АНАЛИЗ ГОТОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЯ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Маслова Анастасия Сергеевна, студент (e-mail: [email protected])
Какатунова Татьяна Валентиновна, науч. рук., д-р экон. наук, проф.
В данной статье проводится анализ и сравнение наиболее распространенных информационных систем для автоматизации бизнес-процесса управления персоналом для эффективного внедрения на предприятие отрасли легкой промышленности, которое занимается производством одежды.
Ключевые слова: рынок ИС, управление персоналом, автоматизация бизнес-процессов, легкая промышленность, Система «Кадры»; 1С: Зарплата и Управление персоналом; SAP ERP Human Capital Management; Oracle Human Resources Management System.
Рассмотрим деятельность предприятия легкой промышленности, которое занимается производством одежды. Несмотря на то, что по последним данным Росстата [1], индекс производства в предприятиях легкой промышленности одежды за последние несколько лет имеет тенденцию к снижению (рисунок 1), эта область производства является значимой среди обрабатывающих производств. Так, объем отгруженного товара собственного производства в 2015г. в текстильном и швейном производстве составил 202 586 млн. руб., причем доля предприятий, производящих одежду составила 36,8% от общего количества произведенных и отгруженных товаров [1].
Рисунок 1 - Индекс производства одежды (в % к предыдущему году) Число сотрудников рассматриваемого предприятия - 300 человек. Данное количество сотрудников является достаточно большим и не автоматизированный ранее процесс управления персоналом становится не эффек-
тивным и затратным, и поэтому руководство предприятия принимает решение о необходимости информатизации бизнес-процесса управления персоналом.
В настоящее время рынок готовых программных продуктов предоставляет пользователям широкий выбор автоматизированных систем управления персоналом. Для более тщательного анализа и сравнения были выбраны наиболее популярные и распространение информационные продукты, как отечественного, так и зарубежного производства: Система «Кадры»; 1С: Зарплата и Управление персоналом; SAP ERP Human Capital Management; Oracle Human Resources Management System.
Система «Кадры» от компании «Электронные Офисные Системы» обеспечивает кадровое делопроизводство [2]. С апреля 2013 года система является свободно-распространяемым программным обеспечением, то есть, для получения системы и использования ее в организации необходимо лишь заключить лицензионное соглашение с компанией-разработчиком. При работе с дистрибутивом системы «Кадры», пользователю поставляются исходные коды системы и пакеты для последующих обновлений, таким образом, система может быть доработана специально для организации, причем компания-разработчик предоставляет услугу доработки программного продукта.
Система «Кадры» оптимизирует и автоматизирует следующие функции кадрового делопроизводства:
- ведение штатного расписания;
- ведение личных карточек сотрудников;
- оформление отпуска, командировок, больничного;
- табельный учет рабочего времени;
- формирование и ведение приказов по личному составу.
Данная система предназначена для использования руководителями организаций и менеджерами по управлению персоналом. Руководители используют ее для принятия организационных решений относительно работы с кадровыми ресурсами организации. Менеджеры по персоналу используют ее для ведения кадровой информации в соответствии с требованиями российского законодательства, поиска информации о сотрудниках организации, составления отчетов. Данная система эффективна при внедрении, как в крупное предприятие, так и в небольшое.
Еще одним программным продуктом, автоматизирующем бизнес-процесс управления персоналом, является 1 С: Зарплата и Управление персоналом от фирмы «1С» (1С: ЗУП) [3]. Программа автоматизирует задачи, связанные с расчетами зарплат и ведением кадровой политики предприятия, она может быть использована не только руководителями организации и отделом по управлению персоналом, но и планово-экономическим отделом для планирования расходов на персонал, сотрудниками отела бухгалтерии для организации начисления зарплат сотрудникам, удержания налогов и отчислений в социальные фонды и расчета льгот, а также непо-
средственно самими сотрудниками предприятия для организации и отслеживания табельного расписания, графиков отпусков и составления заявок на обучение.
