25 (280) - 2012
Анализ видов экономической деятельности
УДК 338.24
АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА*
И. Е. КАРАВАЕВ,
кандидат экономических наук, доцент, статс-секретарь - заместитель министра E-mail: lda@minprom. gov. ru Министерство промышленности и торговли Российской Федерации
Модернизация российской экономики и создание нового облика Вооруженных сил невозможны без инновационного развития предприятий оборонно-промышленного комплекса. В статье проведен анализ основных методов, механизмов и форм государственной поддержки инновационного развития предприятий оборонно-промышленного комплекса, даны предложения по ее совершенствованию и повышению эффективности в современных условиях.
Ключевые слова: оборонно-промышленный комплекс, инновационное развитие, предприятия, государственная поддержка, анализ.
Введение
В России в начале 1990-х гг. в результате стихийной либерализации экономики произошло резкое снижение управляемости научно-промышленной сферой страны, что негативно отразилось в первую очередь на оборонно-промышленном комплексе - главном носителе ее научно-технического, технологического и кадрового потенциала.
* Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ, проекты № 12-06-00052 и № 12-06-00209.
Оборонно-промышленный комплекс, наименее ориентированный на запросы свободного рынка (в силу своей главной функции - производства вооружений и военной техники, основным потребителем которых выступает государство), без адекватной государственной поддержки подвергся существенному сокращению (ориентировочно в шесть раз по сравнению с 1991 г.) [6]. Вместе с тем другой перспективной базы интенсивного экономического подъема, альтернативной оборонно-промышленному комплексу, у России нет. Предприятия оборонно-промышленного комплекса в технологическом и кадровом отношении оснащены лучше, чем в других видах экономической деятельности, их инновационная активность в три раза выше по сравнению с ними [8]. Это позволило оборонно-промышленному комплексу в кризисных условиях 1990-х гг. в основном сохранить свою жизнеспособность, а в дальнейшем перейти на путь восстановительного развития. Оборонно-промышленный комплекс еще способен воспроизводить и воспринимать новейшие научные достижения, доводить их до уровня технических и технологических новшеств. Именно эта задача поставлена перед ним в настоящее время.
Задачи государственной поддержки инновационного развития предприятий оборонно-промышленного комплекса и важнейшие направления ее совершенствования
Высокий уровень адаптивных способностей оборонно-промышленного комплекса предопределил то, что в настоящее время он вновь стал явным лидером всей отечественной экономики, значительно опережая темпы общепромышленного роста. На его долю приходится около 35 % всего российского экспорта машин и оборудования [7]. Предприятия оборонно-промышленного комплекса, обладая передовыми технологиями и инновационной восприимчивостью, способны и призваны играть стратегическую роль не только в реализации военной политики государства, но и в обеспечении нового качества и темпов экономического развития России, укрепляя тем самым состояние ее национальной, экономической и технологической безопасности от проявления целого ряда внешних и внутренних угроз. Эта роль оборонно-промышленного комплекса определяется решающим вкладом его научно-технического, производственного и кадрового потенциалов в обеспечение экономической и военной мощи страны, их способностью обеспечивать обновление производительных сил экономики и противостояние конкурентным достижениям высокоразвитых стран.
Формирование механизмов инновационного развития предприятий оборонно-промышленного комплекса является следствием условий, складывающихся в обществе и национальной экономике. Изучение опыта создания и функционирования аналогичных механизмов в развитых странах позволяет утверждать, что роль государства в решении этой задачи в них чрезвычайно велика. Она заключается в первую очередь в формировании эффективной научно-промышленной политики в высокотехнологичном секторе экономики, в правильном определении ее приоритетов, стратегии и механизмов ее реализации, которые должны быть сконцентрированы на технологическом обновлении производственного аппарата предприятий, создающих продукцию военного назначения.
Правительства ведущих стран Запада оказывают национальным военно-промышленным корпорациям и компаниям всестороннюю государственную поддержку. Как прямую посредством финанси-
рования оборонного заказа, фундаментальных, прикладных исследований, а также модернизации научно-производственной и технологической базы предприятий, так и косвенную, используя при этом такие нерыночные механизмы, как налоговые преференции, льготное долгосрочное кредитование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и военного экспорта, освобождение военной продукции от экспортных пошлин и т. д.
Основными направлениями государственной поддержки военно-промышленных корпораций и компаний в высокоразвитых странах являются:
- бюджетное финансирование приоритетных программ разработки и производства вооружений;
- бюджетное финансирование фундаментальных и прикладных исследований в интересах развития высокотехнологичных отраслей экономики;
- бюджетное финансирование программ разработки критических военных технологий и технологий двойного назначения;
- бюджетное финансирование модернизации научно-производственной и технологической базы военного производства;
- государственная поддержка экспорта высокотехнологичной продукции военного и гражданского назначения, включая долгосрочное льготное кредитование импортеров;
- льготное налогообложение и тарифное регулирование военного производства. Например, по данным Европейской ассоциации
аэрокосмической промышленности, бюджетные ресурсы превышают 50 % общих объемов финансирования отраслевых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проводимых в этой сфере в странах Европейского Союза. В военном секторе этот показатель превышает 75 %, в гражданском - находится на уровне 20-25 %. Особенно мощной поддержкой государства пользуются военно-промышленные корпорации и компании США, в которых до 90 % инвестиционных ресурсов поступает в военное производство в рамках государственного оборонного заказа [6].
