Библиографический список
1. [Э/р]. - Р/д: http://www.eurekanet.ru/ewww/info/17315.html
2. Зайдман, И.Н. Разноуровневое обучение рассуждению на основе терапевтической дидактики. Компетентностный подход: практикоориентированная монография / И.Н. Зайдман. - Новосибирск, 2006.
3. Зайдман, И.Н. Как научить всех и каждого. Учебно-познавательная деятельность на основе индивидуализации и дифференциации: практико-ориентированная монография / И.Н. Зайдман, О.А. Ефремова. - Новосибирск, 2010.
4. Хуторской, А.В.Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2003. - № 2.
5. Баранник, А.С. Методика формирования коммуникативных и рефлексивных умений подростков на основе сказкотерапии на уроках русского языка: дис. ... канд. пед. наук. - Новосибирск, 2002.
6. Кармадонова, О.Ф. Развитие коммуникативных умений учащихся и коррекция общения подростков на уроках русского языка: дис. ... канд. пед. наук. - Новосибирск, 1999.
7. Можейкина, Л.Б. Развитие толерантности подростков в процессе обучения русскому языку: дис. ... канд. психол. наук. - Новосибирск, 2007.
8. Зайдман, И.Н. Обучение школьников описанию внешности человека на основе концепции терапевтической дидактики / И.Н. Зайдман, И.А. Шабанова // Вестник Томского гос. университета. - 2007. - № 304 (август).
Bibliography
1. [Eh/r]. - R/d: http://www.eurekanet.ru/ewww/info/17315.html
2. Zayjdman, I.N. Raznourovnevoe obuchenie rassuzhdeniyu na osnove terapevticheskoyj didaktiki. Kompetentnostnihyj podkhod: praktiko-orientirovannaya monografiya / I.N. Zayjdman. - Novosibirsk, 2006.
3. Zayjdman, I.N. Kak nauchitj vsekh i kazhdogo. Uchebno-poznavateljnaya deyateljnostj na osnove individualizacii i differenciacii: praktiko-orientirovannaya monografiya / I.N. Zayjdman, O.A. Efremova. - Novosibirsk, 2010.
4. Khutorskoyj, A.V.Klyuchevihe kompetencii kak komponent lichnostno-orientirovannoyj paradigmih obrazovaniya // Narodnoe obrazovanie. -2003. - №2.
5. Barannik, A.S. Metodika formirovaniya kommunikativnihkh i refleksivnihkh umeniyj podrostkov na osnove skazkoterapii na urokakh russkogo yazihka: dis. ... kand. ped. nauk. - Novosibirsk, 2002.
6. Karmadonova, O.F. Razvitie kommunikativnihkh umeniyj uchathikhsya i korrekciya obtheniya podrostkov na urokakh russkogo yazihka: dis. ... kand. ped. nauk. - Novosibirsk, 1999.
7. Mozheyjkina, L.B. Razvitie tolerantnosti podrostkov v processe obucheniya russkomu yazihku: dis. ... kand. psikhol. nauk. - Novosibirsk, 2007.
8. Zayjdman, I.N. Obuchenie shkoljnikov opisaniyu vneshnosti cheloveka na osnove koncepcii terapevticheskoyj didaktiki / I.N. Zayjdman,
I.A. Shabanova // Vestnik Tomskogo gos. universiteta. - 2007. - № 304 (avgust).
Статья поступила в редакцию 15.05.13
УДК 378.316.6
Kalinin A. V,, Makukha V.K., Fetisova O.G. ANALYSIS AND CLASSIFICATION OF TIME CHARACTERISTICS VOICE SAMPLES IN CHILDREN. The results of the analysis of the temporal characteristics of the samples of the voice in children aged 9-10 years. By the expert evaluations samples were classified into conventional group «norm» and «deviation». The distribution of samples in the rate of speech. We discuss the timing that would objectively assess the characteristics of the signals and classify them into groups of «normal» and «deviation»
Key words: voice analysis, vote, timing of speech.
