УДК 351.712, ББК 65.41 © Е.В. Иванова, Ю.А. Хлянова
Е.В. Иванова, Ю.А. Хлянова АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ
ЗАКУПОК ЗА 2014-2017 ГОДЫ
В статье проведён анализ эффективности функционирования контрактной системы Омской области в сфере государственных и муниципальных закупок, с помощью рассмотрения уровня конкуренции на одну закупку за 2014-2017 годы, проанализированы качество закупок и экономия бюджетных средств, а также исполнение требований законодательства в контрактной системе и рассчитана эффективность контрактной системы Омской области, а также разработана модель оценки эффективности контрактной системы с учётом следующих показателей: доля контрактов, заключенных по итогам проведения конкурентных процедур; среднее количество заявок, поданных на участие при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на одну закупку; экономия бюджетных средств, полученная по результатам закупок; доля закупок у СМП, СОНО; среднее количество нарушений законодательства по осуществлению закупок. Целью работы является определение уровня эффективности государственных закупок на территории Омской области и разработка собственной методики оценки эффективности контрактной
системы, с помощью которой оценена контрактная система Омской области. К используемым методам относятся горизонтальный анализ, метод сравнений. Результатом разработанной методики является оценка эффективности контрактной системы Омской области. Полученные результаты могут быть применены для оценки эффективности любой контрактной системы в сфере государственных и муниципальных закупок. Авторы статьи пришли к следующим выводам: эффективность контрактной системы Омской области можно оценить, как среднюю, так как существуют недочёты в качестве закупок, соблюдении законодательства о контрактной системе, финансовая эффективность закупок является нормативной по шкале оценки, существует экономия при осуществлении закупок.
Ключевые слова: государственные и муниципальные закупки, контрактная система, Омская область, оценка эффективности, экономия.
Тема государственных закупок переживает всплеск общественного интереса. «Участниками закупок являются любые юридические лица независимо от организационно - правовой формы или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя». [1, с.4] Актуальность исследования контрактной системы в сфере государственных и муниципальных закупок Омской области обусловлена необходимостью её оценки для дальнейшего усовершенствования качества контроля за расходованием бюджетных средств и управления ими, поскольку система государственных закупок оказывает значительное влияние на экономику Российской Федерации. Так
как «расходы на закупки составляют основную часть государственных и муниципальных организаций» [2, с. 164], то уделить этой теме стоит особое внимание, потому что государственные и муниципальные организации финансируются за счёт средств государственного бюджета.
Функционирование контрактной системы должно быть эффективным, так как от эффективной политики в сфере управления финансовыми ресурсами государства зависит уровень и качество жизни населения.
На основе данных, предоставленных Главным управлением контрактной системы Омской области за 2014 - 2017 годы составлена следующая таблица:
Таблица 1
Информация по заключённым контрактам Омской областью за 2014 - 2017 годы
Заключено контрактов
Количество, шт. Начальная (макс.) цена контрактов, тыс.руб. Цена контрактов, тыс.руб.
2014 год 70 583 17 158 514 15 466 767,9
2015 год 59 935 19 859 341,66 18 575 299,43
2016 год 60 523 17 812 587,7 16 315 086,2
2017 год 67 682 20 128 312,65 18 062 907,63
За анализируемые четыре года всего заключено контрактов 258 723 штук. Всего заключено контрактов в 2014 году 70 583, в 2015 году эта цифра составила 59 935, то есть произошёл спад заключенных контрактов на 15% (10 648 штук), а в
2016 году контрактов заключено 60 523, что на 0, 98% (588 штук) больше по сравнению с 2015 годом, в
2017 году было заключено 67 682 контракта, то есть в сравнении с 2016 годом контрактов заключено больше на 11, 8%. Наибольшее количество
контрактов заключено в 2014 году, когда ещё только начало функционировать новое законодательство о контрактной системе в сфере государственных и муниципальных закупок, а именно 44 - ФЗ.
