Научная статья на тему 'Анализ и оценка потенциала малых и средних предприятий для развития международного научно-технологического сотрудничества (на примере Ульяновской области)'

Анализ и оценка потенциала малых и средних предприятий для развития международного научно-технологического сотрудничества (на примере Ульяновской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
352
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / БИЗНЕС-КООПЕРАЦИЯ / ТРАНСФЕР ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пинков Александр Петрович, Кондратьева Мария Николаевна, Баландина Екатерина Владимировна

Посвящена анализу и комплексной оценке потенциала малых и средних предприятий (МСП) Ульяновской области, осуществляющих разработку новых технологий и несырьевой экспортно-ориентированной продукции для международного научно-технологического сотрудничества. Приведён краткий обзор методов анализа и оценки инновационного потенциала (ИП) малых и средних предприятий, используемых при решении данной проблемы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пинков Александр Петрович, Кондратьева Мария Николаевна, Баландина Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ и оценка потенциала малых и средних предприятий для развития международного научно-технологического сотрудничества (на примере Ульяновской области)»

УДК [338.22 + 339] (470.42)

А. П. ПИНКОВ, М. Н. КОНДРАТЬЕВА, Е. В. БАЛАНДИНА

АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛА МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА (НА ПРИМЕРЕ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Посвящена анализу и комплексной оценке потенциала малых и средних предприятий (МСП) Ульяновской области, осуществляющих разработку новых технологий и несырьевой экспортно-ориентированной продукции для международного научно-технологического сотрудничества.

Приведён краткий обзор методов анализа и оценки инновационного потенциала (ИП) малых и средних предприятий, используемых при решении данной проблемы.

Ключевые слова: инновационный потенциал, бизнес-кооперация, трансфер технологии.

Мировая практика показывает, что бизнес-структуры играют ключевую роль в разработке и внедрении инноваций. Создание благоприятного инновационного климата для стимулирования активности промышленных предприятий, образовательных и научных организаций, предприятий малого наукоёмкого бизнеса является одним из важнейших направлений деятельности Правительства РФ в области развития национальной инновационной системы. В настоящее время процесс поддержки инновационной деятельности как на федеральном, так и на региональном уровнях становится всё заметнее, но эффективность современной государственной политики в этой области на разных уровнях оценивается неоднозначно.

Инновационный сценарий долгосрочного развития Ульяновской области, который согласно Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области на период до 2020 года, утверждённой распоряжением Правительства Ульяновской области от 07.10.2008 №522-пр, следует рассматривать как приоритетный, характеризуется тем, что Правительство Ульяновской области заинтересовано в привлечении в регион инвестиционных проектов, направленных на коммерциализацию научных разработок, производство высокотехнологичных продуктов, высокую степень переработки сырья [3].

Последние десятилетия показали, что одним из главных инструментов инновационного развития страны (региона) и компаний является трансфер технологий (ТТ): превращение технологии как научного объекта в объект промышленный (коммерческий).

© Пинков А. П., Кондратьева М. Н., Баландина Е. В., 2016

В российских условиях невостребованности многих инновационных проектов потоки трансфера технологий следует рассматривать как основное средство их реализации. В современном мире глобальной экономики международный трансфер технологий и организация международного сотрудничества являются базовой основой инновационного развития страны (региона).

Однако, прежде чем осуществлять трансфер технологий, необходимо найти эти технологии и провести их оценку. Поэтому первым мероприятием ТТ всегда является технологический аудит (ТА) - комплексное обследование фирмы (организации), направленное на выявление технологий и осуществление объективной оценки их инновационного потенциала как объекта ТТ. Общая структура ТА: сбор информации - анализ - синтез (разработка рекомендаций) - составление отчёта [8].

Под инновационным потенциалом организаций следует понимать совокупность ресурсной, организационно-технической обеспеченности и компетенций, которыми располагает предприятие для разработки и освоения нововведений (новшеств) и производства на их основе конкурентоспособной продукции (технологии, услуги) для её представления на отечественном и зарубежном рынках.