А.В. Калинин, магистрант НГТУ, г. Новосибирск; В.К. Макуха, проф. НГТУ, г. Новосибирск;
О.Г. Фетисова, фонопед, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
АНАЛИЗ И КЛАССИФИКАЦИЯ ВРЕМЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ГОЛОСОРЕЧЕВЫХ ОБРАЗЦОВ У ДЕТЕЙ
В статье приведены результаты анализа временных характеристик голосоречевых образцов у детей в возрасте 9-10 лет. Методом экспертных оценок образцы были классифицированы в условные группы «норма» и «отклонение». Получено распределение образцов по темпу речи. Обсуждаются временные параметры, которые позволили бы объективно оценивать характеристики сигналов и классифицировать их по группам «норма» и «отклонение»
Ключевые слова: голос, голосоанализ, временные характеристики речи.
Формирование коммуникативно-речевой компетенции школьников в образовательной среде приобретает всё большую значимость. Однако, статистические данные о состоянии голосоречевого здоровья детей говорят о его ухудшении. Известно, что внешняя речь представляет собой звуковой поток акустического и просодического планов взаимодействия (сила, высота, тембр, ритм, темп, интенсивность, паузирование и т.д.) [1-3]. У детей школьного возраста часто выявляются дефекты в закономерности объединения и членения речевых единиц как в устной, так и в письменной речи.
Точная дифференциальная диагностика голосоречевой патологии проводится психиатрами, психологами, дефектологами. По нашему мнению, в России, на сегодняшний день, очень мало высококвалифицированных дефектологов со специализацией по фонопедии, несмотря на то, что потребность в фонопедической диагностике постоянно возрастает. Поэтому всё более актуальным является применение инструментальных средств [4] и со-
здание электронной скрининговой системы, предназначенной для диагностики голосоречевой патологии у детей.
Для создания электронной системы диагностики патологий речи необходимо определять количественные характеристики голосоречевых сигналов в терминах фонологопедии, т.е. найти корреляцию между физическими параметрами речи как акустического процесса и субъективными фонологопедическими терминами. При этом используется изучение как спектральных [5], так и временных характеристик.
Наиболее важными временными особенностями речи, по мнению экспертов, при этом являются:
1. Темпоритм речи.
2. Паузирование.
3. Соотношение длительности звуков внутри слога.
4. Эмоциональность речи.
В данной работе представлены количественные характеристики голосоречевых сигналов на основе измерения темпа
и паузирования 48 образцов речи школьников в возрасте 9-10 лет, полученных и обработанных по методике, описанной в [6]. Классификация образцов производилась по различным признакам экспертом дефектологом (фонологопедом) Областного фо-ниатрического центра (ОФЦ) Фетисовой О.Г. на базе Муниципального автономного учреждения здравоохранения (МАУЗ) «Новосибирская городская поликлиника» № 1.
Классификация производилась на основе оценки по десятибалльной шкале каждым участником, как в целом, так и по различным показателям, таким, как темп чтения, паузирование, эмоциональность. По результатам классификации голосоречевые образцы были разбиты на группы «норма» и «отклонение» по вышеперечисленным признакам, а также выделены группы «лучших» и «худших» образцов в целом.
В ходе работы была разработана методика классификации голосоречевых образцов на основе анализа темпа чтения и па-узирования.
Объективный темп чтения (слов в минуту) определялся по текстовому фрагменту, содержащемуся в тесте:
T _
N
t
текста
где N — количество слов в тексте, tтеííстa — общее время текста.
По результатам записей детей двух классов был рассчитан темп чтения каждого ребёнка (слов в минуту). С использованием повторной выборки была проверена гипотеза о принадлежности распределения темпа чтения к нормальному распределению при помощи критерия Пирсона Л^.В ходе проверки оказалось, что распределение темпа чтения у детей является нормальным для трёх уровней статистической значимости: а = 0,001; а = 0,01; а = 0,05 и имеет следующие параметры: математическое ожидание Т = 103,6 и дисперсия а = 25,5.
При этом (принимая нормативный темп чтения для русских детей 3-его класса — 75...80 слов в минуту [7]) для обследованных детей получены следующие результаты: 83% детей имеют ускоренный темп чтения, 2% — нормальный темп чтения, 15% — замедленный чтения.
