www.kaznmu.kz
И.И. ТЕРНИНКО*, З.Б. САКИПОВА, Л.Н. ИБРАГИМОВА
*«Луганск мемлекеттж медициналыц университетi», фармацевтикалыц химия жэне фармакогнозия кафедрасы, Украина, Луганск, С.Ж. Асфендияров атындагы Казак, улттыцмедицинауниверситетi, модуль «Фармацевт-технолог», Цазацстан, Алматы
АЦ ТАЛ ЖАПЫРАГЫНАН ЭКСТРАКТ АЛУ ТЕХНОЛОГИЯСЫН ЖАСАУ
Тушн. А; тал жапырагынан алынатын ;ою экстракт алу ушгн экстрактшеуге ;олайлы жагдай мен дайындау технологиясы алынды. Ти1мд1 керсеткштер: шиюзат-экстрагент 1:10 ;атынасында 50 % этил спиртамен 12 сагат бойы ею дуркгн экстракциялау. Керсетк1штерд1 белгшегеннен кешнп алынган дайын ешм - 26,08%, флаваноидгардьщ саны -1,40%. Алдагы уак;ытта алынган экстракт на;ты TYPДе стандарттау жэне ;абынуга ;арсы фитопрепараттардыц шиюзат кездерш кецейтуге с1лтеме жасайтын АНД жобасын кдау.
ТYЙiндi сездер: а; тал, ;ою экстракт, экстрагент, флаваноидтар, экстракцияныц ттмда керсетк1штер1
I.I TERNYNKO*, Z.B. SAKIPOVA, L.N. IBRAGIMOVA *SI "Lugansk State Medical University", the chair ofPharmaceutical Chemistry and Pharmacognosy, Ukraine, Lugansk
Asfendiyarov Kazakh National Medical university, the module «Pharmacist - technologist», Kazakhstan, Almaty
THE DEVELOPMENT OF TECHNOLOGY OF PRODUCING OF THICK EXTRACT FROM THE LEAVES OF WHITE
WILLOW
Resume: Optimum conditions of extraction and technology of producing of thick extract from the leaves of white willow were developed. Optimal parameters is: double extraction within 12 hours by 50% ethyl alcohol in a ratio of raw - extractant 1:10. The yield of the final product under given conditions is 26.08%, the quantitative content of flavonoids - 1.40%. In the future, it is advisable to standardize the resulting extract and develop a draft of the AND, which will create the preconditions for expanding the range of primary sources of herbal remedies with anti-inflammatory action. Keywords: white willow, thick extract, extractant, flavonoids, extraction conditions
УДК: 615.15:615.12:614.255.7
А.Р. ШОПАБАЕВА, О.Н. ЕВТУШЕНКО, А.Р. ТУЛЕГЕНОВА
Казахский Национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова, Модуль «Фармацевт-менеджер»
АНАЛИЗ ГОТОВНОСТИ ПЕРЕХОДА КАЗАХСТАНСКИХ АПТЕК НА СТАНДАРТЫ GPP
Статья посвящена вопросам перехода розничных фармацевтических предприятий на стандарт GPP. С момента утверждения в Казахстане стандарт GPP серьезное внимание этих современных отраслевых стандартов уделяли только некоторые фармацевтические производители - как крупные, так и небольшие компании. Проведенный анализ позволил оценить состояние и перспективы перехода казахстанских аптек на стандарты GPP.
Ключевые слова: Аптека, GPP, стандартные операционные процедуры.
Актуальность проблемы. Сегодня в фармацевтической отрасли нашей республики одной из наиболее актуальных проблем является переход розничных предприятий на международные стандарты GPP - надлежащая аптечная практика. Однако, несмотря на то, что основные положения этого стандарта были утверждены в конце 2006 года, лишь в последние два года начался процесс подтверждения соответствия деятельности аптек этим стандартам, по инициативе самих предприятий.
