АНАЛИЗ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ В ПОКАЗАТЕЛЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА
Раджабова Л.Г., Гайдарова Н.М.
ЧОУ ВО «Социально-педагогического института», Дербент
Аннотация: В статье представлен анализ понятия профессиональной идентичности личности студента, являющейся критерием и результатом его успешной адаптации к учебной и профессиональной деятельности. В статье также уделяется внимание гендерным различиям в формировании профессиональной идентичности.
На основе эмпирического исследования, выявлены различия в формировании различных элементов профессиональной идентичности у юношей и девушек студенческого возраста. Выявленные гендерные различия в формировании профессиональной идентичности, позволят учитывать их на профессиональной основе при построении образовательной, социокультурной среды вуза.
Ключевые слова: идентичность, идентификация, профессиональная идентичность, гендерные различия, гендер, личность, социокультурная среда, социокультурная идентичность.
ANALYSIS OF GENDER DIFFERENCES IN THE INDICATORS OF PROFESSIONAL IDENTITY OF UNIVERSITY STUDENTS
Radjabova L.G., Gaidarova N.M.
PEI HE «Socio-pedagogical institute», Derbent
Annotation: The article presents an analysis of the concept of professional identity of a student's personality, which is the criterion and result of his successful adaptation to educational and professional activities. The article also pays attention to gender differences in the formation of professional identity.
On the basis of empirical research, differences in the formation of various elements of professional identity among young men and women of student age are revealed. The revealed gender differences in the formation of professional identity will allow us to take them into account on a professional basis when building the educational, socio-cultural environment of the university.
Keywords: identity, identification, professional identity, gender differences, gender, personality, socio-cultural environment, socio-cultural identity
Хорошо сформированная профессиональная идентичность студентов служит показателем готовности к профессиональной деятельности в определенной области, а также является прочной основой для реализации их профессиональной значимости и личностного развития в целом. Профессиональная идентичность рассматривается как один из факторов, определяющих оптимальный уровень учебной деятельности студентов.
Кризис идентичности оказывает влияние на успешность педагогической и профессиональной деятельности, способность студентов адаптироваться к образовательной среде и формировать мотивацию, необходимую для достижения успеха, как в учебе, так и в будущей карьере. Проблема профессиональной идентичности рассматривается в сочетании с анализом исходных понятий «профессиональная идентичность», «идентификация» и «гендерные различия». Эти понятия формируют терминологическое пространство исследования.
Проблема профессиональной идентичности, ее практико-ориентированная направленность, структурные компоненты и их описание, методы и формы ее развития изучаются в работах таких отечественных и зарубежных ученых, как: С.В. Анищенко, А.А. Азбель, Л.Н. Вавилов, И.Н. Галасюк, Л.А. Григорович, Е.Ф. Зеер, З.В. Ермаков, В.А. Кузьмина, В.М. Просеков, Н.Л. Регуш, Е. Тоффлер, В.Д. Шад-риков, Л.Б. Шнайдер, О.И. Шутова, Е. Эриксон и др.
В большинстве научных исследований профессиональная идентичность рассматривается как личностный компонент, обеспечивающий успешную профессиональную адаптацию личности и интерес к профессии, а также как один из показателей профессиональной пригодности, внутренний регулятор, обеспечивающий самоидентификацию и ее развитие в профессиональной сфере[5, С.37].
В данной статье профессиональная идентичность понимается как атрибут личности, включающий в себя совокупность ценностных, мотивационных, когнитивных и личностных черт, способствующих его идентификации с профессией, принятию профессиональных ценностей и норм, стремлению достичь определенного уровня профессионализма в рамках данной профессии.
Идентичность можно трактовать как соответствие образа «Я» человека его жизненному воплощению в различных сферах, в том числе и профессиональной. Профессиональная идентичность непосредственно связана с профессиональной идентификацией студента, под которой понимается система методов целенаправленного прямого и опосредованного воздействия на личность студента, профессиональное мировоззрение, мотивы профессионального развития и саморазвития в условиях образовательного пространства вуза.
