АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ОПЫТА КИТАЯ ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ О.В. Коробова, канд. экон. наук, доцент
Тамбовский государственный технический университет
В статье рассматривается роль прямых иностранных инвестиций в развитии экономики государства. В каждой стране существует специфический подход к привлечению иностранных капиталовложений, предопределяемый уровнем социально-экономического развития, степенью внешней открытости и устанавливаемыми задачами. Автор оценивает опыт Китая в привлечении иностранных инвесторов. Рассматриваются концепция и принципы политики «открытых дверей», этапы ее реализации. Анализируются преимущества и недостатки политики Китая, направленной на стимулирование иностранных капиталовложений.
Предлагается использовать опыт привлечения иностранных инвестиций Китая в России
Для экономического развития Российской Федерации необходимы инвестиции. Важнейшая задача государства - инициирование иностранных инвестиций. Хотя их объем несоизмерим с общим объемом капвложений, он занимает значительный удельный вес во вложениях в финансовые и материальные активы предприятий.
Иностранные инвестиции общепринято классифицировать на прямые (реальные), портфельные (финансовые) и прочие.
Прямые (реальные) инвестиции представляют собой капиталовложения иностранных инвесторов в инвестиционные проекты, связанные с созданием новых предприятий, расширением, реконструкцией, перевооружением действующих производств в различных сферах экономики. Инвесторы при этом получают право участвовать в управлении хозяйствующим субъектом и контролировать его деятельность. Эти инвестиции имеют, как правило, среднесрочный и долгосрочный характер. Но не только вложения денежных средств в инвестиционные проекты относят к реальным инвестициям. К ним также относят покупку пакета акций предприятий. Причем размер пакета, разрешенного к покупке иностранным инвестором зависит от законодательства того или иного государства. В России - не менее 10-20% суммарной стоимости акционерного капитала. Также прямыми инвестициями считаются долгосрочные инвестиционные кредиты, имеющие целевую основу.
Финансовые (портфельные) инвестиции представляют собой вложения в ценные бумаги. Цель таких инвестиций - либо получение стабильного дохода на постоянной основе (например, покупка привилегированных акций или государственных облигаций) либо проведение спекулятивных операций. Инвестор не получает при этом права на управление предприятием.
Прочие инвестиции - это банковские депозиты, товарные кредиты и т.д.
Особое значение для любого государства имеют прямые инвестиции. От объема их поступления и направления во многом зависит развитие той или иной сферы в стране. Роль привлекаемых реальных иностранных инвестиций заключается в следующем:
- стимулирование инвестиционных процессов в стране;
- развитие материальной базы местных предприятий и производственных мощностей;
- развитие экспорта в стране;
- увеличение налогооблагаемой базы;
- привлечение новых технологий и квалифицированных специалистов из-за рубежа;
- рост занятости в городах и регионах;
- стимулирование конкуренции на местных
рынках,
- и т.д.
Таким образом, роль прямых иностранных инвестиций для развития любого государства неоспорима. Несмотря на ряд недостатков, которые могут возникнуть в государстве от иностранных капиталовложений, их преимуществом является наблюдаемый рост ВВП, ускорение НТП, развитие инновационной деятельности, уменьшение безработицы, решение социальных проблем и т.п. Ярким примером экономического роста на основе привлечения прямых иностранных инвестиций является Китай. В 1978 г. в Китае было 250 млн. голодающих (в 2007г эта цифра уменьшилась до 14,79 млн. человек). В сельском хозяйстве было занято около 80% экономически активного населения. Не было условий для развития экономики.
Начиная с 1993 г. Китай лидирует по привлечению иностранных капиталовложений (в отдельные годы лишь уступая США) [1]. В 2010 году Китая считался самым большим в мире экспортером. В 2012 году страна занимает первое место по объему золотовалютных резервов в мире (3,312 трлн. долл.), второе место по производству электроэнергии, по экспорту товаров и услуг, по протяженности автодорог, третье место по импорту, по рыночной капитализации национальных предприятий, по протяженности железных дорог.
