УКД 336.1
ББК 65.261.41-183 (2Т
Маъмуров Анваржон Махмуджонович,
к.э.н., доцент, заведующий кафедрой налогов и налогообложения Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики (Таджикистан, Худжанд)
Mamurov Anvarjohn Makhmudjohnovich,
candidate of economy sciences, Associate Professor, chief of the department of tax and taxation under the TSULBP (Tajikistan, Khujand) E-MAIL: [email protected]
Ключевые слова: налоги, налоговое администрирование, налоговый контроль, налоговые проверки, собираемость налогов, налоговое регулирование, налоговое бремя, налоговые реформы
Статья посвящена проблемам налогового администрирования и его влиянию на собираемость налогов. Автор на основе проведенного исследования формулирует направления, реализующие данный процесс. Автор в исследовании определил и проанализировал проблемы налогового администрирования и собираемости налогов как с теоретической, так и с методологической точки зрения. Автором рассмотрены отдельные аспекты и проблемы налогового администрирования. Проведен анализ и контроль налогового администрирования с определением значения аналитических процедур на каждом этапе налогового контроля. Кроме того, приведены взгляды зарубежных и отечественных исследователей в данной области и обоснована авторская позиция по основным моментам с предложением возможных путей их совершенствования.
Key words: tax, tax administering, tax control, tax monitoring, tax collection, tax regulation, tax burden, tax reforms
The article dwells on the problems of tax administering and its influence upon tax collection. Designing on the premises of the exploration conducted the author formulates the streamlines realizing the process in question. He determines and analyzes the problems related to tax administering and tax collection both from theoretical and methodical viewpoints.
The author of the article canvasses certain aspects and issues concerned with tax administering. He conducted analysis and control of tax administering with determining the importance of analytical procedures at every stage of tax control. Into the bargain, a number of both foreign and home researchers' viewpoints referring to this field are adduced, the author's position on the main moments with suggestion of potential ways of their improvement is substantiated.
АНАЛИЗ И РЕЗУЛЬТАТЫ РАСЧЕТА СОБИРАЕМОСТИ НАЛОГОВ И НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ
ANALYSIS AND RESULTS OF CALCULATION IN REGARD TO TAX COLLECTION AND TAX ADMINISTERING
- 13 -
Маъмуров А.М. Анализ и результаты расчета собираемости налогов и налогового администрирования
Собираемость налогов - это один из существенных показателей Налогового комитета при Правительстве Республики Таджикистан и Управления по сбору налогов на территории республики.
Термин «администрирование» (3,с.14) означает управление посредством указов и приказов. Главным образом оно однозначно выражается в управлении без учета определенных условий работы и сути дела. «Администрирование определяется по преобладанию в управлении формальных, чисто административных, приказных форм и методов» (8, с. 15). Действительно, администрирование является устойчивым процессом, в ходе которого следует четко формулировать отрицание формализованного подхода.
Налоговое администрирование - это система управления органов администрации налоговыми отношениями. «Это совокупность методов, приемов и средств информационного обеспечения, посредством которых органы власти и управления (в том числе налоговая администрация) придают функционированию налогового механизма заданное законом направление и координируют налоговые действия при существенных изменениях в экономике и политике» (6, с.42).
Позитивным моментом в изучаемом определении является признание системности налогового администрирования. Следует отметить наличие некоторых качественных характеристик налогового администрирования, к примеру, информационности. Но в представленном определении не зафиксирована динамичность и регламентированность процесса налогового администрирования, его взаимосвязь с достижениями финансовой науки и практики налогообложения.
Не останавливаясь на всех взаимоотношениях налогового контроля, сформулированных и приводимых в научной литературе, нужно обратить внимание на главные из них. Первый подход представлен группой ученых-экономистов (9,с. 123-124), которые полагают, что целью налогового контроля является проверка правильности исчисления и уплаты налогов и сборов юридическими и физическими лицами. Второй подход представлен также группой ученых-экономистов (7,с. 34-35), который заключается в определении цели налогового контроля как препятствовании отклонению от уплаты налогов и обеспечении поступлений налоговых доходов в полном размере.
