АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ПОЛИТИЧЕСКИХ РИСКОВ
О.А. Тогусаков, д-р филос. наук, профессор, член-корреспондент У.А. Асаналиев, докторант
Институт философии и политико-правовых исследований Национальной Академии наук Кыргызской Республики (Кыргызская Республика, г. Бишкек)
Аннотация. В статье раскрывается риск, который стоит понимать как непрерывную, кумулятивную, динамично развивающуюся структурированную активность субъекта на различных экзистенциальных уровнях социально-политической системы в ситуации неопределенности, недостатка информации субъекта о политико-экономической среде, в которой он ведет деятельность.
Комплексный анализ области исследования включает подбор факторов в зависимости от поставленной цели, создание системы факторов. На этапе системной оценки факторов политического риска определяется степень значимости отдельного фактора, его «вес» в структуре модели, корректность поступающей информации. Прогнозирование политического риска включает разработку наиболее вероятных сценариев развития ситуации и ее последствия. Применяемые методы: статистическое моделирование, исторические и общие аналогии. На этапе управления политическим риском планируются и осуществляются возможные превентивные меры против негативных тенденций или усиливаются позитивные - путем финансовой, политической поддержки и т.д.
Можно сделать вывод, что оценка и прогнозирование риска помогают увидеть множество возможных путей развития и при умелом использовании полученной информации избегать нежелательных сценариев. Неоднозначность определения сущности политического риска и малоизученность проблемы делают ее одним из самых востребованных направлений на сегодняшний день.
Ключевые слова: политический риск, неопределенность, инвестиции, политический процесс, макрополитический климат, анализ рисков, международный актор.
Определение политического риска, таким образом, должно быть выверено с большой осторожностью и аккуратностью, это и есть задача междисциплинарного будущего, а не нынешнее объективное утверждение. Для выявления ключевых характеристик феномена политического риска следует проанализировать существующие подходы к определению самого понятия политического риска, чтобы найти наиболее полное и адаптированное определение, позволяющее изучить специфику политических процессов.
Если обратиться к современной экономической теории, то в первую очередь следует вспомнить американского экономиста Ф. Найта. Его трактовка риска была дополнена понятием неопределенности, взятой из теории совершенной конкуренции. Далее понятие риска и неопределенности было расширено и стало ключевым звеном многочисленных теорий ожидаемой полезности. В контексте данной тео-
рии риск рассматривается уже более привычным образом - в качестве вероятности отклонения от поставленных целей/задач/плановых параметров.
Для целей настоящей работы следует рассмотреть понятие риска через призму инвестиционного проекта. Реализация любого проекта происходит в постоянно меняющейся среде. Изменения могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на ход выполняемой работы. Наиболее опасны существенные негативные изменения, когда возникает угроза закрытия проекта или его значительной корректировки (как по стоимости, так и по срокам). Возможность таких изменений обычно трактуется как риск. Таким образом, риск - это численно измеримая возможность возникновения неблагоприятных ситуаций и связанных с ними последствий в виде потерь, ущерба, убытков (рис. 1).
Рис. 1. Механизм возникновения и реализации рисков
Таким образом, риск является непрерывно накапливающейся, структурированной частью деятельности индивидуального или коллективного субъекта на различных экзистенциальных ступенях социальной системы в ситуации неопределенности, недостатка или неполноты знания субъекта о среде, в которой он существует, или по причине ложности этой информации, при этом задачей субъекта является удовлетворение собственных потребностей.
Если рассматривать политический риск в таком контексте, то мы прибегаем к локализации проблемы на одном определенном уровне социальной системы - политическом, а все многообразие потребностей субъекта сводим до политических потребностей.
Подобный переход используется для того, чтобы очертить границы предметной области для прикладных исследований политического риска. По мнению автора, этой областью может быть политическая ситуация как фиксированный временной фрагмент политического процесса.
Такой подход ценен в силу ряда причин. Во-первых, предмет любого рискового исследования можно определить по средствам уже сложившихся подходов в политической науке к интерпретации субъектов и объектов политики, политического процесса, элементов политической системы. Во- вторых, этот подход позволяет охарактеризовать взаимосвязь субъектов политического риска по отношению к другим элементам политического процесса. В-третьих, это позволяет ограничить область политических потребностей субъекта политического риска.
