрение ИКТ во все сферы деятельности человека. Именно с 1990-х гг. начинается активный процесс автоматизации бизнес-процессов в компаниях, образовательных учреждениях, государственный организациях;
• формирование единого информационного пространства на основе Интернета и расширение доступа к информационным ресурсам;
• резкое увеличение объемов накапливаемой информации. По оценкам экспертов в настоящее время удвоение общего объема информации в мире происходит каждые 72 часа.
Однако резкое увеличение объемов информации приводит человечество к информационному кризису, который заключается в том, что объемы информации увеличиваются, а степень удовлетворения информационных потребностей пользователя по полноте выдаваемой информации и информационному шуму уменьшается.
Информация способствует развитию инноваций, убыстрению процессов и изменений практически во всех отраслях экономики. Инновации направлены на повышение производительности труда, сокращение издержек, улучшение качества проду кта и в конечном итоге на повышение уровня жизни населения в целом. Изменения, на которые раньше требовались десятилетия, сейчас происходят за 1-2 года, привнося элемент нестабильности в экономику.
В условиях быстрого распространения и доступности информации внедрение инноваций не может обеспечить долгосрочное конкурентное преимущество компании. Вероятность копирования инноваций конкурентами или их дальнейшее развитие как никогда высока. Около 40% европейских предприятий отметили, что конкуренция в их секторе возросла в результате развития информационной индустрии[9].
Увеличение темпов внедрения изменений в деятельность предприятий навязывает компаниям гонку за инновациями, тем самым подталкивая к принятию быстрых, недостаточно взвешенных решений. Неадекватная оценка риска внедрения инноваций повышает риск как для самой компании, принявшей неверное решение, так и для ее партнеров, поставщиков.
С одной стороны, информация предоставляет компаниям ресурс для развития, а с другой - требует от компаний более трезвой и точной оценки вносимых изменений, тщательного расчета перспектив инновационного развития.
4. Формирование информационной инфраструктуры
Большую роль в становлении инновационной экономики развитых стран сыграло формирование информационного общества и инфраструкту ры, поскольку залогом активного внедрения
инноваций в экономике служит обмен информацией. Прогрессивный мир встал на путь развития информационного общества сравнительно давно. В Японии был принят «План создания информационного общества - национальная цель к2000 году» в 1972г, в США в 1993г. был выпущен документ, определивший стратегию администрации страны в области информатизации -«Национальная информационная инфраструктура: план действий». В Европейском Союзе была подготовлена и в 1994г. принята Комиссией Европейского сообщества программа «Европейский путь в информационное общество». В Финляндии в 1995г. разработана программа «Финский путь в информационное общество». В то время как «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации» была утверждена 7 февраля 2008г. Необходимо отметить, что еще в начале 20в. были сделаны шаги на различных уровнях по информатизации отдельных видов деятельности. На основе анализа национальной и международной правовой информации можно выделить несколько этапов формирования подхода к формированию и развитию информационного общества. Табл. 1.
Переход от национальных инициатив к выработке совместного подхода к формированию глобального информационного общества связан с тем, что информационная деятельность изначально развивалась как международная и на сектор ИКТ в большей мере оказывают влияние международные факторы, нежели национальные. Задача каждой страны обеспечить необходимые условия экономические и технологические для реализации принципов информационного общества.
Началом инициативы российского правительства по формированию информационного общество можно считать ФЦП «Электронная Россия (2002-
Таблпца 1. Этапы формирования информационного общества
Этап Документы Участники
Национальные инициативы 1970-2000гг. «План развития информационного общества» 1971г.. «Paperwork Reduction Act of 1980», «Национальный план компьютеризации» Япония (1971), США (1980), Сингапур (1985), Испания (1986), Великобритания (1988), Литва (1999).
Международные инициативы 2000-ые гг. Окинавская хартия глобального информационного общества (2000), Декларация принципов построения информационного общества (2003), План действий Тунисского обязательства (2005). Страны большой восьмерки
№6(2), 2011 42
2010)». В 2008г. была принята «Стратегия развития информационного общества в РФ», спустя два года «План реализации Стратегии развития информационного общества в РФ до 2011 г.» и в 2010 «Информационное общество (2011-2020 гг.)».
Цель принятой в 2010г. программы (Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р) состоит в создании новых возможностей для граждан, бизнеса и государства с использованием ИКТ, а также обеспечении технологического прорыва в использовании информации во всех сферах жизни. Основными ее направлениями являются:
- повышение качества жизни граждан и улучшение условий развития бизнеса;
- электронное государство и повышение эффективности государственного управления;
- развитие российского рынка ИКТ и российских технологий, обеспечение перехода к цифровой экономике;
- преодоление цифрового неравенства и создание базовой инфраструктуры информационного общества;
- обеспечение безопасности в информационном обществе;
- развитие цифрового контента и сохранение культурного наследия.
Основой для формирования информационного общества служит глобальная сеть Интернет, образующая единое информационное пространство. В конце 20в. основное внимание уделялось вопросам технико-технологической поддержки функционирования локальных и глобальной сетей. В 21 в. на первый план выходят задачи обеспечения свободного обмена знаниям, как главного фактора развития информационного общества и инновационной экономики.
Свободный обмен знаниями в Интернет обеспечивается открытым доступом к ресурсам. Большинство развитых стран сосредоточили свои усилия на том, чтобы создать интегрированные системы доступа к открытым образовательным и научным ресурсам, создаваемым образовательными и научными организациями. Интеграция информационных ресурсов происходит не только на национальном уровне, но и на международном. Ведущую роль в решении данной проблемы играют
университеты, как образовательные и научные центры Университеты являются главными разработчиками качественного контента, как научного, так и образовательного. Интегрированные системы, предоставляющие доступ к этим ресурсам реализуют модель глобальных университетских сетей, где как преподаватели, так и студенты могут ознакомиться с программами, научными проектами и опытом своих коллег.