Однако в настоящее время темпы роста замедляются: в 2014 г.ВВП Китая увеличился на 7,4 % -самый низкий показатель с 1990 г. Кроме того, в июне-июле 2015 г. произошел спад на фондовом рынке КНР: с середины июня индекс Шанхайской фондовой биржи упал почти на треть [2, 3].
В соответствии с прогнозами ряда исследователей ожидаемые темпы роста экономики Китая в будущем таковы [3, 4]:
1) оптимистический сценарий (при сохранении тенденций) - среднегодовой прирост экономики Китая к 2033 г. составит 9,74 %;
2) различные варианты «регрессии до среднего значения»: средний рост экономики до 2023 г. составит 5 %, а затем он снизится до 3,28...3,89 % до 2033 г.;
3) резкое замедление: средние темпы роста снизятся до 2 %.
Проблема привлечения иностранных инвестиций актуальна и для России. В условиях финансового кризиса, экономических санкций, дефицита государственного бюджета, вывоза капитала за рубеж приток капиталовложений из-за рубежа помог бы решить определенную часть существующих проблем.
Для принятия иностранным инвестором решения о вложении капитала в государство определяющим моментом является состояние инвестиционного климата. Инвестиционный климат - это совокупность политических, экономических, правовых, административных и т.п. условий деятельности, существующих в конкретной стране, включая меры, предпринимаемые в ней в целях привлечения иностранного капитала. [5]
Составляющие инвестиционного климата - факторы, играющие положительную роль при привлечении иностранных инвестиции:
1) богатые и недорогие природные ресурсы;
2) большой внутренний рынок товаров и услуг;
3) дешевая квалифицированная рабочая сила;
4) кадры с высоким уровнем базового образования, способные к быстрому восприятию новейших технологий в производстве и управлении;
5) отсутствие серьезной конкуренции со стороны отечественных производителей;
6) возможность участия инвесторов в приватизации;
7) возможность получения быстрой сверхприбыли.
Кроме того, некоторые исследователи [6] определяют следующие привилегии и гарантии, имеющие значение для иностранных инвесторов:
1) гарантия репатриации инвестированного капитала и чистой прибыли;
2) гарантия репатриации иностранного капитала или капитальных вложений спустя год после начала прибыльного бизнеса исключая прибыль, полученную от продажи земли;
3) освобождение от реквизиции или экспроприации в течение 20 лет от начала прибыльного бизнеса при условии, что доля собственности составляет не менее 45% общего уставного капитала;
4) возможность 100% владения собственностью в стране для иностранного капитала;
5) уравнение в правах для национального и иностранного капитала в вопросах, касающихся учредителей, директоров, руководителей компаний;
6) уравнение в правах в области общественной защиты для местных и иностранных учредителей и держателей акций;
7) уравнение в правах для национальных и иностранных инвесторов в области найма жилья и требований по отношению к капиталу;
8) уравнение в правах требований минимальной доли национального капитала, условий найма национальной рабочей силы, включая предписания относительно найма директоров на вновь создаваемые предприятия, участия в совете директоров;
9) равные условия обращения и защиты, предусмотренные для местных компаний.
Именно благоприятный инвестиционный климат и его отдельные составляющие сыграли решающую роль при привлечении иностранных денежных средств в Китае.
Привлечение иностранных инвестиций в КНР началось в конце 1970-х гг. 20 века. Основоположником идей внутренней и внешней политики считают Дэн Сяопин, который возглавил Китай в 1976 году.
В конце 1978 г. третьим пленумом ЦК КПК было объявлено о проведении экономических реформ [7]. Это означало, что КНР - «закрытое» для внешних инвесторов государство с планово-административной экономикой начало проводить новую внешнеэкономическую политику. Целью этой политики стало всемерное привлечение и использование иностранных инвестиций. [8]
Можно сказать, что «политика открытости» Китая - это мероприятия по привлечению иностранного капитала в страну в виде прямых инвестиций, займов, организации совместных предприятий, привлечение капитала через свободные экономические зоны (СЭЗ).
В основе новой экономической политики - «политики открытости» - находился принцип «открытости экономики». Он реализовался на основе концепции «четырех окон»:
1) привлечение технологий;
2) привлечение мировых стандартов менеджмента;
3) привлечение новых знаний;
4) открытая внешняя политика.