То же происходит с политическими рисками. Одни риски перестают быть актуальными и на какой-то период времени отходят на второй план, другие, наоборот, расширяют границы своего воздействия, из локальных становясь глобальными. В качестве примера можно упомянуть риски возникновения военных конфликтов между государствами, которые, по сути, существовали всегда. Но раньше они имели лишь локальный характер, и не могли привести к разрушению экономики целых континентов или к непосредственному физическому истреблению жизни в столь большом регионе.
Если обратиться к статье 11 Сеульской конвенции от 1985 года, то в ней дается перечень страховых рисков инвестора, где среди риска введения ограничений на перевод валюты (currency transfer risk), риска нарушения договора (breach of contract risk), так же выделены политические риски, а именно:
- риск экспроприации или аналогичных мер (risk of expropriation or similar measures);
- риск войны и гражданских беспорядков (risk of war and civil disturbance) [1].
Определение риска экспроприации и аналогичных ей мер сформулировано в Конвенции ООН, и включает не только прямое лишение права частной собственности на имущество посредством законодательного акта о национализации и передачи титула собственности государству, но и действия или бездействие правительства, которые делают бесполезными права инвестора в отношении его инвестиций (права собственника, акционера, кредитора). Экспроприационными также считаются
действия, непосредственно направленные против организации — реципиента инвестиций, которые лишают страхователя существенного дохода от его инвестиций, например изъятие материальных активов или обложение чрезмерными налогами, мешающими продолжать осуществление проекта, не неся при этом прямых убытков.
Перечень всех определений политического риска, использующихся в науке на текущий момент, достаточно широкий, поэтому представляется наиболее эффективным выделение «классических» трактовок политического риска, содержащихся в работах наиболее авторитетных специалистов и исследователей в данной сфере. Остановимся сначала на работах отечественных ученых.
Обращаясь к обзору теорий политического риска, проведенного И. Подколзи-ной [2], можно констатировать, что значение данного термина крайне широко, оно охватывает и прогнозирование политической стабильности в стране, и является частью всех неэкономических рисков, связанных с производственной деятельностью международных компаний.
Другой отечественный исследователь И. Тихомирова в своей работе трактует политический риск как «вероятность наступления нежелательных последствий при принятии решений, вызванных влиянием политических и социальных факторов, на объекты международного бизнеса, и поиск возможных вариантов стабилизации внутриполитической обстановки в стране» [3] .
И.В. Джус делает попытку сформулировать максимально широкое определение политических рисков. Согласно его концепции, политические риски - это такие события в политическом процессе, которые оказывают прямое или косвенное воздействие на деятельность экономических субъектов» [4].
Далее обратимся к работе Девида Шмидта, который определяет политический риск как «применение правительством страны, в которую вливаются инвестиции, такой политики, которая сдержи-
вает бизнес операции, основанные на иностранных инвестициях» [5]. Он делит политический риск на три субкатегории: «трансфертный риск» определяется как риск на капитальные платежи или на возврат прибыли; «операционный риск», относится к вопросам, касающихся локальных источников и их наполнения, или процесса производства/ непрерывности деятельности; «риск контроля собственности», относится к вопросам, касающихся отчуждения и конфискации имущества.
Чарльз Кеннеди расширяет данное понятие и трактует политический риск, «как стратегический, финансовый или личный убыток для фирмы в виду нерыночных событий или факторов, которые влияют на макроэкономический и макрополитический климат»[6]. Это, как он указывает, может иметь множество причин и оказывать воздействие на фискальный, монетарный, торговый, инвестиционный, трудовой, промышленный климат, определяющий уровень развития в стране, принимающей инвестиции; неблагоприятно влияющий на рентабельность, продолжительность жизни, жизнеспособность или на статус права собственности объектов инвестиций. Исходя из данных предпосылок, политический риск может быть инициирован распоряжением правительства\ регулирующего органа исполнительной власти \органа судебной системы, которое изменяет или ограничивает привычные рыночные условия, вызывая макроэкономические или макрополитические последствия. Таким же образом они могут быть вызваны дисфункциональными политическими событиями, такими как терроризм, государственный переворот, санкции, массовые беспорядки, восстание, сепаратизм, гражданская война, или яростными политическими дебатами (спорами) - другими словами, силами, препятствующими ведению нормальных политических процессов.