Переход предприятий российского оборонно-промышленного комплекса на траекторию устойчивого инновационного роста настоятельно требует, чтобы обоснованная научно-промышленная политика стала основой государственной концепции долгосрочного развития оборонно-промышленного комплекса. Имея главными целевыми ориентирами
повышение экономической эффективности научно-производственной деятельности предприятий комплекса и увеличение ее объемов, она должна обеспечивать сохранение и приумножение их научно-технического и интеллектуального потенциалов. Ядром этой политики должна стать система мер, обеспечивающих прогрессивные структурно-технологические сдвиги на предприятиях оборонно-промышленного комплекса.
Сложность трансформационных сдвигов в оборонно-промышленном комплексе проявляется в необходимости адаптации военного производства к изменяющимся потребностям рынка (государства) и условиям хозяйствования в режиме расширенного воспроизводства, технологического обновления предприятий и их инновационного развития. Для реализации этих целей необходимы как формирование стратегий развития предприятий комплекса, предусматривающих усиление их инновационной активности, концентрацию ресурсов на ключевых направлениях научно-технического прогресса, формирование научно-производственных интегрированных структур, способных конкурировать на внутреннем и внешнем рынках, так и мотивационно действующие организационно-экономические механизмы создания и распространения нововведений. Внедрение таких механизмов требует соответствующих финансовых ресурсов, законодательного обеспечения и опытных кадров, а также государственного стимулирования этой деятельности [3]. Поэтому на первом этапе инновационной модернизации предприятий оборонно-промышленного комплекса необходимо в максимальной степени использовать меры государственной поддержки их инновационной деятельности. Государство в посткризисный период должно оказывать им свою поддержку в необходимых объемах (наличными ресурсами или различными преференциями). В дальнейшем необходимо создание полноценной и действенной правовой среды взаимодействия научных организаций и промышленных предприятий комплекса с негосударственным предпринимательским сектором при проведении исследований и освоении их результатов.
Для инновационной модернизации российского оборонно-промышленного комплекса требуется в разумных пределах усилить регулирующую функцию государства в управлении комплексом. Действенное применение государственных регулирующих инструментов могло бы помочь аккумуляции и целевой
направленности в этот сектор части доходов от экспорта энергоносителей и сырья для формирования финансовой базы, необходимой для инновационного развития предприятий. Эта мера не подразумевает передела собственности. Речь идет об определенном кредите ресурсопроизводящих секторов государству в результате пересмотра системы их налогообложения в интересах укрепления национальной и технологической безопасности страны.
В советское время в оборонно-промышленном комплексе были созданы условия для активной инновационной деятельности, функционировала эффективная государственная система распространения научно-технических новшеств с действенным контролем роста технического уровня производства и установлением ответственности над его обеспечением. Это способствовало высокой эффективности деятельности оборонно-промышленного комплекса в то время. Например, атомная отрасль, обеспечив в советское время страну ядерным оружием и ядерными энергетическими установками, получала из федерального бюджета 1 % от суммарных его расходов, а ее налоговые поступления в бюджет составляли 2,7 % [4].
В начале 1990-х гг., как уже отмечалось, оборонное производство начало резко сокращаться. Только за период с 1992 по 1998 г., когда происходило наиболее интенсивное его падение, общий объем производства продукции, создаваемой оборонно-промышленным комплексом, уменьшился в 4,4 раза (а военной продукции - в 5,4 раза), финансирование оборонной науки сократилось в 50 раз [1, 6].
Предпринятые в начале нового столетия меры позволили оборонно-промышленному комплексу выйти на траекторию восстановительного роста. Однако новые задачи военного строительства настоятельно требуют скорейшего перевода его на траекторию инновационного развития. Это важнейшая государственная задача и, естественно, без осуществления мер государственной поддержки она не может быть решена.
В рыночной экономике движущая сила развития предприятий оборонно-промышленного комплекса -конкуренция, которая заставляет предприятия выбирать более совершенные способы деятельности, гарантирующие им выгодные позиции на рынке, их удержание или расширение. Каждое предприятие оборонно-промышленного комплекса как субъект хозяйствования определяет стратегию своего развития, сообразуясь, во-первых, с общими для всех
правилами хозяйственного поведения, устанавливаемыми законодательно, во-вторых, с собственными интересами, целями и возможностями и, в-третьих, с теми позициями на рынке, которые предоставляет конкурентная борьба. Поэтому необходимость модернизации предприятий оборонно-промышленного комплекса путем перехода на инновационный путь их развития требует создания системы четкого взаимодействия всех участников инновационной деятельности в оборонном комплексе и механизмов их функционирования, адекватных поставленным целям.