Выдержка из Налогового кодекса Республики Таджикистан: «Налоговый контроль представляет собой форму осуществляемого налоговыми органами государственного контроля, исполнения норм налогового законодательства Республики Таджикистан, иных законов Республики Таджикистан, контроль исполнения которых возложен на налоговые органы.
Налоговые органы несут полную и исключительную ответственность за осуществление налогового контроля над физическими и юридическими лицами, проверку правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и за все другие аспекты осуществления налогообложения» (2, с. 16).
Как справедливо было отмечено в недавнем ежегодном послании президента Эмомали Рахмона Маджлиси Оли республики, «за последние 5 лет за счет республиканского бюджета для поддержки малого и среднего предпринимательства было выделено льготных кредитов на сумму свыше 720 млн. сомони. За этот период за счет банков предпринимателям выдано кредитов на сумму 31 млрд. сомони, посредством предоставления налоговых преференций на поддержку и рост предпринимательства направлено 16 млрд. сомони» (1).
- 14 -
Mamurov A.M. Analysis and Results of Calculation in Regard to Tax Collection and Tax Administering
Таким образом, последнее направление налоговой перестройки в настоящее время направлено на повальное урезание названий налогов в налоговой системе, сокращение налоговой нагрузки и, вместе с тем, на рост собираемости налогов в условиях Республики Таджикистан. Тем не менее, нужно учитывать существенный фактор - влияние национальных особенностей налогового администрирования на величину собираемости налогов в Республике Таджикистан.
Вспомним, что впервые в истории республики с применением Налогового кодекса в 1998 г. изменился подход государственных налоговых органов к реформированию налоговой системы. Признано, что бессмысленно терпеть налоговые недоимки и наращивать пирамиду пеней и штрафов по начисленным, но неоплаченным налогам. Этот путь не ведет к повышению собираемости налогов. Следовательно, старые долги нужно списать или перенести сроки их выплат, а новые не создавать, не копить, не начислять. Центр тяжести налогового пресса было предложено сместить с производства на распределение (где налоги вводятся), с предприятия - на розничного торговца.
Для раскрытия экономической сущности налогового администрирования и обнаружения его научного содержания, необходимо выяснить сущность его генезиса, а также предоставить следующую трактовку представленного взгляда в рамках данного исследования. По существу, налоговое администрирование берет свое начало из основных взглядов экономической, финансовой, юридической, политической науки. Тем не менее, необходимо принимать во внимание, что налоговое администрирование как понятие дополняется нынешним экспериментом отечественного и зарубежного налогообложения.
Введение Налогового кодекса Республики Таджикистан в новой редакции тоже не может решить всех проблем функционирующей системы налогообложения для увеличения эффективности налогового администрирования. Накопленный опыт работы налоговых органов по налоговому администрированию нуждается в научном рассмотрении, в оценке существующих положительных результатов, выявлении недостатков и определении перспектив усовершенствования национальной налоговой системы для регулирования деятельности хозяйствующих типов как актуальных на нынешний день способов формирования значительных технологических и инновационных процессов.
В экономической литературе методам расчета собираемости налогов, да и многочисленным вопросам собираемости налогов, посвящен весьма разнообразный материал. Изучая существующую методику расчета собираемости налогов, мы концентрируем свое внимание в основном на связи между так называемым «бременем налоговых проверок» и фактическим поступлением налогов в бюджетную систему страны.
Неритмичное распределение налогового бремени: его переложили на все более тесный сектор и среду налогоплательщиков, вследствие чего на них создалось чрезмерное налоговое давление и в обществе укоренилось мнение о чрезмерности общего уровня налогообложения доходов. Такое положение прежде всего затрагивает малый и средний бизнес.