Начальная (максимальная) цена заключенных контрактов (далее по тексту - НМЦК) минимальна в 2014 году 17 158 514 тыс. рублей, затем к 2015 году начальная (максимальная) цена увеличилась на 16 % (2 700 827, 66 тыс. руб.), затем в 2016 году начальная (максимальная) цена контрактов потерпела спад на 10%, что в денежном выражении составляет 2 046 753, 96 тыс. рублей, к 2017 году начальная (максимальная) цена заключенных контрактов относительно 2016 года увеличилась на 13% или на 2 315 724, 95 тыс. рублей. Так как начальная (максимальная) цена контракта представляет собой предельную стоимость заключения договора, а как известно, что с каждым годом цены только растут, поэтому именно из-за этого фактора роста объясняется резкие скачки НМЦК за последние годы.
Конечная цена заключенных контрактов варьировала за 2014 - 2017 годы в размере от 15 466 767,9 тыс. руб. до 18 575 299,43 тыс. руб., минимальная цена контрактов, которые были заключены за анализируемые года приходится на
2014 год, где она составляла 15 466 767,9 тыс. руб., в
2015 году цена контрактов значительно увеличилась на 20% (з 108 531, 53 тыс. руб.), в 2016 году цена
заключенных контрактов уменьшилась на 12%, что в денежном эквиваленте равно 2 260 213, 23 тыс. рублей, в 2017 году цена контрактов изменилась на 11% в наибольшую сторону и стала равняться 18 062 907, 63 тыс. рублей, но максимальная цена контрактов всё же зафиксирована в 2015 году в размере 18 575 299,43 тыс. руб.
Существует традиционная методика оценки эффективности расходования бюджетных средств по конкретной закупке, которая была выявлена в ходе анализа документов и найдена в Распоряжении главы республики Саха (Якутия) от 23 июля 2015 года № 664-рг «Об утверждении методики оценки эффективности осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Республики Саха (Якутия)».
Данная оценка позволят оперативно определить, какова экономия бюджетных средств.
Показатель эффективности (Э) рассчитывается
как:
, где
Цнач - начальная цена контракта; Цкон - цена, по которой заключается контракт. После определения эффективности закупок, присваиваются следующие степени эффективности расходования бюджетных средств:
Таблица 2
Значение показателей эффективности закупок
Значение показателя эффективности Оценка эффективности деятельности
Э=0 (единственный участник, нет участников, закупка вне конкурсных процедур) Неэффективна
Э<5% Низкая эффективность
5%<Э<12% Нормативная эффективность
12%<Э<20% Высокая эффективность
Э>20% Необоснованная эффективность
Оценка эффективности закупок Омской области за 2014 — 2017 годы:
32014 = 17 158 514 - 15 466 767,9 х 100% = 9, 9%
17 158 514
32015 = 19 859 341,66 - 18 575 299,43 х 100% = 6, 5%
19 859 341,66
32016 = 17 812 587,7 - 16 315 086,2 х 100% = 8, 4%
17 812 587,7
32017 = 20 128 312,65 - 18 062 907,63 х 100% = 10, 3%
20 128 312,65 Полученные показатели эффективности закупок говорят о нормативной эффективности, то есть какие -либо действия в данном случае не нужны.
ПтШШ
Рис. 1. Эффективность общего числа закупок Омской области от конкурентных способов НМЦК, %
Эффективность общего числа закупок Омской области от конкурентных способов НМЦК оценивается по шкале оценки, как нормативная эффективность, но в 2017 году значение
эффективности больше нормативного и оценивается, как высокая эффективность, то есть особое внимание следует уделить к исполнению контракта поставщиком.
Рис. 2. Эффективность закупок на основе конкурентных процедур, %
За 2014-2016 годы эффективность закупок на В таблице 3 представлена эффективность
основе конкурентных процедур нормативная, о высо- проведённых закупок за 2014 - 2017 годы по четырём кой эффективности стоит судить лишь по 2017 году. конкурентным способам.