Главным звеном этой системы является государство, основными задачами которого являются:
- определение научно-технических и технологических приоритетов развития в условиях ограниченности ресурсов;
- выработка инновационной и научно-промышленной политики, отражающей интересы научных организаций, промышленных предприятий и инвесторов;
- непосредственно бюджетное финансирование так называемых базисных инноваций и доведение их результатов до практического применения;
- создание условий для эффективного функционирования рынка высокотехнологичной продукции.
Приоритеты научно-технологической и промышленной политики государства должны определяться исходя из оценки вклада тех или иных направлений научно-технического прогресса в экономический рост, повышение уровня общественного благосостояния и обеспечение оборонной достаточности [2]. Проблема выбора приоритетов развития оборонно-промышленного комплекса является комплексной, многокомпонентной. Одна ее составляющая является методологической и заключается в формировании системы критериев, правил, принципов, процедур оценки и обоснований отбора наиболее значимых и перспективных направлений научно-технологического развития предприятий комплекса. Другая составляющая -обеспечивающая - заключается в создании наиболее эффективных механизмов достижения целей предприятий оборонно-промышленного комплекса, определенных приоритетными направлениями их деятельности, включая механизмы адаптивного управления и ресурсного обеспечения. Обратная связь между указанными направлениями их деятельности необходима для постоянной и непре-
рывной коррекции самих приоритетов в процессе эволюции технологий и потребностей. И, наконец, третья компонента - реализационная - заключается в непосредственном воплощении путей и способов достижения поставленных целей в системе производства и доведения его результатов до потребителей продукции, создаваемой предприятиями оборонно-промышленного комплекса.
Учитывая отмеченные обстоятельства, вопрос о роли государства в его взаимоотношениях с предприятиями оборонно-промышленного комплекса при определении приоритетов их развития является очень важным. Понятно, что диктат в отношении производителей в рыночной экономической среде невозможен. Государство должно иметь и уметь применять инструменты доминирующего экономического влияния на ситуацию в оборонном комплексе. Необходима четкая фиксация границ и областей интересов государства и коммерческих интересов предприятий оборонно-промышленного комплекса с последующей концентрацией ограниченных государственных ресурсов на тех направлениях, где позиции данных предприятий особенно сильны и существуют реальные возможности их укрепления и дальнейшего развития, а также на тех новых направлениях, развитие которых имеет для страны важное оборонное значение.
Эти области, как и состав приоритетных направлений развития предприятий оборонно-промышленного комплекса, не могут оставаться неизменными в течение длительного периода. Задача государственной научно-промышленной политики состоит не столько в составлении и утверждении перечней приоритетов в области создания высоких технологий и инновационной продукции, сколько в формировании эффективной системы регулирования и самоорганизации высокотехнологичных предприятий, входящих в оборонно-промышленный комплекс. Общественные потребности, трансформируемые в рыночный (государственный) спрос, должны активно влиять на приоритеты развития предприятий комплекса. Вопрос состоит в том, как эффективно совместить рыночные интересы предприятий и потребности государства в создаваемой ими продукции. Для этого требуется действенная система уточнения приоритетов инновационного развития предприятий оборонно-промышленного комплекса на каждом его этапе с учетом достигнутых результатов и его потенциальных возможностей.
Формирование системы приоритетов является комплексной задачей, при решении которой должны быть учтены многие факторы: внешнеполитическая ситуация, уровень национальной безопасности, состояние российской и мировой экономики, региональные проблемы, социальная стабильность в стране и т. д. Приоритеты научно-промышленной политики на федеральном уровне должны согласовываться с интересами регионов страны, учитывать такие ориентиры, как формирование региональных научно-производственных комплексов, сотрудничество их между собой и т. д. Располагая ресурсами, государство может регулировать приток и использование инвестиций, содействовать улучшению внутреннего инвестиционного климата, обеспечивать формирование механизмов многоканального финансирования научно-технической деятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса. Для своевременной корректировки государственных приоритетов научно-технологического развития комплекса необходима система прогнозирования важнейших направлений развития науки и технологий в области создания систем вооружений и военной техники на период не менее 10-15 лет, так как средний жизненный цикл инноваций в России составляет 9,8 года [8].
Государственную поддержку технологического роста предприятий оборонно-промышленного комплекса целесообразно осуществлять главным образом в рамках реализации целевых стратегических проектов или государственных программ создания новых систем вооружения и военной техники. Реализация таких проектов и программ должна предусматривать внедрение в практику государственного регулирования организационно-правовых механизмов государственного и предпринимательского партнерства. При этом государство должно постепенно переходить от практики прямого финансирования научно-технологической сферы деятельности оборонно-промышленного комплекса к усилению косвенных методов регулирования ее развития, обеспечивая предоставление государственных гарантий инвесторам, формируя эффективные механизмы передачи результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполненных за госбюджетные средства, в гражданские сектора промышленности и др.
Научные работы фундаментального характера, проводимые некоторыми предприятиями оборонно-промышленного комплекса, должны координиро-
ваться, по мнению автора, Российской академией наук. Основными рычагами государственного регулирования научно-технологической деятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса должны быть государственный бюджет и государственный заказ на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, наукоемкую продукцию и услуги, реализуемые в рамках государственных контрактов. При этом как в первом, так и во втором случаях должен предусматриваться строгий государственный контроль эффективности и целевого характера расходования средств.