В последние годы проведенные в налоговой системе Республики Таджикистан реформы были направлены на упорядочение налоговых отношений между плательщиками и государством, между исполнительными органами государственной власти и местными органами самоуправления, а также на снижение налогового бремени на частный сектор и совершенствование работы налоговых органов в части обеспечения налоговых поступлений в бюджет государства. Налоговые реформы в Таджикистане всегда
- 15 -
Маъмуров А.М. Анализ и результаты расчета собираемости налогов и налогового администрирования
проводились на основе реализации принципа «проб и ошибок», т.е. базируясь на накопленном опыте национальной налоговой системы и, что досадно, иногда слепым копированием зарубежного опыта без учета национальных особенностей экономики переходного периода.
Следовательно, отметим, что собираемость налогов признана одним из важнейших показателей, характеризующих эффективность налогового администрирования в целом. Методика Налогового комитета при Правительстве Республики Таджикистан по уровню собираемости налогов должна рассчитываться поквартально как процентные взаимоотношения оплаченных налогов.
Отметим, что мы согласны с формулой методики расчета собираемости налогов С.В. Гомбожаповой которая соответствует условиям переходной экономики Республики Таджикистан:
Усн = 1100%
« и
где Усн - уровень собираемости налогов;
П - фактические налоговые поступления за отчетный финансовый год;
Н - сумма налоговых обязательств (начислений) в отчетном финансовом году». (4, с.1-
2.)
Ю.А. Дадашева (5, с.76-78) расчет уровня собираемости налогов формулирует следующим образом:
У =
' Cft
'фнп
фнп
где Сфнп - фактические налоговые поступления за отчетный финансовый год;
Спз - поступления в счет погашения налоговой задолженности прошлых лет;
Нн - недоимка по текущим налоговым платежам, то есть со сроком образования до 12 месяцев» (4, с.3).
При освоении существующей методики расчета собираемости налогов, разработана и предложена трансформированная формула расчета собираемости налогов, которая исключает предварительные данные для анализа этого показателя. Подобная модификация формулы расчета собираемости налогов для переходной экономики республики стала возможна после изучения связи между так называемым «бременем налоговых проверок» и фактическим поступлением налогов в бюджетную систему страны.
Значительным методом налогового администрирования выступает налоговый контроль. Его основная цель заключается в организации критериев противодействия уклонению от налогообложения для обеспечения своевременного и ненарушаемого зачисления налоговых доходов. При этом внутреннюю сущность налогового контроля можно выразить через элементную составляющую государственного управления финансами и характерную деятельность по осуществлению законодательства по налогам и сборам.
«Для расчета поступлений в результате погашения задолженности прошлых лет автором предлагается следующая формула:
3 =3 +3 —3 —3
■-F L1 -Т ■—* ы -Т I Ж 5 ■—'ғ' Н Н
- 16 -
Mamurov A.M. Analysis and Results of Calculation in Regard to Tax Collection and Tax Administering
отсюда
3=3 +3 — 3 — 3
-rn,£, 1
где Зкг. — задолженность перед бюджетом по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям на конец отчетного года;
Знг. — задолженность перед бюджетом по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям на начало отчетного года;
Зтг. — вновь образовавшаяся задолженность перед бюджетом по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в текущем году;
Зс.п. — сумма списанной недоимки и задолженности по пеням и штрафам в отчетном
году;
Зп — погашенная задолженность прошлых лет в отчетном году.
Итак, уровень собираемости налогов следует рассчитывать как процентное отношение фактических налоговых поступлений за отчетный финансовый год без учета погашения задолженности прошлых лет к суммам, начисленным в отчетном финансовом году,
п 3„
где П — фактические налоговые поступления за отчетный финансовый год;
Зп — погашенная задолженность прошлых лет в отчетном году;
Н — сумма налоговых обязательств (начислений) в отчетном финансовом году». (4, с.4-5)
Одной из основных задач налоговых органов является контроль за собираемостью налогов. Уровень собираемости налогов является показателем качества функционирования налогового администрирования.
Вычислим уровень собираемости налогов по разработанной методике на примере Республики Таджикистан и сравним полученный результат с уровнем собираемости налогов, рассчитанном по методике, применяемой Налоговым комитетом при Правительстве Республики Таджикистан.