Профессиональную идентичность можно рассматривать как результат обучения студента в вузе, объективный и субъективный опыт его единства с профессиональной группой и профессиональной средой, трудовой деятельностью, профессиональной фигурой, обусловливающий преемственность профессиональных характеристик личности (норм, ценностей, мировоззрений, переживаний, ролей и статусов) [1, С. 59].
На профессиональную идентичность личности в значительной степени влияет социокультурная среда, в которой происходит процесс профессиональной идентификации. Социокультурная идентификация понимается как целенаправленное, комплексное воздействие социокультурной среды вуза на социокультурное, этическое и профессиональное поведение и компетентность личности будущего специалиста.
Процесс формирования профессиональной идентичности у студентов в вузе связан с приобретением «Я» в профессии, системы представлений о себе в профес-
сии, на основе которых студенты будут строить свое взаимодействие с другими людьми в рамках профессии, определять свое место в мире профессий [4 С.18].
В исследовании рассматриваются особенности профессиональной идентичности студентов в процессе обучения в вузе, основанные на гендерных различиях. Профессиональная идентичность связана с гендерной идентичностью, под которой понимается основной структурный компонент социальной идентичности, характеризующий индивида с точки зрения его принадлежности к мужской или женской группе.
Гендерные особенности личности оказывают влияние на развитие как социокультурной, так и профессиональной идентичности. Они связаны с самооценкой, самоконтролем и рефлективностью [2, С84]. Успешность социально-психологической адаптации в рамках профессиональной деятельности во многом зависит от принятия своей гендерной идентичности, гендерных моделей поведения и ценностных ориентаций в профессиональной деятельности.
Анализ большого количества теоретических и практических материалов по проблеме профессиональной идентичности, позволяет выделить три основных структурных компонента, которые будут служить критериями формирования профессиональной идентичности:
• ценностный компонент включает представления студентов о ценностях, связанных с выбранной профессией, а также о смыслах и идеалах, связанных с выбранной профессией, и интеграцию профессиональных ценностей в общую ценностную картину мира;
• когнитивный компонент включает в себя знания, способствующие процессам развития и саморазвития, выступающие ведущим условием развития компетенций и компетенций в процессе профессионального обучения;
• личностный компонент включает в себя необходимые умения и качества личности, необходимые для будущей профессиональной деятельности, а также формирование относительно устойчивого образа себя в профессии («Я»- концепция) [3, С.216].
Основой настоящего исследования послужил ЧОУ ВО «Социально-педагогический институт». В исследовании приняли участие 185 студентов, обучающихся по направлению подготовки: 44.03.01 «Педагогическое образование». Среди студентов было 120 девушек и 65 юношей. Столь значительные гендерные различия в выборке можно объяснить популярностью педагогического образования среди девушек и снижением интереса к ней со стороны юношей.
Методы исследования включали следующие диагностические методики: методику изучения профессиональной идентичности (МИПИ) ЛБ. Шнайдера, опросник профессиональной идентичности, разработанный А.А. Озериной и методику изучения статусов профессиональной идентичности А.А. Асабелла. Выбор данных методов диагностики был обусловлен тем, что именно эти методы помогли выявить профессиональную идентичность студентов.
Анализируя результаты диагностического исследования в соответствии с методикой изучения статусов профессиональной идентичности А.А. Асабелла, было выявлено, что только 12,90% юношей и 15,00% девушек имели ярко выраженный
статус хорошо сформированной профессиональной идентичности. У 14,52% юношей и 20,83% девушек этот фактор проявлялся умеренно. Для этой группы юношей и девушек характерен осознанный выбор дальнейшего личностного развития в рамках выбранной ими профессии.
При этом они уверены в правильности своего выбора и профессионального будущего в целом. Респонденты этой категории уже прошли через «кризис выбора» или «кризис идентичности». Они сформировали систему знаний о себе, профессиональных ценностях и жизненных убеждениях.
Стоит отметить, что хорошо сформированная профессиональная идентичность более характерна для девушек, что в свою очередь свидетельствует о том, что девушки более социально и профессионально адаптированы. Можно также предположить, что социокультурная среда вуза, определяемая взаимодействием и сотрудничеством всех субъектов образовательного процесса оказала положительное влияние на динамику мировоззренческих установок и ценностей данной группы студентов, способствуя тем самым формированию профессиональной идентичности личности студента.
