СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5 / 2018.
электронами происходит по законам упругого столкновения двух частиц - фотона и электрона.
8. Наблюдение в 1927 году Клинтоном Джозефом Дэвиссоном (1881, Блумингтон - 1958, Шарлотсвилл) и Лестером Хэлбертом Джермером (1896, Чикаго - 1971, Нью-Йорк) дифракции электронов на кристаллах никеля подтвердило экспериментально гипотезу Луи де Бройля (1892, Дьеп - 1987, Лувесьен ) о корпускулярно - волновом дуализме свойств микрочастиц.
9. Экспериментально обоснованная квантовая физика и химия позволяет развивать квантовую электронику, изучающую методы генерации и усиления электромагнитного излучения атомов вещества, применяемых в создании квантовых генераторов, усилителей и электронных приборов
10 Теоретические и экспериментальные достижения квантовой физики и химии лежат в основе становления и развития физики и техники полупроводников, позволившей инженерам создать современные компьютерные и телекоммуникационные технологии информационного общества
Дидактический опыт свидетельствует о том, что углубленное изучение экспериментальных оснований квантовой физики и химии студентами высшей школы способствует повышению уровня интеллектуального и творческого потенциалов учащейся молодежи [4].
Анализируя и обобщая приведенный выше краткий материал, можно сформулировать вывод о том, что выделение и изучение эмпирической составляющей квантовой физики и химии ориентировано на повышение качества высшего естественно-математического и технического образования студентов. Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.
2. Каримов М.Ф. Фундаментальные труды по квантовой химии в свободном компьютерном доступе для настоящих и будущих исследователей природной и технической действительности // Башкирский химический журнал. - 2011. - Т.18. - № 3. - С. 83 - 89.
3/ Каримов М.Ф. Начала электронной теории химической связи и их научное и дидактическое значения // Башкирский химический журнал. - 2010. - Т. 17. - № 4. - С. 88 - 92.
4. Каримов М.Ф. Образовательные траектории будущих химиков, физиков и математиков в пятимерном пространстве информационного моделирования действительности // Башкирский химический журнал. -2012. - Т. 19. - № 2. - С. 78 - 81.
© Каримов М.Ф., Филипов Е.Л., 2018
УДК 37
Д.А. Курбатова
Студент ЛПИ СФУ г. Лесосибирск,РФ E-mail: [email protected]
АНАЛИЗ И МЕТОДИКА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ ОШИБОК У
ОБУЧАЮЩИХСЯ В 5 КЛАССЕ
Аннотация
В данной статье речь идет об анализе и методике преодоления морфологических ошибок учащихся пятого класса. Автор статьи анализирует причины возникновения морфологических ошибок у учащихся пятого класса, а также предлагает методические рекомендации, направленные на предупреждение указанного вида грамматических нарушений у учащихся.
Ключевые слова: методические приемы, морфологические ошибки, русский язык.
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5 / 2018.
Актуальность исследования данной темы обусловлена тем, что повышение речевой культуры учащихся - одна из актуальных задач, стоящих перед современной школой. Известно, что одним из показателей уровня культуры, мышления, интеллекта человека, является его речь, которая должна соответствовать языковым нормам.
Именно в школе дети начинают овладевать нормами устного и письменного литературного языка, учатся использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и задачами речи. При этом учитель должен помочь детям осмыслить требования к речи, учить школьников при формулировке мыслей следить за правильностью, точностью, разнообразием, выразительностью языковых средств.
Анализ методической, педагогической литературы, а также наблюдение за учебным процессом показывают, что на уроках русского языка регулярно проводится работа по культуре речи, но, несмотря на это, сегодня существует проблема увеличения ошибок в устной и письменной речи учащихся[4].
Отчасти данное положение обусловлено тем, что учитель не всегда может определить тип ошибки, допускаемой учеником, и соответственно подобрать нужное упражнение для ее исправления. Кроме того, как показывает анализ методической литературы, существуют различные классификации ошибок в речи учащихся, однако единой классификации нет, что затрудняет работу учителя в этом направлении.
Еще одним фактором, который напрямую влияет на возникновение в речи учащихся морфологических ошибок, можно назвать то, что в настоящее время дети очень мало читают произведений именно классической литературы, предпочитая получать информацию либо визуальным способом (просмотр фильмов, передач и т.д.), либо посредством прослушивания аудиокниг. Даже те дети, которые читают с удовольствием, как правило, читают тексты различных Интернет-изданий, а здесь необходимо отметить тот факт, что такого рода тексты зачастую написаны с несоблюдением норм русского языка[2]. Соответственно, неправильное написание слова закрепляется у учащегося, и в дальнейшем ведет к морфологическим ошибкам на уроках русского языка.
Грамматические ошибки подразделяются на морфологические и синтаксические[1].
Морфологические ошибки заключаются в нарушении норм употребления частей речи. Синтаксические ошибки - разнообразные синтаксические неправильности. Разграничиваются ошибки в области простого и сложного предложения. Наиболее типичны ошибки в управлении.