Программный продукт «Зарплата и Управление персоналом» поставляется в трех варианта: Базовая версия - подходит для небольшой организации, для внедрения на одном рабочем месте для автоматизации кадрового учета, расчета зарплаты, удержания налогов и взносов; ПРОФ - предназначен для использования в различных организациях, в том числе с обособленными подразделениям, подразумевается возможность конфигурирования прикладного решения; КОРП - создан для средних и крупных организаций, для благополучной деятельности которых очень важно эффективное управление человеческими ресурсами, позволяет проводить всестороннюю оценку кадров организации, планировать развитие и карьеру, а также строить и внедрять мотивационные схемы. Вариант поставки выбирается в зависимости от размеров организации, требуемого функционала и финансовых возможностей организации. Исходя из данных о нашей организации, для сравнения будет взята базовая версия программы.
Программный продукт SAP ERP Human Capital Management (SAP ERP HCM) [4] от известного зарубежного разработчика SAP AG является одним из модулей распространенной ERP-системы SAP R/3. Данная система предоставляет огромный набор исполняемых функций. В спектр ее функционала входят не только самые базовые и простые решения (личные карточки сотрудников, ведение табельного расписания, расчет зарплат и т.п.), но и автоматизированный подбор и поддержка развития персонала (анализ соответствия квалификации занимаемой должности, формирование рабочих групп исходя из личностных характеристик сотрудников, мотивация персонала, планирование карьеры).
Еще одним известным и крупным разработчиком прикладных решений для бизнеса является компания Oracle. Автоматизированная система Oracle Human Resources Management System (Oracle HRMS) [5] является дополнительным модулем к программному продукту Oracle E-Business Suite. Данная система автоматизирует и оптимизирует следующие бизнес-процессы предприятия, относящиеся к управлению персоналом:
- работа с человеческими ресурсами (хранение данных о сотрудниках, оргструктуры организации и имеющихся должностях);
- учет рабочего времени (оптимизация табельного расписания, анализ отклонений от запланированного графика работы);
- начисление заработной платы (оплата и внедрение систем стимулирования труда, изменение параметров начислений и удержаний с учетом изменений в законодательстве);
- управление обучением и квалификацией персонала (планирование мероприятий по обучению персонала, анализ эффективности мероприятий);
- анализ кадрового состава организации.
Анализ вышеописанных программных продуктов проводится с учетом
весовых коэффициентов для плохо формализуемых критериев. Список критериев был приведен в соответствии наиболее рутинными и необходимыми процессами деятельности менеджера по управлению персоналом. Сравнение объектов анализа произведено с использованием исходных данных организации, информации о продуктах с сайтов компаний-разработчиков. Полученные результаты сравнения информационных продуктов представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Сравнение информационных продуктов автоматизации
бизнес-процесса управления персоналом
Информационный продукт
Критерии сравнения Система «Кадры» 1С: ЗУП SAP ERP HCM Oracle HRMS Весовой коэффициент
Цена внедрения на 10 рабочих мест (руб) 36 000 35 847 От 300 000 От 108 333 -
Стоимость обслуживания и тех. поддержки за год (руб) 5 400 3 700 От 1 835 200 От 300 000 -
Возможность доработки собственными силами + - - - -
Поиск информации по
произвольно заданным + + + + 0,1
критериям
Картотека личных карточек сотрудников + + + + 0,18
Ведение табельного расписания + + + + 0,19
Формирование отчетов и справок + - + + 0,16
Расчет заработной платы + + + + 0,15
Подбор персонала - - + + 0,04
Обучение персонала - - + + 0,05
Многопользовательский + + + 0,12
режим работы
Мотивация - - + + 0,01
Итого 0,9 0,62 1 1 1
В результате проведенного сравнительного анализа по выделенным критериям, можно заключить, что наилучшими из рассмотренных систем для автоматизации бизнес-процесса управления персоналом, являются программные продукты SAP ERP Human Capital Management и Oracle Human Resources Management System, но, принимая во внимание их стоимость внедрения и сопровождения, а также описанные недостатки, можно подытожить, что они не подходят для внедрения на рассматриваемом предприятии отрасли легкой промышленности. Таким образом, несмотря на то, что
система «Кадры» от компании «Электронные Офисные Системы» имеет немного более высокую стоимость лицензии и сопровождения, по сравнению с системой от компании 1С, ее более полный функционал и имеющиеся достоинства делают ее рекомендуемой к внедрению для рассматриваемого объекта информатизации. Общая стоимость решения вместе с обслуживанием всех 10 рабочих мест тех сотрудников, которые непосредственно будут постоянно работать с системой, на один год составила 41 400 руб. Важно отметить, что данное решение предоставляется с полным исходным кодом программы, таким образом, имеется возможность доработки информационной системы, при необходимости.