Основной задачей научно-исследовательских работ являлась выявление и комплексная оценка потенциала малых и средних предприятий (МСП) Ульяновской области, осуществляющих разработку новых технологий и несырьевой экспортно-ориентированной продукции для международного научно-технологического сотрудничества.

Сбор информации о МСП Ульяновской области, осуществляющих разработку новых технологий и несырьевой экспортно-ориентированной продукции для международного научно-технологического сотрудничества, осуществлялся посредством метода анкетирования и интервьюирования.

Выбор данных методов был обусловлен высокой оперативностью получения информации и возможностью организации массовых обследований.

В целях решения данной задачи, руководствуясь методическими материалами «Практические руководства для центров коммерциализации технологий», подготовленных в рамках проекта EUROPEAID «Наука и коммерциализация технологий» [8], была разработана опросная анкета, которая включила в себя десять блоков:

1. Общие сведения о компании / предприятии.

2. Профиль компании.

3. Продукция и технологии.

4. Рынок.

5. Инновационный менеджмент.

6. Проведение НИОКР и финансовые вопросы.

7. Взаимоотношения с организациями, ответственными за инновации и трансфер технологий.

8. Научно-технические навыки.

9. Услуги.

10. Результаты исследований, которые могут быть переданы в производство.

При составлении опросной анкеты учитывались следующие критерии оценки инновационного потенциала МСП Ульяновской области:

- ведение разработок несырьевой экспортно-ориентированной продукции по приоритетным направлениям сотрудничества России и ЕС (Европейского Союза);

- наличие запросов или предложений для технологической и научно-исследовательской кооперации;

- наличие команды и компетенций для реализации совместных с европейскими партнерами проектов;

- наличие опыта реализации совместных международных проектов или наличие компетенций, подтверждающих готовность предприятия к такому виду деятельности;

- наличие партнёров в ЕС.

Система сформулированных в анкете вопросов позволила обеспечить комплексную характеристику инновационных процессов, протекае-мых в исследуемой организации.

Кроме того, сбор информации осуществлялся посредством интервьюирования (по основным блокам опросной анкеты) потенциальных участников проекта на различных площадках в городе Ульяновске:

1. III Всероссийский образовательный форум «Кадры для модернизации ЖКХ» (24 мая 2014 г.)

2. Конкурс «У.М.Н.И.К.» («Участник молодёжного научно-инновационного конкурса»), реализуемый Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (8-9 апреля 2014 г.)

3. ГГ-конференция СТАЧКА (11-12 апреля 2014 г.)

4. Научный семинар со слушателями Президентской программы подготовки управленческих кадров в Высшей школе менеджмента при УлГТУ.

Анализ и оценка инновационного потенциала малых и средних предприятий (МСП) Ульяновской области, осуществляющих разработку новых технологий и несырьевой экспортно-ориентированной продукции для международного научно-технологического сотрудничества, проводились на основе заполненных анкет экспертным методом. Данный метод является наиболее популярным в связи с простотой его реализации и минимальным объёмом подготовительных и вспомогательных действий.

Методы экспертных оценок — это методы организации работы со специалистами-экспертами и обработки мнений экспертов, выраженных в количественной и/или качественной форме.

Основным недостатком метода является высокий риск ошибки эксперта, вызванной субъективностью оценки и некоторыми проблемами понимания и интерпретации изучаемого объекта. Однако у метода экспертных оценок есть очевидное преимущество — он позволяет оценить те стороны инновационной деятельности хозяйствующего субъекта, количественной (цифровой) информации по которым не существует.

Далее проведём анализ основных показателей инновационного потенциала Ульяновской области в сравнении с регионами ПФО по двум направлениям: оценки инновационного потенциала и его использования. В таблице 1 представлены внутренние текущие затраты на исследования и разработки в процентах к валовому региональному продукту по годам.

По данному показателю на 2014 год Ульяновская область занимала 2-е место (3,3%) среди

субъектов ПФО за счёт высокотехнологичных предприятий промышленного комплекса, а также малого ВРП.