Для этого мы составили таблицу 2 на основе отчетных данных региональных управлений Налогового комитета за последние пять лет. Эти предоставленные данные
"Усн = -100%"
рассчитаны согласно формуле (4, с. 1-2). Однако здесь не приняты во
внимание два необходимых показателя:
-сумма погашенной задолженности прошлых лет в отчетном году;
-сумма налоговых обязательств (начислений) в отчетном году.
Применяя методику расчета С.В. Гомбожаповой (4) к современным условиям экономики Республики Таджикистан, составляем сравнительную таблицу уровня расчета собираемости налогов по регионам, обращаясь к данным таблицы 1. «Налоговые проверки и их результаты за 2007-2011 гг.».
Данные после 2011 г. Налоговый комитет предоставить отказался.
- 17 -
Маъмуров А.М. Анализ и результаты расчета собираемости налогов и налогового администрирования
Таблица 1. Налоговые проверки и их результаты за 2007-2011 гг.
2007 2008 2009 2010 2011
Количество проверок 4343 3870 1639 2805 3103
в том числе по видам:
комплексные проверки 4 343 3 870 1 639 2 805 3 103
среднее время проверки (дней) 9 10 15 13 12
количество инспекторов, задействованных в проверках 60 60 60 60 60
Бюджетное финансирование:
Все расходы (тыс. сомони) 14 536,7 16 370,1 16 118,8 17 988,1 22 886,5
в том числе зарплата (тыс. с) 4 004,7 6 499,4 8 474,8 8 703,1 10 705,3
численность инспекторов (всего) 1 630 1 760 1 760 1 760 1 780
средние расходы проверок на одного инспектора в год, сомони 8 918 9 301 9 158 10 220 12 858
количество налогоплательщиков, охваченных налоговыми проверками 154 056 183 349 200 261 77 742 160 808
в том числе по категориям
Юридические лица 37 750 38 736 40 464 19 630 23 543
Индивидуальные предприниматели 116 306 144 613 159 797 58 112 137 265
Занимающиеся предпринимательством на основании патента 73 670 77 437 87 090 5 534 68 367
На основании свидетельства 42 636 46 423 40 432 28 340 33 723
Дехканские (фермерские) хозяйства 0 20 753 32 275 24 238 35 175
Физические лица (на предмет налога на имущество и земельный налог) 848 352 877 000 931 800 1 042 000 1 014 200
продолжение таблицы 2.1.
результаты проверок как доначисление налоговых обязательств, сомони 51 185 938 42 191 932 75 409 118 107 533 531 183 952 964
начисленные налоги, сомони 42 763 477 34 429 657 59 266 468 96 508 436 144 847 570
начисленные штрафные санкции и пени, сомони 8 422 461 7 762 275 16 142 650 11 025 095 39 105 394
зачисленные в бюджет налоги, сомони 18 337 978 19 962 847 15 576 957 41 742 146 102 521 568
задолженность по результатам проверок, сомони 32 847 960 22 229 085 59 832 160 65 791 385 81 431 396
Примечание: с августа 2008 по 2010 год был объявлен мораторий на проведение проверок хозяйственной деятельности, в связи с чем количество комплексных проверок в 2009-2010 гг. несколько раз уменьшилось. В 2009 году был принят Закон РТ "Об государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в связи с этим количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в 20092010 году резко изменилось.
Источник: Данные Налогового комитета при Правительстве Республики Таджикистан.
- 18 -
Mamurov A.M. Analysis and Results of Calculation in Regard to Tax Collection and Tax Administering
Сначала извлечем погашенную задолженность в результате налоговых проверок для элемента «Зп» (4, с.4-5) (в таблице 1. строка «зачисленные в бюджет налоги»). Для соответствующих периодов извлечем значения «Н» (4, с.4-5) (плановые задания Налогового комитета при Правительстве РТ). Используя формулу расчета собираемости налогов с учетом погашенной задолженности прошлых лет, получаем более корректные данные. Размещенные в таблице 3. новые показатели собираемости налогов по республике представляют весомые отклонения. Главный вывод такого анализа формулируется следующим образом: чем больше погашенной задолженности прошлых лет в структуре фактических поступлений налогов в бюджет, тем меньше фактическое значение коэффициента собираемости налогов, и наоборот.