Также все дети были разделены экспертом субъективно на 3 группы — дети с условно нормальным темпом чтения для данной возрастной группы, дети с замедленным темпом чтения, дети с укоренным темпом чтения. Разделение проводилось аудитив-но, при этом наблюдалось расхождение между объективно измеренной величиной темпа и условной экспертной оценкой, т.е. некоторые голосоречевые образцы с одинаковой объективной величиной темпа были классифицированы в разные группы, а
Таблица 1
Средние значения темпа чтения для 3 групп
образцы с разными значениями темпа в одну. Из этого следует, что восприятие речи на слух (которое является важнейшим фактором оценки правильности речи) зависит не только от темпа, но и от сочетания темпа с ритмом, т.е. особенностями расстановки пауз — паузированием.
В таблице 1 приведены средние значения темпа чтения и их среднеквадратические отклонения для 3 групп, выделенных экспертом:
Средние значения темпа чтения и их среднеквадратические отклонения для определённых экспертом комплексно (т.е. и по всем параметрам, которые будут описаны далее) лучших и худших образцов в выборке занесены в таблице 2.
Приведённая выше таблица 2 подтверждает, что классификация образцов не может проводиться только по темпу, т.е. темп чтения отдельно не является критерием нормы или патологии голосоречеобразования, т.е. его нужно рассматривать вместе другими параметрами. Поэтому были проведены исследования параметров паузирования, то есть деления звучащей фразы на более мелкие речевые отрезки (речевые такты, или синтагмы) — одна из важнейших особенностей звучащей речи[8]). Рассматривались следующие параметры.
1 - «Степень пауз» — показывает, сколько процентов времени звучания текстового фрагмента занимают паузы.
t
СП = ^аау- *100%
t ,
текста
где tпayз — общее время всех пауз в тексте.
Средние значения степени пауз и их среднеквадратические отклонения рассчитывались для выделенных экспертом групп «норма» и «отклонение», и приведены в таблице 3.
2 - «Скважность ього периода» (Ф) — отношение длительности периода голосоречевого сигнала к времени речевого такта.
Под голосоречевым сигналом понимался цифровой звуковой сигнал, представляющий собой речь, записанную с помощью микрофона на компьютер. При этом за период голосоречевого сигнала принималось время звучания слова или слитной группы слов (речевого такта) и пауза, идущая за ними:
t +1
С ___ паузы речевоготакта
речевоготакта
время паузы в данном периоде, tp
речевого такта
Темп чтения Среднее значение темпа, слов/ мин
Ускоренный (4 чел.) 126± 13.6
Нормальный (26 чел.) 115±17.6
Замедленный (4 чел.) 86±24.5
время звучания речи в данном периоде.
На рис. 1 представленауровнеграмма слова «Пушок» и начала слова «каждое» из тестовой фразы «Пушок каждое утро будит меня, громко мяукает», полученная в программе Ргаа^ Стрелками обозначен период, соответствующий слову «Пушок», а также речевой такт и пауза:
I, дБ
Таблица 2
Средние значения темпа чтения для групп «лучших» и «худших» образцов
Голосоречевые образцы Среднее значение темпа, слов/ мин
Лучшие (5 чел.) 116±23.1
Худшие (5 чел.) 97±12.9
t, с
Рис. 1. Уровнеграмма слова «Пушок», М -t2 — время речевого такта, t3 — время паузы
период,
Таблица 3
Значения степени пауз для групп «норма» и «отклонение»
3 - «Средняя скважность по речевым тактам»
(ССПРТ) — среднее для всех речевых тактов текста значение отношения длительности периода голосоречевого сигнала к времени речевого такта.
Параметр Норма Отклонение
Степень пауз, % 20.79±2.59 13.19±1.07
ССПРТ _ Е Сг /N,
i _1 i
периодов i
где N
периодов
— количество периодов в тексте.