Лидером здесь является Нижегородская область с показателем 4,55. Однако за последние 5 лет данный показатель имеет неустойчивую тенденцию роста как в РФ, отдельных регионах и в целом в ПФО. В таблице 2 отражена числен-

ность персонала, занятого исследованиями и разработками.

По данному показателю на 2014 год Ульяновская область занимала 3-е место (114,7) среди субъектов ПФО. Здесь лидер Нижегородская область (показатель 240). Но, как и в прежнем случае, общая тенденция изменения за последние годы негативная как в РФ, так и в ПФО.

Таблица 1

Внутренние текущие затраты на исследования и разработки в процентах к валовому региональному продукту, процент, значение показателя за год [10]

2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Приволжский федеральный округ 1,02 1,22 1,2 1,17 1,25

Республика Башкортостан 0,44 0,52 0,52 0,56 0,6

Республика Марий Эл 0,24 0,15 0,15 0,14 0,11

Республика Мордовия 0,55 0,71 0,46 0,44 0,47

Республика Татарстан 0,59 0,62 0,62 0,65 0,67

Удмуртская Республика 0,18 0,22 0,16 0,22 0,21

Чувашская Республика 0,33 0,34 0,41 0,45 0,55

Пермский край 0,97 1,22 1,07 0,9 0,93

Кировская область 0,4 0,57 0,46 0,44 0,48

Нижегородская область 3,58 4,08 4,13 3,92 4,55

Оренбургская область 0,13 0,12 0,1 0,1 0,09

Пензенская область 1,07 1,22 1,36 1,72 1,49

Самарская область 1,28 1,92 1,77 1,67 1,83

Саратовская область 0,55 0,53 0,6 0,59 0,59

Ульяновская область 2,35 2,71 2,81 3,25 3,3

Таблица 2

Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, на десять тысяч занятых в экономике, человек, значение показателя за год [10]

2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Приволжский федеральный округ 82 81 81 77,8 79,7

Республика Башкортостан 44 42 43,2 45,7 45,4

Республика Марий Эл 6 6 5,3 6 5,2

Республика Мордовия 33 31 23,4 24,2 23,8

Республика Татарстан 71 71 72,8 72,8 75,4

Удмуртская Республика 22 19 20,1 26,4 19,4

Чувашская Республика 19 17 16,4 16,5 22,7

Пермский край 98 75 74,6 74,7 77,3

Кировская область 73 27 24,3 26 28

Нижегородская область 28 238 237,5 234,6 240

Оренбургская область 243 10 8,8 8,5 8,5

Пензенская область 10 91 93,2 96,2 89

Самарская область 129 135 133,8 104,1 114,8

Саратовская область 45 42 41,2 40 38,7

Ульяновская область 120 123 125,9 113,7 114,7

Удельный вес малых предприятий, осуществляющих технологические инновации, представлен в таблице 3.

По данному показателю на 2014 год Ульяновская область занимала 13-е место (5,1%) среди субъектов ПФО. Лидером по данному показателю являлась Чувашская Республика (20,1%). За последние 4 года (2011-2014) анализируемый показатель имеет отрицательную динамику.

В таблице 4 представлен удельный вес малых предприятий, осуществляющих организа-

ционные инновации.

По данному показателю на 2014 год Ульяновская область занимала 10-е место (2,2%) среди субъектов ПФО. Лидерами по данному показателю является Оренбургская область и Республика Татарстан (5,4%). За последние 4 года (2011-2014) анализируемый показатель имеет отрицательную динамику. Поступление патентных заявок и выдача охранных документов отражены в таблице 5.