Одним из основных элементов политики «открытости» является концепция взаимодополняемости хозяйственных комплексов приграничных областей сопредельных стран. Согласно этой концепции Китай должен предоставлять готовую продукцию взамен на квалифицированные трудовые ресурсы, инвестиции и новые технологии. Так, в начале 1990-х годов Китай вывозил в прилегающие к его границам регионы
одежду, обувь, посуду, мелкую бытовую утварь; затем стал расти экспорт продовольствия (при расширении его номенклатуры); в последние годы все большее место в экспорте занимают машины и оборудование. Ввозят же китайские провинции различные виды сырья: лес, жемчуг, поделочные камни — из Бирмы, минеральное и химическое сырье — из Вьетнама, лес, уголь, метал, химические удобрения — из России, лес и металлолом — из КНДР.
Политика «открытых дверей» характеризовалась следующими особенностями [9]:
1) создание благоприятного внешнеполитического климата;
2) разрешение приграничных споров (соответствующие соглашения были подписаны, в частности, с Россией, Казахстаном и Вьетнамом);
3) установление взаимного доверия (часть наземных границ Китая имело спорные участки, отношения с соседними странами были напряженными);
4) создание набора экономических институтов;
5) активная «пропаганда» проводимой политики среди внешних инвесторов и собственного населения (возможность приграничным регионам сравняться с наиболее развитыми южными провинциями по уровню благосостояния и экономического роста).
К началу 1980-х гг. 20 века Китай политика привлечения иностранных инвестиций велась по четырем основным направлениям:
- привлечение международных кредитов (иностранные правительственные кредиты, кредиты международных финансовых организаций, иностранные банковские ссуды на экспорт, а также ценные бумаги и акции, вложенные Китаем за рубежом для изыскания средств). Полученные кредиты используются, преимущественно для финансирования объектов энергетики, транспорта и связи, нефтехимической, металлургической, легкой промышленности, сельским хозяйством, культурой, просвещением и научными исследованиями;
- интегрирование отдельных административных субъектов в процесс создания внешнеэкономических связей. Часть функций передано правительствам провинций и городов от Министерства внешнеэкономических связей и внешней торговли. В результате в провинциях созданы собственные внешнеторговые организации, которые выступают в качестве агентов китайских предприятий при осуществлении внешнеторговых операций. При этом прибыль, полученная местными предприятиями поступает в местные бюджеты;
- привлечение капиталов хуацяо - выходцев из Китая, проживающих в других странах. Имеется в виду возврат капиталов, ранее вывезенных из страны;
- создание свободных экономических зон различных типов [10]. Первоначально в зонах осваивались быстроокупаемые производства, такие как сфера
обслуживания, предприятия легкой и пищевой промышленности, туризм. После того, как в зонах был сформирован благоприятный инвестиционный климат, иностранные инвесторы стали привлекаться в более технологически сложные производства.
Китай сформировал «приграничный пояс открытости» [9]. Его основу составили открытые приграничные города и свободные экономические зоны.
Первыми (в июне 1991 г.) статус «открытых» получили города Хэйхэ, Суйфэньхэ (провинция Хэй-лунцзян), Хуньчунь (провинция Цзилинь) и Мань-чжоули (АРВМ), расположенные на границе с Россией. В августе 1992 г. «открытыми» стали Эренхот (АРВМ) на границе с Монголией; Тачэн, Болэ, Инин (СУАР) — на границе с Казахстаном; Хэкоу (провинция Юньнань), Пинсянь, Дунсин (ГЧАР) — на границе с Вьетнамом; Вандин и Жуйли (провинция Юньнань) — на границе с Бирмой. Чуть позже к этому списку добавился Даньдун (провинция Ляонин) — на границе с КНДР. Кроме того, в период с августа 1992 по март 1993 г. «пояс открытости» был укреплен административными центрами семи приграничных провинций — ГЧАР (г. Наньнин), Юньннань (г. Куньмин), СУАР (г. Урумчи), АРВМ (г. Хух_Хото), Хэйлунцзян (г. Харбин), Цзилинь (г. Чанчунь) и Ляонин (г. Шеньян). [9]
Что касается свободных экономических зон, то в настоящее время их насчитывается: 5 специальных экономических зон, 90 зон технико-экономического развития государственного уровня, 114 зон новых и высоких технологий, 13 свободных таможенных зон, 14 зон приграничного экономического сотрудничества государственного уровня.