Сформированное в соответствии с перечисленными требованиями вербальное представление об инновационной деятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса направлено на коммерциализацию их научно-технологического потенциала, создание новых систем вооружений и военной техники, а также продукции гражданского назначения.
Государственное регулирование научно-технической деятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса следует признать безусловно необходимым, однако центр тяжести в решении проблемы соотношения государства и рынка нужно перенести на аспекты их взаимной дополняемости, а не противопоставления одного другому. В этом процессе особое значение приобретает создание системы финансирования научно-технической деятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса, составные части которой могут иметь различное экономическое содержание. В нее должны быть включены как обычные кредитные инструменты, программно-целевые субсидии и контракты, так и различные венчурные фонды, которые могут обеспечить весьма значительное финансирование исследований. Следует исходить из того, что взвешенная политика государства в этой сфере увеличивает роль и эффективность рыночных инструментов в экономике, способствует развитию конкуренции и таким путем создает новые возможности для дальнейшего инновационного развития предприятий оборонно-промышленного комплекса.
При этом нужно стремиться к более значительному вводу рыночных механизмов в общий процесс экономического регулирования инновационной деятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса с тем, чтобы достичь поставленных перед ними целей с наименьшими издержками для
потребителей и налогоплательщиков. Хозяйственный механизм в комплексе должен изменяться в направлении совершенствования и уточнения программ научно-технического развития, включая разработку специальных мероприятий в области создания и реализации новых прогрессивных производственных технологий. Для этого следует проводить разработку систем прогнозирования затрат, необходимых для достижения предприятиями комплекса поставленных перед ними целей. При этом роль государства должна быть существенной в оценке возможных прямых и побочных последствий от полученных при этом результатов в случае их осуществления.
В особенности это относится к решению насущных проблем модернизации предприятий в связи с устареванием их основных фондов, износ которых на некоторых предприятиях достиг 70 % [5]. Чтобы решить эту задачу, нужно разработать специальную программу импорта сложной техники на льготных условиях, которая даст предприятиям оборонно-промышленного комплекса возможность не только обновить производство, но и приобрести новейшие образцы современных технологий. Некоторые другие инструменты государственной поддержки инновационной деятельности предприятий в современных условиях включают конкурсный отбор научно-технических проектов как способ создания конкурентной среды и повышения эффективности использования лимитированных финансовых ресурсов, а также государственную аккредитацию научных организаций как метод избирательного финансирования приоритетных инноваций.
Эффективность механизма научно-технологического развития предприятий оборонно-промышленного комплекса напрямую зависит от арсенала инструментов прямой и косвенной поддержки их инновационной деятельности. Причем в последнее время наблюдается четкая тенденция разделения в этой области сфер влияния государства и бизнеса. Прерогативой государства являются образование (подготовка кадров) и фундаментальные крупномасштабные исследования в области обороны и национальной безопасности. Бизнес же должен брать на себя основную долю затрат на прикладную науку и технологии, обеспечивающие главным образом завершающие стадии распространения и коммерческого использования научно-технических и технологических достижений оборонных предприятий.
Арсенал средств поддержки инновационной деятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса достаточно большой. Например, усиление действия рыночных сил для повышения практической значимости научных исследований может быть связано с коммерческим подходом к внедрению научных достижений путем расширения масштабов их патентования и лицензирования. В качестве значительного фактора в этом направлении следует рассмотреть возможность увеличения масштабов венчурного предпринимательства, поскольку рост объема рискованных инвестиций и количества специализированных инновационных фирм способен быстро обеспечить возрастание запросов крупных предприятий оборонно-промышленного комплекса в разработке новшеств и выполнении некоторых этапов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Симптоматично, что США - мировой инновационный лидер - является лидером в масштабах финансирования высокотехнологичного бизнеса путем развития венчурных фондов. В экономическом аспекте выполнение отдельных задач инновационной деятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса сторонними организациями позволяет уменьшать их производственные издержки, повышать качество изделий, сберегать средства на строительстве новых зданий и сооружений, закупке машин и механизмов и на найме дополнительного персонала.
Устойчивость инновационного развития предприятий оборонно-промышленного комплекса в посткризисный период во многом должна быть обусловлена четкой работой национальной финансовой системы. Государство путем использования финансово-кредитных рычагов способно оказать существенное влияние на темпы и направления инновационного развития предприятий оборонно-промышленного комплекса. Государственные финансы имеют большое значение в регулировании их деятельности, стимулировании экономического роста и реализации социальных программ. Для предприятий оборонно-промышленного комплекса особую важность представляет поддержание достаточно высокого объема государственных затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Новые технологии двойного назначения, разработанные в ходе реализации государственных научно-исследовательских программ, являются
национальным достоянием, способным улучшить конкурентный и научно-технический уровни продукции не только военного, но и гражданского назначения, а также общую ситуацию на потребительским рынке. Эти технологии могут применяться в процессных и продуктовых инновациях.