Расплывчатое и навязанное состояние профессиональной идентичности было выявлено у 43,38% юношей и 43,43% девушек. Состояние неопределенности данной категории респондентов характеризуется тем, что студенты не имеют карьерных целей и планов, а также не пытаются их определить, выстроить свои варианты профессионального развития. Выбирая будущую профессию, они не соотносят ее со своими навыками и умениями.
Вынужденное или навязанное профессиональное состояние преобладает примерно у 11,28% юношей и 10,1% девушек и характеризуется тем, что респонденты принимают все основные жизненные решения под влиянием родителей, друзей, учителей и других близких, в то время как самостоятельный выбор всегда вызывает у них проблемы. Юноши и девушки в этом статусе практически не испытывают тревоги за свое профессиональное будущее, поскольку их профессиональный выбор характеризуется последовательностью и стабильностью.
Кризис в выборе профессии был выявлен у 24,20% юношей и 20,83% девушек. Эта категория студентов избегает вопросов выбора будущей профессии и связанных с ней ценностей. Они делают акцент на удовлетворенности, связанной с различными удовольствиями, что, несомненно, влияет на успешность их учебной деятельности.
Данные исследования свидетельствуют о том, что 35,83% девушек и 27,42% юношей характеризуются доминирующим статусом хорошо сформированной профессиональной идентичности. Значительно больше девушек (на 8,41%) имеют лучшую социальную адаптацию, чем юноши, так как не подвержены негативным внешним социальным влияниям, а также уверены в себе и сознательно подходят к выбору будущей профессии.
Тревожным фактором является то, что статус неопределенной профессиональной идентичности доминирует у 37,10% юношей и 33,33% девушек. Это может свидетельствовать о том, что пройденная студентами образовательная про-
грамма и, не оказала существенного влияния на процесс их профессиональной идентификации.
Значимость различных профессиональных ценностей для будущего социокультурного развития личности студента определялась с помощью специально разработанной анкеты. Оценка значимости профессиональных ценностей юношами и девушками также существенно различается. Юноши отдают приоритет таким ценностям, как знания, адекватная оплата труда, положительная оценка труда руководителями (что свидетельствует о преобладании внешнего локуса контроля), престиж профессии, интегрированные профессиональные навыки, возможность карьерного роста.
В то время как девушки придают большее значение положительной оценке результатов своей работы сверстниками (что также свидетельствует о преобладании внешнего локуса контроля), профессиональным знаниям, престижу профессии, адекватной оплате труда, положительной оценке преподавателя.
Следует отметить, что знания, способствующие профессиональному развитию и саморазвитию, получили высокую оценку подавляющего большинства студентов независимо от их пола.
Возможность профессионального общения в коллективе важна для большинства девушек (61,66%) и только для трети юношей (38,71%). Приобретение профессиональных связей важно для юношей (59,67%) и не так важно для девушек (35%). Творческий характер труда значим для девушек (77,50%) и менее значим для юношей (38,71). Этим фактом можно объяснить тенденцию к успешному трудоустройству девушек в образовательные учреждения по сравнению с юношами.
Расставленные студентами приоритеты свидетельствуют о том, что юноши отдают значительный приоритет материальному достатку, в то время как девушки отдают предпочтение возможностям саморазвития в рамках профессии и ее значимости для окружающих. Приоритет, отдаваемый как юношами, так и девушками важности получения глубоких профессиональных знаний, свидетельствует о влиянии сформировавшейся профессиональной идентичности на активность личности по отношению к профессиональным компетенциям, приобретенным в процессе обучения в вузе. Можно предположить, что чем глубже студенты понимают сущность выбранной профессии и удовлетворены своим профессиональным выбором, тем успешнее овладение компетенциями.
Результаты диагностического исследования в рамках разработанного А.А. Озериной опросника профессиональной идентичности свительствуют, что около половины юношей (54,84%) и девушек (55,00%) имеют определенные профессиональные планы, осознают свое профессиональное будущее и желают реализовать карьеру, в то время как другая половина респондентов не имеет четких и структурированных планов относительно будущей карьеры и не уверена в их осуществимости, что, несомненно, является тревожной тенденцией. Подавляющее большинство девушек (67,50%) имеют собственные обдуманные и независимые образовательные и профессиональные планы, в то время как большинство юношей (56,45%) предпочитают социально желательные заимствованные планы.