Таблица 3

Удельный вес малых предприятий, осуществляющих технологические инновации в общем числе обследованных малых предприятий, проценты, значение показателя за год [10]

2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Приволжский федеральный округ 10,5 10,2 11,2 10,8

Республика Башкортостан 11,3 10,0 12,6 12,6

Республика Марий Эл 5,1 6,9 6,7 7,9

Республика Мордовия 9,2 9,1 11,0 12,1

Республика Татарстан 12,5 12,9 16,4 16,9

Удмуртская Республика 11,3 10,4 14,3 12,2

Чувашская Республика 13,0 13,7 13,8 20,1

Пермский край 22,1 19,3 12,7 12,9

Кировская область 6,8 5,6 7,0 7,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нижегородская область 11,8 11,4 13,6 13,6

Оренбургская область 14,1 12,5 13,3 10,0

Пензенская область 6,4 7,8 9,8 10,0

Самарская область 9,7 10,8 8,5 5,7

Саратовская область 5,8 5,4 5,2 6,6

Ульяновская область 6,3 6,1 6,4 5,1

Таблица 4

Удельный вес малых предприятий, осуществляющих организационные инновации в общем числе обследованных малых предприятий, проценты, значение показателя за год [10]

2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014г.

Приволжский федеральный округ 4,8 4,4 4,2 3,4

Республика Башкортостан 3,9 2,5 3,0 2,9

Республика Марий Эл 3,2 2,5 3,3 3,7

Республика Мордовия 3,9 3,5 3,8 3,3

Республика Татарстан 4,9 4,4 6,5 5,4

Удмуртская Республика 1,4 2,2 2,6 1,8

Чувашская Республика 6,1 6,8 5,8 4,7

Пермский край 7,0 6,2 3,6 4,5

Кировская область 1,5 2,6 3,0 1,9

Нижегородская область 10,0 10,1 8,2 4,5

Оренбургская область 4,0 4,8 4,6 5,4

Пензенская область 3,2 5,3 4,9 4,6

Самарская область 5,4 3,1 2,6 1,6

Саратовская область 3,5 2,4 1,5 2,6

Ульяновская область 3,1 2,8 3,1 2,2

Поступление патентных заявок и выдача охранных документов, единиц, значение показателя за год [10]

2013 2014

Подано патентных заявок Выдано патентов Подано патентных заявок Выдано патентов

на изобретения на полезные модели на изобретения на полезные модели на изобретения на полезные модели на изобретения на полезные модели

Приволжский федеральный округ 4 614 2 926 3 532 2 415 4 427 2 941 3 463 2 553

Республика Башкортостан 585 236 566 192 668 267 492 197

Республика Марий Эл 122 66 73 36 154 67 91 50

Республика Мордовия 48 36 31 35 57 46 40 48

Республика Татарстан 961 656 722 525 789 635 705 562

Удмуртская Республика 121 132 92 93 131 158 83 130

Чувашская Республика 150 84 111 63 153 89 130 64

Пермский край 393 233 393 193 400 264 348 208

Кировская область 111 91 55 57 91 90 75 79

Нижегородская область 551 332 286 265 420 333 332 310

Оренбургская область 227 51 87 47 355 43 87 29

Пензенская область 179 69 163 72 197 71 150 62

Самарская область 621 485 419 424 528 459 503 418

Саратовская область 244 209 301 200 230 230 250 222

Ульяновская область 301 246 233 213 254 189 177 174

По состоянию на 2014 год в Ульяновской области подано патентных заявок на изобретения -254, на полезные модели - 189. В этом же отчётном году выдано патентов на изобретения - 177, на полезные модели - 174.

По данному показателю Ульяновская область занимает 7-е место среди субъектов ПФО, в этой области наблюдается неустойчивый темп роста.

Далее в таблицах 6, 7 рассмотрим показатели использования инновационного потенциала региона.

По этому показателям Ульяновская область занимает также 7-е место среди субъектов ПФО. За последние четыре года (2011-2014) данный показатель имеет отрицательную динамику.

По состоянию на 2015 год в Ульяновской области данный показатель составил 1717 единиц

(12-е место среди субъектов ПФО). За последние пять лет (2011-2015) по этому показателю наблюдается неустойчивый темп роста. Лидирует Нижегородская область с результатом 11 440 единиц.