Первое, что нужно сделать для повышения эффективности использования имеющихся на предприятиях оборонно-промышленного комплекса передовых исследований и разработок - это решить ряд организационных задач в наведении должного порядка в учете и оформлении научно-технических достижений, восполнить имеющиеся пробелы в законодательстве в части расширения возможностей передачи закрытых разработок в гражданскую сферу. Для этого необходимо провести их полную инвентаризацию, правильное юридическое оформление прав интеллектуальной собственности и их регистрацию, чтобы документация для распространения нововведений имела законченный товарный вид.
Чтобы обеспечить преемственность в инновационном развитии предприятий оборонно-промышленного комплекса, нужно применять меры прямой и косвенной государственной поддержки высокотехнологичных производств, которые позволяют в большей степени использовать внутренние способности самоорганизации предприятий в условиях, предоставляемых им возможностями экономической самостоятельности, свободы целесообразного выбора форм корпоративного построения и консолидации своих возможностей в борьбе за рынки.
Вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) требует уточнения мер государственной поддержки предприятий оборонно-промышленного комплекса, так как рост российской экономики в условиях глобализации и транснационализации мировой экономики возможен только на основе превращения отечественных предприятий в конкурентоспособные хозяйствующие субъекты, а предприятия оборонно-промышленного комплекса производят продукцию как военного, так и гражданского назначения. На военное производство не распространяются ограничения ВТО по субсидированию промышленности. На производство продукции гражданского назначения ограничения ВТО при вступлении в нее России распространяются, но постепенно. В течение первого года после вступления России в ВТО ни одна внешнеторговая
пошлина не будет снижена. По разным группам товаров предусмотрены переходные периоды от 1 года до 7 лет. В то же время уже через 3 года будут отменены, например, пошлины на компьютеры и элементную базу, снижены пошлины на бытовую электронику и электротехнику [8].
При этом ожидание, что при вступлении России в ВТО в нашей стране начнется бурное развитие высокотехнологичного производства, результаты которого можно будет позднее использовать в военном производстве, весьма проблематично. Транснациональные корпорации осуществляют инвестиции в развитие данных производств в тех странах, которые обладают соответствующими конкурентными преимуществами (дешевой рабочей силой и т. д.). Этот тезис подтверждает пример развития радиоэлектронной промышленности в различных странах. После вступления во Всемирную торговую организацию стран Юго-Восточной Азии и Китая они стали производственной площадкой для многих транснациональных компаний - производителей радиоэлектронной продукции, но только благодаря дешевой рабочей силе, так как существует почти двадцатикратная разница в зарплате конвейерных сборщиков электронных изделий в развитых странах Запада (около 15 евро в час) и, например, в континентальном Китае (около 1 долл. США в час). В то же время средняя заработная плата в данной сфере в России выше, чем в странах Юго-Восточной Азии [8]. Средний возраст работников радиоэлектронной промышленности в указанных странах составляет 20-30 лет, в России - 48 лет, а доля работников в возрасте до 30 лет составляет всего 17 % [9]. Поэтому наибольший объем инвестиций в электронную промышленность в последние годы транснациональные корпорации вкладывают в Китае, Индии и Бразилии, и ожидать, что после вступления в ВТО в нашей стране повторится такая же ситуация, как в указанных странах, не приходится, так как пока российская радиоэлектроника по многим номенклатурным позициям уже не способна конкурировать с зарубежными производителями ввиду отсутствия конкурентных преимуществ [8].
Аналогичная ситуация наблюдается и в других секторах, производящих продукцию военного и гражданского назначения. Например, доля нематериальных активов, которая характеризует техническую оснащенность производства и его информационное обеспечение, являющихся основой научного и отчасти производственного потенциала
предприятий оборонно-промышленного комплекса, составляет всего 1,7 %. В то же время ведущие оборонные предприятия ФРГ имеют в структуре активов 12-17 % их нематериальной составляющей, во Франции - 13-18 %, в Великобритании - 11-19 % и т. д. Эти и многие другие факторы приводят к снижению производительности труда на предприятиях оборонно-промышленного комплекса России. Например, производительность труда в отечественном судостроении составляет менее 7 % от аналогичного показателя в Норвегии и ФРГ [5].
Поэтому с учетом отмеченных обстоятельств перечисленный набор средств поддержки предприятий оборонно-промышленного комплекса необходимо подкрепить государственными мерами поддержки российской экономики на макроуровне. Такими как оздоровление финансовой системы и приведение банковской ставки процента за кредит к приемлемому для долгосрочных инвестиций уровню, проведение реформы налоговой системы в интересах отечественных товаропроизводителей, приближение валютного курса рубля к его реальной покупательной способности и др.
Таким образом, система стимулирования инновационного развития предприятий оборонно-промышленного комплекса должна обеспечиваться комплексом мер, включающим адресную поддержку приоритетных направлений их инновационной деятельности; создание благоприятного экономического климата, усиливающего их заинтересованность во внедрении научно-технических достижений и приток инвестиций в основной капитал; законодательную охрану прав интеллектуальной собственности и др.