Большинство юношей, а именно 80,65%, и только 61,66% девушек эмоционально удовлетворены своим профессиональным выбором, и готовы заниматься своей профессией в будущем. Стоит отметить, что именно юноши чаще воспринимают выбранную профессию, как способ самореализации. Именно эмоциональное восприятие будущей профессии является основой успешной адаптации к будущей профессиональной деятельности.
Большинство девушек, а именно 57,50% и всего 41,94% юношей, характери-
и 1 и и и и
зуются активной профессиональной позицией, понимают свой статус в будущей профессии, идентифицируют себя с профессией, демонстрируют принадлежность к определенной профессиональной группе. В то же время определенная профессиональная установка в большей степени проявляется у девушек, так как они более инициативны.
Профессиональный статус у девушек (74,17%), в отличие от юношей (51,61%), является независимым. Адекватная оценка собственных профессиональных возможностей и возможностей в реализации профессиональных целей характерна для подавляющего большинства юношей (91,94%) и девушек (91,66%). Ровно половина девушек и примерно столько же юношей (46,66%) приписывают своей профессиональной группе положительные характеристики.
Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что большинство юношей эмоционально удовлетворены своим профессиональным выбором, в то время как другие структурные компоненты профессиональной идентичности в значительной степени сформированы у девушек, а значит, они проявляют большую готовность к будущей профессиональной деятельности, поскольку рассматривают профессиональную идентичность как один из компонентов профессиональной компетентности. В целом исследование позволило:
- провести теоретический анализ работ отечественных и зарубежных исследователей по рассматриваемой проблеме, сформулировать определение профессиональной идентичности на основе различных концепций;
- выявить специфику формирования профессиональной идентичности у юношей и девушек на эмпирическом уровне;
- выявить на основе анализа эмпирических данных, что половина студентов независимо от пола имеют хорошо сформированную профессиональную идентичность; остальные студенты должны быть убеждены участниками социокультурной
и и 1 и 1 и
среды вуза в овладении двойной профессией, профессиональной переподготовки; профессиональная переподготовка позволит им актуализировать себя не только в рамках педагогической профессии, но и в рамках другой выбранной сферы профессиональной деятельности.
Литература:
1. Дементий, Л.И. Субъектность как фактор личностного развития на этапе самореализации // Л.И. Дементий, А.А. Маленов. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020.
2. Когнитивная и мотивационно-смысловая сферы личности : монография / Р.Н. Абрамишвили, А.Ф. Ануфриев, Е.В. Бутовская: Москва : МПГУ, 2020. - 193 с.
3. Нарбут, Н.П. Ценностные ориентации и социальное самочувствие студенчества: результаты исследовательского проекта : монография // Н.П. Нарбут, И.В. Троцук. - Москва : РУДН, 2017. - 400 с.
4. Пантелеева О.Л. Взаимосвязь компонентов самореализации и самоактуализации студентов // Акмеология. 2019. - №1
5. Юсупов, П.Р. Психологические характеристики профессиональной идентичности студентов//П.Р. Юсупов, Т.А. Мардасова. Психолог. 2017.-№4.
References:
1. Dementiy, L I. Subjectivity as a factor of personal development at the stage of self-realization // L.I. Dementiy, A.A. Malenov. Bulletin of the Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics. 2020.
2. Cognitive and motivational-semantic spheres of personality: monograph / R.N. Abramishvili, A.F. Anufriev, E.V.Butovskaya: Moscow:MPSU, 2020 -193 p.
3. Narbut, N. P. Value orientations and social well-being of students: results of the
research project: monograph // N P. Narbut, I.V. Trotsuk. - Moscow: RUDN, 2017. - 400 p.
4. Panteleeva O. L. Interrelation of components of self-realization and self-actualization of students. 2019. - №1
5. Yusupov, P. R. Psychological characteristics of professional identity of students // P.R. Yusupov, T.A. Mardasova. Psychologist. 2017.- №4.