Таблица 2. Уровень собираемости налогов в Республике Таджикистан за 2007-2011 гг. _______________________________________(согласно традиционной методике) *, в %
Г оды/регионы Г орно-Бадахшанская область Хатлонская область Согдийская область г. Душанбе Районы республиканского подчинения Всего по республике
2007 116,0 105,6 112,1 108,2 114,6 109,7
2008 110,5 109,0 112,0 117,3 113,3 104,6
2009 113,1 101,0 105,7 115,1 110,6 106,8
2010 115,3 106,5 107,3 107,8 110,3 109,3
2011 116,3 105,0 107,0 103,9 105,5 104,9
*Рассчитано на основе отчетных данных Налогового комитета при Правительстве РТ.
Таблица 3. Уровень собираемости налогов в Республике Таджикистан за 2000-2011 гг. ___________________________________________________(согласно методике) *, в %
О U "3 н (j О _ S 3 2 п TZ О. S VS о и Варианты расчета 2007 800Z 600Z 010Z 110Z
Всего по Республике Таджикистан Согласно традиционной методике, % 109,7 104,6 106,8 109,3 104,9
Согласно методике, % 108,1 101,7 104,7 107,0 102,0
Отклонение, % 1,6 2,9 2,1 2,3 2,9
*Рассчитано на основе отчетных данных Налогового комитета при Правительстве РТ.
Расчет уровня собираемости налогов по нашей методике выявил значительное отклонение показателя от методики, применяемой официальными органами налогового
- 19 -
Маъмуров А.М. Анализ и результаты расчета собираемости налогов и налогового администрирования
администрирования. Значительное отклонение в показателях, рассчитанных по двум разным методикам, отмечается в 2008 и 2011 гг. по сравнению с 2007 и 2009 гг. Однако отметим, что в 2008 и 2011 гг. снижение суммы совокупной налоговой задолженности наблюдается меньшими темпами, чем в 2007-2009 гг. (см.: табл. 1).
В связи с этим было бы целесообразно при расчете уровня собираемости налогов учитывать сумму погашенной задолженности прошлых лет в отчетном году, что позволит наиболее достоверно оценить результативность налогового контроля.
Отметим, что в расчетах собираемости налогов, сумма поступлений в счет погашения налоговой задолженности предыдущих лет приравнена к нулю из-за отсутствия сведений о данном показателе. Таким образом, данные о реальной собираемости налогов были искажены. При этом отмечаем целесообразность выделения отдельной строкой поступлений в счет погашения задолженности прошлых лет в отчетном году.
К тому же сумма начисленных налогов не может быть сведена к знаменателю вышеприведенной формулы, так как сумма налоговых поступлений текущего года зависит от изменения срока уплаты налога.
То есть, в случае предоставления отсрочки или рассрочки платежа, инвестиционного налогового кредита, необходимо провести реструктуризацию задолженности.
На основе приобретенных результатов анализа и изучения процессов налогового администрирования в переходной экономике по выбранным направлениям предложен комплекс основных и первоочередных мер и мероприятий по перспективам развития налогового администрирования в Таджикистане для роста собираемости налогов.
Налоговое администрирование как особый научно-практический процесс очень емко по своему содержанию, ситуациям организации и целевым инструкциям. Это и формирование правовых основ налогообложения на основе исторического опыта, современных достижений экономической науки и практики, и обеспечение ситуаций функционирования конкретного налогового приспособления, его элементов, и основание учетно-аналитических, отчетных правил, документов, и многое другое.
Таким образом, налоговое администрирование в целом, сформированное на основе положений налогового права и дополняющее их, с теоретико-практической точки зрения можно назвать своего рода стержнем всей структуры налоговых элементов и механизма. Все его составляющие: планирование, регулирование и контроль - суть управленческие действия профессионалов в органах власти, управления, а также в научно-исследовательских структурах. Нормы налогового права разрешают создать целесообразную систему налогового администрирования, распространить её на весь налоговый механизм.