Таблица 4
Значения ССПРТ и средних значений СКО скважностей ьтых периодов для групп «норма» и «отклонение»
Параметр, отн. ед. Норма Отклонение
ССПРТ 1.35±0.07 1.32±0.12
Среднее значение СКО скважностей і-ьіх периодов 0.29±0.04 0.47±0.30
Таблица 5
Средние значения длительности пауз после различных знаков препинания
Среднее значение паузы, с Норма Отклонение (беспаузная речь) Отклонение (заикание и неуместные паузы)
После точки 0.45±0.23 0.41 ±0.39 1.49±1.04
После запятой 0.04±0.07 0.00±0.00 0.60±0.39
После тире 0.82±0.54 0.41 ±0.24 2.68±1.72
После двоеточия 0.19±0.15 0.24±0.26 2.08±1.22
После восклицательного знака 0.47±0.32 0.90±0.86 0.63±0.78
После вопросительного знака 0.54±0.35 0.55±0.24 1.49±0.17
Таблица 6
Средняя длительность пауз для групп «лучших» и «худших» образцов
Параметр Лучшие Худшие
Средняя длительность паузы, с 0.42±0.27 0.42±0.30
Понятие «речевой такт» здесь несколько условно, поскольку под ним подразумевалось слово или неразличимая на уров-неграмме (вследствие переходных процессов речи) группа слов. Такая группа слов также не может называться синтагмой, поскольку она не всегда имеет законченный смысл.
Для заикания и при плохом чтении текста, длительности сложных фрагментов (состоящих из частично произнесённых несколько раз одних и тех же элементов речи и неуместных (необоснованных) пауз) записывались в виде суммы. Период при этом не изменялся, т.е. принимался состоящим из таких же элементов речи, как и для образцов из группы «норма». Погрешность измерения промежутков времени экспериментально была определена равной сотым долям секунды.
«Средняя скважность по речевым тактам» характеризует паузирование в речи — для беспаузной речи, характерной для такой патологии, как, например, неестественное ускорение речи средняя скважность по речевым тактам стремится к 1. Для патологий заикания, брадиладии (замедленный темп речи, неуместные паузы), плохого чтения ССПРТ может достигать значений 1.47.2.24 отн.ед.
4 - Среднее значение СКО скважностей ьых периодов — характеризует среднее значение вариабельности скважностей ьых периодов, т.е. в среднем для одной группы во всем тексте скважности ьых периодов варьируется в пределах этого значения.
По результатам записей были получены следующие значения выбранных параметров (таблица 4).
5 - Для оценки паузирования также использовался анализ средних длительностей пауз после различных знаков препинания (таблица 5).
Средняя длительность пауз для групп «лучших» и «худших» образцов представлена в таблице 6.
Обсуждение результатов
1. Голосоречевые образцы из группы «лучшие» характеризуются совпадением 90.100% количества пауз и количества знаков препинания.
2. Наиболее информативными признаками для разделения нормы и отклонения голосоречеобразования оказались следующие введённые параметры: степень пауз, средняя длительность паузы после запятой, средняя длительность паузы после
Библиографический список
двоеточия, средняя длительность паузы после вопросительного знака.
Известно, что за темпоритмическую организацию речи отвечают определенные области коры головного мозга. Физиологические механизмы, с помощью которых голосовой аппарат воспроизводит речь, находят свое отражение в таких чисто психофизиологических следствиях, как изменение артериального давления, частоты сердечных сокращений, частоты дыхания, изменение тонуса мышечной мускулатуры и т.п. Эмоциональное состояние человека, которое выражается его голосом, зависит от активности лимбической системы головного мозга. Между частями лимбической и голосоречевой систем существуют связи, которые обусловливают положительные и отрицательные эмоции при воспроизведении звуков. Особенности голосо-речеобразования отражают функциональное состояние центральной нервной системы настолько объективно, что не могут быть подделаны или исправлены волевым усилием. Анализ го-лосоречеобразования может стать абсолютным «детектором лжи», при этом не будет необходимости присоединять к телу человека датчики. Сведения о количественном и (или) качественном возрастании нарушений голосоречеобразования служат признаком появления изменений/нарушений в функционировании соматической и психоэмоциональной сферах. Экспертная оценка голосоречеобразования может помочь и быть определяющей в диагностике индивидуального развития ребенка, прежде всего, в становлении его соматического здоровья, состояния иммунитета, развития интеллекта. Если своевременно диагностировать нарушения голосоречеобразования и направить усилия на коррекцию отклонений, то можно своевременно привести голосоречевую функцию в норму и, следовательно, дать возможность ребёнку развиваться в условиях нормальной психофизиологии. Коррекция голосоречеобразования, за счет физиологической обратной связи, нормализует психосоматические взаимоотношения, оздоравливая весь организм.