Анализ статистических данных и предоставленных предприятиями и организациями материалов позволяет сделать вывод о том, что к настоящему времени развитие инновационной деятельности характеризуется следующими проблемами, вызывающими противоречие между существующим инновационным потенциалом и результатами его функционирования:

1) инновационная инфраструктура Ульяновской области недостаточно адаптирована к потребностям предприятий промышленного комплекса, использующих инновации, и организаций научно-технической сферы;

2) отсутствует механизм коммерциализации и передачи передовых технологий, созданных в государственных научных организациях и вузах, технопаркам, организациям Ульяновской области для внедрения в производство;

3) недостаточно развит спрос организаций реального сектора экономики Ульяновской области на перспективные с точки зрения коммерческого применения результаты интеллектуальной деятельности;

4) имеется дефицит квалифицированных специалистов по коммерциализации научно-технических разработок и управлению результатами интеллектуальной деятельности [4].

Для развития международного научно-технологического сотрудничества и бизнес-кооперации с партнёрами из стран ЕС необходима оцен-

Удельный вес инновационных товаров, работ выполненных работ, услуг, процен

ка потенциала малых и средних предприятий Ульяновской области несырьевого профиля.

Бизнес-структуры, осуществляющие инновационную деятельность на территории Ульяновской области, можно условно разделить на несколько групп:

1. Высокотехнологичные предприятия промышленного комплекса:

- Федеральный научно-производствен-ный центр открытое акционерное общество «Научно-производственное объединение «Марс»;

- Открытое акционерное общество «Ульяновское конструкторское бюро приборостроения»;

- Закрытое акционерное общество «Авиа-стар-СП»;

Таблица 6

услуг в общем объёме отгруженных товаров, :ы, значение показателя за год [10]

Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объёме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объёме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг организаций промышленного производства Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объёме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг организаций сферы услуг

2011 2012 2013 2014 2011 2012 2013 2014 2011 2012 2013 2014

Приволжский федеральный округ 9,3 10,2 11,3 12,7 9,6 10,5 11,3 12,9 4,6 5,2 10,7 11,2

Республика Башкортостан 4,5 5,5 5,6 6,0 4,5 5,5 5,4 6,3 3,8 5,1 8,4 0,3

Республика Марий Эл 3,1 2,9 4,9 1,0 1,0 1,2 3,7 0,9 31,4 30,6 22,5 2,8

Республика Мордовия 20,2 23,1 22,0 22,9 20,9 23,9 22,8 23,8 8,4 10,1 7,7 4,7

Республика Татарстан 17,9 15,6 14,9 18,4 18,7 16,4 15,6 19,5 0,7 0,6 3,4 3,2

Удмуртская Республика 2,0 4,0 3,5 6,4 2,1 4,2 3,6 6,7 0,0 0,5 0,4 1,7

Чувашская Республика 9,2 8,9 6,1 22,6 9,5 9,3 5,3 23,2 7,3 5,6 12,5 17,4

Пермский край 4,2 10,9 7,7 7,7 4,0 11,0 7,0 7,2 8,0 7,6 22,6 16,9

Кировская область 6,0 6,6 7,2 7,2 6,5 6,9 7,5 7,7 3,6 2,8 1,5

Нижегородская область 6,5 10,2 17,1 17,0 6,3 10,4 16,5 16,7 9,0 7,9 21,6 19,7

Оренбургская область 1,9 2,7 2,6 1,6 1,9 2,6 2,6 1,6 4,0 5,0 3,5 0,1

Пензенская область 5,2 4,9 7,0 11,5 5,4 5,0 4,3 10,2 2,8 3,8 26,9 19,1

Самарская область 17,8 14,2 21,5 24,5 18,8 14,7 23,2 24,6 3,6 7,9 3,7 23,7

Саратовская область 7,9 7,0 2,7 3,4 8,6 7,7 2,8 3,3 0,2 0,0 0,8 5,1

Ульяновская область 8,8 17,6 19,8 8,5 9,2 18,6 21,7 9,5 4,2 4,1 2,6 0,3

Используемые передовые производственные технологии, единиц, значение показателя по годам [10]

2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Приволжский федеральный округ