Таблица 3
Эффективность закупок Омской области в разрезе процедур, %
Аукционы Конкурсы Запрос котировок Запрос предложений
2014 год 13, 4 3, 8 26, 6 1, 3
2015 год 8, 22 4, 06 21, 06 14
2016 год 11, 2 3, 2 19, 2 7, 3
2017 год 12,7 2,9 18,04 1,8
Проведя горизонтальный анализ по годам, можно сделать вывод о том, что за 2014 - 2017 годы способ запроса котировок оказался наиболее эффективным для Омской области, но этот уровень эффективности по шкале оценивания считается необоснованным и требуется проверка обоснованности начальной цены контракта и особое внимание следует уделить к исполнению контракта победителем.
Расчёт эффективности закупок
Высокая эффективность за 2014 году наблюдалась у аукционов, в 2015 году у способа запроса предложений, в 2016 и 2017 годах у запроса котировок.
Также Омской областью были совершены закупки у субъектов малого предпринимательства (далее по тексту СМП) и социально-ориентированных некоммерческих организаций (далее по тексту СОНО).
Таблица 4
ской области у СМП и СОНО
НМЦК, тыс. рублей Стоимость контрактов, тыс.руб. Расчёт эффективности, %
2014 3296513 1936099,6 41,27
2015 3 285 392,5 2 775 764,2 15,51
2016 5121790,1 2706530,4 47,16
2017 3 016 670,26 2 467 832,83 18,19
Закупки Омской области у СМП и СОНО являются эффективными, но лишь в 2015 году и в 2017 году их эффективность высока, а в 2014 и в 2016 годах является завышенной и считается, как необоснованная.
Анализ эффективности закупок показал нормативную эффективность закупок Омской области, но и существуют показатели необоснованной эффективности.
Для оценки эффективности контрактной системы Омской области разработаем модель оценки на основе анализа уже существующих моделей. Данная модель будет базироваться на рейтинговой оценке с помощью весовых коэффициентов.
В модели будут использоваться следующие показатели, представленные в таблице 5.
Таблица 5
Показатели, учитывающиеся в модели оценки эффективности Омской области
Показатель Обозначение Весовой коэффициент
Доля контрактов, заключенных по итогам проведения конкурентных процедур К1 0, 4
Средневзвешенное количество заявок, поданных на участие К2 0, 3
Экономия бюджетных средств, полученная по результатам закупок К3 0, 5
Доля закупок у СМП, СОНО К4 0, 2
Среднее количество нарушений законодательства по осуществлению закупок К5 0, 1
Обоснование показателей, применяемых для оценки эффективности контрактной системы Омской области в разработанной модели:
- Доля контрактов, заключенных по итогам проведения конкурентных процедур — данный показатель был выбран для выявления прозрачности и открытости закупок, совершённых Омской областью. Поэтому, чем выше этот показатель, тем лучше.
- Средневзвешенное количество заявок, поданных на участие при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на одну закупку — показатель учтён, потому что обеспечение конкуренции при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) говорит об открытости осуществления закупок и максимальной экономии бюджетных средств.
- Экономия бюджетных средств, полученная по результатам закупок - показатель отражает процент сэкономленных денежных средств при проведении закупок.
- Доля закупок у СМП, СОНО - обязательным критерием являются закупки у субъектов малого предпринимательства и социально - ориентированных некоммерческих организаций, так как в 44 — ФЗ закреплено, что заказчики обязаны осуществлять закупки у СМП и СОНО в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок.
- Среднее количество нарушений законодательства по осуществлению закупок — критерий свидетельствует об ответственном подходе государственного заказчика к закупкам и соблюдении зако-
нодательства о контрактной системе, а также о квалифицированных участниках закупок.
Так как для определения эффективности контрактной системы Омской области используется 5 показателей, поэтому весовые коэффициенты распределены по степени значимости от 0, 1(наименее важный показатель) до 0, 5 (наиболее важный показатель).