Ввиду нерепрезентативности имеющейся выборки, результаты исследования временных особенностей детских голосоречевых образцов, представленные в данной работе, являются только предварительными. Тем не менее, они позволяют наметить перспективные направления дальнейшего исследования с расширением базы данных голосоречевых образцов, классифицированных с большим количеством различных признаков.
1. Орлова, О.С. Нарушения голоса: учеб.-метод. пособ. - М., 2008.
2. Волкова, Л.С. Логопедия: учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высш. учеб. заведений / Л.С. Волкова, РИ. Лалаева, Е.М. Мастюкова [и др.]; под ред. Л.С. Власовой. - М., 2008.
3. Парамонова, Л.Г. Логопедия для всех. - АПНРСФСР, 1961.
4. Филатова, Ю.О. Инновационные технологии исследования ритма речи (научный обзор) / Ю.О. Филатова, М.В. Конончук // Голос
и речь. - 2012. - № 1(6).
5. Морозов, В.П. Невербальная коммуникация: экспериментально-психологические исследования. - М., 2011.
6. Калинин, А.В. Анализ временных особенностей голосоречевых образцов у детей / А.В. Калинин, В.К. Макуха, О.Г. Фетисова // Акту-
альные проблемы электронного приборостроения: материалы XI международной конф. - Новосибирск, 2012. - Т. 5.
7. Тексты для проверки техники чтения в 1-4 классах [Э/р]. - Р/д: http://pedsovet.su/load/239-1-0-3779
8. Розенталь, Д.Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию / Д.Э. Розенталь, Е.В. Джанджакова, Н.П. Кабанова. - М., 1999 [Э/р]. - Р/д: http://www.classes.ru/grammar/127.Rosental-pravopisanie/74.htm
Bibliography
1. Orlova, O.S. Narusheniya golosa: ucheb.-metod. posob. - M., 2008.
2. Volkova, L.S. Logopediya: uchebnik dlya studentov defektologicheskikh fakuljtetov pedagogicheskikh vihssh. ucheb. zavedeniyj / L.S. Volkova,
R.I. Lalaeva, E.M. Mastyukova [i dr.]; pod red. L.S. Vlasovoyj. - M., 2008.
3. Paramonova, L.G. Logopediya dlya vsekh. - APNRSFSR, 1961.
4. Filatova, Yu.O. Innovacionnihe tekhnologii issledovaniya ritma rechi (nauchnihyj obzor) / Yu.O. Filatova, M.V. Kononchuk // Golos i rechj. -
2012. - № 1(6).
5. Morozov, V.P. Neverbaljnaya kommunikaciya: ehksperimentaljno-psikhologicheskie issledovaniya. - M., 2011.
6. Kalinin, A.V. Analiz vremennihkh osobennosteyj golosorechevihkh obrazcov u deteyj / A.V. Kalinin, V.K. Makukha, O.G. Fetisova // Aktualjnihe problemih ehlektronnogo priborostroeniya: materialih XI mezhdunarodnoyj konf. - Novosibirsk, 2012. - T. 5.