Таким образом, проводимая политика «открытости» включала несколько этапов. Первый начался в середине 70-х годов 20 века и продолжался до конца 80-х годов. На этом этапе государство активно участвовало в создании СЭЗ и приграничных городов открытого типа. Для этого разрабатывались масштабные проекты с учетом опыта других стран и создавалась инфраструктура, необходимая предпринимателям для создания и развития производств. Иностранным инвесторам предоставлялись налоговые, таможенные и административные льготы. Основные затраты по созданию СЭЗ пришлись на государственный бюджет.
В конце 80-х гг. 20 века начался второй этап развития государственной политики привлечения инвестиций.
СЭЗ должны были перейти от государственного финансирования своей деятельности к самофинансированию, банковскому кредитованию и использованию средств, полученных от иностранных предпринимателей. При этом благоприятный инвестиционный климат, созданный для инвесторов, должен был сохраниться.
Следует отметить, что в это время меняется принцип привлечения инвестиций с территориального на отраслевой. Начинается поддержка недостаточно развитых отраслей. Поэтому поощряются предприниматели, вкладывающие средства в сферы, выгодные государству. Такая инвестиционная политика ориентировалась на наиболее эффективные технико- и наукоемкие проекты в приоритетных отраслях (электронной, энергетической, легкой, пищевой, транспорт, связь и др.).
Исследователи отмечают, что в результате в КНР наметился переход от количественного наращивания внешних ресурсов к многосторонней системе поощрения иностранных капиталовложений с учетом их качественных характеристик. Итогом этого стала диверсификация инвестиций и вложений в среднесрочные и долгосрочные проекты [8]
Третий этап инвестиционной политики Китая отмечают с середины 90-х годов 20 века до настоящего момента. Этот период связан с вступлением Китая в ВТО. Прямые иностранные инвестиции стали привлекаться в: розничную торговлю, недвижимость (долгосрочную аренду земельных участков под застройку), транспортные, страховые, консультационные, финансовые услуги и т. д. в крупнейших торгово-промышленных центрах страны - Пекине, Тяньцзине, Шанхае, Гуанчжоу, Шэньчжэне.
Характерной особенностью последних лет после вступления в ВТО является интенсивный приток зарубежных портфельных инвестиций, сопровождающий выход ведущих китайских компаний (Ping An Insurance, Great Wall Auto, China Resources Power, China Life Insurance) на иностранные фондовые рынки.
Следует отметить проблемы, которые, по мнению некоторых исследователей, усугубляют существующие диспропорции в экономике Китая [1]:
1. Дисбаланс внешнего и внутреннего спроса. Происходит преимущественная ориентация на внешний рынок. Внутренний рынок при этом недостаточно развивается. На протяжении многих лет темпы прироста потребления населения были в два раза медленнее, чем темпы роста экспорта. При сужении внешнего спроса невозможно ускорить внутренний спрос.
2. Диспропорция чрезмерной зависимости экономики от инвестиций в основной капитал и небольшое потребление со стороны населения.
3. Дисбаланс структуры распределения доходов. Темпы доходов государства и предприятий выше темпов доходов населения. Распределение доходов между различными группами населения не равномерное (недостаточное развитие деревни по сравнению с городом, диспропорции в развитии регионов). Один из этапов реформ предусматривал приватизацию (частичную) государственного имущества, которой может воспользоваться номенклатура.
В результате замедляется внутренний спрос.
4. Дисбаланс нерациональной структуры производства.
5. Реформы привели к увеличению СЭЗ. Стала происходить миграция населения в развивающиеся обеспеченные районы.
Существуют и другие проблемы:
1. Необходимость разработки высоких технологий, позволяющих обходиться минимальным количеством природных ресурсов.
2. Недостаток высококвалифицированной рабочей силы (в Китае работники в основном со средним и неоконченным средним образованием).