Если рассматривать политические риски с точки зрения прикладной политологии, то в определение политического риска чаще всего закладывается институт власти, который может привести к причинению ущерба отдельным личностям, населению,
государству и международной системе. Осуществление полномочий в коростных целях, применение силы и военной агрессии, или развязывание войны, таким образом, в определении являются объектами исследования и предметом изучения. Если трактовать политический риск более широко, то под ним понимается включение таких факторов и процессов, которые могут задерживать, сдерживать или устранять действия политических институтов, применение норм закона и функционирование гражданского (национального) и международного общества. Политический риск представляет собой угрозу для мирного сосуществования государств, для стабильного управления национальными городами, угрозу ущемления легитимности власти, установленных гражданских норм права. Подобные угрозы могут исходить со стороны военных сил, агрессивно настроенных групп граждан и различных меньшинств, анархических и террористических группировок. Следовательно, политический риск чаще рассматривается как политическая нестабильность, где порядок, как на международном, так и на государственном уровне, заменяется хаосом или, где уверенность в своих гражданских правах и исполнении политической власти станет непредсказуемой. В виду вышесказанного крайняя степень политического риска часто ассоциируется с междоусобной войной, революцией, гражданской войной и разрушением государства, в то время как наименее критичные формы политического риска на международном уровне, в основном, ассоциируются с дипломатической враждебностью, холодной войной, изоляцией, меркантилизмом и торговыми войнами, а на государственном уровне с гражданским неповиновением, низким уровнем легитимности власти, высоким уровнем государственной коррупции или с ослаблением государственного управления.
Другая точка зрения на понятие политических рисков складывается, если их
рассматривать через призму политической модернизацию и развития общества. В этом случае более корректно давать определение (политическому риску) по отношению к степени зрелости гражданского общества, прозрачности, количеству и качеству функционирования государственных политических институтов. При данном подходе во главу угла ставятся следующие вопросы: насколько государственные институты эффективно управляют нуждами национальных единиц, устанавливают и уравновешивают интересы и потребности соревнующихся блоков избирателей? Кроме того, политические риски оцениваются через анализ независимости органов государственной власти, таких как, например, судебная система; через прозрачность и открытость национальных счетов (финансового и экономического управления) и системы выборов. Государственные, институциональные/административные должности соотносятся с уровнями прозрачности и неподкупности, и таким образом, в большинстве случаев используются для оценки политических рисков - что является наиболее очевидным методом для развивающихся стран с переходной экономикой, где затраты на коррупцию, непотизм, нефункциональную государственную политику и предвзятые нормы судебной власти могут лечь бременем на экономических агентов и/или могут препятствовать эффективному функционированию экономической системы. В этом контексте политический риск снова рассматривается во взаимоотношении с конечными потребителями, такими как экономические агенты, где последствия неэффективного и коррумпированного управления рассчитываются в рамках издержек бизнеса, инвестиций и экономического роста.
Таким образом, политический риск формируется, развивается и воздействует во всех сферах общества, как показано на Рисунке 2.
Рис. 2. Движущие элементы политического риска
Можно выделить еще один подход к определению политического риска и рассматривать его как просто активные действия правительства (и/или их агентов), чьи решения, политические концепции, указы и нормы создают такие последствия, которые искажают, влияют, меняют или оказывают враждебный эффект на интересы заинтересованных сторон (экономических и неэкономических субъектов). Изменение любого политического параметра, которое приводит к вариативности действий инвесторов в области применяемой ими политики, таким образом, и является определением политического риска. В таком случае политический риск - это производная функция от деятельности правительства или его бездействия, направленной на достижение желаемых политических результатов, и эта проблема одинаково характерна как для развитых, так и для развивающихся обществ.
Это такая форма политического риска, которая большинством ассоциируется с изучением государственной политики, во-
круг которой происходят активные лоббирующие действия со стороны бизнес организаций и групп со своими специфическими интересами. Важность такой трактовки политического риска раскрывается в разрезе множества различных организаций, таких как корпорации, действия которых направлены на предотвращение подверженности риску, который пагубно влияет на их собственные экономические интересы.
Затраты на столь дорогостоящие и постоянно необходимые ресурсы свидетельствуют о важности политической среды и чувствительности к ней со стороны как коммерческих, так и некоммерческих групп, их заинтересованности в предупреждении политического риска, возникающего от политических изменений и /или политического бездействия со стороны правительства.
Внешние политические риски
Когда речь заходит о политических рисках, то в первую очередь обращаются к категории геополитических рисков. Угро-
зы и неопределенности могут возникать как со стороны каких-либо враждебных стран (обычно носят временный характер), так и по причине пренебрежения международными договорами и соглашениями.
