Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2014. Технические науки
конструкторскими системами позволяет в электронном виде передавать в другие отделы и архивировать всю связанную документацию. Удобные инструменты позволяют быстро находить требуемую информацию и легко актуализировать ее в режиме реального времени [2].
В качестве изделий могут выступать программы и проекты, которыми позволяет управлять система. Система поддерживает процессы управления сроками проектов, затратами и ресурсами, а также позволяет составлять календарные планы-графики и контролировать их исполнение.
Единое решение по управлению качеством поддерживает все принятые международные стандарты ISO. Система позволяет поддерживать соответствие стандартам качества на всех уровнях: качество поставщиков, качество бизнес-процессов, качество работы, качество продукции. Управление качеством -процесс, который необходимо поддерживать с самого первого этапа производства - планирования и разработки товара или услуги. Для того, чтобы исключить воздействие различных факторов на уровень качества
компании предпринимают комплекс мер постоянного воздействия на все процессы создания продукции. Решение поддерживает процесс управления отклонениями, что позволяет оперативно реагировать на ошибки и повышать качество продукции. Наличие сертифицированной системы управления качеством -гарантия устойчивого высокого качества продукции [3].
Библиографические ссылки
1. Коротков Э. М. Исследование систем управления. М. : ДеКА, 2000. 234с.
2. Процесс и содержание управления качеством продукции [Электронный ресурс]. URL: http://www. redov.ru/tehnicheskie_nauki/upravlenie_kachestvom/p4.p hp (дата обращения: 20.03.2014).
3. Механизм управления качеством [Электронный ресурс]. URL: http://www.redov.ru/tehnicheskie_nauki/ upravlenie_kachestvom/p4.php (дата обращения: 20.03.2014).
© Виноградов Е. В., 2014
УДК 658.562
Р. Э. Гадисов Научный руководитель - Ю. Г. Малахова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
АНАЛИЗ И УЛУЧШЕНИЕ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ НЕСООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ПРОДУКЦИЕЙ
Отмечены основные этапы управления несоответствующей продукцией, дано описание каждого из них. Указаны процессы, вследствие которых обнаруживаются несоответствия, и ответственные за них сотрудники. Рассмотрены действия, направленные на устранение причин выявленных несоответствий. Предложены пути улучшения процесса.
Управление несоответствующей продукцией является одной из обязательных документированных процедур СМК [1]. Цель данного процесса заключается в обнаружении продукции, не соответствующей требованиям нормативной документации, и последующими решениями относительно нее.
В отношении несоответствующей продукции могут приниматься следующие меры:
• переделка продукции, либо устранении несоответствия;
• «ослабление» требований к продукции, без изменения назначения по применению;
• изменение назначения к применению [2].
При передаче продукции потребителю, данные меры становятся неприменимыми, соответственно, при разработке СМК на предприятии следует установить процедуры, которые обеспечат обнаружение несоответствий до передачи продукции заказчику. Управление выявленной в процессах измерений и контроля несоответствующей продукцией осуществляется на всех этапах ее переработки, начиная от поступления материалов и комплектующих изделий на склады, входного контроля, производства, контроля,
испытаний и передаче готовой продукции потребителю. Управление несоответствующей продукцией в соответствии с установленными процедурами и требованиями исключает возможность её несанкционированного использования или передачу в сферу обращения.
Несоответствующая продукция выявляется в результате следующих процессов:
• Проверки продукции.
• Внутренних и внешних аудитов СМК.
• Анализа действующей и разрабатываемой документации СМК.
• Анализа удовлетворенности потребителей.
• Анализа данных СМК со стороны руководства.
Руководители структурных подразделений несут
ответственность за обнаружение, предотвращение несоответствий и выполнение принятых решений, относительно устранения несоответствий. Так же ответственность за обнаружение несоответствий несет отдел ОТК, в обязанности данного отдела также входит проведение анализа несоответствий и проверка устранения несоответствий. Если несоответствующая продукция была обнаружена при проведении внут-
Секция «Метрология, стандартизация, сертификация»
реннего аудита, то аудитор несет ответственность за документальное оформление несоответствий, и за контроль над их устранением.