Шкала весовых коэффициентов:
0, 5 — абсолютная значимость;
0, 4 — высокая значимость
0, 3 — средняя значимость;
0, 2 — низкая значимость;
0, 1 — наименьшая значимость.
Представленные в таблице 5 показатели для модели характеризуют в последующем представленную модель, как совершенно новую.
Рассчитаем долю контрактов, заключённых по итогам проведения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя):
К! = ^х100% ,
где К! - доля контрактов, заключенных по итогам проведения конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), %;
А1 - общая НМЦК, заключенных по итогам проведения конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), тыс. руб.;
Б! - общая НМЦК заключенных контрактов, тыс. руб.
Рис. 3. Оценка рейтинга показателя К!, баллов
Кг
_ 64 В4ВС16.3 7495В 756.21
х 100% = В4%
Таким образом, показатель К1 равен 84%, то есть оценивается в 20 баллов, показатель свидетельствует о том, что наибольшее количество контрактов за 2014 - 2017 годы заключены на основе конкурентных процедур.
Определим средневзвешенное количество заявок, поданных на участие при определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей):
Аз
К2=17"
где К2 - средневзвешенное количество заявок, поданных на участие при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
А2 - общее количество заявок на одну закупку за 2014 - 2017 годы, поданных на участие при определении поставщиков (подрядчиков,
исполнителей), шт.;
В2 - общее количество анализируемых лет, шт. Оценка показателя К2:
1. от 0 до 2 заявок (5 баллов);
2. от 2 до 3 заявок (10 баллов);
3. от 3 и более заявок (20 баллов).
11,92 _
К2= —— = 2,9В штук То есть среднее количество участников торгов равно 2, 98 человека на одну закупку, таким образом,
по шкале оценивания данный показатель набрал 10 баллов.
Рассмотрим экономию по закупкам Омской области:
к3 = (1—^ :: ,
нз
где К3 - экономия бюджетных средств, образовавшаяся в результате проведения закупок, %;
А3 - сумма цен, предложенных победителями при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей, тыс. руб.;
В3 - общая начальная (максимальная) цена объявленных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), признанных состоявшимися, тыс. руб.
Рис. 4. Оценка показателя К3, баллов
К3=(1
бв 42 о 061.
—) х 100% = 8, 7% ,м I
Т4 95В 756.1
Так как показатель К3 равен 8, 7%, тогда по шкале оценки этому показателю присваивается 10 баллов.
Проведём расчёт доли закупок у СМП и СОНО:
К4 - учитывается доля закупок, которые заказчик осуществил у СМП, СОНО.
Для расчёта К4 используются данные: за 2014 - 2017 годы было совершено 23 420 штук закупок у СМП и СОНО, а всего за эти годы заключено контрактов 258 723 штуки.
К4 = ^х100% ,
А4 - количество закупок у СМП и СОНО, совершённых за 2014 — 2017 годы, шт.;
В - общее количество закупок Омской области за 2014 — 2017 годы, шт.
£3420
к4=-
■X 100% = 9,05%
25Е7 2Э
На Рисунке 5 показаны пределы количества процентов, которые могут получиться по показателю К4 и соответствующее количество баллов.
Рис. 5. Рейтинг оценивания показателя К4, баллов
Показатель К4 равен 9, 05%, но госзаказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально - ориентированных некоммерческих организаций в объёме не менее чем 15% годового объёма закупок, в рассчитанном показателе данное требование не выполняется, то есть показатель меньше 15%, ему присваивается 0 баллов.
Рассмотрим показатель среднего количества нарушений законодательства в год:
К5 - среднее количество нарушений законодательства в год за 2014 - 2017 годы, выявленных контрольными органами, шт.
За последние годы Министерством финансов Омской области было выдано 26 предписаний для устранения выявленных нарушений:
2014 год - 5;
2015 год - 8;
2016 год - 10;
2017 год - 3.
К, = ^
Не
А - количество выявленных нарушений законодательства Министерством финансов Омской области, шт.;
Б5 - количество анализируемых лет, в которые были совершены нарушения, шт.