Система образования имеет большое значение для развития и реализации программ информационного общества. Поскольку главным образом они направлены на развитие и использование интеллектуального потенциала, накопленного мировым сообществом на основе единого информационного пространства. Под интеллектуальным потенциалом подразумевают способность общества к созданию, накоплению и передачи информации (знаний), а также соответствующую рабочую сил}' способную принимать, перерабатывать и использовать информацию, т.е. создавать и внедрять инновации. Информационная инфраструктура может быть определена как совокупность каналов связи и информационных массивов и технологий, правовой и финансово-экономической базы деятельности информационного сообщества [4].
Анализ первого плана реализации мероприятий по формированию информационного общества в Европейском Союзе [7] показывает, что на первоначальном этапе были поставлены три задачи: обеспечить доступ к Интернету, инвестировать в развитие навыков и стимулировать использовать сеть Интернет в образовании, государственных услугах и других областях. Формирование информационных компетенций является необходимым мероприятием на пути к информационному обществу, равно как и создание инфраструктуры, включающей компьютеры и линии связи, и создание информационных ресурсов.
5. Заключение
Формирование единого информационного пространства, развитая система профессионального образования создают интеллектуальный потенциал региона. Информационная инфраструктура призвана обеспечить возможности реализации интеллектуального потенциала в виде инноваций. К параметрам, характеризующим инновационный процесс, необходимо отнести доступ к информационным ресур-
сам, формирование информационной инфраструктуры и подготовку специалистов работе в условиях глобального информационного общества. Опыт зарубежных стран показывает, что формирование информационной инфраструктуры и обеспечение доступа к информационным ресурсам является одним из основных факторов, влияющих на создание и реализацию инноваций в экономике. В условиях глобальной конкурентной борьбы выигрывают страны и компании, которые способны наиболее оперативно реагировать на изменения во внешней среде.
Литература
1. Баяскаланова Т.А., Баяскалано-ваГ.А., КобаковаО.Г. Стратегия повышения конкурентоспособности предприятия на рынке технологической продукции, основанная на преимуществах по издержкам// Вестник Иркутского государственного технического университета. - Иркутск, 2009. - № 3 (39). - С. 178-182
2. Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р
3. Грум-ГржимайлоЮ.В. Экономика информационного общества: иллюзии и реальность. Часть 2// Информационное общество. - 2010. -№З.С 36-47
4. Поляков А.А. Информационные системы в управлении\\ Вестник Мос-ковского университета Серия 21. Управление (государство и общество) №3-2006г.
5. Управление социально-экономическим развитием России: концепции, цели, механизмы / Рук.авт.кол.: Д.С. Львов, А.Г. Поршнев; Гос. ун-т упр., отд-ние экономики РАН. - М.: ЗАО «Изд-во «Экономика»», 2002.-С.566.
6. Уэбстер, Фрэнк. Теории информационного общества. Пер. с англ. М.В. Арапова, Н.В. Малыхиной; Под. ред. E.JI. Вартановой. -М.: Аспект Пресс, 2004.-400с.
7. eEurope+ Action Plan http:// ec.europa.eu/inforn1ation_societ3'/ eeurope/i2010/docs/2002/action_plan/ eeurope_2003.pdf
8. Electronic information sen-ice in USA, United Kingdom, Germany, France, Japan// GMED Euromonitor, 2007.
9. ICT and e-Business for an Innovative and Sustainable 7th Synthesis Report of tíie Sectoral e-Business Watch
Экономика, Статистика и Информатика 43 №6(2), 2011
(2010), Eui'opean Commission, P.26. http:/ /www. ebusiness-watch.org/
10. ICT and e-Business for an Innovative and Sustainable 7th S3'nthesis Report of the Sectoral e-Business Watch (2010), European Commission, P. 26. www. ebusiness-watch. org/
References
1. Bayaskalanova T.A., Bayaskalano-va G.A., Kobakova O.G. Boosting competitiveness of the enterprise market technology products based on cost advantage / / Bulletin of the Irkutsk State Technical University. - Irkutsk, 2009. -№ 3 (39). -S. 178-182
2. The State Program of the Russian
Federation "Information Society (2011-2020)" was approved by the Federal Government on October 20,2010 № 1815-r
3. Groom GrzhimailoY. Economics of the Information Society; Illusions and Real it)'. Part 2 II Information Society. -2010.-№ 36-47 3.c
4. Polyakov, AA Information systems in management \ \ Bulletin of Moscow University. A series of 21. Management (State and Society) № 3 2006.
5. Management of socio-economic developments in Russia: concepts, goals, mechanisms / Ruk.avt.kol. : DS Lions, AG Piston; State. Exercise Univ., Dep-tion of the economy of the RAS. - Moscow: ZAO "Univ" Economics 2002.-S.566.
6. Webster, Frank. Theories of the Information Society. Per. from English. MV Arapov, NV Malykhina; Under. Ed. EL Vartanova. - Moscow: Aspect Press, 2004. -400C.
7. eEurope + Action Plan http:// ec.europa.eu/information_society/ee-urope/i2010/docs/2002/action_plan/ eeurope_2003.pdf
8. Electronic information service in USA, United Kingdom, Germany, France, Japan / / GMID Euromonitor, 2007.
9. ICT and e-Business for an Innovative and Sustainable 7th Synthesis Report of the Sectoral e-Business Watch (2010), European Commission, R.26. http:// www. ebusiness-watch. org/