Республика Башкортостан 8112 5673 6207 6372 6612

Республика Марий Эл 751 703 758 812 861

Республика Мордовия 2610 2627 2626 2638 2740

Республика Татарстан 3469 4076 4847 5151 5280

Удмуртская Республика 3632 4710 4565 4621 4878

Чувашская Республика 2202 2294 2497 2597 2691

Пермский край 5295 5182 4510 4392 4395

Кировская область 2044 1985 2249 2228 2264

Нижегородская область 22123 14637 12781 11092 11440

Оренбургская область 664 694 734 751 850

Пензенская область 1189 1225 1134 1206 1393

Самарская область 5648 6189 6870 6688 7291

Саратовская область 5612 5911 4359 4630 4664

Ульяновская область 1561 1488 1685 1798 1717

Таблица 8

Перечень малых инновационных предприятий Ульяновской области, созданных в соответствии с Федеральным законом №217-ФЗ [11]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ульяновский государственный технический университет

ООО «Центр технического творчества» ООО «Центр ресурсосберегающих технологий»

ООО «Малое инновационное предприятие «Микроэлектронный контроль» ООО «Научно-технический центр «Лидер»

ООО «Малое инновационное предприятие «Уникальные системы и технологии» ООО «Центр инновационных беспроводных технологий» ООО «Центр повышения энергетической эффективности» ООО «ИнтелСофт»

ООО «ЦЕНТР КОМПЬЮТЕРНОГО АНАЛИЗА ИЗОБРАЖЕНИИ» Ульяновский государственный университет

ООО «Центр здоровья, спорта и туризма»

ООО «Испытательная лаборатория нефти и нефтепродуктов»

ООО «УМНИК»

ООО «Сфера»_

ООО «НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «ФАДЕК»

ООО «Технопарк»

Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия

ООО «Научно-технический центр «Биотек»

ООО «Научно-исследовательский инновационный центр микробиологии и биотехнологии» ООО «Научно-технический инновационный центр «Диагност»

ООО «Научно-технический инновационный центр «Биопродукт»_

ООО «Научно-технический инновационный центр «Апипродукт» ООО «ИНЭКС»

ООО «Научно-инновационный центр экспертизы пищевой и сельскохозяйственной продукции» Институт радиотехники и электроники им. В.А.Котельникова Российской академии наук (Ульяновский филиал) ООО «Малое инновационное предприятие «Инновации в радиоэлектронике» ООО «Центр инноваций и кооперации»_

- Открытое акционерное общество «Ульяновский автомобильный завод»;

- Открытое акционерное общество «Утёс»;

- Открытое акционерное общество «Ульяновский механический завод»;

- Открытое акционерное общество «Автодеталь-Сервис»;

- Открытое акционерное общество «Димитровградский автоагрегатный завод»;

- Открытое акционерное общество «Ульяновский моторный завод»;

- Открытое акционерное общество «Контактор» и другие.

2. Малые инновационные предприятия, созданные в соответствии с Федеральным законом №217-ФЗ, список которых приведён в таблице 8.

3. Другие МСП Ульяновской области, осуществляющие инновационную деятельность, в том числе, активные участники программ «СТАРТ», «РАЗВИТИЕ», «ЭКСПОРТ», объявленных Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

По состоянию на 28.05.2014 было получено и предварительно обработано 43 анкеты МСП Ульяновской области несырьевого профиля, изъявивших желание развивать международное научно-технологическое сотрудничество и бизнес-кооперацию с партнёрами из стран ЕС.

Из анализа видно, что более 75% МСП имеют реальные перспективы к установлению контактов и к разработке конкретных планов международного научно-технологического сотрудничества и бизнес-кооперации.

При проведении опроса с помощью анкет руководителям предлагалось оценить инновационный потенциал своего предприятия (организации). Подробный анализ предоставленных анкет показал, что по отраслям специализации анкетируемые МСП Ульяновской области распределились следующим образом (рисунок 1): информационные технологии - 37,5%; научно-техническое производство - 12%, энергетика -12%, строительство - 7,5%, нанотехнологии -5%, другие сферы - 25%.