Информатизация бизнес-процесса управления персоналом несет в себе разного рода положительные эффекты для организации. К положительным организационным эффектам можно отнести: сокращение времени приятия решений на всех уровнях управления, повышение качества кадровых решений, оперативность и качественность подготовки отчетности по нормам и стандартам. Положительные экономические эффекты от информатизации бизнес-процесса заключаются в следующем: рост производительности труда персонала, оптимальное использование профессиональных навыков сотрудников. Внедрение автоматизированной системы управления персоналом имеет также и положительные социальные эффекты: ведение полной истории труда рабочего персонала, быстрое продвижение по службе для наиболее перспективных сотрудников, персональный учет пенсионных накоплений.
Список литературы
1. Промышленное производство в России. 2016 : Стат. Сб. / Росстат. М., 2016. 347 с.
2. Система «КАДРЫ» - автоматизированное кадровое делопроизводство // ЭОС: Системы электронного документооборота [Электронный ресурс]. URL: https://www.eos.ru/eos_products/eos_kadry/ (Дата обращения: 05.04.2017).
3. 1С: Зарплата и управление персоналом 8 // 1С: Предприятие 8 [Электронный ресурс]. URL: http://v8.1c.ru/hrm/ (Дата обращения: 05.04.2017).
4. SAP ERP Human Capital Management Community // SAP Software Soiutions [Электронный ресурс]. URL: https://www.sap.com/cis/community/topic/hcm.html (Дата обращения: 05.04.2017).
5. HRMS - Human Resources Management System // Oracle [Электронный ресурс]. URL: https://www.oracle.com/hrms/ (Дата обращения: 05.04.2017).
Maslova Anastasia Sergeevna, student (E-mail: [email protected])
Branch of National Research University "Moscow Power Engineering Institute" in Smolensk, Russia
Kakatunova Tatyana Valentinovna, Doc. Ec. Sci., professor.
Branch of National Research University "Moscow Power Engineering Institute" in Smolensk, Russia
ANALYSIS OF INFORMATION SYSTEMS FOR AUTOMATION OF BUSINESS-PROCESS MANAGEMENT OF PERSONNEL OF ENTERPRISE OF LIGHT INDUSTRY
Abstract. In this article, we analyze and compare the most common information systems for
automating the business process of personnel management for the effective implementation of a light industry that is engaged in the production of clothing.
Keywords: IT market, personnel management, business process automation, light industry, "Personnel" system; 1C: Salary and Personnel Management; SAP ERP Human Capital Management; Oracle Human Resources Management System.
УДК 352/353
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ Медведев Владислав Владимирович, студент Татаринова Екатерина Сергеевна, ст. преподаватель,
([email protected]) Титова Марина Владимировна, к.э.н., ст. преподаватель ([email protected]) Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Липецкий филиал), г.Липецк, Россия
В данной статье определены основные проблемы в области взаимодействия государственного и муниципального управления и определены направления его совершенствования. Показано, что повышение эффективности взаимодействия органов государственного и муниципального управления возможно с помощью формирования системы коммуникаций
Ключевые слова: государственное управление, муниципальное управление, взаимодействие, система коммуникаций
При развитии местного самоуправления, проблема осуществления взаимодействия между органами местного самоуправления и органами государственной власти всегда имела место в России. При этом на практике без четко отлаженного механизма их взаимодействия невозможно эффективное управление во всех общественных сферах.
Очевидно, что местные органы власти не могут работать без влияния государства. Эффективное взаимодействие между государственной и муниципальной властью - залог решения различных проблем муниципального образования и государства в целом. Самоуправление не может быть предоставлено самому себе.
Формированию эффективной системы местного самоуправления в нашей стране препятствуют такие факторы, как [1]: отсутствие единой государственной концепции реформирования органов самоуправления; значительное сопротивление чиновников реформам; низкий уровень политической культуры населения.
В соответствии с декларируемыми основами формирования системы местного самоуправления, местное самоуправление в России в пределах своих полномочий является самостоятельным, с другой стороны - является оплотом реализации государственных задач на местах.