К5 = ~ = б, 5 нарушений
Для оценки показателя К5 используется следующая градация баллов:
0 нарушений (20 баллов);
от 1 до 4 нарушений (15 баллов);
от 4 нарушений и более (10 баллов).
Следовательно, показателю К5 присваивается 10 баллов.
Эффективность, баллов = К! + К2 + К3 + К4 + К5
Таким образом, максимальное количество баллов по указанным показателям, которое может получиться при расчёте эффективности контрактной системы равно 100 баллов.
При оценке эффективности, контрактная система Омской области набрала следующее количество баллов:
К1 = 20 баллов;
К2 = 10 баллов;
К3 = 10 баллов;
К4 = 0 баллов;
К5 = 10 баллов.
Эффективность, баллов = 20 + 10 + 10 + 0 + 10 = 50 баллов
В таблице 6 показана разработанная шкала оценки контрактной системы по сумме рассчитанных коэффициентов:
Таблица 6
Бальная шкала итоговой оценки эффективности контрактной системы
Значение Эффективность
75 - 100 баллов Высокая
50 - 75 баллов Средняя
25 - 50 баллов Низкая
0 - 25 баллов Неэффективна
Эффективность функционирования
контрактной системы Омской области относится к средней и равна 50 баллов.
Но так как при расчёте эффективности используются весовые коэффициенты, поэтому данную модель оценки эффективности можно преобразовать иным образом:
Эффективность = (К! х0, 4)+ (К2 х0, 3)+ (К3 х0, 5)+ (К4 х0, 2)+ (К5 х0, 1)
В этом случае максимальное количество баллов, которое может набрать контрактная система Омской области при её оценивании, составляет 30 баллов, поэтому шкала итоговой оценки преобразится:
22, 5 — 30 баллов — высокая эффективность; 15 — 22, 5 баллов — средняя эффективность; 7, 5 — 15 баллов — низкая эффективность; 0 — 7, 5 баллов — контрактная система неэффективна.
Эффективность = (20 х0, 4)+ (10 х0, 3)+ (10 х0, 5)+ (0 х0, 2)+ (10 х0, 1) = 8 + 3 + 5 + 0 + 1 = 17 баллов
Таким образом, эффективность закупок Омской области, рассчитанная с помощью весовых коэффициентов, также находится на среднем уровне. С помощью расчёта эффективности по разработанной методике проблемные области обнаружены в осуществлении закупок у СМП и СОНО, в данном случае следует большое внимание уделять контролю над этим вопросом. Данная авторская методика по сравнению с традиционной методикой позволяет не только оценить уровень эффективности, но и выделить узкие места в контрактной системе. Разработанная модель оценки эффективности контрактной системы, применённая на Омской области наиболее полноценно отражает эффективность контрактной системы, так как произведённая оценка эффективности по традиционной модели рассчитана по одному показателю, именно с точки зрения экономии, а разработанная же модель отражает важные показатели контрактной системы, без учёта которых невозможно оценить эффективность функционирования контрактной системы в целом.
С помощью расчёта эффективности по разработанной методике проблемные области обнаружены в осуществлении закупок у СМП и СОНО, в данном случае следует большое внимание уделять контролю над этим вопросом, среднее количество заявок на участие в закупках равно 2, 89 штук на одну закупку за 2014 - 2017 годы, экономия за анализируемые годы равна 8, 7%, что касается нарушений законодательства о контрактной системе, то нарушения ежегодно находятся на высоком уровне, их среднее значение 6, 5 нарушений.