На первый взгляд, оценка геополитических рисков не представляется сложной задачей - им можно дать количественную и ценовую характеристику, так например, оценить риски перерывов в поставках энергоресурсов или риски завышения цены. Но при более детальном анализе причины этих рисков могут быть вызваны как забастовкой стран-экспортеров нефти, так и локальными межнациональными конфликтами или террористическими атаками. Кроме того, стоит отметить, что лишь часть этих рисков должна быть расценена как намеренные действия против другой страны, например, создание картеля странами-экспортерами нефти.
Мировые поставки природных ресурсов могут быть подвержены риску не только со стороны стран-экспортеров, проводимой ими политики или сложившейся внутренней политической ситуации, но и со стороны международных акторов, принимающих глобальные решения (саммиты по изменению климата, переговоры в Дохе по либерализации торговли и др.). В этом случае, было бы неправильно расценивать их как чисто внешние риски, так как они могут быть вызваны тем политическим выбором, который сделало их государство. Но и ранее описанные геополитические риски также могут быть частично обусловлены собственными действиями государства.
Внутренние политические риски
Кроме внешних политических рисков нельзя недооценивать и те неопределенности, которые возникают по причине принятых решений политическими деятелями внутри страны или внутри таких альянсов, как Европейский союз. Классифицировать эти риски лучше всего по признаку того, кто является субъектом, оказывающим влияние на тот или иной риск.
В данном случае выделим три категории субъектов:
- Институты законодательной власти;
- Народ, имеющий право участвовать в
выборах, референдумах и других политических процедурах;
- Исполнительная и судебная власть, которая приводит в действие существующие нормы и законы.
Правовой (регуляторный) риск. Законодательство - как некий установленный набор правил, может оказывать серьезное воздействие на энергетическую политику и стратегию страны, примером может служить европейское законодательство об атомной энергетике. С другой стороны, для коммерческих компаний политическим риском является курс правительства в сфере продвижения проекта использования возобновляемых источников энергии. Лоббирование политиками интересов различных групп также может оказать воздействие на вероятность наступления того или иного события в будущем, поэтому надо четко отслеживать текущую конъюнктуру рынка в правительственных кругах.
Риск плебисцита. Очевидно, что в демократических странах правительство и его состав являются сменяемыми. Власть может быть свергнута путем переворота или просто не набрать большинство голосов на следующих выборах, что приведет к смене политического курса, и нет никакой гарантии, что действующие нормы закона не претерпят изменений в будущем. Таким образом, право народа избирать власть и участвовать в референдумах является источником неопределенности для всех заинтересованных групп. В широком смысле этого слова к этой категории рисков можно отнести возникновение массовых беспорядков, локальных протестов, а также различные «компрометирующие» кампании, проводимые СМИ и спец. службами. Конечно, подобные действия не приводят к изменению норм закона, но мнение общественности и давление со стороны электората не могут не оказывать влияние на действия политиков.
Риск со стороны исполнительной и судебной ветвей власти.
Не только само законотворчество, но и приведение его в исполнение является потенциальным риском с точки зрения организаций и граждан. Даже процедура полу-
чения разрешения на строительство может серьезно помешать или даже приостановить инвестиционный проект по созданию инфраструктурного комплекса в нефтегазовой отрасли.
Очевидно, что большинство политических рисков оказывают воздействие на все субъекты экономических отношений, но степень и направление влияния могут различаться. Так, например, геополитические риски, при их наступлении, могут изменить инвестиционные возможности и рентабельность компаний, в то время как на домохозяйствах это отразится в повышении цен на конечные продукты потребления. А для политиков это может, например, привести к тому, что им придется пересмотреть сложившиеся внутриэлитные отношения.
В политической системе, которую многие теоретики и практики осознанно или подсознательно, анализируют в терминах структурализма, главное внимание должно обращаться на динамику всех процессов. Современные представления о динамических процессах в политических системах специально рассматриваются с помощью методологии политического анализа. Сложность возникает в момент, когда приходится определять состав и влияние управляющих параметров, или параметров порядка.
Практика показала, что осознанное или неосознанное следование закрытой модели разработки решений, основанной на некоторых концепциях теории игр, нередко побуждает разработчика, политического деятеля, да и самих граждан, подчиниться бинарной логике и думать, что выигрыш одной стороны всегда означает такой же проигрыш другой. В политике зачастую проигрывают все стороны или, наоборот, все выигрывают. Бинарный подход, тем самым, не только таит в себе возможность непримиримых конфликтов, но и препятствует поиску рационального решения в условиях неопределенности.