Таким образом, итогом проводимой в Китае политики стимулирования иностранных инвестиций стало привлечение достаточно большого количества средств из-за рубежа. Причем около 60% иностранного капитала в Китай поступает именно с помощью свободных экономических зон [11]. Но этому способствует не только проводимая политика «открытых дверей». Факторами, способствующими привлечению иностранных инвесторов в Китае являются [9]:
1) политическая стабильность;
2) долгосрочный экономический рост;
3) государственный контроль за экономической деятельностью на территории всего государства;
4) государственные вложения в развитие инфраструктуры, человеческий капитал, научные исследования;
5) дешевая рабочая сила и доступность природных ресурсов.
В России при наличии части подобных факторов (например, дешевая рабочая сила), отсутствует достаточная государственная поддержка тех территорий и производств, которые испытывают «острый» недостаток в финансовых ресурсах. Неразвитая инфраструктура дотационных регионов, недофинансирование научных исследований в провинциальных ВУЗах, недостаточный государственный контроль за экономической деятельностью в части субъектов Федерации и пр., а главное неблагоприятный инвестиционный климат (вызванный в том числе и внешними воздействиями), препятствуют поступлению иностранных инвестиций на территорию Российской Федерации. Опыт Китая в привлечении иностранных инвестиций и в проведении политики по типу политики «открытых дверей», вероятно мог бы способствовать привлечению иностранных капиталовложений в наше государство.
Литература
1. Сюй Люмэй, Сунь Гоцзе Стратегия привлечения иностранных инвестиций в экономику Китая [Текст] / Сюй Люмэй, Сунь Гоцзе // Барнаульский Вестник. - 2015. - С.29-35.
2. Ардаев, В. Как обвал китайских рынков повлияет на Россию / В. Ардаев. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ria.ru/analytics/20150804/ 1162022316.html (06.08.2015 г.)
3. Намханова, Н.В. Азиатский вектор Евразийской интеграции [Текст] / Н.В. Намханова, О.А. Кау-рова, О.А. Осодаева // Вестник ЗабГУ. - 2015 - № 08 (123). - С. 129-136
4. Саммерс: экономическому чуду Азии недолго жить. [Электронны ресурс]. Режим доступа: http://www.interfax.ru/ business/342331 (27.07.2015 г.)
5. Коробова, О.В. Проблема привлечения иностранных инвестиций в экономику РФ [Текст] / О.в. Коробова // Труды ТГТУ: Сборник научных статей молодых ученых и студентов / Тамб. гос. техн. ун-т. Тамбов, 2005. Вып.18. - С.92-95.
6. Абдельхалим Мохаммед Ахмед Юсеф. Свободные экономические зоны в странах Восточной, Юго-Восточной Азии, арабского мира: возможности использования их опыта в Судане. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Москва, 2003. - 19 с.
7. Селищев, А. С. Китайская экономика в XXI веке [Текст]: учеб. пособие / А.С. Селищев. СПб: Питер, 2004. - 185 с.
8. Болдырев, Д.С. Историко-статистический анализ динамики и структуры иностранных капитало-
вложений в экономику Китая как фактора экономического роста страны [Текст] / Д.С. Болдырев // Экономический анализ: теория и практика. - 2012. - № 17(272). - С.52-60.
9. Рыжова, Н.П. «Политика открытых дверей» в приграничных районах КНР [Текст] / Н.П. Рыжкова // Полития. - 2008 - №4(51) - С.95-104.
10. Ли Цзи Шен, Козаринова О. В. Экономические реформы в Китае: учеб. пособие М: Дело 2002 -220 с.
11. Лю И. Свободные экономические зоны Китая: применение опыта Китая в России // Развитие сотрудничества приграничных регионов России и Китая Маньчжурский институт Университета Внутренней Монголии, 2014, Иркутск: Байкальский государственный университет экономики и права. - С. 162168.
E-mail: ovk77@list.ru
Ключевые слова: инвестиции, иностранные капиталовложения, иностранные инвесторы, политика «открытых дверей», инвестиционный климат, экономический рост, свободные экономические зоны