Основные меры государственной поддержки инновационного развития предприятий оборонно-промышленного комплекса
Государственная поддержка инновационного развития предприятий оборонно-промышленного комплекса, направленная на усиление стимулирования их инновационной деятельности, может осуществляться различными мерами и их сочетаниями по разным направлениям. Рассмотрим основные направления и меры такой поддержки.
Льготное налогообложение и кредитование: - исключение из налогооблагаемой базы полностью или частично той части полученного
дохода, которая идет на инвестиции в собственное технологическое развитие предприятий оборонно-промышленного комплекса, т. е. на их техническое перевооружение;
- предоставление потребителям продукции оборонных предприятий целевых инвестиционных налоговых кредитов, в том числе и синдицированных, на условиях их возврата;
- перечисление части доходов предприятий комплекса не в доходную часть федерального бюджета, а на специальные счета их развития;
- освобождение (полностью или частично, на определенное время) предприятий оборонно-промышленного комплекса от уплаты налогов в федеральный или местный бюджеты в случае, если эта мера способствует созданию принципиально новых образцов вооружений и военной техники;
- установление для предприятий комплекса, обладающих крупной научно-экспериментальной базой в общей структуре основных производственных фондов, такого порядка налогообложения основных фондов, землепользования и т. д., который позволял бы им направлять дополнительные финансовые ресурсы в инвестиции в основной капитал, поддерживая тем самым конкурентоспособность создаваемой ими продукции на внутреннем и внешнем рынках. Бюджетное дотирование - предоставление
целевых бюджетных дотаций предприятиям оборонно-промышленного комплекса, осуществляющим перспективные разработки и производство
наукоемкой продукции для военных нужд. Таможенное регулирование:
- таможенная защита внутреннего рынка для тех предприятий, которые способны на качественно новой основе заполнить внутренний рынок высокотехнологичной продукции гражданского назначения российскими образцами своего производства (в первую очередь это касается электроники, бытовой техники и оргтехники);
- снижение таможенных пошлин или освобождение от них на ввозимое высокотехнологическое оборудование, не производимое в нашей стране, но необходимое для модернизации предприятий оборонно-промышленного комплекса. Эффективная амортизационная политика:
- использование нелинейной (прогрессивной) шкалы амортизационных списаний, при которой большая часть стоимости приобретенных
предприятиями оборонно-промышленного комплекса основных средств списывается в начальный период их эксплуатации (не позднее срока их морального износа); отнесение ускоренных амортизационных списаний на финансовые результаты деятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса с соответствующим уменьшением налогооблагаемой прибыли; усиление контроля и ужесточение санкций за нецелевое использование амортизационных средств.
Совершенствование системы ценообразования на продукцию, создаваемую предприятиями оборонно-промышленного комплекса - установление и применение правил полной капитализации затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, включая затраты на приобретение лицензий, патентов и т. п. для поставок продукции вне рамок государственного заказа.
Законодательная поддержка институциональных преобразований в оборонно-промышленном комплексе - поддержка различных форм производственно-финансовой интеграции предприятий комплекса.
Поддержка деятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса на мировом рынке -оказание протекционистской поддержки продвижению создаваемой ими конкурентоспособной продукции на мировом рынке.
Нормативно-правовое регулирование и администрирование:
- разрешение предприятиям оборонно-промышленного комплекса, находящимся в государственной собственности, реализации в установленном порядке излишних ликвидных запасов технологического оборудования и площадей для собственного развития; предоставление предприятиям отсрочек по уплате налогов в случае задержки оплаты выполненного государственного заказа; создание на коммерческой основе государственной сети (с правом последующей приватизации) инновационно-внедренческих и информационных центров для передачи и распространения разработок предприятий оборонно-промышленного комплекса в области новых технологий в другие сферы российской экономики; вытеснение устаревших технологий, используемых предприятиями оборонно-промышленного
комплекса, с помощью установления государством нормативных сроков их использования исходя из целей ресурсосбережения, экологии и т. п.;
- изменение действующего порядка процедуры банкротства предприятий комплекса, поскольку это часто разрушает сложившуюся в нем технологическую кооперацию;
- установление порядка, гарантирующего предприятиям, обладающим наиболее важными, так называемыми критическими и ключевыми технологиями, определенную долю прибыли от их использования высокоприбыльными коммерческими организациями (операторами систем связи, навигации и т. п.);
- формирование и стимулирование платежеспособного спроса на товары и услуги, создаваемые оборонными предприятиями, как основы восстановления их финансового, кадрового и научно-производственного потенциалов;
- предоставление негосударственным предприятиям оборонно-промышленного комплекса прав на результаты исследований и разработок, полученных по финансируемым государством программам или федеральным целевым программам;
- расширение области использования предприятиями комплекса различных финансовых технологий, таких, например, как лизинг, венчурные фонды и др.