Развитие научной активности и участие МСП Ульяновской области в научных партнерских проектах оценивают на высоком уровне около 58% респондентов предприятий. Уровень патентной активности всех обследуемых объектов отмечается как средний.

Анализируя ответы респондентов о наличии перспективных разработок в их организациях, можно сделать вывод о слабой связи между

наукой и производством и о недостаточном уровне коммерциализации научных разработок.

Основными источниками финансирования НИР являются собственные средства малых и средних предприятий - 32,5% всех ответов, и гранты различных фондов - 27,5% (рисунок 2).

Анализируя территориальный рынок, на котором работают МСП Ульяновской области, и опыт сотрудничества с зарубежными компаниями, можно сделать вывод, что 45% организаций - экспортно ориентированные организации, которые заинтересованы в международном сотрудничестве.

С целью развития международного научно-технологического сотрудничества МСП Ульяновской области высказали заинтересованность в следующих услугах (рисунок 3): поиск предложений и запросов от отечественных, региональных и зарубежных контрагентов - 45% всех ответов; помощь в поиске партнеров - 40% всех ответов; содействие в вопросах защиты прав интеллектуальной собственности - 10% всех ответов; помощь в продвижении на рынок продукции - 47,5% всех ответов.

Рис. 1. Сферы деятельности МСП Ульяновской области (по результатам анкетирования)

Рис. 2. Основные источники финансирования НИР (по результатам анкетирования)

Помощь в продвижении на рынок продукции 47,5%

Содействие в вопросах щиты прав И С 10.0%

Поиск предложений и запросов 45,0%

ПомоицЬВ

гишикг

партнеров

Рис. 3. Заинтересованность МСП в специальных услугах (по результатам анкетирования)

Проведённый анализ инновационного потенциала Ульяновской области и оценка потенциала МСП несырьевого профиля, способных развивать международное научно-технологическое сотрудничество и бизнес-кооперацию с партнёрами из стран ЕС, позволяет сделать следующие выводы:

1. В Ульяновской области крайне недостаточно развита сеть малых фирм, занимающихся разработкой новых технологий и оказанием инновационных услуг.

2. Отмечая высокий уровень научного кадрового потенциала, достаточно высокую степень научной активности, подавляющее большинство респондентов оценивает уровень развития инновационного потенциала Ульяновской области как крайне низкий, такому положению особенно способствуют: неразвитость инновационной инфраструктуры, слабое участие предприятий и организаций в федеральных и региональных научно-технических и инновационных программах и низкие инвестиционные возможности.

3. Среди основных факторов, сдерживающих формирование инновационной системы, по-прежнему остаются финансовые и организационно-правовые проблемы: недостаток собственных средств предприятий и организаций, устаревшая технологическая база производства, антирыночные условия кредитования, недостаточность мер государственной поддержки, отсутствие государственного заказа на высокотехнологичную продукцию.

Следует также отметить, что применение экономических санкций в 2014 г. в отношении Российской Федерации со стороны США, Европейского Союза и ряда других государств только способствует, на наш взгляд, развитию инновационного бизнеса в России.

Таким образом, для активизации инновационной деятельности на ближайшую перспективу необходимо осуществление следующих мероприятий: принимать участие в реализации феде-

ральных и региональных целевых программ по научно-техническому и инновационному развитию, существенно расширить ассортимент новой продукции, провести модернизацию производственной базы, создать новые цехи по выпуску новой продукции, технопарки, активизировать рекламно-выставочную деятельность, открыть новые специальности по перспективным направлениям развития техники и технологий.

Условия внешнеэкономических санкций и переход к активному импортозамещению, по нашему мнению, должны стимулировать активное развитие наукоёмких и высокотехнологичных отраслей в потребительском секторе, что в конечном итоге обеспечит переход от сырьевой ориентации российской экономики к инновационному пути развития.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бабкина Е. В., Сергеев В. А. Тройная спираль инновационного развития: опыт США и Европы, возможности для России // Инновации. - 2011. - №12. - С. 8-18.

2. Лисин Б. И, Фридлянов В. Н. Инновационный потенциал как фактор развития // Инновации. - 2002. - №7. - С. 17-34.