Цель: Анализ существующей информационной базы в аптеке для последующей разработки стандартных операционных процедур по управлению и обучению персонала.
Введение. В настоящие время все стандарты фармацевтических практик не являются обязательными для выполнения, и не имеют определенных сроков, по истечении которых
предприятия фармацевтической деятельности должны им соответствовать. Единственным достоинством стандарта GPP, который может заинтересовать предприятия, является проведение плановых проверок фармацевтических инспекций один раз в пять лет, а не в три года, как это принято действующим законодательством [1]. Существует три основные причины замедленного процесса «присоединения» аптечных организаций к стандарту GPP: отсутствие «плацдарма» в качестве наличия стандартов ISO 9001:2008, которые приняты повсеместно на фармацевтических промышленных предприятиях; отсутствие системы обучения стандарту надлежащей аптечной практики; слабая поддержка государства в процессе внедрения данного стандарта [3]. В качестве их решения возможны следующие решения: введение стандарта GPP в обязательную практику, включение стандарта GPP в качестве одного из условий соответствия лицензии на фармацевтическую деятельность,
www.kaznmu.kz
проведение тренингов и обучающих семинаров по стандарту GPP [1] .
Для более качественного внедрения стандарта GPP также необходимо подготовить и разработать соответствующую нормативно-документальную базу для системы качества на его основе. Она подразделяется на два вида: внешняя и внутренняя. Внешние документы - нормативные правовые акты, государственные и международные стандарты. На предприятии должно проводиться ознакомление персонала с такими документами, ведение и своевременная актуализация (обновление) данного реестра, наличие во внутренних документах ссылок на внешние документы [3].
Стандарт GPP был разработан с целью обеспечения надлежащего качества фармацевтических услуг, оказываемых аптечными работниками населению Республики Казахстан. Он определяет роль фармацевта в системе здравоохранения и направлен на обеспечение населения качественными, безопасными лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения,
предоставления ему достоверной информации о лекарственном средстве, пропаганду здорового образа жизни и профилактику заболеваний. Данный стандарт призван обеспечить рациональное применение рецептурных лекарственных препаратов, влияние на прописывание и
Таблица 1 - Основные характеристики аптечного пред:
использование лекарственных препаратов, и предоставление информации об имевших место побочных действиях лекарственных препаратов. Данный стандарт предназначен для работников аптек в целях совершенствования качества обслуживания населения и повышения их персональной ответственности. Также, данный стандарт предполагает управление
профессиональной деятельностью персонала аптечной организации и определяет правила и общепринятые «стандарты» выполнения персоналом своих должностных обязанностей. С этой целью, согласно стандарту, необходимо разработать стандартные операционные процедуры (СОП). В данное время в республике имеется 7 аптек, получивших заключение о соответствии СТ РК 16152006 (GPP). Это две аптеки в Алматинской области (ТОО «Кудермед» в г. Талдыкоргане и ИП «Касымбаева Ш.Б.» в г. Есике), а также пять аптек в г. Алматы (ТОО «Аптека плюс», ТОО «Аптека № 2», ТОО «Жайык AS», аптеки № 56, №84) [1]. Нами проведены исследования на предмет готовности аптек к переходу на стандарт GPP. С целью разработки представлены основные характеристики аптечного предприятия (таблица 1) на базе двух аптечных предприятий (условно предприятия А, В).
Характеристика персонала: Аптека А Аптека В
Количество работающих 15 чел 5 чел
Пол: мужской 2 % 0 %
женский 98 % 100 %
Общий стаж работы 25 лет 11лет
Уровень образования:
Средний 20 % 0 %
Высший 80 % 100 %
Характеристика
месторасположения аптеки: Центральный район Спальный район
Город:спальный район
центральный район 30 чел 15 чел
Проходимость (чел/мин)
Характеристика финансовое
положения аптеки: 17 млн 6 млн
Товарооборот
Далее нами были проведены исследования на наличие документации в аптеках, на базе которых должны быть разработаны общие СОПы. Результаты представлены в таблице 2.