Патентно-лицензионная деятельность в целях
распространения нововведений:
- передача некоторым предприятиям лицензий на новые разработки в долг, на условиях возмещения затрат из их будущей прибыли или на других взаимно согласованных условиях;
- развитие сети организаций технологического лицензирования, обслуживающей предприятия оборонно-промышленного комплекса для передачи результатов их исследований и разработок в различные сектора экономики России;
- определение и указание в заданиях на новые исследования и разработки по оборонной тематике возможности двойного (военного и гражданского) применения полученных результатов, а также сведений о будущей утилизации создаваемой предприятиями оборонно-промышленного комплекса продукции. Участие в проектах, результаты которых
имеют двойное применение:
- селекция оборонных исследований и разработок, имеющих двойное применение, и доработка (переработка) технической документации для многоцелевого использования полученных оборонными предприятиями результатов в гражданской сфере;
- создание системы распространения научно-технических и технологических новшеств, стимулирование передачи более совершенных технологий двойного применения из оборонно-промышленного комплекса в гражданское производство.
Более активная адаптация предприятий к региональным условиям их деятельности - стимулирование закрепления высококвалифицированных кадров на предприятиях оборонно-промышленного комплекса, их переподготовка, обучение и привлечение молодых специалистов для работы по новым технологиям.
Страхование рисков инновационной деятельности предприятий - включение в стоимость инновационных проектов, осуществляемых предприятиями оборонно-промышленного комплекса, страховых взносов как платы за риски при их реализации.
Стимулирование инновационной деятельности предприятий:
- использование различных мер стимулирования инновационной деятельности предприятий на всех этапах жизненного цикла разработки и производства наукоемкой продукции, включая фундаментальные исследования;
- предоставление государственных гарантий предприятиям, осуществляющим инновационную деятельность.
Фундаментальные и поисковые исследования на ряде наиболее приоритетных направлений, определяющих основы технологического развития предприятий оборонно-промышленного комплекса и уровень обороноспособности страны, должны получать прямую финансовую поддержку государства. Главным предметом внимания государства и предприятий должна быть конкурентоспособность наукоемких производств.
К государственным приоритетам и объектам непосредственной поддержки в научно-инновационной сфере следует отнести следующие:
- содействие развитию научно-инновационной инфраструктуры предприятий оборонно-промышленного комплекса - уникальных объектов
научно-экспериментальной базы, информационного обеспечения исследований и разработок, обмена научно-технической информацией, гибких организационных структур, содействующих их инновационному развитию;
- участие государства в формировании крупных научно-производственных комплексов (интегрированных структур), региональных инновационных сетей и кластеров, позволяющих концентрировать научный и производственный потенциалы предприятий оборонно-промышленного комплекса на всех стадиях инновационного цикла и обеспечивать их эффективное развитие в посткризисный период;
- закрепление прав предприятий оборонно-промышленного комплекса на результаты своей научно-технологической деятельности в интересах обороны и национальной безопасности, которые государство само будет доводить до промышленного применения в других сферах российской экономики. В иных случаях именно предприятия оборонно-промышленного комплекса, разрабатывающие наукоемкую продукцию гражданского назначения, должны обладать исключительными правами на результаты своей научно-технологической деятельности. Таким образом, можно активизировать их инновационную деятельность и развить научно-технологический потенциал оборонно-промышленного комплекса. Используя финансовые механизмы, государство имеет возможность воздействовать на формирование основного капитала (средств производства) предприятий оборонно-промышленного комплекса посредством осуществления целенаправленных инвестиционных программ. Также государственные средства могут быть направлены в форме субсидий, дотаций и кредитов предприятиям оборонно-промышленного комплекса для поддержки производства новой продукции и разработки новых технологий [10].
Важную роль в стимулировании инновационной деятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса в посткризисный период призвана играть налоговая политика, проводимая государством в отношении производства продукции военного и гражданского назначения, создаваемой на данных предприятиях. Эффективным способом повышения инновационной активности предприятий комплекса является использование методов
экономического стимулирования нововведений, основанных на сравнении затрат и полезного эффекта от перехода к новой технологии, использования новых материалов и т. п.
В качестве конкретных мер стимулирования данной деятельности для инновационной модернизации предприятий оборонно-промышленного комплекса в современных условиях целесообразно использовать:
- налоговые скидки на амортизационные отчисления и ускоренную амортизацию для проектов, открывающих новые направления развития предприятий оборонно-промышленного комплекса. Этот метод позволит предприятиям снизить затраты в первые годы периода отдачи с капитала и повысить их заинтересованность в своей модернизации;
- налоговые скидки в течение первой половины срока реализации инновационного проекта с последующим повышением базовой налоговой ставки во второй половине этого срока, чтобы не изменяя общую сумму выплачиваемых налогов, дать возможность предприятиям комплекса увеличить чистый дисконтированный доход на 8-9 %. Совместное применение метода ускоренной амортизации и стимулирующей налоговой политики способствует увеличению чистого дисконтированного дохода на 10-11 % [11];
- налоговые скидки на инвестиции и текущие расходы предприятий оборонно-промышленного комплекса в ходе реализации особо важных инновационных проектов. Здесь могут применяться льготы двух видов: полное освобождение от налогов в течение определенного срока (2-3 года) или скидки в начале периода реализации проекта с последующим повышением налоговой ставки для компенсации недобора налоговых сборов;
- улучшение условий инвестирования инновационной деятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса путем снижения кредитных ставок, в частности ставки рефинансирования. Это делает капитал более доступным, а инвестирование менее рискованным, что в свою очередь сказывается на повышении эффективности инновационных проектов, осуществляемых предприятиями оборонно-промышленного комплекса. Большая роль в инновационном развитии предприятий оборонно-промышленного комплекса при-
надлежит страховым организациям, которые в этом процессе играют посредническую роль, создавая его финансовую основу, так как многие инновационные проекты характеризуются весьма высоким уровнем риска и их осуществление невозможно без надежной страховой гарантии.