Управление несоответствующей продукцией включает процедуры выявления, изоляции, идентификации, принятия решения о возможности использования с отклонениями или утилизации (списания и отправки в отходы), а также регистрацию и документирование выполненных работ. После обнаружения несоответствующей продукции, необходимо предотвратить непреднамеренное использование, путем физической изоляции в специально отведенном месте. При помещении продукции в изолятор, для последующего принятия решения относительно нее, следует устанавливать в нормативных документах условия и сроки хранения данной продукции, иначе это может привести к появлению дополнительных несоответствий, которые могут не отвечать требованиям принятого решения. Для этого может быть использован принцип, известный в литературе по менеджменту качества, как «Принцип FIFO» («First input - first output» или «Первым пришёл - первым вышел») [3]. Согласно этому принципу, в процедуре «Управление несоответствующей продукцией» следует предусмотреть мероприятия, обеспечивающие уверенность в том, что продукция, которая поступила в изолятор первой, первой будет использована. На предприятии должны быть установлены правила идентификации несоответствующей продукции, например бирка «Брак», что так же предотвратит непреднамеренное использование.
Для устранения причин выявленного несоответствия вводятся корректирующие действия. Корректирующие действия начинаются с анализа несоответствий и причин их возникновения, анализ проводится на основании выявленных несоответствии руководителями подразделений. При положительных результатах корректирующих действий руководитель подразделения, при необходимости, вводит изменения в документированные процедуры. При неэффективности корректирующих действий и повторении несоответствий принимается решение о внесении дополнений в план корректирующих действий и его повторном исполнении [4].
Несоответствующая продукция влечет за собой неоправданные материальные убытки на предприятии, таким образом, необходимо определить какая из трех мер может быть принята относительно данного несоответствия, дабы уменьшить расходы на данный процесс. Ответственность за принятие решений относительно несоответствий должна быть установлена в документированном виде. В ходе процесса должны вестись записи, в которых было бы зафиксировано: характер несоответствий, что было сделано с продукцией, кто и какие (если были) давал разрешения на отклонения (разрешение выпуска продукции, которая не соответствует установленным требованиям).
Так же в данных записях возможно обозначение материальных затрат в денежном эквиваленте, которые предприятие понесло в результате изготовления несоответствующей продукции. Немаловажным фактором при производстве несоответствующей продукции является ущерб репутации предприятия-изготовителя, особенно, если продукт уже попал в руки потребителей - он так же может быть выражен в денежном эквиваленте и обозначен в записях. Данные записи могут использоваться, в том числе, и для анализа эффективности процесса управления несоответствующей продукцией на предприятии, путем сопоставления данных за разные периоды.
Библиографические ссылки
1. ГОСТ Р ИСО 9001-2008 «Системы менеджмента качества. Требования». М. : Изд-во стандартов, 2008. 28 с.
2. Мазур И. И., Шапиро В. Д. Управление качеством : учеб. пособие. 5-е изд., стер. М. : Омега-Л, 2008. 399 с.
3. Управление качеством продукции. Инструменты и методы менеджмента качества : учеб. пособие / С. В. Пономарев, С. В. Мищенко, В. Я. Белобрагин [и др]. М. : Стандарты и качество, 2005. 607 с.
4. Джордж Л. М. Бережливое производство + шесть сигм: Комбинируя качество шести сигм со скоростью бережливого производства / пер. с англ. 2-е изд. М. : Альпина Бизнес Букс, 2006. 360 с.
© Гадисов Р. Э., 2014
УДК 658.5.011
М. А. Глинин Научный руководитель - Ю. Г. Малахова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ЗАПИСЯМИ
Рассматриваются основные понятия в области оценки результативности процесса управления записями, а также приводится методика, с помощью которой можно оценить результативность процессов систем менеджмента качества.
В настоящее время для повышения качества продукции и услуг и повышения конкурентоспособности, что, несомненно, является необходимым условием успешной
деятельности предприятий в условиях современного рынка, предприятия вводят в действие систему менеджмента качества, которая помогает держать качество то-