7. Tekstih dlya proverki tekhniki chteniya v 1-4 klassakh [Eh/r]. - R/d: http://pedsovet.su/load/239-1-0-3779
8. Rozentalj, D.Eh. Spravochnik po pravopisaniyu, proiznosheniyu, literaturnomu redaktirovaniyu / D.Eh. Rozentalj, E.V. Dzhandzhakova, N.P. Kabanova. - M., 1999 [Eh/r]. - R/d: http://www.classes.ru/grammar/127.Rosental-pravopisanie/74.htm
Статья поступила в редакцию 15.05.13
УДК 159.9+616.89
Kozlova L.I., Chuhrova M.G., Pronin S. У STRUCTURE OF ANTICIPATION OF INTERNET USERS WITH RISK OF MASSIVELY MULTIPLAYER ONLINE ROLE-PLAYING GAMES ADDICTION. Comparing of anticipation of groops with risk of addiction vs non-addict from massively multiplayer online role-playing games in Russian internet user's adult population.
Key words: internet addiction, massively multiplayer online role-playing games (MMORPG), anticipation.
Л.И. Козлова, психотерапевт, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]; М.Г. Чухрова, д-рмед.наук, ФГБОУВПОНГПУ, г. Новосибирск, E-mail: [email protected];
C.В. Пронин, канд. мед. наук, АНОНБ «Витар», г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
СТРУКТУРА АНТИЦИПАЦИОННОЙ СОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЦ, СКЛОННЫХ К ЗАВИСИМОСТИ ОТ МНОГОПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИХ РОЛЕВЫХ ОНЛАЙН ИГР
Проведено сравнение антиципационной состоятельности взрослых пользователей российского интернета, склонных к возникновению зависимости от многопользовательских ролевых онлайн игр, и пользователей, не склонных к такой зависимости.
Ключевые слова: интернет-зависимость, многопользовательские ролевые онлайн игры (MMORPG), антиципация.
В связи с распространением интернета, все большее значение приобретает проблема интернет-зависимости. В широком смысле «интернет-зависимость» можно определить как «навязчивое (компульсивное) желание войти в Интернет, находясь offline, и неспособность выйти из Интернета, будучи on-line» [1].
При этом интернет является как посредником для реализации давно существовавших форм аддикций (шопинг, сексу-альнаяаддикция), так и создает почву для возникновения аддик-ций, существование которых было технически невозможно до возникновения интернета. Реализациия таких аддикций, как правило, требует наличия скоростного интернета, в результате их основными жертвами становятся жители больших городов. Частным проявлением интернет-зависимости является зависимость от MMORPG.
MMORPG (англ. massivelymultiplayeronlinerole-playinggame) - многопользовательские ролевые онлайн игры - жанр онлайновых компьютерных ролевых игр, в которых большое количество игроков взаимодействуют друг с другом в виртуальном мире, в основном, в жанре фэнтези. MMORPG являются одной из наиболее частых причин возникновения интернет-зависимости. Результатом зависимости от MMORPG является практически полное вовлечение игрока в существование в игровом мире - битвы, осады, военные договоры и даже свадьбы, многогранная игровая реальность постепенно заменяет реальную жизнь, друзей, отношения. Дополнительным фактором риска является социальная приемлемость подобной аддиктивной реализации,
близкие зависимых начинают считать ее проблемой только при явной социальной дезадаптации - увольнение с работы и отсутствие попыток трудоустройства, исключение из учебного заведения. Сами же зависимые проявляют удивительную «неосведомленность» о социальных последствиях провождения в игре по 12 часов в сутки.
Одним из диагностических критериев интернет-зависимости является увеличение времени проводимого в сети, несмотря на явно негативные последствия для реальной жизни (работы, семьи, друзей). Известен так же феномен «выпадания» из времени во время компьютерных игр, который сами игроки описывают как «сел на полчаса перед сном поиграть, гляжу уже пять утра», как следствие опоздания и проблемы на работе и учебе.
В связи с этим возникает вопрос, являются ли данные феномены единичными, или для лиц, склонных к интернет-зависимости, характерно снижение прогностических способностей в целом.
Под антиципационной состоятельностью (прогностической компетентностью) понимается способность личности с высокой вероятностью предвосхищать ход событий, прогнозировать развитие ситуаций и собственные реакции на них, действовать с временно-пространственным упреждением [2].
Антипационные способности играют существенную роль практически во всей деятельности человека. Прогнозы живого существа призваны оптимизировать результаты его действий. Поэтому они адекватны именно тем переменным характеристикам среды, от которых зависит успешность действия [3].