Для повышения эффективности контрактной системы Омской области предлагается:
увеличение доли закупок у СМП и СОНО и ужесточение контроля над соблюдением законодательства касаемо этих закупок;
создать на основе ЕИС реестр добросовестных поставщиков, со своей бальной и рейтинговой системой для устранения нарушений законодательства в сфере закупок, введение и использование общефедерального профессионального стандарта при оценке и аттестации закупочных специалистов;
Таким образом, можно сказать, что преобразование системы государственных закупок в Российской Федерации протекает в правильном направлении. Следует лишь регулярно наблюдать за процессом выполнения государственных закупок, выявлять недостатки, проблемы, осуществлять работу над ошибками, вносить исправления, и тогда нам, бесспорно, удастся получить эффективную и успешную систему государственных закупок.
Библиографический список
1.Иванова, Е.В. Новации в контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд [Текст] / Е. В. Иванова // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - №1 (9) - 2014. - С.7-10.
2.Иванова, Е.В., Хлянова, Ю.А. Теоретические аспекты контрактной системы в сфере государственных и муниципальных закупок [Текст] / Е. В Иванова, Ю. А. Хлянова // Сборник статей и тезисов докладов IV Международной научно-практической конференции студентов, магистрантов и преподавателей. Издательство: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский центр КАН» (Омск). - 2017. -С.163-167.
References
1. Ivanova E.V. Novations in the contract system in the sphere ofprocurement of goods, works, services to ensure state and municipal needs. Bulletin of the Siberian Institute of Business and Information Technologies. Omsk, 2014, 7-10 p.
2. Ivanova E. V. Theoretical aspects of the contract system in the sphere of state and municipal purchases. Collection of articles and abstracts of the IV International Scientific and Practical Conference of Students, Masters and Teachers. Publisher: Limited Liability Company "Publishing Center KAN". Omsk, 2017, 163-167 p.
ANALYSIS AND ESTIMATION OF EFFICIENCY OF THE OPERATION OF THE CONTRACT SYSTEM OF THE OMSK REGION IN THE SPHERE OF STATE AND MUNICIPAL PURCHASING FOR 2014-2017
Elena V.Ivanova,
associate professor Director of the Center for Economic Consulting Julia A. Khlyanova,
Omsk branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation
Abstract. The article analyzes the effectiveness of the Omsk region contract system in the sphere of state and municipal purchases, by considering the level of competition for one purchase for 2014 — 2017, analyzed the quality of purchases and savings of budgetary funds, as well as compliance with the requiements of legislation in the contract system and the effectiveness of the contract system of the Omsk region was calculated, and a model for assessing the effectiveness of the contract system was developed, taking into account the following indicators: the share of the contract s concluded on the basis of competitive procedures; the average number of applications submitted for participation in the determination of suppliers (contractors, executors) per purchase; saving of budgetary funds received as a result of purchases; Proportion of purchases from the NSR, SUNO; the average number of violations of procurement legislation. The purpose of the work is to determine the level of efficiency of public procurement in the Omsk region and to develop its own methodology for assessing the effectiveness of the contract system, through which the contract system of the
Omsk region is assessed. The methods used include horizontal analysis, a method of comparisons. The result of the developed methodology is the evaluation of the effectiveness of the contract system of the Omsk region. The obtained results can be applied to assess the effectiveness of any contract system in the sphere of state and municipal purchases. The author of the article came to the following conclusions: the effectiveness of the contract system of the Omsk region can be estimated as average, as there are shortcomings in the quality of procurement, compliance with the law on the contract system, the financial efficiency of procurement is normative on the scale of assessment, there is savings in the procurement process.
Key words: state and municipal purchases, contract system, Omsk region, efficiency assessment, savings.
Сведения об авторах:
Иванова Елена Владимировна - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит» Омского филиала Финансового университета при Правительстве РФ; кандидат экономических наук, директор центра экономических консультаций НОУ ВПО «СИБИТ» (Российская Федерация, г. Омск, ул. Партизанская, 5), e-mail: iva-ev@yandex.ru.
Хлянова Юлия Андреевна - студентка Омского филиала Финансового университета при Правительстве РФ (Российская Федерация, г. Омск, ул. Партизанская, 5), e-mail:YuliaH55@mail.ru.
Статья поступила в редакцию 07.05.2018 г.