Таможенная политика как часть внешнеторговой деятельности государства, регламентирующая объем, структуру и условия экспорта и импорта товаров, является важнейшим составным элементом механизма государственной поддержки инновационного развития предприятий оборонно-промышленного комплекса. Высокие таможенные пошлины часто используются для ограничения импорта ряда изделий, которые могут конкурировать с продукцией, производимой внутри страны. Однако их слишком широкое применение создает опасность для развития свободной конкуренции, что особенно нежелательно при разработке и внедрении прогрессивных производственных технологий и новой продукции. В связи с этим в настоящее время применяются различные структуры ставок таможенных тарифов. Простые (одноколонные) тарифы предусматривают применение единой ставки к товарам данного типа, независимо от страны производства. Сложные (многоколонные) тарифы включают несколько ставок на один и тот же товар в зависимости от страны его происхождения. При этом используется разделение ставок на автономные, конвенционные и автономно-конвенционные. Автономные ставки устанавливаются государством в одностороннем порядке, конвенционные - в соответствии с договорами, заключенными между странами. Как правило, ставки конвенционного тарифа оказываются ниже ставок автономных. Применение автономно-конвенционных тарифов позволяет государству гибко изменять ставки на ввозимые товары в зависимости от изменения содержания торговых соглашений со странами-импортерами и характера импортируемых товаров. Заключение подобных соглашений и их неукоснительное выполнение может существенно влиять на инновационную деятельность предприятий оборонно-промышленного комплекса.
Экономическое пространство оборонно-промышленного комплекса становится все более сложным благодаря созданию интегрированных структур, которые обладают хорошими возможностями для разработки прогрессивных производственных технологий и инновационной продукции,
позволяют найти наиболее эффективные способы их реализации.
Применение мер государственной поддержки инновационного развития предприятий оборонно-промышленного комплекса зависит от многих факторов, в том числе:
- оборонной значимости создаваемой ими продукции;
- форм собственности предприятий;
- специфики производства продукции (мелкосерийное, многономенклатурное и т. д.);
- продолжительности производственного цикла создания продукции и др.
Поэтому в отраслях оборонно-промышленного комплекса применяются различные меры государственной поддержки инновационного развития предприятий и в разных объемах. Например, в радиоэлектронной промышленности в 2010 г. были оказаны меры государственной поддержки 17 предприятиям, в том числе только государственные гарантии были предоставлены на сумму 5,46 млрд руб. [9].
Заключение
Задача ускорения инновационного развития предприятий оборонно-промышленного комплекса должна решаться путем осуществления управляющих воздействий на различные направления их деятельности: организация эффективного производства инновационной продукции; осуществление централизованно управляемой структурной трансформации оборонно-промышленного комплекса, модернизация его предприятий и др.
Проблема обеспечения эффективности инновационного развития предприятий оборонно-промышленного комплекса должна решаться путем комбинирования его рыночного и централизованного регулирования. Важнейшей формой такого регулирования являются, по мнению автора, меры государственной поддержки инновационного развития предприятий оборонно-промышленного комплекса.
Список литературы
1. Воробьев В. В. Финансово-экономическое обеспечение оборонной безопасности России: проблемы и пути решения. СПб: СПбГУЭФ, 2003.
2. Караваев И. Е. Оценка потенциальных возможностей ОПК России и основные направления его развития в современных условиях. М.: Минп-ромторг России, 2010.
3. Караваев И. Е. Некоторые аспекты организации инновационной деятельности в оборонно-промышленном комплексе Российской Федерации // Федеральный справочник «Оборонно-промышленный комплекс России». 2011. Т. 7. URL: http:// federalbook. ru/projects/projects/arhiv. html.
4. О Федеральной целевой программе конверсии оборонной промышленности на 1995-1997 годы: постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.1995 № 1274.
5. Овечкина Г. В. Методология управления рисками инновационной деятельности на предприятиях оборонно-промышленного комплекса. М.: ЦНИИ «Центр», 2011.
6. Стокгольмский международный институт исследования проблем мира - http: //www.sipri.org.
7. Хрусталёв Е. Ю. Экономический анализ и методология измерения национального оборонного потенциала России и ведущих государств мира // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012.№ 8.
8. Центр Анализа Стратегий и Технологий -http://www. cast. ru.
9. Якунин А. С. Итоги работы радиоэлектронной промышленности в 2010 году и основные задачи на 2011 год // Электронная промышленность. 2011. № 1.
10. Якунин А. С. Основные направления инновационного развития радиоэлектронного комплекса // Электронная промышленность. 2011. № 2.
11. Defense News - http://www. defensenews.
com.