3. Постановление Правительства Ульяновской области от 02.11.2010 №40/373-П «Об утверждении областной целевой программы «Развитие инновационной деятельности в Ульяновской области на 2011-2015 годы».

4. Сергеев В. А., Подымало Д. К. Анализ статистических связей инновационного ранга и показателей инновационного развития регионов // Инновации. - 2009. - №8. - С. 47-51.

5. Сергеев В. А., Подымало Д. К. О роли предпринимательских объединений в повышении инновативности региональной экономики // Инновации. - 2008. - №7. - С. 86-90.

6. Сергеев В. А., Кипчарская Е. В., Подымало Д. К. Математические модели и методы количественной инновационного потенциала предприятий // Труды Международной конференции по логике, информатике и науковедению КЛИН-2007 (17-18 мая 2007 г.) Т. 4. Математические методы и модели в науке, технике, естествознании и экономике. - Ульяновск: УлГТУ, 2007.- С. 222-224.

7. Сергеев В.А., Скобеева В.В., Баширов А.А. Оценка инновационного потенциала Ульяновской области // Инновации. - 2008. - №1. -С. 93-99.

8. Серия методических материалов «Практические руководства для центров коммерциализации

технологий», подготовленных под руководством Питера Линдхольма (inno AG), директора проекта, представляющего консорциум inno AG (Германия), АЕА Technology (Великобритания), TNO (Нидерланды).

9. http://www.fasie.ru/ Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (дата обращения: 03.11.2016 г.).

10. http://www.gks.ru/ Федеральная служба государственной статистики (дата обращения: 03.11.2016 г.).

Пинков Александр Петрович, кандидат экономических наук, и. о. ректора УлГТУ. Кондратьева Мария Николаевна, доктор экономических наук, декан инженерно-экономического факультета УлГТУ. Баландина Екатерина Владимировна, кандидат экономических наук, доцент.

Поступила 06.12.2016 г.

УДК 338.2

А. А. АЛЕКСАНДРОВ

КЛЮЧЕВАЯ СТАВКА КАК ИНСТРУМЕНТ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ЦБ РФ В УСЛОВИЯХ СТАГФЛЯЦИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Установлены ограничители экономического роста в России, рассмотрены цели и инструменты денежно-кредитной политики ЦБ РФ, определён механизм влияния ключевой ставки на уровень инфляции и динамику экономического роста государства.

Ключевые слова: ключевая ставка, Центральный банк РФ, стагфляция, инфляция, экономический рост.

Исчерпание источников бурного восстановительного экстенсивного роста в России, наблюдавшегося в 2000-х гг., привело к устойчивому замедлению темпов экономического развития государства в 2012-2016 гг.

Важнейшим фактором, сдерживающим дальнейший экономический рост в России, является сформированная сырьевая модель развития с её структурными диспропорциями и ограничениями.

Безусловно, следует отметить, что дополнительным значимым фактором ухудшения делового климата в стране в 2014-2016 гг. является напряжённость в межгосударственных отношениях между Россией и рядом стран, что проявилось во введении взаимных экономических санкций и ограничений.

На депрессивное состояние российской экономики огромное негативное влияние оказало и существенное снижение мировых цен на энерго-

© Александров А. А., 2016

носители. Финансовые поступления от экспорта нефти и иных природных ресурсов занимают важнейшее место в структуре доходов бюджетной системы России. Их сокращение заметно сужает финансовые возможности государства по эффективному выполнению своих функций и задач, что, в конечном счёте, негативно сказывается на благосостоянии населения.

Совокупность вышеуказанных обстоятельств способствует усилению социальной напряжённости. Это вынуждает государство активно заниматься поиском путей и инструментов восстановления позитивной динамики в экономическом развитии страны.

В системе субъектов, которые занимаются решением макроэкономических вопросов, важное место занимает ЦБ РФ.

В статье 3 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» перечислены цели деятельности Банка России, к которым отнесены:

- защита и обеспечение устойчивости рубля;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.