Следовательно, адекватное и своевре-
менное политическое решение должно в своей основе иметь объективную оценку и относительно точный прогноз развития текущей ситуации, после чего становится понятно, какие изменения необходимо внести в проект.
В последнее время исследователи стали часто прибегать к факторному подходу для оценки и анализа политических рисков. Для этого сначала определяются ключевые факторы, оказывающие критическое воздействие на инвестиционный объект, кроме того, чаще они носят глобальный, а не локальный (региональный) характер.
Любая классификация политических рисков, безусловно, предполагает выделение ряда основных критериев для распределения факторов риска на группы. Вышеуказанные общие подходы к классификации рисков способствовали разработке более комплексной типологии факторов политических рисков (представлены во второй главе), позволяя их эффективно анализировать и давать качественную оценку.
Подводя итог анализа существующих трактовок политических рисков, стоит отметить, что наиболее продуктивным для целей настоящего диссертационного исследования является определение политического риска, как возможность того, что принимаемые политические решения или политические процессы повлияют на деятельность иностранного инвестора, который либо потеряет вложенные финансовые средства, либо получит меньше ожидаемой доходности, когда инвестиции уже будут сделаны. Тем самым, цель анализа политических рисков ясна: это попытка экспертно спрогнозировать и оценить убыток инвестора, вызываемый политическими факторами или политическими решениями, и учитывать данный вид риска при принятии собственных инвестиционных решений.
Анализ выявленных рисков бывает качественным и количественным. Типовая классификация методов анализа приведена на рисунке 3.
Рис. 3. Методы оценки и анализа рисков
Качественный анализ состоит из ряда последовательных этапов:
- выявление факторов, оказывающих влияние на снижение или увеличение степени возникновения конкретного вида риска при осуществлении какого-либо действия или бездействия;
- установление системы оценочных показателей риска, которая должна удовлетворять критерии объективности, адекватности, комплексности, эффективности и целесообразности;
- описание потенциальных областей риска, т.е. выявление действий, мероприятий, и работ, при выполнении которых, может возникнуть неопределенность в достижении запланированного показателя;
- идентификация всех возможных рисков, т.е. определение конкретных ключевых рисков, возникающих в результате выполнения запланированных действий.
Заключительные данные, полученные в ходе проведения качественного анализа, берутся за основу для дальнейшего количественного анализа, т.е. оцениваются только те риски, которые характерны для
данного проекта.
Принятие решений и риск
В теории принятия решений различают два направления: нормативное и описательное. Первое, главным образом, связано с вопросами того, как должны приниматься решения, задачей второго является описание и эмпирическое изучение наблюдаемого поведения при принятии решений. Оба эти течения задают фундаментальные аспекты стратегии исследования политических рисков при принятии решений по вопросам в области нефтегазовой отрасли.
Политическое решение всегда находится во взаимодействии со временем. Это обстоятельство ставит ряд требований перед лицом, разрабатывающем и принимающем решение. Время необратимо. Поэтому чаще всего бывает невозможно после принятия неправильного решения «вернуться назад» и поступать так, как будто этого решения не было. Течение времени неравномерно. Это проявляется в двух формах. Прежде всего, неравномерно течение времени в отдельных областях
общественной жизни. Это означает, что процессы разного характера имеют собственную объективную скорость. Политическое решение должно учитывать это свойство, ибо результаты его воздействия на разные процессы, как правило, сказываются разновременно. Особенно это свойство характеризует конфликтные и кризисные ситуации, а также периоды коренных реформ. Во- вторых, течение времени различно и на разных территориях одной и той же страны. Поэтому решение, разработанное и кажущиеся эффективным в одном регионе, оказывается неприемлемым и отторгается в других регионах.
В первую очередь, следует принять во
внимание еще одно ключевое условие. При оценке политического риска необходимо сфокусироваться на значительных рисках, наступление которых окажет серьезное воздействие на инвестиционный проект в целом. Не стоит размениваться на несущественные риск-факторы, оценка которых не столь приоритетна, а кроме того, затратна с точки зрения временных, финансовых и трудовых ресурсов.
Процесс анализа политических рисков можно условно разделить на три стадии: образование гипотез, определение соответствующих риск-факторов и оценка риска. Схематично этот процесс представлен на рисунке 4.