www.kaznmu.kz
Таблица 2 - Анализ наличия документов на базе двух аптек
Документы, на которые должны быть разработаны общие СОПы: Документы, имеющиеся в наличии в аптеках
А В
«Управление внешними нормативными документами»; Соответствует Соответствует
«Управление внутренними документами»; Соответствует Соответствует
«Управление справочной информацией о лекарственном препарате»; Соответствует Соответствует
«Правила ведение записей»; Не соответствует Не соответствует
«Самоинспекции»; Не соответствует Не соответствует
«Сопровождение внешних инспекций»; Не соответствует Не соответствует
«Управление отклонениями. Корректирующие и предупреждающие действия»; Не соответствует Не соответствует
«Правила составления и оформления стандартных операционных процедур»; Не соответствует Не соответствует
«Обучение персонала» Не соответствует Не соответствует
Таким образом, проанализировав деятельность двух аптек можно сделать выводы, а том, что аптеки частично готовы, но не соответствуют правила введения документации. Система обеспечения качества в соответствии с правилами Надлежащей аптечной практики гарантирует, что в аптеке все
делается должным образом и неукоснительно выполняются требование законодательства. Внедрение GPP не должно быть самоцелью, главное это реальное улучшение качества работы, поэтому в первую очередь надо обучать и вовлекать в создание системы качества персонал.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1 Скрипачева Л. О внедрении стандарта GPP в Казахстанских аптеках // Эмити Pharm. - 2013. - № 3. - С. 20-23.
2 Батракова Н. Проблемы фармации Казахстана // Эмити Pharm. - 2013. - № 7. - С. 16-19.
3 Стандарт GPP // www.pharmreview.kz (дата обращения: 15/11/2014).
4 Четков Ю. Люди которые делают деньги // Аптеки Казахстана. - 2013. - № 2. - С. 52-55.
5 Насыбуллина Н.М. Психология на службе у фармацевтических работников // Аптеки Казахстана. - 2013. - № 3. -С. 36-39.
А.Р. ШОПАБАЕВА, О.Н. ЕВТУШЕНКО, А.Р. ТУЛЕГЕНОВА
С.Ж. Асфендияров атындагы К,азац ¥лттыц Медицина Университету «Фармацевт - менеджер» ModyAi
КДЗАЦСТАНДЫК; ДЭР1ХАНАНЫН, 0ТКЕЛШЩ ДАЯРЛЬ^ЫНЫН, АНАЛИЗЫ GPP КДЛЫПТАРЫНА
Тушн: Макала даналаптын, фармацевтикалык; кэсшорнынын, еткелшщ сурактарына GPP калыбына арнаулы. бер кез беют- ара Каза;станда GPP калыбынын, осы к^рп саланын, калыбынын, тияна;ты кецшн гана бiреудщ фармацевтикалык ендiрушiсi - как кесек-кесек, олай жэне жумык; компания уделяли. 6ткiздiр-еткiзу анализ KYЙдi жэне ;азак;стандык; дэрiхананын, еткелшщ болаша;тарын GPP калыптарына багалау койды. ТYЙiндi сездер: дэрiхана, GPP, стандартты операциялы; рэсiмдер.
A.R. SHOPABAEVA, O.N. YEVTUSHENKO, A.R. TULEGENOVA
Asfendiyarov Kazakh National Medical University, Module "PharmacistManager» ANALYSIS OF THE TRANSITION READINESS OF KAZAKHSTAN TO THE PHARMACY GPP STANDARDS
Resume: The article is devoted to the transition of retail pharmaceutical enterprises Standard GPP. Since the adoption in Kazakhstan standard GPP attention of modern industry standards paid only some pharmaceutical manufacturers - both large and small companies. The analysis allowed evaluating the condition and prospects of Kazakhstan's transition to standards GPP pharmacies.
Keywords: Pharmacy, GPP, standard operating procedures.