Список использованной литературы:
1. Послание Президента Таджикистана Эмомали Рахмона в Маджлиси Оли Республики Таджикистан. - Душанбе. 23.01.2015 г / электронный ресурс: www.president.tj (дата обращения: 21.08.2015)
2. Налоговый кодекс Республики Таджикистан. - Душанбе: Шарки озод, 5 сентября 2012 г. № 902. ч.11, глава 4, статья 22, пункт 1.2. - 234с.
3. Большой толковый словарь русского языка./Составитель и гл. редактор С.А. Кузнецов. - СПб.: Норинт, 1998. - 1536 с.
4. Гомбожапова С.В. Собираемость налогов как основной показатель результативности налогового контроля // «ИЗВЕСТИЯ» (электронный научный журнал),
- 20 -
Mamurov A.M. Analysis and Results of Calculation in Regard to Tax Collection and Tax Administering
2011, №2. Иркутская государственная экономическая академия (Байкальский государственный университет экономики и права), стр 1-4. htte://eizvestia.isea.ru 16.07.2015.
5. Дадашева Ю.А. Собираемость налогов: методы измерения и сфера применения// Финансы, 2009. -№ 11. - С 76-78.
6. Перонко И.А. Проблемы совершенствования налогообложения в Российской Федерации и пути их решения: автореферат дисс. на соискание уч. степ, д.э.н. спец. 08.00.10./Перонко Иван Александрович. -М., 2001. - 42 с.
7. Папанова Н. А., Нестеров Г. Г., Терзиди А. В. Организация налогового учета и налогового контроля: Учебное пособие. - М. : Изд-во «Эксмо», 2006. - 624 с.
8. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - 3-е изд., доп. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 480 с.
9. Черник Д.Г., Павлова Л.П., Дадашев А.З., Князев В.Г., Морозов В.П. Налоги и налогообложение: Учебник.//2-е изд., доп. и перераб. -М.: Инфра-М, 2003. - 328 с.
10. www. andoz.tj - официальный сайт Налогового комитета РТ: (дата
обращения:12.06.2015).
Reference Literature:
1. The Message of the Tajikistan Republic President Emomali Rakhmon to the Majlisi Oli of Tajikistan Republic. - Dushanbe 23.01.2015. // electronic resource: www. president.tj (date of request: 21/08/2015).
2. Tax Code of Tajikistan Republic. - Dushanbe: Free East, September 5, 2012. - #902. - pp. 16. (part 11, chapter 4, article 22, item 1,2).- 234 pр.
3. Big Interpretation Dictionary of the Russian Language. / Complier and editor-in-chief S.A. Kuznetstov. - SPb.: Norint, 1998. - 1536pp.
4. Gombozhapova S.V. Tax Collection as Main Index of Tax Control Resultativity. // IZVESTIYA (electronic scientific journal), 2011, #2. Irkutsk State Economy Academy, Baikal State University of Economy and Law; pp 1-4. htte://eizvestia.isea.ru 16.07.2015.
5. Dadasheva Yu. A. Tax Collection: Methods of Measurement and a Sphere of Application / Finances, 2009, #11. - pp. 76 - 78.
6. Peronko I.A. The Problems of Improvement of Taxation in Russian Federation and the Ways of their Solution. Synopsis of candidate dissertation in economy. 08.00.10. - M., 2001. - 42p.
7. Papanova N.A., Nesterov G.G., Terzidi A.V. Organization of Tax Calculation and Tax Control: manual. - M.: Exmo, 2006. - 624 pp.
8. Rayzberg B.A., Lozovsky L.Sh., Starodubtseva Ye. B. Modern Economic Dictionary. - the 3-d edition, enlarged. - M. : Infra-M, 2001. - 480 pp.
9. Chernik D.G., Pavlova L.P., Dadashyev A.Z., Knyazyev V.G., Morozov V.P. Tax and Taxation: Manual. - the 2-nd edition, revised and enlarged. - M. : Infra-M, 2003. -328 pp.
10. www.andoz.tj - official site of Tax Committee of TR. (Date of addressing: 12.06.2015).
- 21 -