Образование гипотез фактора Анализ заинтересованных сторон
Анализ политической среды
Идентификация риск-
ш
S
m
ь
>s et
Г)
О
m
Оценка риска
Вероятность
Рис. 4. Процесс анализа политических рисков
Некоторые исследователи, такие как А. Соколов [7], выделяет еще 4 этап -управление политическим риском. Но, на взгляд автора, принятие решений и управление рисками следует разделять на отдельные процессы.
Итак, на первом этапе проводится комплексный анализ объекта инвестиций, необходимо получить ответы на вопросы, какие политические события / изменения могут повлиять на операционную деятельность и интересы компании-инвестора. Окажут ли они прямое или косвенное воздействие на бизнес, если да, то какое: положительное или отрицательное. Если прогнозируемое воздействие расценивается как потенциальная угроза, то этот риск-фактор необходимо брать в расчет.
Следующий этап - это выделение наи-
более существенных риск-факторов и их ранжирования с точки зрения степени значимости, определение веса того или иного фактора в структуре модели.
Третий этап - этап оценки, включающий в себя описание и расчет наиболее вероятных вариантов развития событий и их последствий. В ходе этой работы применятся исторические и общие аналогии, прогнозирование, экспертный опрос, анализ мировых тенденций и т.д.
В вышеизложенном обзоре подходов и концепций анализа политических рисков особое внимание уделяется его целевой ориентации (связь с объектом - иностранными инвестициями в нефтегазовой отрасли), что позволяет структурировать и прогнозировать возможные варианты реализации будущих событий. Вероятность на-
ступления неблагоприятных последствий, Резюмируя анализ проблемного поля
как таковая, не может быть полностью теоретических подходов к оценке и про-сведена к нулю, тем не менее, это мощный гнозированию политических рисков, необ-мотив для управленцев к преодолению ходимо отметить, что выбор наиболее эф-рисков. Кроме того, бывает и так, что риск фективного метода зависит в первую оче-представляет собой определенный шанс, редь от сложившейся ситуации, объема внезапную удачу или получение выигры- доступной информации, временных и маша от сложившейся ситуации. териальных ресурсов.
Библиографический список
1. Сеульская Конвенция 1985 года об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций. ООН от 11 октября 1985. Ратифицирована постановлением Верховного Совета РФ от 22 декабря 1992 года N 4186-1.
2. Подколзина И.А. Проблемы дефиниции и оценки политического риска в зарубежных исследованиях // Вестник МГУ. Политические науки, 1996. - №5.
3. Тихомирова И.В. Политический риск и управление социально-политическими процессами. Автореферат диссертации. М., 1992. С. 2.
4. Джус И.В. Политические риски: Оценка, анализ и управление. Дисс. канд. полит. наук. - Москва, 2002. С. 34.
5. Smith, Clifford Neal. "Predicting the Political Environment of International Busi-ness"\\Long Range Planning. 1971 (Sept.). С. 9.
6. Charles R. Kennedy (1988), "Political Risk Management: A Portfolio Planning Model," Business Horizons, 31(6). С. 26-33.
7. Соколов А. Политический риск от теории к практике. - М.: Поколение, 2009. - 144с.
ANALYSIS AND ASSESSMENT OF POLITICAL RISKS
O.A. Toguzakov, doctor of philosophical sciences, professor, corresponding member U.A. Asanaliev, doctoral
Institute of philosophy and political legal studies of the National Academy of sciences of the
Kyrgyz Republic
(Kyrgyz Republic, Bishkek)
Abstract. The article deals with risks that should be understood as a continuous, cumulative, dynamically developing structured activity of the subject at various levels of existential sociopolitical system in a situation of uncertainty, lack of information about the subject politiko-economic environment in which it operates.
Comprehensive research field analysis includes the selection of factors, depending on the goal, the establishment of a system offactors. At the stage of the system of assessing the political risk is determined by the degree of importance of the individual factors, its "weight" in the structure of the model, the correctness of the information received. Political Risk Forecasting involves the development of the most probable scenarios development of the situation and its consequences. Methods used: statistical modeling, historical and general analogy. On the possible preventive measures against negative trends point to political risk management are planned and implemented or strengthened positive - through financial, political support, etc.
It can be concluded that the assessment and prediction of risk help to see a variety ofpossible ways of development and the skillful use of the information received to avoid adverse scenarios. The ambiguity of the definition of the essence of the political risk and raises the problem make it one of the most popular destinations today.
Keywords: political risk, uncertainty, investment, political process, macro-climate, risk analysis, international actor.