Виды морфологических ошибок, которые чаще всего допускают учащиеся 5-го класса и над которыми должна вестись работа в школе, можно классифицировать следующим образом:
1. Ошибочное словообразование. Например: «заместо», «надсмехаться», «бессмертность».
2. Ошибочное образование формы существительного, например: «многие чуда техники», «не хватает время»
3. Ошибочное образование формы прилагательного, например: «более интереснее», «красивше».
4. Ошибочное образование формы числительного, например: «с пятистами рублями».
5. Ошибочное образование формы местоимения, например: «ихнего пафоса», «ихние дети».
6. Ошибочное образование формы глагола, например: «ездиют», «хочут», «пиша о жизни природы», «ложат», «я победю» и т.д.
Одним из главных путей преодоления морфологических ошибок является принцип их предупреждения. В данном случае в классах с грамматической запущенностью можно рекомендовать - в целях интенсификации грамматического разбора - применение следующих методических приемов:
1. Надо задавать ученикам на дом самостоятельно разбирать тот текст, который затем будет разбираться в классе. Благодаря такому способу проведение грамматического разбора улучшится качество ответов учащихся, значительно увеличится объем разбираемого на уроке материала.
2. Целесообразно почти на каждом уроке уделять особое время грамматическому разбору. Грамматический разбор- это система заданий с помощью которых ученики рассматривают слово и его составляющие, учатся доказывать правильность своего ответа, правильно и последовательно рассуждать.
3. Другим важным моментом на пути преодоления морфологических ошибок является словарная работа на уроках русского языка. Она дает возможность расширить активный словарный запас учащихся, уточнить их знания о значении слова, научить употреблять слово в новом контексте, повысить грамотность. Но слова в рамках в учебниках даются без всякой системы, только в связи с упражнением на данной
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5 / 2018.
странице, да и то не всегда. Потом эти слова встречаются только в словарном диктанте, завершающем изучение темы. А одноразовая встреча со словом, даже если учитель провел серьезную работу, дает небольшой эффект.
4. Ведение учащимися личного тематического словаря. Это записная книжечка, которую удобно хранить в учебнике, значит, она всегда будет под рукой. Использование такой книжечки приводит словарную работу в какую-то систему. Все слова, данные в рамках, можно условно разделить на темы, группы. Так, в 5 классе могут получаться такие группы: спорт, армия, дом и комната, меры длины и веса, дорога и движение, школа, прилагательные, одежда, магазин, профессия, искусство, сад и огород, космос -всего 62 слова. Для расширения словарной работы можно добавить также следующие темы: литература и искусство, город, наука, строительство, нравственные качества - около 100 слов. Из перечня видно, что существует преемственность, учитываются возрастные особенности учащихся, в связи с чем и меняется тематика словарной работы. В словарь можно вводить слова, которые учащиеся часто слышат по радио, телевизору: регион, подряд и т.д. Словарь можно начать в 5 классе и продолжать его 6-9 классах, дополняя начатые списки по темам. Такой словарь приносит ощутимую пользу и учителю, и ученикам.
5. Не менее значимы в преодолении грамматических ошибок являются учебные средства наглядности, которые облегчают восприятие теоретического материала, способствуют быстрому его запоминанию, причем не механическому и бездумному, а осмысленному и более прочному, поскольку при такой подаче учебной информации наглядно демонстрируется логические связи между явлениями языка[3].
Таким образом, можно сделать общий вывод о том, что для того, чтобы предупредить возникновение морфологических ошибок у пятиклассников, учителю русского языка необходимо проводить систематическую работу, направленную на предупреждение так называемой «грамматической запущенности», а также на ее корректировку посредством использования в работе на уроке тех рекомендаций, которые были приведены выше.
Список использованной литературы:
1. Кириллова Н.В. Почему пятиклассники безграмотны?. - 13.01.2013. - Электронный ресурс. - Режим доступа: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/100-russian/2148-2013-01-13-14-50-24. Дата обращения: 19.12.2017.
2. Пазова Л.М., Щербашина И.В. Орфографическая безграмотность и пути ее преодоления //Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2014. - Электронный ресурс. - Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/orfograficheskaya-bezgramotnost-i-puti-eyo-preodoleniya. Дата обращения: 19.12.2017.
3. Рыжова Е.В. Педагогика безграмотности. - 03.02.2016. - Электронный ресурс. - Режим доступа:https://nsportal.ru/blog/shkola/obshcheshkolnaya-tematika/all/2016/02/03/pedagogika-bezgramotnosti. Дата обращения: 19.12.2017.
4. Ясюкова Л.А. Психолого-педагогические причины неграмотности современных школьников. -Электронный ресурс. - Режим доступа: https://posobie.info/forum/viewtopic.php?t=5674. Дата обращения: 19.12.2017.
© Курбатова Д.А., 2018
УДК 7.745.398
Мальцева Людмила Валентиновна
Д. п. н., профессор, КубГУ, г. Краснодар, РФ e-mail: [email protected]
ЧЕЛОВЕК, ИСКУССТВО, МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Аннотация
В статье рассмотрено, как искусство, межкультурные отношения повлияют на повседневные